Гончаров - критик: критический этюд «Мильон терзаний» на пьесу Грибоедова «Горе от ума. Гончаров - критик: критический этюд «Мильон терзаний» на пьесу Грибоедова «Горе от ума Отношение гончарова к чацкому

Сочинение

Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом- это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер». Он искренний и горячий деятель. Чацкий рвется к «свободной жизни» и требует «службы делу, а не лицам».

Всякий шаг, почти всякое слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье, раздроженнго какою-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье. До других ему дела нет.

Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний».

«Мильон терзаний» и «горе»!- вот что он пожал за все, что успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов. Он чувствовал свою силу и говорил уверено. Но борьба его истомила. Чацкий, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе- и наносит удар всем, но не хватило у него мощи против соединенного врага. Он впадает в преувеличения, почти в нетрезвость речи, и подтверждает во мнении гостей распущенный Софьей слух о его сумасшествии.

Он перестал владеть собой и даже не замечает, что он сам составляет спектакль на бале. Александр Андреевич точно « сам не свой», начиная с монолога «о французике из Бордо»,- и таким остается до конца пьесы. Впереди пополняется только «мильон терзаний».

Если бы у него явилась одна здоровая минута, если бы не жег его «мильон терзаний», он бы, конечно, сам сделал себе вопро c: «Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму?» И, конечно, не нашел бы ответа.

Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную. Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком. Чацкий требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Его идеал «свободной жизни» определителен: это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода - «вперить в науки ум, алчущий познаний»…

Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. И кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела- будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике- на группировались люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к «свободной жизни» вперед и вперед- с другой.

Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состариться когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия.

Как оценивают Гончаров и Пушкин Чацкого, Софью, других героев комедии, художествен­ное мастерство писателя?

Софью отличает, как сказал И. А. Гончаров, «смесь хороших инстинктов с ложью… путаница понятий, ум­ственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является в ней как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физио­логии прячется что-то свое, горячее, нежное, даже меч­тательное». Личный, немалый потенциал Софьи пока в отношениях с подлинными, а не мнимыми нравствен­ными ценностями не имел поводов проявиться. Буду­щее героини неопределенно.

И. А. Гончаров писал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, за­прятавшийся в пословицу: “Один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передо­вой воин, застрельщик и – всегда жертва».

И все-таки писатель всем ходом действия доказывает, что абстрактные романтические суждения о благе не­сколько обесцениваются неумением героя разобраться в конкретных, не таких уж сложных обстоятельствах.

Чацкий обвиняет Софью в том, чего она не соверша­ла: «Зачем меня надеждой завлекли?» В статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров писал, что в этом случае Чац­кому «изменяет не только ум, но и здравый смысл». Как справедливо заметил А. С. Пушкин, нет большого ума в попытках героя проповедовать свои идеи среди невеже­ственных людей, которые их не могут воспринять, но на­строены заранее враждебно. Однако автору важно, чтобы обличительные монологи Чацкого все-таки прозвучали. В них «век нынешний» проявляет себя в полной мере.

Здесь искали:

  • композиция комедии горе от ума Пушкин Гончаров
  • сопастовление горе от ума пушкин и гончаровым
  • что гоыррит гоняаров о чацком

Комедия "Горе от ума" - знаменитое произведение А. С. Грибоедова. Сочинив его, автор мгновенно встал в один ряд с ведущими поэтами своего времени. Появление этой пьесы вызвало живой отклик в литературных кругах. Многие спешили высказать свое мнение по поводу достоинств и недостатков произведения. Особенно горячие споры вызвал образ Чацкого - главного героя комедии. Описанию этого персонажа будет посвящена данная статья.

Прототипы Чацкого

Современники А. С. Грибоедова находили, что образ Чацкого напоминает им П. Я. Чаадаева. На это указывал Пушкин в своем письме к П. А. Вяземскому в 1823 году. Косвенное подтверждение этой версии некоторые исследователи усматривают в том, что первоначально главный герой комедии носил фамилию Чадский. Однако многие опровергают это мнение. Согласно другой теории, образ Чацкого - отражение биографии и характера В. К. Кюхельбекера. Опальный, неудачливый, только что вернувшийся из заграницы человек вполне мог стать прототипом главного героя "Горя от ума".

О сходстве автора с Чацким

Совершенно очевидно, что главный герой пьесы в своих монологах выразил мысли и воззрения, которых придерживался сам Грибоедов. "Горе от ума" - комедия, которая стала личным манифестом автора против нравственных и социальных пороков русского аристократического общества. Да и многие черты характера Чацкого словно списаны с самого автора. По отзывам современников, Александр Сергеевич был порывистым и горячим, подчас независимым и резким. Взгляды Чацкого на подражание иноземцам, бесчеловечность крепостного права, бюрократию - подлинные мысли Грибоедова. Он не раз высказывал их в обществе. Литератора даже однажды действительно обозвали сумасшедшим, когда на светском рауте он горячо и нелицеприятно отозвался о раболепном отношении русских ко всему иностранному.

Авторская характеристика героя

В ответ на критические замечания своего соавтора и давнего друга П. А. Катенина о том, что характер главного героя "сбивчив", то есть весьма непоследователен, Грибоедов пишет: "В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Образ Чацкого для автора - это портрет умного и образованного юноши, попавшего в непростую ситуацию. С одной стороны, он находится в "противуречии с обществом", так как "немножко повыше прочих", сознает свое превосходство и не пытается его скрыть. С другой стороны, Александр Андреевич не может добиться былого расположения любимой девушки, подозревает наличие соперника, да еще неожиданно попадает в разряд сумасшедших, о чем узнает последним. Излишнюю горячность своего героя Грибоедов объясняет сильным разочарованием в любви. Поэтому в "Горе от ума" образ Чацкого получился столь непоследовательным и сбивчивым. Он всем "наплевал в глаза и был таков".

Чацкий в трактовке Пушкина

Поэт раскритиковал главного героя комедии. В то же время Пушкин оценил Грибоедова: ему понравилась комедия "Горе от ума". в интерпретации великого поэта весьма нелицеприятна. Он называет Александра Андреевича обычным героем-резонером, рупором идей единственного умного человека в пьесе - самого Грибоедова. Он считает, что главный герой - "добрый малый", который набрался незаурядных мыслей и острот от другого человека и начал "метать бисера" перед Репетиловым и другими представителями фамусовской гвардии. По мнению Пушкина, такое поведение непростительно. Он считает, что противоречивый и непоследовательный характер Чацкого - это отражение его собственной глупости, ставящей героя в трагикомическое положение.

Характер Чацкого, по мнению Белинского

Известный критик в 1840 году, так же как и Пушкин, отказал главному герою пьесы в практическом уме. Он истолковал образ Чацкого как фигуру абсолютно нелепую, наивную и мечтательную и окрестил его "новым Дон-Кихотом". Со временем Белинский несколько изменил свою точку зрения. Характеристика комедии "Горе от ума" в его интерпретации стала весьма позитивной. Он назвал ее протестом против "гнусной расейской действительности" и счел "благороднейшим, гуманистическим произведением". Подлинную сложность образа Чацкого критик так и не увидел.

Образ Чацкого: толкование в 1860-х годах

Публицисты и критики 1860-х годов стали приписывать поведению Чацкого только социально-значимые и общественно-политические мотивы. Например, увидел в главном герое пьесы отражение "задней мысли" Грибоедова. Он считает образ Чацкого портретом декабриста-революционера. Критик видит в Александре Андреевиче человека, борющегося с пороками современного ему общества. Для него герои "Горя от ума" - это персонажи не "высокой" комедии, а "высокой" трагедии. В подобных трактовках облик Чацкого предельно обобщен и толкуется весьма однобоко.

Облик Чацкого у Гончарова

Иван Александрович в своем критическом этюде "Мильон терзаний" представил наиболее проницательный и точный разбор пьесы "Горе от ума". Характеристика Чацкого, по мнению Гончарова, должна быть сделана с учетом его душевного состояния. Несчастная любовь к Софье делает главного героя комедии желчным и почти неадекватным, заставляет произносить длинные монологи перед равнодушными к его пламенным речам людьми. Таким образом, не учитывая любовную интригу, невозможно понять комическую и одновременно трагическую природу образа Чацкого.

Проблематика пьесы

Герои "Горя от ума" сталкиваются Грибоедовым в двух сюжетообразующих конфликтах: любовном (Чацкий и София) и общественно-идеологическом и главный герой). Безусловно, на первый план выходит именно социальная проблематика произведения, но и любовная линия в пьесе очень важна. Ведь Чацкий спешил в Москву исключительно для встречи с Софией. Поэтому оба конфликта - общественно-идеологический и любовный - усиливают и дополняют друг друга. Они развиваются параллельно и одинаково необходимы для понимания мировоззрения, характера, психологии и взаимоотношения героев комедии.

Главный герой. Конфликт любовный

В системе персонажей пьесы Чацкий находится на главном месте. Он связывает две сюжетные линии в единое целое. Для Александра Андреевича имеет главное значение именно любовный конфликт. Он прекрасно понимает, в общество каких людей попал, и вовсе не собирается заниматься просветительской деятельностью. Причина его бурного красноречия не политическая, а психологическая. "Нетерпение сердца" молодого человека ощущается на протяжении действия всей пьесы.

Сначала "говорливость" Чацкого вызвана радостью от встречи с Софией. Когда герой понимает, что от прежних чувств к нему у девушки не осталось и следа, то начинает делать непоследовательные и дерзкие поступки. Он остается в доме Фамусова с единственной целью: узнать, кто стал новым возлюбленным Софии. При этом у него совершенно очевидно "ум с сердцем не в ладу".

После того как Чацкий узнает об отношениях Молчалина и Софии, он впадает в иную крайность. Вместо любовных чувств его охватывают озлобление и бешенство. Он обвиняет девушку в том, что она его "надеждой завлекла", гордо заявляет ей о разрыве отношений, клянется, что "отрезвился... сполна", но при этом собирается излить на мир "всю желчь и всю досаду".

Главный герой. Конфликт общественно-политический

Любовные переживания увеличивают идейное противостояние Александра Андреевича и фамусовского общества. Сначала Чацкий относится к московской аристократии с ироничным спокойствием: "...я в чудаках иному чуду/ Раз посмеюсь, потом забуду..." Однако, по мере того как он убеждается в равнодушии Софии, его речь становится все более дерзкой и несдержанной. Все в Москве начинает его раздражать. Чацкий затрагивает в своих монологах многие актуальные проблемы современной ему эпохи: вопросы о национальной самобытности, крепостном праве, образовании и просвещении, настоящей службе и так далее. Он говорит о серьезных вещах, но при этом от возбуждения впадает, по словам И. А. Гончарова, в "преувеличения, в почти нетрезвость речи".

Мировоззрение главного героя

Образ Чацкого - это портрет человека со сложившейся системой мировоззрением и моралью. Он считает главным критерием оценки личности стремление к знаниям, к прекрасным и высоким материям. Александр Андреевич не против работы на благо государства. Но постоянно подчеркивает разницу между "служить" и "прислуживаться", которой придает принципиальное значение. Чацкий не боится общественного мнения, не признает авторитетов, бережет свою независимость, чем вызывает страх у московских аристократов. Они готовы признать в Александре Андреевиче опасного бунтовщика, посягающего на самые святые ценности. С точки зрения фамусовского общества, поведение Чацкого нетипично, а стало быть - предосудительно. Он "с министрами знаком", но никак не пользуется своими связями. На предложение Фамусова жить "как все" отвечает презрительным отказом.

Во многом соглашается со своим героем Грибоедов. Образ Чацкого - это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение. Но в его высказываниях нет радикальных и революционных идей. Просто в консервативном фамусовском обществе любое отклонение от привычной нормы кажется возмутительным и опасным. Недаром в конце концов Александра Андреевича признали безумцем. только так могли объяснить для себя независимый характер суждений Чацкого.

Заключение

В современной жизни остается как никогда актуальной пьеса "Горе от ума". Образ Чацкого в комедии - центральная фигура, которая помогает автору на весь мир заявить о своих мыслях и воззрениях. Волей Александра Сергеевича главный герой произведения поставлен в трагикомические условия. Его порывистые вызваны разочарованием в любви. Однако проблемы, которые поднимаются в его монологах, - темы вечные. Именно благодаря им комедия вошла в список самых известных произведений мировой литературы.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» как социально-политическая драма

Именем А. С. Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По словам В. Г. Белинского, Александр Сергеевич принадлежит к числу «самых сильных проявлений русского духа». Его комедия «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания людей.

Это произведение широко и реалистически отразило жизнь Москвы двадцатых годов XIX века, а также движение передовой общественной мысли в России, когда на борьбу со старым миром вышли дворянские революционеры - декабристы.

И. А. Гончаров, написавший глубокую статью о «Горе от ума», говорил, что «Чацкий начинает новый век - ив этом все его значение и весь ум». Вне такого понимания невозможно оценить и правильно осмыслить образ героя. Чацкий, выразитель прогрессивных идей, а также истинный патриот, говорил: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен!»

Создав образ нового героя, А. С. Грибоедов показан, что ум - могучая сила В Борьбе с косностью и деспотизмом, и именно он приводит Чацкого к столкновению с фамусовским обществом. Уже в самом названии комедии лежит ключ к ее пониманию. Произведение писателя говорит о горе человека, и горе это происходит из-за ума. Эта проблема в грибоедовское время была актуальна, так как слова «умный», «умник» употреблялись как синоним понятия «вольнодумный».

Именно такой ум в фамусовском мире расценивался как безумие, сумасшествие. На этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта двух миров: «века нынешнего» и «века минувшего».

«Век нынешний» - это главный герой произведения, резко обличающий московское барство, восстающий против невежества; «век минувший» - это ненавидящие просвещение представители фамусовского общества, которые заявляли, что «ученье - вот чума», «уж коли зло пресечь, собрать бы книги все да сжечь». Чацкий выступает против бюрократизма, служения лицам, а не делу («служить бы рад - прислуживаться тошно»). Его возмущают принципы Фамусова: «подписано - так с плеч долой», «ну как не порадеть родному человечку». Главный герой, беззаветно любя свою родину, народ, выступает за бережное отношение к русскому языку, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Чацкий красноречив, человек незаурядного ума, смелый, честный и искренний. Особенно ярко показывает А. С. Грибоедов эти качества, противопоставляя главному герою лицемерного подхалима Молчалина. Это подлый человек, исправно выполняющий завет отца «угождать всем людям без изъятья». Молчалин - «низкопоклонник и делец», как характеризует его Чацкий, чьи смелые речи всколыхнули спокойствие фамусовского общества, вызвали негодование и резкий отпор. Старый мир сопротивляется, борется с героем, используя клевету. Дружно подхватили они слух, пущенный Софьей о сумасшествии Александра Андреевича. Фамусовский мир еще силен и многочисленен. И оскорбленный Чацкий бежит из дома Павла Афанасьевича, бежит из Москвы. Но читатель убежден в моральной победе героя над старым миром.

И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» так определил значение грибоедовского героя: «он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: один в поле не воин. Нет, воин, если он Чацкий и притом победитель».

А. С. Грибоедов оставил неизгладимый след в истории русской культуры. В комедии «Горе от ума» он выдвинул главную общественную и идеалистическую проблему своего переломного времени - проблему непримиримой вражды защитников старого строя и представителей нового мировоззрения, новой свободной жизни. Эта тема не только не теряла своего значения в течение всего XIX века, но, наоборот, приобретает все большую остроту, отражая общественно-исторические противоречия буржуазной эпохи. Великая комедия и в наше время остается свежей и актуальной. И нынешнему читателю очень дорог патриотизм и глубокая вера в Россию А. С. Грибоедова - замечательного национального и народного писателя.

Образ Чацкого по произведению И.А. Гончарова Мильон терзаний. Главная роль, конечно, -роль Чацкого, без которой не было бы комедии,а была бы, пожалуй, картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом-это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или как рекомендует его горничная Лиза, он чувствителен, и весел, и остер. Он искренний и горячий деятель.Чацкий рвется к свободной жизни и требует службы делу, а не лицам. Всякий шаг, почти всякое слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье, раздроженнго какою-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца.

Он и в Москву, и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье. До других ему дела нет. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком сочувствия живого, и уехать, увозя с собой только мильон терзаний. Мильон терзаний и горе вот что он пожал за все, что успел посеять.

До сих пор он был непобедим ум его беспощадно поражал больные места врагов. Он чувствовал свою силу и говорил уверено. Но борьба его истомила. Чацкий, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе- и наносит удар всем, но не хватило у него мощи против соединенного врага. Он впадает в преувеличения, почти в нетрезвость речи, и подтверждает во мнении гостей распущенный Софьей слух о его сумасшествии.Он перестал владеть собой и даже не замечает, что он сам составляет спектакль на бале. Александр Андреевич точно сам не свой, начиная с монолога о французике из Бордо и таким остается до конца пьесы.

Впереди пополняется только мильон терзаний. Если бы у него явилась одна здоровая минута, если бы не жег его мильон терзаний, он бы, конечно, сам сделал себе вопроc Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму? И, конечно, не нашел бы ответа.Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, жизнь свободную.

Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком. Чацкий требует места и свободы своему веку просит дела, но не хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство.Его идеал свободной жизни определителен это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода - вперить в науки ум, алчущий познаний Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. И кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела- будет ли то новая идея, шаг в науке, в политике- на группировались люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы от совета учиться, на старших глядя, с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к свободной жизни вперед и вперед- с другой.

Вот отчего не состарился до сих пор иедва ли состариться когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Мильон терзаний Чацкого
Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертнойкомедии Грибоедова Горе от ума Грибоедов создает целуюгалерею.. Он приехал в Москву, из дальних странствийвозвратясь, только ради Софьи.. Главный герой один выступает против армиистарых воинов, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и засвою..


Мильон терзаний Чацкого
Это поистинебессмертное произведение. Впьесе, где изображ н всего лишь один день в доме московского барина Фамусова,Грибоедов затронул наиболее.. В образе Чацкого Грибоедовпоказал человека нового склада ума и души, воодушевл.. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складомсвоего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья..

Типология образа слуги в русской литературе XIX века на метериале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова
Тем самым мы от общего понятия человека как предмета изображения переходим к более конкретному и историческому понятию характера. Характер это определенный тип общественного поведения человека. Это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. Это человек в его конкретном..

И сотворила Любовь человека по образу Своему, по образу Любви сотворила его; мужчину и женщину сотворила их
На сайте сайт читайте: …и сотворила любовь человека по образу своему, по образу любви сотворила его; мужчину и женщину сотворила их...

Приемы создания образа Аси в одноименном произведении И.С.Тургенева
Начат в Зинциге на берегу Рейна 30-го июня12 июля 1857 в воскресенье, кончен в Риме 1527-го ноября того же года в пятницу. В этом произведении.. Характеристика Аси занимает значительное место в статье Д.И. Писарева Женские.. Писарев считает, что подобные характеры доказывают необходимость общественной эмансипации женщины, ибо служат..

Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"
И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим.. Их идеал - «умеренность и аккуратность», их мечта - «забрать все книги бы да.. Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. ..

Журналистский образ как средство организации журналистского произведения
Данную проблему в различных ракурсах рассматривали многие авторы. Вопросы структуры авторского произведения рассмотрел В. В. Виноградов в.. Старуш М.И. в книге "Авторское "Я" в публицистическом произведении" рассмотрела читательскую и авторскую категории..

Трагические образы на примере художественных произведений
Это уже не одиночество от собственного величия и даже не одиночество от равнодушия окружающего мира. Все усложняется, и главный мотив этого.. Боль эта возникает от малейшего соприкосновения с окружающим миром. И мир этот воспринимается совершенно по-особому. Поэт в стихотворениях Маяковского - бесценных слов транжир и мот. С..

Характер просветительского образа в произведении Г. Филдинга "История Тома Джонса, найденыша"
Родился в семье майора Эдмунда Филдинга (генерал-лейтенанта). Окончил Итон, аристократическую школу, полтора года проучился в Лейдене на считавшемся.. Филдинг получает юридическое образование и начинает заниматься адвокатской.. Здесь Филдинг следует романной традиции, заложенной Сервантесом, но в тоже время стремится создать новый, особый тип..

0.045