Господин из сан франциско образы символы. Образы-символы в произведении И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско". «Господин из Сан-Франциско»


Вы можете выбрать: Моделирование как метод научного познания. Модель.Моделирование как метод научного познания. Модель. Классификация моделей Материальные модели. Информационные модели. Формализация моделей. Системный подход в моделировании Статистические и динамические модели. Графические информационные модели. Табличные модели. Иерархические модели. Сетевые информационные модели. Объектно-информационные модели.


Моделирование как метод научного познания. Модель. Моделирование как метод научного познания. Модель. Модель: - это некоторое упрощенное подобие реального объекта, явления или процесса; - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который замещает объект- оригинал с целью его исследования, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты и свойства оригинала.


Содержание Модель необходима для того, чтобы: Модель необходима для того, чтобы: научиться управлять объектом или процессом и определить наилучшие способы управления при заданных целях и критериях (оптимизация); прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект, процесс. понять, как устроен конкретный объект каковы его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;


Основные этапы моделирования Основные этапы моделирования I этап. Постановка задачи Описание задачи Цель моделирования Анализ объекта II этап. Разработка модели Информационная модель Знаковая модель Компьютерная модель III этап. Компьютерный эксперимент IV этап. Анализ результатов моделирования Результаты соответствуют цели Результаты не соответствуют цели Содержание






Информационные модели. Информационные модели. Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке) Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Знаковая информация может быть представлена в форме текста (например, программы на языке программирования), формулы (например, второго закона Ньютона F=m*a), таблицы (например, периодическое таблицы элементов Д.И. Менделеева) и т.д.


На протяжении своей истории человечество использовало различные способы и инструменты для создания информационных моделей. Эти способы постоянно совершенствовались. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее же время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий. Содержание Информационные модели.


Формализация моделей. Формализация моделей. Для представления информационных моделей в той или иной форме используются естественные и формальные языки. Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей. С помощью формальных языков строятся формальные информационные модели (математические, логические и др.). Одним из наиболее широко используемых формальных языков является математика. Язык математики является совокупностью формальных языков. С некоторыми из них (алгебра, геометрия, тригонометрия) вы знакомитесь в школе, с другими (теория множеств, теория вероятностей и др.) сможете ознакомиться в процессе дальнейшего обучения.


Язык алгебры позволяет формализовать функциональные зависимости между величинами. Так, Ньютон формализовал гелиоцентрическую систему мира, открыв законы механики и закон всемирного тяготения и записав их в виде алгебраических функциональных зависимостей. В школьном курсе физики рассматривается много разнообразных функциональных зависимостей, выраженных на языке алгебры, которые представляют собой математические модели изучаемых явлений или процессов. Язык алгебры логики (алгебры высказываний) позволяет строить формальные логические модели. С помощью алгебры высказываний можно формализовать (записать в виде логических выражений) простые и сложные высказывания, выраженные на естественном языке. Построение логических моделей позволяет решать логические задачи, строить логические модели устройств компьютера (сумматора, триггера) и так далее. Формализация моделей. Формализация моделей.


Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией. В процессе познания окружающего мира человечество постоянно использует моделирование и формализацию. При изучении нового объекта сначала обычно строится его описательная информационная модель на естественном языке, затем она формализуется, то есть выражается с использованием формальных языков (математики, логики и др.). Содержание Формализация моделей. Формализация моделей.


Системный подход в моделировании. Системный подход в моделировании. Понятие о системе. Окружающий нас мир состоит из множества различных объектов, каждый из которых имеет разнообразные свойства, и при этом объекты взаимодействуют между собой. Например, планеты нашей Солнечной системы, имеют различные свойства (массу, геометрические размеры и пр.) и по закону всемирного тяготения взаимодействуют с Солнцем и друг с другом.Планеты входят в состав более крупного объекта - Солнечной системы, а Солнечная система - в состав нашей галактики «Млечный путь». С другой стороны, планеты состоят из атомов различных химических элементов, а атомы - из элементарных частиц. Таким образом можно сделать вывод, что практически каждый объект состоит из других объектов, то есть представляет собой систему. Содержание Система – это целое, состоящее из объектов, взаимосвязанных между собой, которые называются элементами системы. Например, компьютер является системой, состоящей из различных устройств, при этом устройства связаны между собой и аппаратно (физически подключены друг к другу) и функционально (между устройствами происходит обмен информацией Важным признаком системы является ее целостное функционирование.


Системный анализ Чтобы описать систему недостаточно только перечислить ее элементы. Необходимо указать, как эти элементы связаны друг с другом. Именно наличие связей превращает набор элементов в систему. Когда вы опишете элементы системы и укажете их взаимосвязи, тем самым вы проведете системный анализ. Систематизация Систематизация – это процесс превращения множества объектов в систему. Систематизация имеет огромное значение. В повседневной жизни каждый из нас занимается систематизацией – разделяет одежду на зимнюю и летнюю, посуду на стаканы, тарелки, кастрюли. Неоценима систематизация знаний в различных науках. Системный анализ. Систематизация Системный анализ. Систематизация


Статические информационные модели В каждый момент времени система находится в определенном состоянии, которое характеризуется составом элементов, значениями их свойств, величиной и характером взаимодействия между элементами и так далее. Так, состояние Солнечной системы в любой момент времени характеризуется составом входящих в нее объектов (Солнце, планеты и др.), их свойствами (размерами, положением в пространстве и др.), величиной и характером взаимодействия между собой (силами тяготения, с помощью электромагнитных волн и др.). Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени, называются статическими информационными моделями. В физике примером статических информационных моделей являются модели, описывающие простые механизмы, в биологии - модели строения растений и животных, в химии модели строения молекул и кристаллических решеток и так далее. Статические и динамические модели Статические и динамические модели


Динамические информационные модели Состояние систем изменяется во времени, то есть происходят процессы изменения и развития систем. Так, планеты движутся, изменяется их положение относительно Солнца и друг друга; Солнце, как и любая другая звезда, развивается, меняются ее химический состав, излучение и так далее. Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются динамическими информационными моделями. В физике динамические информационные модели описывают движение тел, в биологии - развитие организмов или популяций животных, в химии - процессы прохождения химических реакций и так далее. Статические и динамические модели Статические и динамические модели


Статическая информационная модель «Цена отдельных устройств компьютера» Статическая информационная модель «Цена отдельных устройств компьютера» 5Мышь 10Клавиатура 25Корпус 50Дисковод CD-ROM x32 30Звуковая карта 16 бит 200Монитор 15 30Видеоплата 4 Мб 150Жесткий диск 4 Гб 20Дисковод 3,5 30Память 16 Мб 200Процессор Pentium II (350 Мгц) 100Системная плата Цена (в у.е.)Наименование устройства


Динамическая информационная модель «Изменение цены компьютера» Динамическая информационная модель «Изменение цены компьютера» Цена компьютера Pentium II Годы Содержание


Графические информационные модели. Графические информационные модели. Графические информационные модели – это простейший вид моделей, которые передают внешние признаки объекта: размеры, форму, цвет. Графические модели более информативны, чем словесные. Графические модели это: Карты - без карт трудно представить себе ботанику и биологию, географию, военное дело, судоходство и т.д.; Чертежи технических устройств, зданий; Электрические и радиосхемы - физика, радиоэлектроника; Графики и диаграммы (наглядная форма представления числовой информации)




Табличные модели. Табличные модели. Еще одной распространенной формой представления информационной модели является прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов. В табличной информационной модели объекты или их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной таблицы. С помощью таблиц могут быть выражены как статические, так и динамические информационные модели. статическиединамические С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях. Широко известно представление математических функций, статистических данных, расписаний поездов, самолетов и уроков и т.д Информация, представленная в виде таблиц очень удобна и понятна для восприятия. Основные понятия таблицыОсновные понятия таблицы Как правильно оформить таблицуКак правильно оформить таблицу На какие типы делятся таблицы?На какие типы делятся таблицы?


Таблица может отражать некоторый процесс, происходящий во времени. В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога нет дороги; посещает не посещает и т.п.).матрицей двоичной матрицей Содержание Табличные модели. Табличные модели. Выполни практические задания


Пример матрицы. Пример матрицы. Ученик РусскийАлгебраХимияФизикаИсторияМузыка Аликин Петр Ботов Иван Волков Илья Галкина Нина Успеваемость


Пример двоичной матрицы. Пример двоичной матрицы. Ученик РусскийАлгебраХимияФизикаИсторияМузыка Аликин Петр Ботов Иван Волков Илья Галкина Нина Изучаемые предметы Единица указывает на изучаемый предмет, а неизучаемый предмет отмечен нулем.


Иерархические информационные модели. Иерархические информационные модели. Нас окружает множество различных объектов, каждый из которых обладает определенными свойствами. Однако некоторые группы объектов имеют одинаковые общие свойства, которые отличают их от объектов других групп. Группа объектов, обладающих одинаковыми общими свойствами, называется классом объектов. Внутри класса объектов могут быть выделены подклассы, объекты которых обладают некоторыми особенными свойствами, в свою очередь подклассы могут делиться на еще более мелкие группы и так далее. Такой процесс систематизации объектов называется процессом классификации.


Иерархические информационные модели. Иерархические информационные модели. В процессе классификации объектов часто строятся информационные модели, которые имеют иерархическую структуру. В биологии весь животный мир рассматривается как иерархическая система (тип, класс, отряд, семейство, род, вид), в информатике используется иерархическая файловая система и так далее. В иерархической информационной модели объекты распределяются по уровням, от первого (верхнего) уровня до нижнего (последнего) уровня. Каждый элемент более высокого уровня может состоять из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня.


Статическая иерархическая модель. Рассмотрим процесс построения информационной иерархической модели в форме графа, которая позволяет классифицировать современные компьютеры.графа Класс Компьютеры можно разделить на три подкласса: Суперкомпьютеры,Суперкомпьютеры, Серверы и Персональные компьютерыкомпьютеры. Иерархические информационные модели. Иерархические информационные модели.




В рассмотренной иерархической модели, классифицирующей компьютеры, имеются три уровня. На первом, верхнем, уровне располагается элемент Компьютеры, в него входят три элемента второго уровня Суперкомпьютеры, Серверы и Персональные компьютеры. В состав последнего входят три элемента третьего, нижнего, уровня Настольные, Портативные и Карманные компьютеры. Подкласс Персональные компьютеры делится, в свою очередь, на Настольные, Портативные и Карманные компьютеры.


Граф является удобным способом наглядного представления структуры информационных моделей. Вершины графа (овалы) отображают элементы системы. Связи между элементами изображаются на графе линиями. Если линия направленная (т.е. со стрелкой), то она называется дугой. Если нет стрелки, то это ребро. Две вершины, соединенные ребром или дугой, называются смежными. Связи, справедливые в обе стороны, называются симметричными. Симметричные связи на графе это ребра. Графы в этом случае называют неориентированными Графы, в которых связи между объектами несимметричны (отображаются дугами), называются ориентированными. Иерархические графы иногда называют деревьями. Информационные модели на графах. Информационные модели на графах. Выполни практические задания


Другим примером ориентированного графа являются блок-схемы алгоритмов. Блок-схема алгоритма представляет собой граф процесса управления некоторым исполнителем. Блоки вершины этого графа обозначают отдельные команды, которые отдаются исполнителю, а дуги указывают на последовательность переходов от одной команды к другой Геометрические фигуры, которые используются для обозначения вершин, следующие: -начало и конец последовательности действий - - исходные данные и результат - -Действия - --условие (вопрос, на который можно. ответить только «Да» или «Нет») Информационные модели на графах. Информационные модели на графах. Выполни практические задания


Динамическая иерархическая модель. Для описания исторического процесса смены поколений семьи используются динамические информационные модели в форме генеалогического дерева. В качестве примера можно рассмотреть фрагмент (X-XI века) генеалогического дерева династии Рюриковичей.фрагмент (X-XI века) генеалогического дерева династии Рюриковичей. Информационные модели на графах. Информационные модели на графах. Динамическая иерархическая модель ». Динамическая иерархическая модель ».




Сетевые информационные модели. Связь «многие ко многим». Сетевые информационные модели. Связь «многие ко многим». Сетевые информационные модели применяются для отражения систем со сложной структурой, в которых связи между элементами имеют произвольный характер. Например, различные региональные части глобальной компьютерной сети Интернет (см.рис.)(американская, европейская, российская, австралийская и так далее) связаны между собой высокоскоростными линиями связи. При этом одни части (например, американская) имеют прямые связи со всеми региональными частями Интернета, а другие могут обмениваться информацией между собой только через американскую часть (например, российская и австралийская). Содержание Построим граф, который отражает структуру глобальной сети Интернет. Вершинами графа являются региональные сети. Связи между вершинами носят двусторонний характер и поэтому изображаются ненаправленными линиями (ребрами), а сам граф поэтому называется неориентированным


Объектно-информационные модели. Объектно-информационные модели. А сейчас рассмотрим еще один подход к информационному моделированию, который называется объектно- ориентированным подходом. Главным понятием здесь является «объект». Объект это часть окружающей нас действительности. С точки зрения восприятия человеком объекты можно разделить на следующие группы: осязаемые или видимые предметы (например: кресло, автомобиль, мост); образы, созданные мышлением (например: стихотворение, музыкальное произведение, математическая теорема). Информационная модель объекта должна отражать некоторый набор его свойств. Свойства объекта Свойства объекта - это совокупность признаков, которые отличают его от других объектов.


Примеры объектов и их свойств. Примеры объектов и их свойств. Имя объектаСвойства Мой преподавательИмя, Стаж работы, Читаемый курс Мой жесткий дискОбъем, Количество занятой памяти Важный документИмя, Дата создания Объем занимаемой памяти, Местоположение


Объекты, обладающие одинаковыми свойствами и поведением, образуют класс объектов. Каждый объект является экземпляром какого-либо класса. Экземпляр класса (объект) это конкретный предмет или образ, а класс определяет множество объектов с одинаковыми свойствами и поведением. Класс может порождать произвольное число объектов, однако любой объект относится к строго фиксированному классу. Содержание


Рассказ "Господин из Сан-Франциско", написанный в 1915 г. Иваном Алексеевичем Буниным, скрывает в своих образ-символах некий подтекст. Глубокий смысл произведения не лежит на поверхности, словом, чтобы лучше понять Бунина, надо всматриваться в детали, в фрагменты, придавать значение каждой мелочи. С точки зрения жанра, произведение является притчей- коротким рассказом, в котором в иносказательной форме дается философское осмысление жизненных явлений.

Перед началом произведения дается эпиграф из Библии:"Горе тебе, Вавилон, город крепкий!", что уже является символом, задает определенный тон.

Вавилон в Библии- город греха, различных пороков, из-за которых город и погиб.

Обратимся к главному герою, у которого, кстати, даже имени нет... Его персонаж-собирательный образ, безликий, серый. Этот господин хотел быть как все, отдыхать достойно, как принято в его кругу. И отправился он в Европу на лайнере "Атлантида". Название символизирует затонувшую Атлантиду, а сам лайнер- общественную стратификацию. В самом низу- машинное отделение, где в адской жаре и духоте трудятся кочегары и механики, благодаря им корабль плывет. На нижних палубах живут матросы и обслуживающий персонал. На верхней палубе отдыхают и бездельничают богатые пассажиры, обременяя себя ненужной роскошью.

По моему мнению, океан тоже является символом. Он показывает, что перед огромной, сильной стихией все равны. Пассажиры живут искусственно, аморально, думают только о собственной выгоде. Интересной деталью проскальзывает танцующая влюбленная пара, нанятая "играть в любовь за хорошие деньги".

Путешествие центрального персонажа заканчивается скоропостижной смертью. Его мертвое тело погружают в самую утробу того самого корабля и везут обратно в Америку, что показывает предельную бессмыслицу человеческого бытья.

Итак, в рассказе "Господин из Сан-Франциско" философская идея раскрывается путем символических обобщений и образ-символов.

Обновлено: 2014-10-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Господин из Сан-Франциско» —это философский рассказ-притча о месте человека в мире, об отношениях человека и окружающего мира. По мнению Бунина, человек не может противостоять мировым потрясениям, не может сопротивляться потоку жизни, который несёт его, как река — щепку. Такое мировоззрение выразилось в философской идее рассказа «Господин из Сан-Франциско»: человек смертен, причём (как утверждает булгаковский Воланд) внезапно смертен, поэтому человеческие претензии на господство в природе, на понимание законов природы беспочвенны. Все замечательные научные и технические достижения современного человека не избавляют его от смерти. В этом вечная трагедия жизни: человек рождается, чтобы умереть.

В рассказе присутствуют символические детали, благодаря которым история о смерти отдельного человека становится философской притчей о гибели всего общества, в котором правят господа, подобные главному герою. Конечно, символичен образ главного героя, хотя его никак нельзя назвать деталью бунинского рассказа. Предыстория господина из Сан-Франциско изложена в нескольких предложениях в самом общем виде, в рассказе нет его подробного портрета, его имя ни разу не упомянуто. Таким образом, главный герой является типичным действующим лицом притчи: он не столько конкретный человек, сколько тип-символ определённого общественного класса и морального поведения.

В притче исключительное значение имеют детали повествования: картина природы или вещь упоминаются только по необходимости, действие происходит без декораций. Бунин нарушает эти правила жанра притчи и использует одну яркую деталь за другой, реализуя свой художественный принцип предметной изобразительности. В рассказе среди разнообразных подробностей появляются повторяющиеся детали, которые притягивают внимание читателя и превращаются в символы («Атлантида», её капитан, океан, пара влюблённых молодых людей). Эти повторяющиеся детали символичны уже потому, что в единичном воплощают общее.

Эпиграф из Библии: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!», по замыслу автора, задавал тон рассказу. Соединение стиха из Апокалипсиса с изображением современных героев и обстоятельств современной жизни уже настраивает читателя на философский лад. Вавилон в Библии — это не просто большой город, это город-символ мерзкого греха, различных пороков (например, Вавилонская башня — символ людской гордыни), из-за них, согласно Библии, город и погиб, завоёванный и разрушенный ассирийцами.

В рассказе Бунин подробно рисует современный пароход «Атлантиду», похожий на город. Корабль в волнах Атлантики становится для писателя символом современного общества. В подводной утробе корабля огромные топки и машинное отделение. Здесь в нечеловеческих условиях — в грохоте, в адской жаре и духоте — трудятся кочегары и механики, благодаря им корабль плывёт через океан. На нижних палубах расположены различные служебные помещения: кухни, кладовые, винные погреба, прачечные и т.д. Здесь живут матросы, обслуживающий персонал и бедные пассажиры. Зато на верхней палубе разместилось отборное общество (всего-то человек пятьдесят), которое наслаждается роскошной жизнью и немыслимым комфортом, потому что эти люди и есть «хозяева жизни». Корабль («современный Вавилон») называется символично — по имени богатой, густонаселённой страны, которая в один миг была сметена волнами океана и пропала бесследно. Таким образом, между библейским Вавилоном и полулегендарной Атлантидой устанавливается логическая связь: оба мощных, цветущих государства погибают, и корабль, символизирующий несправедливое общество и названный столь знаменательно, также ежеминутно рискует погибнуть в бушующем океане. Среди океанских, ходуном ходящих волн огромный корабль похож на утлое судёнышко, которое не может сопротивляться стихии. Недаром вслед уходящему к американским берегам пароходу со скал Гибралтара глядит Дьявол (автор не случайно написал это слово с заглавной буквы). Так в рассказе проявляется философская идея Бунина о бессилии человека перед природой, непостижимой для человеческого ума.

Символичным становится океан в конце рассказа. Шторм описывается как мировая катастрофа: в свисте ветра автору слышится «погребальная месса» по бывшему «хозяину жизни» и всей современной цивилизации; траурную черноту волн подчёркивают белые клочья пены на гребнях.

Символичен образ капитана корабля, которого автор сравнивает с языческим богом в начале и в конце рассказа. По внешнему виду этот человек действительно похож на идола: рыжий, чудовищной величины и грузности, в морском мундире с широкими золотыми нашивками. Он, как и положено богу, живёт в капитанской каюте — наивысшей точке корабля, куда запрещён вход пассажирам, он редко показывается на людях, но пассажиры безоговорочно верят в его власть и знания. Асам капитан, будучи всё-таки человеком, чувствует себя очень неуверенно в бушующем океане и надеется на телеграфный аппарат, стоящий в соседней каюте-радиорубке.

В начале и в конце рассказа появляется влюблённая пара, которая привлекает внимание скучающих пассажиров «Атлантиды» тем, что не прячет своей любви, своих чувств. Но только капитан знает, что счастливый вид этих молодых людей — обман, ибо пара «ломает комедию»: на самом деле она нанята хозяевами судоходной компании для развлечения пассажиров. Когда эти комедианты возникают среди блестящего общества верхней палубы, фальшь человеческих отношений, которую они так назойливо демонстрируют, распространяется на всех окружающих. Эта «грешно-скромная» девушка и рослый молодой человек, «похожий на огромную пиявку», становятся символом высшего общества, в котором, по мнению Бунина, нет места искренним чувствам, а за показным блеском и благополучием прячется развращённость.

Подводя итог, следует отметить, что «Господин из Сан-Франциско» считается одним из лучших рассказов Бунина и по идее, и по её художественному воплощению. История о безымянном американском миллионере превращается в философскую притчу с широкими символическими обобщениями.

Причём Бунин создаёт символы по-разному. Господин из Сан-Франциско становится знаком-символом буржуазного общества: писатель убирает все индивидуальные особенности этого персонажа и подчёркивает его социальные черты: бездуховность, страсть к наживе, безграничное самодовольство. Другие символы у Бунина строятся на ассоциативном сближении (Атлантический океан — традиционное сравнение человеческой жизни с морем, а самого человека с утлой лодкой; топки в машинном отделении — адский огонь преисподни), на сближении по устройству (многопалубный корабль — человеческое общество в миниатюре), на сближении по функции (капитан — языческий бог).

Символы в рассказе становятся выразительным средством для раскрытия авторской позиции. Через них автор показал лживость и порочность буржуазного общества, которое забыло о нравственных законах, истинном смысле человеческой жизни и приближается к вселенской катастрофе. Понятно, что предчувствие катастрофы особенно обострилось у Бунина в связи с мировой войной, которая, всё более разгораясь, превращалась на глазах у автора в огромную человеческую бойню.

Скорбные, мудрые, жестковатые картины Бунина. Совсем иной, исступленный, пугающий красками мир Андреева. И все-таки все это было, появилось в одну эпоху, с одинаково властным притяжением к ее потрясениям и конфликтам. Не мудрено, что глубинные контакты существовали. Везде встречается печать - воспользуемся определением Куприна - «запутанного угнетенного сознания».

Трезвый, взыскующий взгляд Бунина не только на родине (повесть «Деревня»), во всем мире нашел знаки не просто распада, а неминуемой катастрофы. Таким широчайшим обобщением поражает - более спокойное определение просто не передаст силу впечатлений - рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Уже в первой фразе сосредоточено очень многое: потребительская философия Господина и других богатых властителей, суть антигуманной буржуазной цивилизации, образ прекрасной, но подавленной природы. Неторопливое по тону повествование вызвано будто обилием бытовых сведений. Их связи, окраска вводят нас, однако, в авторское раздумье об общем порядке вещей. Как же совмещаются конкретные наблюдения с истолкованием их сущности? Доведено до совершенства мастерство символизации деталей и мотивов. Название корабля, на котором путешествует Господин,- «Атлантида» - сразу дает представление о приближающейся гибели. Точные зарисовки блестящих салонов, прислуги, грязных кочегаров «адской топки» - о социальной иерархии общества. Механически курсирующий корабль, везущий Господина для развлечений в Европу и доставляющий его мертвое тело обратно в Америку, являет предельную бессмыслицу человеческого бытия.

Вот главный вывод - неотвратимость и непонимание путешественниками подстерегающего их возмездия. Увлеченность Господина сиюминутными удовольствиями на пути к небытию доносит полную душевную слепоту этого «Нового человека со старым». Да и все развлекающиеся пассажиры «Атлантиды» ничего дурного даже не подозревают: «Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира». В конце повествования угрожающий мрак сгущается до беспросветности. Но «опять среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса, и ходившим траурными от серебряной пены горами океаном», гремела бальная музыка. Неведению и самовлюбленной уверенности, по выражению Бунина, у «бессмысленной власти», бессознательности у обездоленных людей - нет предела. «Космическую» ступень духовного распада запечатлел писатель, сделав огромного, подобного скалам Гибралтара, Дьявола наблюдателем за уходящим в ночь и вьюгу кораблем.

Эмоции Бунина были мучительны. Жадные поиски просветляющего начала - бесконечны. Но по-прежнему они венчались проникновением в естественные, природные ценности жизни. Таков в «Господине из Сан-Франциско» образ абруццских крестьян, слитый с красотой гор и неба.

    Свой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали рус­скую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину....

    Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» посвящен описанию жизни и смерти человека, обладающего властью и богатством, но, по воле автора, не обладающего даже именем. Ведь имя содержит некое определение духовной сущности, зародыш судьбы. Бунин...

    Деньги. Деньги правят миром. Деньги могут все. Если бы люди относились к деньгам, как к средству существования, то богатые были бы гораздо счастливее, гораздо полноценнее, потому что они бы больше думали о других, их жизнь не принадлежала бы деньгам,...

    Ивана Алексеевича Бунина называют «последним классиком». И это неудивительно. В своих произведениях он показывает нам весь спектр проблем конца XIX - начала XX века. Творчество этого великого писателя всегда вызывало и вызывает отклик в человеческой...

    Первую мировую войну И.А.Бунин определил как «беспримерную катастрофу», сравнив ее с начальными страницами Библии: «Земля была пуста и не устроена». Но надежду не исключил: «В мире происходит событие, которое опрокинуло и опрокидывает все понятия...

Иван Алексеевич Бунин изображал реальную жизнь России, поэтому, читая его произведения, можно легко представить, как жил русский народ накануне революции. Бунин живописно изображает и жизнь дворянских усадеб и простого народа, культуру дворян и перекосившиеся избы крестьян, да толстый слой чернозема на наших дорогах. Но все-таки больше всего интересует автора душа русского человека, которую постичь и понять до конца невозможно.

Бунин чувствует, что скоро в обществе произойдут большие перемены, которые приведут к катастрофе бытия и к катастрофе социального устройства жизни. Этой теме посвящены практически все рассказы, которые он пишет в 1913-1914 годах. Но чтобы передать приближение катастрофы, выразить все свои ощущения, Бунин, как и многие писатели, использует образы-символы. Одним из самых ярких таких символов становится образ пароход из рассказа «Господин из Сан-Франциско », написанный автором в 1915 году.

На пароходе с говорящим названием «Атлантида» главный герой произведения отправляется в далекое путешествие. Он много и долго трудился, зарабатывая свои миллионы. И вот теперь достиг того уровня, когда он может позволить себе поехать и посмотреть Старый Свет, вознаграждая себя подобным образом за труды. Бунин дает точное и подробное описание корабля, на который садится его герой. Он представлял собой огромный отель, где были все удобства: бар работал круглосуточно, были здесь и восточные бани, и даже выпускалась собственная газета.

«Атлантида» в рассказе - это не только место, где происходит большая часть событий. Это своеобразная модель мира, в котором живет и писатель, и его персонажи. Но этот мир буржуазный. Читатель в этом убеждается, когда читает то, как разделен этот пароход. Вторая палуба корабля отдана пассажирам корабля, где целые сутки на белоснежной палубе идет веселье. Но совсем по-другому выглядит нижний ярус парохода, где люди работают круглосуточно в жаре и пыли, это некий девятый круг ада. Эти люди, стоящие возле огромных печей, приводят в движение пароход.

На пароходе много слуг и посудомоек, которые обслуживают второй ярус корабля и обеспечивают им сытую жизнь. Обитатели второй и последней палубы корабля никогда не встречаются друг с другом, между ними нет никаких отношений, хотя они плывут на одном судне в страшную непогоду, и за бортом кипят и бушуют огромные волны океана. Даже читатель чувствует дрожь парохода, который пытается бороться со стихией, но буржуазное общество не обращает на это никакого внимания.


Известно, что Атлантида - это цивилизация, которая странным образом исчезла в океане. Эта легенда о пропавшей цивилизации положена в название парохода. И только автор слышит и чувствует, что приближается время исчезновения и того мира, который существует на корабле. Но время остановится на пароходе только для богатого господина из Сан-Франциско, имя которого никто не запомнил. Эта смерть одного героя указывает на то, что уже совсем скоро наступит гибель всего мира. Но на это никто не обращает внимания, так как буржуазный мир равнодушен и жесток.

Иван Бунин знает, что в мире много несправедливости и жестокости. Он многое видел, поэтому с тревогой ждал того, что российская держава должна развалиться. Это повлияло и на его последующую жизнь: он так и не смог понять и принять революцию и всю свою оставшуюся жизнь, почти тридцать лет провел в эмиграции. В бунинском рассказе пароход - это непрочный мир, где человек беспомощен и его судьба никого не интересует. В огромном океане двигается цивилизация, которая не знает своего будущего, но она не желает помнить и прошлого.