Характеристика главных героев пьесы гроза островского. А.Н. Островский "Гроза": описание, герои, анализ произведения. Герои драмы условно делятся на два лагеря. Можно ли по их высказываниям определить, кто из какого лагеря

Урок 31. Драма "Гроза". Система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Цели:

определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

Ход урока.

Группа 1. Смысл названия пьесы "Гроза". Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.

Дайте определение слову «гроза»?

Какое значение имеет в пьесе?

(Гроза для Катерины – божья кара; Тихон называет грозой брань своей матери; Кулигин видит в грозе «благодать»)

Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины)

Группа 2. Система действующих лиц пьесы. Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.

– Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (чтение афиши ). Что означают их имена и фамилии?

– Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция.

Изучая список действующих лиц, следует отметить распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис). Затем, в работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

"Хозяева жизни"

"Жертвы"

Дикой . Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Вопросы для обсуждения

Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?

Как понять такое определение - "зеркальные" образы?

Группа 3 . Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.

Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

Кулигин - речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Кабаниха - речь лицемерная, "давящая".

Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.

Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:

Кулигин . Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Кудряш. А что?

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Использование приема контраста и сопоставления:

монолог Феклуши - монолог Кулигина;

жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж;

Катерина - Варвара;

Тихон - Борис.

Итог урока . Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Домашнее задание:

  1. Ответить на проблемный вопрос: Можем ли мы осуждать Кабаниху за ее отношение к невестке, если, в конечном счете, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу.
  2. Проследить по развитию действия пьесы как развивается конфликт, какую роль при этом играет гроза?

Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес.

Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других представителей поколения молодого.

Рассмотрим подробнее характеристики основных действующих героев.

Действующие лица Характеристика Примеры из текста
«Старшее» поколение.
Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) Богатая купеческая вдова, проникнутая староверческими убеждениями. «Всё под видом благочестия», по словам Кудряша. Заставляет чтить обряды, слепо во всём следовать старым обычаям. Домашний тиран, глава семьи. Понимает в то же время, что рушится патриархальный уклад, заветы не соблюдаются - и потому ещё жестче насаждает свой авторитет в семье. «Ханжа», по словам Кулигина. Считает, что перед людьми надо изображать пристойность во что бы то ни стало. Её деспотизм является главной причиной развала семьи. Действие 1, явление 5; Действие 2, явление 3, 5; Действие 2, явление 6; Действие 2, явление 7.
Дикой Савел Прокофьевич Купец, самодур. Привык всех запугивать, брать нахрапом. Брань - вот что приносит ему истинное наслаждение, нет для него большей радости, чем унижение людей. Попирая человеческое достоинство, испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие. Если же этот «ругатель» сталкивается с кем-то, кого не смеет обругать, то срывается на домашних. Грубость - неотъемлемая часть его натуры: «дышать не может, чтоб кого-нибудь не отругать». Брань же является у него и своеобразной защитой, как только речь заходит о деньгах. Скуп, несправедлив, о чём говорит его поведение по отношению к племяннику и племяннице. Действие 1, явление 1 - разговор Кулигина с Кудряшом; Действие 1, явление 2 - разговор Дикого с Борисом; Действие 1, явление 3 - слова о нём Кудряша и Бориса; Действие 3, явление 2;Действие 3, явление 2.
Молодое поколение.
Катерина Жена Тихона, не перечит мужу, относится к нему ласково. Первоначально в ней живы традиционная покорность и послушание мужу и старшим в семье, но острое чувство несправедливости позволяет шагнуть навстречу «греху». Она говорит о себе, что «неизменна по характеру и на людях, и без них». В девушках Катерина жила вольно, маменька её баловала. Истово верит в Бога, потому тяжело переживает из-за грешной любви вне брака к Борису. Мечтательна, но мироощущение у неё трагическое: она предчувствует свою гибель. «Горячая», бесстрашная с детства, она бросает вызов домостроевским нравам и своей любовью, и своей гибелью. Страстная, полюбив, отдаёт сердце без остатка. Живёт скорее эмоциями, а не разумом. Не может жить во грехе, скрываясь и таясь, как Варвара. Потому и признается в связи с Борисом мужу. Она проявляет мужество, на которое не всякий способен, одерживая победу над собой и бросаясь в омут. Действие 1, явление 6; Действие 1, явление 5; Действие 1, явление 7; Действие 2, явление 3, 8; Действие 4, явление 5; Действие 2, явление 2; Действие 3, сцена 2, явление 3; Действие 4, явление 6; Действие 5, явление 4, 6.
Тихон Иванович Кабанов. Сын Кабанихи, муж Катерины. Тихий, робкий, покорный во всём матери. Из-за этого часто несправедлив к жене. Рад хоть ненадолго выйти из-под пяты матери, избавиться от постоянно снедающего страха, для чего едет в город, чтоб напиться. По-своему, он любит Катерину, но ни в чём не может противостоять матери. Как слабая натура, лишённая всякой воли, он завидует решительности Катерины, оставаясь «жить да мучиться», но при этом проявляет своеобразный протест, обвиняя мать в гибели Катерины. Действие 1, явление 6; Действие 2, явление 4; Действие 2, явление 2, 3; Действие 5, явление 1; Действие 5, явление 7.
Борис Григорьевич. Племянник Дикого, возлюбленный Катерины. Воспитанный молодой человек, сирота. Ради наследства, оставленного бабушкой ему и сестре, поневоле терпит брань Дикого. «Хороший человек», по словам Кулигина, он не способен на решительные действия. Действие 1, явление 2; Действие 5, явление 1, 3.
Варвара. Сестра Тихона. Характер более бойкий, чем у брата. Но, так же, как и он, открыто не протестует против произвола. Предпочитает осуждать мать втихую. Практична, приземлена, не витает в облаках. Втайне встречается с Кудряшом и не видит ничего дурного в том, чтоб свести вместе и Бориса с Катериной: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Но и она не терпит произвола над собой и убегает с любимым из дома, несмотря на всю наружную покорность. Действие 1, явление 5; Действие 2, явление 2; Действие 5, явление 1.
Кудряш Ваня. Конторщик Дикого, имеет репутация грубияна, по его же словам. Ради Варвары готов на всё, но считает, что мужние бабы должны дома сидеть. Действие 1, явление 1; Действие 3, сцена 2, явление 2.
Прочие герои.
Кулигин. Мещанин, самоучка-механик, разыскивает перпетуум-мобиле. Самобытен, искренен. Проповедует здравый смысл, просвещенность, разум. Разносторонне развит. Как художник, наслаждается естественной красотой природы, глядя на Волгу. Сочиняет стихи, по его собственным словам. Ратует за прогресс на благо обществу. Действие 1, явление 4; Действие 1, явление 1; Действие 3, явление 3; Действие 1, явление 3; Действие 4, явление 2, 4.
Феклуша Странница, которая подлаживается под понятия Кабанихи и стремится испугать окружающих описанием неправедного образа жизни за пределами города, внушая, что жить счастливо и в добродетели они могут только «в земле обетованной» Калинова. Приживалка и сплетница. Действие 1, явление 3; Действие 3, явление 1.
    • Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
    • В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
    • В "Грозе" Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение "отцов" и "детей", их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
    • «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
    • Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге». Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют. Я уверен, […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
    • Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
    • Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
    • Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
    • В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
    • Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
    • Критическая история "Грозы" начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о "луче света в темном царстве", необходимо было открыть "Темное царство". Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах "Современника" за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова - Н. - бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. "Мы считаем за самое […]
    • Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина - натура поэтическая. В […]
    • Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети - это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
    • Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы: 1. Социально-политическая проблема […]
    • Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
    • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
    • У меня никогда не было собственной собаки. Живем в городе, квартира невелика, бюджет ограничен и лень менять свои привычки, подстраиваясь под собачий "прогулочный" режим... В детстве я о собаке мечтала. Просила купить щеночка или взять хоть с улицы, любого. Готова была ухаживать, дарить любовь и время. Родители все обещали: "Вот подрастешь...", "Вот пойдешь в пятый класс...". Прошел и 5-й, и 6-й, потом уже я подросла и поняла, что собаку в дом никто никогда не пустит. Договорились на кошках. С тех пор […]
    • История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
  • Разделы: Литература

    Цели урока:

    • Обучающие: учащиеся разбираются с теоретическими понятиями (герой, персонаж, характеристика, речь, автор, авторская оценка), определяют и объясняют литературные понятия, овладевают такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции, стараются увидеть особенности речевой характеристики героев драмы Островского «Гроза» и выяснить, как речь героев помогает понять их характер
    • Развивающие: из наблюдений над особенностями стиля Островского делают первоначальные выводы и обобщения, касающиеся отдельных компонентов стиля, овладевают теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста, в процессе работы над текстом пьесы учатся вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения.
    • Воспитательные: учатся разбираться в людях, делать выводы и обобщения, основываясь на речи собеседника, строят собственные высказывания

    Оборудование: компьютер, экран, флеш-презентация, раздаточный материал.

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Образ авантюриста Остапа Бендера неотделим от его афористичной, изобилующей остротами речи. Лексикон Эллочки-людоедочки давно стал хрестоматийным. Парадоксальность высказываний лорда Генри в «Портрете Дориана Грея» – отражение его ума, неординарности, образованности и цинизма. Из современных писателей к мастерам речевых характеристик можно отнести Бориса Акунина. Первая глава романа «Ф.М.», написанная от лица уголовника, резко контрастирует с тем утонченным литературным стилем, к которому привык читатель фандоринского цикла:

    Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора. И нет ничего скучнее героев разного возраста, разного рода занятий и темпераментов, которые говорят одинаковым языком.

    Такого не встретишь у Островского. И сегодня на уроке мы понаблюдаем за речевыми характеристиками его героев.

    Слайд 1-4. (Записываем тему урока)

    Что необходимо для того, чтобы разобраться в данной теме? Слайд 5

    2. Вопрос: В чем особенность литературной основы драмы? Каковы причины этих особенностей?

    ? Слайд 6

    • Идейно-тематическое содержание;
    • композиция;
    • характеры;
    • язык персонажей и др.

    При этом необходимо учитывать особенности драматургии:

    • отсутствие описательной речи автора;
    • большая острота проявления конфликтных ситуаций;
    • речь действующих лиц как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей

    3. Информация учителя.

    Слайд 7

    Какую роль играет речевая характеристика в художественном произведении?

    Слайд 8

    4. Давайте посмотрим, как появляются герои драмы на сцене?

    Слайд 9

    Первые реплики персонажей Что можно сказать о героях?

    Вывод: Пять реплик - пять характеров.

    Слайд 10

    5. Герои драмы условно делятся на два лагеря. Можно ли по их высказываниям определить, кто из какого лагеря.

    Слайд 11

    Вывод: Островский в драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и

    отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события. Слайд 12

    6. Анализ речи персонажа на примере Дикого.

    Слайд 13-14

    Особенности речи Что узнаём о герое

    «Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?».

    Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно.

    Дикой – «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

    Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил».

    Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье.

    Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!»,

    Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

    Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого, хотя Дикой и сознает, что он нелеп. В разговоре с Кулигиным он отказывается дать денег на “громовые отводы”, при этом называя его “разбойником”, “фальшивым мужичонко”.

    Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник… Экой

    фальшивый мужичонко…

    Весь разговор Дикой подчеркивает свою важность, независимость от кого-либо, а тем более от Кулигина.

    Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и Поважней тебя никому отчета не даю.

    Хоть Кулигин и говорит, что “расход пустой”, но Дикой все равно стоит на своем, отрицая даже возможность исполнения просьбы.

    Он ходил к Кабанихе и рассказывал ей о своих неправедных делах.

    О посту как-то великом я говел, а тут Нелегкая и подсунь мужиченка: за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал…

    Дикой отличается других персонажей драмы своим неуправляемым характером, но когда он успокоится, он готов признать, что он не прав.

    Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся.

    Дикой и Кабаниха очень похожи. Только один может признать что он неправ, ссылаясь на свое доброе “сердце”, а другая уверена, что она всегда права.

    Купечество в своей массе полностью отрицает прогресс. В мире могут строиться новые государства, открываться новые земли, меняться лицо планеты, а в городе Калинове на берегу Волги время будет течь медленно и размеренно, как будто этого и не было. Все новости до них доходят с большим опозданием, да и то сильно искаженные. В неведомых странах люди ходят с “песьими головами”. Купечество добилось многого: они богаты, у них привилегии, зависимые крестьяне. Из-за этого они и не хотят переходить в новую эпоху, боясь быть обделенными. Поэтому они хотели ее отодвинуть хоть на несколько лет. При этом понимая, что прогресс все-таки неизбежен, он всегда присутствует в человеческом обществе.

    Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником.

    Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

    Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

    Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен, что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

    Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

    Ещё одна черта, которая их объединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать

    С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной.

    Важно не только то, о чём говорит герой и как его это характеризует, но и сама манера выражать свои мысли, словарь, построение фразы.

    Ведь слово – живая реакция на мысль собеседника, живая реакция на то, что происходит на сцене, выражение его раздумий и душевных переживаний

    Слайд 15

    7. Групповая работа. Речевая характеристика Кулигина, Варвары, Кудряша и Бориса.

    8. Подведение итогов.

    Слайд 16

    «Произведение Островского – филигранно отшлифованные самоцветы русского слова» . Сквозь язык его действующих лиц русская речь просвечивает самыми существенными своими признаками: лексическим богатством, сочностью, образностью, меткостью, гибкостью. Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие, общественно – бытовых связей и влияний. Вот почему действующие лица одной и той же социальной категории отличаются не поступками, но и в особенности языком, манерой говорить.

    9. Домашнее задание.

    Слайд 17

    Составить речевую характеристику Катерины или Кабанихи (с цитатами)

    Подготовить на основе речевой характеристики анализ образа персонажа драматического произведения.

    Доп. задание: презентация –викторина «Узнай героя по реплике».

    9. Рефлексия.

    Рефлексия на уроке литературы (самоанализ уч-ся)

    • На сегодняшнем уроке я узнал …
    • Мне удалось…
    • Не удалось..
    • Я понял…
    • Я не понял.

    Тема. Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев.

    Цели: 1. Представить материал о создании драмы Островского «Гроза» в виде видео репортажа.

    2. Развивать навык анализа характеристики драматических персонажей на примере жителей города Калинова: прежде всего тех, от кого зависит духовная атмосфера в городе.

    3. Воспитание патриотизма на примере истории создания драмы Островского «Гроза»; пробудить интерес к творчеству Островского

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку по теме, видеорепортаж о городах, расположенных на реке Волге.

    План урока .

      Организационный момент.

      Проверка домашнего задания. Опрос:

    Почему формула «Колумб Замоскворечья» «приросла» к Островскому?

    Каким представлял Замоскворечье сам Островский?

    Что такое драматургия?

    С каким театром сотрудничал Островский и как назвал этот театр Гончаров в письме к Островскому?

    В чём заслуга Островского перед театром?

    III . Работа по теме урока. Объявление темы урока: «Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев».

    1. Видео репортаж об истории создания пьесы Островского «Гроза».

    1. «Прообраз» города Калинова

    Летом 1855 года Морское министерство России снарядило этнографическую экспедицию для изучения быта и культуры поволжских городов. В экспедиции принимал участие т А.Н.Островский. Впечатления от поездки нашли отражение во многих произведениях драматурга. По мнению исследователей, «прообразом» города Калинова в пьесе «Гроза» могли быть Кострома, Торжок или Кинешма. С Костромой его связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, запечатленная на паперти одной из церквей, с Торжком – местные нравы. Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщенный образ провинциальных городов России.

    2. Работа с теоретическим материалом.

    Беседа с классом:

    Назовите жанровые особенности драмы.

    Драма:

    1) жанр;

    2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе.

    Особенность драмы:

    1) конфликт,

    2) членение сюжета на сценические эпизоды,

    3) сплошная цепь высказываний персонажей,

    4) отсутствие повествовательного начала.

    Обозначьте конфликт пьесы.

    А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций

    и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни».

    Конфликт между «темным царством» и новым

    человеком, живущим по законам совести.

    3. Работа с текстом пьесы Островского «Гроза».

    Рассмотрим систему художественных образов:

    «Темное царство»

    Кабанова Марфа Игнатьевна

    Дикой Савел Прокофьич

    странница Феклуша

    мещанин Шапкин

    служанка Глаша

    Жертвы «темного царства»

    Катерина

    Борис

    Кулигин

    Варвара

    Кудряш

    Тихон

    - обратимся к значениям имён, так как у героев пьесы «говорящие имена».

    Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная.

    Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.

    Марфа – от арамейского: госпожа

    Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:

    борьба, от славянского: слова.

    Совел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный

    (у бога).

    Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

    Слово учителя: « Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города -Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города».

    Беседа с классом по вопросам:

      Расскажите о жителях Калинова.

      Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

    Н. Добролюбов отозвался о жителях города Калинов так:

    «Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном

    мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное,

    неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…».

    Согласны ли вы с мнением критика?

    «Самодуры русской жизни».

    Беседа с классом:

      Что означает слово «самодур»?

      Каково ваше представление о Диком?

      Что является причиной необузданного произвола Дикого?

      Как он относится к окружающим?

      Уверен ли он в безграничности власти?

      Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

    Сделаем вывод:

    Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

    Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

    1. Каково ваше представление об этом персонаже?

    2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»?

    3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

    4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

    Сделаем вывод:

    Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она«блюстительница» и защитница обычаев и порядков «темного царства».

    Молодые герои пьесы. Дайте им характеристику.

    Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

    Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

    Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала из дома, но не покорилась.

    Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.

    Борьба Катерины за счастье.

      Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

    2. Расскажите историю ее жизни. Приведите примеры из текста.

    3. В чем трагизм ее положения?

    4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

    Прокомментируйте иллюстрацию к произведению .

    Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?

    Почему она не вернулась к мужу?

    Достойны ли Борис и Тихон ее любви?

    Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?

    Работа с текстом .

      Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

    2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе?

    3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержании произведения?

    Попытайтесь интерпретировать смысл названия драмы «Гроза».

    Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

    Гроза – это грозовое состояние общества, гроза в душах людей.

    Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

    Гроза – это христианское поверье: гнев божий, карающий за грехи.

    Гроза – это зреющие новые силы в борьбе со старыми пережитками прошлого.

      Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу?

      Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

      С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?

      Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?

    Н.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.

    В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»).

    Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».

    (Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»).

    А какого вы мнения придерживаетесь и почему?

    Итог урока:

    Оценивание ответов учащихся.

    Сегодня на уроке мы узнали не только о нравах калиновцев, но и рассмотрели представителей «тёмного» и «светлого» царства

    В завершение урока, ответьте для себя на вопрос: «На какую сторону самовоспитания я должен(а) обратить внимание в большей степени?».

    Домашнее задание:

    Выполнить конспект статьи Н Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» по плану:

      «Тёмное царство» в «Грозе»

      Катерина – «луч света в «тёмном царстве»

      Выражение народных стремлений

      Самое решительное произведение Островского.

    Тема урока: Драма «Гроза». Система образов, приёмы раскрытия характеров героев.

    Цели:

    1. Познакомить с системой образов драмы «Гроза» А.Н. Островского.

    2. Развивать навык анализа характеристики драматических персонажей на примере жителей города Калинова: прежде всего тех, от кого зависит духовная атмосфера в городе.

    3. Воспитание патриотизма на примере драмы Островского «Гроза»; пробудить интерес к творчеству Островского

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку по теме, видеорепортаж о городах, расположенных на реке Волге.

    Ход урока.

    1. Орг. начало урока.

    2. Проверка домашнего задания

    3. Сообщение темы и целей урока

    4. Работа по теме урока

    Работа с текстом пьесы Островского «Гроза».

    Система действующих лиц пьесы.

    «Темное царство»

    Кабанова Марфа Игнатьевна

    Дикой Савел Прокофьич

    странница Феклуша

    мещанин Шапкин

    служанка Глаша

    Жертвы «темного царства»

    Катерина

    Изучая список действующих лиц, следует отметить говорящие фамилии, распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис). Учитель вместе с учащимися составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

    "Хозяева жизни"

    Дикой . Ты червяк. Захочу -- помилую, захочу -- раздавлю.

    Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

    Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

    Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

    Кулигин. Лучше уж стерпеть.

    Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

    Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

    Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

    Вопросы для обсуждения

     Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

     Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?

     Как понять такое определение - "зеркальные" образы?

    Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.

    Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

     Катерина -- поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

     Кулигин -- речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

     Дикой -- речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

     Кабаниха -- речь лицемерная, "давящая".

     Феклуша -- речь показывает, что она была во многих местах.

    Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:

    Кулигин . Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

    Кудряш. А что?

    Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

    Борис. Праздник; что дома-то делать!

    Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

    Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

    Тихон . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

    Варвара. Не уважишь тебя, как же!

    Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

    Использование приема контраста и сопоставления:

     монолог Феклуши -- монолог Кулигина;

     жизнь в городе Калинове -- волжский пейзаж;

     Катерина -- Варвара;

     Тихон -- Борис.

    Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы -- "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

    Дадим характеристику городу Калинову , выясним, как живут здесь люди, ответим на вопрос: "Прав ли Добролюбов, называя этот город "темным царством"?

    « Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города -Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города».

    Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: "Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!" Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?

    Задания для анализа двух монологов Кулигина (д. 1, явл. 3; д. 3, явл. 3)

    1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.

    "Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и др. -- это принципы жизни в городе.

    2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

    "Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и др. -- это принципы жизни в семье.

    Вывод. Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Почему такая же прекрасная природа показана и в сцене свидания Катерины и Бориса? Оказывается, город Калинов противоречив. С одной стороны -- это чудесное место, с другой -- жизнь в этом городе ужасна. Красота сохраняется лишь в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе прекрасную природу. Ее видят только поэтические люди, способные на искренние чувства. Безобразны отношения людей, их жизнь "за запорами и воротами".

    Вопросы для обсуждения

    Как можно оценить монологи Феклуши (д. 1, явл. 2; д. 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина .

    Каковы жители, обитающие здесь? Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (д. 3, явл. 1); о других странах (д. 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (д. 4, явл. 1.), боятся грозы (д. 4, явл. 4).

    Чем отличается от жителей города Кулигин? Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума .

    Кто подготавливает их появление? Кудряш вводит Дикого, Феклуша -- Кабаниху .

    Дикой

      Кто он по своему материальному и общественному положению?

      В чем сказывается его стремление к наживе? Каким способом он добывает деньги?

      Какие поступки и суждения Дикого указывают на его грубость, невежество, суеверие?

      Как вел себя Дикой при столкновении с гусаром и после него?

      Покажите, как в речи Дикого раскрывается его характер?

      Какие приемы использует Островский для создания образа Дикого?

    Кабаниха

      Кто она по своему общественному и материальному положению?

      На чем, по ее мнению, должны основываться семейные отношения?

      В чем проявляется ее ханжество и лицемерие?

      Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о жестокости и бессердечии?

      Что общего и в чем различия в характерах Дикого и Кабанихи?

      Каковы особенности речи Кабанихи?

      Как относятся к поучениям Кабанихи Тихон, Варвара и Катерина?

    Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

    Кабаниха

    "ругатель"; "как с цепи сорвался"

    "все под видом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо"

    "дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе -- ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; "разбойник"; "аспид"; "дурак" и др.

    Она сама:

    "вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др.

    Вывод . Дикой -- ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

    Вывод . Кабаниха -- ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

    Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой -- ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

    Н. Добролюбов отозвался о жителях города Калинова так:

    «Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном

    мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное,

    неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…».

    «Самодуры русской жизни».

      Что означает слово «самодур»? (дикий, властный человек, крутой сердцем)

      Каково ваше представление о Диком?

      Что является причиной необузданного произвола Дикого?

      Как он относится к окружающим?

      Уверен ли он в безграничности власти?

      Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

    Сделаем вывод:

    Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страсть к ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

    Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

    1. Каково ваше представление об этом персонаже?

    2. Как она относится к своим домашним? Каково ее отношение к «новым порядкам»?

    3. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

    4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

    Сделаем вывод:

    Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев и порядков «темного царства».

    Результаты действий этих героев:

     талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: "Нечего делать, надо покориться!";

     добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: " а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь"; он полностью подчинен матери;

     Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: "И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало";

     образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

    Так ломает темное царство неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

    Молодые герои пьесы. Дайте им характеристику.

    Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

    Борис - мягкий, добрый, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за свое счастье, выбирает путь смирения.

    Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нее ложь - защита от законов «темного царства». Она убежала из дома, но не покорилась.

    Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всеми путями борется за свое счастье.

    Итог урока.

    Город Калинов -- это типичный город России второй половины XIX века. Подобное, скорее всего, А. Н. Островский видел во время своего путешествия по Волге. Жизнь в городе -- это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают "хозяевам жизни" право диктовать свою волю "жертвам". В правдивом показе такой жизни -- позиция автора, призывающая изменить ее.

    Домашнее задание

    Выписать характеристику Катерины (вн. вид, характер, поведение, какая была в детстве, как изменилась в доме Кабановых). Определить основные этапы разви­тия внутрен­него кон­фликта Ка­терины. Подготовить выразитель­ное чтение наизусть монологов Катерины (действие 2 явле­ние 10 и дей­ствие 5 явле­ние 4).

    Добролюбов

    Писарев

    Характер Катерины составляет…

    Добролюбов принял личность Катерины…

    Решительный, цельный русский…

    Ни одно светлое явление не…

    Это характер по преимуществу…

    Что это за суровая добродетель…

    У Катерины все делается…

    Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины,…

    В Катерине видим мы протест…

    Воспитание и жизнь не могли дать…

    Горько такое освобождение; но что же делать, когда…

    Катерина разрубает затянувшиеся узлы…

    Нам отрадно видеть избавление…

    Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий…

        выписать другие понравившиеся высказывания, характеризующие Катерину (обязательно)

        определить свое отношение к данным тезисам, подобрать аргументацию (обязательно).