Ходит кот на дубе том. Всё ходит по цепи кругом. Анализ стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» Пушкина

Там царь Кощей над златом чахнет...

Кто из нас не знает отрицательного и отталкивающего персонажа многих русских сказок Кощея Бессмертного.

Но задумывался ли кто над тем, почему Кощей всегда богат, но всегда несчастен, он влюбчив, но не любим, он бессмертен, но погибает в финале сказки всегда почему-то именно он... Увы, как часто бывает не только в жизни, но и в сказках, время многое переиначило в изначальных вариантах рассказов о Кощее.

Что же донесли до нас языческие предания об этом необычном трагичном сказочном герое? Прежде всего, отметим, что звали знаменитого героя не как-нибудь, а весьма уважительно: Кощей Трипетович Бессмертный. Наличие отчества в столь давние времена говорило о многом и, прежде всего, о том, что был Кощей Трипетович существом очень благородным по своему происхождению, скорее всего княжеского рода. Ведь в стародавние годы лишь княжеские сыновья могли присваивать себе окончание «вич». Остальные именовались незатейливо и просто, например, Трофим Иванов-сын, а то и вовсе: Ивашка, да Машка.

О младых годах нашего героя сказки упорно молчат. Трипетович является перед нами уже стареньким и лысым. Однако, судя по всему, времени в своей жизни он даром не терял, а много и хорошо учился, да еще, видимо, имел явный талант не только к колдовству, но и к математике.

Непосвященному читателю может показаться, что жил Трипетович в свое полное удовольствие и просто не знал, куда деваться от безделия, а потому и выдумывал, развлекаясь, всяческие пакости. Увы, думающий подобное, глубоко заблуждается! Был Кощей Бессмертный, наоборот, невзирая на свое княжеское звание, великим тружеником и работал, что называется, не разгибаясь! К тому же, скорее всего, был работящий Трипетович не столь уж и богат, как думают его многочисленные недоброжелатели, прежде всего потому, что все окружающие его сокровища самому Кощею никогда не принадлежали. Все дело в том, что состоял Трипетович на службе у весьма почитаемого древнего славянского бога Велеса.

О том говорит, прежде всего, само имя нашего Трипетовича. Кощей - означает раб или работник. Велес является богом сытости, богатства и скота, а потому и скуп был чрезвычайно, до патологии. Золота и прочего добра было у него по этой причине накоплено преогромное количество. Сам Велес, по мнению академика Рыбакова, является духом убитого медведя, которого надо было задобрить, чтобы он не обиделся и не принес вреда. Внешне Велес всегда изображается человеком с медвежьей головой.

Как Трипетович попал к Велесу, неизвестно. Может, из-за своего характера в молодости когда-нибудь обидел злопамятный медвежий дух и был им наказан, может, разочаровавшись в бренности и суетности человеческого бытия, сам поступил на службу к богу сытости. Во всяком случае, с полной уверенностью можно сказать одно: служба у столь хозяйственного и скупого бога легкой не была. «Чахнуть над златом», тем более над чужим, ему явно было недосуг. Да, скорее всего, Трипетович и не просто так, скуки ради пересыпал туда-сюда монеты, а тщательнейшим образом подсчитывал и учитывал богатства своего хозяина. Судя по всему, наш герой был у Велеса и главным казначеем, и бухгалтером одновременно.

Вызывает большое сомнение и устоявший у нас образ Кощея, как некоего доходяги-дистрофика. Подумаем, зачем богу сытости понадобился бы какой-то дохляк? Ведь это сразу бы бросило тень недоверия на самого Велеса. Впрочем, писаным красавцем Трипетович, судя по всему, тоже не был никогда. Но разве можно над ним из-за этого смеяться?

Ну, а как обстоит дело с бессмертием нашего героя? То, что Трипетович был бессмертным, делает ему честь. Значит, Велес столь высоко ценил его как специалиста-профессионала и честного помощника, что не давал умереть и держал бесконечно долго на нелегкой финансовой службе, без всякой перспективы выхода на пенсию. Помимо высокого профессионализма Трепетович безусловно был и лично честен. Кто бы стал держать на столь ответственной должности бесконечно долго хапугу и вора?

Кроме этого, принимая во внимание древность времени, когда происходили описываемые события, следует понимать, что с высококвалифицированными бухгалтерами на Руси в ту пору было не густо, а потому и приходилось бедолаге Кощею из века в век сводить дебит с кредитом.

Но наш герой вовсе не был отшельником, а вполне любил придаться иногда маленьким человеческим радостям и удовольствиям. Языческие предания гласят, что поначалу (в свободное от казначейских дел время) любил Трипетович проводить свой досуг с молодыми ведьмами. Но и здесь он был очень благороден. Принимая обличие козла с огромными рогами, он вначале шутейно пугал на шабашах этих непутевых девиц, а попугав, вел затем долгие душеспасительные беседы. Побеседовав, таким образом, на темы морали, Кощей приглашал затем ведьмочек в велесовский дворец (естественно, в отсутствие хозяина), где весело и проводил с ними время. Это, судя по всему, Трипетович грехом не считал. Когда гулянка заканчивалась, все стороны оставались всем вполне довольны, да и казенное дело от этого не страдало.

Однако пришел день и настал час, когда девицы легкого поведения, да еще склонные к колдовским штучкам, нашему герою прилично поднадоели. Тогда-то захотелось Трипетовичу настоящего домашнего уюта, семьи и настоящей любви. Ведьмы отошли в прошлое, а сердце Кощея покорили простые девушки. Подобный путь прошло и большинство современных мужчин, разница лишь в том, что Кощей мог позволить себе не думать о возрасте, а так же о печени и других издержках веселой жизни по причине своей бессмертности.

Один из первых профессиональных исследователей русского язычества профессор С. Ушаков еще в 1834 году писал следующее: «Кощей, несмотря на свое безобразие, страстно любил девиц и похищал их. Он похищал даже супруг с брачного ложа». Здесь уж, кажется, Кощей показал себя, наконец, как явный негодяй! Но опять не будем слишком торопиться! Если в наше время похищение девицы есть дело однозначно уголовное, то в те весьма отдаленные от нас времена подобные похищения с последующей женитьбой были делом самым повседневным, привычным и заурядным. Скорее всего, когда Трипетович просто подустал от шумных и непутевых ведьм, он просто захотел нормальной жизни, а потому и принялся воровать себе невест. В этом он, думается, тоже не усматривал ничего предосудительного, ведь он был не каким-то простолюдином, а отпрыском древнекняжеского рода, да еще и казначеем-бухгалтером всесильного бога Велеса!

Удивительно, но ни одна из дошедших до нас сказок не упрекает Кощея в каком-либо насилии над похищенными девицами. Трипетович не был какой-нибудь «синей бородой». Наоборот, со всеми похищаемыми девицами он сразу же вступал в законный брак и окружал их всевозможной роскошью. Может быть, поэтому, ценя рыцарское отношение похитителя, его искреннюю любовь, ну и, разумеется, почти «божественные» блага, которыми окружал влюбленный Трипетович своих избранниц, девицы о своей участи не слишком-то и жалели. Однако вся проблема состояла в том, что сам Трипетович был бессмертным, а жены его - нет. Поэтому они имели свойство с завидным постоянством стареть и умирать.

Тут уж на самом деле проникнешься жалостью к Кощею, если представить сколько раз ему пришлось оставаться вдовцом! Что поделать, такой уж удел всех бессмертных. Но, видимо, все же Трипетович по своей натуре не был пессимистом, а потому он с достойным всяческого уважения упорством, отправлялся вновь и вновь на поиски очередной будущей жены. Так что, если говорить честно, разбойничьи налеты старика на девиц были делом весьма не частым.

Последней роковой любовью нашего героя Трипетовича стала, как всем нам хорошо известно, девица по имени Василиса и по прозвищу Прекрасная. Впрочем, во многих случаях ее именуют и Премудрой. Прежде чем перейти к последующим трагическим событиям жизни Трипетовича, отметим, что второе прозвище Василиса носила тоже неспроста, а если принять во внимание еще и ее внешние данные, то становится сразу понятным, что бессмертный старик Трипетович, хорошо разбираясь в женской красоте, в тайнах женской психологии за долгие века своей жизни разбираться так и не научился. Что уж тогда говорить о простых смертных!

Девица же Василиса оказалась дамой на редкость хитрой и коварной. Впрочем, и ее влюбленный бухгалтер окружил всеми возможными в то время благами и комфортом. Не торопя свою избранницу с принятием решения, он, как истинный джентльмен, терпеливо ждал, пока она пообвыкнется и сменит гнев на милость. А потому лишь периодически тактично наведывался к предмету своего обожания, чтобы поинтересоваться, не надобно ли ей еще чего, не изменила ли она своего решения. Василиса же время даром не теряла и поджидала своего друга Ивана-царевича и не только поджидала…

Может, именно в этом и состояла главная ошибка Трипетовича. Ранее он воровал невест у простолюдинов, теперь же замахнулся на невесту царевича, впрочем, и сам Трипетович был, как мы уже знаем, не из смердов каких-нибудь, к тому же, ведь и сердцу тоже не прикажешь!

Да и царевичем Иван был, по всей видимости, не слишком родовитым, иначе не стал бы марать свои руки столь грязными делами, о которых мы еще поговорим вскоре более подробно.

Вообще момент «вызова» Ивана Василисой для своего освобождения - самый мутный в сказках о Кощее. Прежде всего, откуда Иван узнал, что его невесту утащил именно Кощей? В одном из вариантов сказки эта тайна, впрочем, несколько приоткрывается. Там хитромудрая Василиса отправляет царевичу птичку-вещунью, скорее всего - голубя, с записочкой. Однако, судя по всему, в записочке говорилось не столько о необходимости ее избавлении, сколько о том, какие богатства имеются у Кощея и как их можно, за здорово живешь, присвоить. Короче говоря, Василиса приглашала Ивана не только забрать ее домой, но одновременно и неплохо подзаработать. Однако царевич поначалу попросту струсил и никуда не поехал. Сразиться один на один с бессмертным Трипетовичем ему никак не улыбалось.

Тогда уже на хитрость идет сама Василиса. Внезапно она объявляет, обомлевшему от счастья Трипетовичу, о своей нахлынувшей к нему любви. А пока старик находился на седьмом небе и, потеряв бдительность, строил воздушные замки будущей счастливой совместной жизни, Василиса быстро выведала у доверчивого бухгалтера, где находится его смерть и как ею с умом распорядиться. После этого к Ивану улетела очередная птичка и тот, приободрившись, пошел искать невесту, а так же золотишко. Говоря языком современной юриспруденции, Иван-царевич и Василиса Премудрая – это преступная группа, где роль вожака, а заодно и наводчицы исполняла Василиса. Иван же выступал лишь как обыкновенный наемный киллер, причем не слишком смелый и не очень умный. В этом мы еще сможем убедиться чуть позднее.

Вообще «Дело об убийстве старика Трипетовича по предварительному сговору группой лиц с целью обогащения в особо крупных размерах» - самое загадочное во всем славянском фольклоре. Порой возникает даже вполне обоснованное подозрение, что и само «похищение» Василисы было спланировано и организовано ею самой. Кощея, как говорится, просто «подставили», то есть вначале распалили пыл любвеобильного старца рассказами о невообразимых прелестях Василисы Прекрасной, а затем позволили ее выкрасть (вместе с почтовыми голубями!). Любопытно, что сразу же после похищения Василиса Прекрасная во всех вариантах сказок мгновенно превращается в Василису Премудрую и начинает активно действовать, не останавливаясь даже перед прямым обманом наивного Трипетовича.

Впрочем, если моральный облик Василисы, как мы уже поняли, весьма невысок, то ее жених вообще полный негодяй! Это вовсе не громкие слова. Это факты, которые говорят сами за себя!

Дело в том, что, разыскивая владения своей жертвы, Иван-царевич успел между делом переспать с... Бабой Ягой! Да если бы только с ней одной! Чтобы не быть голословным, обратимся вновь к языческим преданиям, записанным уже знакомым нам профессором С.Ушаковым: «Яга встречает парней, поит, кормит, в баньке парит и кладет на ложе исполнять супружеские обязанности. А уклоняющимся мстит нещадно...» Вспомним, что времена тогда были далеко не сентиментальные, а потому «отказников» бабка просто поджаривала на лопате и съедала. Чего добру пропадать!

По всей видимости, угодить Бабе Яге было весьма не просто, так как ее частокол щедро украшали черепа многочисленных неудачников любовного фронта. Иван-царевич, надо понимать, от «супружеских обязанностей» не уклонился и с поставленной ему задачей неплохо справился. Иначе, почему он наутро не только почти по-родственному расстался с бабулькой, но та еще подарила ему и клубок волшебных ниток. При этом направила Баба Яга Ивана не куда-нибудь, а к своей средней сестре. Там все произошло по старому сценарию, его поили, кормили, парили..., а наутро вручили очередной клубок ниток. Затем была старшая сестра Яговна, которой Иван, разумеется, тоже понравился, и которому она утром в знак благодарности за ударный труд, показала дорогу к жилью Кощея, хотя, конечно же, догадывалась, что Иван идет туда не с самыми добрыми намерениями. Вполне возможно, что у любвеобильных сестер были с Трепетовичем какие-то свои давние счеты. Выскажу свои подозрения, что сестры Яговны, вполне возможно, как раз и были теми самыми беспутными ведьмочками, с которыми Трипетович куролесил по молодости и которым затем предпочел обычных добропорядочных девушек. Тогда желание сестер отомстить «подлому изменнику» вполне понятно. Недаром говорится - от женской любви до ненависти один шаг.

Позднейшие сказители о нюансах поведения «влюбленного» Ивана во время его похода предпочитают помалкивать. Еще бы, если царевич-геронтофил действительно переспал со всеми бабками-ежками подряд, то о какой высокой любви к невесте может вообще идти речь, ведь ломается вся логика и мораль сказки! Но ничего как раз и не ломается! Все дело в том, что между Иваном с Василисой никакой влюбленности, судя по всему, никогда не было. Они являлись просто-напросто подельниками, и именно в этом заключена вся логика их поступков.

Как бы то ни было, но Иван, как мы знаем, добирается до цели. Он знает, что бога Велеса в данный момент нет дома, знает и где спрятана смерть казначея. Остальное для профессионального киллера, как говорится, лишь дело техники.

Изначально в сказках данного цикла говорилось, что Кощеева смерть находится на конце стрелы. Это значит, что прикончить престарелого Трипетовича можно было без всяких хлопот, что, видимо, Иван-царевич без особого труда и сделал. Где бедному старику было тягаться с молодым суперменом! Легенда об острове Буяне и дубе, о зайце, рыбе и утке появилась значительно позднее, когда сказители справедливо решили, что убиение Кощея столь примитивным и быстрым способом никакой славы Ивану не прибавляет. Поэтому в более поздних вариантах сказки царевич предварительно демонстрирует нам свое молодечество, безжалостно разрывая животы несчастным живым зверюшкам.

А затем было циничное убийство беспомощного старика. Причем, перед тем как убить Кощея, Василиса с Иваном еще не преминули, и поглумиться над ним, вдоволь насладившись стенаниями и страданиями приговоренного к смерти престарелого бухгалтера.

Однако время не ждало. Спешно погрузив какую-то часть богатств Велеса (утащить все богатства было, разумеется, им не под силу), убийцы поспешили восвояси. Но быстро бежать Иван с Василисой не могли, золото являлось слишком тяжелым грузом. Тем временем вернувшийся домой Велес застает жуткую картину: убитого казначея-бухгалтера и разграбленные кладовые. Можно представить его состояние! Конечно же, немедленно последовала погоня.

Детали этой погони известны нам в разных более поздних вариациях. Однако везде однозначно утверждается, что первой почувствовала приближение преследователя, конечно же, Василиса. Она попросила Ивана что-нибудь предпринять, но тот был столь напуган, что ничего не мог, да и не хотел сделать. Кроме того, он еще раз наглядно продемонстрировал, что никаких особых чувств к Василисе никогда не испытывал. Ибо тогда почему, хотя бы ради приличия не заявил своей невесте, что готов сразиться, пусть даже в неравном поединке, с Велесом, чтобы дать любимой время убежать и спастись. Так поступил бы каждый влюбленный. Увы, ничего подобного не произошло. Иван-царевич тупо тащил мешки с золотом, предоставив подельнице выкручиваться самой.

Надо отдать должное Василисе, в данной ситуации она превзошла сама себя. Премудрая воздвигала на пути Велеса высокие горы и непроходимые леса, бурные реки и бурные моря, но бог есть бог, и не простым смертным преступникам с ним тягаться... Конец этой сказки всегда несколько смят. Дескать, на каком-то рубеже Василисе все же удалось задержать Велеса, и они с Иваном удачно смотались. Однако на самом деле подобный исход более чем сомнителен. Даже если Василисе и удалось в тот раз обмануть всесильного Велеса, боги, как известно, обид (да еще таких!) не прощают. Так что в дальнейшем уж чего-чего, а сытости и богатства в доме Василисы и Ивана не было никогда, это уж точно! Убийство невинного старого бухгалтера и грабеж велесовского золота счастья им тоже не мог принести. Зная же аморальные качества Ивана и практичность его подружки, нетрудно предположить, что и особой идиллии из их союза тоже не получилось. Месть Велеса рано или поздно, но их обязательно настигла!

А потому, смотря по телевизору или читая очередную сказку, где очередной молодец, с ухмылкой ломая иголку, убивает доверчивого семьянина Трипетовича, не будем столь безжалостны и злорадны к судьбе несчастного старика. Он хотел всего лишь быть счастливым, но ему, увы, не повезло...

Капитан первого ранга Владимир Шигин, секретарь Союза писателей России.

С детства знакомые строки:

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит...


И всегда интересно - что за кот? Почему ходит по цепи?

Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний.

Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя. Образ волшебного кота был широко распространён в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным: образ кота учёного - неотъемлемого представителя сказочного мира - он ввёл в Пролог поэмы «Руслан и Людмила».


Пролог был написан в Михайловском в 1826 году и включён в текст 2-го издания поэмы, вышедшего два года спустя. Образ «кота учёного» восходит к персонажу русской мифологии и волшебных сказок коту Баюну, в котором волшебный голос птицы Гамаюн объединился с силой и хитростью сказочного чудовища.

Сказки о коте Баюне и «коте учёном» обрели особенную известность благодаря распространению лубочных картинок. «Кот учёный» - это усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна. Вот какую запись сделал Пушкин в Михайловском со слов няни Арины Родионовны: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт - сказки сказывает, вниз идёт - песни поёт». Представляя содержание поэмы «Руслан и Людмила» как одну из сказок «кота учёного», Пушкин подчеркнул связь своего произведения с русским фольклором.

И хотя кошка довольно поздно попала на территорию Руси, зато сразу заняла важное место в жизни человека. Она - непременный персонаж русских сказок. Кот-Баюн был наделен голосом, "слышимым за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого не отличишь, не знаючи, от смерти".



Памятник Коту Баюну Учёному в Киеве.

Ныне «кот учёный» и кот Баюн - очень популярные персонажи. В пространстве интернета «поселилось» множество таких «котов»: от литературных псевдонимов и наименования веб-журнала, до названия лекарственного препарата для кошек «Кот Баюн» и подписей к фотоснимкам.


«У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Руслан и Людмила автора СССР Внутренний Предиктор

ВНУТРЕННИЙ ПРЕДИКТОР СССР Руслан и Людмила 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина посвящается Развитие и становление государственности народа русского и народов СССР в глобальном историческом процессе, изложенное в системе образов Первого Поэта России А.С.Пушкина.©

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

Из книги Литература как таковая. От Набокова к Пушкину: Избранные работы о русской словесности автора Жаккар Жан-Филипп

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

Из книги Каменный Пояс, 1980 автора Филиппов Александр Геннадьевич

Из книги Жизнь и труды Пушкина [Лучшая биография поэта] автора Анненков Павел Васильевич

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

Между «до» и «после» (Эротический элемент в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»)[*] Среди вопросов, которые возникают при анализе поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», один из самых сложных - это вопрос об организующем принципе. Проблема, в первую очередь, связана с определением

Из книги Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

«Руслан и Людмила». Юношеская вольность и свобода нашли полнокровное художественное воплощение в последнем произведении петербургского периода – в поэме «Руслан и Людмила». Работая над ней, Пушкин вступил в соревнование с Жуковским и Батюшковым, которые мечтали о

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья шестая автора Белинский Виссарион Григорьевич

«Руслан н Людмила» Внедренное в наше сознание общеобразовательной школой, да и вообще всей советской системой всеобуча понимание фольклора как явления исключительно низовой, устной, или крестьянской, деревенской культуры основательно обеднило наше представление о

Из книги автора

Людмила Коростина ЗОВУТ БАРАБАНЫ Главы из поэмы Школа взбудоражена: Готовится к линейке, Вымыта, наглажена. Прибраны скамейки, И по залу гулкому Носятся дежурные: - Этот мягкий стул кому? - Астры где, пурпурные? Стул - для гостя званого, И цветы садовые. …Я вас вижу

Сергей Женовач поставил «Заповедник» Сергея Довлатова.

Ну не так прямо чтобы вольномыслящий писатель Алиханов, ленинградский мизерабль, alter ego Довлатова, был распят на кресте из битого непогодой, на живульку сколоченного псковского горбыля. Он полураспят - но не до смерти. В 1970-х так многие жили. Но декорация Александра Боровского к «Заповеднику» все же явно крестообразна. Две конструкции, две несовместимых жизни, два века, две разные России совмещаются в ней. Поверху горизонтально изогнут ампирный мостик, как в Тригорском. Понизу, ближе к жизни, упираются в рампу дощатые мостки над прудом деревни Сосново. Там ход в пристройку «жильца» отдельный - но заколоченный. Зато через щели в полу Алиханова навещают бездомные собаки. А в раковине с кругами отбитой эмали вечно плавают макароны.

Впрочем: тут и «деревня», и «усадьба» запущены навзрыд. С 1916 года не крашены. Оттого легко образуют единое пространство (как бы кто из «верхних» персонажей райка ни хорохорился!). На перекрестье миров бродит - или сидит, оцепеневши, - герой.

В глубине сцены тьма. И светит из нее белая посмертная маска Пушкина. А в фойе театра торгует из белой квасной цистерны сухим вином в разлив тетушка в кружевной наколке, с яркой помадой - ожившая добрая фея 1970-х. Да посверкивают стеклянные водочные «мерзавчики» по 0,1 л на новогодней елке.

Премьера «Студии драматического искусства» - бенефис Сергея Качанова, одного из лучших актеров Женовача. Седой человек, стриженный ежиком, визуально вроде и не похож на 37-летнего Довлатова-Алиханова в повести. За Петра Великого в пивной очереди его бы точно не приняли!

Но это лишь расширяет сюжет. Ведь «Заповедник» Довлатова - не столь автобиография, сколь поминальник целого войска людей, не нужных в блаженном заповеднике СССР конца 1970-х. Примерно тех, чье появление предсказал Бердяев в 1920-х, еще до высылки. Он писал: если в России упразднят свободу предпринимательства и книгоиздания - «останется мыслима лишь свобода невоплощенного человеческого духа. И дух человеческий развоплотится».

Полвека спустя сие и сбылось. Бурно, с выходом, с вывертом, с пузырями невоплощенного духа поверх ряски. «Заповедник» Довлатова этими пузырями бурлит: роскошными, радужными!

И идейно выдержанная экскурсия по Пушкинским горам («Самодержавие рукой великосветского шкоды…») тут стоит диссидентской экскурсии. На последней за двадцать копеек с носа - показывают настоящую могилу Пушкина , спрятанную большевиками в лесу от народа. Туристы платят, ибо в СССР 1970-х каждый понимал: большевики от народа и не то спрячут.

Кстати, сдается мне: от «невоплощенности» подневольных, достигшей в третьем поколении своего предела, СССР и погиб. Тогда заповедник как-то враз стал лесом, где все едят всех.

Но на сцене - еще непуганый биоценоз 1970-х: пьют без продыху трактористы, фотографы, писатели, операторы бензопилы «Дружба», романтические девушки в цыганских шалях, гармонисты, отбухавшие шесть лет по ст. 92 УК, райуполномоченные КГБ. И пьют они вместе.

В спектакле «СТИ» мужская часть бестиария толчется вокруг Алиханова на мостках. Извлекает из грязной воды (пруд у рампы - часть декорации Боровского) новые поллитры, отпихивая мусор. Укладывает зрителя в лоск текстом Довлатова. Все - от майора до уголовника - понимают, что жить за сеткой-рабицей осталось недолго. Все мечтают вырваться самыми немыслимыми путями.

Но никто с места не двинется уже потому, что вне заповедника для них земли нет.

Во втором акте вступает женский хор. Жрицы и весталки А.С.П., методисты и м.н.с., массовики-затейницы, ударницы пушкинского культа. Вергилии в юбках - при профсоюзных экскурсиях, способных спросить, из-за чего была дуэль у Пушкина с Лермонтовым. Героические труженицы 1970-х - все, ясен пень, с дипломами филфака. Рисунок их ролей… гм… полон гротеска.

Они позируют на ампирном мостике - местоблюстительницы Осиповых-Вульф, Анны Керн и сестер Лариных. Локоны, халы и начесы, крепдешин, кримплен и фланель, серые пиджачки со скромными лауреатскими медальками, канцелярит и кокетство очень узнаваемы.

В заповеднике всякая лань для тех, кому за тридцать, готова прянуть от писателя Алиханова с хохотком и тайной надеждой. Муляж Михайловского (подлинный усадебный дом сожжен в 1918-м) населило новое племя… Довлатов был не очень добр к нему. Но Женовач, пожалуй, жестче.

Нежные актрисы «СТИ» с трудом узнаваемы в злых камео. Особенно - Ольга Калашникова в пиджачке старшей жрицы, хранительницы Виктории Альбертовны. С ними вместе играют население заповедника одиннадцать молодых актеров и актрис, недавних выпускников мастерской Сергея Женовача. Но женской части биоценоза дана и вторая ипостась. Похоже: они ходят во сне. И лунатически, в белых рубашках, со свечами в руках, подымаются на ампирный мостик читать Пушкина: «Талисман», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы».

Тогда проступает суть. Нечто, сохраненное в тайне, бессознательно, в самой чаще леса 1970-х. Примерно как «настоящая могила Пушкина, спрятанная большевиками от народа». И в этом лунатическом сне - в строгих кримпленовых девах проступают правнучки сестер Лариных.

А что держит в заповеднике, за сеткой-рабицей, писателя Алиханова? Ведь нерв повести - отказ героя от эмиграции. Уезжают его жена и дочь. Но питерский мизерабль еще не готов.

Сергей Качанов играет тонко и точно всю гамму ответов. «Нищее величье и задерганную честь» единственного думающего и чувствующего. Единственного, кому светит издали маска Пушкина.

Но и принадлежность к племени заповедника, вспоенному из белой бочки разливным сухеньким. То же безумие и безделье, чумной кураж недельных запоев, ту же развоплощенность.

И чувство языка как единственной родины. Надежду на то, что среди лепета и канцелярита блеснет строка, жест, силуэт на тропе - и этот чумной балаган на миг станет Михайловским.

Тут он сидит на цепи и ходит по цепи. Скована цепь из «Медного всадника». И еще ряда текстов.

В финале из-под колосников выпадают десятки пушкинских смертных масок на цепях. Они украшены чуть не стразами от Сваровски. Грохот такой, словно в заповеднике упал наконец забор.

Это уже иное время. Местный уполномоченный КГБ майор Беляев, так и предсказывал, распивая пол-литра с диссидентом Алихановым: «Придет новое татаро-монгольское иго. Только на этот раз - с Запада». Впрочем, майор наверняка вывернется: пойдет в баскаки.

Музейным жрицам в шалях, пьющим трактористам и прочему биоценозу будет трудней.

Но над ними уже в 1990-х взлетит ероплан Дубровского под управлением Б.Г. При дороге в Михайловское группа писателей Алихановых поставит памятник Зайцу, спасшему Алексан Сергеича в 1825-м. Культ окажется неистребим. Заповедник чуть протрезвеет. Но ведь устоит!

И где-то в глубине здешних лесов - как их ни замусоривай (или, наоборот, ни чисть) - будет вечно мерцать настоящая могила Пушкина.

А.С. Пушкин

У лукоморья дуб зелёный

Из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Http://www.lukoshko.net/pushk/pushk2.shtml

Рецензии

Пушкин описывает реальные события прошлого. Лукоморье-берег Белого (Русского) моря на восток от Архангельска. Златая цепь-цепь ярких событий произходивших в зоне действи биополя дуба и записанная в годовых кольцах (флешка) циклически, т.е запись происходит только летом, когда дуб зелёный. Ученый кот- экстрасенс (ведун) считывающий эту информацию и раскрывающий ее РУСАМ алкающим знания,русалка(не путайте с алкающим-голь алкоголь, алкающим-шишь алкаш). Рядом бродит двоешник, лентяй-ему знания не нужны, там он лишний т.е леший.
И далее излагает картинки прошлого,
Избушка там на курьих ножках
стоит без окон без дверей- Это КРОДА. Было так: гроб с телом покойного устанавливали на два расположенных рядом ствола дерева, спиленных на уровне 1.5м от земли и сжигали, что-бы освободить сущьность человека от связи (эфирной, астральной, ментальной) с умершим телом и облегчить переход, сохранить тем самым потенциал до следующего воплощения в соём Роду (если повезёт). Деревья лишний раз не пилили, потому стволы обуглены и оголены корни от неоднократного события. И так далее....

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.