Хоралы — это не по-нашему. Оратории феликса мендельсона Феликс мендельсон оратория святой павел

В рамках абонемента № 41 Московской филармонии «Шедевры и премьеры» 5 апреля 2017 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоялось исполнение оратории Феликса Мендельсона-Бартольди «Павел» для солистов, хора и оркестра.

Солисты: Мехтильд Бах (сопрано), Бритта Шварц (меццо-сопрано), Маркус Шафер (тенор), Манфред Биттнер (бас-баритон). Партия органа – Евгения Кривицкая. Хор Дворцовой церкви г. Вайльбург (худ. рук. Дорис Хагель), Московский камерный оркестр MUSICA VIVA). Дирижёр – Александр Рудин.

Исполнение оратории было посвящено 500-летию протестантизма, возникновение которого условно отсчитывается от 31 декабря 1517 года, когда католический священник и богослов Мартин Лютер прибил к дверям Виттенбергского собора свои 95 тезисов.

Так началось обличение римо-католической церкви в том, что она узурпировала право быть единственным посредником между Богом и человеком. Другим объектом резкой критики стала продажа индульгенций – грамот с отпущением грехов. Эти тезисы ещё не были полным и систематическим изложением учения протестантизма, но положили ему начало.

Концерт состоялся при содействии посольства Германии в Москве.

Это был во всех смыслах великолепный концерт – и по неожиданному для большинства зала характеру и качеству самой музыки, и по солистам, и по хору.

Что касается самой музыки, то большинство слушателей имеет представление о музыке Мендельсона по свадебному маршу, песням без слов, увертюрам «Сон в летнюю ночь», «Морская тишь и счастливое плавание», «Итальянской симфонии» и т. п. Но эти представления в корне неверны.

Если вы не поленитесь и просмотрите список сочинений Мендельсона, то увидите, что около половины их предназначены для Церкви. За те 37 лет, что были отпущены ему провидением, Мендельсон сочинил очень много церковной музыки. Это две грандиозные оратории: «Павел» и «Илия» (третья, незаконченная – «Христос»), Magnificat, Gloria, множество псалмов, хоралов и церковных песнопений, органных хоралов. Его с полным основанием можно называть церковным композитором. Нельзя забывать и заслуг Мендельсона в широком развитии в мире интереса к музыке Иоганна Себастьяна Баха.

Здесь уместно одно важное отступление. Есть расхожее мнение, что в начале XIX века И. С. Бах был практически полностью забыт – и только исполнение Мендельсоном в 1832 году баховских «Страстей по Матфею» возродило интерес к наследию гениального лейпцигского кантора.

Это мнение, мягко говоря, не совсем верно. Старшего Баха не забывали никогда. Хотя бы потому, что в церквах его музыка по-прежнему звучала; его сыновья стали знаменитыми композиторами. Просто масштаб его известности перестал соответствовать масштабу его гениальности. Мендельсон помог миру осознать то, что спустя полтора века точно сформулирует Альфред Шнитке:

«Бах – это эпицентр музыки. К нему всё шло и от него всё вышло».

Мендельсон собирался сочинить три больших оратории на библейские сюжеты, связанные с Христом. Первой стала оратория «Павел» – об апостоле Иисуса Христа, который, прежде чем им стать, был злейшим гонителем первых христиан, под именем Савл. Он был организатором побиения камнями первомученика Стефана. После того, как по дороге в Дамаск, куда Савл спешил для преследования христиан, ему явился Христос, Савла, взяв имя Павел, превратился в самого ревностного последователя Христа.

Второй была сочинена оратория «Илия» о ветхозаветном предшественнике Христа, пророчествовавшем о грядущем пришествии Мессии. Третью – «Христос» – Мендельсон закончить не успел.

Мендельсон никогда не скрывал, что образцом при сочинении этих ораторий для него были «Страсти по Матфею» И. С. Баха. Но именно образцом, а не предметом копирования или стилизации. Музыка «Павла» гораздо более романтическая – оставаясь при этом хоральной по стилю и религиозной по духу. В ней не было никакой ожидаемой многими «сиропности».

В целом получилась монументальная фреска, писанная не плотной темперой, а прозрачной акварелью. (Я знаю, что фрески акварелью не пишутся, но позволил тут использовать это определение для описания характера музыки).

Текст оратории практически полностью составлен из библейских цитат. За основу взят текст из новозаветных «Деяний апостолов», но не только. Использованы фрагменты из новозаветных книг: Евангелие от Луки, посланий Павла к Тимофею, Коринфянам, Римлянам и «Откровения Иоанна Богослова» (Апокалипсис).

А из ветхозаветных книг использованы Псалмы, книги Левит, Исайи и Иеремии. В № 36 хор исполняет в качестве Cantus Firmus лютеранский «Символ веры» («Веруем»), составленный Мартином Лютером. Два хорала Мендельсон цитирует полностью: № 16 Филиппа Николаи (1599 г.) и № 26 текст Й. Хеермана (1630 г.), мелодия – Нюрнберг (1676 г.). Подбор текстов показывает хорошее знание Мендельсоном всей Библии и лютеранского богословия. Собственно, такое знание Библии свойственно большинству протестантов. И по сей день большинство из них раз в год перечитывает всю Библию полностью.

Удачным и очень ровным был подбор солистов – каждый из которых, может, и не блистал каким-то суперкрасивым и звучным голосом, но все вместе они радовали инструментальностью, чистотой и прозрачностью. Хотя в некоторых эпизодах они выдавали просто великолепный вокал.

Солисты были точны в стиле и не грешили во вкусе. А уж как они были безупречны в ансамблях – и слов нет. Наиболее интересными мне показались бас-баритон Манфред Биттнер и сопрано Мехтильд Бах.

Репертуар М. Биттнера включает произведения разных эпох, начиная от опер и ораторий средневекового барокко, классики и романтизма до премьер сочинений современных авторов. У него есть множество радио и СD записей. Он постоянно выступает и записывается с такими известными коллективами, как Фрайбургский барочный оркестр, Берлинская академия старинной музыки, Оркестр Тонхалле в Цюрихе и др., и с такими дирижёрами как Филипп Херревеге, Рене Якоб, Томас Хенгельброк и др. В рецензируемом концерте Биттнер проявил мощь в сценах Савла-гонителя, и смирение в эпизодах Павла.

Мехтильд Бах гастролирует по всей Европе; сотрудничала с Райнхардом Гёбелем, Петером Нойманном, Манфредом Хонекем, Тоном Коопманом, Гельмутом Риллингом, Конрадом Юнгхэнелем. Выступала на Дрезденских днях музыки, в Международной академии Баха в Штутгарте, в замке Вайльбург, на Неделях музыки Малера в Тоблахе, в филармониях Берлина и Кёльна, Берлинском драматическом театре, Консертгебау в Амстердаме, во многих других музыкальных центрах Европы. Постоянная приглашённая солистка ансамбля «Кантус Кёльн». В последние годы поёт также в Оперном театре Галле (родном городе Генделя) и театре Люцерна. В этом концерте блистательным у Мехтильд Бах было исполнение № 7 «Иерусалим, Иерусалим, побивающий пророков» (от Луки, 13,34). Оно проникало глубоко в душу.

Бритта Шварц выступает с известными оркестрами – Берлинским и Израильским филармоническими, Консертгебау в Амстердаме, «Академией святого Мартина в полях», Саксонской государственной капеллой и «Капеллой Андреа Барка»; сотрудничает со знаменитыми дирижёрами, среди которых Филипп Херревеге, Кент Нагано, Марек Яновский, Петер Шрайер, Густаво Дудамель. Бритта Шварц побывала с концертами почти во всех странах Европы, а также в Израиле и Японии.

Cотрудничает с выдающимися барочными исполнителями и ансамблями, среди которых Райнхард Гёбель, Пьер Као, Густав Леонхардт, Реми Людгер и Михаэль Шёнхайт, Фрайбургский барочный оркестр, ансамбль Musica Antiqua Köln, Берлинская академия старинной музыки и Камерный хор RIAS. Организовала цикл вокальных вечеров в Дрездене, где выступала с пианистом Андрашем Шиффом. Уже несколько лет преподаёт в Дрезденской высшей школе музыки имени Вебера, а в 2015 году стала почётным профессором Берлинской высшей школы музыки имени Эйслера.

Маркус Шафер пел в Цюрихском оперном театре, Немецкой опере на Рейне, венецианском Ла Фениче, Лисео в Барселоне, Лионской опере, Баварской и Берлинской государственных операх, на фестивалях в Зальцбурге и Пезаро. За ним закрепилась слава непревзойдённого исполнителя партий Евангелиста в «Страстях» И. С. Баха; в его репертуаре множество партий в кантатно-ораториальных сочинениях и операх Генделя и Гайдна, операх и ораториях венских классиков, вокальные циклы Шуберта и Шумана, композиторов ХХ века.

Среди недавних работ Шафера такие далёкие друг от друга по стилистике сочинения, как «Воццек» Берга в берлинской Комической опере и «Летучая мышь» И. Штрауса в нидерландском Nationale Reisoperaand. Среди партнёров певца – выдающиеся исполнители музыки барокко: Рене Якобс, Сигизвальд Кёйкен, Франс Брюгген, Пол Маккриш, Николаус Арнонкур, Филипп Херревеге, Тон Коопман, Густав Леонхард, а также признанные исполнители современной музыки Михаэль Гилен, Кент Нагано и другие.

Запись «Страстей по Матфею» Баха, осуществлённая с Николаусом Арнонкуром и его ансамблем Concentus Musicus Wien, была удостоена премии «Грэмми». М. Шафер – профессор вокала Ганноверской Высшей школы музыки и театра.

Среди исполнителей этого концерта больше всего меня поразил Cantorei der Schlosskirche Weilburg (хор Дворцовой церкви города Вайльбурга). Поразил тем, что городок с 13-тысячным населением в Земле Гессен в самом центре Германии располагает столь прекрасным, грамотным и профессиональным хором, который приглашают в лучшие концертные залы.

Этому хору рукоплескали в Праге, Париже, Лондоне, в Санкт-Петербурге (где в Большом зале филармонии он исполнил ораторию «Павел»). Совместно с хором Церкви Богородицы в Дрездене хор из Вайльбурга исполнил такую сложную хоровую партитуру, как «Сновидения Геронтиуса» Э. Элгара.

Парадоксально, но этот хор формально даже нельзя назвать профессиональным: он не является для его певцов местом постоянной работы, хотя хорошее музыкальное образование есть у всех. Это всё результаты многовековой культуры почти всеобщего хорового пения, чаще всего как раз самодеятельного. Этот хор поддерживается муниципалитетом города Вайльбурга.

Помимо традиции, в таком высоком качестве хора главная заслуга кантора Дворцовой церкви в Вайльбурге музыковеда Дорис Хагель, состоящей в этом качестве с 1986 года. Она выступает в качестве дирижёра, певицы, органистки, художественного руководителя и организатора цикла концертов «Старинная музыка в замке Вайльбург».

Как обычно, великолепно звучал оркестр «Musica Viva», за дирижёрским пультом которого стоял замечательный музыкант современности, входящий в число лучших камерных дирижёров мира Александр Рудин.

Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижёр, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. В его репертуар входят произведения четырёх столетий – как самые известные, так и никогда вообще не исполнявшиеся.

Значительную часть репертуара Рудина и как виолончелиста, и как дирижёра составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Эдисона Денисова, Родиона Щедрина, Андрея Головина. Так, 17 февраля 2017 года в Камерном зале Московского Дома музыки п/у А. Рудина феерически успешно прошёл концерт оркестра «Musica Viva» с музыкой нашего современника Арво Пярта.

Получив академическое образование, Александр Рудин увлёкся аутентичным исполнением старинной музыки – и со временем пришёл к органичному синтезу обоих направлений. Он играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр «MusicaViva» к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентичного исполнительства, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов.

Это исполнение оратории Мендельсона «Павел» можно по праву отнести к событиям нынешнего 2016/2017 концертного сезона – щедрого на концерты, к которым это определение применимо.

Владимир Ойвин

Портрет Святого Павла кисти Жоржа де Латура

Ранняя оратория Ф.Мендельсона "Святой Павел" - часть неосуществленного триптиха "Илия - Павел - Христос", задуманного автором как музыкальное отражение-осмысление разных этапов религиозного учения.

Оратория "Павел" Оп.36 (1835)


Композитор:
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Оригинальное название: "Paulus", op.36
Язык оригинала: немецкий
Либретто: пастор Юлий Шубринг (Julius Schubring) на основе Священного Писания.
Форма: 2 части, 45 музыкальных номеров.
Продолжительность: более 2-х часов
Дата создания: 1832-1836
Премьера: 22 мая 1836, Дюссельдорф

Действующие лица:

Павел (бас)
Ананий (сопрано или тенор)
Стефан (сопрано или альт)
Варнава (тенор)
Два лжесвидетеля (басы)
Смешанный хор

История создания оратории "Павел"

"Моя оратория приносит мне всё больше и больше радости..." - писал 25-летний Феликс Мендельсон своей младшей сестре Ребекке в конце ноября 1834 года. Эта "радость" выделялась на фоне того, что он только что ушёл с поста музыкального руководителя нового театра в Дюссельдорфе, поссорившись с театральным режиссёром, по собственной вине, о чём свидетельствуют даже его самые близкие друзья. Заказ на ораторию Мендельсон получил еще в 1832 от своего друга Иоганна Шелбли (Johann Schelble), дирижёра хора "Святой Сесилии" из Франкфурта, с которым был знаком с 13 лет. Незапланированный уход с должности стимулировал творческий процесс и Мендельсон плотно начал работу над ораторией с марта 1834, к этому времени была закончена подготовка текстов, которыми занимались друзья композитора - священник Юлий Шубринг (Julius Schubring) и композитор Адольф Бернард Маркс (Adolf Bernhard Marx) и, конечно, сам Мендельсон. Тем не менее пройдёт ещё полтора года и будет ещё один эмоциональный удар пока произведение будет закончено.

Хотя у Феликса Мендельсона был невероятный дар заводить новых друзей, среди которых были многие из наиболее талантливых людей своего времени, он оставался глубоко предан семье - в частности, старшей сестре Фанни и отцу Аврааму. Не соглашаясь со многими жизненными принципами отца, он проявлял не только сыновье уважение, но в разговорах с другими называл его "мой единственный настоящий друг, мой учитель в искусстве и жизни". Композитор продемонстрировал несколько отрывков из "Павла" отцу в начале лета 1934 и вызвал большой интерес Авраама к этой работе. В марте 1835 года, отвечая отцу на большое аналитическое письмо, Феликс писал: "... я часто теряюсь, пытаясь понять, как вы, не имеея технической подготовки в музыке, можете иметь такие проницательные музыкальные оценки." Он добавил, что после "одного очень несовершенного звучания" Авраам указал на недостатки, которые он сам пропускал несколько месяцев. И поэтому, когда Авраам скоропостижно скончался в ноябре 1835 года, на Феликса эта утрата наложила ответственность исполнить невыполненные желания отца, в том числе закончить ораторию.

Первым приоритетом было довести "Павла" до успешной премьеры. Это было достигнуто 22 мая 1836 года, но не во Франкфурте, как планировалось в начале, так как Иоганн Шелби был серьёзно болен, а на Нижнерейнском фестивале в Дюссельдорфе. Премьера оратории прошла с ошеломляющим успехом. Шуман, как преданный друг, тепло отзывался об этой работе, но Мендельсон, как это часто бывает, был менее удовлетворен и после премьеры продолжил работу над ней, внеся существенные корректировки.
Ещё одним желанием отца было, чтобы Феликс нашел свою вторую половину и создал собственную семью, что он и сделал, женившись на Сесилии Жанрено, но это другая история.
После доработки оратории и тщательных репетиций, следующее представление обновлённого "Павла" состоялось 16 марта 1837 года в соборе Св.Павла в Лейпциге. Хор состоял более чем из 300 человек и силы оркестра соответствовали ему. Представление также имело огромный успех, и с этого дня началось триумфальное шествие оратории по многим странам Европы и в США.

Оратория "Павел" была первой из запланированного грандиозного цикла из трёх ораторий: "Павел"-"Илия"-"Христос", а также первым опытом Мендельсона в этой музыкальной форме, до этого он с успехом восстановил и исполнил "Страсти по Матфею" Баха и оратории Генделя, поэтому в "Павле" заметно влияние стилей этих мастеров, также отдельные критики отмечали некую "слащавость" музыки относительно выбранной темы. Однако "Павел" имеет свои прекрасные музыкальные моменты, особенно 4 хорала, и поражает глубоким драматизмом. Следующая оратория "Илия" (), вышедшая спустя почти 10 лет, стала более зрелым произведением композитора и до сих пор пользуется большей популярностью и вниманием. Ораторию "Христос" Мендельсон не успел закончить.

Сюжет и структура

Сюжет оратории "Павел" основан на событиях из Ветхого и Нового Заветов, преимущественно на "Деяниях святых апостолов", и повествует об Обращении Савла (Павла). Оратория разделена на две части. В первой части повествуется о судьбе гонителя христиан Савле, о побиении камнями Первомученика Стефана, о пути Савла в Дамаск, исцелении христианином Ананием и крещении. Вторая часть повествует о его и его сподвижника Варнавы деяниях и служении. По драматическому накалу преобладает первая часть, вторая часть является более лирической и созерцательной.

Felix Mendelssohn Bartholdy

Paulus (St.Paulus) op.36
Oratorium nach Worten der Heiligen Schrift

Maria Cristina Kiehr, Soprano
Werner Gura, Tenore
Michael Volle, Basso

Kammerchor Stuttgart
Deutsche Kammerphilharmonie Bremen
cond. Frieder Bernius

APE + cue, booklet - 498 Mb // БОНУС: клавир (PDF) (Если нужна партитура - пишите)

ПРИЯТНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ!

Композитор: Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Оригинальное название: "Paulus", op.36
Язык оригинала: немецкий

Либретто: пастор Юлий Шубринг (Julius Schubring) на основе Священного Писания.
Форма: 2 части, 45 музыкальных номеров.
Продолжительность: более 2-х часов
Дата создания: 1832-1836
Премьера: 22 мая 1836, Дюссельдорф

Действующие лица:
Павел (бас)
Ананий (сопрано или тенор)
Стефан (сопрано или альт)
Варнава (тенор)
Два лжесвидетеля (басы)
Смешанный хор

История создания оратории "Павел"
"Моя оратория приносит мне всё больше и больше радости..." - писал 25-летний Феликс Мендельсон своей младшей сестре Ребекке в конце ноября 1834 года. Эта "радость" выделялась на фоне того, что он только что ушёл с поста музыкального руководителя нового театра в Дюссельдорфе, поссорившись с театральным режиссёром, по собственной вине, о чём свидетельствуют даже его самые близкие друзья. Заказ на ораторию Мендельсон получил еще в 1832 от своего друга Иоганна Шелбли (Johann Schelble), дирижёра хора "Святой Сесилии" из Франкфурта, с которым был знаком с 13 лет. Незапланированный уход с должности стимулировал творческий процесс и Мендельсон плотно начал работу над ораторией с марта 1834, к этому времени была закончена подготовка текстов, которыми занимались друзья композитора - священник Юлий Шубринг (Julius Schubring) и композитор Адольф Бернард Маркс (Adolf Bernhard Marx) и, конечно, сам Мендельсон. Тем не менее пройдёт ещё полтора года и будет ещё один эмоциональный удар пока произведение будет закончено.

Хотя у Феликса Мендельсона был невероятный дар заводить новых друзей, среди которых были многие из наиболее талантливых людей своего времени, он оставался глубоко предан семье - в частности, старшей сестре Фанни и отцу Аврааму. Не соглашаясь со многими жизненными принципами отца, он проявлял не только сыновье уважение, но в разговорах с другими называл его "мой единственный настоящий друг, мой учитель в искусстве и жизни". Композитор продемонстрировал несколько отрывков из "Павла" отцу в начале лета 1934 и вызвал большой интерес Авраама к этой работе. В марте 1835 года, отвечая отцу на большое аналитическое письмо, Феликс писал: "... я часто теряюсь, пытаясь понять, как вы, не имеея технической подготовки в музыке, можете иметь такие проницательные музыкальные оценки." Он добавил, что после "одного очень несовершенного звучания" Авраам указал на недостатки, которые он сам пропускал несколько месяцев. И поэтому, когда Авраам скоропостижно скончался в ноябре 1835 года, на Феликса эта утрата наложила ответственность исполнить невыполненные желания отца, в том числе закончить ораторию.

Первым приоритетом было довести "Павла" до успешной премьеры. Это было достигнуто 22 мая 1836 года, но не во Франкфурте, как планировалось в начале, так как Иоганн Шелби был серьёзно болен, а на Нижнерейнском фестивале в Дюссельдорфе. прошла с ошеломляющим успехом. Шуман, как преданный друг, тепло отзывался об этой работе, но Мендельсон, как это часто бывает, был менее удовлетворен и после премьеры продолжил работу над ней, внеся существенные корректировки.
Ещё одним желанием отца было, чтобы Феликс нашел свою вторую половину и создал собственную семью, что он и сделал, женившись на Сесилии Жанрено, но это другая история.
После доработки оратории и тщательных репетиций, следующее представление обновлённого "Павла" состоялось 16 марта 1837 года в соборе Св.Павла в Лейпциге. Хор состоял более чем из 300 человек и силы оркестра соответствовали ему. Представление также имело огромный успех, и с этого дня началось триумфальное шествие оратории по многим странам Европы и в США.

Оратория "Павел" была первой из запланированного грандиозного цикла из трёх ораторий: "Павел"-"Илия"-"Христос", а также первым опытом Мендельсона в этой музыкальной форме, до этого он с успехом восстановил и исполнил "Страсти по Матфею" Баха и оратории Генделя, поэтому в "Павле" заметно влияние стилей этих мастеров, также отдельные критики отмечали некую "слащавость" музыки относительно выбранной темы. Однако "Павел" имеет свои прекрасные музыкальные моменты, особенно 4 хорала, и поражает глубоким драматизмом. Следующая оратория "Илия", вышедшая спустя почти 10 лет, стала более зрелым произведением композитора и до сих пор пользуется большей популярностью и вниманием. Ораторию "Христос" Мендельсон не успел закончить.

Сюжет и структура
Сюжет оратори "Павел" основан событиях из Ветхого и Нового Заветов, преимущественно на "Деяниях святых апостолов", и повествует об Обращении Савла (Павла). Оратория разделена на две части. В первой части повествуется о судьбе гонителя христиан Савле, о побиении камнями Первомученика Стефана, о пути Савла в Дамаск, исцелении христианином Ананием и крещении. Вторая часть повествует о его и его сподвижника Варнавы деяниях и служении. По драматическому накалу преобладает первая часть, вторая часть является более лирической и созерцательной.

Оратория "Павел" оп.36 ноты

Оратория "Илия" Оп.70 (1846)

С тех пор как отечественные музыканты осознали неизбежную необходимость заполнения репертуарного вакуума, образовавшегося в российской концертной практике по отношению к некоторым направлениям западноевропейского музыкального искусства, на сценах ведущих музыкально-театральных и концертных площадок столицы стали появляться проекты, призванные в первую очередь любой ценой закрыть брешь в образовании российских меломанов. Главный принцип репертуарной стратегии инициаторов подобных проектов - сыграть то, что не игралось никогда (или, на худой конец, звучало крайне редко).

Не последнее место в ряду московских музыкальных миссионеров занимает Владимир Понькин - художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра, чье пристрастие к крупным кантатно-ораториальным сочинениям давно снискало ему авторитет одного из самых убежденных пропагандистов музыки этого жанрового диапазона. На прошлой неделе он познакомил московскую публику с очередным основательно забытым у нас шедевром - ранней ораторией Феликса Мендельсона «Святой Павел» из неосуществленного триптиха «Илия - Павел - Христос», задуманного автором как музыкальное отражение-осмысление разных этапов религиозного учения. В 1836 году в премьерном исполнении этого грандиозного произведения на открытии XVIII Нижнерейнского музыкального фестиваля приняли участие 356 певцов и 172 оркестровых музыканта. В 2002 году в БЗК обошлись силами ГСО и хора Хорового лицея мальчиков и юношей г. Конакова (руководитель - Татьяна Махновская). В качестве солистов выступили сопрано Инна Полянская и Валентина Шаронова, тенор Алексей Мартынов и басы Виктор Параскева и Михаил Давыдов.

Легенда об «апостоле язычников», не знавшем Иисуса Христа во время его земной жизни, но в силу особого призвания из гонителей христианства обратившегося в одного из самых ревностных его сторонников, в музыкальном отношении представлена Мендельсоном как аллюзия на храмовую музыкальную культуру баховского времени. Строгая хоральность, то возникающая в своей первозданно прекрасной простоте, то затканная филигранными инструментальными подголосками, вводит слушателя в особый мир романтического духовного переживания, в котором слиты воедино религиозная память и глубоко личный, сокровенный духовный опыт.

Такая музыка требует от исполнителей идеальной сбалансированности мелодических линий, абсолютной тембровой прозрачности, стереофонической ясности и полного отречения от самовыражения в пользу стилевого и ансамблевого единства. Это в идеале. А на практике получаются расфокусированный и темброво, и интонационно звук, равнодушно-небрежная фразировка, стертая фактурная графика и целый веер разнообразных вокальных манер у солистов. А может быть, прежде чем пропагандировать любую культуру, стоит сначала научиться говорить на ее языке? Ведь наши слушатели, долго не имевшие возможности познакомиться со многими шедеврами мирового музыкального искусства, вполне способны подождать еще немного, чтобы услышать их в истинном, незамутненном исполнительской небрежностью виде.

«Примерно год назад я начал ораторию, которую надеюсь завершить в скором времени и темой которой является святой Павел. Текст мне составили по Библии друзья, и я думаю, что как сама тема, так и либретто очень музыкальны и серьезны. Во всяком случае, работая, я испытываю немалую радость», — сообщал Мендельсон Людвигу Шпору в марте 1835 года.
Оратория, по-видимому, и впрямь была дорога его сердцу, потому что в письмах к близким друзьям и родным он вновь и вновь возвращался к ней.
Смерть отца заставила композитора сделать перерыв в работе. Долгое время он не мог заставить себя снова взяться за перо. Но минуло несколько недель, и он писал: «Я все же взялся за завершение "Павла", и взялся с удвоенным рвением. На столе у меня лежит письмо отца, который в последнее время с нетерпением ждал этой вещи. У меня такое чувство, будто мне надо напрячь все силы, чтобы как можно лучше закончить ораторию, и при этом думать, что и отец принимает участие в работе над ней». Весной 1836 года оратория была окончена. Впрочем, и после премьеры Мендельсон не раз возвращался к переделке отдельных номеров.
Обращение к жанру оратории стало данью тем теплым чувствам, что испытывал Мендельсон-Бартольди к Баху и Генделю. При этом более мирской лондонец Гендель был куда ближе натуре Мендельсона, чем преданный лишь Богу и своему искусству кантор церкви святого Фомы Бах. Несмотря на это, современные композитору критики не раз называли Мендельсона «учеником Баха», в частности, и потому, что, как известно, одним из величайших его дирижерских достижений явилось исполнение баховских «Страстей по Матфею». Произведение, буквально вырванное из забвения, родилось во второй раз исключительно благодаря рвению Мендельсона! «Если бы судьба лишила меня всего, одна эта вещь принесла бы мне утешение», — «Страстям» адресованы эти слова композитора. Отметим, что оратории Генделя также были частыми гостьями репертуарного списка тогдашнего Гевандхауза. Вопреки сомнениям самокритически настроенного автора, оратория, исполненная в первый раз в Дюссельдорфе, вызвала живейшее одобрение и слушателей, и критики, и исполнителей.
«Уверен, что и вы сохранили бы надолго чувство радости и удовольствия, если бы присутствовали на этом музыкальном торжестве! Вы бы от всего сердца обрадовались, увидев, с какой любовью и охотой исполнялась вся вещь, обрадовались тому немыслимому огню, с каким вступали хор и оркестр. На меня самого нашло какое-то странное чувство. Во время репетиций и исполнения я меньше всего помнил о дирижировании, а прислушивался, как это звучит все вместе. Почти всю ораторию я был как бы слушателем», — рассказывал композитор своему другу Конраду Шлейницу.
«Павла» одобряли почти всюду, где оратория исполнялась. О ее венской премьере повествует Роберт Шуман: «На собравшихся эта цепь красот подействовала, словно иллюминация. Она зажгла их. Когда в конце я окинул взглядом зал, публики было ровно столько же, сколько и в начале. А что это означает? О, надо хорошо знать Вену, чтобы понимать! До сих пор Вена и трехчасовая оратория жили в плохом браке, однако "Павел" поправил дело!»