Христианство и культура в средние века. Всеобщая история История христианства в период средневековья кратко

Средневековое христианство

За шесть первых веков истории христианства были достигнуты значительные успехи, позволившие христианской религии устоять перед лицом многочисленных угроз. Многие завоеватели с севера принимали христианскую веру. В начале 5 в. Ирландия, до 9 в. остававшаяся за пределами Римской империи и не подвергшаяся нашествиям иноземцев, превратилась в один из главных центров христианства, и ирландские миссионеры отправились в Британию и в континентальную Европу. Еще до начала 6 в. некоторые германские племена, обосновавшиеся в бывших пределах империи, приняли христианство. В 6-7 вв. были обращены англы и саксы, вторгшиеся в Британию. В конце 7 и в 8 вв. большая часть территории современных Нидерландов и долины Рейна становится христианской. Еще до конца 10 в. началась христианизация скандинавских народов, славян Центральной Европы, болгар, Киевской Руси, а позднее венгров. До того, как арабское завоевание принесло с собой ислам, христианство успело распространиться среди некоторых народов Центральной Азии, а также исповедовалось небольшими общинами в Китае. Христианство распространилось также вверх по течению Нила, на территории, в настоящее время занимаемой Суданом.

Вместе с тем к первой половине 10 в. христианство во многом утратило свою силу и жизнеспособность. В Западной Европе оно стало сдавать свои позиции среди недавно обращенных народов. После непродолжительного возрождения в эпоху Каролингской династии (8 - начало 9 вв.) монашество вновь пришло в упадок. Римское папство до такой степени ослабло и уронило свой престиж, что, казалось, его ожидает неминуемая гибель. Византия - наследница Восточной Римской империи, население которой было преимущественно греческим или грекоязычным, - устояла перед лицом арабской угрозы. Однако в 8-9 вв. восточную церковь потрясали иконоборческие споры, связанные с вопросом о допустимости почитания икон.

Со второй половины 10 в. начинается новый расцвет христианства, продолжавшийся около четырех веков. Христианство было официально принято скандинавскими народами. Христианская вера распространилась среди негерманских народов на побережье Балтийского моря и на равнинах России. На Иберийском полуострове ислам оттеснялся к югу, и в конце концов он удержался только на крайнем юго-востоке - в Гранаде. На Сицилии ислам удалось вытеснить полностью. Христианские миссионеры несли свою веру в Центральную Азию и Китай, жители которых были знакомы также с одной из восточных форм христианства - несторианством. Однако к востоку от Каспия и Месопотамии лишь небольшие группы населения исповедовали христианскую веру.

Особенно бурный расцвет христианство переживало на Западе. Одним из проявлений этого возрождения явилось возникновение новых монашеских движений, создавались новые монашеские ордена (цистерцианцы, а несколько позже францисканцы и доминиканцы). Великие папы-реформаторы - прежде всего Григорий VII (1073-1085) и Иннокентий III (1198-1216) - добились того, что христианство стало играть важную роль в жизни всех классов общества. В народе или в ученой среде возникали также многочисленные течения, которые церковь осуждала как еретические.

Воздвигались величественные готические соборы и обычные приходские церкви, выражающие в камне веру христиан. Теологи-схоласты трудились над тем, чтобы осмыслить христианское вероучение в терминах греческой философии, прежде всего аристотелизма. Выдающимся теологом был Фома Аквинский (1226-1274).

Положило начало эпохе Средневековья, длившейся приблизительно с V по XV век. Утвердившееся христианство породило и новое мировоззрение. Общественное сознание переориентировалось на идеальный, чувственный, духовный мир, и это стало основой средневековой культуры. Уже не герой, а страстотерпец, как Иисус Христос, Георгий Победоносец, в жертвенной борьбе побеждает зло не силой, а величием духа. Если в античной культуре царил человекоцентризм, то в средние века приоритетным становится теоцентризм – верховность Бога, чье всемогущество неоспоримо и чья воля в судьбе человечества непререкаема.

В западноевропейской Средневековья различают два основных художественных стиля – романский и готический. Романский стиль зародился на один век раньше, когда основная масса населения была сосредоточена в сельской местности вокруг замков – крепостей. Поэтому наиболее полное воплощение романский стиль получил в архитектуре. К тому же войны за власть между феодалами были практически непрерывными. А главный феодал – , которая активно защищала свои права крестом и мечом. И неудивительно, что почти все сооружения романского стиля похожи на крепости: неприступные крепостные стены, многочисленные башни, бойницы. Христианские соборы, фасады и алтари, которые украшены богатой скульптурой на библейские темы, поражали своим величием. Монументальная скульптура романского стиля утверждала ничтожество человека перед лицом Бога Вседержителя, слабость и беспомощность человека перед непостижимым и таинственным миром.

Живопись отличалась плоским, символичным, условным изображением, что было выражено иерархическим размером фигур: Христос на картине всегда был выше ангелов или апостолов. Тематика фресок – сугубо религиозная, основанная на библейских сюжетах. Готический стиль зародился в городах. Новое мировоззрение, рожденное христианством, отразилось на архитектуре и скульптуре городских соборов. Высокие сооружения со стрельчатыми арками, узкими и удлиненными окнами, многочисленными башнями, устремленными в небо, и тонким шпилем вместо купола. Высокие островерхие соборы демонстрировали устремленность человеческого духа ввысь, к Богу. В скульптурных композициях и живописи превалирует тема грехопадения, раскаяния, жертвенности и искупления.

В храме готического стиля во время богослужения на эмоциональное состояние людей воздействуют музыка и живопись, декоративное и театральное искусство. К высоким духовным чувствам взывают звуки хоралов, благодаря внутреннему простору звучащие будто с неба, и мерцающий свет витражей. Наиболее известные памятники готического стиля средневековой культуры: Нотр - Дам в Париже, Страсбургский собор, Реймский собор (Франция), Кёльнский собор (Германия), собор св. Витта (Чехия), Миланский собор (Италия), собор в Солсбери (Великобритания).

Христианская церковь была хранительницей сокровищ культуры. Христианство стало той основой, на которой возникла новая культура европейского Средневековья.

Центрами христианской культуры в Западной Европе были монастыри . В них жили монахи — люди, посвящавшие свою жизнь служению Богу и уходившие от суеты земной жизни. Своим долгом они считали не только служение Богу, но и распространение и утверждение христианства. Монахи учили людей понимать Священное писание, выслушивали верующих, давали им советы.

Монастыри сумели сохранить крупицы культуры в то жестокое время, когда города пришли в упадок или были разрушены вторжением варваров. Они стали маленькими островками культуры среди моря неграмотности, здесь трудились самые образованные люди Средневековья. Часто только в монастырских школах стремящийся к знаниям мог научиться писать, читать и считать.

Монахи - переписчики книг. Средневековый рисунок
Страница средневековой рукописи

Монахи переписывали книги, сохраняя знания для будущих поколений. Книги писали на тонко выделанной телячьей или овечьей коже — пергаменте . На одну книгу могло уйти до трех сотен шкур животных — целое стадо. Книги богато украшались. Они расписывались замысловатым орнаментом, содержание книги пояснялось многоцветными рисунками. Такие книги стоили дорого, их могли приобрести только богатые люди. Материал с сайта

В крупных монастырях велись хроники — записи важнейших событий, произошедших в том или ином году. Так монахи сохраняли для потомков память о событиях, свидетелями которых они были.


Средневековый монастырь

На этой странице материал по темам:

За шесть первых веков истории христианства были достигнуты значительные успехи, позволившие христианской религии устоять перед лицом многочисленных угроз. Многие завоеватели с севера принимали христианскую веру. В начале 5 в. Ирландия, до 9 в. остававшаяся за пределами Римской империи и не подвергшаяся нашествиям иноземцев, превратилась в один из главных центров христианства, и ирландские миссионеры отправились в Британию и в континентальную Европу. Еще до начала 6 в. некоторые германские племена, обосновавшиеся в бывших пределах империи, приняли христианство.

В 6-7 вв. были обращены англы и саксы, вторгшиеся в Британию. В конце 7 и в 8 вв. большая часть территории современных Нидерландов и долины Рейна становится христианской. Еще до конца 10 в. началась христианизация скандинавских народов, славян Центральной Европы, болгар, Киевской Руси, а позднее венгров. До того, как арабское завоевание принесло с собой ислам, христианство успело распространиться среди некоторых народов Центральной Азии, а также исповедовалось небольшими общинами в Китае. Христианство распространилось также вверх по течению Нила, на территории, в настоящее время занимаемой Суданом.

Вместе с тем к первой половине 10 в. христианство во многом утратило свою силу и жизнеспособность. В Западной Европе оно стало сдавать свои позиции среди недавно обращенных народов. После непродолжительного возрождения в эпоху Каролингской династии (8 - начало 9 вв.) монашество вновь пришло в упадок. Римское папство до такой степени ослабло и уронило свой престиж, что, казалось, его ожидает неминуемая гибель. Византия - наследница Восточной Римской империи, население которой было преимущественно греческим или грекоязычным, - устояла перед лицом арабской угрозы. Однако в 8-9 вв. восточную церковь потрясали иконоборческие споры, связанные с вопросом о допустимости почитания икон.

Со второй половины 10 в. начинается новый расцвет христианства, продолжавшийся около четырех веков. Христианство было официально принято скандинавскими народами. Христианская вера распространилась среди негерманских народов на побережье Балтийского моря и на равнинах России. На Иберийском полуострове ислам оттеснялся к югу, и в конце концов он удержался только на крайнем юго-востоке - в Гранаде. На Сицилии ислам удалось вытеснить полностью. Христианские миссионеры несли свою веру в Центральную Азию и Китай, жители которых были знакомы также с одной из восточных форм христианства - несторианством. Однако к востоку от Каспия и Месопотамии лишь небольшие группы населения исповедовали христианскую веру.

Особенно бурный расцвет христианство переживало на Западе. Одним из проявлений этого возрождения явилось возникновение новых монашеских движений, создавались новые монашеские ордена (цистерцианцы, а несколько позже францисканцы и доминиканцы). Великие папы-реформаторы - прежде всего Григорий VII (1073-1085) и Иннокентий III (1198-1216) - добились того, что христианство стало играть важную роль в жизни всех классов общества. В народе или в ученой среде возникали также многочисленные течения, которые церковь осуждала как еретические. Воздвигались величественные готические соборы и обычные приходские церкви, выражающие в камне веру христиан. Теологи-схоласты трудились над тем, чтобы осмыслить христианское вероучение в терминах греческой философии, прежде всего аристотелизма. Выдающимся теологом был Фома Аквинский (1226-1274).

Восточно-западная схизма. Возрождение переживали также христианские церкви православного Востока - прежде всего Византийская церковь, в сфере влияния которой находились Греция, Малая Азия, Балканы и Россия. Это возрождение носило отчасти монашеский, а отчасти богословский характер.
Однако со временем возникла и стала расширяться трещина, разделившая западную ветвь церкви, возглавляемую папой Римским, от восточной ее ветви, главой которой был патриарх Константинопольский. Причины раскола носили отчасти социальный характер, поскольку постепенно развивавшиеся и обострявшиеся культурные и языковые различия проявились в долгом соперничестве за первенство авторитета и власти двух имперских столиц, восточной и западной, и, соответственно, - двух церквей, олицетворяемых этими столицами. Не последнюю роль сыграли также и различия в восточной и западной богослужебной практике. Споры возникли и по поводу западной формулировки Никейского символа веры, в котором первоначально говорилось об исхождении Святого Духа от Отца и в который Западная церковь включила слова, указывающие на то, что Дух исходит не только от Отца, но и «от Сына».

Невозможно назвать точную дату окончательного раскола между Восточной и Западной церквами. Обычно в качестве такой даты называют 1054, однако позже единство церкви было опять восстановлено, так как после того, как в 4-м крестовом походе (1204) крестоносцами был захвачен и разграблен Константинополь, византийский престол занял Балдуин Фландрский (1171-1205), провозгласивший объединение Восточной и Западной церквей под властью папы Римского. Впрочем, греки ненавидели латинян, и в 1261, когда крестоносцы были изгнаны из Византии, установленная ими уния распалась. Последующие попытки возобновить эту унию - с целью заручиться поддержкой Запада в борьбе против Османской империи - завершались успехами в высших эшелонах власти, но не находили сочувствия среди населения.

Крестовые походы. Характерной чертой средневекового христианства в Западной Европе стали крестовые походы. Первый поход был предпринят по призыву папы Урбана II в 1096, чтобы получить контроль над святыми местами в Палестине, которые постоянно посещались христианскими паломниками. Был захвачен Иерусалим и несколько других палестинских городов и установлено латинское Иерусалимское королевство. Последующие крестовые походы предпринимались для того, чтобы защитить это королевство или возвратить ему утраченные территории. Однако в результате этих походов мусульмане не только не были вытеснены из Палестины, но, напротив, объединились между собой и укрепились, что позволило им в конце концов одержать верх и стать безраздельными хозяевами этих земель. Последний оплот крестоносцев пал в 1291. Крестоносцы посеяли недоверие к себе и ненависть среди местного населения, что привело к резкому обострению отношений между Западом и Ближним Востоком в 12 в.

Османская экспансия. Начиная с середины 14 в. территории, где было распространено христианство, существенно сократились, под угрозу было поставлено само его существование. В 1453 османы захватили Константинополь, центр православия. В том же веке они появились под стенами Вены, успев захватить всю Грецию и Балканы и едва не превратив Средиземное море во внутреннее море своей империи. Османы не искореняли христианство в захваченных ими областях, однако лишали христиан почти всех прав. В результате вселенские патриархи были фактически вынуждены покупать свой сан у султанов, и многие из епископов, назначаемых в балканские церкви, не владели даже языком своей паствы. Принятие ислама монголами, под властью которых находилась вся Средняя Азия, и особенно походы Тамерлана (1336-1405) привели к значительному сокращению числа христиан в этом регионе и к полному исчезновению христианства во многих землях.

Официальной религией Римской империи христианство становится при правителе Константине I Великом (272-337). В 313 году он официально разрешает на территории своей страны это вероисповедание, издав указ, уравнивающий христианство в правах с другими религиями, а в 324 году оно становится официальной вероисповеданием объединенной Римской империи. В 330 году Константин переносит свою столицу в город Византий, который в его честь будет переименован в Константинополь.

Временной период Ранней христианской церкви

В 325 году в Никее (сейчас город Изник, Турция) был проведен Первый на котором были приняты основные догмы христианства, и, таким образом, положен конец спорам об официальной религии. Ранняя христианская церковь, или апостольский век, тоже заканчивает свое существование на Никейском соборе. Начальной датой принято считать 30-е годы I века нашей эры, когда зарождающееся христианство считалось сектой иудейской религии. Гонения христиан начались не со стороны язычников, а именно иудеев. Первый мученик христианской церкви был казнен иудеями в 34 году.

Притеснения христиан и конец гонениям

Период ранней христианской церкви был временем притеснения христиан со стороны всех империи. Самым тяжелым было «Диоклетианово гонение» продолжавшееся с 302 по 311 годы. Этот римский правитель вознамерился полностью уничтожить зарождающуюся веру. Сам Диоклетиан умер в 305 году, но его кровавое дело продолжили наследники. «Великое гонение» было узаконено вердиктом, изданным в 303 году.

История христианской церкви не знала больших притеснений - христиан приносили в жертву десятками, загоняя их семьями на арену со львами. И хотя некоторые ученые считают количество жертв Диоклетиановой травли преувеличенным, все равно, называемая цифра впечатляет - 3500 человек. Замученных и изгнанных праведников было в разы больше. Константин Великий положил конец остракизму и дал начало расцвету одной из основных религий человечества. Придав христианству особый статус, Константин обеспечил этой религии бурное развитие. Византия становится сначала центром христианства, а позднее столицей православия, в котором, как и в некоторых других церквях, этот правитель причислен к лику святых равноапостольных. Католицизм святым его не считает.

Связь времен

Еще на пожертвования матери Константина, императрицы Елены, строились церкви. При Константине был заложен Храм Святой Софии в Константинополе - городе, названном в честь императора. Но самой первой и красивой считается о которой повествует Библия. Однако многие первые культовые здания не сохранились. Самый старый христианский храм на земле, доживший до наших дней, находится во французском городе Пуатье, главном населенном пункте департамента Вьенна. Это баптистерий построенный в IV веке. То есть, еще до того, как началась история Раннего средневековья, в продолжение которого строительство церквей, храмов и соборов стало повсеместным.

Насыщенный исторический период

Принято считать, что Раннее средневековье продлилось 5 веков, с момента в 476 году до конца X века. Но некоторые ученые считают началом этого первого периода Средних веков именно 313 год - время прекращения гонения последователей христианской религии.

Сложнейший исторический период, включающий в себя Великое переселение народов, возникновение Византии, усиление мусульманского влияния, вторжение арабов в Испанию, полностью опирался на христианскую религию. Церковь в Раннем Средневековье была главным политическим, культурно-образовательным и экономическим институтом для многих племен и народов, населяющих Европу. Все школы были в ведении церкви, монастыри были культурными и просветительскими центрами. Кроме того, уже в IV веке все обители были очень богаты и сильны. Однако церковь не только сеяла разумное, доброе, вечное. Жесточайшим гонениям подвергалось инакомыслие. Разрушались языческие алтари и капища, еретики уничтожались физически.

Вера как оплот государства

Христианская церковь в раннее средневековье пережила свой первый расцвет, и к концу периода несколько сдала свои позиции. И уже позже, в следующих периодах Средних веков, начался новый подъем христианской религии. Еще в начале V века Ирландия становится одним из центров христианства. Франкское государство, значительно расширившее свои территории при Хлодвиге из рода Меровингов, приняло при нем же новое вероисповедание. В V веке при этом правителе на территории Франкского государства было уже 250 монастырей. Церковь становится самой сильной организацией при полном покровительстве Хлодвига. Христианская церковь в Раннее Средневековье играла цементирующую роль. Принявшая веру паства сплачивалась по указанию церкви вокруг монарха, страна становилась гораздо сильнее и неприступнее для внешних врагов. По этим же причинам новую веру принимали и другие страны Европы. В IX веке крестилась Русь. Христианство набирало силу, оно проникло в Азию и вверх по течению Нила (территория современного Судана).

Жестокие методы

Но по разным причинам - как объективным (набирающий силу ислам), так и по субъективным (время правления потомков Хлодвига, прозванных «ленивыми королями», развалившими Франкское государство), - христианство временно сдало свои позиции. Ненадолго арабы оккупировали часть Пиренейского полуострова. Очень ослабело папство. Христианская церковь в Раннее Средневековье стала религиозной идеологией феодализма.

Рожденное во времена античности, пережившее его христианство стало у колыбели феодализма, служа ему верой и правдой, оправдывало гнет и социальное неравенство «волей Господа». Для того чтобы держать массы в подчинении, церковь прибегала к запугиванию, особенно страхами загробной жизни. Непокорных объявляли слугами дьявола, еретиками, что позднее привело к созданию Инквизиции.

Положительная роль церкви

Но христианская церковь в Раннее Средневековье по возможности сглаживала социальные конфликты, разногласия и антагонизмы. Один из главных постулатов церкви - перед богом все равны. У церкви не было открытой враждебности к крестьянам, которые были основной рабочей силой Она призывала к милосердию по отношению к обездоленным и угнетенным. Это была официальная позиция церкви, пусть иногда и лицемерная.

В Раннем Средневековье при почти полной неграмотности населения, при отсутствии каких-либо других способов общения, церковь играла роль коммуникационного центра - сюда люди сходились, здесь они общались и узнавали все новости.

Жестокое насаждение христианства

История христианской церкви, как и любой другой великой религии, необычайно богата. Все шедевры искусства и литературы на протяжении многих веков создавались при поддержке церкви, для ее нужд и на ее сюжеты. Влияла она и на политику, проводимую государствами, одни Крестовые походы чего стоят. Правда, они начались в XI веке, но и в период с V по X века христианство насаждалось не только силой убеждения и миссионерством или экономическими соображениями. Очень большую роль играло оружие. Жестоко подавляемая язычниками в период своего зарождения, христианская вера очень часто, в том числе и при завоевании Нового Света, насаждалась штыками.

Страница в истории человечества

Войнами полна вся история средних веков. Раннее Средневековье, или Раннефеодальный период - время, когда зарождался и складывался феодализм как общественно политическая формация. К концу X век феодализация земель практически закончилась.

Несмотря на то что синонимами к термину «феодализм» часто служат мракобесие и отсталость, в нем, как и в церкви этого периода, были и положительные черты, способствующие прогрессивному развитию общества, которые обусловили появление Ренессанса.