Художник Тициан. Картины биография Тициано Вечеллио - Тициана. Дионис и ариадна Миф о превращении дочерей Миния в летучих мышей

Мы находимся в Лондонской Национальной галерее. Перед нами очень большое и значительное полотно эпохи Возрождения, кисти венецианского художника, известного как Тициан. «Тициано» по-итальянски. Верно, Итак, это... «Вакх и Ариадна». Здесь изображена история Ариадны, чей возлюбленный, Тезей, только что оставил её на острове Наксос. Он бросил её. Его корабль еще виден на горизонте, на самом краю полотна, слева от плеча Ариадны. Вакх управляет колесницей, запряжённой двумя гепардами. Вакх, бог вина и опьянения, буквально врывается на первый план, по диагонали. За ним следует его свита. Влюбившись с первого взгляда, Вакх выходит из колесницы. Он опьянён Ариадной. Она поначалу слегка пугается его, но бог обещает превратить её в созвездие... ...которое видно над её головой, в левой верхней части картины. Вот этот почти что нимб из восьми звёзд. Поза Ариадны довольно сложная. Похоже, она только что плакала из-за своей утраты, а затем обернулась и застыла, взглянув на бога. Вакх полон энергии, он буквально слетает с колесницы. Накидка буйно развевается позади него, а нога зависла в воздухе, без опоры. Чувствуется, как его вес перемещается через край колесницы. Я просто поражена тем, как каждая фигура здесь совершает одновременно два разных действия. Ариадна шагает вперёд, но при этом поворачивается направо. Вакх устремляется к Ариадне, но его руки движутся назад, а голова и плечи - вперёд. Они оба были заняты чем-то ещё, как вдруг их взгляды встретились. Это произошло так внезапно, что их руки всё ещё продолжают предыдущее... движение. По инерции, да. Даже фигура на заднем плане - последователь Вакха, оплетённый змеями, как Лаокоон из древнегреческой скульптуры, - совершает одновременно два действия, верно? Да. Он и отклоняется назад, и направляется вперёд. Все персонажи совершают противоположные телодвижения. Эта картина была создана по заказу одного из членов семейства д`Эсте из Феррары. Она висела в его дворце, демонстрируя знания владельца в области античности и его покровительство искусству Возрождения. Здесь мы видим то, чем славилась Венеция: игру цвета. Все эти оттенки синего, красного, розового или зелёного. Да, здесь очень яркие краски. Благодаря технике лессировки цвета «играют гранями», как драгоценности. Коричневые, землистые тона в правой части картины противопоставляются светлым, синим и красным краскам в левой части. Контрастные движения фигур дополняются цветовым контрастом. А чистая любовь, возникшая между главными героями, противопоставлена забавам в правой части полотна. Верно. Справа все ведут себя как животные. Да, именно так. Subtitles by the Amara.org community

Картина принадлежит к циклу из трех мифологических холстов, выполненных для герцога Альфонсо д"Эсте. Они предназначались для его “Алебастровой комнаты” в Ферраре - иными словами, кабинета. По преданию, герцог попросил Тициана, слава которого к этому времени уже распространилась по всей Италии, дописать картину “Вакханалия”, начатую умирающим Беллини. Художник согласился. И… вместе с “Вакханалией” вручил заказчику еще два шедевра - “Вакх и Ариадна” и “Праздник Венеры”, своего рода гимн роскошной природе и великой античности. Сюжеты для картин взяты из римской мифологии и литературы. История самой знаменитой - “Вакха и Ариадны” - навеяна поэмой “Свадьба Фетиды и Пелея” великого Катулла, написавшего ее по мотивом мифа.

Об этом великолепном цикле стоит сказать несколько подробнее, поскольку Тициан совершенно по-новому в европейской живописи интерпретировал античный мир. В искусстве впервые так ярко зазвучала музыка ликующего праздника жизни, где доминировала бурная радость языческой вакханалии. Для него античность - не хрупкая ускользающая мечта (вспомним Боттичелли), не мир величественной гармонии и интеллекта, как у Рафаэля, или титанической борьбы и непобедимых героев (в восприятии Микеланджело), а совсем другое. В подлинно венецианском духе Тициан пишет зрелищные, эффектные картины, полные мажорных и ярких эмоций. Наполненные патетической атмосферой, пронизанные неистовой динамикой, они источают дерзкий дух гедонистического наслаждения.

Картина из Лондонской национальной галереи, пожалуй, самая бурная по излиянию чувств. Ее сюжет повествует о прекрасной Ариадне, дочери критского царя Миноса. Влюбившись в афинского героя Тесея, она помогла ему убить злого Минотавра, который должен был погубить прибывших на Крит юношей и его самого. На обратном пути в Афины Тесей по повелению богов оставил Ариадну на острове Наксос. Ей суждено было стать супругой другого… Здесь ее и увидел Вакх. Его, бога вина и виноделия, прекрасного, вечно молодого, изображали с венком из виноградной лозы и плюща на голове - знаком бессмертия.

По легенде, Вакх, возвращаясь из Индии, впряг в свою колесницу леопардов. Тициан же вольно заменил их гепардами. Кортеж Вакха - шумная веселая толпа сатиров, менад - мужчин, юношей и женщин, предающихся бурному веселью, среди которых и лукавые амуры. Все они пляшут под звуки литавр, бубна и охотничьего рога. В этой стремительной сумятице художник с упоением пишет детали: младенец-сатир волочит голову тельца - это один из вакхических обрядов. Цветок каперса между его копыт - символ любви. Здесь же толстый пьяный старик - Силен, главный сатир и приемный отец Вакха. Пьяный сатир справа размахивает телячьей ногой. В руках у него еще и жезл, увитый виноградным побегом. Один из спутников Вакха несет чан с вином. Змеи, непременная принадлежность вакхических культов, символизируют чувственное вожделение и плодородие.

Картина предельно насыщена экспрессией поз и жестов. Сам Вакх, стремительно, в эффектном прыжке пытается настигнуть испуганную Ариадну. Но не только динамика происходящего и построение всего изображения (композиции, совмещающей разнонаправленные движения) определяет звучание сцены. Цветовая гамма картины - богатая, звучная, ликующая. На фоне зеленовато-голубых и коричневых тонов, обозначающих пейзаж, перламутрово-нежными и золотисто-смуглыми кажутся светящиеся обнаженные тела героев. Среди них мелькают белые, лилово-розовые, лазурные одежды. Тициан пишет в особой, одухотворенно-трепетной манере, а форму строит с безупречной архитектоничностью зрелого мастера.

Так, всё вместе - жизненный тонус картины, драматизм рассказа, характер живописи - рождает поразительное чувство гармонии и чувственного праздника. Однако эротическое начало сливается здесь с высокой поэзией повествования, с красотой, грацией и обаянием главных персонажей.

Дух ослепительной и восхитительной Венеции, несомненно, пронизывает этот античный цикл Тициана.

Эту картину очень ценили Рубенс и Ван Дейк. Они копировали ее, изучали живописные приемы великого маэстро.

На лондонской картине есть горделивая надпись на латыни: “Тициан написал”.

_______________________________________

Гедонизм (греч. наслаждение) - этическое учение, возникшее в Древней Греции (IV век до н. э.). Целью жизни и высшим благом приверженцы гедонизма считают наслаждению. Добро - то, что его приносит, а зло - все то, что влечет страдание.

Написанная в 1520-1523 годах. Полотно входит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары . Находится в Национальной галерее в Лондоне .

Тициан
Вакх и Ариадна . 1520-23
Bacco e Arianna
Холст, масло. 176.5 × 190 см
Лондонская Национальная галерея , Лондон
(инв. NG35 )
Медиафайлы на Викискладе

История

Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары , который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану . Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия . В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).

Реставрация

Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967-1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия.

Сюжет

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами (в оригинальном тексте у Катулла - с леопардами). Ариадна была только что брошена греческим героем Тесеем на острове Наксос - его корабль ещё виднеется вдали. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от внезапного появления бога. По легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в созвездие Корона , которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).

Композиция разделена по диагонали на два треугольника: один - неподвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую

В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса.
Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.


Вакх - Досси Доссо, ок. 1524 г.

По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре,а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино.Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Дионис через Фракию отправился в Индию.Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы.Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов.В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.


Вакх и Ариадна - Доминико де Анжелис.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и др. Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин.Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены.Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное.На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми.


Вакханалия перед статуей Пана Никола Пуссен, 1631-33 гг.

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики.В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса
Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.
В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.


Вакханалия - Тициан, 1523-25 гг.

Вакх - Питер Пауль Рубенс, ок. 1638-40 гг.

Больной Вакх - Караваджо, ок. 1593 г.

Вакх, Вертумн и Сатурн - Паоло Веронезе, 1560-61 гг.

Вакханка - Адольф-Вильям Бугро

Вакханалия - Никола Пуссен, 1628-30 гг.

Вакханка - Адольф-Вильям Бугро, 1894 г.

Вакханка - Артур Уордл

Вакханка - Фредерик Лейтон.

Вакханка - Элизабет Луиза Ле Брюн

Воспитание Бахуса - Никола Пуссен, 1630-1635 гг.

Детство Бахуса - Адольф-Вильям Бугро, 1884 г.

Подросток Дионис - Гвидо Рени, 1615-20 гг.

Праздник Вакха - Диего Веласкес, 1629 г.

Пьющий Вакх - Гвидо Рени, ок. 1623 г.

Триумф Вакха - Корнелис де Вос

Триумф Вакха и Ариадны - Аннибале Карраччи, 1597-1602 гг.

Триумфальная процессия Вакха - Мартен ван Хеемскерк, 1537-38 гг.

Шествие Вакха - Франческо де Мура