Художник Зинаида Серебрякова. Жизнь в картинах. Зинаида Серебрякова: биография и фото Серебрякова зинаида евгеньевна картины названия

Зинаиду Серебрякову (1884 – 1967 гг.) ждала счастливая жизнь. Красивая и добрая девушка. Вышла замуж по большой любви. Родила четверых здоровых детей.

Радостные будни счастливой матери и жены. У которой была возможность реализовываться. Ведь она, как и многие дети в роду Лансере-Бенуа, рисовала с раннего детства.

Но все начало рушиться в 1917 году. Ей было 33 года. Прекрасный мир обернулся чередой лишений и страданий.

Почему Серебрякова не вписалась в новую эпоху? Что вынудило ее уехать в Париж навсегда? Почему она будет разлучена с детьми на целых 36 лет? А признание придёт к ней лишь за год до смерти в 1966 году?

Вот 7 картин художницы, которые поведают нам о ее жизни.

1. За туалетом. 1909 г.

Зинаида Серебрякова. Перед зеркалом (автопортрет). 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Необычный автопортрет. Девушка отражена в зеркале. Мы это понимаем по двойной свече. Белоснежное нижнее белье. Белый цвет в интерьере. Женские безделушки перед зеркалом. Розовый румянец. Большие глаза и непосредственная улыбка.

Все так обаятельно и свежо. Это словно аллегория беззаботной молодости. Когда настроение хорошее даже утром. Когда впереди ждёт день, полный приятных забот. И в запасе столько красоты и здоровья, что хватит ещё на многие годы.

Зинаида Серебрякова в детстве была болезненным и замкнутым ребёнком. Но ее детская худоба превратилась в изящную фигуру. А замкнутость – в скромный и доброжелательный характер.

Ее знакомые отмечали, что она всегда выглядела моложе своих лет. И в 40, и в 50 лет она почти не менялась внешне.

Автопортреты З. Серебряковой (в возрасте 39 и 53 лет).

Автопортрет “Перед зеркалом” был написан в счастливые годы жизни. Она вышла замуж за своего двоюродного брата, в которого была сильно влюблена. Она уже родила двоих мальчишек. Жизнь шла своим чередом в их родовом имении Нескучное.

2. За завтраком. 1914 г.

Зинаида Серебрякова. За завтраком. 1914 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Art-catalog.ru

На картине трое детей Серебряковой. Женя уткнулся носом в стакан. Саша обернулся. Таня тоже внимательно смотрит, положив ручку на тарелку. Четвёртый ребёнок, Катя ещё на руках кормилицы. Она слишком мала, чтобы садится за общий стол.

Почему же картина называется “За завтраком”? Ведь на столе мы видим супницу.

До революции было принято устраивать два завтрака. Один был лёгким. Второй – более сытным. Который впоследствии стал называться обедом.

Сюжет картины очень простой. Как будто сделан фотоснимок. Рука бабушки, разливающей суп. Вид на стол немного сверху, с высоты взрослого человека. Непосредственные реакции детей.

Мужа за столом нет. Он инженер-путеец. И в это время был в командировке в Сибири. На строительстве железной дороги.

3. Беление холста. 1917 г.

Зинаида Серебрякова. Беление холста. 1917 г. Государственная Третьяковская галерея. Artchive.ru

В 1910-ые Серебрякова создаёт цикл работ с крестьянами. Которые работали в ее поместье. Она вставала очень рано и бежала с красками в поле. Чтобы сделать этюды с натуры.

Серебрякова была эстетом. Простые женщины у неё все красивы. Пропуская образы через себя, они выходили у неё очищенными и ясными. Даже самый обыкновенный человек становился особенным. Самая неприглядная вещь – изумительной.

Ее картины составляли разительный контраст с произведениями других художников. В то время восхищались роскошным Врубелем и неординарным Шагалом.

Слева: . 1890 г. Государственная Третьяковская галерея. Справа: . День рождения. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Среди этих ярких, экспрессивных образов непритязательные крестьянки Серебряковой стояли особняком. Но ее все равно ценили. И даже присвоили звание академика в начале 1917 г.

Но жизнь, полная признания и достатка уже совсем скоро рухнет. Как карточный домик.

4. Карточный домик. 1919 г.

Серебрякова Зинаида. Карточный домик. 1919 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург. Artchive.ru

Это одна из самых печальных картин Серебряковой. На ней нет феерии светлых красок. Только грустные дети. Хрупкий карточный домик. И даже лежащая кукла приобретает зловещий смысл. В жизни Серебряковой произошла трагедия…

На дворе 1919 год. Крестьяне толпой подошли к дому хозяев. Они решили предупредить Зинаиду, что дело совсем плохо. Вокруг разграблены почти все усадьбы. И в случае чего, они будут не в силах защитить хозяйку с детьми.

Серебрякова посадила детей и мать на телегу. Они уехали навсегда. Через несколько дней усадьбу подожгут.

О муже не было известий целый год. Он был в тюремном заключении. По пути домой он подхватит брюшной тиф. И быстро угаснет на руках жены.

Серебрякова была однолюбом. Уже тогда она поняла, что ее счастливая жизнь навсегда закончилась. Замуж она уже никогда не выйдет.

5. Снежинки. 1923 г.

Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки (балет “Щелкунчик”). 1923 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Artchive.ru

На руках Серебряковой было четверо детей и стареющая мать. Нужно было кормить семью. И она решила переехать в Петербург. Надеясь там на заработки.

Часто рисовала балерин в Мариинке. В театре, который когда-то спроектировал ее прадед.

Балерины изображены не на сцене. А за кулисами. Поправляющими волосы или пуанты. Опять эффект фотоснимка. Мгновение жизни красивых, элегантных девушек.

Но в Петербурге работа ей приносила сущие копейки. Ее картины никак не вписывались в новую эпоху.

От художников требовали переквалифицироваться в плакатчиков и дизайнеров советского быта. Передовые Степанова и Родченко охотно подчинились призыву “Художник – на производство”.

Слева: Варвара Степанова. Проект спорт-одежды. 1923 г. Справа: Александр Родченко. Плакат “Лучших сосок не было и нет”. 1923 г.

Нищета преследовала семью. Серебрякова решила поехать на заработки в Париж. Думала, на пару месяцев. Но оказалось, навсегда.

6. Освещённая солнцем. 1928 г.

Серебрякова Зинаида. Освещённая солнцем. 1928 г. Калужский государственный музей. Avangardism.ru

В Париже дела поначалу пошли неплохо. Писала на заказ портреты.

Однако Серебряковой не хватало умения отстаивать свои интересы. Дарила портреты или продавала за копейки, лишь бы завоевать симпатии богатых клиентов. Многие пользовались этой щедростью. В результате работала чуть ли не себе в убыток. Выкручивалась. Делала самодельные краски. Чтобы продолжать работу.

Однажды – удача. Барон Броуэр заказал Серебряковой панно для своего особняка. Ему так понравилась работа художницы, что он даже спонсировал ее поездку в Марракеш. Где она набралась невероятных впечатлений.

Там и был написан ее шедевр “Освещённая солнцем”. Невероятное ощущение от картины. Зной, от которого “плавится” воздух и щемит глаза. В контрасте с тёмной кожей улыбчивой марокканки.

Поразительно, что картина написана за 30 минут! Коран запрещает людям позировать. Поэтому Серебрякова работала с феноменальной скоростью, чтобы закончить рисунок за полчаса. На большее ее марокканские модели не соглашались.

Но яркие впечатления лишь временно приглушали душевную боль. Советская власть разрешила выпустить из страны только двух ее детей, Сашу и Катю (младшего сына и младшую дочь).

Двух оставшихся детей, старшего Женю и Татьяну, по непонятным причинам так и не выпустили. С ними она увидется лишь 36 лет спустя.

7. Спящая натурщица. 1941 г.

Зинаида Серебрякова. Спящая натурщица. 1941 г. Киевский музей русского искусства. Gallerix.ru

В Париже Зинаида создала много ню. Они написаны в неоклассическом стиле. Как у старых мастеров. Ее обнаженные похожи на или Джорджоне. Красивые. Нежные. Розовокожие.

В Серебряковой не было ни капли русской крови. По происхождению она была француженка (в девичестве Лансере). Но во Франции она себя ощущала русской. Ни с кем не дружила. Круглосуточно работала.

К тому же она была вновь не в моде. Балом правил стиль Ар-деко.

Слева: Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом Багетти. 1929 г. Частная коллекция. Справа: Жан Дюпа. Женщина в меховой накидке. 1929 г. Частная коллекция.

Как вспоминает ее дочь Катя, вокруг было много художников, следующих моде. Проведут кистью вверх-вниз. Назовут это по-особенному. И продают.

Серебрякова на это не могла пойти. А как же детали? Как же цвет? И упорно писала своих классических обнаженных. Редко, что удавалось продать.

Одна радость. После войны ее детям разрешили навестить мать. Дочери Татьяне было уже 48 лет. Она вспоминает, что мать она легко узнала. Она почти не изменилась. Все та же челка, та же улыбка…

Девушка со свечой. Автопортрет (фрагмент)

На долю Зинаиды Евгеньевны Серебряковой выпала непростая судьба, в которой была и большая любовь, и счастье материнства, и радость творить, и многолетняя разлука с детьми, и тоска по покинутой Родине.

Художник Зинаида Серебрякова. Жизнь и творчество

Будущий художник Зинаида Евгеньевна Серебрякова (в девичестве Лансере) родилась 10 декабря 1884 года в имении Нескучном под Харьковом, в семье известного скульптора Евгения Лансере и Екатерины Лансере (в девичестве Бенуа).

В 1886 году скоропостижно скончался папа художницы и большая семья поселилась в квартире дедушки Николая Бенуа, знаменитого архитектора.

Мама Зинаиды в молодости была художником-графиком. А ещё были два знаменитых дяди: архитектор Леонтий Бенуа и художник Александр Бенуа.

В семье Евгения и Екатерины Лансере, кроме Зинаиды, росло ещё два ребенка: Николай (в последующем знамений архитектор) и Евгений (в последующем известный художник).

Росла Зина… болезненным и довольно нелюдимым ребенком, в чем она напоминала отца и вовсе не напоминала матери, ни братьев и сестер, которые все отличались веселым и общительным нравом.

Из воспоминаний Александра Бенуа

Детство и юность будущей художницы прошли в Петербурге, и в любимом имении «Нескучном». Девочка рано начала рисовать и с талантливой племянницей много занимался дядя Александр Бенуа.

Одна из первых картин Зинаиды Серебряковой – «Яблоня». Эта картина была написана в 1900 году в «Нескучном». Молодое крепкое задорное деревце изгибает свои ветки под тяжестью румяных плодов. Много лет спустя искусствоведы скажут, что юная Зинаида, подсознательно, изобразила символ плодородия, свободной жизни в единении с природой. И этот символ определил весь творческий путь художника на всю оставшуюся жизнь.

…У нас в имении Нескучном где все, и природа, и окружавшая меня крестьянская жизнь, своей живописностью волновали и восхищали меня, и я вообще жила в каком-то «чаду энтузиазма»…

Зинаида Евгеньевна окончила, в 1900 году, женскую гимназию и без особых усилий поступила Петербургскую Академию живописи. Однако, учёба в Академии девушке не нравилась, и очень скоро будущая художница оставила стены академии и поступила в художественную школу княгини М.К. Тенишевой, а некоторое время спустя начала брать уроки живописи у знаменитого портретиста Осипа Браза.

В 1902 году девушку отправляют в Италию для лечения и изучения итальянской живописи.

Сейчас сложно сказать, насколько была больна Зинаида Евгеньевна… Всё дело в том, что у будущей знаменитой художницы был двоюродный брат Борис Серебряков. Молодые люди долго дружили, дружили и влюбились друг в друга. Родственники знали о этой связи, в конце концов смирились с неизбежным и перестали препятствовать влюблённым.

В конце концов, все родственники согласились на этот брак, но вот церковь была против венчания близких родственников. Вопрос решили при помощи «дара» в 300 рублей – священник обвенчал молодых и семья Серебряковых (Зинаида Евгеньевна взяла фамилию мужа) в 1905 году выехала в Париж.

В столице Франции Зинаида поступает в Академию де ла Гранд Шомьер и с большим увлечением учится, много рисует с натуры, пишет эскизы.

В 1906 году молодая семья возвращается в Петербург. Молодому супругу нужно заканчивать университет (он станет железнодорожным инженером), а молодой супруге приходит пора рожать первенца.

В 1906 году родился сын Евгений, а в 1907 году – сын Александр.

Семья живет в Нескучном, Зинаида занимается маленькими детьми и очень много пишет: этюды, пейзажи и портреты. И принимает решение выставить свои работы на 7-й выставке художников в Москве в 1910 году.

Автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью» приобретает Третьяковская галерея. Это был несомненный и очень громкий успех.

За туалетом

Я решила остаться с детьми в Нескучном… Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом - наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале…

Из воспоминаний Зинаиды Серебряковой

Потом случился небольшой, но очень счастливый, перерыв в творческой деятельности: в 1912 году родилась дочь Татьяна, а через год – Екатерина.

С 1914 по 1917 годы создаёт целую серию картин о русской природе и русской деревне («Крестьяне», «Спящая крестьянка», знаменитая «Беление холста»), помогает своему брату Александру расписывать Казанский вокзал, пишет композиции по античным мифам и целую серию автопортретов.

Вот для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной - это счастье, я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слезы… Вы так молоды, любимы, цените это время, драгоценный друг.

Письмо Зинаиды Серебряковой к Галине Тесленко. Петроград, 28 февраля 1922 года =

А потом грянула революция, а за революцией пришла и гражданская война. Зинаида Евгеньевна вместе с детьми перебирается в Харьков, где для неё нашлась работа в археологическом музее. Родовое имение под Харьковом «Нескучное» сгорело вместе со всеми картинами художницы. Муж отправился в Сибирь на заработки, заболел тифом и умер.

С больной матерью и четырьмя маленькими детьми на руках, без средств к существованию, без постоянного жилья. Именно в это время появляется одно из самых трагических полотен художницы «Карточный домик». Масляных красок просто нет и она пишет карандашом, и углём.

Карточный домик – это её счастье, которое вдруг разрушилось, её четверо осиротевших детей. И их несчастная, выбившаяся из сил мать.

В 1920 году семья Серебряковых возвращается в Петербург, в квартиру деда Николая Бенуа. Тут, в первый раз за последние годы, обездоленному семейству улыбнулась удача – в большую квартиру подселили «на уплотнение» МХАТовских артистов, а не советских работников.

Зинаида снова начинает писать. Она пишет несколько портретов покойного мужа (сейчас они хранятся в Третьяковской галерее и Новосибирской картинной галерее), пишет целую серию работ о театре. Случилась так, что дочь Зинаиды Евгеньевны начала заниматься балетом и художница вместе с дочерьми часто бывает в Мариинском театре.

Тяжелые голодные времена сменяются некоторым оживлением – возрождается выставочная деятельность. Серебрякова снова много работает и в 1924 году становится участником большой выставки русских художников в Америке. Всё её картины проданы, но полученных за картины 500 долларов катастрофически мало для жизни большой семьи в советской России и окрыленная Серебрякова решает ехать в Париж, устроить там персональную выставку и заработать побольше денег.

Это версия официальная. А может быть, она поверила в свой успех и захотела простого благополучия и международного признания? Это уже моя версия.

Однако, в Париже и без Серебряковой огромное количество русских художников, а Париж переменчив и избалован просто невероятным предложением живописи по очень необременительным ценам. К тому же у Зинаиды Евгеньевны напрочь отсутствовала коммерческая жилка.

Впоследствии Константин Сомов рассказывал:

Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все её обижают.

Первая выставка Серебряковой в Париже прошла только в 1927 году.

Все заработанные в Париже деньги Зинаида Евгеньевна отправляет в Петербург на содержание своей семьи. Сама же живет во Франции на птичьих правах (с паспортом беженца. Французское гражданство она получила только в 1947 году).

Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью - уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь.

Почему она не вернулась в Россию? Почему не перевезла семью во Францию? Сложные вопросы, на которые я точно не смогу ответить.

Через несколько лет во Францию приезжает дочь Катя, а потом сын Александр. И прекращается иммиграция из Советского Союза. Свою дочь Татьяну Зинаида Евгеньевна увидит только через 36 лет с наступлением хрущевской оттепели.

В 1961 году в Париж приехали два советских художника – Д. Шмаринов и С, Герасимов. Именно они помогли организовать выставки картин Серебряковой в Москве, Ленинграде и Киеве в 1966 году. Альбомы с её работами расходятся миллионными тиражами по всему миру.

К ней, наконец, приходит такая желанная слава и пришла эта слава из покинутой России – после выставки в СССР за полотнами художника начинается настоящая охота по всему миру. Серебрякову сравнивают с Ренуаром и Боттичелли.

Она так и не успела обрести независимость и финансовое благополучие, которых добивалась всю свою жизнь.
А международная слава осталась.

Сегодня её картины продаются не просто «за дорого». В 2015 году картина «Спящая девочка» была продана на аукционе за 5,9 миллионов долларов.
Жизнь ужасно несправедлива. Или справедлива? У меня нет ответа.

Картины художника Зинаиды Серебряковой

Спящая крестьянка

Беление холста

В балетной уборной («Большие балерины»)

Спящая натурщица

За завтраком

Портрет Б.А. Серебрякова

Отдыхающая негритянка

Лежащая марокканка

Портрет Веры Фокиной

Спящая девочка

Обнаженная

Карточный домик

Зеленя осенью

За туалетом. Автопортрет

Освещенная солнцем

Автопортрет в костюме Пьеро

Портрет Ольги Константиновны Лансере

Купальщица

Девушка со свечой. Автопортрет

Кормилица с ребенком

Балетная уборная. Снежинки

Автопортрет с дочерьми

Катя с куклами

Серебрякова Катя в голубом платье возле ёлки

Катя с натюрмортом

Портрет А.Д. Даниловой

Портрет В.К. Ивановой в костюме испанки

Сын Александр в карнавальном костюме

Современное поколение о Зинаиде Серебряковой знает очень мало или совсем поверхностно. Конечно же не всем, но большинству известен этот знаменитый «автопортрет художницы у зеркала», настоящее название которого — «За туалетом». Именно с него творчество художницы становится широко известным. Но есть еще много-много других шедевров, пребывающих долгие годы в тени славы одного самого известного полотна… А самих автопортретов — столько самолюбования в живописи можно встретить только у Зинаиды Серебряковой…

В истории русской живописи женщины становились известными лишь на холстах, и как правило женские образы писались мужчинами… Женщина-художник в современном мире искусства явление привычное, но так было не всегда.

Сегодня познакомимся с работами одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи — Зинаидой Евгеньевной Серебряковой, картины которой сегодня продаются на самых престижных мировых аукционах и торгах.

Так например, одна из последних работ художника, написанных в России — картина «Спящая девочка». В 2015 году была продана за 3,85 млн фунтов ($5,9 млн). Эта сумма почти в восемь раз выше оценочной стоимости, составлявшей 400-600 тыс. фунтов ($609-914 тыс.). За произведение вели напряженную борьбу покупатели, участвовавшие в торгах по телефону.

Примечательна судьба этой картины. Существует версия, что на картине изображена младшая дочь художницы Екатерина, которая также стала знаменитой художницей. Умерла Екатерина Серебрякова относительно недавно — в 2014 году. Картина «Спящая девочка» входила в коллекцию бывшего посла Временного правительства России в США Бориса Бахметьева (1880-1951), после Октябрьской революции проживавшего в эмиграции в Америке. Он приобрел ее на выставке русских художников в Нью-Йорке в 1923 году.

  • Известно, что на деньги, полученные за ее продажу, художница уехала во Францию, откуда уже не вернулась.

Читая биографию Серебряковой очень трудно представить иной путь для маленькой Зинаиды, ведь в этой художественной семье все рождались с карандашами в руках. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере - известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. Братья Зинаиды Лансере Николай, - талантливый архитектор, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики.

Неудивительно, что 12 декабря 1884 года в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере родится талантливая девочка, чье будущее было уже предрешено. Не судьбой, так семьей…

К слову, всемирно известной Зинаида станет уже в 25 лет, написав один из самых светлых и жизнерадостных автопортретов всех времен — «Автопортрет перед зеркалом» (1909).

Удивительно насколько жизнерадостные и светлые полотна мог создавать человек, отличавшийся замкнутостью и диковатостью, и это на фоне дружелюбных и жизнерадостных братьев и сестер. Но так лишь казалось, ведь настоящий внутренний мир скромной, слабой и болезненной девочки был на холстах. Живопись станет самым радостным занятием и призванием в жизни маленькой Зинуши (как ее называли родные). А любыми направлениями станут портреты, пейзажи и ню.

Шедевры Зинаиды Серебряковой

Баня. 1913, Государственный Русский музей, С.-Петербург

За завтраком. 1914,

Жатва. 1915

Беление холста. 1917, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Освещенная солнцем. 1928,

Спящая натурщица. 1941, Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Девичья фамилия Зинаиды — Лансере́, а Серебряковой она стала при замужестве. Эта история заслуживает упоминания.

С Борисом, своим двоюродным братом, Зина была знакома с детства, со временем дружба переросла в любовь. Молодые решили пожениться, но удалось им это не сразу. Родители были за, а вот церковь воспротивилась из-за родства влюбленных. Впрочем, 300 рублей и обращение к третьему, после двух отказов, священнику позволили решить проблему. В 1905 году они обвенчались.

Крестьянка с горшками. 1900-е

Портрет Ольги Константиновны Лансере. 1910 , Частное собрание

Купальщица. 1911 , Государственный Русский музей, С.-Петербург

Есть предположение, что «Купальщица» — очередной автопортрет художницы. Направление взгляда, лицо, волосы, губы — девушка на этой картине очень похожа с «Автопортретом в костюме Пьеро» — она ниже.

Пьеро (Автопортрет в костюме Пьеро). 1911 , Одесский художественный музей, Украина

Девушка со свечой. Автопортрет. 1911 , Государственный Русский музей, С.-Петербург

Зинаида много путешествовала. Сначала Италия, куда она отправилась на лечение, потом Париж, где она занимается в престижной художественной Академии де ла Гранд Шомьер. Но как художник она сформировалась в Петербурге. Первые известные работы создаются здесь — в городе на Неве. Это был период расцвета творчества талантливой художницы. Бесконечные выставки, тусовки в знаменитом обществе «Мир искусств», первое признание таланта — знаменитое полотно «За туалетом», впервые показанное на большой выставке приносит широкую известность.

За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), «Крестьяне» (1914-1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей) и другие… Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея).

Кормилица с ребенком. 1912, Нижегородский государственный художественный музей

Крестьянка (с коромыслом). 1916-1917 , Государственный Русский музей, С.-Петербург

Спящая крестьянка. 1917 , Частное собрание

Автопортрет в красном. 1921 , Частное собрание

В балетной уборной («Большие балерины»). 1922 , Балет Ц.Пуни «Дочь Фараона», Частное собрание

Балетная уборная. Снежинки. 1923 , Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик», Государственный Русский музей, С.-Петербург

Кстати, полотна с балеринами — это, так называемый диалог с другим не менее известным художникомфранцузским живописцем Эдгаром Дега, которым она восторгалась всю жизнь. Его балерины восхищали и вдохновляли на написание «своих», так непохожих на всех остальных, в свойственной только ей манере передачи изящества, пластики, тонких линий, грации…

Обратите внимание на следующую картину — она очень символична.

Карточный домик. 1919 , Государственный Русский музей, С.-Петербург

На картине — дети Зинаиды и Бориса Серебряковых. Этот период в жизни художницы сродни карточному домику. Октябрьская революция, смерть супруга от тифа. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Голод. Нет масляных красок - приходится перейти на уголь и карандаш. «Карточный домик», показывающее всех четверых осиротевших детей — самое трагическое произведение во всем ее творчестве.

Далее все очень типично для всей творческой интеллигенции — жизнь под указку, это писать нельзя, это можно. Советы перейти на другой стиль, недвусмысленные намеки рисовать портреты комиссаров, однако она отказывается принять уставы «новых хозяев жизни».

В декабре 1920 года Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Ей повезло - в эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. В этот период она рисует на темы из театральной жизни.

Автопортрет с дочерьми. 1921, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская обл.

Катя с куклами. 1923, Частное собрание

Баня. 1926 , Частное собрание

В 1923 году ее работы участвуют в проходящей в США выставке русских художников. Она выручила 500 долларов, но они не могли залатать прорехи в семейном бюджете. Зинаида решается уехать в Париж, чтобы улучшить финансовое положение.

Заработать денег за год, как планировала, ей не удалось. «Никто не понимает, что начать без копейки безумно трудно. А время идет, и я бьюсь все на том же месте», - в отчаянье пишет она матери.

Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. Однако вернуться ей не удалось, и она оказывается оторванной от Родины и детей. Все те небольшие деньги, которые ей удаётся заработать, она отправляет обратно в Россию. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту (паспорт для беженцев) и лишь в 1947 году получает французское гражданство.

Старшая дочь Татьяна Серебрякова вспоминала, что ей было 12 лет, когда уезжала мама. Уезжала ненадолго, но Тате было очень страшно. Словно она предчувствовала, что в следующий раз они смогут увидеться только через 36 лет.

На пляже. 1927 , Частное собрание

Однажды Зинаида Серебрякова получила заманчивое предложение - отправиться в творческое путешествие, чтобы изобразить обнаженные фигуры восточных дев. Но оказалось, что в тех местах найти натурщиц просто невозможно. На помощь пришел переводчик Зинаиды - он привел к ней своих сестер и невесту. Никому до этого и после этого не удавалось запечатлеть закрытых восточных женщин обнаженными.

Вопреки стараниям, реализовать себя сразу в Париже у художницы не получилось. Город переменчивых настроений и романтики пребывал в бесконечных модных течениях и стиль русской эмигрантки этому городу не подходил. Спрос на картины был крайне ничтожен. Вдобавок ко всему, «вести дела» она просто не умела.

Художник , неоднократно помогавший в Париже Зинаиде Серебряковой, рассказывал: «Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все ее обижают».

Одинокая и раздраженная она все сильней замыкается в себе. Париж был окутан вением и тенденциями новой моды в искусстве. Местной публике, не способной отличить прекрасное от дурного — в театре, музыке, литературе было милее всё безвкусное и бездарное.

«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью — уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь»

Но с мыслями о детях она продолжает усердно трудиться. Вскоре удается выписать к себе Катю, а чуть позже к ней приезжает сын Александр. А потом падает железный занавес.

Серебрякова не решается вернуться, потому что в Париже двое ее детей, и везти их в СССР, где они могут быть объявлены «врагами народа», она не рискует. В Париже она не может полностью включиться в новую жизнь, потому что половина ее сердца осталась там - с Женей, Таней и с мамой, которых правительство отказывается выпустить за границу.

При малейшей возможности Серебрякова отправляет им деньги, но и это удается далеко не всегда. В 1933 году ее мать в Союзе умирает от голода.

Девочка в розовом. 1932 , Частное собрание

С оставшимися на родине детьми удается встретится только спустя 36 лет — во времена хрущёвской оттепели. В 1960 году её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве.

Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.

19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Ее мечта — международная слава пришла к ней еще при жизни, а финансовое благополучие и независимость обрести не успела.

З инаида Серебрякова - русская художница из творческой династии Бенуа-Лансере-Серебряковых. Она училась живописи в школе Марии Тенишевой , в мастерской Осипа Браза и в парижской академии Гран-Шомье. Серебрякова стала одной из первых женщин, которых Академия художеств выдвинула на звание академика живописи.

«Самая радостная вещь»

Зинаида Серебрякова (в девичестве - Лансере) родилась в 1884 году в имении Нескучное под Харьковом, она была младшим ребенком из шестерых детей. Ее мать, Екатерина Лансере, была художником-графиком и сестрой Александра Бенуа . Отец - скульптор Евгений Лансере - умер от туберкулеза, когда Зинаиде было полтора года.

Вместе с детьми Екатерина Лансере переехала в Петербург - к своему отцу, архитектору Николаю Бенуа. В семье все занимались творчеством, часто посещали выставки и читали редкие книги по искусству. Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать. В 1900 году она окончила гимназию и поступила в художественную школу княгини Марии Тенишевой - в те годы здесь преподавал Илья Репин . Однако будущая художница проучилась всего месяц: она уехала в Италию - знакомиться с классическим искусством. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза.

В эти годы семья Лансере впервые после долгой жизни в Петербурге посетила Нескучное. Зинаида Серебрякова, привыкшая к строгим аристократическим видам Петербурга, была потрясена буйством южной природы и живописными сельскими пейзажами. Она делала зарисовки везде: в саду, в поле, писала даже виды из окна. Здесь же художница встретила будущего мужа - своего двоюродного брата Бориса Серебрякова.

После свадьбы молодожены уехали в Париж - там Серебрякова училась в художественной академии Гран-Шомье. После возвращения супруги поселились в Петербурге. Однако они часто ездили в Нескучное, здесь художница все время проводила у мольберта: писала весенние луга и цветущие сады, крестьянских детей и своего новорожденного сына. Всего в семье родилось четверо детей - два сына и две дочери.

Зинаида Серебрякова. Перед грозой (Село Нескучное). 1911. ГРМ

Зинаида Серебрякова. Фруктовый сад в цвету. 1908. Частное собрание

Зинаида Серебрякова. Фруктовый сад. 1908-1909. ГРМ

В 1909 году Зинаида Серебрякова написала автопортрет «За туалетом». Спустя год он и еще 12 полотен - портреты знакомых, «крестьянские» этюды и пейзажи - участвовали в выставке «Мира искусства». Картины Серебряковой висели рядом с работами Валентина Серова , Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля . Три из них - «За туалетом», «Зеленя осенью» и «Молодуха (Мария Жегулина)») приобрела Третьяковская галерея . Серебрякову избрали членом «Мира искусства».

«Ныне она поразила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить ее. Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая приятная, самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное».

Александр Бенуа

Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909. ГТГ

Зинаида Серебрякова. Зеленя осенью. 1908. ГТГ

Зинаида Серебрякова. Молодуха (Мария Жегулина). 1909. ГТГ

Почти академик живописи

В следующие годы Зинаида Серебрякова продолжала писать - пейзажи Нескучного, портреты крестьянок, родственников и саму себя - «Автопортрет в костюме Пьеро», «Девушка со свечой». В 1916 году Александр Бенуа пригласил ее в свою «бригаду», когда ему поручили расписывать Казанский вокзал в Москве. Декорировали здание также Борис Кустодиев , Мстислав Добужинский и Екатерина Лансере. Зинаида Серебрякова выбрала восточную тематику. Она изобразила страны Азии - Индию и Японию, Турцию и Сиам - в образах красивых молодых женщин.

Зинаида Серебрякова. Беление холста. 1917. ГТГ

Зинаида Серебрякова. Девушка со свечой (Автопортрет). 1911. ГРМ

Зинаида Серебрякова. За завтраком (За обедом). 1914. ГТГ

В 1917 году Совет Петербургской Академии художеств выдвинул Зинаиду Серебрякову на звание академика живописи. Однако получить его помешала революция. Переворот застал художницу с детьми и матерью в Нескучном. Оставаться в имении было небезопасно. Как только семья перебралась в Харьков, усадьбу разграбили и сожгли. Художница устроилась на работу в Харьковский археологический музей, где зарисовывала экспонаты для каталога. Небольшая зарплата помогала семье выживать.

В 1919 году к семье пробился Борис Серебряков. Однако супруги недолго пробыли вместе: муж художницы скоропостижно умер от сыпного тифа.

«Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной - это счастье, я была всегда, как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль, и слезы… Так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства».

Зинаида Серебрякова

В январе 1920 года Серебряковы переехали в Петербург, в квартиру Николая Бенуа, которая после уплотнения стала коммуналкой. Зинаида Серебрякова зарабатывала в основном написанием портретов, распродавала старые полотна. Она вспоминала: «Я шью целыми днями... удлиняю Катюше платье, чиню белье... Приготовляю сама масляные краски - растираю порошки с маковым маслом... Живем мы по-прежнему каким-то чудом» .

Вскоре одна из дочерей Серебряковой стала заниматься балетом - так в работах художницы появились свежие театральные сюжеты. Она проводила много времени за кулисами Мариинки , брала домой реквизит для спектаклей, приглашала к себе балерин, которые охотно позировали для полотен.

Зинаида Серебрякова. В балетной уборной (Большие балерины). 1922. Частное собрание

Зинаида Серебрякова. В балетной уборной. Балет «Лебединое озеро». 1922. ГРМ

Зинаида Серебрякова. Девочки-сильфиды (Балет «Шопениана»). 1924. ГТГ

Портреты за обещание рекламировать

В 1924 году Зинаида Серебрякова участвовала в американской благотворительной выставке для русских художников. Ее картины имели большой успех, несколько полотен сразу купили. В том же году Серебрякова при поддержке дяди Александра Бенуа уехала в Париж. Художница планировала немного поработать во Франции и вернуться в СССР. Однако это оказалось невозможно: она по-прежнему много писала и получала за это совсем небольшие деньги. Все гонорары Серебрякова отправляла в Россию - матери и детям.

Николай Сомов, художник

Двоих детей - Александра и Екатерину - при поддержке Красного Креста и родственников удалось отправить в Париж в 1925 и 1928 годах. А Евгений и Татьяна так и остались в СССР.

Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя. Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко. Страна восхитила художницу. Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности. И костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь, - негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать» . После поездки из-под кисти Серебряковой появились новые натюрморты, городские пейзажи и портреты марокканок - яркие и сочные.

Зинаида Серебрякова. Женщина, открывающая чадру. 1928. Калужский областной художественный музей

Зинаида Серебрякова. Вид с террасы на горы Атласа. Марракеш. Марокко. 1928. Калужский областной художественный музей

Зинаида Серебрякова. Молодая сидящая марроканка. 1928. Частное собрание

В 1930-е годы в Париже прошло несколько персональных выставок Серебряковой, однако продать удалось очень мало. В 1933 году от голода умерла ее мать, и Серебрякова решила ехать к детям в Россию. Ей вновь помешали обстоятельства: сначала затянулось оформление документов, потом началась Вторая мировая война. Увидеться со старшей дочерью художнице удалось лишь через 36 лет после расставания - в 1960 году Татьяна Серебрякова смогла выехать к матери в Париж.

В середине 60-х выставка полотен Зинаиды Серебряковой прошла в Москве. Но художница не смогла приехать: на тот момент ей было уже 80 лет. Спустя два года Зинаиды Серебряковой не стало. Ее похоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Все дети Зинаиды Серебряковой стали художниками. Старший - Евгений - работал архитектором-реставратором. Дети-«парижане» рисовали в редком жанре акварельной или гуашной миниатюры в традиции начала XIX века. Александр писал на заказ виды усадеб, в том числе русских - их архитектурный облик он восстанавливал по памяти. Екатерина, которая прожила 101 год, также рисовала поместья, интерьеры дворцов и создавала на заказ модели зданий. Татьяна работала театральным художником во МХАТе .

В 2015 году одно из полотен Зинаиды Серебряковой было продано на аукционе Sothbey"s за 3 845 000 фунтов стерлингов - это около 6 000 000 долларов. «Спящая девочка» стала самой дорогой ее картиной на сегодня.

(1884-1967) русский живописец, график

Зинаида Серебрякова родилась в семье, где искусством занимались все. Прадед художницы А. Кавос, ее дед Н. Бе-нуа были известными архитекторами. Отец, Е. Лансере, занимался скульптурой, его работы хранятся в ведущих музеях страны и мира. Мать, Е. Лансере (урожденная Бенуа), училась живописи у П. Чистякова, у которого учились все знаменитые живописцы России семидесятых-восьмидесятых годов XIX века. Правда, она не стала профессионалом, считала себя художником-любителем. Брат, Е. Лансере, стал живописцем, графиком, членом общества «Мир искусства». Дядя Зинаиды Серебряковой, А. Бенуа считался признанным авторитетом в истории искусства и сам был незаурядным живописцем.

Зинаида родилась в имении Нескучное, принадлежавшем ее отцу. После его внезапной смерти, мать художницы с детьми переехала в Петербург и поселилась в доме своего отца Н. Бенуа. С этого времени Зинаида Серебрякова росла в атмосфере преклонения перед искусством. Способности девочки к рисованию были замечены рано, сама художница писала, что рисует столько, сколько себя помнит.

С 1901 г. Серебрякова посещала школу меценатки княгини М. Тенишевой, где преподавал И. Репин. Особое влияние на становление ее творческой манеры оказало путешествие по Италии вместе с матерью и сестрами.

Вернувшись в Россию, Зинаида продолжала брать уроки, занималась в 1903-1905 гг. в частной художественной мастерской О. Браза, живописца и графика, входившего в группу «Мир искусства». В 1905 г. она отправилась во Францию, где поступила в Академию де ля Гранд Шомьер, которой руководили художники Симон и Дошен. Вскоре к ней присоединился ее двоюродный брат Б. Серебряков. Она много занималась техникой рисунка, во время путешествий по стране постоянно делала различные зарисовки.

Первыми произведениями художницы становятся наброски, сделанные в родовом имении Нескучное, расположенном под Харьковом, где она родилась и впоследствии постоянно проводила лето. В архиве художницы сохранилось множество рисунков и акварелей: она рисовала практически все, что видела: крестьян во время сельскохозяйственных и домашних работ, животных, птиц, цветы. Интересны и ее пейзажные зарисовки. Полагают, что особое влияние на художницу оказало творчество А. Венецианова, его изображения русских крестьян.

Со временем оказалось, что большую часть творческого наследия Зинаиды Серебряковой составляют портреты добровольных натурщиков - друзей и близких, а также автопортреты. В последнем жанре последовательно зафиксированы разные состояния ее жизни: от радостного миросозерцания до тихой грусти, вызванной сложными жизненными перипетиями. Она постепенно отойдет от тщательной прописанности вещей, окружающих ее автобиографическую героиню, больше сосредоточившись на передаче собственного внутреннего состояния. Исследователи отмечали, что близкие люди не стареют на картинах Серебряковой (портреты Кати), потому что, один раз увидев их индивидуальность, Зинаида Серебрякова и отражает ее на своих полотнах.

В 1905 г. Зинаида выходит замуж за своего двоюродного брата Б. Серебрякова, в 1908 году получившего диплом инженера. Отцу пришлось испрашивать специальное разрешение церковных властей на брак. Он оказался удачным, хотя семейная жизнь Серебряковой продолжалась недолго. В революционные годы Б. Серебряков умер, и его жене пришлось одной поднимать четверых детей. Все они проявили себя в художественной сфере. Александр много работал для кино и театра, писал в технике акварели, рисуя интерьеры частных дворцов во Франции и Англии, Катя стала живописцем.

Дочь смогла сохранить последнюю квартиру матери, где находятся большинство произведений Зинаиды Серебряковой, созданных в эмиграции. Даже внук художницы, сын ее дочери Татьяны, Иван Николаев, известен своими работами в области монументального искусства: в частности, он оформлял московскую станцию метро «Боровицкая».

С 1909 года Зинаида Евгеньевна Серебрякова начинает постоянно выставляться, она участвует в седьмой выставке «Союза русских художников» (1910) и экспозиции «Современный женский портрет», устроенной в редакции журнала «Аполлон» в Петербурге. Тогда же к ней приходит профессиональная известность, а «Автопортрет» (1910) и одну из крестьянских композиций приобретает Третьяковская галерея. Исследователи отмечают, что созданные в 1914-1917 гг. картины уже представляют собой монументальные полотна, в которых последовательно раскрывается жизнь крестьян.

С 1911 года Зинаида Серебрякова является постоянным экспонентом выставок общества «Мир искусства». Она много путешествует: по Крыму в летние месяцы (1911-13), по Италии и Швейцарии (1914).

В 1914 году А. Бенуа по просьбе архитектора А. Щусева, автора проекта Казанского вокзала, возглавил работы по монументальным росписям вокзала, он привлек к работе М. Добужинского, Н. Лансере, Н. Рериха и Зинаиду Серебрякову, которая сделала целый ряд эскизов и рисунков панно на темы «Индия», «Сиам», «Турция», «Япония». Осуществляя задуманное, она многие часы провела в библиотеках, изучая искусство и историю стран Востока.

В 1917 г. Зинаида Серебрякова была выдвинута в академики наряду с А. Остроумовой-Лебедевой и другими женщинами-художницами, но из-за революционных событий выборы не состоялись.

В первые послереволюционные годы Серебрякова жила в Нескучном с семьей, там она пережила смерть мужа от тифа и пожар, в котором чуть не сгорели ее картины. В 1919 г. она работала в Харькове, участвовала в 1-й выставке подотдела искусств Харьковского Совета, а в следующем году переехала в Петроград, где продолжила работу в музеях. Несколько месяцев Зинаида Серебрякова работала в качестве художника Археологического музея, оформляла залы, проявляя поразительную силу воли и мужество. Ведь зарплата была такой мизерной, что ее хватало только на фунт масла. В залах не топили, от голода и холода опухали пальцы. Бенуа неоднократно продавал ее работы в частные коллекции и пересылал художнице деньги. Мать художницы помогала вести хозяйство.

Несмотря на сложные бытовые условия, Серебрякова продолжала работать: она покупала на барахолках краски у барышень, когда-то занимавшихся изящными искусствами, а теперь продававших свое имущество, чтобы прокормиться, писала сценки из жизни артистов балета, городские пейзажи.

Зинаида Серебрякова стремилась, чтобы ее дети получили образование. Дочь Таня обучалась в Петроградском хореографическом училище, и художница часто рисовала прямо в театре, создав целую серию картин, посвященных танцу (пастели 1922-1923 гг.). Даже в конце ее творческого пути Серебрякова оставалась верна увлечениям молодости; интересна ее лирическая зарисовка-портрет известной балерины Иветт Шовире (1962).

Дети всегда оставались самой любимой натурой Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, она рисовала их в любой обстановке: за столом, во время игр, чтения, когда они спали или одевались. Художница могла сделать набросок во время беседы, а потом на его основе создавала портрет, Удивительна ее зарисовка младшего С. Прокофьева (сына композитора) 1927 года: фигура, выполненная в голубовато-золотистых тонах, вписана в красно-коричневую мебель, которая становится своеобразным обрамлением.

Работы художницы были представлены на выставках членов Дома искусств и «Мира искусства» (в 1922 и 1924 годах). В частности, на выставку 1922 года Серебрякова представила 16 портретов, выполненных пастелью. В том же году вышла монография критика Н. Эрнста о художнице.

Любопытно, что практически всю свою жизнь Зинаида Серебрякова рисовала обнаженную натуру, не только добиваясь большего самовыражения, но и выражая свое жизненное кредо. Она всегда верила в человека, в его красоту. Поэтому нередко ее картины, написанные в разной технике (маслом, сангиной и пастелью), так богаты цветовыми переходами. Художница всегда композиционно точно выверяла расположение натуры на холсте, одновременно добиваясь и особой декоративности изображения. Своеобразной прелюдией к «ню» стали портреты «Банщиц», над которыми работала еще начинающая художница.

Заметна и эволюция творческой манеры в ее автопортретах: иногда, за неимением другой натуры, ей приходилось рисовать саму себя. От наивного кокетства девушки, только познающей мир, она приходит к изображению матери, наполняя собственное изображение мягкими лирическими и отчасти грустными тонами.

В 1924 г. Зинаида Евгеньевна Серебрякова выехала в Париж для устройства выставки, А. Бенуа предполагал, что она сможет подработать и финансово поддержать свою семью. Художница считала, что уезжает ненадолго, поэтому она взяла с собой только сына Александра. В 1928 году к ней приезжает дочь Катя. Семья оказалась разрезанной пополам: еще один сын и дочь остались с матерью художницы. Более того, закончив архитектурный институт и уехав работать во Владивосток, сын Евгений был взят на действительную военную службу и не смог вступать с матерью в переписку. Татьяна навестила близких только после войны, она стала хранительницей архива Серебряковой, устроительницей ее выставок в России. Позже она стала совершать поездки к матери вместе с братом.

Время Зинаиды Серебряковой распределялось между творчеством для себя и заказными работами. Она оставалась главой семьи, должна была зарабатывать, но не писать Серебрякова не могла. Екатерина вспоминала, что мама всегда носила с собой карандаш, пастели и акварели, постоянно во время прогулок делала наброски.

В двадцатые годы Зинаида Серебрякова участвовала в ряде выставок, проходивших по всему земному шару: работы выставлялись в Америке (1923-1924) и в Японии (1926-27). Первоначально они не пользовались спросом, хотя обычно художница выставляла до дюжины работ. Но один из покупателей, барон Броуэр, не только заказал портреты членов своей семьи, но и финансировал поездку Серебряковой в Марокко в 1928 и 1932 годах. А. Бенуа так охарактеризовал портреты и натюрморты своей племянницы: «Такая свежесть, простота, меткость, живость, столько света!» За полтора месяца Зинаида Серебрякова написала пастелью 60 этюдов, мастерски передав различные типы людей. Позже она написала декоративные панно для особняка барона Броуэра под Брюсселем (разработку интерьеров осуществил ее сын Александр). На панно отразились мотивы четырех времен года.

Хотя материальный успех от марокканской выставки Серебряковой оказался невелик, все же владельцы частных галерей решились выставлять работы художницы: в парижской галерее Шарпантье (в 1927, 1930/31, 1932, 1938 годах), в парижских галереях В. Гиршмана и Бернхейма (1929). С 1927 по 1938 годы состоялось пять персональных выставок художницы.

Известность приносила заказы, правда немного, потому что Серебрякова не любила писать парадные или кабинетные портреты. Таков, в частности, созданный в Париже портрет Г. Гиршман (1925), жены известного предпринимателя, запечатленной в свое время и В. Серовым. Но портрет Зинаиды Серебряковой более камерный. В нем парадность соединена с особой утонченностью, мы видим прежде всего элегантную светскую красавицу, а не надменную владелицу особняка, как на картине Серова.

Серебрякова всегда стремилась рассказать о человеке, его интересах, вкусах, привычках. Она тщательно фиксировала внутренний мир портретируемых, стремясь передать определенное душевное состояние. Поэтому позы ее героев естественны и непринужденны; кажется, что люди оторвались на некоторое время от своих дел, чтобы попозировать для художницы («Портрет Михаила Гринберга», 1936).

Зинаида Евгеньевна Серебрякова постоянно участвовала в совместных проектах, на которых представлялось русское искусство (в Париже, в Брюсселе в 1928 г.), в выставках русских художников в Берлине и Белграде (1930), в совместной с Д. Буше-ном выставке в Брюсселе и Антверпене (1931), в выставках русского искусства в Париже и Риге (1932), Праге (1935).

Весной 1932 г. Зинаида Серебрякова вновь работала в Марокко по предложению Броуэра и А. Лебёфа. В галерее Шарпан-тье были представлены 63 работы художницы, 40 из которых были созданы в Марокко. Уникальными можно считать несколько ню, потому что Серебрякова стала первой европейской художницей, сумевшей уговорить марокканок позировать обнаженными.

Она пользовалась любой возможностью, чтобы выехать на натуру. По приглашению своих родственников Зинаида Серебрякова несколько раз побывала в Лондоне, несколько раз ездила в Бретань, откуда привезла удивительные зарисовки бретонок, сохранились и пейзажные зарисовки юга Франции. Серебрякова нарисовала и виды Италии, где побывала в 1929 и 1932 годах, ей удалось посетить Бельгию и Швейцарию.

Важной составляющей ее творчества стали натюрморты. Когда она писала автопортреты, то просто забавлялась, стремясь изобразить каждую мелочь на туалете. Позже из составляющих, отдельных предметов стали складываться самостоятельные композиции. Они по-прежнему отражали многообразие жизни и рассказывали о красоте природы («Картина с виноградом», 1934; «Натюрморт с овощами», 1936).

После войны широко распространилось абстрактное искусство. Зинаида Серебрякова же всегда тяготела к реалистической манере письма и не могла рассчитывать на продаваемость своих картин, тем не менее в 1954 г. состоялась персональная выставка художницы в ее собственной мастерской в Париже, а в 1965-66 гг. - персональная ретроспективная выставка в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске.

Зинаида Серебрякова весьма требовательно относилась к своему творчеству, даже картину «Купальщица» (1911), хранящуюся в Русском музее, она называла этюдом, хотя картина имеет большой размер и весьма содержательна по художественному решению.

Она работала в самой разной технике: использовала масло, пастель, темперу, графитный карандаш. Только смерть смогла остановить неутомимый творческий поиск, который художница вела всю свою жизнь. Серебрякова похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.