И а гончаров обломов анализ егэ. Анализ произведения «Обломов» (И. Гончаров). Главные герои и их характеристика

Роман «Обломов» является одним из лучших произведений, написанных в стиле критического реализма. Автор умело изобразил кризис русского общества в XIX столетии. С начала романа читатель видит двух совершенно разных героев — Обломова и Штольца. У них совершенно разные характеры, различное восприятие мира. Говоря о главных героях, Гончаров подводит черту под целой эпохой в жизни страны. Не смотря на то, что крепостное право было отменено в 1861 году, уже в начале столетия было понятно, что этот период себя изжил, он завершен.

Произведение на примере главного героя Обломова изображает несостоятельность того строя и саму невозможность нормального развития человека в тот период. Обломов с самого детства был воспитан так, что ему доставалось все без усилий. При этом в нем не было развито ни одно стремления, которое руководило бы им в жизни. Обломов не понимал необходимости человеческой «пустой» суеты. Ему было не понятно назначение документов, с которыми он столкнулся на службе и он ушел в отставку. Он не мог понять, что ему даст образование, а потому не брал в руки книг. Обломов не видел смысла в приемах гостей и перестал выходить в свет. Ему только тридцать два года, но вся его жизнь проводится на диване. Он не участвует ни в каких делах и постоянно задается вопросом о том, как жить ему дальше.

Роман постигает психологию, глубокие изъяны, которые были нанесены нормальному с рождения человеку нравами общества и воспитанием. Гончаров ввел особый термин — «обломовщина». Это та самая болезнь, которая состоит из поощрения недостатков и пренебрежением достоинствами. Это явление довело Обломова до такого существования, которые мы видим с первых страниц повествования.

Автор неторопливо описывает всевозможные детали, рассказывает подробно и точно. Эта... эпическая манера изложения прекрасно передает причины, по которым герой оказался в таком положении. То, что Обломов все дни проводит лежа на диване, символически отображает его духовную слабость. Раньше герой всерьез думал о том, чтобы делать что-то полезное для общества, но все оказалось не более чем рассуждениями. Более того, Обломов спокойно относится к такому неподвижному образу своей жизни, а диван становится символом остановки жизни героя произведения.

Илья Ильич Обломов любит мечтать, он апатичен и мягок. Никогда никого не стеснив, он и сам не считает необходимым оказывать кому либо помощь и даже заботиться о себе. Дела в его поместье пущены на самотек. Как противовес, подчеркивающий деградацию Обломова, выступает Штольц — очень активный человек, который видит смысл жизни в борьбе за свои ценности, идеалы и мечты. Он не равнодушен к проблемам окружающих, равно как и полон участия к своему другу Обломову.

Последним шансом освободиться из-под гнета «обломовщины» становится для героя Ольга Ильинская. Девушка полюбила героя и она отдает много сил и времени на то, чтобы преобразить его и вызвать в нем интерес к окружающему миру. Но Обломов не приспособлен к жизни и боится ее, он не способен принимать решения и действовать. «Обломовщина» побеждает.

Гончаров изобразил Обломова и «обломовщину» не для того, чтобы показать судьбу отдельного человека, а для того, чтобы указать на то, что, таких как его герой очень много. Автор судит само общество, которое губит хороших людей. Гончаров обличает лень и бездеятельность помещиков, и их деградацию в такой среде. Это наследие способно привести страну к разрухе, а потому автор поднимает вопрос обновления общества людьми, которые будут не просто мечтать об искоренении зла, а действовать в этом направлении.

«Обломов» Гончарова И.А.

Роман Гончарова " " раскрывает нам психологический кризис русского человека, обнажая проблемы общества XIX века. Изначально мы видим противопоставление двух героев, Обломова и Штольца. Разное мировоззрение этих людей, прямо противоположные характеры заставляют нас выбирать: кто же больше симпатичен.

Обломов - бездеятельный, апатичный человек с тонкой душой, любящий помечтать, мягкий, нежный и душевный, ни в чём никого не стесняющий, как впрочем и ничем никому не помогающий, не считающий нужным даже заботиться о себе самом, полностью пустивший дела в своём имении на самотёк.

Штольц - человек деятельный, активный, постоянно в работе, увеличивающий своё благосостояние, не остающийся равнодушным к проблемам друга.

Что же сближает этих людей? Отчего дружба между ними длится столько лет? Кажется, что Обломов и Штольц - противоположности, но они взаимодополняют друг друга, может быть, даже не могут друг без друга жить (а иначе зачем Штольцу так активно уговаривать Обломова изменить образ жизни, заботиться о благосостоянии Ильи Ильича).

Штольц имел в жизни чёткую задачу и "шёл по избранной дороге", "и среди увлечений чувствовал землю под ногой и силы в себе".

Эти качества чужды Илье Ильичу, у него нет ни цели в жизни, ни каких-либо стремлений. Что же есть в Обломове, чего не хватает Штольцу, такому, казалось бы, совершенному человеку? Обломов любит мечтать, его мысли свободно парят в неизведанном будущем, его душа отдыхает в мире грёз, он в мыслях живёт в гармоничном мире, который давно утрачен. А Штольц? "Больше всего боялся он воображения." Все стремления Штольца (он наполовину немец по происхождению) просты и приземлённы, ему не чужды сочувствие, преданность дружбе, но он не умеет отдохнуть душой, что так важно для человека, особенно для русского человека.

Обломова Штольц считает мечтателем-романтиком и подсознательно понимает, что обломовского романтизма ему не хватает в жизни.

Илья Ильич наделён при всех своих отрицательных качествах одним очень важным достоинством - он, сам того не осознавая, чувствует высокий духовный идеал, хоть и не умеет выразить свои ощущуния словами. Может быть, эта духовность и привлекает Штольца, критикующего Обломова, возмущающегося его бездействием. Ведь как бы ни велика была пропасть между такими разными людьми, всё же Штольц не покидает своего друга, заботится о нём (а впоследствии и о его сыне.

Трагедия русского общества XIX века, может быть, в том и заключается, что оно распалось на Обломовых, людей-романтиков, сохранивших в душе своей идею, но не имеющих никаких сил и воли, чтоб эту идею воплотить, и Штольцев, людей действия, которые работают ради самой работы (именно так говорил Штольц Обломову), забывших или не знавших, зачем они живут.

Штольц по-своему так же беспомощен, как и Обломов. Что будет со Штольцем, если его заставить задуматься над тем, зачем он действует. Штольц в романе активно проповедует идею работы ради самой работы, но ведь это тоже абсурд.

Обломов и Штольц - две стороны одной медали, следствия нарушения гармонии в жизни, распадения общества на людей нравственной идеи и людей действия. Соединение этих противоположностей может дать тот новый импульс жизни, который изменит ход вещей и сделает общество счастливым и гармоничным. Надежду на это Гончаров нам оставляет.

Может быть, сын Обломова, Андрей, воплотит в себе духовность отца, и, воспитанный Штольцем, вырастет человеком активным и деятельным.

Анализ 1 части романа И.А. Гончарова «Обломов».

Цели урока:

1) Развитие навыка анализа эпизода художественного произведения. Изучение стилистики автора на всех уровнях текста.

2) Развитие логического мышления (дедуктивный и индуктивный методы), совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса учащихся.

3) Формирование активной жизненной позиции учащихся.

4) Выработка навыков грамотного самостоятельного чтения.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.

Приемы:

Разъяснительный с применением ИКТ, поисковый, исследовательский.

Тип урока:

Традиционный с использованием ИКТ.

Используемая литература:

Текст произведения; учебник Литературы. Литература. 10 класс. В 2 ч./ В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская и др.; под ред.-М.:Просвещение, 2011.-383 с.; статья Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» /Н.А.Добролюбов. Избранное.Саранск, Мордовское книжное издательство, 1974.

I. Ход урока

Запись на доске:

1. Кто такой Обломов? Почему он такой, каким мы видим его в 1 части?

2. Справедливы ли слова Гончарова И.А.: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»?

II. Опрос с применением презентации:

1. Какова цель написания романа?

3. Какие понятия, ставшие нарицательными, использует И.А.Гончаров в романе? Дать объяснение.

4. Какова композиция романа и как она используется автором для воплощения художественного замысла?

III. Беседа.

Роман Гончарова И.А. «Обломов» стал событием в литературном мире. «Редкий роман, — писал Д.И.Писарев, — когда-либо совмещал в себе до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного, и, по-видимому, несложного целого».

Н.А.Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» пишет, что обломовщина – «давний порок связанного с крепостническим укладом дворянства, свидетельство исторической обреченности этого сословия». И.А.Гончаров через судьбу Обломова показал социальное явление – обломовщину, вот почему так важно исследовать причины обломовской апатии, выявить то, что оказало влияние на формирование личности главного героя.

Гончаров рассказал нам «историю о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…»

IV. Анализ 1-8 глав 1 части.

1. Что мы знаем об Обломове? (Портрет, привычки, дом)

2. Кто составляет окружение Обломова? На какие группы можно разделить всех знакомых?

3. Как Обломов относится к образу жизни своих посетителей?

4. Кого считает истинным другом и почему?

5. Отношение к Захару. Какую черту Обломова автор подчеркивает через его отношение к слуге?

6. Каким себе представляет Обломов себя, что он думает о счастье и о жизни? («Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».

«Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, — с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т.п., — в халате, в крепком сне да для промежуточного отдыха — в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают».»Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя».)

V. Работа с 9 главой. «Сон Обломова»

Ученикам предлагается воссоздать облик Обломовки.

1 ученик.(Несколько пейзажей. Фотографии). Он выбирает ландшафт для Обломовки, чтобы там не было моря, гор, дремучих лесов. (Рассказывает, как автор описывает ландшафт Обломовки)

2 ученик. Выбирает сезонные изменения погоды (Картины художников). Нет полутонов. Зима – яркая, свежая, морозная, снежная. Лето теплое, солнечное, пейзаж пестрит цветочным многоцветьем. Осенью в одно и то же время начинается снег и мороз. Весна дружная, в ней нет места внезапным вьюгам и продолжительному ненастью.(Замечание о сезонности в Обломовке)

3 ученик. Люди, населяющие Обломовку. (Портреты. Красивые, пышущие здоровьем крестьяне и крестьянки. Спокойные, довольные, полные достоинства хозяева Обломовки). (Рассказ о взаимоотношениях обломовцев, о характере их жизни).

VI. Характеристика обломовцев. Сущность обломовщины.

1. Что является смыслом жизни обломовцев?

2. Какие представления о мире существуют у жителей Обломовки?

3. Какие три акта жизни обломовцев упоминает автор. Как это характеризует героев?

(«В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным»).

VII. Итог урока.

В чем заключаются главные черты обломовского характера? «В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению — он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора.»

«История воспитания Обломова вся служит подтверждением его слов. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать — есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует… Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим».(А.Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Согласны ли вы с тем, что И.А.Гончаров сумел показать в образе главного героя, какие причины способствовали тому, что он стал таким, каким мы видим его в 1 части?

Для чего автор завершает «Сон Обломова» вопросом, который сам себе задает главный герой: «Отчего же это я такой?» (И.А.Гончаров показывает, что в главном герое еще «бродят» тревожные мысли, не дающие ему успокоиться окончательно. В них, быть может, сокрыта надежда на перемену участи Обломова?)

Домашнее задание.

Задание для 3 групп учащихся. 1. Охарактеризовать отношения Обломова и Штольца. 2. Охарактеризовать отношения Обломова и О.Ильинской. 3. Отношения Обломова и А.М.Пшеницыной.

  • Обновлено: Февраль 9, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Роман И.А. Гончарова «Обломов» увидел свет в 1859 году и сразу удостоился восхищенных отзывов современников. Роман представляет вниманию читателей главного героя — еще одного представителя «лишних» людей, пришедших на смену Онегину и Печорину.

Обломов

Илья Ильич Обломов — внешне бездеятельный, утонувший в царстве лености и равнодушия, молодой человек. Однако внутренние его качества позволяют говорить о нем, как о положительном герое. Он наивен, мягкосердечен, совестлив. Душа у него живая и словно светится в глазах. Все это выгодно отличает его от современников, погрязших во лжи, лести и корысти.

Роман посвящен истории человека с чувствительной душой от рождения до смерти, поместного дворянина, на примере которого автор рассуждает о нравственности и психологии современного общества, общественном строе и смысле жизни в целом.

Можно сколько угодно обвинять Обломова в бездействии, в пустом растрачивании времени, в валянии на диване и апатии. Но его духовная наполненность оказывает воздействие на персонажей, противопоставленных ему. Андрей Штольц, друг детства героя, приходит к нему в гости скрыться от светской суеты, поговорить по душам, успокоиться. Ольга Ильинская, пытающаяся переделать Обломова, сама многому научилась у него, стала духовнее, нравственнее.

Однако лежание Обломова на диване не так уж безобидно. На протяжении всего романа автор постепенно рисует картину духовного запустения героя, который в окружении откровенно обманывающих его приятелей, не предпринимает ничего, чтобы прекратить издевательство над самим собой.

Андрей Штольц

Илье Ильичу в повествовании противостоит Андрей Штольц (подробное сравнение героев ), соединяющий в себе трудолюбие, нескончаемую энергию и циничный расчет и пунктуальность. Порой он чрезмерно суетлив, приземленно практичен. У него нет высоких идеалов, все, что он делает — направлено только на его личное благополучие, а и ум явно преобладает над духовностью. Дружба этих двух людей, по мнению автора, должна была привести к синтезу двух крайностей и появлению долгожданного идеала.

Любовь

Другой сюжетной линией романа являются отношения Обломова с Ольгой Ильинской. Илья Ильич проходит испытание любовью, традиционное для русской литературы. Ольга — девушка свободных взглядов, глубокого ума и сердечной доброты. Возникшее взаимное чувство этих двух людей призвано было возродить героя, преобразовать его, победить в нем «обломовщину». Илья начинает интересоваться искусством, настроениями общества, духовной жизнью. Но он не может достичь уровня непосредственности Ольги, не может ответить на ее чувства безоговорочно, тем самым приговорив себя к несостоятельности как личности. Обломову дороже его дремота и покой, чем вынужденные движения, связанные с построением отношений. В конце концов, в доме Пшеницыной Илья Ильич обрел свой идеал — заснул вечным сном.

Критика

Сразу после выхода роман «Обломов» вызвал оживленную полемику. Стали говорить о типичности для российского общества такого понятия как «обломовщина» (Н.А. Добролюбов). В нем черты «лишнего человека» доведены до крайности, до естественного окончания, после которого только смерть.

Роман «Обломов» — произведение этапное, которое в извест-ной степени подводит итог большого и важного периода в разви-тии нашего народа и общества в целом. Оно показывает нам конец эпохи крепостных отношений, хотя крепостное право было отме-нено лишь в 1861 году. В нем наглядно раскрывается вся несосто-ятельность крепостных отношений, показывается, что человек не мог нормально развиваться в условиях крепостного права. Эти мысли Гончаров воплотил в образе Обломова — помещика, кото-рый служил в Петербурге, но оставил службу и теперь, будучи тридцати двух лет от роду, лежит в своей квартире, не может приобщиться к какому-либо элементарному делу и не знает, как жить дальше. Смысл заключается в глубоком постижении психо-логии человека, изуродованного барским воспитанием. Автор рас-крыл здесь последствия страшной болезни — «обломовщины». Это — обобщение и некий символ определенных человеческих качеств, которые проявляются во многих людях в течение цело-го ряда поколений.

Обломов — это смесь романтической мечтательности с не-пригодностью человека в абсолютно любой сфере, паралич ума и предельно ослабленной воли помещичьим нетрудовым образом жизни.

Есть и вторичные свойства обломовщины — это нежелание личности примириться с очень скудным в духовном плане и по-шлым существованием. Автор изображает страдания героя, и мы видим, что Обломов — это не только лежебока и лентяй, но и человек, решивший остановиться и ничего не потерять, так как все кругом низменно и пошло.

Роман характеризуется неторопливостью изложения и обили-ем всякого рода подробностей и деталей. Гончаров использует та-кую манеру изложения, называемую эпической, для того, чтобы показать причины падения героя. Мотив лежания становится цен-тральным, символизирующим духовную слабость человека. Ког-да-то он мечтал о полезном труде, но все усилия обратиться к делу закончились крахом. Илья Ильич уже примирился со сво-ей неподвижностью, поэтому большую часть времени проводит на диване, который вырастает в произведении до символа неподвиж-ности и остановки в жизни.

Последняя попытка Обломова вырваться из этого состояния связана с историей любви к Ольге Ильинской, когда со всей очевидностью обнажается непреодолимая сила обломовщины, бо-язнь жизни и неспособность к каким-либо решительным действи-ям. Мотив любви самым неожиданным образом оказывается сред-ством проверки героя: внутренне Обломов не был способен к боль-шому, настоящему чувству, так как атрофировались лучшие сто-роны его души.

Что же сделало Обломова таким? Ответ на этот вопрос за-ключен в главе «Сон Обломова», которая является экспозицион-ной, но автор сознательно переносит ее в конец первой части романа для того, чтобы более убедительно и наглядно показать причины обломовщины. Автор рисует детские годы своего героя, который был единственным сыном и рос в полном барском поме-щичьем довольстве. Родственники ограждали его от всех вообра-жаемых бед. Эта опека с малых лет сделала невозможным прояв-ление собственной инициативы мальчика, который вошел во взрос-лую жизнь, не чувствуя себя способным хоть к какому-либо делу.

Изображая помещичий быт, Гончаров видит в нем не только отрицательное, но и нечто положительное, ценное, что ушло, отступив под напором так называемой городской цивилизации. В Обломовке не все плохо: здесь царит беззлобие, доброта, от-сутствует хитрость, которая иногда правит миром. Гончаров счи-тал, что в характере людей должна присутствовать определен-ная способность к сопротивлению окружающей среде, если она обращена к человеку отрицательной стороной, умение восприни-мать в этой же среде положительные стороны, и на основе тако-го синтеза каждая личность должна формировать свою линию поведения. А человеческая жизнь, по мнению Гончарова, движется к прогрессу, и обязанность каждого человека — найти в ней свое место.

Таким образом, Обломов как тип и сама обломовщина интере-суют автора не только как частные проявления человеческой судьбы, но и как аналог ко многим судьбам. И в конце романа становится очевидным, что, резко осудив главного героя за лень и бездеятельность, писатель дает понять, что пропадает в сущ-ности неплохой от рождения человек, который мечтает о жизни истинно прекрасной, где нет черствости, меркантильности. Материал с сайта Но беда его заключается в том, что он только мечтает, лишь осуж-дает зло, но ничего не делает для того, чтобы его устранить.

Антиподом Обломова является образ Андрея Штольца, кото-рый олицетворяет передовые силы своего времени. Он нужен в романе для того, чтобы ясна была вся неприспособленность та-ких людей, как Обломов. Не случайно к Штольцу переходит за-тем все то, чем владел когда-то Илья Ильич. Штольц деловит, настойчив, ясно видит свою цель, которая заключается в труде. Одним словом, это делец новой капиталистической формации. Автор показывает нам, как одни люди гибнут, а другие находят свое место в жизни.

Прежде всего роман «Обломов» в истории русской литературы следует воспринимать как лучшее произведение критического реализма.

План

  1. Знакомство с главным героем и его образом жизни.
  2. Сон Обломова, в котором представлены все этапы его жиз-ненного пути.
  3. Детство и юность Андрея Ивановича Штольца.
  4. Обломов и Ольга Ильинская.
  5. Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына.
  6. Новая встреча Штольца с Ольгой в Париже, любовь к ней и женитьба.
  7. Жизнь Обломова в доме Пшеницыной.
  8. Счастье Штольца и Ольги Ильинской.
  9. Последняя попытка Штольца изменить жизненный уклад своего друга, которая вновь потерпела крах.
  10. Изменения, произошедшие в доме Пшеницыной после смерти Обломова.
  11. Встреча Штольца и его друга-литератора с нищим Заха-ром.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ романа гончарова, "обломов"
  • обзор романа гончарова обломов
  • краткий анализ обломовп
  • сон обломова план
  • анализ романа схема