И. Гончаров "За что бороться, к чему стремиться, зачем?" (по роману "Обломов"). Почему Штольц и Обломов – друзья? ЕГЭ литература (Гончаров И. А.) Родом из обломовки

Меню статьи:

Они в детстве жили почти рядом – в соседних деревнях, – затем, уже будучи подростками, Они учились в пансионе для дворянских детей. На протяжении всей жизни судьба снова и снова сводила этих людей. Вы спросите, о ком идет речь? Конечно же, об Илье Обломове и Андрее Штольце из романа Ивана Гончарова «Обломов» и их необычной дружбе.

Чтобы вникнуть в суть отношений этих диаметрально противоположных по натуре друзей, нужно проследить их жизнь на протяжении произведения.

Образ Обломова: погруженный в задумчивость

Для того, чтобы понять, насколько противоположными по характеру были Андрей Штольц и Илья Обломов, необходимо сначала проследить за характером первого героя, фамилией которого назван весь роман. Илья Ильич предстает перед читателями неряшливым и крайне ленивым человеком средних лет. Его любимым местом является диван, а одеждой домашний халат, который «имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…»
Небрежное убранство комнаты, где, казалось бы, соблюдался порядок, но при пристальном взгляде обнаруживалась масса внешних недостатков, еще больше подчеркивало инфантильность героя. Он не имел ни определенной цели в жизни, ни каких-либо четких планов, взирая на окружающее рассеянно и задумчиво.

Активный и целеустремленный Штольц

Андрей Штольц был совершенно другим. С юношеским жаром еще в юности он объяснял уроки медлительному и мечтательному другу, стремился помочь, чтобы Илья нашел себя в жизни. Но его стремления не оправдались, потому что ученье «странно подействовало на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе».

Любопытным и очень активным маленький Андрюша был еще с самого детства. Любые его выходки, вплоть до того, что мальчик мог уйти на несколько дней, при этом не вызывая беспокойства отца, воспринимались его родителями без всякой паники. Не препятствуя сыну свободно познавать окружающий мир, папа способствовал развитию целостной, вполне самостоятельной личности. Андрей Штольц удивительный человек, к которому уже с первых строк проникаешься симпатией. Герой романа, любящий жизнь и стремящийся в будущее. Таким он изображен на страницах произведения.

Причина дружбы Обломова и Штольца

У читателя, вникающего в образы таких абсолютно противоположных личностей, может возникнуть справедливый вопрос: как они могли дружить? Но, может, некоторые удивятся, узнав, что вначале Андрей и Илья были похожими по характеру. Но именно воспитание, среда, в которой обитали юные друзья, сделали их настолько разными, как Юг и Север. Однако, близкие товарищи прекрасно справляются со своей несхожестью и отлично дополняют друг друга.

Эти два разных по темпераменту человека смогли по достоинству оценить друг друга. Штольц видит в Обломове его прекрасную душу, а тот, в свою очередь, замечает лучшие качества настоящего, преданного друга.

“…Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя…” – отзывается Андрей Иванович об Илье Ильиче.

Он любит друга за его искренность, считает очень хорошим человеком, даже несмотря на его вальяжность, апатию и лень. Штольц надеется, что когда-нибудь возможно будет переделать Илью Ильича и пытается принять соответствующие меры. Но получится ли это у него?

Эпизоды из романа: дружба Штольца и Обломова

В продолжение всего романа Обломов и Штольц идут рука об руку, сохраняя искреннюю привязанность друг ко другу. Рассмотрим некоторые эпизоды из их жизни.

Вот Илья и Андрей маленькие дети. Один из них смелый и активный, другой немного ленивый, мечтательный и боязливый. Родители безмерно любят своих чад, но воспитывают их по-разному. Поэтому и судьбы у них совершенно неодинаковые …



Вот Андрей, «часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала едет посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». В присутствии Обломова друг успокаивается, чувствует себя, как человек, который пришел «из великолепных зал под собственный скромный кров».

Вот они ведут диалог между собой, и Андрей никак не может убедить Илью стать более живым, выйти в общество, оторваться от своего удобного дивана, сменить образ мыслей, оставить пассивность, апатию и лень, стать полноценной личностью… «Точно ком теста, свернулся и лежишь» упрекает Штольц Обломова, но тот не реагирует на замечания. Однако, Андрей непреклонен в своем решении изменить ситуацию. «Нет, я тебя не оставлю так, возмущается он. Через неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен делать с собой и с тобой, а теперь одевайся…»

Умный Штольц за пеленой равнодушия и лени сумел разглядеть в друге философа, ведь он иногда говорит очень правильные речи. «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? говорит Обломов другу. Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!..»

«Ты рассуждаешь, словно древний, делает вывод Штольц. А впрочем, и то хорошо, по крайней мере рассуждаешь, не спишь».

Проницательному Обломову все надоело, потому и пытался он закрыться в скорлупе своих нелепых грез и мечтаний и ограничиться пребыванием в собственном доме, где все так привычно и знакомо, где нет никакой суеты и напускного веселья. Но жить по плану друга ему тоже крайне тяжело…



А вот еще одна сцена. «Теперь или никогда» заявляет Штольц, и Обломов делает большое усилие над собой, решая последовать совету друга и получить французский паспорт. Однако, в то время он так никуда и не уезжает. Зато в личной жизни происходят неожиданные перемены: Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую, женщину простую и в то же время благородную. С трепетом к ней относится и его друг Андрей.

Но подход к девушке у Ильи Ильича оригинальный: не желая льстить, он и здесь проявляет какую-то неуклюжесть, равнодушие к напыщенным фразам, а может, даже невежество, говоря: Мне ничего не стоит сказать: «Ах! я очень рад буду, счастлив, вы, конечно, отлично поёте… это мне доставит… Да разве это нужно?»

Наконец Ольга запела, и Обломов, не удержался от восторженного «Ах». «Слышите? сказал ей Штольц. Скажи по совести, Илья: как давно с тобой не случалось этого?» – спросил он влюбленного друга. К сожалению, инфантильность Обломова со временем взяла верх над его светлыми чувствами к Ольге Ильинской. Он не смог, да и не захотел преодолеть свою природную лень и стать мужем этой прекрасной женщины. В конце концов, в жены Ольгу взял именно Андрей Штольц, который, оказывается, тоже был влюблен в неё, но не хотел мешать счастью друга.

Наступает время перемен, и Обломов женится на Агафье, вдове коллежского секретаря Пшеницына, женщине хозяйственной, доброй и неглупой, которая преданно ухаживала за ним во времена болезней и депрессий. Жизнь его снова идет размеренно и плавно. Агафья окружает мужа заботой и поддерживает полный порядок в доме. Ну а что же Штольц?

К сожалению, последняя встреча друзей спустя пять лет была весьма печальной. «Погиб!» – сокрушался о друге Андрей Иванович, увидев его в крайне тяжелом душевном состоянии. Потрясло его и то, что Агафья – жена Ильи. При этом неожиданном известии будто каменная стена разверзлась между друзьями, и Штольц понял, что никогда уже его товарищ не оставит Обломовку. Но все же он внял просьбам Ильи Ильича «не забыть его сына Андрея». И дал себе слово повести мальчика совершенно другой дорогой, и с ним «приводить в дело их юношеские мечты».

Такая дружба очень важна

Проследив за отношениями Обломова и Штольца, можно сделать вывод: такая дружба тоже нужна и полезна, ведь они удивительным образом дополняли друг друга и поддерживали в трудные минуты жизни. Жаль, конечно, что Илья Обломов умер, не сумев справиться с внутренней апатией и ленивым образом жизни, но после него остался сын, которого взял на воспитание лучший и верный друг – Андрей Иванович. Он и в этот раз помог Илье – теперь уже усыновив его родную кровиночку и дав ребенку шанс на полноценную, осмысленную жизнь. Но разве могло произойти иначе? Ведь дружба Ильи и Андрея всегда была настоящей.

ШТОЛЬЦ

ШТОЛЬЦ - центральный персонаж романа И.А.Гончарова «Обломов» (1848-1859). Литературные источники образа Ш.- гоголевские Констанжонгло и купец Муразов (второй том «Мертвых душ»), Петр Адуев («Обыкновенная история»). Позднее тип Ш. Гончаров разрабатывал в образе Тушина («Обрыв»).

Ш.- антипод Обломова, положительный тип практического деятеля. В образе Ш., по замыслу Гончарова, должны были гармонично 471 соединиться такие противоположные качества, как, с одной стороны, трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей материалиста-практика; с другой - душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, высокие духовные устремления, поэтичность. Образ Ш. создают, таким образом, две эти взаимоисключающие стихии: первая происходит от отца, педантичного, сурового, грубоватого немца («отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места»); вторая - от матери, русской, поэтичной и сентиментальной натуры («она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки <...>, пела ему о цветах, о поэзии жизни <...> мечтала с ним о высокой роли...»). Мать боялась, что Ш., под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Ш. («Вблизи была Обломовка: там вечный праздник!»), а также княжеский замок в Верхлеве с портретами изнеженных и гордых дворян «в парче, бархате и кружевах». «С одной стороны Обломовка, с другой -княжеский замок, с широким раздольем барской жизни, встретились с немецким элементом, и не вышло из Андрея ни доброго бурша, ни даже филистера».

Ш., в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам. Недаром Ш.- выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш.- мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви. Портрет Ш. контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости...» Идеал жизни Ш.- непрестанный и осмысленный труд, это - «образ, содержание, стихия и цель жизни». Этот идеал Ш. отстаивает в споре с Обло-мовым, называя утопический идеал последнего «обломовщиной» и считая его вредным во всех сферах жизни.

В отличие от Обломова, Ш. выдерживает испытание любовью. Он отвечает идеалу Ольги Ильинской: в Ш. сочетается мужественность, верность, нравственная чистота, универсальные знания и практическая хватка, позволяющие ему выходить победителем во всех жизненных испытаниях. Ш. женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе предста вить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой <...> как мечтал и Обломов... Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок». В дружбе с Обломовым Ш. тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

Образ Ш., по мысли Гончарова, должен был воплотить новый положительный тип русского прогрессивного деятеля («Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!»), совмещающего в себе как самые лучшие западнические тенденции, так и русскую широту, размах, духовную глубину. Тип Ш. должен был обратить Россию на путь европейской цивилизации, придать ей подобающее достоинство и вес в ряду европейских держав. Наконец, деловитость Ш. не входит в конфликт с нравственностью, последняя, напротив, дополняет деловитость, дает ей внутреннюю мощь и силу.

Вопреки замыслу Гончарова, в образе Ш. ощутимы утопические черты. Рассудочность и рационализм, заложенный в образе Ш., наносит ущерб художественности. Сам Гончаров не вполне был доволен образом, считая, что Ш. «слаб, бледен», что «из него слишком голо выглядывает идея». Чехов выражался резче: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен» (письмо 1889 г.). Неудача образа Ш., возможно, объясняется тем, что Ш. художественно не показан в той масштабной деятельности, которой он с успехом занимается.

Лит.: см. к статье «ОБЛОМАН».

А.Б.Галкин


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ШТОЛЬЦ" в других словарях:

    - (нем. Stoltz, швед. Stoltz) немецкая и шведская фамилия. Известные носители: Штольц, Гёста (1904 1963) шведский шахматист, гроссмейстер (1954), шестикратный чемпион Швеции (1927 1953). Штольц, Тереза (1834 1902) сопрано, одна… … Википедия

    Делец Словарь русских синонимов. штольц сущ., кол во синонимов: 1 делец (58) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Штольц - Штольц, а, твор. п. ем (лит. персонаж; делец) … Русский орфографический словарь

    - (Stoltz) Розина (наст. имя и фам. Викторина Ноэль, Noлl) (13 II 1815, Париж 30, по др. данным 28 VII 1903, там же) франц. певица (меццо сопрано). Пению обучалась в муз. школе А. Э. Шорона (Школа классической и духовной музыки) в Париже … Музыкальная энциклопедия

    - (Stolz) Роберт Элизабет (25 VIII 1880, Грац 27 VI 1975, Зап. Берлин) австр. композитор и дирижёр. Ученик Р. Фукса (Вена) и Э. Хумпердинка (Берлин). С 1898 дирижёр ряда т ров, в т.ч. Театр ан дер Вин (Вена), гастролировал в странах Европы… … Музыкальная энциклопедия

    - (Stolz) Тереза (наст. имя и фам. Терезина Штольцова, Stolzovб) (2 VI 1834, Костелец, Чехия 23 VIII 1902, Милан) чеш. певица (драм. сопрано). Происходила из семьи музыкантов и певцов. В 1849 51 училась в Пражской консерватории у Дж. Б.… … Музыкальная энциклопедия

    ШТОЛЬЦ (Stolz) Тереза (наст. имя и фам. Терезина Штольцова; Stolzova) (1834 1902), чешская певица, драматическое сопрано, одна из ярчайших оперных звезд второй половины 19 века. Воспитанница итальянской оперной школы, ученица Л. Риччи и Ф.… … Энциклопедический словарь

    ШТОЛЬЦ (Stoltz) Эрик (р. 1961), американский киноактер. Дебютировал в 1982 в главной роли в фильме П. Богдановича (см. БОГДАНОВИЧ Питер) «Маска». Обладает даром передавать подтекст с помощью скупых деталей и жестов. В 1990 е гг. стал известен как … Энциклопедический словарь

    - (р. 1961) американский киноактер. Дебютировал в 1982 в главной роли в фильме П. Богдановича Маска. Обладает даром передавать подтекст с помощью скупых деталей и жестов. В 1990 е гг. стал известен как один из членов т. н. клана Тарантино,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Stolz) (1880 1975), австрийский композитор, дирижёр. С 1940 жил в США, работал в Голливуде, в 1946 вернулся в Вену. Прославился как автор оперетт (свыше 60). Первый европейский автор фокстрота. Свыше 2000 песен (главным образом для кабаре),… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Вера Штольц звезда экрана. Вера Штольц и солнечный остров , Ольга Трофимова, Владислав Картавцев. Вы держите в руках книгу - продолжение серии романов о приключениях Веры Штольц. Вера уже не та скромница, какой была еще несколько месяцев назад. Она - настоящая звезда, она сверхпопулярна,…

Образ Штольца в романе «Обломов» Гончарова – второй центральный мужской персонаж романа, являющийся по своему характеру антиподом Ильи Ильича Обломова. Андрей Иванович выделяется на фоне других персонажей своей активностью, целеустремленностью, рациональностью, внутренней и внешней силой – будто он был «составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Даже портрет мужчины представляет собой полную противоположность портрета Обломова. Герой Штольц лишен присущей Илье Ильичу внешней округлости и мягкости – его отличает ровный цвет лица, легкая смугловатость и отсутствие какого-либо румянца. Андрей Иванович привлекает своей экстравертностью, оптимизмом и умом. Штольц постоянно устремлен в будущее, что словно возвышает его над другими персонажами романа.

По сюжету произведения Штольц – лучший друг Обломова Ильи, с которым главный герой знакомиться еще в школьные годы. Видимо, они уже на тот момент почувствовали друг в друге близкого по духу человека, хотя их характеры и судьбы кардинально отличались еще с юношеских лет.

Воспитание Штольца

С характеристикой Штольца в романе «Обломов» читатель знакомится во второй части произведения. Герой воспитывался в семье предпринимателя-немца и русской обедневшей дворянки. От отца Штольц перенял весь тот рационализм, строгость нрава, целеустремленность, понимание труда как основы жизни, а также предпринимательскую жилку, присущие немецкому народу. Мать же воспитывала в Андрее Ивановиче любовь к искусству и книгам, мечтала видеть его блистающим светским человеком. Помимо того, сам маленький Андрей был очень любопытным и активным ребенком – ему хотелось узнать как можно больше об окружающем мире, поэтому он не только быстро впитывал все, что прививали ему отец и мать, но и сам не прекращал познавать новое, чему способствовала достаточно демократичная обстановка в доме.

Юноша не находился в атмосфере чрезмерной опеки, как Обломов, а любые его выходки (вроде моментов, когда он мог на несколько дней уйти из дому) воспринимались родителями спокойно, что способствовало развитию его как самостоятельной личности. Этому во многом способствовал отец Штольца, который считал, что в жизни нужно всего достичь собственным трудом, поэтому всячески поощрял это качество в сыне. Даже когда Андрей Иванович вернулся после университета в родное Верхлево, отец отправил его в Петербург, чтобы тот мог сам прокладывать себе дорогу в жизнь. И это Андрею Ивановичу прекрасно удалось – на момент описываемых в романе событий Штольц был уже значимой фигурой в Петербурге, известной светской личностью и незаменимым человеком на службе. Его жизнь изображается как постоянное стремление вперед, непрерывная гонка за новыми и новыми достижениями, возможностью стать лучше, выше и влиятельнее других. То есть, с одной стороны, Штольц полностью оправдывает мечты матери, став состоятельным, известным в светских кругах человеком, а с другой, становится идеалом своего отца – личностью, стремительно строящей свою карьеру и достигающим все больших высот в своем деле.

Дружба Штольца

Дружба для Штольца была одним из важных аспектов его жизни. Активность, оптимизм и острый ум героя привлекали к нему других людей. Однако Андрей Иванович тянулся только к искренним, порядочным, открытым личностям. Именно такими людьми для Штольца были душевный, добрый, умиротворенный Илья Ильич и гармоничная, артистичная, умная Ольга.
В отличие от Обломова и друзей, которые у Андрея Ивановича искали скорей внешней поддержки, реальной помощи и здравого, рационального мнения, Штольцу близкие люди помогали вернуть внутреннее равновесие и спокойствие, нередко теряемое героем в непрерывной гонке вперед. Даже та «обломовщина», которую Андрей Иванович всячески осуждал в Илье Ильиче и старался удалить из своей жизни, так как считал ее разрушительным жизненным явлением, на самом деле привлекала героя своим однообразием, сонной размеренностью и безмятежностью, отказом от суеты внешнего мира и погружением в однообразие семейной, но по-своему счастливой жизни. Словно русское начало Штольца, отодвинутое назад активностью немецкой крови, напоминало о себе, привязывая Андрея Ивановича к людям с истинно русской ментальностью – мечтательным, добрым и душевным.

Любовь Штольца

Несмотря на исключительно положительную характеристику Штольца в «Обломове», его осведомленность практических во всех вопросах, острый ум и проницательность, существовала сфера, недоступная для Андрея Ивановича – сфера высоких чувств, страстей и мечтаний. Более того, Штольц боялся и опасался всего непостижимого разумом, так как не всегда мог найти его рациональное объяснение. Это отразилось и на чувствах Андрея Ивановича к Ольге – казалось бы, они обрели истинное семейное счастье, найдя вторую половинку, полностью разделяющую взгляды и стремления другого. Однако рациональный Штольц не мог стать «прекрасным принцем» Ольги, мечтающей видеть рядом действительно идеального мужчину – умного, активного, состоявшегося в обществе и карьере и при этом чуткого, мечтательного и нежно любящего.

Андрей Иванович подсознательно понимает, что не может дать того, что Ольга любила в Обломове, и потому их брак остается скорее крепкой дружбой, чем союзом двух пылающих сердец. Для Штольца жена была бледным отражением его идеала женщины. Он понимал, что рядом с Ольгой ему нельзя расслабиться, показать свое бессилие в чем-либо, так как он может этим нарушить веру жены в него как мужчину, мужа и их хрустальное счастье разобьется на мелкие осколки.

Заключение

По мнению многих исследователей, образ Андрея Штольца в романе «Обломов» изображен словно набросками, а сам герой более похож на механизм, подобие живого человека. При этом по сравнению с Обломовым, Штольц мог бы стать идеалом автора, человеком-образцом для многих будущих поколений, ведь для гармоничного развития и успешного, счастливого будущего у Андрея Ивановича было все – прекрасное всесторонне воспитание, целеустремленность и предприимчивость.

В чем же проблема Штольца? Почему он вызывает скорей сочувствие, чем восхищение? В романе Андрей Иванович, как и Обломов, является «лишним человеком» – личностью, живущей будущим и не умеющей наслаждаться радостями настоящего. Более того, Штольцу нет места ни в прошлом, ни в будущем, так как он не понимает истинных целей своего движения, на осознание которых у него просто нет времени. На самом деле все его стремления и поиски направлены к отрицаемой и осуждаемой им «обломовщине» – средоточии спокойствия и умиротворения, места, где его примут таким, каков он есть, как это делал Обломов.

Тест по произведению


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • образовательные : осмыслить образ главного героя с социальной и общечеловеческой, нравственной точки зрения; показать атрибутику “лишних людей”, раскрыть истоки зарождения “обломовщины”; организовать разговор об особенностях русского национального характера;
  • воспитательные : воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;
  • развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи учащихся, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.

Оборудование: роман И.А.Гончарова “Обломов”, презентация учителя, презентации учащихся.

Ход урока

1. Оргмомент.

Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом романа “Обломов” И.А.Гончарова.

2. Сообщение темы и цели урока.

Мы снова возвращаемся к творчеству Ивана Александровича Гончарова. Темой сегодняшнего урока служат слова самого писателя.

Запишите в тетради тему урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами:

Обобщим знания об образе главного героя с социальной и общечеловеческой, нравственной точки зрения;

Раскроем истоки зарождения “обломовщины”;

Определим атрибутику “лишних людей”;

Поговорим об особенностях русского национального характера

3. Проверка домашнего задания

Учитель. Проверим домашнее задание.

  • Симпатичны ли вам герои романа - Обломов, Штольц, Ольга? Чем?
  • - Что вам не нравится в каждом из героев и почему?
  • - Какие эпизоды кажутся вам самыми важными в романе? Почему?

Почему Гончарову важно показать рядом с Обломовым Захара?

Илья Ильич Обломов

Каким же был и каким стал Илья Ильич?

Как бы вы охарактеризовали происшедшие изменения?

К каким деталям интерьера привлекает внимание писатель?

Что они символизируют?

4. Работа с текстом романа И.А.Гончарова “Обломов”.

Учитель. Просмотрите главы II–V из первой части и подумайте:

Учитель. Характер Обломова Гончаров раскрывает через образ Штольца.

5. Беседа по вопросам.

Андрей Штольц

Какое впечатление производит Штольц?

Чем же занят Андрей Иванович?

Для кого и для чего он трудится?

Какую жизнь предлагает Обломову Штольц?

Как меняется образ жизни Ильи Ильича?

Зачем Штольц возит с собой Обломова?

Вывод: Штольц подчёркнуто противопоставлен Обломову. Андрей Иванович вызывает симпатию: его опрятный, красивый костюм, энергичность, образ жизни противоположны образу жизни Обломова.

В Штольце привлекают деловитость, искреннее желание помочь своему ленивому другу измениться, ввести его в большой мир.

Учитель. Штольц не просто предлагает Обломову измениться, но и активно заставляет его это сделать.

Почему же Обломов подчиняется другу?

Почему не борется за свою мечту?

Вывод. Причина - доброе сердце Ильи Ильича, его мечтательность, мягкость, безволие и то влияние, которое всегда оказывал на него Штольц,

Сила Штольца - в его убеждённости в собственной правоте, поэтому он так легко отменяет обломовские традиции и его невозможно ослушаться.

В романе сталкиваются две жизненные позиции: с одной стороны - западная, буржуазная (хорошо быть богатым, и для этого надо честно трудиться), и русская, стихийная (хорошо, когда совесть чиста и душа спокойна).

Обломов признаёт необходимость труда, но только как средства достижения своего идеала, а потому считает справедливыми упреки Штольца в безделье. Причины собственной пассивности он видит в отсутствии силы воли и внешней движущей силы. Этой силой всегда был для него Штольц. Нет рядом Андрея - нет и мотора, дающего энергию жизни.

Учитель. В романе характер Обломова раскрывается посредством двух сюжетных линий? Назовите их?

(Обломов и Штольц, Обломов и Ольга)

6. Беседа по вопросам.

Ольга Ильинская

Чем вызвано чувство Ольги к Обломову?

Что движет ею, к чему она стремится, с чем борется?

  • Любит ли Ольга Илью Ильича?
  • Можно ли понять, почему Обломов полюбил Ольгу?
  • Что же такого особенного в Ольге Ильинской, что она сумела (пусть ненадолго) покорить Обломова, поднять его с дивана?

Что вызвало у него желание перемен?

Почему Ольга и Обломов не смогли быть вместе?

Сон Обломова.

Что можно сказать о ребёнке, его отношении к миру, людям и об отношении к нему в этом мире?

  • Что можно сказать о взрослом герое? К чему он стремится? Зачем живёт?
  • Какое место и какое значение занимает “Сон Обломова” в романе?

“Наше имя легион!” - восклицает Илья Ильич.

О каком явлении идёт речь? (Об обломовщине)

Учитель. Проект по литературе на заданную тему приготовили (2 ученика у доски)

Проект по литературе на тему “Обломовщина как тип жизни”.

Учитель.

РОДОМ ИЗ ОБЛОМОВКИ

Как видим, в “Сне Обломова” дан ключ к русской душе. В нём открываются коренные, исконные черты русского характера. Значит, Обломов - не сатирический тип, это образ, символизирующий глубочайшие противоречия русского человека - его величие и его слабость.

И всё-таки Обломов оказывается в заботливых руках Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Обломов на Выборгской стороне

Счастлив ли с Пшеницыной Обломов?

Что даёт ему любовь Агафьи Матвеевны?

Как вы оцениваете историю их отношений?

Обломов и его идеальный мир.

Учитель. В доме этой женщины Обломову покойно. С удовольствием пьёт он кофе, приготовленный Агафьей Матвеевной, смотрит, как она шьёт.

Её любовь - самопожертвование. И эта любовь дарит Обломову то, о чём он всегда мечтал. Плавное, мирное, неторопливое течение жизни, созерцание, возвращение спокойной, светлой безмятежности детства.

Смерть Обломова

  • Почему же Гончаров отказывает в жизни своему герою?
  • Почему сына Обломова должен воспитывать Андрей Штольц?
  • Можно ли назвать Обломова “лишним” человеком? Почему?

Учитель. Проект по литературе на заданную тему приготовила…(1 ученица у доски)

Проект по литературе на тему “Обломов – лишний человек”.

7. Итог урока.

Коренной народный тип

  • Находит ли Обломов ответ на вопрос:

“За что бороться, к чему стремиться, зачем?”

  • “Изжила ли себя обломовщина в наши дни?
  • Какая особенность русского национального характера так ярко “прославляется” в Обломове?

8. Домашнее задание.

Напишите письмо Обломову (Штольцу, Агафье Матвеевне, Захару) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.

9. Выставление оценок.

Учитель комментирует поставленные оценки.

Урок окончен, спасибо за внимание.