Играем на ложках в детском саду. Методическая разработка "методика обучения игры на ложках" методическая разработка на тему. Приёмы игры на ложках

МКОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» Мастер-класс игры на ложках Автор: учитель музыки Мартынова Инна Валентиновна Г. Людиново 2012    Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам, научить простейшим приёмам игры на ложках. Задачи: Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства. Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках. Воспитательная: воспитывать культуру исполнения на народных инструментах, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры. Возраст детей: 7-9 лет, Тип занятия: показательное, комбинированное. Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (игра на ложках). Оборудование для педагогов: проектор, экран, компьютер, презентация «Вятские, смоленские ложки деревенские», деревянные ложки. Оборудование для учащихся: деревянные ложки. Ход занятия 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Вы узнаете немного больше о старинном русском народном инструменте и научитесь некоторым приёмам игры на нём. Вы его хорошо знаете. Вспомнить и назвать его поможет загадка. Деревянная подружка, Без неё мы, как без рук. На досуге – веселушка И накормит все вокруг. Кашу прямо носит в рот, И обжечься не даёт. (Ложка) (слайд№1,2) 2. Вводная беседа, историческая справка. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. То что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII - XIX векам. (слайд3). Например, изображены ложки в руках "потомственных" скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя есть надпись: "Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом - с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и вприсядку пляшет". 3. Изучение новой темы Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы.(слайд№4) Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!» (слайд№5) Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки (слайд№6), росписью – хохломские (слайд№7); выжиганием – вятские (слайд№8) В разных городах России создавались «свои» ложки. (слайд 9,10,11). Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.(слайд№12) За звонкость и простоту в освоении, ложки стали использовать как музыкальный инструмент (слайд№13). Позже появились так называемые веерные ложки. (слайд№14).. На таких ложках играют настоящие мастера. Их называют ложкари (слайд№15).Даже сегодня, в наш век современной музыки, русским ложкам посвящают песни. Просмотр видеоролика «Вятские, смоленские, ложки деревенские». Ребята, какая ложка у меня в руках? Правильно – хохломская. Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. Существует огромное количество приёмов игры на ложках. Я вас познакомлю с некоторыми из них. 4. Игра «Ромашка»  На лепестках ромашки написаны приёмы игры на ложках, дети отрывают лепестки, читают, что на них написано, педагог показывает и комментирует, как исполняется каждый приём. Игра двумя ложками. Самый простой прием игры на ложках. Черенки ложек находятся в обеих руках, в каждой руке по ложке. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук. С освоения этого простейшего приема начинается обучение игре на ложках. Возможность без особого навыка выполнять самые сложные ритмические рисунки позволяет ребенку сразу включиться в процесс творчества.  «Лошадка» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.  «Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. «Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.   «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.   «Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа. «Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки. «Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг. «Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги. 5. Закрепление приёмов игры на ложках. А теперь возьмём ложки и повторим эти приёмы. Гости тоже могут попробовать. Но сначала – правило игры на ложках:   Ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа. Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев. 6. Итог занятия. А сейчас я предлагаю вам всем вместе создать большой оркестр ложкарей. Я буду показывать приём игры, а вы его исполнять. Всем хорошо известна русская народная песня «Светит месяц». Сейчас мы все вместе и наши гости, будем играть на ложках. Слушайте музыку и друг друга, и всё у вас получится! Игра на ложках под мелодию русской народной песни «Светит месяц». Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Настоящие чудеса помогает нам творить дружба и сплоченность. Кто очень старается, у того и чудеса получаются. Наше занятие окончено. До свидания! Муниципальное казённое образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 Мастер-класс игры на ложках. Учитель: Мартынова И.В. г. Людиново 2012г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игра на деревянных ложках подготовила Крылова Екатерина Владимировна

Конспект занятия. Тема: игра на деревянных ложках. Цель занятия: введение школьников в область русского музыкального фольклора, знакомства с жизненными истоками его возникновения в историко-этнографическом контексте.

Задачи урока: развитие познавательного интереса, творческой активности; развитие импровизации в доступных для детей формах; воспитание позитивного отношения к народному искусству. Оборудование: деревянные ложки, магнитола, иллюстрации с изображением ложек.

Вводная беседа. Ложки - самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Легко, красиво, дешево и сразу "два зайца" - старинный предмет быта и он же - музыкальный инструмент. Деревянные ложки и половники можно купить в магазинах, на базарах или вырезать из сухого дерева самим. Есть народные мастера, специализирующиеся на изготовлении именно музыкальных ложек. Их изделия отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большей звучностью; они используют лучшие породы древесины.

Рассмотрим и обсудим иллюстрации.

Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Деревянные ложки хороши еще и тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать. Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости. Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется огромная самоотдача и талант. Вырезание деревянных сувениров - это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали. Следует отметить, что ложки для растирания пищи не покрывались лаком. А вот остальные виды деревянных ложек имеют очень нарядный вид. Их расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

В новгородских и киевских раскопках обнаружены не только остатки деревянных ложек, ковшей, черпаков и прочей посуды, относящейся к X-XII векам, но и того инструмента из железа, которым они были сделаны. Его форма и материал указали на возможность массового производства резной и долблёной посуды, т.е. на зарождение ремесленничества. Надо отметить, что ложки делались самые разные. в определённой мере это объяснялось развивающимся кулинарным искусством. Утончённые линии, изящные контуры стали отличать ложки десертные. Миниатюрные, кажущиеся хрупкими и невесомыми, вошли в быт зажиточных людей чайные и кофейные ложечки. Но и самые простые ложки не были безликими, по их форме, отделке непременно можно было узнать, в какой местности они сделаны. Как и в каждом массовом производстве, в ложкарном деле работали мастера, чей труд вполне можно было назвать искусством. Их ложки сильно отличались от массовой продукции. Например, ряд художественно оформленных ложек из Сергиева Посада, дошедших до наших дней, посвящён Сергию Радонежскому, основавшему здесь монастырь. Ложки эти украшались росписью и резьбой. На тыльной стороне черпака у многих ложек схематично изображены кистью монастырские постройки.

Работа по теме Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной "наковальней", по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или проводят ею глиссандо. Освоение игры на ложках требует некоторого труда и терпения. Разучивать тот или иной, особенно сложный, ритмический рисунок следует вначале медленно, добиваясь автоматизма в движениях. Описанная выше хватка является основной, но не единственной. Мастера-виртуозы очень ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по половникам.

Для того, чтобы научиться играть на ложках, необходимо ознакомиться с несколькими основными принципами игры на ложках. 1. Сожмите кулак. Держа ложку внутренней поверхностью вниз, просуньте ручку первой ложки между костяшками среднего и указательного пальцев. Ручка ложки приблизительно на 2-3 см должна быть внутри кулака.

2. Положите другую ложку поверх костяшки указательного пальца, внутренней стороной вверх. Прижмите ее крепко большим пальцем. Ваш большой палец должен лежать параллельно на расстоянии 2,5 см ручки ложки от ее начала. Ложки должны располагаться ровно, и наружные стороны донышек должны быть на расстоянии 0,5 см друг от друга (рис.).

3. Чтобы получилась мелодия, стучите ложками в такт по бедру и свободной руке. Каждый раз, когда вы ударяете о бедро или руку, внешние поверхности ложек ударяются друг о друга. 4. Вы можете сидеть или стоять, поставив ногу на стул. Кончик нижней ложки опускается на середину бедра напротив руки, которая держит ложки. После того, как вы отбили такт на бедре, отбейте что-нибудь аритмичное свободной рукой, держа ладонь книзу и слегка касаясь кончиками пальцев наружной стороны ложки.

5. Для тренировки сначала отбейте такт по бедру, а потом выбейте что-нибудь аритмичное. Акцент, который вы придаете ударам, создает ритм. Вы можете менять темп, меняя скорость ударов. 6. Создайте разнообразие звука, ударяя внутренней поверхностью (дном) ложки по различным местам бедра и по другим частям тела. Сначала можно поэкспериментировать на других поверхностях.

Теперь попробуем потренироваться, соблюдая все изученные правила.

Спасибо за внимание!


Учимся играть на деревянных ложках. Методическая разработка Мастер – класс «ИГРА НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ». Место проведения МБОУДОД «Дом детского творчества» г. Льгов Курская область ГМО на секции учителей музыки, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей детских садов. ЦЕЛЬ мастер – класса: Познакомить участников с простыми элементами игры на деревянных ложках. Провести занятие в игровой форме. Задачи: 1.Познакомить участников с историей русского сувенира – деревянной ложки. 2. Обучить участников мастер – класса с методами и приёмами игре на деревянных ложках, применяемых на уроке музыки и во внеурочной деятельности. 3. Повысить уровень профессиональной компетенции участников. 4. Повысить мотивацию на системное использование в практике. 5.Создать условия для создания своего профессионального стиля, который позволил бы реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Проблема построения модели общеобразовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально – активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства. способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

НОВИЗНА:

В данном мастер – классе происходит

интеграция образовательных областей

– музыка, коммуникация, познание.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

Опыт на приобретённом мастер – классе может использоваться на уроках музыки, во внеурочной деятельности, методических объединениях учителей – логопедов, воспитателей дошкольных объединений.

Обучая игре на деревянных ложках, помогут следующие этапы:

А) знакомство с историческими сведениями о деревянной ложке;

Б) особенности и исполнительские возможности.

В) постановка исполнительского аппарата – корпуса и рук;

Г) освоение простых приёмов игры на деревянных ложках.

ХОД ЗАНЯТИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

Все мы с Вами знаем, как в старину на Матушке Руси, использовали

деревянные ложки. Это был столовый прибор, то есть с их помощью употребляли пищу. Но со временем, в процессе технического прогресса они уступили место своим собратьям – ложкам металлическим.

Долгое время они были у народа не удел.Затем получили распространение как музыкальный инструмент.

Вечерами, в деревнях на завалинке под заливистые звуки балалайки, деревенские умельцы отстукивали задорные ритмы. Некоторые люди так играли на деревянных ложках, что не всякий музыкант -профессионал мог повторить услышанный ритмический рисунок. В девятнадцатом веке Владимир Андреев,создатель первого в России оркестра народных инструментов, ввёл деревянные ложки в состав оркестра.

Началось триумфальное шествие деревянных ложек, как ударного музыкального профессионального инструмента. Во время исполнения оркестром народных мелодий, некоторые знаменитые ложкари, как и в джазе, нередко импровизировали во время исполнения своих музыкальных номеров, тем самым показывая публике своё мастерство.

Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.

Итак давайте возьмём в руки наши ложки.

Как мы с вами видим, ложка состоит из деревянного черенка и черпака (от слова черпать).

Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.

Начинать обучение игры на ложках надо с постановки корпуса. Сядем с Вами прямо, плечи опустили, руки должны быть свободными расслабленными. Главные в игре, это наши кисти рук, чтобы они не зажимались нам надо их размять, как говорится разогреть.

Для этого есть несколько упражнений, вот одни из них:

Раз, два, три – ты на ложки посмотри,

Раз, два, три, четыре – вот мы ложечки купили.

Раз, два, три, четыре, пять – будем мы на них играть.

Второе упражнение -

руки сцепили в замок, держа перед собой, и сделали руками круговые движения.

Эти незамысловатые упражнения помогают подготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не давая в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при игре на ложках.

Сейчас я предлагаю Вам разучить простейшие способы игры на ложках.

«Капелька» - скользящие удары ложкой о ложку, напоминающие удары капелек о стекло.

Другой способ игры: ложки держат в одной руке и ударяют ими о другую руку.

Движения «Мячики» в этом способе ложками ударяют о колено, сначала одной ноги,а затем другой.

Можно в дальнейшем усложнить этот приём игры - ударяем о колено соседа слева, затем о своё левое колено, потом правое и о колено соседа справа

«Верёвочка» - удары ложками о ладонь, кисть и плечо.

«Трещётка». Один из самых, на мой взгляд интересных приёмов, самый распространённый способ игры.

Ложки держат между ладонью и коленом. .Быстро, быстро ими ударяют о ладонь и колено – сверху вниз

Сейчас, в заключении, я предлагаю Вам последнее движение именуемое «Линеечка». Кладём одну ногу на колено другой, левую ногу на правую, и совершаем удары ложками - о ладонь левой руки, она у нас всегда ударная, о колено закинутой ноги,в данном случае у нас левая нога, по икре левой ноги и по пятке левой ноги.

А теперь,чтобы наш с вами музыкальный номер был более интересным, мы включим в него несколько танцевальных движений. На музыкальном вступлении идем вперёд семенящими шажками. На счёт восемь топаем правой ногой, а затем движемся назад спиной к своим местам и садимся на свои места. В конце нашего номера, как и положено, мы совершаем поклон восхищённым зрителям, под

востосторженные аплодисменты в нашей аудитории.

Таким образом, цель воздействия музыки и движения способствует приобщению обучающихся к русской народной культуре, традициям нашего народа, знакомства не только на уроках музыки с песнями и плясками наших прадедушек и прабабушек, но и самим попробовать поучаствовать в исполнении народных песен и танцев, путём реализации игры на народных инструментах. Воспитание чувства гордости за свой народ, создание условий для развития творческих способностей и духовно – нравственного становления детей дошкольного и школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальное творчество. ВОТ к чему должны мы стремиться!

Технические средства: Деревянные ложки, народные костюмы, музыкальный центр, русская народная песня «УТУШКА ЛУГОВАЯ». На конкурс «МАСТЕР- КЛАСС» Провела мастер –класс Клычёва Елена Анатольевна Учитель музыки МБОУ СОШ №3 г. Льгов Курская область

Игра на ложках, как утверждают искусствоведы и музыковеды, пошла с Руси 18-го века. С тех пор игру на ложках, не часто, но можно услышать в любой точке земного шара. Для затравки этот ролик с дедушкой, ложками и популярной музыкой от группы Faithless.

Ударные инструменты вошли в употребление восточных славян еще в древние времена. Причем употреблялись они повсеместно: на охоте, в ратном деле, для проведения обрядов, при выпасе скота пастухами, в качестве сопровождения песен и плясок как музыкальные инструменты. Использовались эти инструменты славянами наряду с хлопанием и притоптыванием, как и другими народами мира, с древности.

Использование деревянных ложек как музыкального инструмента не является уникальным. Издавна, во время различных пиршеств, для сопровождения пляски использовались не только ложки, но и сковороды, тазы и печные заслонки, трубы от самоваров, кастрюли, вилки и т.п. Из предметов домашнего обихода музыкальную функцию приобрели даже пила и коса.

Деревянные ложки являются древнейшим славянским ударным музыкальным инструментом. Ложки, используемые в качестве музыкальных, внешне почти не отличаются от столовых, отличие состоит в применении для них более твердых и прочных пород дерева. Музыкальные ложки отличают также более длинные рукоятки и отполированные поверхности в местах соударений. Вдоль рукоятки к таким ложкам могут быть подвешены бубенцы.

История возникновения ложек как музыкального инструмента

До сих пор не установлено время начала использования ложек на Руси в качестве музыкального инструмента. Первые упоминания об этой новой функции ложек относятся к концу 18 века, свидетельствуют они о том, что «музыкальные» ложки получили широкое распространение среди крестьян. Некоторые историки-исследователи полагают, что игра на ложках у русских появилась в подражание испанским кастаньетам.

В 19-20 веках ложки нашли широкое применение в русских народных ансамблях, их использовали для создания эффектных номеров с элементами трюкачества. Наивысшего мастерства игра на ложках достигла в 20 веке, виртуозы-ложечники выступали соло, а также были членами различных ансамблей, сопровождающих пение и пляски.

Огромный успех ложечники получили в начале 20 века, после привлечения их в состав оркестров русских народных инструментов. Это привело к модернизации обычных деревянных ложек. В специализированных мастерских по производству музыкальных инструментов начали изготавливать металлические ложки, к которым крепились бубенцы и колокольчики. Эти ложки применяли как маленькие бубенчики, то есть музыканты держали их в руке и встряхивали ими по мере надобности. Также металлические ложки нашли применение в военных хорах.

Сейчас ложки заняли достойное место не только в ансамблях самодеятельности и оркестрах, но и на профессиональной сцене.

Техника и приемы игры на ложках

В качестве музыкальных инструментов используют ложки, обладающие высокой прочностью, ярким звучанием. Для игры более удобны ложки с округлыми прямыми черенками.

Игровой комплект может состоять из 2, 3, 4-х ложек среднего размера, плюс к ним еще одна ложка, большая по размеру. От использования ложек разных размеров появляется ощущение того, что звуки чередуются по высоте.

Среди множества приемов игры на ложках самым популярным считается игра одного исполнителя на трех ложках. Две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья находится в правой руке. Первые две выступают в роли «наковальни», по которой ударяет третья ложка. При этом осуществляется скользящий удар с одной чашечки на другую, затем прихлопывание ими с помощью пальцев левой руки. Так получается многозвучный ритмический рисунок.

В некоторых случаях в левой руке располагают три ложки (расходящиеся веером), которые зажимаются между пальцами таким образом, чтобы выпуклости полушарий выходили наружу. Четвертая ложка (большая) засовывается за голенище сапога на левой ноге. Пятая ложка берется в правую руку, ей и производятся удары: скользящий – по трем ложкам, расположенным в левой руке, отрывистый – по большой ложке, находящейся за голенищем.

Самый простой способ игры на ложках – игра двумя ложками. В каждую руку берется по ложке, осуществляется удар чашечками, при котором извлекается сухой звук. Этот простейший прием используется в самом начале обучения игре на ложках.

Используется и другой метод игры на двух ложках: одну ложку нужно держать около приоткрытого рта, тогда полости ложки и рта будут создавать что-то наподобие резонатора. Ударяя другой ложкой, при этом изменяя величину резонатора (закрывая или открывая рот), можно извлекать звуки разной высоты. Хорошо овладев этим приемом, есть возможность исполнять ритмичные мелодии небольшого диапазона.

Также играют двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. Звуки извлекаются при ударах по ладони левой руки, по обеим ногам (в место чуть выше колена), по плечу и ладони, по ноге и ладони (находящейся над ногой). Виртуозы-ложкари могут играть на двух ложках, при этом задействуют практически любую часть тела для ударов: начиная от ступней и заканчивая затылком.

Всякий раз, когда вы берете обычную, повседневную вещь и используете ее в совершенно ином назначении, дети воспринимают это с большим восторгом. Чтобы извлечь звук с помощью ложек, надо знать несколько основных принципов. Чтобы играть на них по-настоящему, вы должны соблюдать ритм. Для начинающих прекрасно подходят чайные ложки из нержавеющей стали.

1 Сожмите кулак. Держа ложку внутренней поверхностью вниз, просуньте ручку первой ложки между костяшками среднего и указательного пальцев. Ручка ложки приблизительно на 2-3 см должна быть внутри кулака.

2 Положите другую ложку поверх костяшки указательного пальца, внутренней стороной вверх. Прижмите ее крепко большим пальцем. Ваш большой палец должен лежать параллельно на расстоянии 2,5 см ручки ложки от ее начала. Ложки должны располагаться ровно, и наружные стороны донышек должны быть на расстоянии 0,5 см друг от друга (рис.).

3. Чтобы получилась мелодия, стучите ложками в такт по бедру и свободной руке. Каждый раз, когда вы ударяете о бедро или руку, внешние поверхности ложек ударяются друг о друга.

4. Вы можете сидеть или стоять, поставив ногу на стул. Кончик нижней ложки опускается на середину бедра напротив руки, которая держит ложки. После того, как вы отбили такт на бедре, отбейте что-нибудь аритмичное свободной рукой, держа ладонь книзу и слегка касаясь кончиками пальцев наружной стороны ложки.

5. Для тренировки сначала отбейте такт по бедру, а потом выбейте что-нибудь аритмичное. Акцент, который вы придаете ударам, создает ритм. Вы можете менять темп, меняя скорость ударов.

6. Создайте разнообразие звука, ударяя внутренней поверхностью (дном) ложки по различным местам бедра и по другим частям тела. Сначала можно поэкспериментировать на других поверхностях.

При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости. Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара. Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие. Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

Приемы игры на двух ложках

Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием - ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приёмы игры на трёх ложках

В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.