Игры для мелкой моторики с крупой. Игры с крупами для развития мелкой моторики для раннего возраста

Хочу остановить ваше внимание на играх с крупами. Они помогают развивать чувственное восприятие, совершенствовать сенсорное познание окружающих предметов, развивают созидательность, фантазию и воображение, несут успокоительный и медитативный эффект, позволяют с пользой провести время.

Что нужно для того, чтобы провести игры с крупами?

Одна большая емкость и несколько поменьше.
Крупа (гречка, рис, манка, пшеничка, ячневая крупа и другая).

Бобовые (фасоль, горох).
Разнообразные макароны.
Орехи.
Ситечко для просеивания.
Камешки, пуговицы.
Ложки.

Лучшее место для таких игр, конечно же, кухня. В то время пока малыш будет занят, мама сможет что-то приготовить и кроха в процессе игры будет под присмотром.

Сегодня мы расскажем вам о том, какие игры с крупами можно использовать, чтобы не только увлечь малыша на некоторое время, но еще и развивать мелкую моторику.

1. Дайте ребенку две емкости: одну большую, вторую поменьше. В большую емкость насыпьте манку и немного гороха, орехов либо фасоли. Дайте ребенку небольшое сито и попросите добить «сокровища», просеивая манку. Он должен собрать фасоль (горох, орехи) и сложить в ту емкость, которая поменьше.

2. Дайте карапузу две емкости и ложку. В одну насыпьте какую-то крупу. Покажите крохе, как пересыпать крупу из одной посудины в другую с помощью ложки. Скажите, пусть он пересыпает всю крупу.

3. Рисование крупой. Лучше всего для этого занятия подходит манка. Возьмите большой поднос. Насыпьте немного манки и равномерно распределите ее по поверхности подноса тонким слоем. Покажите карапузу, как можно с помощью пальчика нарисовать различные простые фигуры.

4. Смешайте в одной посудине несколько видов круп и бобовых. Например, горох, фасоль, гречку, рис и предложите крохе разобрать их по разным тарелкам.

5. Можно совместить лепку из пластилина и игры с крупой. Пусть ребенок что-то вылепит и украсит крупой. Это может быть мячик, тортик, пицца, ежик и т. д.

6. Дайте ребенку несколько бутылочек и различные виды крупы. Пусть наполняет крупой бутылочки.

7. Дайте ребенку макароны и толстую нить. Пусть сделает из них бусы.

8. Смешайте несколько видов фасоли и предложите ребенку отделить их.

9. Игра с крупами «Найди пару». Понадобится лоток из-под яиц. В один ряд насыпаем разные крупы и бобовые. Эти же компоненты насыпаем в крышки из-под банок. Даем ребенку задание заполнить второй ряд лотка такими же компонентами, как и в первом, используя заготовки в крышках. Для этой игры можно также использовать заготовки для льда.

10. Красим рис пищевой краской. Используем несколько цветов. Затем даем ребенку прозрачную бутылку и показываем, как красиво она выглядит, если засыпать слоями разноцветный рис.

11. Если ребенок совсем маленький можно просто насыпать в большую емкость крупу, лучше всего манку, пусть он с нею поиграет: набирает в кулачки, высыпает, перемешивает, пересыпает из одной руки в другую и т. п.

12. Если ребенок постарше, можно сделать . Для этого понадобится крупа и клей.

13. Также крупу (макароны, бобовые) можно использовать в процессе обучения ребенка .

Вот в такие развивающие игры с крупами мы вам предлагаем поиграть. Такое занятие развивает не только моторику, но и усидчивость, внимание.

Только есть один важный момент: когда ваш карапуз играет с крупой, бобовыми, орехами, не оставляете его без присмотра. Он может попробовать их на вкус, сунуть в нос, ухо и т. п. Внимательно следите за крохой и будьте осторожны!

Чтобы наглядно увидеть, какие игры с крупой можно использовать для самых маленьких, смотрите видео:

Чем больше малыш играет с предметами, различными по своей структуре на ощупь (мягкие, твердые, шероховатые, гладкие и т.д.), тем активнее и правильнее он разговаривает.

Крупу (одного вида) можно засыпать в таз . Добавить туда ложку или маленький совочек, разные баночки, бутылочки, фигурки зверей, которые можно прятать в крупе. Можно засыпать в крупу бусины и потом ручками обратно доставать и в баночку убирать. Можно их сортировать по цветам.

Игры с крупами

Насыпаем .Возьмите несколько тарелочек или других емкостей. Пусть ребенок насыпает крупу в тарелки. Он может делать это как пальчиками, так и с помощью ложки. Обратите внимание малыша на то, что в одной тарелке много крупы, в другой - мало, в третьей - ничего нет. Сравнивайте количество: больше, меньше, одинаково.

Дождик . Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. В процессе покажите карапузу, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для нее лучше взять фасоль или горох, чтобы легче было убирать.

Игры с крупами помогут развить мышечную, зрительную, нервную и костную системы ребенка

Дорожки . Из фасоли, например, можно делать дорожки - короткую и длинную, выкладывать различные рисунки - геометрические фигуры, буквы, домики и т.д.

Заполняем формочки . Возьмите любые формочки (например, для пластилина или песка), поставьте их на ровную поверхность и предложите ребенку заполнить их внутри крупой. Её можно брать ручками или совочком.

Игры с пинцетом . Дайте малышу пинцет и предложите ему захватывать им фасолины. Эта игра развивает усидчивость, и, естественно, моторику.

Колодец . Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.

Также можно :
- Пересыпать ложкой крупу из одного тазика в другой.
- Попробовать сделать это вилкой. Объясните крохе, почему у него не получилось.
- Пересыпать горох стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из под йогурта).
- Насыпать крупу в стаканчик через воронку.
- Насыпать горох в глубокую и плоскую тарелки.
- Попросить насыпать крупу котенку в миску жёлтого цвета, а цыплёнку синего и т.п.
- Пересыпать и насыпать горох в ёмкости рукой.

Мы играем с крупой.

Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук. При воздействии на пальцы рук, в соответствующий отдел головного мозга поступают импульсы, которые воздействуют так же и на соседние участки мозга, в том числе и речевые.

У каждого малыша процесс развития мелкой моторики протекает индивидуально. Вначале, движения рук неумелые, неловкие и негармоничные. Существует много упражнений и различных игр для развития мелкой моторики , которые также способствуют пассивному массажу. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития кистей рук, они приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.Умение работать пальчиками приходит к детям не сразу, поэтому педагогам и родителям можно превратить обучение в увлекательный процесс – игру.

Одним из любимых детьми способов развития мелкой моторики являются игры с крупой и рисование на ней. Они не только тренируют и массируют пальчики, но также снимают нервное напряжение, успокаивают детей, развивают головной мозг. Игры с крупой стимулируют развитие чувственного восприятия, пальчики становятся более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, стимулируют процесс их речевого и умственного развития, развивают слуховое восприятие. Также у детей развивается усидчивость, аккуратность, обогащается сенсорный опыт. Ребенок знакомиться с такими понятиями, как: глубокое – мелкое, узкое –широкое, много- мало, основными цветами. Сколько радости они приносят детям. Этотакже замечательный способ времяпрепровождения дома сродителями.

Приступая к играм с крупами нельзя забывать о правилах безопасности. Все игры должны проходить под контролем взрослого. Для самых маленьких детей можно использовать мелкие крупы: кукурузную манку, пшеничную, ячневую. Для игр с такими крупами, как фасоль, горох гречка, бобы надо быть осторожными.

Цели и задачи:

Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;

развивает аккуратность, усидчивость;

способствуют развитию речи;

стимулируют способность к творчеству;

учат ориентироваться на плоскости.

«Бусы для куклы».

Цель. Учить детей различать цвета: красный и синий, формировать умение чередовать цвета. Развивать моторику пальцев.

Описание игры . К детям в гости приходит кукла Катя. Она очень хочет, чтобы у ней были бусы. Детям предлагаются разные по цвету макароны: красные и синие. Предложить им назвать цвет макарон, показать детям, как можно сделать красивые бусы, поочередно чередуя их, друг с другом. Дать детям возможность самому заняться этим не простым занятием.

«Найди пару».

Цель. Формировать представление о видах крупы, развивать координацию движений, внимание, усидчивость.

Описание игры . Предложить детям ячейки из-под яиц, которые заполнены наполовину разными видами круп. Детям надо заполнить вторую половину ячеек. Показать, как надо брать крупу тремя пальцами- щепоткой.

«Мы кормим цыплят».

Цель. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук. Формировать навыки аккуратности.

Описание игры . Создать игровую ситуацию: цыплята хотят есть. Надо их покормить зернышками. Детская задача: брать по одному зернышку и бросать крупу в отверстие коробочки.

«Я - художник».

Цель. Развивать творческие задатки, фантазию. Учить ориентироваться на плоскости.

Описание игры . Детям предлагается поднос с манной крупой. Показать, как можно рисовать пальчиком по крупе. Рисовать можно все, что захочется. Дать детям возможность дополнить рисунок, придумать что-то свое.

«Мы ждем гостей».

Цель. Формировать знания детей о крупах разного размера, развивать фантазию, моторику пальцев рук.

Описание игры . Игровая ситуация: «Скоро придут гости и нам надо испечь торт». Для каждого ребенка на столе стоит тарелочка с мелкой крупой: манкой, молотой кукурузой. Для украшения – фасоль разного цвета, горох, макароны разной формы, чечевица.

«Найди все сокровища».

Цель. Развивать тактильные ощущения, стимулировать развитие чувственного восприятия, активизировать активные точки.

Описание игры . В лоток с разными видами круп спрятать мелкие игрушки. Игровая ситуация: «На дне моря спрятан клад, давайте его найдем». Дать детям возможность соприкоснуться с крупой, тем самым осуществляя естественный массаж ладоней и пальчиков. Если ребенок уже говорит, попросить его на ощупь определить и назвать, что спряталось в крупах.

«Мы - музыканты».

Цель . Развивать слуховое восприятие, внимание, мышление.

Описание игры . В присутствии детей насыпать разные виды круп в одинаковые емкости и показать, как они звучат. А затем предложить угадать: в какой коробочке какая крупа гремит.

«Массаж для ног».

Цель. Стимулировать активные точки, находящиеся на пятках, развивать тактильные ощущения.

Описание . Игровая ситуация: «Ребята, а давайте мы сейчас с вами походим по берегу реки». В тазик насыпаются разные крупы, и детям предложить потопать ножками по крупам, а затем самому очистить пальчики, от застрявшей крупы.

Разнообразные занятия в повседневной домашней жизни малыша не только знакомят его с окружающим миром, но и позволяют развивать некоторые навыки. Использовать для занятий в домашних условиях можно даже крупы, если знать, как правильно организовать занятия. Предлагаемые на этой странице игры для детей с крупой развивают мелкую моторику рук, мышление, воображение и тактильные ощущения. Дидактические игры с крупами за счет своей необычности привлекают внимание ребенка и позволяют его увлечь на время, нужное маме, например, для приготовления обеда. Использовать развивающие игры с крупами можно с того возраста, когда уже нет опасности, что малыш засунет крупяные зернышки в нос, ушко.

«Песочница» или игры с манной крупой для малышей

Малыши обожают возиться в песке, а игры с манной крупой основаны на том, что манка его успешно имитирует. Домашнюю «песочницу» можно оборудовать, если использовать глубокий поддон и разные виды круп. Насыпьте, например, горсть риса на поднос. А потом можно менять содержимое песочницы, наполняя лоток то гречкой, то манкой, то горохом. Позже малыш будет не только перебирать «песок» для игры с крупой, но и разгребать его ложечкой, наполнять им стаканчики из-под йогурта, пересыпать из чашечки в баночки и т.д.

«Бассейны» из манной крупы - одна из самых увлекательных игр. Как можно играть в игры с крупами для детей в домашних условиях?

  • Искать спрятанные «сокровища» в глубине «манного бассейна» (глубокий поднос или лоток с манкой, в котором мама может прятать мелкие игрушки или кухонные принадлежности);
  • раскапывать «наскальные рисунки» - положите на дно лист бумаги с небольшими картинками, пусть малыш аккуратно пальчиками сдвигает манку и угадывает, кто нарисован на дне;
  • рисовать «шоссе» и «дороги», обочины обозначать макаронами или фасолинками, аккуратно водить по дорожкам игрушечных человечков или зверюшек;
  • устроить «строительную площадку» и «работать» с «техникой» - игрушечными бульдозерами, грузовиками, экскаваторами (или их заменителями: ложками, чашками, совочками и т.д.);
  • играть в археологов и раскапывать всякие древние «чаши» и «динозавров» (детская посудка и мелкие игрушки-животные);
  • можно совместить несколько упражнений в одно. Манку и рис перемешать в одной миске, рядом поставить другую, пустую, и показать малышу, как мелким ситечком «выловить» рис и пересыпать его в пустую мисочку. Ребенок будет неутомимо наблюдать, как рисинки остаются в ситечке, а манка «проваливается» в ячейки. А потом «очищенная» манка послужит основой для рисования;
  • рисовать по манной поверхности - одно удовольствие. Насыпьте тонкий слой манки на поднос, и пусть малыш пальцами (или черенком ложки) рисует, сколько захочет;
  • очень удобно показывать и называть геометрические фигуры - «чертить» квадраты и треугольники, круги и овалы;
  • «лепить» куличики с помощью формочек.

Возникает вопрос: «Как можно из сухой манки слепить куличик? Нужен влажный песок!» На самом деле, сделать песочницу для лепки куличиков несложно. Причем для этого не нужно таскать ведрами песок с ближайшей стройки, промывать и прокаливать его в Духовке. Есть метод гораздо проще.

Для того, чтобы разнообразить игры с крупами для малышей, вам понадобится:

  • крахмал - 1 кг;
  • вода - 2,5 стакана;
  • пищевой краситель (при условии, если хотите получить песок какого-либо цвета);
  • большой пластиковый лоток или поддон для самой песочницы.

Высыпайте крахмал в поддон, понемножку добавляйте воду (с красителем, если хотите) и руками постоянно перемешивайте, пока не получите рассыпчатый влажный «песок». В этом процессе важно воду добавлять, не спеша!

Занятие рисованием крупой и игры для развития мелкой моторикой

Сортируем зернышки – это занятия детей с крупами для достижения нескольких целей. В первую очередь это игра с крупами для мелкой моторики детской ручки. Наверняка у вас на кухне есть несколько видов крупяных изделий - рис, гречка, манка, геркулес, пшено и т.д. для того, чтобы организовать детские игры с крупами, подготовьте несколько пластиковых емкостей, в каждую насыпьте по горсти разных видов по отдельности. И еще по горсточке этих круп заверните в «фунтики» - небольшие бумажные кулечки. Поиграйте в «сортировщика». Малышу в ходе игры с крупами для развития мелкой моторики надо распределить крупы по сортам в контейнерах. Что в этом кулечке? Гречка? А где контейнер с такой крупой? Вот он! Но сначала покажите, как аккуратно развернуть «фунтики», чтобы не просыпать зернышки (тренируем пальчики!). А потом кроха пересыплет крупы из кулечков в контейнеры. И сделать это нужно без ошибки, чтобы получилась чудесная картинка. Какая?

Крупяное рисование – это занятия с крупами, позволяющими развивать художественные задатки у ребенка. Когда зернышки заняли свои места в контейнерах, предложите малышу нарисовать картинку. Вам понадобится поднос, клей (например, ПВА), кисточка и лист А-4 с крупно нарисованным (или распечатанным из Интернета) черно-белым изображением. Вы можете сами карандашом нарисовать, например, домик и солнышко, или дерево, или цветок, или рыбку - то, что известно ребенку. Например, вы нарисовали дерево. Спросите: какого цвета ствол? Какая крупа коричневая? (Гречневая.) Намажьте ствол на рисунке клеем и попросите малыша аккуратно посыпать гречкой это место на рисунке. Лишнюю крупу стряхните на поднос, и на листе ребенок увидит «настоящий» ствол дерева! А как быть с кроной, ведь зеленой крупы нет? Можно сделать «осеннее» дерево из геркулеса. Точно так же мажете клеем, кроха сыплет крупу, лишнее стряхиваете - и вот перед вами дерево! Наверняка ребенку понравится такой вид рисования, и он захочет еще. Расскажите, что дерево осеннее, а осенью часто идет дождик. Поэтому можно нарисовать тучку и дождик. Произвольно намазываете клеем место предполагаемой тучки, и кроха делает «манное» облако. А рис будет каплями дождя - в нескольких местах ставите клеевые мазки, и вот уже идет дождь. А может, это снег? Но вот из-за тучки выглянуло солнышко… Кстати, самое замечательное солнышко с яркими лучиками получается из веселого желтого пшена. Так, рисуя и разговаривая, можно «проиграть» целую историю!

Когда малыш поймет принцип занятия и рисования крупой, он сам будет делать картины. Ваша задача - успевать изготавливать «эскизы», подливать клей и учить кроху правильно держать в руке кисточку.

Статья прочитана 1 992 раз(a).

Оксана Романова
Игры с крупами для развития мелкой моторики для раннего возраста

Игры с крупами .

Крупа – это очень полезный и приятный материал для занятий с детьми, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики .

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познаёт мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга, поэтому помогают игры с крупами . Игры положительно сказываются на развитие речи ребенка , а также его общем умственном развитии .

Игры с крупами помогают совершенствовать :

Сенсорное познание предметов и веществ

- развитие чувственного восприятия

- развитие фантазии и воображения

Успокоительный эффект

Вот почему так полезно играть с крупами . Самое ценное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому мы играли, занимались, фантазировали и проводили отличное время с нашими детьми.

Игра «Прячем ручки» .

Взять большую миску, высыпать в неё крупу , опустить в неё ручки и пошевелить пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться.

Игра «Ищем клад» .

В большую ёмкость насыпаем крупу и бросаем туда мелкие игрушки , пуговицы, монеты или любые другие мелкие предметы . Богатство! Далее просим ребенка отыскать клад и сложить его в специальный сундук для сокровищ. Искать клад можно с помощью маленького ситечка, ложечки или пальцами.

Игра «Юный фасовщик» .

Пересыпать крупу из одной ёмкости в другую. Просим ребенка с помощью ложечки пересыпать крупу из одной чашки в другую.

Игра «Юный сортировщик» .

Сортировать макароны и фасоль. Для этого насыпаем в большую ёмкость макароны и фасоль, а затем просим ребенка их отсортировать и разложить в отдельные коробки.

Игра «Рисование» .

Возьмите поднос и крупу на которой будите рисовать, равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу . Можно рисовать дорожки, а потом пальчиками по этой дорожки пройти. Предложите поэкспериментировать с кисточкой или палочкой, отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (формочками, вилками, мячик с точками, машинка) .

Игра «Прожорливая собачка» .

Собачка виде коробки с отверстием во рту. Предложить ребенку покормить собачку. Опускать крупу в узкое отверстие .

Публикации по теме:

Игры и упражнения для развития мелкой моторики Развитие мелкой моторики играет важную роль в развитии ребенка. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием.

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (В. А. Сухомлинский). "Рука - это инструмент всех инструментов" (Аристотель). В этом учебном.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность,.

Игры для развития мелкой моторики Воспитатель: Волкова-Коваль Елена Андреевна Игры для развития мелкой моторики для детей II-младшей группы.

В магазине "Фикс- Прайс" купила пластиковые украшения: - листики - цветочки - рыбки - морские коньки - морские звезды - ракушки - жёлуди.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Цель: Развитие у детей раннего возраста.

Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей» Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе.