Иисус христос фреска. «Пушистый Иисус» или как Сесилия Хименес спасла город. Герои фрески, лишившиеся глаз

Вот уже несколько лет подряд в храм Милосердия, расположенный в испанском городе Борха, стремятся десятки тысяч туристов. Они хотят воочию глянуть на одну небольшую фреску с изображением Иисуса Христа. Вот только вместо благоговения у одних вырываются невольные смешки, а другие недоуменно отводят взгляд. Дело в том, что фреска была отреставрирована. Вот только превратилась она в нечто совершенно невообразимое.



83-летняя жительница испанского города Борха Сесилия Хименес не задумывала ничего дурного, когда предлагала свою помощь в реставрации фрески «Ecce Homo», созданной художником Элиасом Гарсиа Мартинесом в 1932. Картина стала осыпаться и угрожала совсем исчезнуть, поэтому с разрешения настоятеля храма прихожанка занялась восстановлением картины. На это у нее ушло 2 года.


Когда люди увидели обновленную фреску, то многие не смогли ничего сказать от шока, который они испытали. Вместо Иисуса теперь красовалось существо из детских рисунков. Одни назвали фреску «картофелиной с глазами», другие – «обезьянкой», а третьи – «Пушистым Иисусом». Родственники художника, который написал фреску, даже хотели подать на пожилую женщину в суд.

Сесилия Хименес искренне не понимала, в чем она провинилась, когда на нее посыпался шквал негодования и упреков со всех сторон.


Однако по иронии судьбы, городок стал популярен среди туристов. Всем хотелось увидеть, что же натворила старушка с фреской. Вскоре служители храма ввели символическую плату за вход, а рядом на улице появились сувенирные лавки. Когда Сесилия Хименес узнала об этом, то тут же отправилась требовать свою долю от прибыли. Власти пошли женщине навстречу, потому что, благодаря ее «реставрации» и притоку туристов, стабилизировалась экономика города Борха.


Некоторые искусствоведы уже отнесли «Пушистого Иисуса» к стилю живописи «примитивизм» и сравнили с работами таких мастеров, как Гойя и Мунк.
Кстати, творчество Эдварда Мунка также воспринималось современниками неоднозначно.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Задача реставраторов - восстанавливать обветшалые и поврежденные произведения искусства. Эта работа творческая, но совсем не простая: неверное движение - и шедевр испорчен, поэтому проколы неизбежны.

сайт собрал нашумевшие случаи, когда реставрация пошла не так, как планировалось.

1. Испорченная фреска

Самый нашумевший случай неудачной реставрации произошел в Испании. 80-летняя Сесилия Хименес вызвалась восстановить облупившуюся фреску с изображением Иисуса в местном соборе. Но почему-то у нее вышло совсем не похоже на оригинал, видимо, зрение подвело пожилую женщину.

Можно спорить бесконечно, зло или благо сотворила Сесилия. С одной стороны, фреска была испорчена. С другой стороны, собор стал известен на весь мир, а Сесилию называют новым Гойей.

2. Герои фрески, лишившиеся глаз

Восстановление фресок в Сикстинской капелле было самой масштабной реставрационной работой ХХ века. Но многие искусствоведы считают, что она оказалась неудачной.

Когда мастера очищали своды от копоти, они затронули верхний слой фресок с поправками самого Микеланджело. В результате некоторые герои даже лишились глаз.

3. Фантазия Берлускони

В 2010 году у входа в резиденцию премьер-министра Италии Сильвио Берлускони установили статуи Марса и Венеры, датированные 175 годом нашей эры. Фигуры были найдены уже с отбитыми частями тела.

Берлускони дал распоряжение восстановить статуи. С виду получилось неплохо, но искусствоведы не оценили порыва премьер-министра. Считается, что переделывать памятники старины на свой лад - сродни вандализму, ведь мы не знаем, как первоначально выглядели фигуры. Сейчас Марсу и Венере вернули первоначальный облик.

4. Осветленная картина

Работа Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» после реставрации стала выглядеть гораздо светлее. Если раньше преобладали пасмурные темные оттенки, сейчас картина выглядит очень ярко, как будто действие происходит в солнечный день. По мнению экспертов, это противоречит замыслу да Винчи.

Некоторые из специалистов комитета Лувра в знак протеста против такой реставрации даже покинули свои посты. Но так ли плоха работа реставраторов?

5. Неузнаваемый Ленин

В Краснодарском крае, Россия, после реставрации памятник Ленину приобрел непропорционально длинную руку и чье-то чужое лицо.

Оказывается, памятник имел такой вид уже давно, но его фотографии на глаза широкой общественности попали только в 2016 году. История с монументом даже появилась на центральном телевидении. После этого вождя мирового пролетариата привели в надлежащий вид.

6. Великая Китайская стена

Великая Китайская стена - крупнейший памятник архитектуры на земле, и, к сожалению, он тоже постепенно разрушается.

Несколько лет назад реставраторы неудачно реконструировали один из самых красивых участков стены длиной 780 метров, просто покрыв его слоем бетона.

Сейчас в отношении недобросовестных реставраторов проводится расследование, а остальные части стены реставрируются более бережно.

7. Замок Матрера

Реконструкция старинной крепости Матрера в Испании получилась весьма спорной: башня стала выглядеть слишком современно. Оказалось, реконструктор Карлос Кеведо Рохас хотел, чтобы было ясно, какие части крепости являются новыми, а какие - древними.

8. Борода Тутанхамона


"Се человек",
фреска Элиаса Гарсиа Мартинеса

В маленьком испанском городке Борха, расположенном около Сарагосы, с населением 5000 человек есть храм Милосердия, главной достопримечательностью которого была фреска «Ecce Homo» («Се человек»). Ее написал известный до сего времени лишь специалистам художник Элиас Гарсиа Мартинес. Родился он в 1858 году в муниципалитете Рекена, там же начал заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону и после нее в Сарагосу. В Сарагосе художник женился, преподавал в Школе искусств портретную живопись. Умер в 1934 году. Его творчество оценено критиками не очень высоко.

Фреска находилась в плачевном состоянии – часть лика Христа стерлась, местами из-за влажности осыпалась краска. Прихожан сильно огорчало такое состояние картины.


В 2010 году 80-летняя пенсионерка Сесилия Хименес решила самостоятельно ее отреставрировать. По ее словам реставрацию разрешил настоятель. По словам же представителей церкви никто ничего не знал о художественной деятельности прихожанки. В это сложно поверить, учитывая, что «реставрация» продолжалась в течение двух лет и прервалась летом 2012 года, когда в церковь приехали специалисты, специально нанятые для восстановления фрески внучкой автора Тересой Мартинес за свой счет.


В прессе началась шумиха. Одни требуют по-настоящему отреставрировать картину, другие сравнивают Сесилию с Гойей, Мунком и Модильяни, считая, что нужно сохранить работу, как интереснейший образец примитивизма, третьи издеваются над результатом, называя его «Ecce Mono» («Се обезьянка»).

Моё мнение таково.

Во-первых, удивляет позиция церкви в этом вопросе – то они не замечают проводящуюся в течение двух лет реставрацию, то вдруг начинают брать деньги с туристов, чтобы вернуть фреску в исходное состояние. Конечно, множеству людей для самоутверждения просто необходимо заниматься общественно-полезной деятельностью. Сесилия Хименес прожила тяжелую жизнь, а это сильно приближает человека к религии. Она умеет рисовать, и пастор вполне мог бы разрешить ей работать над росписью храма. Но нельзя же поручать неспециалисту такую серьезную работу над памятником культуры, а потом еще и трусливо прятаться, не желая прямо сказать: «да, Сесилия действовала из лучших побуждений, и виноваты в сложившейся ситуации только мы».

И во-вторых, после шумихи в прессе многие узнали о существовании такого художника, как Элиас Гарсия Мартинес, которого, по-моему, абсолютно напрасно сочли посредственным. То, что можно разглядеть на оригинале полуразрушенной фрески, впечатляет и берет за душу. Сколько же еще открытий предстоит сделать совершенно случайно?

Реставрация фрески Ecce Homo («Се человек») в наше время далеко не единственный пример неудачной реставрации. Не так давно в некачественной реставрации картины Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1510 год) обвинили Лувр, после чего оба реставратора подали заявление об уходе из музея.

В музее Прадо во время реставрации картины Эль Греко «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579) было стерто имя художника внизу картины.

До настоящего времени пальма первенства принадлежала бывшему премьеру Италии Сильвио Берлускони, который «пришил» Венере и Марсу недостающие части тела (). Тогда эксперты-искусствоведы назвали этот акт безвкусным и эстетически неверным, а некоторые даже приравняли решение Берлускони к вандализму.

21 августа в испанском издании Heraldo появилась небольшая заметка, в которой сообщалось о том, как ужасно жительница небольшого города Борха отреставрировала фреску Ecce Homo, написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом и находившуюся в храме Милосердия. До этого имя Сесилии Хименес было никому неизвестно, как, впрочем, мало кто знал и о существовании города Борха с населением всего 5 000 жителей и о самой картине, о которой теперь говорит весь мир.

Историю о «самой ужасной реставрации» подхватили все мировые СМИ, и она обернулась настоящим триумфом для автора фрески. Ведь до этого момента имя художника Элиаса Гарсиа Мартинеса было известно лишь узкому кругу специалистов. Родился он в муниципалитете Рекена в 1858 году, там же начал заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону, и после нее в Сарагосу. В Сарагосе художник женился, преподавал в Школе искусств. Там же и умер.

Художественная ценность фрески не очень велика, однако местные жители ее ценили. Не оставляла безразличной она и Сесилию. По ее словам, постоянно ухудшающееся состояние фрески, вызванное высокой влажностью в помещении, ее очень расстраивало. Тогда и возникла идея о реставрации.

Теперь, правда, «реставратор» заверяет, что идея восстановить картину принадлежала не ей, а священнику: «Священник, конечно, об этом знал. Разумеется, я работала, потому что меня попросили об этом. Конечно, все знали о том, что я делала. Когда люди приходили в церковь, они видели, что я рисую. Настоятель знал. Как я могла делать такие вещи без разрешения?»

Но представители церкви настаивают на том, что ничего не знали о художественном труде своей пожилой прихожанки. По их словам, она самостоятельно решила восстановить ее и приступила к работе в 2010 году. Сложно поверить, что все эти два года никто не обращал внимания на то, чем занималась женщина, несмотря на то, что в церкви постоянно дежурит охранник.

Сесилия Хименес рисует с самого раннего детства. И это, кстати, не первый раз, когда она реставрирует картины для родной деревни, но до настоящего момента никаких жалоб на нее не поступало.

«У меня много работ, одни получше, другие похуже, но ведь все они выполнены с огромной любовью», - говорит Сесилия в беседе с журналистом испанской El Mundo. Она не раз организовывала персональные выставки, и за всю свою творческую карьеру даже сумела продать около 40 картин.

Когда разразился скандал, Сесилия была в отпуске, и, вернувшись в Борху, была неприятно удивлена. На смену удивлению пришла подавленность. Такое пристальное внимание к собственной персоне и яростная критика не прошли для нее бесследно - вскоре в прессе появились сообщения о том, что у женщины началась депрессия, она отказывается от еды и не хочет вставать с постели. «Если вы считаете, что я согрешила, совершив этот поступок, то я прошу у вас прощения... Я прошу прощения...»

Жизнь Сесилии была крайне сложной. Она рано стала вдовой и должна была воспитывать двух детей-инвалидов. Один из них умер, а другой, 60-летний, по сей день живет с ней. Женщина всегда предпочитала одиночество и вела затворнический образ жизни.

«Она каждый день ходила на мессу и помогала в церкви, как и другие женщины в деревне. Она рисовала простые картины с цветами и пейзажами... она вела очень скромную жизнь», - рассказывает один из знакомых Сесилии.

«Я не жалею, что начала реставрацию. Я сожалею, что не смогла ее закончить до конца», - говорит сама Сесилия.

В результате ее реставрации Иисус теперь больше походит на обезьяну: терновый венец и волосы напоминают мех, глаза и нос деформированы, а рот представляет собой пятно непонятной формы. Результат работы обнаружили сотрудники центра по охране памятников, которые получили благотворительный взнос на реставрацию фрески от правнучки Элиаса Гарсиа Мартинеса.

«Я не могла предположить, что все так закончится. Я не хотела этого», - оправдывается Сесилия. Женщина утверждает, что использовала только самые лучшие краски: «Я сама ими пишу свои картины».

Смелый поступок прихожанки храма Милосердия вызвал информационную бурю во всем мире. Как журналисты, так и социальные сети не оставили без внимания эту инициативу сеньоры Хименес.

Одни обрушились на старушку с жесточайшей критикой, другие встали на защиту пожилой испанки, назвав ее новым Гойей, Мунком и Модильяни в одном лице.

На сайте change.org даже появилась петиция в защиту отреставрированного Иисуса, которую уже подписали свыше 10 000 человек. Авторы петиции заявляют следующее: «Испанские деятели культуры хотят переделать радикальную переработку клишированного изображения Христа кисти Элиаса Гарсия Мартинеса <...>. Это огромная ошибка, так как новое изображение является сокровищем культуры и должно быть сохранено».

Творение пожилой испанки всего за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов. В Мадриде на рынке Сан-Мигель даже изготовили блин со съедобным изображением отреставрированной до неузнаваемости фрески.

Жители городка очень благодарны Сесилии за то, что, благодаря ей, их родной город появился на карте мире. «Она хороший человек, эта ситуация ее надломила. Не надо забывать о том, что Сесилия - человек пожилой, и мы все ей посоветовали избегать контактов с прессой. Это нормально, что она пытается защищаться, но все заканчивается тем, что она начинает ругаться с нашим священником, с семьей Элиаса Гарсия и, в итоге, очень страдает», - говорит один из соседей Сесилии.

«Мы должны все поддержать ее и решили, что каждый из нас принесет в сад Сесилии по цветку. Таким образом, мы выразим ей свою поддержку», - говорит другой.

«Я очень благодарна всем жителям Борхи. Я ощущаю их поддержку и любовь», - говорит Сесилия.

Отреставрированная фреска привлекла в город большое число туристов. Сотни любопытствующих выстраивались в очередь у храма Милосердия. Чтобы избежать повреждения фрески из-за наплыва туристов, рядом с ней была выставлена охрана.

Видя такой ажиотаж, власти города теперь хотят официально зарегистрировать марку Ecce Homo и оформить все права.

Но при этом городской совет города не исключает, что против старушки будет заведено уголовное дело за незаконные действия в отношении объекта культурного наследия. Однако представители городской администрации признают, что данная ситуация довольно «деликатная».

Многие представители властей также встали на защиту Сесилии. «Мы думаем, она сделала это из лучших побуждений. На следующей неделе она встретится с реставратором и расскажет, какие материалы использовала», - рассказал El Pais советник по вопросам культуры Хуан-Мария Охеда.

Окончательное решение о реставрации будет принято не раньше, чем через две недели.

» в оригинальном виде (слева)
и после «реставрации» (справа)

Напишите отзыв о статье "Пушистый Иисус"

Примечания

Ссылки

  • /lenta.ru

Отрывок, характеризующий Пушистый Иисус

«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.