Интересные факты о блокаде ленинграда. Блокадный Ленинград. Суровые факты

Период в жизни Ленинграда с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 в Великой войне относится, без сомнения, к числу наиболее трагических. Он известен всем как блокада. Почти 900 дней и бесчисленное множество фактов – свидетельств страшного испытания в жизни этого города на Неве.

Официальная статистика

Сравнивать есть с чем. На начало 1941 года численность населения Ленинграда была около 3 млн. человек . Доля нетрудоспособного населения (включая стариков и детей) была довольно высокой. Город располагал лучшей медицинской и санитарной службой в стране

В условиях массового голода в городе не случилось значительных эпидемий. Конечно, свою роль сыграла очень холодная зима 1941-42 годов, но медицинская служба сработала максимально эффективно при столь низком уровне гигиены, когда ни водопровод, ни канализация, ни отопление не работали.


В довоенном Ленинграде в месяц умирало в среднем 3 тыс. человек. За два первых месяца 1942 года умерло 260 тыс., в марте – 100, в мае – 50, в июле – 25, в сентябре – 7 тыс. человек. Но это совсем не означает, что условия жизни блокадников улучшились. Просто первыми умерли самые слабые: больные, дети и старики. И теперь основными жертвами стали те, кто погибал в артобстрелах или от разрывов бомб. В первый блокадный год, по оценкам, погибло около 780 тыс. жителей города.

Но есть и более страшные цифры. Более 600 человек было осуждено за каннибализм в феврале 1942, более тысячи – в марте. Это далеко не полные данные.

Подводный трубопровод

О «дороге жизни» наслышан, пожалуй, каждый россиянин. Именно благодаря ей и отчаянному героизму людей, которые с риском для жизни отправлялись по льду Ладоги, из Ленинграда вывозили людей, снабжали город продовольствием и топливом.


Но лед имеет обыкновение таять по весне и ледяной дороги уже не будет. Город останется без горючего? И тогда появилось это решение: нужен трубопровод на дне озера, стальной, чтобы перекачивать нефтепродукты. Под непрекращающимся огнем, в оттепель, в сложных погодных условиях лишь за 43 дня было проложено больше 20 км трубопровода на тринадцатиметровой глубине.


Первыми в марте 1942 ее услышали жители Куйбышева. Именно здесь Шостакович закончил свою 7 (Ленинградскую) симфонию. Жители осажденного Ленинграда познакомились с ней немного позже, 9 августа. Это было Событие для города и его жителей. Большой зал филармонии был переполнен. Все восемьдесят минут, от начала и до конца, симфонию транслировали по городскому радио и по всем полутора тысячам громкоговорителям, чтобы всякий мог услышать. Каждый житель Ленинграда слышал, немецкие войска, осаждавшие город, – тоже.

Борьба с «зажигалками»

Всем известно, как горожане боролись с зажигательными бомбами с напалмом, что тысячами сбрасывались на город. Практически в каждом художественном фильме, посвященном Ленинградской блокаде есть сцены, где женщины и подростки скидывали эти горящие факелы с крыш, чтобы их погасить в песке.

Только в первый месяц блокады покрытия крыш общей площадью почти 19 млн. кв. м. были обработаны суперфосфатной огнеупорной «мазью». Эта работа и постоянные дежурства, организованные самими жителями на крышах своих домов, помогли спасти город от такого огромного количества разрушительных пожаров.

После таких дежурств осталось немало ослепших детей. В большинстве своем это были мальчишки, которым нипочем была техника безопасности, категорически запрещавшая прямо смотреть горящие бомбы.

Кошачий подвиг

Дважды кошкам выпала роль спасителей в осажденном Ленинграде. Острая нехватка еды вынуждала жителей есть своих домашних животных. Никто не знает, сколько ленинградцев в первый блокадный год было спасено ими от голодной смерти.


Исчезновение кошек стало причиной нашествия грызунов. От них не было спасения. Под угрозой оказались городские продовольственные запасы. Когда блокада прорвана, Ленсовет принимает в числе первых решение о доставке в город из Ярославской области дымчатых кошек (по тем временам лучших крысоловов). В Ленинград кошки прибыли в четырех вагонах и мгновенно были разобраны по домам. Людям приходилось за ними выстаивать огромную очередь.

Между прочим, цена на котенка было 500 рублей. Это в десять раз дороже, чем кг хлеба, купленный с рук. В помощь ярославским кошкам были выписаны сибирские, так называемый второй «призыв». Только после этого грызунов удалось одолеть, а запасы измученных ленинградцев спасти. Именно за этот их подвиг в Ленинграде установлен памятник кошкам.

Умереть от голода рядом с запасами хлеба и картофеля

Ленинградский Всесоюзный институт растениеводства, созданный Вавиловым, имел коллекцию семян, богатейшую в мире, а это более 100 тыс. образцов разных растений. В блокадном городе, где не было света и постоянные перебои с отоплением, ценой невероятных усилий сотрудники института сумели обеспечить сохранность своей коллекции.

Даже крысы и расхитители, проникавшие через разбитые окна здания, не смогли нанести коллекции ощутимый урон. Вировцы умирали голодной смертью, но отказывались рассматривать как еду настоящие богатства, запасы злаков и картофеля, которые они сохраняли. Летом им даже удавалось что-то посеять, хоть артобстрелы не прекращались.

Дело «табак»

Осажденный город и фронт испытывал огромную потребность в табаке. Чтобы увеличить его выход в табак добавлялись самые разные примеси: хмель, получаемый с пивоваренных заводов, даже табачная пыль. Но табака все равно катастрофически не хватало. Оказалось, что клен из всех листьев для добавки подходил более всего.

Для сбора опавших кленовых листьев были «мобилизованы» школьники города. Им удалось собрать почти 80 тонн. Таким образом потребность в «табаке» была полностью покрыта.


Разве мы можем допустить, чтобы был забыт подвиг жителей этого героического города и его защитников, где фронт и тыл были единым целым. Сколько бы ни прошло лет, об этом должны помнить мы, и наши дети, и следующие поколения.

Мы чашу горя выпили до дна, Но враг не взял нас никаким измором. И жизнью смерть была побеждена, И победили – Человек и Город.

Ленинград – крупнейший промышленный, научный и культурный центр нашей страны. Это один из красивейших городов мира. На множестве островов раскинулся могучий и неповторимый город. Город широких проспектов и площадей, театров и музеев, изумительных белых ночей. В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда.

27 января 2014 года исполнилось 70 лет со Дня полного освобождения города Ленинграда от фашистской блокады. Никто из нас не должен забыть, просто не имеет права забыть подвиг жителей и защитников города, в котором фронт и тыл сливались воедино. Сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ленинградцев останется образцом мужества, стойкости, несгибаемой воли. Блокада Ленинграда навсегда останется одной из самых героических страниц истории Великой Отечественной войны.

Мы сегодня тоже вспомним о трудном испытании, которое жители города Ленинграда выдержали с мужеством и достоинством. О некоторых событиях обороны Ленинграда, думаю, вы знаете, но, возможно, некоторая сегодняшняя информация будет для вас новой.

О блокаде Ленинграда написаны книги, сняты художественные фильмы. Мы вспомним только несколько фактов из жизни блокадного Ленинграда.

В директиве немецкого военно-морского штаба «Будущее города Петербурга» от 22 сентября 1941 года говорилось: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса… Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй». Вот какая учесть ждала Ленинград, но всё сложилось по-другому.

Приведем 10 фактов о блокадном Ленинграде.

1) Блокада Ленинграда длилась 872 дня (8 сентября1941 – 27 января1944)

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток.

Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая и сверхтяжелая артиллерия вела планомерный и ожесточенный обстрел жилых кварталов города. Два с половиной года фашисты осаждали Ленинград, но так и не смогли сломить его защитников.

Ленинградцы героически защищали родной город: строили оборонительные сооружения, сражались в народном ополчении, в партизанских отрядах, становились бойцами отрядов противовоздушной обороны.

К началу блокады в Ленинграде не было достаточного количества запасов еды и топлива. Близилась первая зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть... Но враг просчитался. Как только Ладожское озеро замерзло, через него была проложена автомобильная дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни. Именно через Ладогу пролегла магистраль, по которой в блокадный Ленинград зимами 1941–42 и 1942–43 годов доставлялись грузы с продовольствием. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. По озеру было сложно провезти количество еды, необходимое для всего населения города. В первую блокадную зиму в городе начался голод, появились проблемы с отоплением и транспортом. Зимой 1941 года умерли сотни тысяч ленинградцев.

Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года. 27 января 1944 года, через 872 дня после начала блокады, Ленинград был полностью освобожден от фашистов.

2) 630 тысяч ленинградцев погибли

В октябре 1941 года жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма. Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно: по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов. В то же время лёд на озере был ещё очень слабым, чтобы по нему могли проехать автомобили. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника.

За время блокады от голода и лишений погибло свыше 630 тысяч ленинградцев. Эта цифра была озвучена на Нюрнбергском процессе. По другой статистике, цифра может достигать 1,5 миллиона человек. Только 3% смертей приходятся на фашистские артобстрелы и бомбежки, остальные 97% погибли от голода. Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление. Сохранились бесчисленные рассказы о людях, падавших от слабости и умиравших – дома или на работе, в магазинах или на улицах.

Многие знают печальную историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных. В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записи.

"Савичевы умерли все".

"Осталась одна Таня".

Большинство погибших в блокаду похоронены на Пискаревском мемориальном кладбище.

3) Минимальный паек – 125 граммов хлеба

Главной проблемой осажденного Ленинграда был голод. Служащие, иждивенцы и дети получали в период с 20 ноября по 25 декабря только 125 граммов хлеба в день. Рабочим полагалось 250 граммов хлеба, а личному составу пожарных команд, военизированной охраны и ремесленных училищ – 300 граммов. В блокаду хлеб готовили из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Хлеб получался практически черным по цвету и горьким на вкус. Другие продукты по карточкам почти не выдавались. Бойцы получали немногим больше, чем жители города.

4) 1,5 миллиона эвакуированных

За время трех волн эвакуации Ленинграда из города были вывезены в общей сложности 1,5 миллиона человек – почти половина всего населения города. Эвакуация началась уже через неделю после начала войны. Среди населения велась разъяснительная работа: многие не хотели покидать свои дома. К октябрю 1942 года эвакуация была завершена. В первую волну в районы Ленинградской области были вывезены около 400 тысяч детей. Начиная со второй волны, эвакуацию совершали по Дороге жизни через Ладожское озеро. Отважные шоферы вели по ледовой трассе, под обстрелом и бомбежкой, машины с продуктами, оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл страны женщин и детей, раненых воинов.

5) 1500 громкоговорителей

Доля оповещения ленинградцев о вражеских атаках на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Кроме того, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой. Радиовещание в блокадном Ленинграде было круглосуточным. В городе действовало распоряжение, запрещающее отключать радиоприемники в домах. Дикторы радио рассказывали о ситуации в городе. Когда прекратилось вещание радиопередач, стук метронома все рано продолжал транслироваться в эфире. Его стук называли живым биением сердца Ленинграда.

6) –32,1°C

Первая зима в осажденном Ленинграде была суровой. Столбик термометра падал до отметки –32,1°C. Средняя температура месяца была – 18,7 °C. В городе даже не зафиксировали привычных зимних оттепелей. В апреле 1942 года снежный покров в городе достигал 52 см. Отрицательная температура воздуха стояла в Ленинграде более полугода, продержавшись до мая включительно. Отопление не поступало в дома, были отключены канализация и водопровод. Прекратилась работа на заводах и фабриках. Главным источником тепла в домах стала печка-«буржуйка». В ней сжигали все, что горело, в том числе книги и мебель.

7) 6 месяцев осады

Даже после снятия блокады немецкие и финские войска в течение полугода осаждали Ленинград. Выборгская и Свирско-Петрозаводская наступательные операции советских войск при поддержке Балтийского флота позволили освободить Выборг и Петрозаводск, окончательно отбросив противника от Ленинграда. В результате операций советские войска продвинулось в западном и юго-западном направлении на 110-250 км, и Ленинградская область была освобождена от вражеской оккупации.

8) 150 тысяч снарядов

Во время блокады Ленинград постоянно подвергался артобстрелам, которых было особенно много в сентябре и октябре 1941 года. Авиация совершала по несколько налетов в день - в начале и в конце рабочего дня. Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Снарядами было разрушено 3 тысячи зданий, а повреждено больше 7 тысяч. Около тысячи предприятий были выведены из строя. Для защиты от артобстрелов ленинградцы возводили оборонительные сооружения. Жители города построили больше 4 тысяч дотов и дзотов, оборудовали в зданиях 22 тысяч огневых точек, возвели на улицах 35 километров баррикад и противотанковых препятствий.

9) 4 вагона кошек

Предварительный просмотр:

«Блокада Ленинграда»

27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Прошло 71год. Сейчас это день объявлен Днем воинской славы России.

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.

Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли.

Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города.

Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей.

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.

Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.

Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.

Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.

Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду.

Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.

А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.

Часто лед трескался и машины тонули.

Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!

Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.

Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…

За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.

Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки.

Помогали в госпиталях.

Разбирали письма на почте.

Многие мальчики и девочки были награждены медалями.

К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.

18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта.

И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.

А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные в борьбе с немецко–фашистскими захватчиками городу Ленинграду присвоено почётное звание « ГОРОД – ГЕРОЙ »!


По плану Гитлера, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а войска, оборонявшие его – уничтожены. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. Наша редакция продолжает рассказ о событиях внутри оцепленного города.

Факт 8

Известная страница в истории блокады – борьба горожан с «зажигалками» – зажигательными бомбами с напалмом, которые немцы тысячами сбрасывали на город. Здесь помогала и суперфосфатная огнеупорная «мазь», которой за первый месяц обработали 19 млн квадратных метров покрытий, и дежурства на крышах города, когда упавшую бомбу нужно было срочно взять щипцами и сбросить вниз, где её гасили в песке. Смотреть напрямую на бомбу ни в коем случае было нельзя, но мальчики, дежурившие на крыше, не всегда соблюдали технику безопасности. После войны в городе было достаточно много ослепших детей.

Факт 9

В 1943 году одним из самых дорогих товаров в Ленинграде были кошки. Как известно, почти всех кошек съели, и в городе развелись полчища крыс. После прорыва блокады, в апреле вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград четыре вагона дымчатых кошек» (дымчатые считались лучшими крысоловами). Очевидцы рассказывали, что кошек расхватывали моментально, за ними выстраивались очереди. Л. Пантелеев записал в блокадном дневнике в январе 1944 года: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей» (килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей. Зарплата сторожа составляла 120 рублей). Но Ярославские кошки полностью не справились с миссией, поэтому был объявлен второй «призыв». На этот раз котов собирали в Сибири. Так что большинство современных питерских котов имеют ярославские или сибирские корни. В современном Ленинграде существует памятник кошкам – героям блокадного Ленинграда – кошкам.

Факт 10

Всего за время блокады от голода и лишений погибло почти 650 тысяч ленинградцев, но эта цифра, озвученная советским обвинителем на Нюрнбергском процессе, сегодня оспаривается рядом историков, полагающих, что общее число жертв блокады могло достигнуть 1,5 миллионов человек. Пик смертности пришелся на первую блокадную зиму 1941/ 1942 годов, когда за период с декабря по февраль умерло более 250 тысяч человек. Женщин во время блокады погибло меньше, чем мужчин, из каждых 100 смертей в Ленинграде в этот период 63 приходились на мужчин и 37 – на женщин.

Прежде чем привести крамольную статью Алексея Кунгурова, посвящённую Блокаде Ленинграда, предлагаем несколько фактов:

  • Во время блокады у ленинградцев были конфискованы частные фотоаппараты, делать любые снимки осажденного города было запрещено. Людей, пытавшихся сделать фотографии для себя, арестовывали, обвиняли в шпионаже, и расстреливали (либо давали срок).
  • Командующий Группой Север, фон Лееб, открыто обвинял Гитлера в сговоре с советским командованием. Это достаточно известный факт, так как Риттер (Рыцарь без передачи титула) Фон Лееб был известной персоной.
  • Финская армия могла за день разрушить условное прикрытие Питера с Севера. Эта армия стояла на границах территории, до которой доходили городские автобусные маршруты города Ленинград.

О математике и исторической реальности

Проходя по Санкт-Петербургу, замечаешь, что каждый дом и каждый памятник напоминает о великом историческом прошлом этого города. Великое и героическое прошлое никем не оспаривается, но условия , в которых простым людям приходилось совершать нечеловеческие усилия, голодать и умирать, при более внимательном рассмотрении, оказываются искусственно созданными .

Из изложения истории блокады Ленинграда мы знаем, что в годы войны город подвергался интенсивной бомбардировке и артиллерийским обстрелам . На стенах домов в Петербурге до сих пор ещё встречаются старые вывески, сообщающие, что эта сторона безопасна при обстрелах, а на фасадах домов видны отметины от попавших в них снарядов.

В этих условиях жители Ленинграда каждый день совершали подвиги, трудились и медленно умирали от голода. Для поднятия боевого духа, в своё время в политуправлении Ленинграда появилась идея воспеть безсмертный подвиг жителей города, и в одной из его газет появилась заметка о героическом труде ленинградцев в условиях постоянных обстрелов. В ней приведена информация, что на территорию Ленинграда упало 148 тысяч 478 снарядов . Эта цифра стала эталоном и на все годы блокады, запала в умы историков, и они уже не смогли от неё отделаться.

Вот, как историки описывают эти события:

Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября – 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов. Огневая мощь немецкой артиллерии, пытавшегося обстрелами сломить сопротивление защитников осажденного города, была весьма значительной. Артиллерийская группировка немцев в районе Урицка, где линия фронта ближе всего подходила к Ленинграду, в начале блокады состояла из 4 артиллерийских полков, вооруженных 105- и 150-миллиметровыми орудиями. Позднее сюда были переброшены тяжелые орудия (203- и 210-миллиметрового калибра), дальность стрельбы из которых достигала 30-32 км.

Обратите внимание: 15 сентября обстрел длился 18 часов, и стреляло не одно орудие, а вся артиллерия фронта. На Исаакиевском соборе по этому случаю они повесили даже памятную табличку (в честь увековечения факта попадания снаряда вколонну Исаакиевского собора). Но элементарная проверка этой цифры показывает, что она взята с потолка и никак не отражает реальные события (на момент окончания осады Ленинграда).

Это можно доказать прямо на пальцах! Возьмём дальнобойное орудие большого калибра (155, 203 или 210 мм). Это орудие делает 1 выстрел за 2 (две) минуты. За час это орудие делает 30 выстрелов. За рабочий день – 240 выстрелов (8-часовой рабочий день, мы помним, что немецкие солдаты воевали по расписанию, это не роботы, они должны кушать и отдыхать), за 18 часов непрерывного обстрела орудие делает 540 выстрелов, за 430 часов – 12 900 выстрелов. Соответственно, артиллерийская батарея за это же время делает 77 400 выстрелов, а артиллерийский дивизион – 232 200 выстрелов. За 900 дней осады 1 такое орудие делает «всего» 216 тысяч выстрелов .

В состав стандартной артиллерийской батареи нашей и немецкой армии входило 6 орудий, артиллерийского дивизиона – 18 орудий, и таких дивизионов на фронте в немецкой армии было достаточное количество, все города после войны представляли собой руины.

Таким образом, из проверки информации, приведённой историками в письменном виде , можно сделать вывод, что упавших снарядов было намного больше, что подтверждают разрушения Ленинграда. Постоянное повторение историками этого факта говорит о неспособности или нежелании их отойти от сложившегося мифа.

Второй факт , который очень настораживает в описании Блокады Ленинграда, – это полное несоблюдения Закона сохранения материи и энергии.

Третий факт – постоянная игра в поддавки со стороны войск Германии.

Начнём с поддавков. Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле.

Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван , и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город , давали приказ отойти с выгодных позиций.

Следующий интересный момент

Известно, что Кировский завод работал всё время блокады. Второй факт тоже известный – он находился в 3 (трёх !!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большого калибра я просто молчу).

Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов).

Об исторических мифах и реальности

Кировский завод выпускал различную продукцию: танки КВ-1 , самоходки САУ-152 , к 1943 году освоили производство танков ИС-1 и ИС-2 (на заднем плане собираются САУ-152) . По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить масштаб производства танков (это крупное и серийное производство). Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию.

С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев …

Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками.

Теперь немного о физике

Одним из вопросов, на который не сможет ответить ни один «историк» является вопрос: где они брали электрическую энергию в нужном количестве?

Ибо основной из законов физики гласит, что энергия ниоткуда не берётся и никуда не девается, а в переводе на бытовой язык, это звучит так: сколько энергии произвели , столько и потратили (и не больше). Существуют нормативы в человеко-часах и единицах потраченной энергии на производство единицы продукции, пусть это снаряд или танк, и эти нормы немаленькие.

Немного из экономики

Исходя из нормативов того времени, определённое количество ресурсов и материалов распределялось между производствами без излишеств, в соответствии с планами и задачами. На основании этого распределения создавались минимальные запасы сырья, материалов, инструментов и готовой продукции на предприятиях, обеспечивавшие бесперебойную работу заводов (обычно, на две недели, реже на месяц) с постоянным подвозом необходимого (по мере добычи или производства) и отправкой готовой продукции.

В условиях блокады отдельно взятого города не существует таких стратегических запасов топлива, сырья, материальных средств и энергии, способных обеспечить потребность города (или хотя бы промышленности) больше чем на три месяца. В условиях жёсткой экономии энергии и продовольствия можно растянуть запасы, но для экономии электроэнергии требуется остановить производство – основной потребителя энергии, а этого не произошло. Заводы в Ленинграде не останавливались ни на день .

Можно согласиться с предположением, что часть угля для производства энергии взяли у флота, но основной базой флота был Таллин, и он был захвачен. Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль. Посмотрим, что по этому поводу пишут «историки» и «летописцы»:

С особым ожесточением германские пилоты целились в заводы и фабрики Ленинграда, такие, как Кировский, Ижорский, «Электросила», «Большевик». К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно. Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн . снарядов и мин, более 3 тыс . полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

2. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения.

В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов.

Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки.

Первый вопрос – по способу доставки из осаждённого города действующей армии и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное – 58 бронепоездов всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят (таких катеров (паромов) ещё не существовало).

Второй вопрос – это озвучено массовое производство (и это в условиях осады). Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям! Пример приспособления к производству в условиях дефицита материалов служит этасамоходная гаубица , и это штучный товар для потребностей обороны Ленинграда к выпущенным дополнительно к 713 танкам, так как она смонтирована на корпусе танка с двигателем, гусеницами и бронёй.

Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья . Ведь в блокированном городе Ленинграде не было угольных шахт, железорудных и прочих месторождений для обеспечения промышленности углём, сталью, коксом, флюсами и прочими материалами!

«Историки» утверждают, что станки вращали вручную – это просто домысел безграмотных в технике людей: попробуйте станок с приводом 3-10 кВт (а именно такие приводы имеют промышленные сверлильные и токарные станки) провернуть вручную и выточить металлическую заготовку. Вы сразу же сообразите, что это самая обычная выдумка , руками не то, что обеспечить нужную скорость вращения, просто провернуть такой станок невозможно!

«Историки» так же утверждают, что основной причиной увеличения продолжительности рабочего времени был не героический порыв отдать все для общей победы, а отсутствие электроэнергии. Из работ «историков»:

Осенью и зимой 1941/42 года советская артиллерия вела эту борьбу в чрезвычайно трудных условиях: не хватало боеприпасов, средств артиллерийской инструментальной разведки, отсутствовала корректировочная авиация, дальность стрельбы советских орудий в первое время уступала немецким, поэтому вплоть до весны 1942 года противодействие артиллерии противника носило оборонительный характер, хотя ответные удары советской артиллерии и ослабили боевую мощь врага.

Всё-таки интересно – у них самих не хватало снарядов или они переправили 3 миллиона снарядов армии! Почему? У них в блокаде не было проблем? А как они увеличили дальность стрельбы орудий? Наверное, подкатили орудия поближе?! Это ещё один пример не просто безграмотного изложения и непонимания информации, аполной фальсификации !

Дальность стрельбы орудия сама не увеличивается и не уменьшается, и изначально заданна конструктивными параметрами! Историки должны были указать, что были спроектированы, изготовлены, испытаны и приняты на вооружение новые орудия с увеличенной дальностью стрельбы. Похоже, историки писали так, надеясь, что это никто не будет читать или анализировать…

Теперь разберёмся с производством электроэнергии

На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области. Энергетики про это время пишут так:

Энергетическая блокада

После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций. Однако и на них из -за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда. Самым тяжёлым днём для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт…

Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии сократилось из-за режима чрезвычайной экономии. К январю 1942 года закончился уголь в городе, тепловые электростанции практически остановились, и производилось только 3000 кВт. При этом Волховская Гэс вырабатывала 2000 кВт (2 МВт), и этого хватало только на ж.д. узел и воинские части (то есть, обратите внимание на цифру – 2 мегаватта это очень немного в масштабах города).

В период Великой Отечественной войны, когда большинство электростанций блокадного Ленинграда из-за отсутствия топлива не могли работать. Зимой 1941-1942 годов котёл № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск этого агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой. (Википедия)

То есть, озвучена окончательная цифра: вся система (точнее, одна тепловая электростанция на торфе плюс Волжская ГЭС) до конца войны производила 24 тыс. киловатта. Цифра только кажется большой, но, к примеру, приведу, что этой энергии не хватит одному городу (например Гродно 338 тысяч человек) одновременно вскипятить электрические чайники.

В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая . Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии (3,6 МВт). Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 (всего) с предполагаемой мощностью двигателя 30 (!) кВт (к примеру, современные трамваи имеют мощность до 200 кВт).

Теперь немного о материалах и производстве

Можно многое обсуждать в истории, но факт остаётся фактом – снаряды, миномёты, пушки и танки делают из железа или специальных видов стали. Это, как известно, твёрдый материал, обрабатываемый в основном, давлением (неважно, молотом или резцом) и требует приложения больших усилий (в основном, механических), особенно при массовом производстве. Сварка брони танков требует огромного расхода электроэнергии (это не корпус автомобиля из жести сварить), промышленные сварочные аппараты имеют мощность до 40 кВт.

Осталось подвести баланс по электроэнергии

На оставшуюся от движения трамваев электроэнергию (20 МВт) нужно запитать производство заводов, а это:

· десятки тысяч станков по 3-10 кВт каждый (изготовлены миллионы снарядов, болтов, втулок, шпонок, валов и т.д.), – 30-100 МВт (это если 10 тысяч станков на всех заводах);

· десятки станков по производству стволов пушек (токарно-винторезные станки больших размеров),

· прокатные станы (без этого броневых листов не бывает),

· много промышленных сварочных агрегатов (всё-таки выпустили 713 танков за полгода, по 5 танков в день), танк обваривается не один день. Если предположить, что танк обваривают одним сварочным агрегатом трое суток, то требуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт.

И в итоге элементарных подсчётов получаем, что у нас сильно не хватает оставшейся энергии (20 МВт), а нужно обеспечить светом ещё обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, госпитали и т.д.

Осталось подвести баланс по продовольствию

Потребность в продовольствии города составлял (2 миллиона 544 тысячи жителей города – без учёта войсковых группировок, флота и жителей области внутри осады), 1,5 кг продовольствия в сутки (500 грамм сухарей и 1 кг овощей и круп – это общевойсковой паёк) – 3800 тонн продовольствия ежедневно (63 современных вагонов) – напомню, это без учёта численности войск и флота и жителей области.

Проведённый 10 и 11 сентября вторичный учёт продуктов питания показал, что для обеспечения войск и населения в Ленинграде имелись запасы зерна, муки и сухарей на 35 дней, крупы и макарон – на 30 суток, мяса и мясопродуктов – на 33 дня, жиров – на 45 суток, сахара и кондитерских изделий – на 60 суток (к ноябрю должно было всё закончиться, и это с учётом сокращения потребления в два раза).

Чтобы облегчить продовольственное положение Ленинграда, для переброски грузов были выделены транспортные самолеты. Доставкой продовольствия вместе с Особой авиагруппой, созданной в конце июня 1941 года для обслуживания Северного фронта, занималась Московская авиационная группа особого назначения, образованная из 30 московских экипажей гражданской авиации. С сентября по декабрь 1941 года героическими усилиями советских лётчиков в блокадный город было доставлено свыше 6 тыс. т грузов, в том числе 4325 т высококалорийных продуктов питания и 1660 т боеприпасов и вооружения (за 3 месяца привезли продовольствия на 2 дня . Непонятно, для чего возили боеприпасы, если в Ленинграде их сами выпускали и ещё на большую землю перевозили).

Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия (википедия)(ещё на 20 суток продовольствия).

Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361 109 т различных грузов, в том числе 262 419 т продовольствия (википедия) (то есть, перевозилось менее, чем по 2000 тонн продовольствия в сутки – это меньше суточной потребности города).

Потребность в продовольствии была решена после гибели почти миллиона людей от голода и эвакуации ещё одного миллиона 300 тысяч беженцев за все время действиядороги жизни .

Выводы

К ноябрю должны были закончиться (что и произошло) не только уголь, но и все запасы сырья и материалов, продовольствия. Путём жёсткой экономии эти запасы растянули до января. Подвоз по дороге жизни на машинах грузоподъемностью 1,5 тонны обеспечивал только продовольственные потребности (да и то не полностью). Не раскрыто «историками», что представляли из себя 100 000 т. других грузов, привезённых в первую зиму, но потребность промышленности это не покрывало (это тысячи и тысячи тонн). Промышленность должна была остановиться.

Но заводы всё работали и работали (это факт). Откуда взялась дополнительная энергия, неизвестно (наверное, немцы поставляли). Откуда брались ресурсы, и как отправляли готовую продукцию, тоже неясно.

При этом германскому командованию для полной парализации всей деятельности города достаточно было разрушить всего 5 электростанций (на начальном этапе войны и одну после января 1942 года), которые по дыму из труб хорошо были видны для корректировщиков артиллерийского огня. Это ещё одна случайная невнимательность?

Совершенно непонятно, почему 713 танков КВ не решили вопроса снятия блокады Ленинграда, ведь на момент начала войны мы имели только 636 танков КВ , и эти танки не пробивались немецкими пушками. Одновременное и массированное применение этих танков должно было продавить любую оборону с поддержкой 3000 выпущенных орудий (а на начало войны у нас было всего 1928 орудия) и в условиях отсутствия экономии боеприпасов. Этого количества танков и артиллерии должно было хватить, чтобы отбросить немцев даже к границе.

Приведённый пример показывает отсутствие какой-либо логики у нашего противника, у нашего командования и полное нарушение закона сохранения материи и энергии в исторической реальности.

С историей Великой Отечественной Войны нам предстоит ещё разбираться и разбираться. В ней много непонятных моментов.

Непонятно, каким видом оружия германские войска уничтожили к зиме 1941 года около 20 000 (двадцати тысяч) наших танков, при этом сами имели только 4171 танков и сау .

Непонятно, как мы потеряли ещё большую часть из выпущенных в годы войны 104840 танков и сау , при этом большая часть танков ремонтировалась и возвращалась в бой неоднократно. Такие потери зафиксированы в настоящей истории только раз – во время шестидневной арабо-израильской войны, когда израильские войска уничтожили почти две тысячи танков (но тогда были ПТУР и другой уровень реактивной авиации).

Если бы в Ленинграде стояли заводы из-за отсутствия сырья и материалов, всё было бы понятно – всё-таки блокада, и главное – привести продовольствие, о производстве подумаем потом. Но в условиях, когда люди умирали с голоду на ходу и замерзали целыми семьями, непонятно, откуда бралось сырьё, материалы, инструмент и агрегаты для заводов (танковые пушки изготавливались на Мотовилихинском заводе в Перми , и до февраля 1942 года это был единственный завод , выпускавший танковые и корабельные пушки ), и электроэнергия для обеспечения производства, а выпущенная продукция переправлялась на большую землю – это никакими сказками и мифами объяснить невозможно.

Жители Ленинграда, как и жители всей страны, совершили немыслимый подвиг. Многие из них отдали жизнь в боях за Родину, многие умерли от голода в Ленинграде, приближая час победы. Подвиг Павла Корчагина меркнет на фоне тех усилий, какие каждый день совершали герои-защитники, герои-жители осаждённого города.