Интересные факты о Фёдоре Шаляпине. ​45 интересных и любопытных фактов о Фёдоре Шаляпине Биография шаляпина интересные факты из жизни

13 февраля 1873 года родился знаменитый российский оперный певец, обладатель высокого баса Федор Шаляпин. Он был настоящим воплощением широкой русской души - любвеобильной, щедрой, живущий на широкую ногу. В 141-ую годовщину со дня рождения певца "РГ" подготовила подборку малоизвестных фактов о его личной жизни.

1. Живя с родителями в Суконной слободе в Казани, Федор Шаляпин учился в частной школе некоей Ведерниковой, откуда его спустя непродолжительное время исключили. Любопытно, что по воспоминаниям самого певца, причиной этого неприятного инцидента стало то, что учительница застала его за поцелуями с одноклассницей.

2. Первой женой Шаляпина была итальянская балерина Иола Торнаги. Поначалу талантливая молодая танцовщица, выписанная миллионером Саввой Мамонтовым из Италии, категорически отвергала ухаживания Шаляпина, которого, очевидно, считала легкомысленным юношей. Певец ухаживал за ней, осыпал дорогими подарками, но ничего не помогало. Тогда он пошел на крайний шаг, который в конце концов растопил сердце красавицы. Говорят, что во время репетиции оперы "Евгений Онегин" в своей партии Шаляпин неожиданно спел: "Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги!" Смущенная балерина в этот момент сидела в зале, в директорской ложе. Естественно, после такого признания она не могла отказать великому басу. В 1898 году, когда обоим было по 25 лет, Шаляпин и Торнаги обвенчались в церкви села Гагино, близ дачи Мамонтова.

3. Счастливая семейная жизнь не успокоила страстной души Шаляпина. Во время гастролей мужа в других городах и странах до Иолы регулярно доходили слухи о его разгульной жизни. Постепенно письма, в которых поначалу звучали страстные признания в любви, стали суше, хотя приходила все с той же регулярностью, и были пропитаны все тем же уважением. В 1905 году в Петербурге Шаляпин завел новую семью, начав жить вместе со вдовой Марией Валентиновной Петцольд и двумя ее детьми. Еще четыре года он жил на два дома, и дети от первого брака с Иолой - а их было пятеро - ни о чем не подозревали. Иола знала о новой жизни мужа, но скандалов не устраивала, заботясь о покое и благополучии сыновей и дочерей.

4. Вторая жена Шаляпина Мария не имела никакого отношения к театральным кругам. По странному стечению обстоятельств она была, как и сам великий бас, родом из Казани и приходилась дочерью дворянину Гуго Елухену, в то время как сам Шаляпин был из крестьян. О том, как они познакомились, достоверной информации нет. Говорят, что впервые встретились они на скачках на Московском ипподроме в 1906 году. Федору было 33 года, Марии - 24. Она уже четыре года была вдовой сына владельца знаменитых в России пивных заводов Эдуарда Петцольда, жила в Петербурге вместе с двумя детьми - Стеллой и Эдуардом. По свидетельству современников, Мария была полной противоположностью Иоле. Если первая жена безропотно отпускала Шаляпина в командировки во все концы света, то Мария неотступно следовала за ним везде, куда бы он ни поехал. Возможно, Шаляпин и собирался вернуться к законной жене сразу по возвращении той из Италии, где она гостила в родительском доме, но Мария не отпустила.

5. В эмиграцию Шаляпин уехал с Марией и их общими детьми, которых к тому моменту уже было трое. Долго жили во Франции, где со временем певец купил себе большой дом. Как вспоминает приближенная семьи Нина Прихненко, в доме царили мир и покой. "Дядя Федя и тетя Маня всегда завтракали с семьей. В субботу-воскресенье все собирались за столом. Блюда подавали два слуги. Они следили за тем, чтобы все было, как полагается, молча и быстро меняли блюда, стараясь не привлекать к себе внимания. В доме постоянно были гости. За обедом собиралось обычно не менее 20 человек", - рассказала она в 2006 году в одном из своих интервью агентству ИТАР-ТАСС .

6. Мария Петцольд не могла официально носить имя Шаляпина - их брак не был зарегистрирован. Часто связь Шаляпина и Петцольд вызывала скандалы, особенно в западной "свободной" прессе. Так, будучи на гастролях в Нью-Йорке, Шаляпин подвергся шантажу со стороны репортеров. Ему пришлось заплатить десять тысяч долларов, чтобы откупиться от них.

7. Шаляпин очень любил своих детей, и от первого брака, и от второго. Первых старался пристроить в хорошие учебные заведения и не обделять вниманием, вторых, еще совсем маленьких, баловал: любил их тискать, рассказывал сказки, задаривал подарками. Он по-прежнему, даже после официального развода, поддерживал теплые отношения с первой женой и писал ей письма об успехах старших детей, которые в то время тоже перебрались за границу: "Федька работает в кино, - писал Шаляпин оставшимся в Москве детям и Иоле. - Боря пишет красками натуру и работает, учится всерьез. Надеюсь, что будет художник. Лида живет по-прежнему. Марфа ждет дите. Маринка сходит с ума по балету и по Бенвенуто Челлини...".

Интересные факты о Шаляпине – это отличная возможность узнать больше о творчестве великого русского артиста. Федор Иванович внес существенный вклад в развитие как музыкального, так и актерского искусства. Критики отмечали, что он обладал «прирожденной музыкальностью и яркими вокальными данными».

Итак, перед вами самые интересные факты о Шаляпине.

  1. Федор Шаляпин (1873-1938) – русский оперный и камерный певец, актер. Он оказал существенное влияние на развитие мирового оперного искусства.
  2. Шаляпин был первым человеком в Советской России, кто удостоился звания народного артиста Республики.
  3. Родители будущего артиста являлись крестьянами.
  4. В 9-летнем возрасте Шаляпин первый раз в жизни услышал хоровое пение в храме. Это произвело на него настолько большое впечатление, что мальчик решил записаться в хор.
  5. Интересен факт, что в детстве Федор Шаляпин обучался профессии сапожника.
  6. Когда Шаляпину исполнилось 16 лет, он поступил в драматическую труппу в качестве статиста.
  7. Известен случай, когда после выхода на сцену Шаляпин промахнувшись мимо стула свалился на пол. С того времени певец на протяжении всей жизни с осторожностью усаживался на стулья, опасаясь падения.
  8. На заре своего творчества Шаляпин проживал в , обучаясь вокальному искусству у известного певца Дмитрия Усатова. Стоит отметить, что педагог учил юношу бесплатно, поскольку у того не было денег.
  9. Знаете ли вы, что Федор Шаляпин увлекался живописью, графикой и скульптурой?
  10. Шаляпин исполнял на сцене произведения таких популярных композиторов, как , и Глинка (см. ).
  11. В разные периоды жизни певец был солистом Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера.
  12. Любопытно, что в 1915 г. у Шаляпина состоялся дебют в кинематографе, где он сыграл одноименную роль в картине «Царь Иван Васильевич Грозный».
  13. В разгар Первой мировой войны (1914-1918) артист открыл за свои деньги 2 госпиталя для лечения раненных воинов, скрыв этот факт от общественности.
  14. Когда к власти пришли большевики, они отобрали у Шаляпина дом и машину. В результате, в 1922 г. он решил эмигрировать во .
  15. После того как Федор Иванович пожертвовал часть собственных средств детям белогвардейских эмигрантов, власти лишили его звания народного артиста и запретили ему возвращаться на родину.
  16. Интересен факт, что после Шаляпину было возвращено звание народного артиста.
  17. В молодости с Шаляпиным произошел весьма забавный случай прямо на сцене. Запутавшись в пышном наряде, он рухнул на пол, чем вызвал громкий хохот зрителей. Поскольку публика никак не могла успокоиться, концерт был фактически сорван.
  18. Знаете ли вы, что когда услышал пение Шаляпина, он заявил, что тот «поет слишком громко».
  19. Федор Шаляпин объехал с гастролями почти весь мир, включая .
  20. Шаляпин являлся коллекционером раритетного оружия.
  21. Артист дружил с известным советским писателем

Отец Федора Шаляпина был определенно мнения об актерских увлечениях сына. Он говорил ему:
- В дворники надо идти, скважина, в дворники, а не в театр. Дворником надо быть, и будет у тебя кусок хлеба...

не в свои сани не садись

Пятнадцатилетний Шаляпин обратился в дирекцию театра в Казани с просьбой прослушать его и принять в хор. Но из-за мутации голоса на прослушивании он спел чрезвычайно плохо. Вместо Шаляпина в хористы приняли какого-то долговязого девятнадцатилетнего парня, с чудовищным "окающим" говором. Свое первое фиаско Шаляпин запомнил на всю жизнь, а этого долговязого конкурента надолго возненавидел. Спустя годы в Нижнем Новгороде Шаляпин познакомился с Максимом Горьким, которому и рассказал о своей первой певческой неудаче. Услышав рассказ, Горький рассмеялся:
- Дорогой Феденька, так это ж был я! Меня, правда, скоро выгнали из хора, потому что голоса у меня вообще не было никакого.

дебют

Дебют Федора Ивановича на оперной сцене был весьма оригинальным. Шаляпин в то время был главным статистом в театре. Ему поручили бессловесную роль кардинала, который должен был торжественно проследовать через всю сцену в сопровождении свиты. Перед первым в жизни выходом на сцену Шаляпин так волновался, что у него дрожали ноги и руки. Он долго объяснял бестолковым младшим статистам их обязанности, в тайне предвкушая, как ахнет зал от их величественного шествия.
- Следуйте за мной и делайте все так же, как я! - приказал он свите и вышел на сцену. Едва сделав шаг, Шаляпин в волнении наступил на край своей длинной красной мантии и рухнул прямо на пол! Сопровождавшая кардинала свита решила, что... так и надо, и тоже упала! Главный статист героически пытался встать на ноги, выпутаться из широкой мантии - бесполезно. Барахтаясь в кардинальском облачении, он так и прополз на четвереньках через всю сцену! А за ним, также конвульсивно подрагивая, ползла свита!
Публика хохотала до колик! Едва Федор Иванович оказался за кулисами, его схватил взбешенный режиссер и спустил с лестницы, дав будущему украшению русской сцены хорошего пинка под зад.

"сейчас обопрусь..."

Шаляпин с юмором вспоминал своеобразный метод "воспитания" голоса, который применял его педагог Д.А. Усатов. Слыша, что голос начинает слабеть, он наотмашь бил ученика в грудь и кричал:
- Опирайтесь, черт вас возьми! Опирайтесь!.
Но Шаляпин не понимал, на что и чем он должен был "опираться"...
- Лишь много времени спустя он наконец объяснил мне, что надобно было опирать звук на дыхание, концентрировать его... - со смехом рассказывал Шаляпин, уже став великим певцом.

не хочешь квакать? штраф!

Однажды Шаляпин был болен "грудной жабой" и отказался петь в двух спектаклях. За это директор театра оштрафовал Федора Ивановича и аргументировал наложение штрафа следующим образом:
- В наших спектаклях многие артисты на сцене просто квакают, отчего же и Шаляпин не может спеть с "жабой"? Он вполне влился бы в общий хор...

страус в клетке

В 1901 году Шаляпин в качестве солиста Большого театра гастролировал в театре "Ла Скала". На свою первую зарубежную гастроль он откликнулся автоэпиграммой, удачно перефразируя стихи Лермонтова и Грибоедова:
Я здесь в Милане - страус в клетке
(В Милане страусы так редки);
Милан сбирается смотреть,
Как русский страус будет петь,
И я пою, и звуки тают,
Но в воздух чепчики отнюдь
Здесь, как в России, не бросают.

да я не про это!

Федор Иванович Шаляпин всегда возмущался людьми, которые считают труд артиста легким.
- Они напоминают мне, - говорил певец, - одного извозчика, который как-то вез меня по Москве:
- А ты, барин, чем занимаешься? - спрашивает.
- Да вот пою.
- Я не про то. Я спрашиваю, чего работаешь? Петь - это мы все поем. И я пою, когда скучно станет. Я спрашиваю: ты чего делаешь?

понимаю - революция...

Во время революции дом Шаляпина часто подвергался ночным обыскам. Искали бриллианты и золото. Однажды конфисковали серебряные ложки и вилки, а также двести бутылок французского вина.
Шаляпин пожаловался Зиновьеву:
- Я понимаю - революция... И, в сущности, я не против обысков, но нельзя ли обыскивать меня в удобное для меня время, с восьми до девятнадцати, например?

что такое конные матросы?

В пору революции Шаляпин пришел к художнику Коровину:
- Меня обязали выступить сегодня конными матросами. Скажи мне, ради Бога, что такое конные матросы?
- Не знаю, что такое конные матросы сумрачно отвечал Коровин, - но уезжать надо...

розыгрыш

Одно время на даче Коровина жила семья Козловых, Петр Петрович и Наталья Степановна, которые являлись объектом многочисленных шуток Шаляпина. Однажды Федор Иванович спрятал резиновый шланг от большого аквариума и стал уверять, что Петр Петрович накануне вечером, будучи в большом подпитии, случайно проглотил его.
- Я видел собственными глазами! Качаясь, подошел к аквариуму, хотел попить через шланг и проглотил!..
Федор Иванович принюхивался и очень убедительно продолжал:
- Определенно, от тебя пахнет резиной. Определенно!
Озабоченное сочувствие Шаляпина было настолько правдоподобным, что Петр Петрович отправился к врачу вытаскивать шланг, для чего выпил более стакана касторки.

уж-жасное привидение...

Однажды, гостя на даче у художника Константина Коровина, Федор Иванович вместе с хозяином решил разыграть недавно приехавших архитекторов В. Кузнецова и В. Мазырина. Кузнецов был всем известен не только как прекрасный архитектор, но еще и как очень боязливый и мнительный человек. На этом и решили сыграть. Недалеко от дачи была сложена скамья из дерна, похожая на могильный холм. Константин Коровин по секрету сказал своим гостям, что это могила бывшего хозяина дома, умершего страшной смертью. Каждую ночь ровно в двенадцать часов ночи дух умершего прилетает к могиле. Скептики могут дождаться полночи и все увидеть собственными глазами.
В тот же вечер вся компания ждала полночи на веранде, с которой была хорошо видна "могила". Когда же пробило полночь, "могила" вдруг засветилась мерцающим фиолетовым светом.
- Начина-ается! - послышался жуткий шепот дрожащих губ Шаляпина. - Пойдемте ближе, посмотрим...
Все вышли из дома и не очень-то решительно направились к таинственному свету. Вдруг над "могилой" взметнулось и затрепетало в фиолетовом свете что-то белое!
- Вижу! Я его ви-ижу!! - вскричал Федор Иванович и, трагически заломив руки, рухнул на землю, словно подкошенный. К Шаляпину подбежал Коровин; склонившись, он стал щупать пульс.
- О Боже, пульса нет! Шаляпин погиб! Умер от разрыва сердца!..
Гости бросили "погибшего" Шаляпина и, не оглядываясь, побежали к даче, сложили вещи и тут же отбыли в Москву. На следующий день они рассказали обо всем приятелям, по городу поползли ужасающие слухи о привидении и трагической безвременной кончине Шаляпина.
Ну а скрытая механика появления "духа покойного" была весьма проста. Роль привидения играла... простыня, подвешенная на кольцах к веревке, которая была протянута между деревьями над "могилой". Простыню в нужный момент привел в движение крестьянский парень, подготовленный Коровиным. Он же поджег и спирт в плошках за "могилой" - источник таинственного свечения.

зачем вам костюм, милейший?

Однажды к Шаляпину явился певец-любитель и довольно нагло попросил:
- Федор Иванович, мне в аренду необходим ваш костюм, в котором вы пели Мефистофеля. Не беспокойтесь, я вам заплачу!
Шаляпин встает в театральную позу, набирает в легкие воздуха и поет:
"Блохе кафтан?! Ха-ха-ха-ха!.."

таможня начеку!

Шаляпин, приехав на гастроли в США, должен был пройти проверку в нью-йорской таможне. В очереди к чиновнику, производившему осмотр багажа, его узнали.
- Это знаменитый Шаляпин,- сказал кто-то, - у него золотое горло...
Услышав такую реплику, таможенный чиновник потребовал немедленно сделать рентгеновский снимок "золотого горла".

поклонница

Как-то на гастролях в Америке к Шаляпину подошла дама, которая отрекомендовалась горячей поклонницей его таланта. Прошло четверть часа, но экзальтированная особа не высказывала ни малейшего намерения оставить певца в покое. Шаляпин не знал, как избавиться от надоедливой поклонницы.
Неожиданно появился фотограф.
- Можно ли попросить мистера Шаляпина улыбнуться?
Шаляпин сразу же воспользовался этим поводом и обратился к непрошенной собеседнице:
- Вынужден попрощаться с вами, миссис. Вы же слышали, что фотограф попросил меня сделать приятное выражение лица...

ну, слава богу!..

Один миллиардер пригласил Шаляпина выступить у него на вечере.
- Это будет вам стоить тысячу долларов! -сказал Шаляпин.
- Хорошо, - отвечал богатей, - но с условием, что после пения вы не останетесь среди гостей!
- Что же вы мне сразу не сказали! - образовался великий певец. - Ежели не надо общаться с вашими гостями, то я спою и за пятьсот долларов!

мы с шаляпиным

У Федора Ивановича Шаляпина был секретарь и помощник Петр, который оберегал певца от назойливых журналистов и театральных критиков.
Во время одной из поездок по Европе к певцу в гостиницу пришел известный музыкальный критик. Его встретил секретарь.
- Федор Иванович сейчас занят, - сказал он. - На все ваши вопросы готов ответить я.
- Каковы планы маэстро Шаляпина на ближайшее будущее? - спросил музыкальный критик.
- Мы едем в Милан, где будем петь в "Ла Скала", затем дадим в Лондоне концерт в честь английского короля, потом...
- Все отлично, Петр, - загремел голос Шаляпина из соседней комнаты. - Только не забудь взять меня с собой!

замечательная борода

После спектакля в "Ла Скала", где Шаляпин пел Бориса Годунова, к нему подошел итальянский певец.
- Борода у вас великолепная,- сказал завистливый итальянец. - Я тоже хотел бы спеть с такой бородой.
- Ну, если бы дело было в одной бороде, - ответил Шаляпин, - то, пожалуй, козел спел бы лучше нас обоих!
Тут же Шаляпин отодрал с лица царскую бороду и, отдавая ее итальянскому певцу, сказал:
- С удовольствием бы подарил и голову вместе с бородой, но голова, пожалуй, мне и самому еще пригодится.

я тебя перепою!

Много лет назад в Большом театре шла опера "Дон Карлос". Партию Филиппа пел Шаляпин, великого инквизитора - Василий Петров.
Надо сказать, что Петров преклонялся перед гением Шаляпина, а Шаляпин, в свою очередь, высоко ценил голос и талант Петрова.
Перед началом третьего действия Петров сказал Шаляпину:
- А ведь я тебя сегодня перепою, Федя!
- Нет, Вася, не перепоешь! - ответил Шаляпин.
- Перепою!
- Нет, не перепоешь!
Начался акт.
Петров, обладавший могучим голосом, завершил фразу громоподобным раскатом, который заглушил оркестр и заполнил весь театр - партера до галерки.
В какие-то доли секунды Шаляпин понял, что это перекрыть уже нельзя. И на слова великого инквизитора король Филипп неожиданно ответил шепотом. Он прошептал свою реплику в абсолютной тишине, и от этих слов, гениально произнесенных Шаляпиным, в зале буквально повеяло зловещим холодом.
Успех был полный, и овация продолжалась несколько минут.
Когда закрылся занавес, Шаляпин шутливо сказал Петрову:
- Вот и все! А ты орешь!..

бедные уши карузо

Шаляпин отдыхал в Монте-Карло. При нем был его личный секретарь Исай Дворищин. Прогуливаясь вместе с ним по улицам Монте-Карло, Шаляпин случайно встречает Карузо, который тоже здесь отдыхал. Страшно обрадовавшись встрече, Федор Иванович представляет Ивана Дворищина как нового уникального тенора и умоляет Энрико прослушать своего секретаря. Карузо нехотя соглашается и назначает день прослушивания.
В назначенный день Шаляпин с секретарем приходят к Карузо. Исай Дворищин (а он когда-то пел тенором в хоре), начинает петь арию герцога из "Риголетто". Шаляпин завороженно слушает. На лице Карузо появляется некоторое недоумение. Исай все поет, отчаянно прижимая руки к сердцу.
Карузо круглыми от удивления глазами уже смотрит только на Шаляпина, а тот все так же завороженно слушает. Наконец Исай забрался на верхнюю ноту и пустил отчаянного "петуха". Карузо даже подпрыгнул в кресле и замахал руками: "Хватит, хватит!" - закричал он.
Шаляпин, тоже не выдержав, расхохотался и бросился обнимать Энрико, прося прощения за жестокую для ушей Карузо шутку.

сейчас объясню

Среди артистов разгорелся спор о том, что такое искусство. Шаляпин незаметно удалился в другую комнату. Потом внезапно распахнул дверь, стал на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, с полными ужаса глазами и произнес:
- Пожар!
Поднялась паника, крики... Но Шаляпин вдруг рассмеялся:
- Теперь вам понятно, что такое искусство?.. Разумеется, никакого пожара не было.

по справедливости

При всем своем сложном и вздорном характере Федор Иванович был предан искусству и умел ценить настоящий талант.
Однажды за обедом в доме у Шаляпиных шел разговор о знаменитом певце Мазини. После обеда сын Федора Ивановича Боря спросил:
- А что, папа, Мазини вправду был хороший певец?
Шаляпин вздохнул:
- Мазини, миленький, был не певец. Это вот я, ваш отец, - певец, а Мазини был ангел.

голова пустая, а жалованье большое...

При входе в мастерскую художника Серова был у двери сбоку вбит гвоздь. Слуга Василий, входя, обычно всегда вешал на этот гвоздь картуз и, вытянувшись по стойке "смирно", слушал приказания.
Так однажды Шаляпин с Серовым выдумали забаву: выдернули гвоздь и вместо этого Серов написал краской гвоздь и тень от него - на пустом месте.
- Василий! - крикнул Шаляпин.
Василий, войдя, по привычке хотел повесить картуз на гвоздь. Картуз упал. Он быстро поднял его и вновь повесил. Картуз опять упал.
Шаляпин, не выдержав, захохотал.
Василий посмотрел на Шаляпина, на гвоздь, сообразил, в чем дело, молча повернулся и ушел. Придя на кухню, он сказал обиженно:
- В голове у них мало. Одно вредное. С утра все хи-хи да ха-ха... А жалованье все получают во какое!

Прекратите петь!

В начале тридцатых годов после одного из благотворительных концертов Шаляпин заехал в один из русских кабачков. Там выступал оркестр балалаечников, и солист затянул:
"Степь да степь кругом..."
Шаляпин начал тихонько подпевать. Вдруг из-за соседнего столика один господин закричал:
"Перестаньте петь! Безобразие! Как вы себя ведете!.."
Господину что-то шепнули, и он поперхнулся. Однако еще более сконфуженным выглядел Шаляпин, ведь впервые в жизни его попросили прекратить петь.

Дык ей поди уже 90!

Будучи уже знаменитейшим артистом, Федор Иванович Шаляпин как-то согласился выступить в любительском спектакле в Мамонтовке. Разумеется, по такому случаю был дан банкет в честь великого певца.
Федор Иванович, подвыпив, стал весьма настойчиво атаковать одну молодую даму. Пошли уже в ход и руки.
- Как вы можете! - возмутилась дама. - Такой известный артист, а такие вольности допускаете!.. - Позвольте, - сказал Шаляпин. - Коли известный артист, так только за Сарой Бернар ухаживать? Да ей, милая, поди девяносто стукнуло.

Пожар!

Случай из жизни Ф.И.Шаляпина. Среди артистов разгорелся спор по вопросу, что такое искусство. Шаляпин незаметно удалился в соседнюю комнату. Внезапно распахнулась дверь, он стоял на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, с полными ужаса глазами и произнес:
"Пожар!" Поднялась паника, крики... Но Шаляпин вдруг рассмеялся: "Теперь вам понятно, что такое искусство?!" Увидев на лице Шаляпина выражение эмоционального шока, которое, как подсказывал опыт, появляется на лице участника чрезвычайной ситуации, артисты не сомневались - пожар.

Высокий, статный, с выразительным лицом и раскатистым голосом - Фёдор Шаляпин не оставлял равнодушных. Он стал первым российским певцом, получившим мировое признание. Однако судьба уготовила ему множество испытаний, одним из самых тяжких стала разлука с родиной на закате жизни…

Краткую биографию Фёдора Шаляпина и множество интересных фактов о певце читайте на нашей странице.

Краткая биография

Родился будущий певец 13 февраля 1873 года в Казани, первым из четырех детей в семье. Отец его служил писарем, мать выполняла поденную работу. Жили Шаляпины бедно, самым долгожданным лакомством Федя считал пельмени, которые мать лепила один раз в месяц при получении отцом жалования, и варенье, с которым пили чай после бани. Иногда отец сильно пил, отчего становился свирепым и избивал мать. Несмотря на это, он по-своему заботился о детях – когда Федя подрос, отец определил его на учебу к сапожнику. Он считал, что, чем больше ремесел освоит сын, тем легче ему будет прокормиться.


Интерес к пению возник случайно. Очень запомнились маленькому Феде мальчики из церковного хора. Когда семья в очередной раз поменяла место жительства, и верхним соседом оказался церковный регент, Федя явился к нему и попросился в хор. После небольшого прослушивания он был принят. И через три месяца мальчик принес домой первый свой гонорар – полтора рубля.

Учеба в школе закончилась внезапно всего после нескольких лет - учительница застала его целующимся с одноклассницей. Затем последовало приходское училище, которое Федя бросил. Тогда отец попытался пристроить его подмастерьем то к сапожникам, то к токарю. Но все эти работы не пришлись ни по душе, ни по силам десятилетнему мальчику.


В 12 лет Федя впервые попал в театр, это стало самым значительным впечатлением в его жизни. Он утаивал часть заработка от пения и ходил на спектакли так часто, как мог, пытался прорваться за кулисы. Поскольку Федя не задержался ни на одной работе, отец отправил его в училище Арска, заштатного городка, в котором не было театра. Однако и оттуда Федя скоро вернулся из-за болезни матери. После того как не заладилось и на должности переписчика в конторе, где работал отец, Федор уговорил родителей переехать в Астрахань. К тому времени из детей остался только средний брат Василий. Но в Астрахани жизнь не наладилась – мать пекла на продажу пироги, отец не мог устроиться. Федор стал работать на Волге крючником – разгружал баржи. Волею судеб его опять занесло в Казань, где случайно он узнал о том, что набирают хористов для оперы в Уфе. Поразив антрепренеров готовностью работать бесплатно, Шаляпин получил свой первый контракт на 20 рублей.


После волнительных дебютов в хоре Федору неожиданно предложили выступить Стольником в опере «Галька» Монюшко – его первой сольной партии. Но сезон антрепризы закончился, а с ним и работа. Шаляпин прибился к малороссийской труппе, которая гастролировала по южным окраинам империи. Голод, нищета и безработица настигли его в Баку. Он даже не смог выслать отцу денег, получив известие, что умерла мать. На последние копейки, найденные на вокзале, Федор добирается до Тифлиса, по четверо суток ничего не ест, перебиваясь изредка у знакомых. Жизнь начинает налаживаться, когда он идет учиться пению у Дмитрия Усатова, известного педагога и бывшего солиста императорских театров.

Через год Шаляпин добирается до Москвы и устраивается в антрепризу Лентовского, затем, переехав в Петербург, поет в спектаклях Панаевского оперного товарищества. На молодого баса обратили внимание в дирекции Мариинского театра. Шаляпин блестяще прошел прослушивание и был зачислен в труппу.

Профессия - сцена

После двух сезонов в Мариинке, где Шаляпин выступал с переменным успехом, летом поехал он в Нижний Новгород петь в новом театре, в труппе С. Мамонтова. По окончании сезона Мамонтов предложил Федору контракт в Москве. Тот не дал немедленного ответа, но крепко задумался над открывшейся возможностью. В Москву его влекло не только желание петь –он влюбился в одну из балерин, Иолу Торнаги, которая продолжила работать у Мамонтова. Шаляпин вернулся в Петербург, сделал новую роль. Обстановка в императорском театре огорчала его и он буквально сбежал в Москву, где принял предложение Мамонтова. Дела в театре шли не очень хорошо, но с его приходом все изменилось. После второй же роли, Мефистофеля, Мамонтов заявил, что Феденька может требовать все что угодно, заказывать себе любые костюмы и даже выбирать оперы к постановке. Звезда Шаляпина наконец-то засияла в полной мере – это признали и публика, и критики. Благодаря ему основой репертуара мамонтовского театра стали русские оперы – «Псковитянка», «Борис Годунов », «Хованщина », «Царская невеста», состоялась премьера «Садко ».

Тем временем в императорских театрах поменялся директор – им стал полковник Теляковский, который предложил Федору Ивановичу новые условия сотрудничества. У Мамонтова контракт заканчивался, Шаляпин понимал неизмеримо большие возможности казенной сцены – и согласился. Он рассчитывал на то, что новое руководство сможет поменять костный театральный уклад. Но скоро понял, что надеяться на это было наивно.

В 1900 году Шаляпин получил телеграмму из Ла Скала. Театр интересовался условиями, на которых он мог бы выступить у них в «Мефистофиле» Бойто. Певец не поверил своим глазам и заломил высокий гонорар в надежде, что он отпугнет итальянцев. Но Ла Скала согласились заплатить 15 000 франков, и Шаляпин отправился в Милан.


Это было его первое выступление за рубежом и сразу – в театре такого уровня как Ла Скала. Волнения были напрасны - итальянцы им восхищались. Комплименты отвешивал даже скупой на эмоции Тосканини, дирижировавший спектаклем. Затем последовали вечера в Монте-Карло и, наконец, С. Дягилев пригласил Шаляпина в Париж – сначала на концерты, а затем в постановку «Бориса Годунова». После триумфа спектаклей в столице Франции оперой Мусоргского заинтересовался и Ла Скала. Певец переживал, что темпераментной нации не придется по вкусу русская драма, но напрасно – «Борис» исполнялся по-итальянски и очень хорошо принимался публикой.

В 1907 году состоялся дебют Шаляпина в Нью-Йорке в «Мефистофиле», «Севильском цирюльнике », «Фаусте» и «Дон Жуане ». Спектакли не стали успешными, американский зритель оказался неподготовлен к открытой и искренней сценической манере певца. Раздраженный бас ответил журналистам, что американцы только тогда начнут понимать искусство, когда у них родится свой Бомарше. Вслед уехавшему певцу газеты разразились статьями о его невоспитанности и неблагодарности. Помня такой прием, долгие годы еще Шаляпин будет отклонять гастрольные приглашения США.

Слава русского баса дошла и до берегов Южной Америки. В 1908 году он согласился, нехотя, за приличные деньги, выступать в Аргентине. Далее последовало приглашение в Лондон с труппой Дягилева, а затем и в Германию.

Однажды к Шаляпину зашел его приятель, либреттист Анри Каэн. Он спросил, как тот относится к тому, что Жюль Массне напишет оперу «Дон Кихот» на либретто Каэна. Федор Иванович был приятно удивлен, а когда два годя спустя композитор пригласил его к себе и показал за роялем произведение, разрыдался. В 1910 году с огромным успехом опера была представлена в Монте-Карло.


Между войной и эмиграцией

В 1914 году разразилась Первая мировая война. Шаляпину пришлось отменить все зарубежные выступления. Он на собственные средства открыл два лазарета для помощи раненым солдатам. Вскоре пришла и революция. Федору Ивановичу было первому присвоено звание народного артиста республики. Но даже это не могло уберечь его от реквизиции - ценные вещи певца были изъяты в пользу государства, обыски проводились даже ночью. Семья жила впроголодь, ходить на спектакли в нетопленый театр надо было пешком по 9 км в одну сторону. В 1921 году Федор Иванович, заплатив последние деньги за паспорт, через протекцию Луначарского смог выехать за границу. После того как о его спонтанном выступлении в Риге написали европейские газеты, ему тотчас посыпались телеграммы из всех концов света. Шаляпин отправился в Лондон, а после - в США. Когда артист вернулся в Петербург, было немедленно принято решение уезжать за рубеж вместе с семьей.

При этом необходимо было обставить дело так, чтобы отъезд не походил на бегство. Заручившись приглашением на длинные гастроли по городам Америки, он выбивал из властей разрешение на выезд и просил не верить западной прессе, что бы она ни писала. Можно ли было поступить иначе – в Москве оставались пятеро детей.

Две семьи

В 1898 году Шаляпин женился на Иоле Торнаги, итальянской балерине, с которой познакомился в Нижнем Новгороде. Семья обосновалась в Москве. Через год родился первенец – Игорь, «Игрушка», как звал его отец. Затем появились почти погодки – Ирина, Борис, Татьяна и Федор, Лидия. А Игорек умер в четыре года от аппендицита. Федор Иванович настолько страшно переживал утрату, что собирался застрелиться. Семья сменила место жительства, родился сын Борис, рана немного затянулась.

В 1906 году, когда Иола навещала родню в Италии, на ипподроме Шаляпин познакомился с 25-летней вдовой Марией Валентиновной Петцольд. Оказалось, что у них много общих знакомых, они стали часто встречаться. Когда Мария Валентиновна покинула Москву, стало ясно, что между ними произошло нечто большее, чем мимолетное увлечение. Иола все свое время отдавала семье и детям, Мария же стала сопровождать Шаляпина на все гастроли, разделяя и тяготы, и радости. Так появились две семьи – Иола с детьми продолжали жить в Москве, Мария обосновалась в Санкт-Петербурге. В 1910 году она родила дочь Марфу. Когда Иола узнала о зеркальной жизни мужа, то попросила Шаляпина не травмировать детей уходом из дома. Несколько лет певец жил между двух городов. Союз с Марией принес еще дочерей – Марину и Дасию. Шаляпин делал официальные прошения на имя императора, чтобы всех дочерей признали как законных и позволили носить его фамилию.

В 1922 году Шаляпин уехал в эмиграцию вместе со своей второй семьей. Однако как только стало возможным, он вывез из Советской России и детей от первого брака. В Москве осталась только старшая дочь Ирина вместе с матерью. Иола покинула Советский Союз тяжело больной в 1960, переехав к сыну Борису, и скончалась в Риме через четыре года. Мария Валентиновна, став законной женой Шаляпина лишь в 1927, умерла на год раньше соперницы и была похоронена подле мужа на парижском кладбище Батиньоль.

В эмиграции

Выступления в Америке обеспечивали стабильный доход, и Шаляпины обосновались в Париже, купив целый дом на проспекте Эйло. Советское правительство в течение нескольких лет делало вид, что верит в затянувшиеся гастроли, но в 1927 году на родине разразилась буря. Поводом послужил невинный эпизод – в белоэмигрантской газете Шаляпина поблагодарили за пожертвование, которое он сделал в адрес русских сирот и инвалидов Парижа. Советская печать из благородного поступка певца сделала вывод о сочувствии им белому движению, Маяковский разразился обличительными стихами. В августе Шаляпина лишили звания народного артиста. Посольство также уведомило об утрате им гражданства. Громадный человек принял эти новости в слезах, но паспорт сдавать отказался.

Тридцатые годы были отмечены «Князем Игорем » - Шаляпин сделал на нескольких европейских сценах два образа – Кончака и Галицкого. Тогда же он отправился на гастроли по Азии – в Китай, Японию, Сингапур… Учитывая тот факт, что Австралию русский бас покорил еще в 1926, этими выступлениями он завершил свое кругосветное путешествие, открыв русское музыкальное искусство действительно всему миру.

Пройдет год, и Шаляпин сляжет с целым букетом болезней, последний диагноз прозвучит приговором – рак крови. В эмиграции он часто вспоминал свою Россию, страну, которой больше не было. А из той, что была вместо нее, дочку Ирину на похороны отца в Париж не выпустили. Умер Федор Иванович Шаляпин 12 апреля 1938 года.



Интересные факты

  • В Ла Скала на момент приезда туда Шаляпина гримировались весьма примитивно, русский бас поразил итальянских коллег мастерством владения сценическим гримом.
  • Миланская клака выставила Шаляпину счет на 4000 франков, после оплаты которого обещала поддержать его дебют в Ла Скала. Артист платить не стал, но своим выступлением убедил даже раздосадованных клакеров – они искренне выражали ему восторги, притом совершенно бесплатно.
  • Федор Иванович был настолько разочарован, что Мария Валентиновна родила третью девочку – он так хотел сына – что несколько дней не разговаривал с супругой. Дасю, однако, обожал и баловал едва ли не больше всех.
  • В эмигрантских кругах ходила легенда о том, что у Шаляпина, несмотря на его обеспеченность, никогда не было с собой больше трех рублей. Возможно, в этом есть доля правды - не стоит забывать, что на его попечении находились 9 детей в Париже, включая детей Марии Валентиновны от первого брака, а также бывшая жена и старшая дочь в СССР.
  • Шаляпин был также талантлив и в живописи. Лучше всего ему удавались карикатуры и шаржи. На теплоходе по пути в США он как-то нарисовал шаржей на сумму, превышающую гонорар за спектакль.
  • Американцы платили Шаляпину больше, чем Карузо – нечастый случай, когда бас ценится выше тенора.
  • Сын Шаляпина Федор Федорович до конца жизни называл вторую семью отца незаконной.
  • Свою супругу Иолу Шаляпин ласково называл Ёлочкой.
  • Мария Петцольд была также уроженкой Казани.
  • В 1984 году прах Федора Ивановича был перевезен из Парижа в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.

Фильмография

Шаляпин снялся в нескольких фильмах, значительных из которых два:

  • Немой фильм 1914 года «Царь Иван Васильевич Грозный» по опере «Псковитянка » с Шаляпиным в заглавной роли.
  • Фильм «Дон Кихот», 1933 г. Фильм снимался на английском и французском языках. Несмотря на то что в картине есть несколько вокальных номеров, в основном Шаляпин выступает как драматический артист.

Фигура Фёдора Шаляпина – настолько же противоречива, насколько гениальна. Но именно ему принадлежит один из величайших вкладов в популяризацию русского искусства во всем мире.

Видео: смотреть фильм о Фёдоре Шаляпине