Интересные факты о снегурочке. Ледяная красавица: история снегурочки. Вы знаете, где живёт Снегурочка

by Записки Дикой Хозяйки

До Нового года остается совсем немного времени, а значит – снова подарки, шампанское, мандарины, салат «Оливье» и, конечно, Дед Мороз со Снегурочкой. Про Деда Мороза мы знаем многое, даже то, что его резиденция находится в городе Великий Устюг, куда в новогодние праздники можно съездить в гости или написать письмо. А вот о его внучке Снегурочке информации гораздо меньше.

Оказывается, родина Снегурочки – село Щелыково, расположенное в Костромской области. Именно здесь располагалась усадьба известного русского драматурга А. Н. Островского, в которой он, по мотивам народных преданий, написал сказку «Снегурочка». Посетить терем Снегурочки можно в течение всего года. Гостей встречает сама хозяйка и лично проводит экскурсию по своим владениям. Правда, в произведении Островского Снегурочка является не внучкой, а дочкой Деда Мороза.

Долгое время Снегурочку представляли маленькой девочкой лет 5-7. Но, все изменилось в Советскую эпоху. С 1935 года в стране возобновили празднование Нового года, а в 1937 вместе с Дедом Морозом на празднике в Доме Союзов появилась внучка, причем, уже довольно взрослая девушка. С пятидесятых годов сценарии кремлевских елок писали Лев Кассиль и Сергей Михалков. В них Снегурочка была уже непременным персонажем.

Нужно отметить, что родиной Снегурочки иногда называют и усадьбу Абрамцево, недалеко от подмосковного города Сергиев Посад. Когда-то хозямном данной усадьбы был известный предприниматель и меценат Савва Морозов. Именно здесь художник Васнецов писал свою картину «Снегурочка», причем, позировала ему одна из дочерей Морозова.

В 1968 году, к столетию со дня рождения драматурга А. Н. Островского, начались съемки полнометражного художественного фильма «Снегурочка». Декораторы потрудились на славу: в окрестностях села Щелыково была возведена целая деревня.

С 2009 года у Снегурочки даже начали отмечать День рождения. Трудно сказать по каким источникам, но было установлено, что героиня новогодних праздников родилась в ночь с 4 на 5 апреля.

Долгие годы роль Деда Мороза на кремлевских елках играл актер Роман Филиппов, а Снегурочку – Надежда Карпухина. В эпоху СССР актеров, которым доводилось работать на главном детском утреннике страны, тщательно проверяли не только режиссеры, но и соответствующие органы: ведь на этот праздник приходили внуки и правнуки первых лиц государства.

Снегурочку можно считать нашим народным достоянием. Во многих странах мира детей приходит поздравлять с праздником добрый персонаж: Санта-Клаус, Йоулупукки, Дядо Коледа и так далее. Но, внучка (или дочка) есть только у нашего Деда Мороза.

Неотъемлемым образом Нового года, помимо Деда Мороза , является его главная помощница и любимица детей - Снегурочка . Все дети советского и постсоветского пространства знают кто она такая, но не многие знают откуда появилась и кто ее придумал.

Образ Снегурочки уникален для нашей культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. Ее образ не зафиксирован в народном обряде, однако в фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

В 1867 году сказки о Снегурке были исследованы Александром Николаевичем Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу».

В 1873 году Островский , под влиянием сказок Афанасьева , написал пьесу «Снегурочка» , в которой главная героиня предстала как дочь Деда Мороза и Весны-Красны , которая погибает во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы .

Свой современный образ она получила в 1935 году в Советском Союзе , после официального разрешения празднования Нового года .

Снегурочку впервые увидели дети «вживую» в 1937 году, когда Дед Мороз и Снегурочка явились вместе на празднике елки в московском Доме Союзов.

Немного интересных фактов о Снегурочке: сначала на всех новогодних открытках внучка Деда Мороза была изображена маленькой девочкой, но позже ее стали представлять в виде девушки.

Для фильма «Снегурочка» (1968) у реки Мера была построена целая «деревня берендеев». Выбор места был неслучаен - в этих краях, в Щелыково , Островский писал свою пьесу. После завершения съемок деревянные декорации были перенесены под Кострому , где возник парк «Берендеевка» . Кроме этого, там теперь есть «Терем Снегурочки» , в котором та круглый год принимает гостей.

В 2009 году впервые официально отмечался день рождения Снегурочки , которым решили считать ночь с 4-го на 5-е апреля. Это не соответствует сюжету сказки, в которой она рождается зимой. Однако, по объяснениям организаторов: «У Снегурочки отец - Дед Мороз, а мать - Весна, и поэтому у нее день рождения весной» .

В 2010 году на день рождения внучки прибыл сам Дед Мороз из своей резиденции в Великом Устюге , официально подтвердив статус Костромы, как основной резиденции своей спутницы и помощницы.

В этой истории много недочетов и противоречий, но от этого зимняя героиня не становится менее желанным новогодним персонажем. Все дети ждут в гости Деда Мороза и Снегурочку , чтобы прочесть новогодний стих и порадоваться врученному подарку.

………………………………….

Из истории празднования Нового года

История празднования Нового года в нашей стране сложилась непросто. Впервые россияне встретили Новый год по-европейски, в 1700 году в разгар зимы, и этот праздник быстро вошел в традицию. Каждый Новый год царь Петр придумывал новые забавы, например, в 1722 году устроил первый маскарад. Новогодние карнавалы тоже быстро прижились.

При Петре I отвертеться от веселья было нельзя. Того, кто не являлся на маскарад под предлогом болезни, осматривали медики. И если выявляли симуляцию — на провинившегося накладывали «штраф» — он на глазах у всех должен был выпить огромную чарку водки.

Императрица Елизавета Петровна продолжила традиции увеселений, но в более цивилизованной форме. Она устраивала роскошные новогодние елки, на которые приглашала до 15 тысяч гостей. С не меньшим размахом гуляли и при Екатерине II, но тут уже на первый план выступали «праздники живота»: для Нового года откладывали лучшие продукты и накрывали самый лучший стол.

Вплоть до 1852 г. наряженная игрушками ель стояла лишь во дворце и домах петербургских немцев, пока Николай I не распорядился выставить ее на площади перед вокзалом. Немцы научили наряжать елку и русских: петербургские кондитеры в 40-е годы XIX века организовали массовую продажу маленьких елок с заранее прикрепленными к ним свечами и сладостями — к концу XIX века елочки стояли уже по всей России, даже в деревенских избах! Тогда же распространился и обычай встречать Новый год бокалом шампанского.

В 1914 г. царь объявил новогоднюю елку «вражеской, немецкой затеей». И лишь Ленин реабилитировал ее: 31 декабря 1917 г. во всех районах Петрограда зажглись «пролетарские» елки для детей рабочих. Правда, рождественскую звезду на макушке сменила красная, пятиконечная.

Однако в стране уже начинался голод. Вскоре Ленин запретил елку снова, и только в 1935 г. ее реабилитировал Сталин. С 1947 г. 1 января стало не детским праздником, а официальным «красным днем календаря».

И вот сейчас мы заканчиваем последние приготовления к празднику. Уже сверкают в квартирах веселыми огоньками новогодние елки, приготовлены нарядные туалеты и маскарадные костюмы, ждут своего времени поджарки, составлено новогоднее меню и придуманы веселые забавы для новогодней ночи. Осталось совсем немного – настроиться на веселье и хоть ненадолго забыть свои заботы. Пусть праздник действительно будет праздником!

……………………………….

История новогодней елки

Новый Год и Рождество сложно представить без ёлки искусственной или настоящей. Пусть у Вас нет искусственной елки, но еловые ветки должны быть в обязательном порядке. Своеобразный еловый запах наполняет дома новогодней свежестью и прибавляет сил. Каким же образом зародился обычай украшать дома еловыми ветками?

В далеком прошлом люди украшали просто деревья. Считалось, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. И, развешивая на деревьях новогодние украшения: угощения, подарки, пытались задобрить этих духов. Часто деревья украшались яблоками (символ плодородия), орехами (непостижимость божественного промысла), яйцами (символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия).

Традиция украшать елку насчитывает свыше 2000 лет. Вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Многие считают, что вечнозеленая ель – это райское древо бессмертия; горящие свечи или огоньки – человеческие души, а украшения – символические жертвоприношения.

Существуют десятки легенд и преданий, посвященных новогодней елке.

Приведем одно из наиболее известных и красивых преданий о Рождественской елке.

«Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, — все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к свершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.

Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:

— Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, — говорила, обращаясь к маслине, пальма.

— Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.

— Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

— И какие дары ты сможешь поднести Божественному Младенцу, — прибавила маслина, — что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки; ему стало жаль ее, и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед ним лучший лист своей роскошной кроны.

— Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, — сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием.

С грустью, но без зависти смотрела на это новогодняя елка.

«Они правы, — думала она, — где мне с ними сравниться! Я такая бедная. Ничтожная, достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу?»

Но ангел сказал ей:

— В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!

И ангел взглянул на небо.

А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, но сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.

Возрадовалась елка, но не загордилась, и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.

И ангел видел это и сказал:

— Ты доброе деревце, милая новогодняя елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь будешь красоваться в сиянии множества огней, и дети и взрослые будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая ёлка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника»

Обычай украшать новогоднюю елку пришел из Германии.

Есть даже легенда об одном мальчике. Его звали Мартин Лютер, который на кануне Рождества в 1513 году поразился красоте сверкающих на елке снежинок, похожих на небесные звезды, принес домой елочку и украсил ее свечами. Немцам этот обычай так понравился, что они распространили его на прочие страны, в которые въезжали.

В начале в России украшали не целые деревья, а лишь еловые ветки. Этот обычай появился благодаря Петру I. В Петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые новогодние украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. А публично в столице ёлки ставились только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным новогодним украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет (до 1935). И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днем. Так что ставить елочки в домах это не такое уж и древнее изобретение, как может показаться. Ему у нас на Руси лет 60-65 (не больше).

Теперь ни один рождественский праздник не мыслим без елки новогодней, богато и ярко украшенной.

Сегодня большое распространение получили искусственные елки, которые красят дом не меньше натуральных и помогают сохранить природу.


— Подборка прикольных и интересных картинок
— Свежайшие демотиваторы
— "Кошляндия" в сибирском поселке
— Свежайшие демотиваторы
— Печальная история Эммануэля Эбуе
— Забавные комментарии из социальных сетей
— Прикольные надписи и объявления
— Как празднуют Рождество и Рождественские блюда разных стран
— Подбитый нацистский лайнер унес в шесть раз больше жизней, чем Титаник

До Нового года остается совсем немного времени, а значит – снова подарки, шампанское, мандарины, салат «Оливье» и, конечно, Дед Мороз со Снегурочкой. Про Деда Мороза мы знаем многое, даже то, что его резиденция находится в городе Великий Устюг, куда в новогодние праздники можно съездить в гости или написать письмо. А вот о его внучке Снегурочке информации гораздо меньше.


Оказывается, родина Снегурочки – село Щелыково, расположенное в Костромской области. Именно здесь располагалась усадьба известного русского драматурга А. Н. Островского, в которой он, по мотивам народных преданий, написал сказку «Снегурочка». Посетить терем Снегурочки можно в течение всего года. Гостей встречает сама хозяйка и лично проводит экскурсию по своим владениям.

Правда, в произведении Островского Снегурочка является не внучкой, а дочкой Деда Мороза. Долгое время Снегурочку представляли маленькой девочкой лет 5-7. Но, все изменилось в Советскую эпоху. С 1935 года в стране возобновили празднование Нового года, а в 1937 вместе с Дедом Морозом на празднике в Доме Союзов появилась внучка, причем, уже довольно взрослая девушка. С пятидесятых годов сценарии кремлевских елок писали Лев Кассиль и Сергей Михалков.

В них Снегурочка была уже непременным персонажем Нужно отметить, что родиной Снегурочки иногда называют и усадьбу Абрамцево, недалеко от подмосковного города Сергиев Посад. Когда-то хозямном данной усадьбы был известный предприниматель и меценат Савва Морозов. Именно здесь художник Васнецов писал свою картину «Снегурочка», причем, позировала ему одна из дочерей Морозова. В 1968 году, к столетию со дня рождения драматурга А. Н. Островского, начались съемки полнометражного художественного фильма «Снегурочка».

Декораторы потрудились на славу: в окрестностях села Щелыково была возведена целая деревня. С 2009 года у Снегурочки даже начали отмечать День рождения. Трудно сказать по каким источникам, но было установлено, что героиня новогодних праздников родилась в ночь с 4 на 5 апреля. Долгие годы роль Деда Мороза на кремлевских елках играл актер Роман Филиппов, а Снегурочку – Надежда Карпухина.

В эпоху СССР актеров, которым доводилось работать на главном детском утреннике страны, тщательно проверяли не только режиссеры, но и соответствующие органы: ведь на этот праздник приходили внуки и правнуки первых лиц государства. Снегурочку можно считать нашим народным достоянием. Во многих странах мира детей приходит поздравлять с праздником добрый персонаж: Санта-Клаус, Йоулупукки, Дядо Коледа и так далее. Но, внучка (или дочка) есть только у нашего Деда Мороза.

Если бы у Снегурочки был личный биограф, ему пришлось бы нелегко. Кем зимняя красавица на самом деле приходится Деду Морозу? Когда она первый раз вышла в свет, чтобы познакомиться с миллионами мальчишек и девчонок? В конце концов, когда у нее день рождения?

Январь 1937 года. Вот уже два года, как большевики отменили запрет на все ритуалы, связанные Новым годом. До этого их считали буржуазным пережитком. Теперь мечта каждого ребенка - попасть на главную елку страны в Колонный зал Дома союзов.

Наконец на сцене появляется Дед Мороз, но кто это с ним рядом? Дети лишь улыбаясь пожимали плечами. За годы без любимого праздника подросло уже целое поколение мальчиков и девочек, которые даже не слышали о том, кто такая Снегурочка.

О том, кем же приходится Снегурочка Деду Морозу, спорят до сих пор. Первые упоминания главной новогодней волшебницы можно найти еще в русском фольклоре - народная сказка о девочке, сделанной из снега. Правда, тогда ее называли Снежевиночка. И, как видно на дореволюционных новогодних открытках, речь шла именно о маленьком ребенке - внучке.

«Прототип Снегурочки появился в довольно позднее время, это 18-19-й век. Возник он в сказочной литературе, в сказочной прозе, среди народа. Потом известный писатель Островский взял этот образ и создал великое произведение, откуда этот образ уже разнесся в массы», - рассказала заведующая отделом сохранения нематериально культурного наследия Государственного центра русского фольклора Ксения Маликова.

Именно Островский превратит внучку в юную девушку, вечно молодую и холодную сердцем, до поры до времени, конечно. Впрочем, грустный финал сказки не помешал Снегурочке стать любимым персонажем взрослых и детей.

Деревянный терем в самом сердце Костромы - официальная резиденция зимней волшебницы. Письма, точно такие же, как и Деду Морозу в Устюг, сюда привозят охапками со всей страны. Отвечают, разумеется, всем. Даже когда дом полон гостей. Их тут есть чем отвлечь: зимние игры, ледяная комната, коллекция новогодних елок.

Древние предания и истории для своей пьесы Островский собирал тоже тут, в окрестностях Костромы. Здесь же в конце 60-х будут снимать фильм «Снегурочка», для которого построят аж целую деревню у реки Меры. Беспрецедентный случай для советского кинопрома!

Томный взгляд, длинные ресницы и обязательно светлые косы. В новогодний сезон своя Снегурочка есть в каждом театре. Актриса Ксения Теплова в этом образе на детской елке для сотрудников МХТ уже пятый год. Только не думайте, что эта роль легче какой-нибудь драматической!

«Когда я первый раз выходила, у меня было такое ощущение, что меня сейчас съедят живьем. Потому что их много, они маленькие, они бегают вокруг орут, кричат», - рассказывает актриса МХТ Ксения Теплова.

Что удивительно, образ внучки Деда Мороза уникален. В новогодней и рождественской мифологии других стран нет ничего подобного.

К примеру, в Италии дарить детям подарки помогает добрая фея Бефана, правда внешне она скорее напоминает нашу Бабу Ягу.

Голландский Синтеркласс ходит в сопровождении Черного Питера. Персонаж этот несколько устрашающий: за спиной у него мешок с подарками для послушных детей, а в руках розги для детей непослушных.

Вместе с чешским Дедом Морозом, Микулашом, можно встреть аж целый дуэт: ангела в белоснежной одежде и лохматого чертенка. Первый раздает сладости, а второй - скучные картофелины.

И, тем не менее, все эти различия не так уж важны, ведь каждого из сказочников любят и ждут, в них верят. Ну или хотят верить!