« Искусство вознаграждает того, кто целиком отдает ему себя без остатка. Биография Сообщение о дирижере е светланов

Евгений Фёдорович Светланов (6 сентября 1928 - 3 мая 2002) - советский и российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Герой Социалистического Труда (1986). Лауреат Ленинской премии (1972) и Государственной премии СССР (1983).

Биография

Е. Ф. Светланов родился 6 сентября 1928 года в Москве. Начал заниматься по классу фортепиано в Музыкально-педагогическом училище (1944-1946), затем в Институте имени Гнесиных у Марии Абрамовны Гурвич, воспитанницы Н. К. Метнера. Позже занимался композицией у М. Ф. Гнесина. По окончании института по специальности «фортепиано» в 1951 году Светланов поступил в Московскую консерваторию в классы оперно-симфонического дирижирования профессора А. В. Гаука и композиции - Ю. А. Шапорина.

В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Светланов стал дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.

С 1955 дирижёр, в 1963-1965 гг. - главный дирижёр Большого театра. Дебютировал в 1955 году в Большом театре постановкой оперы Н. Римского-Корсакова «Псковитянка». Эта же опера спустя 45 лет стала последней работой Светланова в Большом театре.

В 1962 г. был назначен музыкальным руководителем Кремлёвского дворца съездов, который в то время стал второй прокатной площадкой Большого театра.

С 1965 по 2000 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года - России).

В 1992-2000 был главным дирижером гаагского Резиденц-оркестра (Нидерланды).

В 2000-2002 вновь работал в Большом театре.

Светланов - автор ряда оригинальных сочинений: Симфонии h-moll, симфонических поэм «Даугава» и «Калина красная», Поэмы для скрипки с оркестром памяти Д. Ф. Ойстраха, Арии для ансамбля виолончелей и других сочинений. Стиль Светланова-композитора перекликается с творчеством Сергея Рахманинова.

Работая в Большом театре, Светланов осуществил ряд постановок русских и зарубежных опер: «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, «Не только любовь» Р. К. Щедрина. Искусство Светланова получило признание не только в СССР, но и за границей: его неоднократно приглашали дирижировать ведущими зарубежными оркестрами и руководить оперными и балетными постановками (в частности, «Щелкунчика» П. И. Чайковского в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне). С Госоркестром СССР под управлением Светланова играли лучшие отечественные и зарубежные исполнители - С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, А. Я. Эшпай, Т. П. Николаева, М. А. Фёдорова, Т. Н. Хренников, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган, А. К. Фраучи, Ф. П. Лузанов, Ф. Кемпф.

Творческое наследие Светланова огромно: несколько тысяч кассет, дисков, записей с концертов и театральных постановок. Светланов - первый дирижёр, реализовавший идею создания «Антологии русской симфонической музыки». За годы работы с оркестром он записал почти все симфонические произведения Глинки, Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, С. М. Ляпунова, А. С. Аренского, Глазунова, Калинникова, А. Н. Скрябина, Рахманинова, Н. Я. Мясковского, а также Вагнера, Брамса, Г. Малера, И. Ф. Стравинского, А. И. Хачатуряна, Шостаковича, Хренникова, А. Я. Эшпая и многих других композиторов. Некоторые их произведения под управлением Светланова прозвучали впервые. Наибольшую известность получило исполнение Светлановым симфонических произведений Чайковского и Рахманинова. Существует также ряд записей Светланова-пианиста.

Вся жизнь одного из величайших дирижеров современности связана с музыкой, которой он начал серьезно заниматься с 6 лет.


Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкой одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Встречи с его искусством воочию или по аудио- и видеозаписи стали насущной потребностью людей, вдохновляющим источником, дарящим радость и жизненную силу. Личность и творчество Евгения Светланова охватывают многие сферы жизнедеятельности. Он был талантлив во всем: как дирижер, композитор, пианист, публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель, рецензент. Им написано более 150 статей, очерков, эссе. Он глубоко и тонко рассматривал и анализировал творчество классиков, современников, музыкантов-коллег.


Евгений Федорович Светланов родился 6 сентября 1928 года в семье солистов оперы Большого театра. Отец — Светланов Федор Петрович. Мать — Светланова Татьяна Петровна. Все детство Евгения Светланова было связано с главным театром страны. Постоянное присутствие на спектаклях и репетициях, занятия в детском хоре и участие в операх, затем работа в мимическом ансамбле театра, безусловно, повлияли на его дальнейшую судьбу. "С той поры, как помню себя, мне было совершенно ясно, что дирижером я не мог бы не быть" , — вспоминал позднее Светланов. Однажды, находясь, по обыкновению, в театре и заслышав музыку, он взобрался на стул и принялся размахивать руками, воображая себя за дирижерским пультом. Рядом оказались Антонина Васильевна Нежданова и Николай Семенович Голованов. Они от души рассмеялись при виде этого зрелища, и Голованов, ласково потрепав мальчика по плечу, пророчески заметил: "Ну из этого, видать, будет дирижер".


Предсказание это счастливо сбылось. После окончания школы Светланов поступает в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а, окончив его, в 1951 году становится студентом дирижерского факультета Московской государственной консерватории имени Чайковского. "Меня побудило заняться дирижированием твердое намерение возродить к жизни незаслуженно забытые произведения, и в первую очередь русской классики" — так объяснил выбор профессии молодой студент своему педагогу профессору Александру Васильевичу Гауку.





Светланов начал творческий путь как пианист и на этом поприще проявил себя ярчайшей индивидуальностью. Его исполнительство поражало глубиной интерпретации, постижением авторского замысла. Светланов-пианист — достойный продолжатель традиций русской фортепианной школы. В Московской консерватории по фортепианному исполнительству Евгений Светланов занимался у Генриха Нейгауза, позже, по композиции, — у Юрия Шапорина.


"Талант Светланова-композитора глубокий, истинно русский, развивающийся в русле традиций отечественного искусства", — говорил о своем ученике Юрий Шапорин. Первые сочинения Светланова — кантата "Родные поля", Первая рапсодия "Картины Испании", Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си-минор — сразу обратили на себя внимание и заставили заговорить об авторе как о достойном преемнике великих русских композиторов. Позже, в середине 1970-х, он сочиняет крупные симфонические произведения, среди них — "Романтическая баллада", Симфоническая поэма "Даугава", Концерт для фортепиано с оркестром, "Сибирская фантазия", Поэма для скрипки и оркестра (памяти Д. Ф. Ойстраха), поэма "Калина красная" (памяти Шукшина), Вторая рапсодия, Русские вариации для арфы, "Деревенские сутки" — квинтет для духовых инструментов, Лирический вальс. Ему также принадлежит большое количество камерных произведений. Светланов смело использовал традиции русской музыкальной классики, самобытно развивая их в своем творчестве. Это в полной мере относится ко всем его сочинениям.





В 1954 Е вгений Светланов становится ассистентом профессора по классу дирижирования Гаука. "...С самого юного возраста я мыслил себя дирижером. К дирижированию я подошел сознательно, уже имея дипломы пианиста и композитора. И дирижирование явилось как бы суммированием того, что я получил в стенах двух учебных заведений: Института имени Гнесиных и Московской консерватории. Естественно, мне было легче приступить к дирижерской работе, поскольку знания и опыт в других смежных областях очень помогли этому" , — писал Евгений Федорович.


Наконец главная мечта осуществилась: дирижируя Второй симфонией Рахманинова, Виолончельным концертом Мясковского, сюитой "Дафнис и Хлоя" Равеля, Евгений Светланов защищает диплом. Дебют оперного дирижера Светланова состоялся в 1955, когда он представил свою первую работу в Большом театре — оперу "Псковитянка" Римского-Корсакова. С этого года судьба вновь связала великого дирижера с великим театром. Сначала дирижер-стажер, затем в течение 10 лет — дирижер, а с 1962 — главный дирижер Большого театра. Евгений Светланов вел за пультом театра репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов), из них в 12 Светланов является дирижером-постановщиком: это оперы "Псковитянка", "Царская невеста" Римского-Корсакова (1955), "Чародейка" Чайковского (1958), "Не только любовь" Щедрина (1961), "Октябрь" Мурадели (1964), "Отелло" Верди (1978), "Сказание о невидимом граде Китеже" (1983), "Золотой петушок" (1988) Римского-Корсакова; балеты "Тропою грома" Караева (1959), "Паганини" на музыку Рахманинова (1960), "Ночной город" на музыку Бартока (1961), "Страницы жизни" Баланчивадзе (1961).


В 1964 Светланов принимает участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре "Ла Скала" он с огромным успехом дирижирует оперными спектаклями "Борис Годунов", "Князь Игорь" и "Садко", а также симфоническими концертами, в одном из которых по просьбе публики "Три русские песни" Рахманинова были исполнены на "бис". Евгений Светланов был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитой "Скале", среди них — Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герберт фон Караян.


Оперы "Снегурочка", "Русалка", "Чио-Чио-сан", Девятая симфония Бетховена, балеты "Лебединое озеро", "Шопениана", "Вальпургиева ночь", "Спящая красавица", "Щелкунчик" дополняют репертуарный список дирижера в Большом театре. Светланов записывает фонограммы для фильмов-опер "Хованщина" Мусоргского и "Пиковая дама" Чайковского, дирижирует концертным исполнением оперы-балета "Млада" Римского-Корсакова и множеством праздничных и юбилейных концертов. Великая певица, солистка Большого театра Ирина Архипова так писала о спектаклях Светланова в Большом: "Не могу не вспомнить о таких постановках Светланова, как “Сказка о царе Салтане”, “Золотой петушок” и “Сказание о граде Китеже” Римского-Корсакова. Это было грандиозно! Оркестр звучал выше всяких похвал".


После одного из концертов со Светлановым Елена Образцова сказала: "Действительно, никто, наверное, не чувствует так глубоко и так верно душу русского человека, как он; никто не воплощает ее в музыке с такой неподдельной искренностью, правдивостью, обжигающей эмоциональностью. ...Такие лидеры — подлинные, а не мнимые — очень нужны сегодня нашему искусству".


Балерина Стручкова писала: "...для Евгения Федоровича “технология” балета особых трудностей... не представляла. Таков уж универсальный характер его дарования. Он великолепно чувствовал природу хореографического искусства. В спектаклях, которыми он дирижировал, ...всегда ощущался удивительный синтез оркестрового звучания и танца, единство музыкального и хореографического компонентов. Никакого разделения: тут оркестр, а там балет... Находясь на сцене, я прямо-таки физически ощущала сильнейшую творческую энергию, которую излучали его руки. И это придавало свободу, уверенность, вдохновение".





В 1965 Евгений Светланов становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. До этого времени оркестром, созданным в 1936, руководили Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов. По существу, Евгений Светланов, около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира.


Ираклий Андронико в писал : "Ощущение настоящего праздника испытываешь в концертах Государственного симфонического оркестра... под управлением Евгения Светланова — ощущение яркости, ясности, мощи. И новизны. Невольного удивления... И самой музыкой наслаждаешься в его концертах, и безупречной игрой покоренного дирижером оркестра. Но это дирижерское полновластие чудесно сочетается у Светланова с человеческой скромностью, с уважением кмузыкантам. Артистизм уживается в нем с де ловитостью, могучий темперамент — со строгим самоконтролем... Все соображено и продумано. И в то же время сердечно, исполнено поэтического одушевления, любви к исполняемому творению и, кажется, рождается впервые... при вас".


В 1960-е записью всех симфоний Чайковского Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию "Антологии русской симфо нической музыки", продолжавшийся три десятилетия. Евгений Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, так же, как и запись 20 симфоний Мясков ско го.


"Вся жизнь Светланова — это громадный, колоссальный труд. В его лице мы имеем, несомненно, выдающуюся личность современного музыкального мира, гордость нашей музыкальной культуры. Большой музыкант Евгений Федорович, очень большой"

Свиридов.

slovari.yandex.ru ›~книги/Кто есть кто в…Светланов





Вся жизнь одного из величайших дирижеров современности связана с музыкой, которой он начал серьезно заниматься с шести лет.

Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества. С ним знакомы миллионы слушателей планеты. Встречи с его искусством воочию или по аудио- и видеозаписи стали насущной потребностью людей, вдохновляющим источником, дарящим радость и жизненную силу. Личность и творчество Евгения Светланова охватывают многие сферы человеческой жизнедеятельности. Он талантлив во всем - как дирижер, композитор, пианист, публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель, рецензент. Им написано более 150 статей, очерков, эссе. Как глубоко и тонко рассматривает и анализирует он творчество классиков, современников, музыкантов-коллег.

Но во всей его многолетней созидательной работе главное для него музыка, он - ее всесильный властелин, и он же - ее самоотверженный служитель. Светланов сам признается, что мира вне музыки для него не существует. "Легендарный маэстро", как назвала его зарубежная критика, удостоен высших наград России: он Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР имени М.И. Глинки, кавалер орденов и медалей, среди которых три ордена Ленина и два ордена "За заслуги перед Отечеством" (III и II степени). Он удостоен также всеобщего признания и многих наград за рубежом: почетный академик Шведской Королевской академии, почетный академик Академии искусств США и т.д.

Евгений Федорович Светланов родился 6 сентября 1928 года в семье солистов оперы Большого театра. Отец - Светланов Федор Петрович. Мать - Светланова Татьяна Петровна. Все детство Е. Светланова было связано с главным театром страны. Постоянное присутствие на спектаклях и репетициях, занятия в детском хоре и участие в операх, затем работа в мимическом ансамбле театра, безусловно, повлияли на его дальнейшую судьбу. "С той поры, как помню себя, мне было совершенно ясно, что дирижером я не мог бы не быть", - вспоминал позднее Е. Светланов. Однажды, находясь, по обыкновению, в театре и заслышав музыку, он взобрался на стул и принялся размахивать руками, воображая себя за дирижерским пультом. Рядом оказались Антонина Васильевна Нежданова и Николай Семенович Голованов. Они от души рассмеялись при виде этого зрелища, и Голованов, ласково потрепав мальчика по плечу, пророчески заметил: "Ну из этого, видать, будет дирижер".

Предсказание это счастливо сбылось. После окончания школы Е. Светланов поступает в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а, окончив его, в 1951 году становится студентом дирижерского факультета Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. "Меня побудило заняться дирижированием твердое намерение возродить к жизни незаслуженно забытые произведения, и в первую очередь русской классики" - так объяснил выбор профессии молодой студент своему педагогу профессору Александру Васильевичу Гауку.

Будучи студентом Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Е. Светланов начал свой творческий путь как пианист и на этом поприще проявил себя ярчайшей индивидуальностью. Его исполнительство поражало глубиной интерпретации, постижением авторского замысла.

Светланов-пианист - достойный продолжатель традиций русской фортепианной школы. В Московской консерватории по фортепианному исполнительству Е. Светланов занимался у Генриха Нейгауза, позже, по композиции, - у Юрия Шапорина. "Талант Светланова-композитора глубокий, истинно русский, развивающийся в русле традиций отечественного искусства", - говорил о своем ученике Юрий Шапорин. Первые сочинения Светланова - кантата "Родные поля", Первая рапсодия "Картины Испании", Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си-минор - сразу обратили на себя внимание и заставили заговорить об авторе как о достойном преемнике великих русских композиторов. Позже, в середине 70-х годов, он сочиняет крупные симфонические произведения, среди них - "Романтическая баллада", Симфоническая поэма "Даугава", Концерт для фортепиано с оркестром, "Сибирская фантазия", Поэма для скрипки и оркестра (памяти Д.Ф. Ойстраха), поэма "Калина красная" (памяти В. Шукшина), Вторая рапсодия, Русские вариации для арфы, "Деревенские сутки" - квинтет для духовых инструментов, Лирический вальс. Ему также принадлежит большое количество камерных произведений. Е. Светланов смело использовал традиции русской музыкальной классики, самобытно развивая их в своем творчестве. Это в полной мере относится ко всем его сочинениям.

В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Е. Светланов становится ассистентом своего профессора по классу дирижирования А.В. Гаука, который в то время руководил Большом симфоническим оркестром (БСО) Всесоюзного радио. "...С самого юного возраста я мыслил себя дирижером. К дирижированию я подошел сознательно, уже имея дипломы пианиста и композитора. И дирижирование явилось как бы суммированием того, что я получил в стенах двух учебных заведений: института имени Гнесиных и Московской консерватории. Естественно, мне было легче приступить к дирижерской работе, поскольку знания и опыт в других смежных областях очень помогли этому", - писал Евгений Федорович.

Наконец главная мечта осуществилась: дирижируя Второй симфонией Рахманинова, Виолончельным концертом Мясковского, сюитой "Дафнис и Хлоя" Равеля в исполнении БСО, Евгений Светланов защищает диплом. Дебют оперного дирижера Светланова состоялся в 1955 году, когда он представил свою первую работу в Большом театре - оперу "Псковитянка" Римского-Корсакова. С этого года судьба вновь связала великого дирижера с великим театром. Сначала дирижер-стажер, затем в течение десяти лет - дирижер, а с 1962 года - главный дирижер Большого театра. Евгений Светланов вел за пультом театра репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов), из них в 12 Светланов является дирижером-постановщиком: это оперы "Псковитянка", "Царская невеста" Римского-Корсакова (1955), "Чародейка" Чайковского (1958), "Не только любовь" Щедрина (1961), "Октябрь" Мурадели (1964), "Отелло" Верди (1978), "Сказание о невидимом граде Китеже" (1983), "Золотой петушок" (1988) Римского-Корсакова; балеты "Тропою грома" Караева (1959), "Паганини" на музыку Рахманинова (1960), "Ночной город" на музыку Бартока (1961), "Страницы жизни" Баланчивадзе (1961).

В 1964 году Светланов принимает участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре "Ла Скала" он с огромным успехом дирижирует оперными спектаклями "Борис Годунов", "Князь Игорь" и "Садко", а также симфоническими концертами, в одном из которых по просьбе публики "Три русские песни" Рахманинова были исполнены на "бис". Евгений Светланов был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитой "Скале", среди которых - Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герберт фон Караян.

Оперы "Снегурочка", "Русалка", "Чио-Чио-сан", Девятая симфония Бетховена, балеты "Лебединое озеро", "Шопениана", "Вальпургиева ночь", "Спящая красавица", "Щелкунчик" дополняют репертуарный список дирижера в Большом театре. Светланов записывает фонограммы для фильмов-опер "Хованщина" Мусоргского и "Пиковая дама" Чайковского, дирижирует концертным исполнением оперы-балета "Млада" Римского-Корсакова и множеством праздничных и юбилейных концертов. Великая певица, солистка Большого театра Ирина Архипова так писала о спектаклях Светланова в Большом театре: "Не могу не вспомнить о таких постановках Светланова, как "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок" и "Сказание о граде Китеже" Римского-Корсакова. Это было грандиозно! Оркестр звучал выше всяких похвал".

После одного из концертов со Светлановым выдающаяся певица Елена Образцова сказала: "Действительно, никто, наверное, не чувствует так глубоко и так верно душу русского человека, как он; никто не воплощает ее в музыке с такой неподдельной искренностью, правдивостью, обжигающей эмоциональностью. ...Такие лидеры - подлинные, а не мнимые - очень нужны сегодня нашему искусству".

Балерина Раиса Стручкова писала, что "...для Евгения Федоровича "технология" балета особых трудностей... не представляла. Таков уж универсальный характер его дарования. Он великолепно чувствовал природу хореографического искусства. В спектаклях, которыми он дирижировал, ...всегда ощущался удивительный синтез оркестрового звучания и танца, единство музыкального и хореографического компонентов. Никакого разделения: тут оркестр, а там балет... Находясь на сцене, я прямо-таки физически ощущала сильнейшую творческую энергию, которую излучали его руки. И это придавало свободу, уверенность, вдохновение".

В 1965 году Евгений Светланов становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. До этого времени оркестром, созданным в 1936 году, руководили Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов. По существу, Евгений Светланов, около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира.

Вот что писал об оркестре и его руководителе Ираклий Андроников: "Ощущение праздника, настоящего праздника испытываешь в концертах Государственного симфонического оркестра... под управлением Евгения Светланова - ощущение яркости, ясности, мощи. И новизны. Невольного удивления... И самой музыкой наслаждаешься в его концертах, и безупречной игрой покоренного дирижером оркестра. Да, покоренного. Но это дирижерское полновластие чудесно сочетается у Светланова с человеческой скромностью, с уважением к сидящим перед ним замечательным музыкантам. Артистизм уживается в нем с деловитостью, могучий темперамент - со строгим самоконтролем... Все соображено и продумано. И в то же время сердечно, исполнено поэтического одушевления, любви к исполняемому творению и, кажется, рождается впервые... при вас".

Тысячи выступлений в нашей стране и за рубежом, в концертных залах Поволжья, Урала, Сибири, шефские выступления на заводах Омска, Праги, Софии, в студенческих городках, в железнодорожных депо, выступления на престижных эстрадах мира - и всюду восторженный прием и признание. Евгений Светланов является всемирно признанным интерпретатором произведений западно-европейских, русских, советских и современных композиторов. Им записаны все симфонии Брамса, Малера, симфонические произведения Бетховена, Шуберта, Шумана, Дворжака, Грига, Сен-Санса, Блоха, Элгара, Шостаковича, Прокофьева, Шапорина, Хачатуряна, Свиридова, Кабалевского, Эшпая, Бойко, Караева и др.

В 60-е годы записью всех симфоний П.И. Чайковского Евгений Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию "Антологии русской симфонической музыки", продолжавшийся три десятилетия. Сам Светланов считает эту работу своим жизненным долгом, так же, как и запись 20 симфоний Н.Я. Мясковского.

Сегодня Евгений Светланов - почетный дирижер Большого театра. Обширна география его зарубежных гастролей, маэстро сотрудничает со многими крупнейшими симфоническими коллективами мира. Евгений Светланов - это эпоха в российской музыкальной истории и наше национальное достояние.

"Вся жизнь Светланова - это громадный, колоссальный труд. В его лице мы имеем, несомненно, выдающуюся личность современного музыкального мира, гордость нашей музыкальной культуры. Большой музыкант Евгений Федорович, очень большой. Он находится в расцвете своего дарования, и я могу только пожелать ему всяческих успехов. Это будет на радость всем нам" (Г.В. Свиридов).

Евгений Фёдорович Светланов родился 6 сентября 1928 года в Москве. Начал заниматься по классу фортепиано в Музыкально-педагогическом училище (1944-1946), затем в Институте имени Гнесиных у Марии Абрамовны Гурвич, воспитанницы Н. К. Метнера. Позже занимался композицией у М. Ф. Гнесина. По окончании института по специальности «фортепиано» в 1951 году Светланов поступил в Московскую консерваторию в классы оперно-симфонического дирижирования профессора А. В. Гаука и композиции - Ю. А. Шапорина.

В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Светланов стал дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. С 1955 дирижёр, в 1963-1965 гг. - главный дирижёр Большого театра. Дебютировал в 1955 году в Большом театре постановкой оперы Н. Римского-Корсакова «Псковитянка». Эта же опера спустя 45 лет стала последней работой Светланова в Большом театре. В 1962 г. был назначен музыкальным руководителем Кремлевского дворца съездов, который в то время стал второй прокатной площадкой Большого театра. С 1965 по 2000 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года - России). В 1992-2000 гг. был главным дирижером гаагского Резиденц-оркестра (Нидерланды). В 2000-2002 гг. - вновь работал в Большом театре.

Светланов - автор ряда оригинальных сочинений: Симфонии h-moll, симфонических поэм «Даугава» и «Калина красная», Поэмы для скрипки с оркестром памяти Д. Ф. Ойстраха, Арии для ансамбля виолончелей и других сочинений. Стиль Светланова-композитора перекликается с творчеством Сергея Рахманинова.

Работая в Большом театре, Светланов осуществил ряд постановок русских и зарубежных опер: «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, «Не только любовь» Р. К. Щедрина. Искусство Светланова получило признание не только в СССР, но и за границей: его неоднократно приглашали дирижировать ведущими зарубежными оркестрами и руководить оперными и балетными постановками (в частности, «Щелкунчика» П. И. Чайковского в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне). С Госоркестром СССР под управлением Светланова играли лучшие отечественные и зарубежные исполнители - С. Т. Рихтер, А. Я. Эшпай, Т. П. Николаева, Т. Н. Хренников, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган, А. К. Фраучи, Ф. Кемпф.

Творческое наследие Светланова огромно: несколько тысяч кассет, дисков, записей с концертов и театральных постановок. Светланов - первый дирижёр, реализовавший идею создания «Антологии русской симфонической музыки». За годы работы с оркестром он записал почти все симфонические произведения Глинки, Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, С. М. Ляпунова, А. С. Аренского, Глазунова, Калинникова, А. Н. Скрябина, Рахманинова, Н. Я. Мясковского, а также Вагнера, Брамса, Г. Малера, И. Ф. Стравинского, А. И. Хачатуряна, Шостаковича, Хренникова, А. Я. Эшпая и многих других композиторов. Некоторые их произведения под управлением Светланова прозвучали впервые. Наибольшую известность получило исполнение Светлановым симфонических произведений Чайковского и Рахманинова. Существует также ряд записей Светланова-пианиста.

С 1974 г. - секретарь правления Союза композиторов СССР.
Е. Ф. Светланов умер 3 мая 2002 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.