История 20 го века. Россия в начале XX века

Хронология истории России в XX-м веке включает в себя массу печальных и трагических проишествий.
Так, коронация последнего императора Российской Империи Николая II, прозванного в народе «царём-тряпкой», начинается с катастрофической давки на Ходынском поле, приведшей к многочисленным жертвам. После прихода к власти в 1894 году, в 1904-м он начинает «маленькую победоносную» войну с Японией, в последствии позорно проигранную Российской стороной. В 1914 году Россия вступает в Первую Мировую Войну, которая в дальнейшем окажет на страну самое катастрофическое влияние.

Уже в 1917 году осуществляется Октябрьская революция, в ходе которой император отказывается от трона, а в 1918 году, по распоряжению большевиков, расстреливается, вместе со всей царской семьёй.

Воздвигнутое в ходе революции правительство страны, под руководством Ленина, заключает со странами-участниками конфликта Брестский мир, под тяжкими и даже грабительскими для страны условиями, и таким образом РСФСР выходит из войны.
Некоторые части населения страны и даже целые регионы выступают против большевистской власти. Наступает гражданская война между сторонниками советского правительства и их оппонентами. Эта война полностью развалила остатки и без того слабой после участия в ПМВ экономики страны.
Страна фактически лежала в руинах, преобладал массовый голод и увеличение преступности. В данных обстоятельствах Владимир Ленин начинает программу по восстановлению экономики страны после тяжелейшего послевоенного упадка — так же известную как НЭП (Новая Экономическая Политика). В данный же период, в 1922 году, образуется государство СССР, в которое поначалу входили четыре республики.

В 1922 г, когда Владимир Ленин уже был неспособен управлять делами государства из-за болезни, государство возглавляет Иосиф Сталин. Он запускает несколько масштабнейших государственных программ, таких как индустриализация и коллективизация, с целью проведения крупнейших экономических преобразований в стране в кратчайшие сроки, и переводит экономику страны на полное государственное регулирование.
С 1934 года Сталин проводит массовые внутрипартийные чистки, апогей которых приходится на 1937 г. было Репрессировано абсолютное большинство оппозиционных группе Сталина деятелей, в т.ч. революционных прокоммунистических лидеров.

В 1941 г. начинается масштабнейший военный конфликт за всю историю России в двадцатом веке — Великая Отечественная Война, продлившаяся четыре года, закончившаяся победой СССР и военной капитуляцией Германии. Советский Союз при этом потерял более 27 миллионов человек.

Несмотря на то, что Советский Союз больше всех пострадал от Второй Мировой войны, он полностью восстановил экономику страны менее чем за десять лет.
Середина двадцатого столетия - это период управления СССР Никитой Хрущевым, а так же время очередного критического конфликта, теперь уже с Соединёнными Штатами. После окончания WW2 наступает крупнейшее перестраивание мировых связей, основное участие в которых принимали как раз СССР и США, что известно как «холодная война», а после «Карибского кризиса» мир едва не был поставлен на порог ядерной катастрофы,
Во время управления страной Михаилом Горбачёвым начинается период перестройки - крупнейших изменений во всех сферах внешней и внутренней политики СССР.

В 1991 году Советский Союз распадается, образуется новое государство — Российская Федерация, президентом которой избирается Борис Николаевич Ельцин.
20-й век для России завершается чеченскими войнами, дефолтом, девальвацией рубля, а так же избранием Владимира Путина в 1999-м году.

· Россия пережила три революции:

· -1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,

Русско-японскую войну 1904-1905 гг.

· -Первую мировую войну 1914-1918гг.,

Гражданскую войну

Трагическая история литературы 20 века

В 20-е годы уехали или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелев и др.

Воздействие цензуры на литературу: 1926 год- конфискован журнал «Новый мир» с « Повестью непо-гашенной луны» Б.Пильняка.

В 30-е годы писателя рас-стреляют.

С начала 30-х годов начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях Н.Клюев,И.Бабель, О.Мандельштам и многие другие.

С начала 30-х годов появилась тенденция приведения литературы к единому методу - социалистическому реализму. Одним из представителей стал М.Горький.

Литература конца 19 – начала 20 веков

· В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов.

· (отражение реальности, жизненной правды)

26) Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” - один из выдающихся образцов русской драматургии первой четверти XIX века. "Грибоедов новатор не только в постановке актуальных социально-политических проблем, в переосмыслении сюжета комедии, но и в изображении характеров героев и в создании типов, в использовании особого языка и стиля. Стиль комедии Грибоедова основан на живом разговорном языке, причем это язык московский. Громоздкий александрийский стих прежних комедий, необходимый для высоких жанров, Грибоедов заменил вольным ямбом, благодаря которому темп получил возможность замедляться и ускоряться в зависимости от длины строки, что создает эффект, пафос живой речи (“Гляди в окно: Молчалин на ногах давно”).

Предполагается, что у каждого героя в классицистической комедии должна быть речевая маска. Некоторые из гостей на балу и Скалозуб ее имеют, речь же остальных разнится сильно. Грибоедов хотел создать литературный и поэтический язык, поэтому все его герои говорят хорошо и остроумно: (афоризмы есть не только у Чацкого (“Свежо предание, да верится с трудом”), но и у Софьи (“Счастливые часов не наблюдают”), и у Лизы (“Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”). Гончаров в статье “Мильон терзаний пишет: “Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой замок, и он рассыпается там злобным смехом”.

Новаторство Грибоедова заключается еще и в том, что он обогащает и психологически переосмысляет характеры героев и средства, при помощи которых эти характеры создаются. Грибоедов пишет комедию, развязку которой невозможно назвать ни трагической, ни счастливой, имеющую открытый финал, комедию, в которой нет однозначно положительного героя. Его комедия далека от произведений классицизма и романтизма, хотя и многое взяла у классицистов и романтиков. По словам Гончарова, “комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия.. . какая едва ли найдется в других литературах.

27) Биография Куприна была насыщена разнообразными событиями, которые давали писателю богатую пищу для его литературных трудов. Повесть «Поединок» уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Куприн закончил кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временем нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей изнанкой: однообразными занятиями «словесностью» и отработкой ружейных приемов, попойками в клубе да пошлыми интрижками.Однако именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт.Работа над повестью «Поединок» в 1902 - 1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел - «хватить» по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества, бесчеловечности.
Все события повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. Армия - это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять. Осознать все эти недостатки,весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову. Проблемы,затронутые Куприным,в повести:
непонимание большинством солдат своих командиров,проблема «рукоприкладства» ,
бедственное положение рядовых,модель крепостнического строя в русской армии,
участь тех людей, которые пытаются идти против системы.

Проблема «рукоприкладства» очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз социального неравенства.А телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 г. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве: «Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю». Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и не в лучшую сторону.

Еще меньше зависти вызывает участь простых солдат. Ведь у них нет даже элементарного права выбора: «Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову». Солдаты должны все это терпеть и не могут даже пожаловаться, ведь они прекрасно знают, что тогда им будет.
Вдобавок к тому, что рядовые подвергаются систематическому избиению, их еще и лишаются средств к существованию: то малое жалование, которое они получают, они почти все отдают своему командиру.Уйдя официально от крепостнического строя 40 лет назад и положив на это огромное количество человеческих жизней, Россия в начале века имела модель такого общества в армии, где офицерство - это эксплуататоры-помещики, а простые солдаты - это рабы-крепостные. Армейская система разрушает сама себя изнутри. Она не выполняет в достаточной степени ту функцию, которая на нее возложена.
Тех же, кто пытается пойти против этой системы ожидает очень не легкая судьба. Фактически, в одиночку бороться с такой «машиной» бесполезно, она «поглощает всех и вся». Даже попытки осознать происходящее повергают людей в шок: Назнанский, постоянно болеющий и ушедший в запой (очевидно, пытаясь тем самым скрыться от довлеющей действительности), наконец, сам герой повести Ромашов. Для него с каждым днем все более заметными становятся вопиющие факты социальной несправедливости, все уродство системы. Он, со свойственной ему самокритичностью, находит и в себе также причины подобного положения вещей: он стал частью «машины», смешался с этой общей серой массой ничего не понимающих и потерянных людей. Ромашов пытается от них отгородиться.
Анализируя положение хлебниковых в русской армии, образ жизни офицерства и ища пути выхода из подобной ситуации, Ромашов приходит к мысли, что армия без войны - это абсурд, и, следовательно, для того, чтобы не было этого чудовищного явления «армия», а его не должно быть, надо, чтобы люди поняли ненужность войны.

28)Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений - от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки - вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. В первом, общефилософском значении, музыка для них универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха.Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

29) Анна Андреевна Горенко (Ахматова) – одна из наиболее известных русских поэтесс XX века, литературный критик и переводчица. Родилась 11 (23) июня 1889 года в дворянской семье в Одессе. Когда девочке был 1 год, семья переехала в Царское село, где Ахматова смогла посещать Мариинскую гимназию. Она была настолько талантлива, что ей удалось освоить французский язык, слушая, как учительница занимается со старшими детьми. Во время проживания в Петербурге, Ахматова застала частичку эпохи, в которой жил Пушкин и это наложило отпечаток на её творчество.

Её первое стихотворение появилось в 1911 году. За год до этого она обвенчалась с известным поэтом-акмеистом Н. С. Гумилевым. В 1912 году у писательской четы появился на свет сын – Лев. В этом же году вышел в свет её первый сборник стихов под названием «Вечер». Следующий сборник «Чётки» появился в 1914 году и был распродан внушительным тиражом. Основные черты творчества поэтессы сочетали отличное понимание психологии чувств и личные переживания по поводу общенародных трагедий XX века.

У Ахматовой была довольно трагичная судьба. Несмотря на то, что она сама не находилась в заключении или изгнании, многие близкие ей люди были подвергнуты жестоким репрессиям. Так, например, первый муж писательницы, Н. С. Гумилёв, был казнен в 1921 году. Третий гражданский муж Н. Н. Пунин был трижды арестован, погиб в лагере. И, наконец, сын писательницы, Лев Гумилёв, провел более 10 лет в заключении. Вся боль и горечь утрат была отражена в «Реквиеме » (1935-1940) - одно из наиболее известных произведений поэтессы.

Будучи признанной классиками XX века, Ахматова долгое время подвергалась замалчиванию и травле. Многие её произведения не публиковались из-за цензуры и были запрещены десятилетиями даже после её смерти. Стихотворения Ахматовой переведены на многие языки. Поэтесса пережила тяжелые годы во время блокады в Петербурге, после чего была вынуждена уехать в Москву, а затем эмигрировать в Ташкент. Несмотря на все трудности, происходившие в стране, она не покинула её и даже написала ряд патриотических стихотворений.

В 1946 году Ахматов наряду с Зощенко была исключена из Союза писателей по приказу И. В. Сталина. После этого поэтесса преимущественно занималась переводами. В это же время её сын отбывал наказание, как политический преступник. Вскоре работы писательницы постепенно начинали приниматься боязливыми редакторами. В 1965 году вышел в свет её итоговый сборник «Бег времени». Также, она была удостоена итальянской литературной премии и звания почетного доктора Оксфордского университета. Осенью того же года у поэтессы случился четвертый инфаркт. В результате этого 5 марта 1966 года А. А. Ахматова скончалась в кардиологическом санатории в Подмосковье.

30)Мертвые души:

Поэма имеет кольцевую «композицию», которая отличается своеобразием и не повторяет подобной композиции, скажем, романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» или гоголевской же комедии «Ревизор».

Композиция всего задуманного произведения подсказана Гоголю бессмертной «Божественной комедией» Данте: первый том - «ад» крепостнической действительности, царство мертвых душ; второй - «чистилище», третий - «рай». Этот замысел остался неосуществленным. Написав первый том, писатель не поставил точки, она осталась за горизонтом неоконченного произведения. Не смог Гоголь провести своего героя через чистилище и показать русскому читателю грядущий рай, о котором мечтал всю жизнь.

Выбранный сюжет предоставил Гоголю «полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». В поэме огромное количество действующих лиц, представлены все социальные слои крепостной России: приобретатель Чичиков, чиновники губернского города и столицы, представители высшей знати, помещики и крепостные крестьяне. Значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления, в которых автор касается самых острых общественных вопросов, и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра.

Главные герои:Чичиков, Манилов, Коробочка,Ноздрев, Собакевич,Плюшкин Чиновники города N:Губернатор, Председатель палаты, Прокурор Полицеймейстер, Почтмейстер

Другие герои:Петрушка, Селифан,Феодулия Ивановна Собакевич,Каретник Михеев, Степан Пробка, Елизавет Воробей, Мижуев (зять Ноздрева) Дочь губернатора.

Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России.Однако этим замыслам не суждено было осуществиться.

Смех в поэме «Мертвые души» - беспощадное орудие зла. Сам Гоголь, оценивавший главную черту своего таланта, видел ее в способности «озирать всю громаднонесущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Белинский писал, что комизм Гоголя является следствием «грустного взгляда на жизнь, что в его смехе много горечи и горести». Вот почему произведения Гоголя - это «сначала смешно, потом грустно»

«Мертвые души» - одно из тех произведений, где авторское присутствие чрезвычайно важно. Гоголь не просто изображает жизнь, он активно высказывает свое отношение к тем или иным ее сторонам, дает характеристики героям и всему жизненному укладу, размышляет о проблемах, которые на первый взгляд не имеют отношения к сюжету поэмы, но которые для автора важны. Это и есть авторская позиция.

· 31) Максим Горький. Пьеса «На дне»: жанр, композиция, сюжет. Правда жизни и философскийсмысл.
Жанр–социально-философскаядрама
Сюжет - Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его люди с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Некоторые отчаянно пытаются выбраться, другие опускают руки. Отношения между ними сложные, постоянно вспыхивают склоки. Василиса, супруга Костылёва, влюблённая в вора Ваську Пепла, подговаривает его убить своего мужа. Васька Пепел влюблён в младшую сестру Василисы - Наталью. Другие постояльцы «дна»: Сатин (картёжник и шулер) и Актёр (бывший театральный актёр), Барон (дворянин, промотавший всё состояние) - совершенно опустившиеся и надломленные люди. Рабочий Клещ пытается выручить денег на лечение своей смертельно больной жены.
В середине действия в ночлежке появляется странник Лука. Он жалеет и успокаивает постояльцев, обещает им примирения с действительностью. Лука предлагает Ваське и Наталье уйти и искать своё будущее. Василиса, ревнуя, постоянно избивает свою сестру. Назревавший конфликт заканчивается дракой постояльцев, во время которой Пепел случайно убивает Костылёва. Его арестовывают. В самый напряжённый момент после драки Лука исчезает, оставив тех, кто ему поверил, без надежды. Жена Клеща умирает, и тот остаётся без денег и без надежд. Актёр, услышав об уходе Луки, кончает жизнь самоубийством. Узнав о том, что Актёр удавился, Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дурак!»
Правда жизни и философский смысл -
Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов, "дна". Жизнь обитателей костылевской ночлежки так страшна и беспросветна, что заставляет читателей содрогнуться. На "дне" происходит страшное - морально и физически гибнут люди, каждый из которых достоин лучшей доли. Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы. Все они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Несчастливое стечение жизненных обстоятельств - и человеку не под силу выправить судьбу, не подняться, и тогда одна дорога - на "дно".
Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна. Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные,отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?
Все участники споров встают перед вопросом: что лучше - истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Проповедник лжи во спасение, странник Лука, выполняет в пьесе роль утешителя. Автор разоблачает философию Луки. Сама действительность, правда жизни опровергает ложь Луки, не только утешающую, но и оправдывающую и примиряющую, что уж никак не приемлемо для человека достойного. Так считает автор, и поэтому Лука уходит в третьем акте: "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!" - так говорит противопоставленный Луке Сатин, выступающий в качестве резонера.
Человек силен правдой, какой бы она ни была. Философия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу. В пьесе звучат гордые слова о человеке: "Человек - вот правда! Человек! Это -великолепно! Это- звучит... гордо!". Эти слова резко контрастируют со страшной участью обитателей ночлежки. И это неизбежно порождает сложнейшие вопросы: почему происходит так, что люди попадают на "дно"? Что делать, чтобы жизнь каждого была бы достойна великого звания - Человек? Такие глубокие социально-философские проблемы ставит автор в своей пьесе.
Пьеса заканчивается трагически, потому что ее героям, попавшим на "дно", уже не подняться к свету, не возродиться к достойной жизни. Но близко духовное пробуждение обитателей "дна", растет их стремление к лучшему. Так звучит в пьесе горьковское слово - и осуждение мрака, и надежда на свет.

Мне показалось что участники дискусии в основном обращали внимание на довольно частные вещи, и макроскопической картины так и не получилось.

Ниже я предлагаю свой вариант - около 15 важнейших изменений в образе жизни, мышлении, культуре, которые произошли в течении прошлого века. Несколько пунктов подробно, остальные - тезисно, будут развёрнуты в следующем посте.

Итак, предыдущий, XX век:

1. Радикальное сокращение детской смертности и увеличение продолжительности жизни
Смерть, её ожидание и вероятность, и связанные с ней ритуалы занимают центральное место в любой культуре. В XX веке произошли невероятные изменения в этой области. Впервые в истории человек с большой вероятностью может дожить до возраста биологической старости (60-80 лет).

Ещё в Древней Греции V века до н.э. мужчина, доживший до 30 лет, имел хороший шанс дожить и до 60. Но при этом 2/3 людей не доживали до 30 лет, и 30-40% умирали в младенчестве и раннем детстве. Эта ситуация, с флуктуациями и небольшими улучшениями, продолжалась до XIX века, и тогда продолжительность жизни начала необратимо расти. Но основные изменения произошли в течении XX века, и навряд ли такие же радикальные изменения повторятся в нынешнем столетии.

Основные изменения продолжительности жизни связаны с уменьшением детской смертности почти до нуля (в развитых странах), а так же радикальным сокращением смертности от инфекционных заболеваний. Поскольку это происходило очень быстро в историческом смысле, но всё-таки в течении нескольких поколений, трудно осознать огромный культурный шок явившийся результатом этого: обычный человек может вполне рассчитывать что доживёт до зрелого возраста (до 50 лет с вероятностью около 90%). Нам совсем непросто осознать ситуацию 100-летней давности когда этого ещё не было.

2. Демографический взрыв
XX век стал центральным периодом большого демографического скачка начавшегося в конце XVIII века и, видимо, в основном завершающегося в XXI веке. Как и предыдущие "великие демографические взрывы" (неолитической революции, начала бронзового века, и "осевого времени" VI-I веков до н.э.) численность населения Земли за время такого скачка возрастала примерно в 10 раз, в то время как между скачками изменения были во много раз меньше. В последнем случае - от 1 миллиарда около 1800 до примерно 10 млрд. ожидающихся к концу XXI века. Основной скачок (несмотря на самые кровопролитные войны в истории) приходится именно на XX век.

Этот скачок нельзя сводить только к простому следствию пункта (1). Предыдущие великие демографические взрывы происходили несмотря на то что детская смертность оставалась практически постоянной. На этот раз именно радикальное сокращение детской (и инфекционной) смертности стало главной составной частью этого структурного скачка.

3. Исчезновение голода, выход из "мальтузианской ловушки"
На протяжении всей истории популяция населения изменялась по законам близким к экологическим: периоды роста достигали насыщения "ёмкости среды" (carrying capacity), и после этого начинался голод, эпидемии, затяжные войны и население данного региона существенно уменьшалось. Голод постоянно присутствовал в человеческой истории, но распределялся очень неравномерно: иногда целые десятилетия на большой территории проходили в относительном продовольственном достатке, но в другие периоды голодные годы следовали один за другим.

Один раз в истории человечества, в зрелой Римской Империи, I-II века н.э. (и ещё в IV веке) общество подошло устойчивому продовольственному достатку: для большинства жителей империи голод остался в прошлом, диета стала разнообразной и насыщенной, и даже появилась проблема ожирения. С падением империи традиционное состояние отсутствия продовольственной безопасности и бедности диеты вернулось, до XVIII века.

В XIX веке наконец голод почти исчез из самых развитых стран, а XX - почти у всего человечества. Основные количественные изменения пришлись именно на прошлый век. Трудно переоценить культурное значение этой революции - когда вдруг забота о "хлебе насущином" отступила на второй план и более важной стала проблема ожирения, потери веса и "правильной" диеты.

4. Электрификация, круглосуточный образ жизни
Если бы инопланетяне в тарелочках на протяжении тысяч лет наблюдали за Землёй из космоса, они бы заметили что макроскопические изменения, за исключением сезонных колебаний, происходят довольно постепенно: немного смещаются климатические зоны, варьируется цвет растительности, кое-где заметны результаты человеческой деятельности. Но с конца XIX века можно было увидеть нечто поразительное: в тёмной, ночной половине Земли вдруг начали разрастаться огромные пятна света. Вокруг больших пятен появлялись маленькие точки, они разрастались, соединялись линиями, и целые большие территории покрывались сплошным световым фоном.

Если механизация, радикальное уменьшение доли мускульной энергии человека и животных - явление ХIX века, то массовая, доступная электрификация - важнейшее технологическое достижение XX века. Она привела к радикальному изменению образа жизни, "отступлению темноты" и возможности фактически 24-часового функционирования общества.

5. Исчезновение сословных привилегий
аристократия, рабство, сословия

6. Политическая эмансипация
Всеобщее избирательное право

7. Сокращение расстояний
1800: вокруг света - 500 дней
1900: 80 дней
2000: 2 дня

8. Резкое возрастание роли государства в экономике

9. Новый тип политической элиты
"Партия нового типа" зародившаяся в СССР, как альтернатива традиционной аристократии, партийной демократии англо-саксонского типа или колониальной администрации

10 Диетическая революция:
холодильники и морозильники, фаст-фуд, полуфабрикаты, пластиковые упаковки, микроволновые печи, круглогодичная доступность всех видов еды.

11. "Закат Европы"
В 1900 году мировая политика - на 80% это европейская политика. 65% мировой экономики сосредоточено в Западной Европе. 2000 год - подчинённое положение к сверхдержаве США, наиболее быстрорастущий регион - Азия.

12. "Общество потребления"

13. Новый вид массовой культуры
Традиционная массовая культура - карнавалы, ярмарки, шествия, "крёстные ходы" и т.д.
Новая масскультура - командный спорт на стадионах, рок-концерты, "рэйвы", "тусовки".

14. Мгновенные, массово доступные новости
Радио, телевизор в каждом доме, в каждом баре.

15. Массовые совместные ощущения (shared experience)

16. Революция вертикали
Это не то что вы думаете, не о "вертикали власти" или общественной стратификации.
Речь идёт об этажности, о высоких домах, "росте в 3-м измерении", о роли лестниц, лифтов, этажей, балконов в бытовой культуре.

Я бы сказал, что пост не совсем пятничный, так что, если не хотите - не смотрите.
---
Американский журнал Vanity Fair опубликовал 25 лучших фотографий, отражающих текущие события за время его издания.

Легкоатлет Джесси Оуэнс побеждает на Олимпийских играх 1936 года в Берлине (фюрер говорят, был вне себя от такого позора арийцев).

Гибель республиканца, 5 сентября 1936 года, Испания.
Республиканцам противостояли формирования уроженцев Северной Африки - марокканских добровольцев, о смелости и крайней жестокости которых ходили легенды. Не добавило оптимизма известие, что генерал Франко снабдил их новыми сверх-скорострельными немецкими автоматами, которых не было у республиканцев.
Когда командир отдал приказ: «В атаку», солдаты стали довольно робко вылезать из окопов.
Позднее Капа вспоминал: «В тот день нам всем было очень страшно. Мы знали, что франкисты стреляли из новых автоматов. Количество убитых республиканцев исчислялось десятками. Я целый день так и просидел в окопе. Когда началась атака республиканцев, я высунул из окопа свою "лейку", а когда услышал автоматную очередь, вслепую нажал на спуск».
Негатив был переправлен в Париж и 23 сентября опубликован в журнале «VU». Полное название фотографии - «Лоялистский ополченец в момент смерти, Сьерра-Морена, 5 сентября 1936 года» («Loyalist Militiaman at the Moment of Death, Cerro Muriano, September 5, 1936»), но обычно ее называют более коротко: «Падающий Республиканец» или «Смерть Солдата Лоялиста».
Ситуация, конечно, абсолютно уникальная. Фотограф за все время атаки сделал всего один снимок, при этом сделал его наугад, не глядя в видоискатель. Да что там «в видоискатель», он вообще не смотрел в сторону «модели». И эта одна из лучших, одна из самых знаменитых его фотографий, сделавших его в одночастье знаменитым.
Потом было много чего. Под Мадридом погибла его подруга, немецкая фотожурналистка Герда Таро, случайно раздавленная маневрировавшим танком.
В 1938 Капа работал фотокорреспондентом во время японско-китайской войны. В 1940 переселился в США. Работал в северной Африке и Италии. В 1944-м снимал высадку союзнических войск в Нормандии. В 1947-м вместе с Картье-Брессоном и др. основал фотоагенство «Магнум», в 1951-м возглавил его, но в 1953-м был вынужден переехать в Европу, спасаясь от маккартизма. В 1948-м и 1950-м работал в Израиле. Погиб во Вьетнаме в самом конце Индокитайской войны, подорвавшись на мине.
Имя же главного героя фото - Федерико Борель Гарсия - удалось установить только много лет спустя.

Женщины-коллоборационистки, Франция, 1944 год.

Американские морские пехотинцы устанавливают знамя США на японском острове Иводзима 23 февраля 1945 года. Фото является для американцем таким же символом Победы, как для нас фото Евгения Халдея (флаг над Берлином). И также как и наше фото, американское - постановочное.

Американские военные самолёты сбрасывают берлинцам продукты, прорывая блокаду, установленную советской военной администрацией, 1948 год.

Победивший на очередных президентских выборах в США, кандидат от демократов Гарри Трумэн со статьёй The Chicago Daily Tribune "Девей побеждает Трумэна" от 2 ноября 1948 года. Фотография вскоре стала известной всему миру. На просьбу прокомментировать случившееся Трумэн сказал: "Это для книг".

Первый день Дороти Коунтс в средней школе Гарри Хардинга, штат Северная Каролина, США, 4 сентября 1957 года. Дороти была одним из первых черных школьников, которым разрешили учиться в школе. Однако девочка не выдержала и 4 дней из-за гонений в школе.

Тич Куанг Дук, буддистский священник в Южном Вьетнаме, сжёг себя, протестуя против политики правительства, направленной против священников. Тич Куанг Дук не издал ни звука, пока он не сгорел полностью. 11 июня 1963 года.

Мартин Лютер Кинг, американский баптистский священник и борец за гражданские права в 60-х годах ХХ века (убит в 1968-м году) 28 августа 1963 года. В этот день около 250 тыс. белых и черных собралось в Вашингтоне, когда в конгрессе США обсуждалось законодательство о гражданских правах. В тот же день негритянские лидеры совещались с президентом Джоном Ф. Кеннеди. Позже на ступенях Мемориала Линкольна Кинг произнес речь, в которой выразилась вера в братство людей; речь стала широко известна под названием «У меня есть мечта» («I have a dream»).

Маленький сын убитого президента США Джона Кеннеди прощается со своим отцом, Вашингтон, 25 ноября 1963 года.

1 февраля 1968 года, Сайгон, южный Вьетнам. Шеф южновьетнамской национальной полиции Нгуйен Нгок Лоан расстреливает участника вьетконговской армии. Скандальный снимок обошёл весь мир. Южно-вьетнамские власти заявили, что убитый являлся участником диверсионной группы, который убил нескольких полицейских. По одним данным его звали Нгуен Ван Лем, по другим, погибшего звали Ле Конг На.
Сам же Нгуйен Нгок Лоан после поражения в войне перебрался в США, где американцы считали его убийцей и всячески портили ему жизнь. Умер от рака в 1998 году.

Астронавт Базз Олдрин, урождённый Эдвин Юджин Олдрин делает первые шаги по Луне (второй человек, высадившийся на Луне после Нила Армстронга), июль 1969 года. Многие до сих пор считают, что американцы никуда не летали, а просто сфальсифицировали свой полёт.

Режиссёр Роман Поланский после жестокого убийства своей беременной жены, Шарон Тэйт, бандой Чарльза Мэнсона, 1 августа 1969 года.

День 4 мая 1970 года навсегда вошел в историю Америки. В этот день четыре студента Кентского университета были убиты и еще девять ранено представителями Национальной гвардии штата Огайо, охранявшими порядок на территории студенческих городков во время проведения акций протеста против войны во Вьетнаме.
Студент-старшекурсник факультета фотожурналистики Джон Фило сделал фотографию убитого студента Джефри Миллера и склонившейся над ним четырнадцатилетней Мэри Эн Веккио. В следующем году он стал обладателем Пулицеровской премии за этот снимок.
Позже он так рассказывал об этом:
"Я думал, что они используют холостые патроны. Когда я поднял камеру то заметил, что один солдат целится прямо в меня. Я сказал сам себе: «Я сфотографирую это» и тут раздался выстрел. В ту же секунду облачко пыли отделилось от статуи рядом со мной, а пуля отскочила от нее и застряла в дереве.
Я даже выпустил камеру, когда понял что патроны настоящие. Я не знаю, откуда на меня нашла эта смесь наивности и тупости, но я не стал прятаться. На склоне холма никого рядом со мной не было. Я ощупал себя, потом повернулся налево и увидел тело Джефри Миллера и лужу крови вытекающую из-под него: как будто кто-то опрокинул целое ведро крови. Я испугался и побежал вниз, но остановился. «Куда ты бежишь?» - спросил я себя, - «Ты должен быть здесь».
И я стал фотографировать. Я фотографировал лежащие на улице тело Джефри Миллера и людей, выходящих из своих укрытий, есть фотография Мэри Веккио, когда она еще только появилась там. Пленка уже кончалась. Я видел, как Мэри буквально переполнялась эмоциями. Она начала плакать. А в тот самый момент она что-то воскликнула. Точно не помню … что-то вроде «О, боже мой».

Все знают эту фотографию. Снимок, в большой мере повлиявший на отношение американцев к войне в Индокитае. Снимок, за который вьетнамский фотограф Associated Press Ник Ут vietnamHuỳnh Cфng Ъt) получил Пулитцеровскую премию и вошел в историю фотографии. 8 июня 1972 года у деревни Чанг-Банг к северо-западу от Сайгона шел бой между отрядами армии Северного Вьетнама и южновьетнамцами. Несколько мирных жителей, спасаясь от северовьетнамцев, покинула деревню и направлялась к позициям правительственных войск.
Пилот самолета южновьетнамцев по ошибке принял жителей деревни за солдат противника и сбросил на них несколько бомб с напалмом. Ник Ут запечатлел момент, когда группа детей сразу после бомбовой атаки бежит по дороге. В центре - девятилетняя Ким Фук, обожженная напалмом, с искаженным от боли лицом.

Сад округа Нью-Орлеан (США) пал жертвой поджога и грабежей после урагана "Катрина", 4 сентября 2005 года.

Россия в начале 20 века

Царствование Николая II стало временем самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880–1910 темпы роста промышленного производства превышали 9 % в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже стремительно развивающиеся США Вдвое увеличилась сеть железных дорог. К началу XX века Россия была на третьем месте в мире по выплавке чугуна и на первом – по добыче нефти. Показателем модернизации был рост числа горожан – буржуазии, интеллигенции, рабочих. В начале столетия в России было основано много крупных промышленных предприятий. Широко использовался европейский опыт. Однако экономическое развитие России было очень неравномерным, требовало проведения либеральных реформ, а их не было.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Россия – официальное наименование российского государства в 1721–1917 гг.

Сложилась на основе Русского государства, которое в 1721 г. Петр I объявил империей. В ее состав входили: собственно Россия, Прибалтика, Украина, Белоруссия, часть Польши, Бессарабия, Северный Кавказ, Финляндия, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия, Памир. К кон. 19 в. территория Российской империи составляла 22,4 млн км 2 . (1 / 22 долю всего земного шара и ок. 1 / 6 части поверхности всей суши). Общая длина границы империи составляла 64 900 верст (верста равна 1,0668 км), в т. ч. морская граница – 46 270 верст. По переписи 1897 г., население составляло 128,2 млн человек, в т. ч. население Европейской России – 93,4 млн человек, Царства Польского – 9,5 млн, Великого княжества Финляндского – 2,6 млн, Кавказского края – 9,3 млн, Сибири – 5,8 млн, Средней Азии – 7,7 млн. Проживало более 200 народов.

До 1917 г. термин «русские» употреблялся как общее название трех восточнославянских народов: великороссов (47 % населения), малороссов (19 %) и белорусов (6,1 %). Вместе они составляли абсолютное большинство населения – 83,3 млн, или 71,9 %. К 1914 г. население России возросло до 163 млн человек (без учета Польши и Финляндии). Доля жителей России в мире возросла в 1858–1914 гг. с 5 до 8 %.

Территория государства к 1914 г. делилась на 81 губернию и 20 областей; насчитывалось 947 городов. Часть губерний и областей была объединена в генерал-губернаторства (Варшавское, Иркутское, Киевское, Московское, Приамурское, Степное, Туркестанское, Финляндское). Официальными вассалами Российской империи были Бухарское ханство, Хивинское ханство. В 1914 г. под протекторат Российской империи был принят Урянхайский край (Тува).

Россия была наследственной монархией, возглавлял ее император, обладавший самодержавной властью. Члены его семьи, родственники составляли императорскую фамилию.

Господствующей религией было православие (церковь управлялась императором через Синод). Все население считалось подданными Российской империи (мужское население от 20 лет присягало на верность императору). Подданные империи делились на четыре сословия («состояния»): дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели. Местное население Казахстана, Сибири и ряда других районов империи выделялось в самостоятельное сословие – инородцы.

Герб Российской империи – двуглавый орел с царскими регалиями; государственный флаг – черно-бело-золотое полотнище. Использовался и другой флаг, бывшего российского торгового флота – бело-сине-красный (горизонтальные полосы); государственный гимн – «Боже, царя храни». Государственный язык – русский.

В результате Февральской революции 1917 г. была свергнута самодержавная власть и 14 сентября 1917 г. Временным правительством провозглашена республика.

БУРЖУАЗИЯ – слой капиталистических предпринимателей, занимающихся экономической деятельностью с целью получения прибыли в результате использования собственного или заемного капитала и наемного труда на основе частной собственности.

В нач. 20 в. социальный облик российской буржуазии был разнообразен: разбогатевшие крестьяне, мещане, дворяне и, конечно, купцы. При этом к кон. 19 в. в Российской империи запрещалось вести предпринимательскую деятельность лицам, причисляемым к одной из 13 категорий: священникам, находящимся на казенном жалованье консулам, служащим и членам коммерческих судов, офицерам (могли быть посредниками в торговых операциях), маклерам (если только они не торговали ценными бумагами и иностранными векселями), приказчикам, купцам (не 1-й гильдии), евреям вне черты оседлости, политическим ссыльным, четырежды банкротам, лицам моложе 21 года.

В положении о промысловом налоге к разрешенным видам инициатив деловых людей были отнесены: содержание оптовых магазинов и складов, скупка сельскохозяйственных продуктов, содержание комиссионерских, транспортных, экспедиторских домов и контор, крупных элеваторов, «торговых бань», трактиров, ресторанов и аптек, мелкооптовых предприятий (лавок, ларьков и палаток), постоялых дворов, разносной и развозной торговли. Торгово-промышленное законодательство позволяло заниматься коммерцией всем желающим при сохранении государственного контроля – регистрационной системы учреждения акционерных обществ.

Организационными формами предпринимательской активности были акционерные компании: коммандитные товарищества (безуставный вариант акционерной компании), товарищества на паях, торговые дома (в Москве к нач. 20 в. их было 1022, в Петербурге – 470, в Риге – 248), банкирские заведения в форме торговых домов (всего 46). Затем стали появляться договорные ассоциации – союзы нескольких предприятий, структурных объединений, скрепляемые в правлении нескольких обществ.

К нач. 20 в. в банковской системе, состоящей из разнообразных ссудно-сберегательных товариществ и обществ взаимного кредита, земельных и акционерных коммерческих банков, последние приобрели наибольшее значение. Крупнейшими из них были Русско-Азиатский, Петербургский международный коммерческий, Азово-Донской коммерческий, Русский для внешней торговли и Русский торгово-промышленный. Им принадлежало ок. 60 % основных активов и пассивов.

Развитие получила биржевая деятельность, основное назначение которой к нач. 20 в. было служить оптовым рынком. Общая скудность народных (крестьянских) сбережений и капиталов тормозила развитие фондовой торговли. Биржевые общества и комитеты – объединения территориального типа – выступали охранителями интересов отдельных отраслей промышленности: Московский – текстильщиков Центрального Промышленного района, Киевский – сахарозаводчиков и т. д. Согласно законодательству, биржами выдавались коммерческие справки, осуществлялось посредничество в спорах по торговым и фондовым сделкам.

С началом работы Особого совещания сельскохозяйственной промышленности (1902 г.) началась история Всероссийского объединения биржевых организаций. Первый съезд Особого совещания прошел 27 ноября 1906 г. На нем оформился во главе с А. Прозоровым и Н. Авдаковым Союз представителей биржевиков, объединивший буржуазию. Слабость российского капитализма, несовершенство рыночных отношений приводили к бедственному положению рабочих. Недовольство рабочих стало «бомбой замедленного действия» под зданием российского капитализма.

Перед революцией 1905–1907 гг. буржуазия не имела представительной общероссийской организации или общей политической партии. После большевистской революции началось ограничение прав буржуазии, ас1918 г. – свертывание ее деятельности.

Для многих русских предпринимателей материальное благосостояние, обогащение, личный успех не были самоцелью. Стремясь заслужить общественное признание, предприниматели заботились о своем престиже: одним из замечательных явлений в истории отечества стало меценатство. Высоко оценивалась культурно-просветительская деятельность Третьяковых, Шанявских, Остроуховых, Морозовых, Бахрушиных, Щукиных, Рябушинских, Мамонтовых, Солдатенкова, Цветкова, Полякова, Бурылина, Терещенко, ряда предпринимателей, финансировавших Дягилевские проекты. Один из прекрасно образованных коллекционеров, А. Титов восстановил ансамбль Ростовского кремля, открыл музей церковных древностей, был избран членом Археологического общества и Общества любителей древней письменности и принес свою коллекцию в дар Императорской публичной библиотеке.

Нерчинские золотопромышленники братья Бутины, благодаря исследовательской деятельности избранные в Географическое общество, оказывали поддержку его Приамурскому и Восточно-Сибирскому отделениям, открыли музей, музыкальные школы и женское училище, а свою коллекцию завещали городу.

Заводчик Ю. Нечаев-Мальцев, чей отец в юности был близок декабристам, а к концу жизни стал обер-прокурором Святейшего Синода, построил в Гусь-Хрустальном храм, расписанный Васнецовым, издавал журнал «Художественные сокровища России», ассигновал 2,5 млн рублей из 3 млн 559 тыс., затраченных на постройку Музея изящных искусств в Москве и приобретение для него экспонатов. Т. О.

ДВОРЯНСТВО – высшее сословие в Российской империи в 18 – нач. 20 в., господствующее привилегированное сословие светских землевладельцев, чья собственность на передающуюся по наследству землю была закреплена законодательно.

Термин встречается с кон. 12 в. Согласно имевшему силу до 1917 г. «Своду Законов Российской империи» (т. IX, гл. 1, отд. 1, параграф 15), «дворянское звание» понималось как «следствие, истекающее из качества и добродетелей почивших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобрели потомству своему нарицание благородное». С 1797 по 1917 гг. издавался «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи», была опубликована «Родословная книга владетельных домов», куда были внесены сведения более чем о 60 тыс. дворянских родов.

После отмены крепостного права (1861 г.) дворянство стало постепенно терять экономическую власть. В этот период дворяне пополнили ряды предпринимателей. Но по-прежнему из дворянства комплектовались ряды военачальников, государственных и политических деятелей, а также священников, ученых, архитекторов и художников, поэтов и цензоров. К кон. 19 – нач. 20 в. на основе созданной дворянами культуры сформировался уникальный мировой феномен – русская интеллигенция.

В 1906–1907 гг., с началом проведения столыпинских реформ, дворянство продало около 3,4 млн десятин земли. Крупнейшие землевладельцы страны, в чьем хозяйстве было около 70 млн десятин земли, представляли к этому времени 30 тыс. фамилий.

В 1906–1917 гг. существовала сословно-политическая организация поместного дворянства «Объединенное дворянство» из 81 губернии и 20 областей, объединенных в генерал-губернаторства. Она устраивала ежегодные съезды своих уполномоченных, в промежутках между которыми действовал «Постоянный совет объединения дворянских обществ». Первым председателем высшего органа общероссийской дворянской организации был А. Бобринский. Впоследствии эту должность занимали А. Нарышкин, А. Струков и А. Самарин. Постоянный совет, стоявший на консервативных позициях, сотрудничал с «Союзом русского народа» (лидеры H. Е. Марков и В. М. Пуришкевич входили в Совет), поддерживался многими фракциями Государственной думы и Государственным советом. Падение его влияния связано с размежеванием членов Постоянного совета в годы 1-й мировой войны. После Февральской революции 1917 г. некоторые его представители вошли в состав Временного правительства.

Большевистским декретом от 8 ноября 1917 г. дворянство было лишено собственности на землю, а по декрету ЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» (23.11.1917 г.) – и сословного статуса. Люди дворянского происхождения подвергались преследованиям, в годы советской власти многие были уничтожены. Некоторые пошли на сотрудничество с большевистским режимом, что, впрочем, не спасло их от репрессий и гибели, другие эмигрировали или стали участниками вооруженной борьбы с Советами, составив основу Белого движения.

После 1917 г. дворянские древа продолжались не только в России: во многих странах мира живут носители исторических русских фамилий. Они вошли в зарубежный справочник «Готский альманах», опубликованный H. Н. Иконниковым и кн. Д. М. Шаховским, и в подготавливаемое Московским дворянским собранием многотомное издание, повествующее о российских дворянских домах и гербах. В Париже опубликовано несколько выпусков, дающих представление о жизни представителей русских исторических фамилий за границей. Очагами притяжения и оседлости первой волны русской эмиграции стали Париж, Берлин, Прага, Харбин, Белград, Рига, Константинополь, города Канады, США, страны Латинской Америки (в основном Мексика).

Лишенные надежды на возвращение в Россию дворяне, среди которых были представители царской фамилии, ученые, священники и профессора, врачи, издатели и литераторы, актеры и художники, после раскола русского общества и вынужденного изгнания «основали Россию за рубежом», сохранив традиции и ценности, неприемлемые для большевистского режима, и продолжив творческую деятельность, начало которой было положено в эпоху Серебряного века. Уделом большинства дворян в эмиграции стали бедность и нищета.

Московское дворянское собрание, возглавляемое кн. А. В. Голицыным, возобновило работу в кон. 80 – нач. 90-х гг. Ведется и финансируется издательская деятельность, поддерживается разного вида попечительство и благотворительность, осуществляется работа генеалогической и геральдической комиссий. Т. О.

КРЕСТЬЯНСТВО – класс сельскохозяйственных производителей, основное население России в 1-й пол. 20 в.

Крестьянство, организованное в общины, являлось хранителем традиционных устоев русского народа, носителем народной культуры и обычаев, составляло ту часть населения России, откуда государство черпало главные людские ресурсы для решения общенациональных задач, обороны страны.

В кон. 19 в. 87 % населения России (81,4 млн человек) жило в сельской местности, из них 69,4 млн (74 %) занимались сельским хозяйством. В 1905 г. уже 17 млн крестьян не занимались сельскохозяйственным трудом, из-за незавершенности аграрных реформ и роста населения в селах увеличивалась группа безземельных крестьян. На селе происходили два основных процесса. Во-первых, шло «раскрестьянивание», т. е. отказ крестьян от сельскохозяйственного труда. Во-вторых, ускоренными темпами шло расслоение крестьян на разные по имущественному положению группы.

Неурожайные 1898, 1901, 1906 гг., голод в Поволжье, Черноземном районе, Грузии и Сибири привели к крестьянским бунтам, захвату помещичьих земель, поджогу усадеб. В период 1902–1904 гг. произошло 670 восстаний с разграблением имений. Профессиональные революционеры, претендовавшие на выражение интересов крестьян, образовали в 1901 г. партию эсеров.

Под угрозой революции правительство приступило к подготовке крестьянской (аграрной) реформы: свой проект выдвинул С. Ю. Витте. Он выступал за постепенное введение частной собственности на надельную землю, за активизацию деятельности Крестьянского поземельного банка, расширение выдачи банковских ссуд и помощи в переселении крестьян на неосвоенные земли. В губерниях создавались комитеты для выяснения нужд сельского населения.

Крестьяне 16 губерний Центральной России выражали правительству в письменных решениях схода, т. н. мирских приговорах и наказах, свою социально-экономическую программу. Это движение крестьян привело к организации осенью 1905 г. Всероссийского крестьянского союза. В 1905–1906 гг. массовые крестьянские выступления охватили всю страну.

Большинство наказов при подготовке к выборам в 1-ю и 2-ю Государственные думы содержали жалобы на высокие арендные цены на землю, дальноземье, чересполосицу, отработки, плохой инвентарь, требования отмены крестьянской сословности, существующего местного управления и частной собственности на землю, уравнительного пользования землей в артелях и товариществах, передачи в руки народа помещичьих, казенных, удельных, монастырских и церковных земель – земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает своим трудом. Крестьяне, задавленные малоземельем и терпящие притеснения и от помещика, и от частного землевладельца и именовавшие землю «Божьей» и «ничьей», выступали против частной собственности на нее.

После 1-й русской революции правительство провело столыпинскую реформу, которая должна была стимулировать частнособственнические интересы крестьянина и создать слой богатых сельчан, надежных плательщиков налогов. Однако среди резолюций крестьянских сходов не было ни одной, одобряющей столыпинскую реформу.

В среднем материальное положение крестьянства в нач. 20 в. улучшилось, крестьяне скупали помещичьи земли (к 1913 г. они купили 34 млн. десятин земли на сумму более 4 млрд, руб.), в 2 раза увеличились расходы крестьян на потребительские товары, увеличилось производство зерна, мяса и молочных продуктов. Т. О.

РАБОЧИЙ КЛАСС – один из основных классов современного общества, наемные работники, занятые производством материальной продукции на индустриальных предприятиях. Хотя в развитых странах рабочие нередко выступают как владельцы части акций своего предприятия, главным источником их существования остается заработная плата.

Возникновение рабочего класса в России пришлось на 2-ю пол. 19 в., когда после отмены крепостного права в стране началось быстрое развитие индустриального сектора. Однако в начале 20 в. рабочий класс России все еще оставался немногочисленным. Удельный вес рабочих вместе с семьями в 1913 г. составлял менее 15 % от общего числа населения страны. В эти годы около половины рабочих не умели ни читать, ни писать. Материальное положение рабочих было очень разным и зависело не только от профессии, но и от места жительства. Продолжительность рабочего дня в России постепенно сокращалась с 14 часов в 1861 г. до 10 часов в 1913 г., но оставалась выше, чем в других развитых индустриальных странах. Кроме того, широко применялись сверхурочные работы, увеличивавшие рабочий день до 11–12 часов. Годовая заработная плата рабочего фабрично-заводской промышленности в России в начале 20 в. составляла в среднем 207 руб., в 2–3 раза уступая зарплате западноевропейских рабочих и в 4 раза – американских.

С нач. 20 в. в рядах рабочего класса быстро распространялись социалистические идеи. Появились рабочие организации: больничные кассы, кооперативы, советы старост, профсоюзы и др. В 1905 г. возникли Советы рабочих депутатов. Рабочий класс стал ведущей силой всех русских революций нач. 20 в. Как правило, рабочие выступали на стороне наиболее радикальных революционных партий, прежде всего большевиков, что способствовало приходу к власти В. И. Ленина и его сторонников в октябре 1917 г. Д. Ч.

ВИТТЕ Сергей Юльевич (17(29)06.1849–28.02(13.03)–1915 гг.) – граф, государственный деятель, экономист, действительный статский советник, почетный член Петербургской академии наук, мемуарист.

Родился в Тифлисе в семье выходцев из Голландии, получившей российское дворянство в 1856 г. В 1870 г. окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса). Служил в Управлении Казенной Одесской железной дороги. В 1878 г. – начальник эксплуатационного отделения при правлении Юго-Западных железных дорог (Петербург). С 1886 г. – управляющий Юго-Западной железной дорогой (Киев). Уделял большое внимание оснащению железных дорог и Одесского порта. В 1889 г. по рекомендации Александра III был утвержден директором Департамента железных дорог в Министерстве финансов. Содействовал строительству Транссибирской магистрали.

В 1892 г. стал министром путей сообщения, а затем – министром финансов. При нем значительно расширилось влияние государства на экономику. Особое внимание Витте уделял подготовке и расстановке кадров – привлечению к управлению лиц с высшим образованием и опытом практической работы. В кон. 80-х гг. главными направлениями в сфере его экономической деятельности стали установление винной монополии и денежная реформа, активное железнодорожное строительство (добился заключения русско-китайского концессионного договора о строительстве КВЖД). Провел реформу торгово-промышленного налогообложения. По его ходатайству все коммерческие учебные заведения были подчинены Министерству финансов (с 1896 по 1902 гг. было открыто 147 учебных заведений). Он настоятельно рекомендовал правительству шире использовать земства в практической работе.

С 1903 г. – председатель Кабинета министров. Во внешней политике выступал против активной экспансии на Дальнем Востоке, понимая, что она может привести к столкновению с Японией. Впоследствии именно он добился заключения Портсмутского мирного договора. Витте – автор Манифеста 17 октября 1905 г. С октября 1905 г. – председатель реформированного Совета Министров, он дал добро на отправку карательных экспедиций для подавления революционных выступлений в стране. При обсуждении основных законов требовал урезать права Государственной думы и Госсовета. С 1906 г. отошел от активной политической деятельности, занялся публицистикой. Автор «Воспоминаний» (в 3 томах). Умер и похоронен в Петрограде. А. Д.

ЗУБАТОВ Сергей Васильевич (1864–1917 гг.) – государственный деятель, один из организаторов политического сыска в Российской империи, жандармский полковник.

Выдающийся специалист сыскного дела, Зубатов был инициатором политики «полицейского социализма» («зубатовщина»). Ряд лет был на оперативной работе в Департаменте полиции. С 1896 г. возглавлял Московское охранное отделение. В числе его платных агентов был эсер Азеф, который выдал полиции всю террористическую организацию эсеров.

В 1902 г., когда во всех губерниях были созданы охранные отделения, Зубатов возглавил в Департаменте полиции Особый отдел – чрезвычайный орган по борьбе с революционным движением и особенно терроризмом. Отдел координировал работу охранки по всей стране. Осуществляя идею полицейского социализма, он насаждал в столицах и крупнейших городах России под своим контролем рабочие организации. Так им были учреждены «Совет рабочих механического производства г. Москвы», «Общество взаимной помощи текстильщиков», «Еврейская независимая партия» и др. После того как эти организации стали участвовать в забастовках 1903 г., они были ликвидированы правительством.

После Февральской революции покончил жизнь самоубийством. А. Д.

КОКОВЦОВ Владимир Николаевич (06(18).04.1853–1943 гг.) – граф, государственный деятель.

Родился в Петербурге в обедневшей дворянской семье. Из-за смерти отца не смог продолжить образование и поступил на службу в Министерство юстиции. Продвигаясь по служебной лестнице, в 1904 г. был назначен министром финансов, а с сентября 1911 г. – председателем Совета Министров. Был преемником Столыпина. В 1914 г. уволен царем со всех должностей, но до Февральской революции был членом Государственного совета. С 1910 г. работал над введением в стране всеобщего обучения (должно было быть осуществлено к 1920 г.). Резко выступал против войны с Германией, считая, что она неизбежно приведет к революции. Во время 1-й мировой войны занимал пост председателя 2-го (экономического) департамента Государственного совета.

После революции был арестован, но вскоре отпущен. Вместе с женой нелегально перешел финскую границу. В эмиграции был председателем правления коммерческого банка, принимал участие в политических дебатах эмигрантов, писал статьи против разрушения русской культуры в Советской России, мемуары, редактировал книги по российской экономике. В 1933 г. в Париже вышли его записки «Из моего прошлого» в 2 томах. Умер в Париже.

СВЯТОПОЛК-МИРСКИЙ Петр Данилович (16(28).05.1857–1914 гг.) – князь, генерал-адъютант, министр внутренних дел (1904–1905 гг.), государственный деятель.

Был губернатором в Пензе и Екатеринославе, в 1900–1902 гг. – товарищем министра внутренних дел и командиром отдельного корпуса жандармов, в 1902–1903 гг. – генерал-губернатором виленским, гродненским и ковенским. В августе 1904 г. назначен министром внутренних дел.

В условиях развивающегося политического кризиса провозгласил «эпоху доверия» правительства обществу: смягчение цензуры, разрешение съездов земских деятелей, частичную амнистию. Предлагал учредить для рабочих ссудно-сберегательные кассы, обеспечивать их квартирами при фабриках и заводах, а в будущем ввести обязательное государственное страхование при участии предпринимателей.

В условиях нарастания рабочего движения реформы были свернуты, что стало одним из факторов, которые привели к 1-й русской революции. Т. О.

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

16. 5. Россия в начале XXI в 31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин в телевизионном обращении к народу объявил о своей досрочной отставке. Исполняющим обязанности президента Российской Федерации был назначен председатель правительства РФ В. В. Путин, занимавший этот пост с августа

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Россия в начале XX в. Россия вступила в XX в. неограниченной самодержавной монархией. В то время как в Западной Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя оставалась опорой абсолютизма, а власть автора Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 4. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XXI В. Период правления президента В. В. Путина. В 2000 г. после прихода к власти президента В. В. Путина был взят курс на укрепление федеральной власти, правопорядка, правового государства. Администрация президента при поддержке Государственной думы

Из книги Неизвестная революция 1917-1921 автора Волин Всеволод Михайлович

Глава I Россия в начале XIX века Рождение Революции Краткий экскурс в историюОгромная протяженность страны, немногочисленное, рассеянное по ее просторам население, неспособное в силу этого объединиться и дать отпор поработителям, более чем двухвековое

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 14. Россия в начале XX века 14.1. Экономическое и социально-политическое развитие К началу XX в. окончательно складывается система российского капитализма. Россия благодаря индустриализации и промышленному подъему 1890-х гг. из отсталой аграрной страны становится

Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

64. Россия в начале XXI в. В 2000–2008 гг. Президент Российской Федерации В. В. Путин опирался на большинство в российском парламенте, которое полностью поддерживало его действия. Партия «Единая Россия» стала доминировать в Государственной думе. Удалось укрепить государство

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 8. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX в. § 1. Русско-японская война. Портсмутский мирРоссия не хотела войны с Японией. Царь Николай II и русские дипломаты прилагали немало усилий, чтобы избежать военного конфликта с Японией, которая требовала ухода России из Маньчжурии и признания

Из книги О происхождении названия «Россия» автора Клосс Борис Михайлович

РАЗДЕЛ III. УПОТРЕБЛЕНИЕ НАЗВАНИЯ «РОССИЯ» В XVII - НАЧАЛЕ XVIII

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

1. Россия и Западная Европа в конце XVIII - начале XIX века Во второй половине XVIII века в экономическом развитии Европы произошли большие перемены, связанные с изобретением паровых машин. - Раньше других европейских стран покончила с феодализмом Англия, ещё в XVI веке ставшая

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

11.4. Россия в начале XXI века: проблемы и перспективы развития Политическое развитие. Характеризуя события начала XXI века, можно сказать, что период революционных перемен в России завершен. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные президентские выборы. В качестве главных пунктов

Из книги Последний император Николай Романов. 1894–1917 гг. автора Коллектив авторов

Россия в начале 20 века Царствование Николая II стало временем самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880–1910 темпы роста промышленного производства превышали 9 % в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже