История группы инструкция по выживанию. Роман Неумоев: «Люди боятся свободы Роман неумоев инструкция по выживанию

Первые упоминания о группе "Инструкция по выживанию" относятся к 1985 году, когда комсомольские функционеры предложили выпускнику филологического факультета Тюменского государственного университета Мирославу Немирову создать клуб любителей музыки. У него же была идея организовать в Тюмени рок-клуб по примеру Ленинградского. Немирову выделили пол-ставки, комнату в университетском общежитии и нехитрую аппаратуру. Хотя он играть ни на чем не умел, но писал талантливые стихи и был весьма энергичным человеком. В это время он проходил практику в средней школе, где преподавал литературу. В одном из классов этой школы учился Аркадий Кузнецов, которого живо заинтересовала неординарная личность преподавателя. Кроме того, до него доходили слухи о таинственном рок-клубе. После первого же посещения Немировского клуба, Аркаша решил играть панк-рок. Немиров предложил ему объединиться с Игорем Жевтуном и создать группу. Так возникла "Армия Повстанцев имени Чака Бэрри". Какое-то время группа вела акустически-кочевой образ жизни. В марте 1986 года они записали в стихийно возникшей студии университета первый акустический альбом под названием "Инструкция по выживанию". Это название было заимствовано из стихотворения Немирова, которое в последствии стало песней.

12 апреля 1986 года рок-клубовцы, поощряемые ничего не подозревающими комсомольскими лидерами, решили провести отчетное мероприятие. Немиров написал сценарий спектакля, основной идеей которого было показать, как любое благое начинание гибнет в мутном море буржуазного шоу-бизнеса. В ходе спектакля представлялось все развитие рок-музыки начиная от рок-н-ролла и кончая панк-роком. Аркаша и Игорь написали к этому спектаклю около 30 песен, часть из них на слова Немирова, часть - на свои собственные.

Исторический концерт состоялся в физкорпусе тюменского университета при большом скоплении народа. Этот день считается официальным днем рождения группы "Инструкция по Выживанию". Тогда они выступили в следующем составе: Аркадий Кузнецов - гитара, вокал; Игорь Жевтун - гитара, вокал; Джек Кузнецов - барабаны, Герман Безруков - гитара, и Дмитрий Шевчук - бас гитара. Роман Неумоев играл роль акулы капитализма и шоу-бизнеса мистера Дроумыча. В то время он был просто функционером рок-клуба и к музыкальной части спектакля отношения не имел. Для многих людей этот концерт стал самым ярким впечатлением. "...вдруг стало понятно, что спектакль на фиг никому не нужен, - вспоминает Аркадий Кузнецов. - Мы почувствовали, что значит стоять на сцене и играть настоящую музыку. А в зале началась буквально истерика, какие-то девушки танцевали на подоконниках... В середине концерта, привлеченные страшным шумом, ревом и визгом, пришли менты. Но они настолько растерялись, что даже никого не свинтили. Наверное они подумали, что все это им померещилось. А концерт длился, длился, длился... В один момент Джек, который всегда очень иронично относился к нашему творчеству, выскочил из-за барабанов, у него тряслись руки, и он швырнул палочку в зал. Я понял: все - Джека тоже понесло."

Сразу же после концерта начались неприятности. Сначала было заседание комитета комсомола. Ребят обвинили во всех тяжких грехах: фашизме, гомосексуализме, наркомании и т. д. А затем за дело принялялся КГБ и пошли репрессии. Немирова уволили с работы и он уехал на Север. Игоря Жевтуна, Юрия Шаповалова и некоторых других отправили в армию, Аркаше Кузнецову пришлось отказаться от намерения поступить в университет. Была изъята мартовская запись, которая в последствии затерялась в архивах КГБ. "Инструкция по выживанию" практически прекратила свое существование. Из материалов того времени остались только фотографии.

Но идея не умерла. Новую жизнь в нее водохнул Роман Неумоев. Он остался практически один. Несмотря на проблемы с рукой, Ромыч научился играть на гитаре и стал писать песни, причем подходил к этому очень скрпулезно. Сначала он составлял небольшой план: "Сочинить песню. Стиль - блюз. В песне должно говориться о том-то." Ромыч сумел собрать новую команду, в которую входили, кроме него самого: Герман Безруков, Джек Кузнецов, Кирилл Рыбьяков и Юрий Крылов. Группа стала называться ``Социально-музыкальная формация "Инструкция по Выживанию". Они исполняли песни Ромыча, Кирилла и Юрия. В таком составе осенью 1986 года они поехали на Свердловский фестиваль, где очень удачно выступили. В январе 87-го в группу возвращается Аркадий Кузнецов. "Инструкция" в составе Ромыча Неумоева, Саша Ковязина, Андрея Шегунов, Джека Кузнецова, Кирилла Рыбьякова и Аркадия Кузнецова выступает на закрытии очередного тюменского рок-клуба. Тогда в Тюмени власти, чтобы контролировать ситуацию в музыкальной среде, создавали рок-клубы и тут же их закрывали. Как только происходил отчетный концерт, становилось понятно, что с этими людьми дело больше иметь нельзя. Вскоре Рыбьяков и Крылов уходят из "Инструкции" и создают собственную группу "Крюк", которая впоследствии переросла в "Кооператив Ништяк".

Летом 1987 года на Симферопольском рок-фестивале Ромыч Неумоев знакомится с Егором Летовым и Янкой Дягилевой и приглашает их посетить Тюмень. Осенью на репитиционной базе ИПВ был записан альбом "Инструкция по Обороне". В его записи принимали участие: Ромыч Неумоев, Егор Летов, Саша Ковязин, Юра "Шапа" Шаповалов, Артур Струков ("Культурная революция"), Кирилл Рыбьяков ("Крюк") и Владимир "Джаггер" Медведев ("Центральный гастроном"). В этом же году был записан альбом ИПВ "Ночной бит".

1988 год был крайне насыщен событиями. В марте "Инструкцию" приглашают на фестиваль "Сибирский рок в Москве", который проходил в ДК МГУ. После концерта корреспондент журнала "Контркультура" Алексей Коблов предложил записаться в Зеленограде. В первый день они записали болванки, а через день наложили голос. Живых барабанов не было и их партию исполнили на ритм-компостере. Так появился на свет один из самых распространенных альбом ИПВ "Конфронтация в Москве". В работе над ним принимали участие: Ромыч Неумоев, Аркаша Кузнецов, Валера Усольцев, Димон Колоколов и Женя Кокорин. В апреле "Инструкция" едет на Второй Новосибирский фестиваль, а в июне - выступает на Тюменском Фестивале Альтернативной и Леворадикальной Музыки. Игорь Жевтун к тому времени демобилизуется из армии, но не возвращается в "Инструкцию", а присоединяется к "Гражданской обороне", в составе которой и выступает на этом фестивале. После кратковременного летнего отдыха группа к осени собирается вновь и до конца года дает ряд концертов в Тюмени. Особо примечательным был концерт, сыгранный в декабре в ДК "Строитель". Во-первых, за пять минуть до его начала чудовищный скачок напряжения напрочь сжигает почти весь аппарат. Концерт играется на трех оставшихся "в живых" мониторах, которые были развернуты в сторону зрителей. Во-вторых, Ромыч Неумоев в первый раз объявил о прекращении своей рокенрольной деятельности.

В июне 1989 года "Инструкция по выживанию" (состав: Роман Неумоев - вокал, Джек Кузнецов - барабаны, Аркадий Кузнецов - бас, Евгений Кокорин - гитара, Игорь Жевтун - гитара) участвует в концерте, посвященном памяти известного новосибирского музыканта Дмитрия Селиванова, который покончил с собой в апреле того же года. В октябре группа выступает на Барнаульском фестивале "Рок-периферия", на котором делается запись, в последствии получившая широкое хождение под названием "Проба совести". 29 декабря "Инструкция" играет в Москве на "Последнем концерте 80-х годов". Наряду с активной концертной деятельности в течении всего 1989 года ИПВ предпринимает многочиленные попытки студийной записи. И наконец, в 1990 году выходит альбом "Память", а в 1991 альбом "Внимание". Оба они записаны в домашней студии Ромыча Неумоева.

Весной 1991 года "Инструкция по выживанию" приезжает на московский фестиваль "Индюки". Там впервые была сыграна скандально известная песня "Убить жида!". Во время ее исполнения демократически настроенная часть рокенрольной тусовки демонстративно покинула зал. Затем в деятельности группы наступает некоторое затишье. Предпринимаются попытки записи очередного альбома.

Летом 1993 года "Инструкция" дает концерт в Тюмени в обновленном составе: Ромыч Неумоев - вокал, Аркадий Кузнецов - бас, Игорь Гуляев ("Бу-Ханка", "Чертовы Куклы") - гитара, Евгений Кокорин - гитара, Александр Андрюшкин ("Кооператив Ништяк") - барабаны. А 19 декабря вместе с "Гражданской обороной" и Манагером (Олегом Судаковым) принимает участие в акции "Руководство к действию", проводимой в рамках фестиваля современного искусства "Русский прорыв", организованного редакцией газеты "Завтра" и Право-Радикальной партией. Ромыч и Летов совместно с Прохановым и Дугиным дали пресс-конференцию. Тогда дело до концерта не дошло, так как разгоряченные безбилетные фанаты попытались штурмом взять ДК им.Горького. Перепуганная администрация вызвала ОМОН. Через несколько дней Ромыч Неумоев и Егор Летов объявляют об организации движения "Русский прорыв".

"Инструкции" все же удалось дать в Москве два концерта: в панковском клубе в "Новых Черемушках" и в "Бункере". Кроме того, в течении нескольких декабрьских дней, проведенных на московской студии "МизАнтроп", они записали альбом "Раненое сердце", оригинал которого был выброшен Ромычем из поезда в болота Пермской области.

В феврале 1994 года в Тюмени состоялся первый концерт в рамках движения ``Русский прорыв". В нем приняли участие ``Инструкция по выживанию", ``Гражданская оборона" и вновь созданная группа Олега Манагера ``Родина". В апреле ``Русский прорыв" отправляется на Украину. Концерты проходят в Киеве и Луганске. Далее следуют Росто-на-Дону, московский Дворец спорта ``Крялья Советов" и Ленинградский Дворец Молодежи. В Питере из-за разногласий с организаторами тура Ромыч выходит из движения и ``Инструкция" выступает без него.

Осенью ИПВ готовит новую программу для сольных гастролей, которые по ряду причин так и не состоялись. Евганий Кокорин, Игорь Жевтун, и Александр Андрюшкин поехали на гастроли в составе ``Гражданской обороны" и группы ``Родина". В середине гастролей стихийно возникла идея включить в программу московского концерта выступление ``Инструкции" в составе: Игорь Жевтун - бас, вокал; Евгений Кокорин - гитара, вокал; Александр Андрюшкин - барабаны и, присоединившийся к ним в Москве, Игорь Гуляев - гитара. В этом же составе они выступают в Новосибирске.

Кроме того в ноябре ИПВ в составе: Аркадий Кузнецов, Джек Кузнецов, Игорь Гуляев, Евгений Кокорин, выступила на московском фестивале ``Сибирский драйв", который состоялся в ДК Железнодорожников. Ромыч Неумоев не смог принять участие в концерте из-за больного горла.

12 апреля 1995 года в физкорпусе Тюменского университета состоялся фестиваль, приуроченный к дню рождения ``Инструкции по выживанию". Сама ``Инструкция" на этом фестивале не выступала. Ее музыканты (Аркадий Кузнецов, Игорь Жевтун, Джек Кузнецов, Игорь Гуляев, Дмитрий Колоколов, Евгений Кокорин, Александр Андрюшкин) выступили в составе групп: ``Чернозем", ``Родина", ``Веселый Роджер". Неумоев в это время находится в паломническом путешествии.

Зимой-весной 1995 года музыканты "Инструкции" (Евгений Кокорин, Игорь Жевтун, Александр Андрюшкин, Джек Кузнецов, Аркаша Кузнецов) принимают участие в записи альбомов проекта Димы Кузьмина "Черный Лукич" - "Ледяные каблуки" и проекта Олега Манагера "Родина" - "Быть живым", а так же проекта Евгения Кокорина "Чернозем" - "Подарок для самого слабого".

В январе 1998 года ИПВ выступает с двумя концертами в Москве - в клубах "Диаманд" (состав: Манго (Андрей Шруб) - вокал; Аркадий Кузнецов - вокал, бас; Игорь Жевтун - вокал, гитара; Евгений Кокорин - вокал, гитара; Игорь Гуляев - гитара; Джек Кузнецов - барабаны) и "Крейсер" (состав: Роман Неумоев - вокал, Аркадий Кузнецов - бас, Евгений Кокорин - гитара, Игорь Гуляев - гитара, Джек Кузнецов - барабаны), а также с концертом в Могилеве (состав как в "Крейсере").

Первые упоминания о группе «Инструкция по выживанию» относятся к 1985 году, когда комсомольские функционеры предложили выпускнику филологического факультета Тюменского государственного университета Мирославу Немирову создать клуб любителей музыки. У него же была идея организовать в Тюмени рок-клуб по примеру Ленинградского. Немирову выделили пол-ставки, комнату в университетском общежитии и нехитрую аппаратуру. Хотя он играть ни на чем не умел, но писал талантливые стихи и был весьма энергичным человеком. В это время он проходил практику в средней школе, где преподавал литературу. В одном из классов этой школы учился Аркадий Кузнецов, которого живо заинтересовала неординарная личность преподавателя. Кроме того, до него доходили слухи о таинственном рок-клубе. После первого же посещения Немировского клуба, Аркаша решил играть панк-рок. Немиров предложил ему объединиться с Игорем Жевтуном и создать группу. Так возникла «Армия Повстанцев имени Чака Бэрри». Какое-то время группа вела акустически-кочевой образ жизни. В марте 1986 года они записали в стихийно возникшей студии университета первый акустический альбом под названием «Инструкция по выживанию». Это название было заимствовано из стихотворения Немирова, которое в последствии стало песней.

12 апреля 1986 года рок-клубовцы, поощряемые ничего не подозревающими комсомольскими лидерами, решили провести отчетное мероприятие. Немиров написал сценарий спектакля, основной идеей которого было показать, как любое благое начинание гибнет в мутном море буржуазного шоу-бизнеса. В ходе спектакля представлялось все развитие рок-музыки начиная от рок-н-ролла и кончая панк-роком. Аркаша и Игорь написали к этому спектаклю около 30 песен, часть из них на слова Немирова, часть - на свои собственные.

Исторический концерт состоялся в физкорпусе тюменского университета при большом скоплении народа. Этот день считается официальным днем рождения группы «Инструкция по Выживанию». Тогда они выступили в следующем составе: Аркадий Кузнецов - гитара, вокал; Игорь Жевтун - гитара, вокал; Джек Кузнецов - барабаны, Герман Безруков - гитара, и Дмитрий Шевчук - бас гитара. Роман Неумоев играл роль акулы капитализма и шоу-бизнеса мистера Дроумыча. В то время он был просто функционером рок-клуба и к музыкальной части спектакля отношения не имел. Для многих людей этот концерт стал самым ярким впечатлением. «…вдруг стало понятно, что спектакль на фиг никому не нужен, - вспоминает Аркадий Кузнецов. - Мы почувствовали, что значит стоять на сцене и играть настоящую музыку. А в зале началась буквально истерика, какие-то девушки танцевали на подоконниках… В середине концерта, привлеченные страшным шумом, ревом и визгом, пришли менты. Но они настолько растерялись, что даже никого не свинтили. Наверное они подумали, что все это им померещилось. А концерт длился, длился, длился… В один момент Джек, который всегда очень иронично относился к нашему творчеству, выскочил из-за барабанов, у него тряслись руки, и он швырнул палочку в зал. Я понял: все - Джека тоже понесло.»

Сразу же после концерта начались неприятности. Сначала было заседание комитета комсомола. Ребят обвинили во всех тяжких грехах: фашизме, гомосексуализме, наркомании и т. д. А затем за дело принялялся КГБ и пошли репрессии. Немирова уволили с работы и он уехал на Север. Игоря Жевтуна, Юрия Шаповалова и некоторых других отправили в армию, Аркаше Кузнецову пришлось отказаться от намерения поступить в университет. Была изъята мартовская запись, которая в последствии затерялась в архивах КГБ. «Инструкция по выживанию» практически прекратила свое существование. Из материалов того времени остались только фотографии.

Но идея не умерла. Новую жизнь в нее водохнул Роман Неумоев. Он остался практически один. Несмотря на проблемы с рукой, Ромыч научился играть на гитаре и стал писать песни, причем подходил к этому очень скрпулезно. Сначала он составлял небольшой план: «Сочинить песню. Стиль - блюз. В песне должно говориться о том-то.» Ромыч сумел собрать новую команду, в которую входили, кроме него самого: Герман Безруков, Джек Кузнецов, Кирилл Рыбьяков и Юрий Крылов. Группа стала называться ``Социально-музыкальная формация «Инструкция по Выживанию». Они исполняли песни Ромыча, Кирилла и Юрия. В таком составе осенью 1986 года они поехали на Свердловский фестиваль, где очень удачно выступили. В январе 87-го в группу возвращается Аркадий Кузнецов. «Инструкция» в составе Ромыча Неумоева, Саша Ковязина, Андрея Шегунов, Джека Кузнецова, Кирилла Рыбьякова и Аркадия Кузнецова выступает на закрытии очередного тюменского рок-клуба. Тогда в Тюмени власти, чтобы контролировать ситуацию в музыкальной среде, создавали рок-клубы и тут же их закрывали. Как только происходил отчетный концерт, становилось понятно, что с этими людьми дело больше иметь нельзя. Вскоре Рыбьяков и Крылов уходят из «Инструкции» и создают собственную группу «Крюк», которая впоследствии переросла в «Кооператив Ништяк».

Летом 1987 года на Симферопольском рок-фестивале Ромыч Неумоев знакомится с Егором Летовым и Янкой Дягилевой и приглашает их посетить Тюмень. Осенью на репитиционной базе ИПВ был записан альбом «Инструкция по Обороне». В его записи принимали участие: Ромыч Неумоев, Егор Летов, Саша Ковязин, Юра «Шапа» Шаповалов, Артур Струков («Культурная революция»), Кирилл Рыбьяков («Крюк») и Владимир «Джаггер» Медведев («Центральный гастроном»). В этом же году был записан альбом ИПВ «Ночной бит».

1988 год был крайне насыщен событиями. В марте «Инструкцию» приглашают на фестиваль «Сибирский рок в Москве», который проходил в ДК МГУ. После концерта корреспондент журнала «Контркультура» Алексей Коблов предложил записаться в Зеленограде. В первый день они записали болванки, а через день наложили голос. Живых барабанов не было и их партию исполнили на ритм-компостере. Так появился на свет один из самых распространенных альбом ИПВ «Конфронтация в Москве». В работе над ним принимали участие: Ромыч Неумоев, Аркаша Кузнецов, Валера Усольцев, Димон Колоколов и Женя Кокорин. В апреле «Инструкция» едет на Второй Новосибирский фестиваль, а в июне - выступает на Тюменском Фестивале Альтернативной и Леворадикальной Музыки. Игорь Жевтун к тому времени демобилизуется из армии, но не возвращается в «Инструкцию», а присоединяется к «Гражданской обороне», в составе которой и выступает на этом фестивале. После кратковременного летнего отдыха группа к осени собирается вновь и до конца года дает ряд концертов в Тюмени. Особо примечательным был концерт, сыгранный в декабре в ДК «Строитель». Во-первых, за пять минуть до его начала чудовищный скачок напряжения напрочь сжигает почти весь аппарат. Концерт играется на трех оставшихся «в живых» мониторах, которые были развернуты в сторону зрителей. Во-вторых, Ромыч Неумоев в первый раз объявил о прекращении своей рокенрольной деятельности.

В июне 1989 года «Инструкция по выживанию» (состав: Роман Неумоев - вокал, Джек Кузнецов - барабаны, Аркадий Кузнецов - бас, Евгений Кокорин - гитара, Игорь Жевтун - гитара) участвует в концерте, посвященном памяти известного новосибирского музыканта Дмитрия Селиванова, который покончил с собой в апреле того же года. В октябре группа выступает на Барнаульском фестивале «Рок-периферия», на котором делается запись, в последствии получившая широкое хождение под названием «Проба совести». 29 декабря «Инструкция» играет в Москве на «Последнем концерте 80-х годов». Наряду с активной концертной деятельности в течении всего 1989 года ИПВ предпринимает многочиленные попытки студийной записи. И наконец, в 1990 году выходит альбом «Память», а в 1991 альбом «Внимание». Оба они записаны в домашней студии Ромыча Неумоева.

Весной 1991 года «Инструкция по выживанию» приезжает на московский фестиваль «Индюки». Там впервые была сыграна скандально известная песня «Убить жида!». Во время ее исполнения демократически настроенная часть рокенрольной тусовки демонстративно покинула зал. Затем в деятельности группы наступает некоторое затишье. Предпринимаются попытки записи очередного альбома.

Летом 1993 года «Инструкция» дает концерт в Тюмени в обновленном составе: Ромыч Неумоев - вокал, Аркадий Кузнецов - бас, Игорь Гуляев («Бу-Ханка», «Чертовы Куклы») - гитара, Евгений Кокорин - гитара, Александр Андрюшкин («Кооператив Ништяк») - барабаны. А 19 декабря вместе с «Гражданской обороной» и Манагером (Олегом Судаковым) принимает участие в акции «Руководство к действию», проводимой в рамках фестиваля современного искусства «Русский прорыв», организованного редакцией газеты «Завтра» и Право-Радикальной партией. Ромыч и Летов совместно с Прохановым и Дугиным дали пресс-конференцию. Тогда дело до концерта не дошло, так как разгоряченные безбилетные фанаты попытались штурмом взять ДК им.Горького. Перепуганная администрация вызвала ОМОН. Через несколько дней Ромыч Неумоев и Егор Летов объявляют об организации движения «Русский прорыв».

«Инструкции» все же удалось дать в Москве два концерта: в панковском клубе в «Новых Черемушках» и в «Бункере». Кроме того, в течении нескольких декабрьских дней, проведенных на московской студии «МизАнтроп», они записали альбом «Раненое сердце», оригинал которого был выброшен Ромычем из поезда в болота Пермской области.

В феврале 1994 года в Тюмени состоялся первый концерт в рамках движения ``Русский прорыв». В нем приняли участие ``Инструкция по выживанию», ``Гражданская оборона» и вновь созданная группа Олега Манагера ``Родина». В апреле ``Русский прорыв» отправляется на Украину. Концерты проходят в Киеве и Луганске. Далее следуют Росто-на-Дону, московский Дворец спорта ``Крялья Советов» и Ленинградский Дворец Молодежи. В Питере из-за разногласий с организаторами тура Ромыч выходит из движения и ``Инструкция» выступает без него.

Осенью ИПВ готовит новую программу для сольных гастролей, которые по ряду причин так и не состоялись. Евганий Кокорин, Игорь Жевтун, и Александр Андрюшкин поехали на гастроли в составе ``Гражданской обороны» и группы ``Родина». В середине гастролей стихийно возникла идея включить в программу московского концерта выступление ``Инструкции» в составе: Игорь Жевтун - бас, вокал; Евгений Кокорин - гитара, вокал; Александр Андрюшкин - барабаны и, присоединившийся к ним в Москве, Игорь Гуляев - гитара. В этом же составе они выступают в Новосибирске.

Кроме того в ноябре ИПВ в составе: Аркадий Кузнецов, Джек Кузнецов, Игорь Гуляев, Евгений Кокорин, выступила на московском фестивале ``Сибирский драйв», который состоялся в ДК Железнодорожников. Ромыч Неумоев не смог принять участие в концерте из-за больного горла.

12 апреля 1995 года в физкорпусе Тюменского университета состоялся фестиваль, приуроченный к дню рождения ``Инструкции по выживанию». Сама ``Инструкция» на этом фестивале не выступала. Ее музыканты (Аркадий Кузнецов, Игорь Жевтун, Джек Кузнецов, Игорь Гуляев, Дмитрий Колоколов, Евгений Кокорин, Александр Андрюшкин) выступили в составе групп: ``Чернозем», ``Родина», ``Веселый Роджер». Неумоев в это время находится в паломническом путешествии.

Зимой-весной 1995 года музыканты «Инструкции» (Евгений Кокорин, Игорь Жевтун, Александр Андрюшкин, Джек Кузнецов, Аркаша Кузнецов) принимают участие в записи альбомов проекта Димы Кузьмина «Черный Лукич» - «Ледяные каблуки» и проекта Олега Манагера «Родина» - «Быть живым», а так же проекта Евгения Кокорина «Чернозем» - «Подарок для самого слабого».

В январе 1998 года ИПВ выступает с двумя концертами в Москве - в клубах «Диаманд» (состав: Манго (Андрей Шруб) - вокал; Аркадий Кузнецов - вокал, бас; Игорь Жевтун - вокал, гитара; Евгений Кокорин - вокал, гитара; Игорь Гуляев - гитара; Джек Кузнецов - барабаны) и «Крейсер» (состав: Роман Неумоев - вокал, Аркадий Кузнецов - бас, Евгений Кокорин - гитара, Игорь Гуляев - гитара, Джек Кузнецов - барабаны), а также с концертом в Могилеве (состав как в «Крейсере»).

Музыкант, лидер рок-группы "Инструкция по выживанию" Роман Неумоев был вызван в псковский "Центр Э", который заинтересовался им из-за записей на странице Неумоева в социальных сетях. Радио Свобода удалось поговорить с музыкантом сразу после его визита в полицию и расспросить о свободе, цензуре, смерти русского рока и уходе в церковь.

"Надо бога искать уже напрямую. Не через творчество, а более прямым путем идти – молиться, в келье сидеть", – говорит Роман Неумоев. Известного представителя сибирского рока "Центр Э" настиг в Пскове. Сюда в Псково-Печорский монастырь музыкант переехал из Тюмени двадцать три года назад, после фестиваля "Русский прорыв". Монахом не стал, но жизнью живет церковной. Перевез в Печоры свою пожилую мать, уход за которой суд может счесть смягчающим обстоятельством, когда будет рассматривать дело Неумоева по экстремистской статье.

​О том, что музыкантом Романом Неумоевым заинтересовался псковский "Центр Э", стало известно 2 февраля. А 8-го числа Неумоев отправился в полицию, на всякий случай сразу с адвокатом.

– Роман, так что же вам вменяют?

– Слава богу, я выяснил, что тут не конкретно ко мне претензия. У меня на странице "Вконтакте" нашелся Тимур Муцураев. Это певец, причем очень талантливый, с шикарным голосом. Это такой певец чеченского народа, который поет про джихад. Я даже слышал, что он воевал в Первую чеченскую кампанию.

– Не на российской стороне?

– Естественно, против федералов он воевал. Вот, обнаружился ролик, о котором я не вспоминал даже. Лет семь назад он попал каким-то образом в раздел "Видеозаписи", и где-то там в конце, видимо, был.

– То есть полиции надо было просмотреть всю папку, чтобы найти ролик?

– А там не надо просматривать, просматривает сейчас программа, которая автоматически определяет, что обнаружен факт наличия экстремистского материала. Этот ролик Муцураева, мне показали, под номером три тысячи какой-то там, он называется "Крылья джихада" и направлен против Кадырова. Муцураев обвиняет в этой песне Кадырова и таких, как Кадыров, в предательстве. Я когда список просматривал, он большой, я не дошел до трех тысяч. Я не смог просто, уснул. Но я-то живой человек, а там программа!

– А вы знали, что это экстремистский материал?

– Я не то чтобы знал, но я понимал, что это человек вот такой, что он антироссийски настроен. А песни интересные, тем не менее, и талантливые. Но в тот период времени не было такого накала борьбы с экстремизмом и джихадизмом.

– И что вам сказали в "Центре Э"?

– Ну теперь – ждать, когда они передадут все это участковому, участковый меня пригласит в суд, а суд будет меня судить по административной статье – КоАП, 20.29. Административное правонарушение, штраф от 1000 до 3000 или арест на 15 суток. Я все-таки содействовал распространению экстремистского материала Тимура Муцураева.

– А к вашему творчеству претензий нет?

– Ну, пока донос какой-нибудь не напишут, наверное, нет. За свое творчество я особо не переживаю. А что у меня там такого?

– Например, у вас есть песня со звучным названием "Убить жида"…

– Видите ли, эта песня впервые в 1991 году прозвучала на фестивале "Индюки"… Но в песне-то, если не воспринимать только заголовок, а хоть как-то вникнуть в текст, видно философское осмысление самой проблемы. Убивать, и надо ли убивать, и что из этого может получиться. Но это рок. Стилистика, может быть, подала это так, что стало восприниматься, действительно, как будто я вот это оправдываю. Чуть ли не призываю жидов убивать. И плюс к тому сама песня прозвучала в тот момент, когда еврейский вопрос вообще не обсуждался никак, никем. Он был под запретом. И поэтому тогда это было некой бомбой, заявление самого этого вопроса.

– А что вы хотели этим сказать вообще? Я в тексте-то еврейской темы и не увидела…

– Ее там и нет. Жид в нашем языке имеет нарицательный смысл, он не является определением этническим. Это может трактоваться как "жадный человек", например. И в словаре Даля, если посмотреть, что означает слово "жид", то ясно, что это в общем-то к еврейству не имеет отношения. То есть нельзя евреев называть жидами, грубо говоря. У нас это не обязательно еврей этнически. А на сленге уголовном "убить жида" вообще означает "разбогатеть".

– Вы это имели в виду?

– Нет, я это не имел в виду, естественно! Там у меня сноски к библейским, философским, даже религиозным моментам. Песня построена, вообще говоря, по классическому принципу философского трактата – там есть теза, антитеза и синтез.

Нельзя, если ты болен какой-то идеей, идеологией, использовать свое творчество, свою музыку как некий репродуктор, который эту идеологию качает

У меня никогда не было задачи написать какую-нибудь провокационную песню ради самой провокации, вот как это делает "Коловрат". И мне такое творчество не интересно. Нельзя, если ты болен какой-то идеей, идеологией, использовать свое творчество, свою музыку как некий репродуктор, который эту идеологию качает. Это своеобразное занятие, оно к творчеству не имеет отношения. Потому что творец, поэт, когда он пишет произведение – это его способ познания мира. Он сам пытается разобраться.

– А вам не кажется, что правоохранительные органы по-другому на это смотрят и видят не творчество, а статьи Уголовного кодекса?

– Так это ради бога! Но я думаю, что если начнут конкретно вот эту песню разбирать на уровне статей УК, то эксперты дадут заключение, которое не позволит меня привлечь по статье.

– Вообще, на ваш взгляд, допустимо разбирать песни, стихи, музыку с точки зрения УК?

– Должна быть экспертная оценка – это действительно песня или это под песню закамуфлирована идеологическая пропаганда. Может быть и такое, конечно.

– Но русский рок – он же всегда был очень политизированным…

– Не совсем. Русский рок мертв без социальности. Если он совсем социального не содержит, то он мертворожденный и смысла в нем нет.

– Это к вопросу о популярной дискуссии – жив русский рок или мертв?

– Мнение многих, что практически нет никакого рока, есть какие-то коммерциализированные эрзацы. Он был актуален, видимо, действительно как альтернатива совку.

– А сейчас мы разве не возвращаемся к той же ситуации, когда опять требуется альтернатива?

– В таком же виде – еще не вернулись пока. Некоторая свобода еще не ликвидирована до конца. Понимаете, мы не ставили себе задачу борьбы с совком как таковую. Я это так не воспринимаю. Нам хотелось выразить себя теми средствами, которые у нас были.

– Но и не в комсомол же вы шли за самовыражением.

– Вот с комсомолом у меня был постоянный конфликт, потому что комсомол пытался весь рок превратить в своей отдел – еще один отдел по работе с молодежью средствами рок-музыки. А мы не то чтобы с этим боролись, мы просто не соглашались, потому что это было неинтересно. Формализация любого явления не интересна. Это скукотища. А рок-музыка интересна как раз своим взрывным началом, которое человеку дает возможность хоть ненадолго освободиться от условностей, пар выпустить.

– Так этот взрывной момент в роке – он же и раскачал в свое время общество, все вдруг "захотели перемен"?

Не взорвешь этим мир. Любой здравомыслящий должен понять, что средствами искусства мир не взрывается. Проще взорвать мир обыкновенной бомбой

– Не этот момент раскачал общество. Хоть и поет Кинчев, что "в этом есть что-то такое, чем взрывают мир", но это он просто-напросто преувеличивает. Не взорвешь этим мир. Любой здравомыслящий должен понять, что средствами искусства мир не взрывается. Проще взорвать мир обыкновенной бомбой. Зачем такой сложный путь, взрывать мир какой-то новой формой искусства? Это может взбудоражить обывателя, а еще что? Что, это революционные массы поднимет, что ли, на какую-то борьбу? Нет. На Западе это форма эстрады. Это форма развлечения, когда люди собираются на концертах, раскрепощаются, могут покричать. Потом они пойдут домой и успокоятся.

– Но мне кажется, что с "Гражданской обороной" и Янкой была все-таки немного другая история. Это не похоже на развлечение.

– У нас рок – да, вот такой вот: бунтари, борцы с системой. Мы все были в одном ряду – и Янка, и я, "Инструкция по выживанию", и Летов. Это был способ найти своих. Летов не зря же такую песню пел – "Мы играем для себя". Это способ найти своих в социуме, где люди и друг другу-то чужие, и тем более нам, которые не хотят быть обывателями и жить скучной обывательской жизнью, а хотят свободы. Рок – это и был способ, пусть не освободиться, потому что совсем освободиться в этом мире нельзя (все мы связаны какими-то социальными цепями, условностями), но хоть почувствовать себя на какое-то время свободным.

– Роман, а когда свобода настала, что изменилось?

Вдруг начинаешь понимать: да нет, могут и посадить, почему же не посадят… За мнение посадить пока еще не могут, только за действие. Но ведь ситуация может дойти и до того, что сажать будут за мнение

– Да свободы-то не настало никакой! Ну, была при Ельцине иллюзия свободы, которая в 93 году закончилась стрельбой из танков по Белому дому. Но ощущение – да, вроде как свободу дали. Пой, говори, никто тебя за это не посадит. Поэтому такие случаи, как сейчас, они возвращают в то время. Вдруг начинаешь понимать: да нет, могут и посадить, почему же не посадят… За мнение посадить пока еще не могут, только за действие. Но ведь ситуация может дойти и до того, что сажать будут за мнение. Только не всех. Невзоров очень хорошо сказал по этому поводу: такого же ГУЛАГа не построят, дорого слишком. Но в информационном обществе такого ГУЛАГа и не надо, на самом деле. Достаточно просто какие-то отдельные примеры выдергивать. Информация расходится – все остальные начинают говорить себе: да ну, на фиг мне это надо. Посижу-ка я тихо на кухне, посмотрю телевизор, там Владимир Владимирович хорошо говорит…

– Между тем есть мнение, что как раз такая атмосфера давления и несвободы служит хорошим стимулом для творчества…

– А почему тогда на Западе гораздо больше интересных музыкантов? Ведь там нет этого давления. Почему тогда там рок действительно процветает, а у нас, простите, не цветет? Есть какое-то количество интересных рок-групп, но очень небольшое. Пальцев одной руки, может, и не хватит, если посчитать, но все равно это не такое явление, как на Западе.

– Как вы думаете, если бы вы все, представители "сибирской волны", родились лет на двадцать позже, что бы изменилось?

– Этого я не знаю. Меня в это дело втянула действительно перестройка. Если бы не перестройка, Михаил Сергеевич, я бы наверное вообще ничем подобным не занялся и не стал бы никаким рок-музыкантом. Потому что я, только став рок-музыкантом, понял, насколько это тяжелое дело и насколько тяжело будет потом остаться в живых. Ну это и видно по ранним смертям наших рокеров, что дело довольно-таки тяжелое.

– Если бы Летов писал сегодня, он стал бы объектом внимания "Центра Э"?

Чтобы соответствовало уровню "Центра Э", надо попроще писать, попонятнее. Поддерживаешь ты бандеровцев или не поддерживаешь. За ИГИЛ ты или против ИГИЛа

– Да вот так и стал бы – что-нибудь на его страничке нашли бы, да и все! А за счет песен – да нет, как бы он мог стать? Возьмите его последний альбом. Там есть экстремизм, но он настолько экзистенциальный, что это не уровень "Центра Э". Чтобы соответствовало уровню "Центра Э", надо попроще писать, попонятнее. Поддерживаешь ты бандеровцев или не поддерживаешь. За ИГИЛ ты или против ИГИЛа. А когда Летов поет, что надо "в небо по трубе" отправляться, – это экстремизм, конечно, но он носит настолько экзистенциальный характер, что ни одна экспертиза не признает, что тут есть конкретные призывы к каким-то действиям. У меня есть песня "Суицид", при желании можно меня обвинить, что я толкаю молодежь на суицидальные действия. Если задаться целью. Но это нужно, чтобы меня кто-то заказал, просто так это не придет здравомыслящему человеку в голову. Я вот видел сегодня сотрудника "Центра Э" – ему в голову точно не придет. Это был адекватный, нормальный человек.

– То есть хорошее впечатление произвел?

– Он произвел на меня приятное впечатление – своим делом занимается и явно в своем деле специалист. А вот это все с улыбкой воспринимает. "Ну вот нашему генералу навязали, а куда деваться?" …Когда-то у меня была книжка, куда я входил в качестве экстремиста. Называлась "Энциклопедия экстремизма в России". Туда входили все казачьи генералы, Летов, ваш покорный слуга – мы все попали в эту книжку. Но при Ельцине этому не был дан ход. Считалось, что бандитизм опаснее.

– Роман, а какие у вас политические взгляды?

– Я тяготею к православной монархической идеологии. Традиционная для России, для церкви, идеология, когда церковь хотела бы иметь дело с царем. Я очень редко в митингах участвовал, но однажды меня пригласили, я шел – партия "Великая Россия" Андрея Савельева. Я этим людям симпатизирую, хотя в их ряды я не вступлю, потому что понимаю, что это путь маргинальный.

– А кто-то из политического мейнстрима вам симпатичен?

– На выборы не ходите?

– Не хожу. С 1996 года не хожу. Когда я понял, что создается система, когда выборы превращаются в шоу для народа и там заранее все решено и куплено. Когда фактически перекупили результаты выборов у Зюганова, я понял, что создается система, которая выборами будет просто прикрываться. Ну и что ходить? Сейчас все меньше и меньше ходят, потому что все до большего числа людей доходит, что все это бессмысленно, что тебя используют как лоха – главное, что ты пришел. Не важно, за кого ты голосуешь, ты можешь голосовать против всех – важно, что ты поддерживаешь демократический фетиш, что ты ходишь на выборы.

– По вашим ощущениям, этот фетиш когда-нибудь превратится в настоящую демократию?

– Вы знаете, я думаю, что та иллюзия демократии, которую сейчас создали, – для России это даже слишком хорошо. Потому что Россия не для демократии. Меня на телевидение приглашали не так давно, в передачу "Рожденные в СССР". Я там начал что-то говорить о свободе, и зрительница звонит в прямой эфир: "А вам не кажется, что эта свобода, за которую вы боролись, она перешла на уровень вседозволенности?" Ну так о чем говорить? У нас все так быстро превращается во вседозволенность, и сами люди говорят: только дай нам свободу – мы такое устроим!

– Люди боятся свободы.

– Да, люди боятся собственной свободы, потому что не уверены, что они с ней что-нибудь хорошее сделают. Вот поэтому и соглашаются: да пусть Путин, пусть эта система, дескать, а какая альтернатива? А альтернатива у нас одна – русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

– И при этом есть люди, которые занимаются рок-музыкой и ищут эту самую свободу…

– Понимаете, рок-музыка же не требует свободы внешней. Это, скорее, поиск внутренней свободы. Скорее, погружение внутрь себя, чем выход наружу и попытка изменить мир. Может быть, есть в рок-музыке люди, которые пытаются своей музыкой мир изменить. Но я думаю, что они ошибаются, это иллюзия. Мир вообще не изменить никому. БГ хорошо пел: "Нелепо делать вид, что я стою у руля, когда вокруг столько кармы, и Инь, и Янь". То есть мир – это масса народу, и что ты с этой массой сможешь сделать? Ну кинь ты в эту массу какую-то идею – она затухнет со временем. Эта масса ее поглотит, и через некоторое время опять ровная поверхность, слегка колышущаяся, и ничего. И никаким бунтарям не удастся взорвать и изменить и так далее. Да, наверное, это и правильно. Почему кто-то должен что-то менять? Кто знает, куда правильно менять, а куда неправильно? И даже художник этого не знает. Он может только представить свое видение людям, а если он начнет навязывать свое видение? Это начнется фашизм своего рода. Некоторые художники, как Лимонов, говорят, что надо в какой-то момент уйти в политику. Но писатель, поэт, занявшийся политикой, – это такая накатанная дорожка, которая в фильме у "Пинк Флойд" показана. Получается еще один кирпич в стене, в конце концов.

– Поэтому из рока вы ушли не в политику, а в церковь?

– Сейчас наступил период, когда в песнях сказанное надо реализовывать в жизни. Поэт, на самом деле, себя проговаривает в своих песнях. Он себя познает, он себе предсказывает что-то, делает какие-то заявки. А потом за базар-то надо отвечать! И сейчас я чувствую, что те вещи, которые я продекларировал в своем творчестве, я должен реализовать на практике, попытаться хотя бы.

– Роман, а вам не обидно, что некоторые песни "Инструкции по выживанию", тот же "Красный смех", люди больше знают в исполнении Егора Летова?

– Ну, может, и обидно, но сильно не гложет. Понимаете, я не ради славы этим занимался. Я не ставил себе задачу стать мировой звездой. Для меня это был больше духовный поиск.

– Который привел вас в конечном итоге в монастырь.

– А это очень логично. Как говорил Слава Немирович, основатель рок-клуба в Тюмени: вот что такое квадрат Малевича, что люди ищут в авангарде? Они ищут в конечном итоге бога. А что такое бог – это голая сила. То есть люди силу ищут. Я думаю, это правильно. Художник, поэт приходит на определенном этапе к тому, что надо бога искать уже напрямую. Не через творчество, а более прямым путем идти – молиться, в келье сидеть.