История кендо. Кендо. Описание, история возникновения

Термин "кендо - путь меча" появился не сразу. Ему предшествовала длительная история возникновения и развития самурайства в Японии.

Концепция Кендо:

Кендо представляет собой путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов Меча.

Зачем заниматься Кендо:

Соединение воедино тела и духа,
Развитие сильного и решительного духа,
И посредством правильных и упорных тренировок,
Стремиться к совершенствованию в искусстве Кендо,
Уважать человеческое достоинство и честь,
Искренне общаться с другими людьми,
И всю жизнь стремиться к самосовершенствованию.
Таким образом, такой человек сможет:
Любить свою страну и общество,
Способствовать развитию культуры,
И содействовать миру и процветанию среди всех народов.

История Кендо:

Термин "кендо - путь меча" появился не сразу. Ему предшествовала длительная история возникновения и развития самурайства в Японии.

"Путь меча"

Средневековая Япония была чрезвычайно богата междуусобными войнами, в ходе которых самураи разных кланов отстаивали свои интересы. Из всех видов воинских искусств самураи более всего почитали искусство владения мечом. Меч был основным оружием воина, считался душой самурая и играл в японской культуре необычайно важную роль. Он также являлся произведением искусства и символом многовековой традиции самураев. Меч был постоянной регалией власти, как корона в европейской культуре.
Мечи были обязательной частью наряда во время торжеств. Самураи пристегивали два меча: длинный катана и короткий вакидзаси, острием вверх, что позволяло мгновенно вытащить их и нанести молниеносный удар. Дети носили деревянные мечи, форма и размер которых определялись общественным положением отца.

В доме самурая мечи находились на специальной подставке, располагавшейся напротив входа.

Самурайское искусство меча, зародившееся приблизительно в Х-ХI вв., весьма существенно отличается от всех других методов владения холодным оружием, принятых как в Европе, так и в Азии. В кэн-дзюцу, как в древности называли этот вид искусства (другие термины: гэккэн, татигаки, хэйхо) сравнительно мало фехтовальных элементов к которым привыкли европейцы.

Бойцы, как правило, становились в исходную позицию и выжидали, когда противник откроется для нанесения удара. Затем следовал решающий удар или серия ударов. Чем меньше было взмахов мечом - тем выше ценилось искусство бойца. Такая схема поединка была основной для более чем 1500 школ кэн-дзюцу, а позднее и кэндо. Меч принято было держать двумя руками, хотя допускается фепование и одной рукой и фехтование двумя мечами сразу - большим и малым.

Школы кэн-дзюцу различались между собой стойками, которых насчитывалось около трехсот и приемами (их было несколько тысяч), но в каждой отдельной школе (рю) основных стоек и ударов предусматривалось не так уж и много от 10 до 15. Считалось, что при твердом усвоении этого вполне достаточно, чтобы выйти победителем из любой схватки.

На протяжении многих веков обучение кэн-дзюцу шло с максимальным приближением к реальным условиям, то есть на стальных мечах и чаще всего без доспехов. Только в ХУIII в. Наканиси Тюта, основатель школы Наканиси Ипорю внедрял в практику тренировок защитные приспособления для головы, рук и тела, скопировав настоящие доспехи, а таюке заменил стальной меч на синай - легкий, удобный меч из плотно перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос. до нашего времени синай используется как основное учебное оружие кэндо.

Главным занятием самураев всегда оставались тренировки бу-дзюцу, где большая часть времени отводилась отработке боя с мечом - кэн-дзюцу.

Содержать специальную школу кэн-дзюцу было престижно, не случайно многие состоятельные даймё приглашали к себе именитых фехтовальшиков в качестве инструкторов (кэнси) и назначали им неплохое ежегодное довольствие в 300- 400 коку риса. Даймё стремились к тому, чтобы все их самураи, учившиеся кэн-дзюцу, имели достойное оружие, желательно несколько тренировочных мечей, новые, не помятыс в сражениях доспехи, а все это стоило немалых денег. Потому, как содержалась школа кэн-дзюцу и юго преподавал в ней, можно было судить о состоятельности даймё.

Самые первые школы кэн-дзюцу стали открываться при синтоистских храмах, причем эта традиция сохраниласъ вплоть до ХХ века.

Вероятно, первые регулярные школы кэн-дзюцу возникали в районах Эдо и Киото у синтоистских алтарей. Например, в районе Канто, пригороде Эдо, в синтоистских кумирнях сформировалась школа Канто-рю. Она подразделялась на несколько направлений, называвшихся по именам тех алтарей, рядом с которыми проходили тренировки. Так, у алтаря рода Касима еформировалась школа Касима-рю, откуда пошел знаменитый стиль боя с мечом рода Ягью.

Великие мастера кэн-дзюцу, которые не могли в силу склада своего характера находиться у кого-то в услужении, лускались в далекие странствия по Японии. Чаще всего их сопровождала огромная свита из слуг и учеников, которые жадно ловили каждое слово мастера, а остановившись в какой-нибудь деревушке, тотчас приступали к тренировкам.

Лишь немногие отваживались пускаться в путь в одиночку - за такими воинами тянулась череда поединков, убийств, слагались легенды об их непобедимости. Но, как правило, странствия в одиночку заканчивались через пару месяцев гибелью самурая.

Пожалуй, история знает лишь одного человека, который, годами странствуя в одиночестве, так и не был никем побежден. Рассказывали, что ни один его поединок не продолжался больше трех вэмахов мечом! Этим человеком был знаменитый Мусаси Миямото.

Большинство школ кэн-дзюцу были похожи друг на друга. Записей об их деятельности не оставалось, и о внутренней жизни таких школ нам известно не очень много. Тем не менее сохранился интереснейший обзор методов кэн-дзюцу ХУII века. Его можно встретить в одной из книг Миямото Мусаси, название которой условно переводится как "Книга нравов". Она вошла в знаменитую "Книга пяти колец" ("Горин-но её", 1643 г.).
Мусаси Миямото относился к кэн-дзюцу не только как набору методов ведения боя, но пржде всего как к системе духовных ценностей. Такой подход был обусловлен самой логикой развития японской культуры, все больше тяготе вшей к дзэн-буддийскому идеалу пустотности и эстетизма. Именно в то время ритуал обычного чаепития, который при шел из Китая, перерастает в сложный мистический "Путь чая" (тя-но ю). Школы кэн-дзюцу разрабатывают сложны методики духовного воспитания внутри традиции боевых искусств. Этим прославилась, например, школа фехтовальшика Одагири Сэкикэя в Эдо. Своим основным тезисом она выдвигала "просветление сознания и прозрения Пустоты", что весьма схоже с Мыслями Мусаси Миямото.

Постепенно боевая практика боя с мечом перерастает в мистический путь просветления. Возникает осознание того, что высшая ценность фехтования на мечах лежит далеко за пределами собственно поединка, а "Путь воина" становится равносилен "Пути проСветления". В этой ситуации рождается новый термин для обозначения боя с мечом - кэндо (Путь меча), который пришёл на смену кэн-дзюцу - "искусству меча". Впервые этот термин стал активно использоваться в начале ХVIII века в элитарной школе Абататэ-рю. Тренировки в школах кэн-дзюцу были максимально приближены к реальному бою. На начальных этапах самураи обучались бою с мечом и копьем не меньше семи-восьми часов в день. В ранний период становления самурайского корпуса воины тренировались на настоящих боевых мечах - катанах и танто, которые иногда затуплялись, дабы воины не нанесли друг другу тяжелых ран. Многие инструкторы при этом запрещали своим ученикам надевать любое защитное снаряжение, чтобы те не позволяли клинку даже прикасаться к их телу. К тому же они требовали от учеников хотя бы раз в день легко ранить своего противника. Несложно представить, сколь кровавы были эти тренировки!

Но даже в бою на деревянных мечах самураи рисковали быть тяжело травмированными. Наконец, к середине ХVII века в двух известных школах мастеров Торани-си Кансина и Оно Тадакэ впервые вводится защитное снаряжение для тренировки фехтовальщиков. В первое время ученикам разрешали надевать часть самурайских боевых доспехов, но затем сочли это не очень рациональным (к тому же весьма дорогое удовольствие). Именно тогда и сформировался тот вид защитного тренировочного комплекта, который мы можем видеть сегодня на фехтовальщиках кэндо. Он состоял из шлема с защитной маской, облегченной кирасы и щитков на предплечьях. В школе Ито-рю мастер Наканиси позволял своим ученикам надевать на тренировках легкую кольчужную рукавицу, так как в его стиле боя много ударов наносилось именно по кистям рук.

Но такие щитки не могли сдержать могучего удара даже деревянным бокэном. Поэтому Оно Тадакэ впервые вводит в тренировочную практику бой на легких бамбуковых палках, имитировавших бамбуковый меч - синай. Теперь можно было свободно фехтовать, не боясь травмировать партнера. И все же бамбуковая палка значительно отличалась от катаны и по весу, и по своей структуре. В 50-х годах ХVIII века последователь Оно Тадакэ, известный воин Наканиси Тюта, разработал более совершенный вид синая. Он связал вместе несколько бамбуковых палок, перетянув их прочными кожаными ремнями. Концы палок закруглялись, к ним приделывался щиток для рук, - благодаря этому синай приобретал вид настоящего меча. До сих пор в клубах кэндо используется именно такой синай.

Эти усовершенствования были введены лишь тогда, когда в Японии воцарился относительный покой. Теперь боевое искусство, особенно фехтование на мечах, стало не столько методом решения конфликтов и способом самозащиты, сколько символом особого статуса самураев. Не уметь сражаться на катанах и нагинате (алебарде) самурай не мог, зато возросла вероятность того, что в жизни он не применит своего мастерства. Тренировочные бои на настоящих мечах без защитного снаряжения оказались ненужными.

Кроме того, высшая цель "Пути меча" уже формулировалась не как победа в бою благодаря убийству соперника, но как победа над собой благодаря раскрытию духовной глубины в боевом искусстве

Будьте здоровы и тренируйтесь ежедневно!

С уважением,

инструктор команды

Название этого древней боевой практики переводится как "путь меча". Меч издавна воплощал собой символ воинской доблести и храбрости: вручаемый воину в момент посвящения, он сопровождал его до самой смерти . Неудивительно, что владение данным предметом оружия было впоследствии возведено в ранг искусства.

Искусство владения мечом, или кендзюцу, существует уже более тысячи лет : оно появилось на японских островах в глубокой древности, вместе с зарождением класса воинов. Кендо в свое время были посвящены целые трактаты: начиная от "Книги пяти колец" Миямото Мусаси, одного из величайших фехтовальщиков Японии, и заканчивая чуть менее известным произведением Дайдодзи Юдзана "Наставление вступающим на Путь Воина".

Казалось бы, когда в XIX веке императорским указом самураям было запрещено носить мечи, кендо как искусство могло прекратить свое существование. Но желание совершенствовать свое воинское мастерство не могло в одночасье улетучиться из сердец японцев: очень скоро в их боевом арсенале место стальных мечей заняли деревянные (бамбуковый синай и деревянный боккен) .

В настоящее время в мире существует более восьми миллионов поклонников кендо — эта цифра поистине поражает воображение. Сегодня кендо распространилось далеко за пределы Японии. Им увлекаются и в Европе, и в Америке, и в России. Впрочем, на сегодняшний день цель кендо — не убийство противника, а исследование своей глубинной природы .

Сегодня в стране восходящего солнца кендо настолько популярно, что включено в школьную программу. Впрочем, в учебных учреждениях кендо рассматривается не как боевое искусство, а как спортивная дисциплина, призванная утвердить гармонию тела и души .

По правилам кендо, противники, облаченные в защитное снаряжение (богу), держат обеими руками бамбуковый меч (синай), и по сигналу стараются нанести друг другу поражение в определенные зоны. Атака производится лишь один раз: таким образом, кендо утверждает идею о том, что вооруженный человек не имеет права на ошибку . Атакующий должен как бы слиться воедино со своим мечом. Эта мысль находит подтверждение в старинном японском трактате "Ки-кэн-тай но ити", где говорится: "Дух, меч и тело — всё едино".

Йайдо

Слово "иайдо" у многих из нас ассоциируется с боевым криком воина, наносящего удар . Эта ассоциация имеет много общего с действительностью. Мгновенное выхватывание меча, поражение противника, и возвращение оружия в ножны — весь комплекс иайдо занимает несколько секунд.

Невзирая на то, что эта дисциплина считается вспомогательной к кендзюцу, мастерство, демонстрируемое мастерами иайдо, действительно поражает воображение. Известно, что профессионал может поразить противника с пистолетом еще до того, как тот поднимет руку и нажмет на курок . Спаянные воедино точность и быстрота реакции дают в итоге невероятный результат. Невзирая на то, что иайдо считается физически очень тяжелой дисциплиной, оно великолепно развивает концентрацию и скорость.

Дзёдо

Что такое дзё? Дзё — это деревянная трость, которую можно использовать и как копье, и как алебарду, и как меч . В умелых руках эта трость превращается в грозное оружие. С помощью дзё можно не хуже, чем мечом, обороняться от многократно превосходящего по силе противника. Практика дзёдо ставит во главу угла не наступление, а оборону . Таким образом, дзёдо — это боевое искусство, которое позволяет, не нанося ран противнику, предупредить его нападение и предостеречь его от повторной атаки.

Считается, что прообразом дзё в свое время стал простой монашеский посох (тэцубо). До наших дней боевая практика дзёдо дошла практически в неизмененном виде. На сегодняшний день техники дзёдо приняты на вооружение в японской полиции : болезненный тычок тростью под ребра помогает с легкостью урезонить даже самого отпетого хулигана.

Так или иначе, все виды кендо объединяет одно: регулярные занятия этим искусством помогают поправить здоровье и улучшить осанку, справиться с лишним весом и укрепить мышцы. Впрочем, занимаясь кендо, можно совершенствоваться не только физически, но и духовно. Ведь не зря воины древней Японии говорили: "Меч — это моя душа, и если хотите узнать, что у меня на сердце, взгляните на мой меч".

В отличие от многих иных дисциплин своей современной стандартизированной формой кэндо обязано усилиям не одного человека, а коллективному опыту и умению многих людей; и средневековые воины, и рядовые жители оказали влияние на создание современного кэндо.

Кэндо (путь меча) - японское воинское искусство, основанное на техниках использования двуручного самурайского меча, имеет длинную и богатую историю. Фехтование мечом с прямым, единоострым лезвием было заимствовано из Китая (589 г. - 618 г.). В девятом веке сражения на лошадях привели к использованию мечей с более длинными изогнутыми клинками, и эти обстоятельства заставили отказаться от китайского стиля боя, характеризующимся захватом меча одной рукой, в пользу двуручного хвата.

С установлением власти сёгуна Минамото в XII веке и усилением влияния военной аристократии искусство владения мечом приобрело особое значение. Тогда и зародился культ оружия и людей, в совершенстве владеющих техникой фехтования. Меч стал олицетворять душу владельца, а техника владения относилась к «данной богом».

В середине эпохи Муромачи (1333 г. - 1568 г.) мастера, в совершенстве владевшие фехтованием, стали открывать школы для обучения боевым искусствам.

После продолжительного периода войн в начале XVII века сёгуном Токугавой был установлен общенациональный мир, и искусство владения мечом становится привилегией только самураев и аристократии. Оно сливается с «Бусидо» - моральным кодексом японских воинов и становится стержневой дисциплиной в воспитании самураев.

В кэндо появлялись различные школы, направления, наставники. В конце XVII - начале ХVIII веков стали использоваться защитные приспособления – нагрудник, шлем, перчатки; был изобретен бамбуковый меч.

После революции Мэйдзи (1868 г.) ношение меча было запрещено, и кэндо превратилось в спорт. Сейчас во многих японских школах кэндо является факультативным предметом, а в колледжах и университетах обязательно есть свои клубы кэндо. Все большее количество японцев, включая женщин, занимается этим видом единоборства, и не будет ошибкой сказать, что кэндо – самый популярный традиционный национальный вид спорта в Японии.

С 1911 г. кэндо включено в программы физического воспитания в средних школах. Однако в конце Второй Мировой войны оккупационные власти запретили кэндо, как милитаристскую дисциплину. Запрет длился до 1952 г. После окончания периода оккупации была образована Всеяпонская Федерация Кэндо и в 1957 г. кэндо было возвращено в средние школы. С 1989 г. приблизительно 7 миллионов японцев практикуют кэндо. В настоящее время кэндо все больше набирает популярность. Многие миллионы людей во всем мире занимаются этим искусством. Раз в три года проводятся Чемпионаты мира по кэндо. С 1998 г. в международных соревнованиях принимает участие и Россия.

О кэндо

Понятие «Кэндо» (“Путь меча”) - в Японии является синонимом благородства. С момента возникновения сословия самураев в восьмом веке военные искусства стали высшей формой обучения. Из всех видов воинских искусств самураи более всего почитали «Кэндзюцу» – искусство владения мечом. Дело в том, что меч в Японии издавна был объектом поклонения, а после того как появилось сословие самураев, меч («кэн») стал неотъемлемой принадлежностью и основным оружием воина. Меч – символ сословия самураев, душа воина. В Х-ХII веках родилось и искусство владения мечом – кэндзюцу, занятие которым становится обязательным для самураев. Единственной целью поединка того бурного времени было поражение врага. Ранг самурая и, следовательно, его жалованье также зависели от того, насколько умело он владел мечом. Искусство воина определялось количеством взмахов мечом для поражения противника. Естественно, что идеальным признавался смертельный удар одним взмахом.

Сплав основных религиозных философий Японии - Синтоизма, Буддизма, Конфуцианства с воинским искусством, послужил благодатной почвой для духовного развития и перехода от техники владения оружием только для достижения победы к самосовершенствованию через мастерство владения мечом.

Чтобы практиковать Кэндо, человек должен преодолевать себя, переносить тяжесть изматывающих тренировок и сохранять хладнокровие перед лицом опасности. Путь меча означает не только фехтовальную подготовку, но также и жизнь согласно кодексу чести.

Большое влияние на философию кэндо оказали постулаты кодекса самураев – «Бусидо». В этом кодексе акцент делается на такие качества, как верность, готовность к самопожертвованию, справедливость, духовная чистота, скромность, честь. Огромное внимание уделяется духовному совершенствованию. Считается, что, только победив себя можно побеждать других. Ценится духовное превосходство, а не преимущество в грубой силе.

Природа кэндо носит духовный характер. «Путь меча» в своей основе выражает волю преодоления жизненных невзгод, но значительно глубже этой задачи коренится жажда человека совершенствовать собственный характер и жить достойной жизнью. Меч - всего лишь средство совершенствования духа, поддержания собственных нравственных основ, углубления собственной личности и выработки нравственности. Непременным залогом успеха в кэндо является открытость, искренность человека. Иначе говоря, истинная задача кэндо состоит в разрешении жизненных проблем, не обнажая меча.

«Меньше агрессии» – часто повторяют на тренировках учителя кэндо тем, кто ожесточенно атакует противника. Главное в кэндо – не стремление к победе, а воспитание здорового духа и формирование крепкого организма. Учителя (сэнсэи), наставники не случайно ставят на первое место дух. Слово «Кэндо» записывается двумя иероглифами: «Кэн» (меч) и «До» (путь). Это связано с философскими понятиями системы дзэн-буддизма. «Путь» означает духовное совершенствование человека, которое достигается, в том числе, и медитацией. Кэндо – это и есть один из видов медитации в движении.

Для обретения внутреннего спокойствия и душевного равновесия необходима полная отдача во время тренировок и поединка. «Благодаря занятиям кэндо все мелочное, агрессивное в нашей натуре исчезает. Нужно быть справедливым не только в зале для занятий кэндо, но и дома, в обществе, постоянно исправляя в себе все неблагородное» - так говорят учителя кэндо.

Таким образом, основная цель в кэндо – победа не над противником, а над самим собой, над своими слабостями, пороками. Человек, занимающийся кэндо, ищет свой путь с мечом в руках – мечом, не повергающим, а защищающим. Учителя этого японского искусства говорят: «Лишь только когда ты, взяв в руки меч, почувствуешь, как спокойствие и мир наполняют твое сердце, поймешь, что чего-то достиг».

Кендо представляет собой современное искусство фехтования, которое произошло от традиционных техник по владению мечом самураев. Главная цель кендо заключается в формировании твёрдого характера у бойца, а также закаливании тела и воли спортсмена.

Название данного вида боевого искусства появилось ещё в 1895 году. Слово “кэндо” произошло от древнего слова “кэн-дзюцу”, которое можно расшифровать следующим образом: “кен” - это “меч”, а “дзюцу” - это “искусство”. Далее иероглиф “дзюцу” был заменён на иероглиф “до”, что означает “путь”. В результате была создана специальная система воспитания, для того чтобы возродить традиции самураев, а также укрепить национальный дух молодого населения Японии.

Единоборство кендо заключило в себе древние боевые искусства, которые были развиты в Японии. Ещё в период правления Камакура, как стрельба из лука, владение копьём, так и фехтование являлись обязательной составляющей тренировок самураев. Первоначально самураи не применяли меч, как основное оружие. Он использовался лишь в случаях самообороны, если отсутствовало другое оружие, или же для отрезания головы врага, а также для ритуального самоубийства.

Когда же наступила мирная эпоха, а официальным оружием самураев стал меч, фехтование получило особую популярность среди всех военных. В начале XVII века создавалось огромное количество школ, в которых ученикам обещали научить тайнам фехтования. Данные учреждения находились под сильным влиянием буддийской секты, называвшей себя Дзэн. К самым известным школам относилось три образовательных учреждения: Итто-рю, Муто-рю, а также Мунэнмусо-Рю. Первая уделяла огромное внимание основному главному удару, вторая занималась тренировкой воли бойца, а третья школа давала знания о рефлекторной технике владения оружием.

На протяжении долгих веков тренировки проходи с применением деревянных мечей, из-за чего бойцы часто получали сильные травмы. В XVIII веке учитель Наганума Кунисато провёл ряд изменений, в результате которых деревянные мечи были заменены на бамбуковые, что существенно сократило количество нанесённых повреждений во время тренировок бойцов. Уже с конца XVIII века фехтование мечом стало очень похоже на современное кендо.

В XIX веке в Европе плотно занялись изготовлением огнестрельного оружия, поэтому, что естественно, оно потеснило обычный самурайский меч. Однако японцы всё равно не перестали использовать своё национальное оружие и в японо-китайской войне вернули самурайскому мечу его славу. В 1895 году было основано специальное Общество, так называемых, добродетелей Большой Японии. Данное общество занималось продвижением фехтования мечом среди молодого поколения Японии, а в 1920 году оно изменило названия различных техник фехтования на “кэндо”.

По мере того, как увеличивался рост давления запада на Японию, известность кендо в стране возрастала. Данный вид фехтования преподавался в школах, в целях воспитания патриотической молодёжи. После того, как Японию разгромили во Второй Мировой войне, американскими оккупантами было запрещено изучение кендо на территории страны. Также было ликвидировано “Общество боевых добродетелей”. Начиная с 1950 года, когда оккупационное давление начало ослабевать, была основана Всеяпонская Федерация Спортивного кендо. Ещё немного времени спустя, был снят запрет на занятия боевым фехтованием, и тренировки по кендо опять начали проводиться в школах. Шли годы, и постепенно кендо начало выходить за пределы Японии, а уже в 1970 году была основана Международная Федерация Кендо.

Во время занятий по кендо принято использовать специальный тренировочный меч, который состоит из связанных между собой бамбуковых полосок. Благодаря такой технологии, тренировочным мечём тяжело нанести вред своему оппоненту. Защита в данном виде спорта состоит из: специального головного убора; пластинок, защищающих туловище, руки, предплечья; также, есть специальные щитки, надеваемые на пах и бёдра. Данный вид фехтования включает в себя два вида атакующих ударов: колющие и рубящие. Колющие удары наносятся лишь в область горла. Рубящие удары можно наносить по голове противника, по его туловищу и по запястьям в зависимости от ситуации.

В наше время кендо - это не только техника фехтования и искусное владение мечом, но и воспитание, и развитие в учениках духа настоящего воина. Благодаря правильным занятиям и тренировкам, кендо может воспитать дух, научить человека любить свою родину и общество, а также помочь во взаимоотношениях с людьми.

Кендо предусматривает специальный раздел, который носит название “ката”. В кате принимают участие ученик с его учителем. Данный раздел предусматривает исполнение различных упражнений, не используя защитный костюм. Для того, чтобы стать аттестованным мастером кендо необходимо сначала много чему научиться, стать идеальным бойцом, хорошим воином, сдать кучу нормативов плюс кендо каты.

Кендо - это замечательный вид спорта, который сможет сделать из человека по-настоящему сильного воина.

На занятиях по физкультуре в школах. Старое название "кенджюцу", означавшее "техника меча", заменил шире и глубже срок "кендо" - "путь меча".


1. Философия

Основное определение концепции кендо а также подход к тренировкам и руководства ими определяются Всеяпонской федерацией кендо.

1.1. Концепция кендо

В слове "меч" (剣) заложен главные идеи кэндо. Первая идея состоит в том, что человек, вооруженный мечом, не имеет права на ошибку и не имеет возможности исправить ее. Соответственно, как в поединке, так и повседневной жизни, ко всему следует относиться серьезно. Вторая идея сводится к тому, что одинаковых ситуаций не бывает: к каждому противника, боя, дела следует подходить с обновленным духом и запалом. Поэтому слово "меч" в кэндо воспринимается прежде всего как орудие, тренирует дух человека.

Под "законами" (理法) понимаются три составляющие, которые необходимы для осуществления результативного удара. Это "закон меча" (刀法), которая заключается в правильном проведении удара, "закон тела" (身法), по которому удар должен быть нанесен по правильной осанки, и "закон сердца" (心法), что означает бодрость и энергичность духа при ударе. То есть, "закалки законами меча" - это постоянное совершенствование своей технического мастерства, физической формы и психического состояния.

"Путь" в кэндо - это дорога совершенствования человека, "формирование" его как личности. Стать совершенным невозможно, поэтому именно процесс - ?формирование? и совершенствования, а не результат - "сформированность" и совершенство, является одним из краеугольных положений философии этого боевого искусства .


1.2. Подход к тренировкам


2. История

Занятия по кендо в сельской школе (1920).

Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии . В период Камакура ( - ) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьем, было неотъемлемой частью подготовки воина- самурая . Однако на протяжении четырех столетий меч не использовался как главное оружие, а имел вспомогательную функцию. Сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, отрезание голов противника и ритуальное самоубийство сэппуку . Лишь с наступлением мирного эпохи Эдо ( - ), когда самураям официально разрешили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военной слои.

В начале 17 века появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийской секты Дзен . Самыми известными среди них были Итто-рю (一刀 流 - школа одного меча), Муто-рю (无 刀 流 - безмечева школа) и Муненмусо-рю (无 念 无 想 流 - школа "не размышляй, не обдумывай"). Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приемы как производные от него. Вторая учила, "что меча извне не существует" и тренировала прежде волю фехтовальщика. Третья доказывала технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно - "не раздумывая".

На протяжении многих веков во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильных ранений (они до сих пор применяются в кендо во время выполнения ката). Однако реформы наставника Наганума Кунисато ( - ), который ввел бамбуковые мечи Синае и оружие богу , уменьшили количество травм. С конца 18 века фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.

Удары по запястью кот:

  • Удар кот (обычный удар);
  • Удар хидари-кот (удар по левому запястью)
  • Удар Хики-кот (удар по запястью, который сопровождается отступлением от противника).

Удары по голове мен:

  • Удар мэн (обычный удар);
  • Удар Мигия-мен (удар по голове справа);
  • Удар хидари-мен (удар по голове слева);
  • Удар Хики-мен (удар по голове, который сопровождается отступлением от противника);
  • Удар кот-мен (прием-комбинация с нанесением удара по запястью и председателю поочередно).

Удары по торсу до:

  • Удар в (обычный удар);
  • Удар Хики-до (удар по правой стороне торса, который сопровождается отступлением от противника);
  • Удар гяку-до (удар по левой стороне торса).

Удар в горло цуки (обычный удар) - запрещен новичкам и молодым школьникам.

Эти приемы имеют несколько разновидностей, которые зависят от ситуации в которой они были выполнены.


4.3. Баллы

"За сильного крики, правильной осанки, верного удара мечом-Синай по определенному месту, и удачного возвращения в исходную позицию (残心- дзаншин) после удара.

Эти условия являются составляющими основного принципа кэндо ки кен тай ити (気剣体) - единства духа, меча и тела. При выполнении этих условий судья поднимает флажок и зачисляет бал.


4.4. Нарушение правил

Двукратное нарушение правил во время поединка предоставляет оппоненту нарушителя один балл. Среди нарушений выделяются следующие:

4.5. Судьи

Поединок судят 3 судьи. Они держат в руках два флажка - красный и белый - которые совпадают с цветами лент, прикрепленных к спинам фехтовальщиков. В случае выполнения результативного приема одним из спортсменов, судья поднимает вверх флажок, который соответствует цвету его ленты. Если двое из трех судей поднимают флажок, засчитывается 1 балл.

Судья имеет право остановить поединок командой "Ямэ!" ("Остановись!"). Он делает это в следующих случаях:


5. Степени

В кендо существует 9 степеней для награждения уровня мастерства фехтовальщиков. Первый уровень, 1-й кю (级), назначается лицам после 12-13 лет. В вышеприведенной таблице представлена ​​информация об основных степени - даны (段).

Дан Условие получения Возрастной ценз
Начальный дан (初段) 3 месяца после получения первого кю старше 13 ~ 14 лет
Второй дан (弐 段) 1 год тренировок после получения начального данную старше 14 ~ 15 лет
Третий дан (参 段) 2 года тренировок после получения второго данную старше 16 ~ 17 лет
Четвертый дан (四段) 3 года тренировок после получения третьего дана старше 19 ~ 20 лет
Пятый дан (五 段) 4 года тренировок после получения четвертого данную старше23 ~ 24 лет
Шестой дан (六段) 5 лет тренировок после получения пятого данную старше 28 ~ 29 лет
Седьмой дан (七段) 6 лет тренировок после получения шестого данную старше 34 ~ 35 лет
Восьмой дан (八段) 10 лет тренировок после получения седьмой данную старше 46 лет

6. Звание

Согласно степеней, в кендо назначаются звания. Их существует три. Предоставляются они лицам, владеющим 5-8 данами и были рекомендованы Федерацией Кендо, к которой принадлежат.

Звание Перевод Ценз Условия
Рэнси 錬 士, "закаленный" 5 дан 10 лет прошло после получения 5-го дана, кандидат, член Федерации Кендо, есть старше 60 лет и рекомендован председателем Федерации.
6 дан 1 год прошел после получения 6-го дана, кандидат является членом Федерации Кендо и рекомендован председателем Федерации.
Кеси 教士, "учитель" 7 дан, звание Рэнси 2 года прошло после получения 7-го дана, кандидат является членом Федерации Кендо и рекомендован председателем Федерации.
Ханси 范士, "образец" 8 дан, звание Кеси 8 лет прошло после получения 8-го дана, кандидат является членом Федерации Кендо и рекомендован председателем Федерации и председателем Всеяпонской Федерации Кендо.

в Украине. В октябре

См.. также

Примечания


9. Источники и литература

Японской

  • 広島県剣道连盟着"剣道解说书" (Федерация кэндо префектуры Хиросима. Руководства по кэндо) 広島, 1998.
  • 大熊広明编"剣道"高野佐三郎著(Оокума Хироаки. Кендо. Факсимильное переиздание 1913 года)東京日本図書センター,
  • 甲野善纪,前田英树"剣の思想" (Коно Йосинори, Маэда Хидеки. Философия кэндо) 东京:青土社, 2001

Английском

  • Nippon Kendo Kata instruction manual: established in December, 1981 / edited by All Japan Kendo Federation. Tokyo, All Japan Kendo Federation, 2002.
  • Junzo Sasamori, Gordon Warner. This is kendo: the art of Japanese fencing / by. - 1st Tuttle paperback ed. Tokyo: CE Tuttle, 1989.
  • Lidstone RA (Charles Alexis). An introduction to kendo. Croydon: Judo Ltd., 1964.

Российской

  • Хироси Одзава. Кэндо: Полное практическое руководство. Киев: София, 2000, 192 стр.