История персонажа. Кто написал муха цокотуха Кто написал муха цокотуха автор имя фамилия

Сказки. От двух до пяти. Живой как жизнь Чуковский Корней Иванович

1. Как была написана «Муха-Цокотуха»

Прошлым летом я сочинил для моей правнучки, трехлетней Марины, сказку, которая начинается так:

Бабушка к буфету,

А жаркого нету!

«Что ж это такое!

Где мое жаркое!»

Марина ничего не сказала, ушла к своим куклам, но вскоре я услышал, как она поет им мою сказку:

Бабушка к буфету,

А жаркое есть.

Очевидно, мое нету не понравилось ей, и она преобразила его в есть.

Для ребенка отвратительны сказки и песни с печальным концом. Живя иллюзией вечного праздника, дети упрямо заменяют печальные концовки наших сказок и песен благополучными, радостными.

Существует невеселая старинная песня о мужике, потерявшем дугу:

Поискал и не нашел,

Он заплакал и пошел.

Услышав эту песню, Коля Черноус, трех с половиною лет, насупился, весь покраснел, заткнул уши и убежал на балкон. Через минуту он вернулся оттуда веселый и, как бы издеваясь над нами, запел:

Поискал и нашел,

Засмеялся и пошел.

Заплакал превратилось в засмеялся. Ибо малые дети не терпят, чтобы в тех сведениях о жизни, какие дают им литература, театр и живопись, был хоть намек на окончательную победу несчастья и зла.

Сколько я знаю детей, которые на театральных спектаклях крепко закрывают глаза, чуть только с каким-нибудь любимым героем случится хоть на минуту беда.

В обиходе английских детей есть знаменитая песенка с печальным концом: к какой-то девушке подлетела ворона и начисто откусила ей нос (Snapped off her nose). Можно не сомневаться, что английские дети в течение веков жаждали другой, менее мрачной концовки. Угождая их неосознанным инстинктивным желаниям, кто-то (уже в XIX веке) присочинил к этой горестной песне утешительные строки о том, будто к искалеченной девушке позвали королевского врача, и он так искусно пришил ей откушенный нос, что несчастная опять стала счастливой. После чего дети вполне примирились с отвергнутой песней и перестали чуждаться ее .

Это понятно. Ведь счастье для малых детей - норма жизни, естественное состояние души, еще не знающей ни об угрозе неминуемой смерти, ни о мучительных тяготах и томлениях жизни. В возрасте «от двух до пяти» они - самое счастливое племя из всех, какие живут на земле.

Спрашивается: где же серьезным и безрадостным взрослым, «измученным жизнью, коварством надежды», соваться в безоблачно-солнечное царство детей?

Подделаться под ребенка нетрудно, да ведь подделка легко обнаружится, и дети отпрянут от нее, как от фальши. Сколько ни вымучивай из себя бойких и мажорных стишков, их бравурность будет чисто механической, и они никогда не дойдут до трехлетних-пятилетних сердец. Когда-то в своей книге «От двух до пяти» я опубликовал заповеди для детских поэтов, но только теперь догадался, что ко всем этим заповедям следует прибавить еще одну, может быть самую главную: писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит.

Таким счастливцем порою ощущал себя я, когда мне случалось писать стихотворные детские сказки.

Конечно, я не могу похвалиться, что счастье - доминанта моей жизни. Бывали и утраты, и обиды, и беды. Но у меня с юности было - да и сейчас остается - одно драгоценное свойство: назло всем передрягам и дрязгам вдруг ни с того ни с сего, без всякой видимой причины, почувствуешь сильнейший прилив какого-то сумасшедшего счастья. Особенно в такие периоды, когда надлежало бы хныкать и жаловаться, вдруг вскакиваешь с постели с таким безумным ощущением радости, словно ты пятилетний мальчишка, которому подарили свисток.

Не знаю, бывали ли у вас такие беспричинные приливы веселья, а я без них, кажется, пропал бы совсем в иные наиболее тоскливые периоды жизни. Идешь по улице и, бессмысленно радуясь всему, что ты видишь, - вывескам, трамваям, воробьям, - готов расцеловаться с каждым встречным и твердишь из своего любимого Уитмена:

Отныне я не требую счастья,

я сам свое счастье.

Один такой день мне запомнился особенно ясно - 29 августа 1923 года, душный день в раскаленном, как печь, Петрограде, когда я внезапно на Невском пережил наитие этого необыкновенного чувства и так обрадовался самому факту своего бытия на земле, что готов был выкрикивать вслух строки из того же поэта:

Почему многие, приближаясь ко мне,

зажигают в крови моей солнце!

Почему, когда они покидают меня,

флаги моей радости никнут!

Но в тот блаженный и вечно памятный день флаги моей радости нисколько не никли, а, напротив, развевались с каждым шагом все шире, и, чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу пустую квартиру на Кирочной (семья моя еще не переехала с дачи) и, схватив какой-то запыленный бумажный клочок и с трудом отыскав карандаш, стал набрасывать строка за строкой (неожиданно для себя самого) веселую поэму о мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом.

Поэму я задумал давно и раз десять принимался за нее, но больше двух строчек не мог сочинить. Выходили вымученные, анемичные, мертворожденные строки, идущие от головы, но не от сердца. А теперь я исписал без малейших усилий весь листок с двух сторон и, не найдя в комнате чистой бумаги, сорвал в коридоре большую полосу отставших обоев и с тем же чувством бездумного счастья писал безоглядно строку за строкой, словно под чью-то диктовку.

Когда же в моей сказке дело дошло до изображения танца, я, стыдно сказать, вскочил с места и стал носиться по коридору из комнаты в кухню, чувствуя большое неудобство, так как трудно и танцевать и писать одновременно.

Очень удивился бы тот, кто, войдя в мою квартиру, увидел бы меня, отца семейства, 42-летнего, седоватого, обремененного многолетним поденным трудом, как я ношусь по квартире в дикой шаманской пляске и выкрикиваю звонкие слова и записываю их на корявой и пыльной полоске содранных со стенки обоев.

В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всею душою отпраздновал оба. Но чуть только исписал всю бумагу и сочинил последние слова своей сказки, беспамятство счастья мгновенно ушло от меня, и я превратился в безмерно усталого и очень голодного дачного мужа, приехавшего в город для мелких и тягостных дел.

Вряд ли я тогда понимал, что эти внезапные приливы бездумного счастья есть, в сущности, возвращение в детство. Горе тому детскому писателю, кто не умеет хоть на время расстаться со своей взрослостью, выплеснуться из нее, из ее забот и досад, и превратиться в сверстника тех малышей, к кому он адресуется со своими стихами.

Эти возвращения в детство чаще всего были сопряжены у меня с таким редкостным и странным душевным подъемом, который я дерзну обозначить устарелым словцом вдохновение.

Теперь это словцо не в чести. Литературоведы и критики давно уже изгнали его из своего словаря. Вдохновение объявлено чуть ли не мифом, придуманным лукавыми поэтами ради того, чтобы возвеличить свой цех.

Между тем я на собственном опыте убедился, что оно существует. Вдруг ни с того ни с сего все мои писательские интересы и навыки отлетают от меня ко всем чертям, я испытываю сердцебиение ребяческой радости, которая сильнее меня самого, и тороплюсь без оглядки записать «Бармалея», или «Путаницу», или сказку о том,

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо-чудо-чудо-чудо

Расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

Вот почему, когда я на старости лет перелистываю мои давние сказки, иные из них представляются мне древними памятниками тех приливов внезапного детского счастья, которыми они рождены.

Впрочем, по мнению моих близких друзей, у меня в характере вообще очень много ребяческого. Когда мне исполнилось семьдесят пять лет (о, как давно это было!), Маршак обратился ко мне с задушевным посланием, которое кончалось такими словами:

Пусть пригласительный билет

Тебе начислил много лет

Но, поздравляя с годовщиной,

Не семь десятков с половиной

Тебе я дал бы, друг старинный,

Могу я дать тебе - прости! -

От двух, примерно, до пяти…

Итак, будь счастлив и расти!..

Это остроумно, но, к сожалению, неверно. Если бы детская психика была моим всегдашним достоянием, я написал бы не десять сказок, а по крайней мере сто или двести. Увы, приливы ребяческой радости бывают в человеческой жизни нечасто, и длятся они очень недолго. Да и возможно ли полагаться на взлет вдохновения? В сущности, «Муха-Цокотуха» - единственная моя сказка, которую от первой строки до последней я написал сгоряча, в один день, без оглядки, по внушению нахлынувших на меня неожиданно радостных чувств.

Остальные сказки давались мне не так-то легко, хотя всякая из них зародилась во мне в минуты моего возвращения в детство. Но эти минуты бывали так коротки, что дарили мне лишь несколько строк. Остальные приходилось добывать долгим и упрямым трудом, неизменно радостным, но тяжким.

Здесь на смену вдохновению к писателю должна приходить другая, столь же драгоценная сила, без которой ему нельзя обойтись.

Но об этом - на дальнейших страницах.

Из книги Секретное оружие третьего рейха автора Славин Станислав Николаевич

Так была ли бомба? В последние дни войны молва разносила по всей Южной Германии слухи самые странные и диковинные. По Мюнхену бродили «арийцы и партийцы», еще верившие в победу, и, обходя квартиру за квартирой, твердили испуганным хозяевам, что немецкие ученые только что

Из книги Тайны сталинской дипломатии. 1939-1941 автора Семиряга Михаил Иванович

3. Была ли альтернатива? Был ли неизбежен советско-германский договор? Некоторые авторы отвечают, «что в момент принятия решения – заключать или нет договор о ненападении с Германией (19–20 августа 1939 г.) – у Сталина выбора уже не существовало. Все шансы на достижение

Из книги Космические игры (сборник) автора Лесников Василий Сергеевич

Паук и муха Под потолком устанавливается сеть. Ниже страховочная батутная сеть. Игроки стартуют с разных сторон. Можно либо ленту сорвать, либо поймать один другого. Можно использовать батут как амортизатор для

Из книги Дураки, дороги и другие особенности национального вождения автора Гейко Юрий Васильевич

Из книги Исповедь нормальной сумасшедшей автора Мариничева Ольга Владиславовна

Как я была бабушкой Сама же я всячески ломала эту закрытость. Я, например, обожала общаться с родственниками больных, без спроса входила в комнату свиданий, а девчушки называли меня то второй мамой, то даже бабушкой. «Да, – убедительно кивнула, взглянув на меня, юная

Из книги Журнал «Байкал» 2010–01 автора Митыпов Владимир Гомбожапович

Из книги Моя маленькая Британия автора Батлер Ольга Владимировна

О чем была песня Грузины заставили британских десантников плясать «Калинку». - Наверняка твоей жене любопытно на это посмотреть, - сказал знакомый мужа, приглашая нас на вечеринку английских ветеранов-десантников в его лондонском саду.Конечно, мне было любопытно.

Из книги Черная Книга автора Антокольский Павел Григорьевич

КИЕВ, БАБИЙ ЯР. Статья написана на основании документальных материалов и показаний киевлян. Подготовил к печати Лев Озеров. Немецкие войска вступили в Киев 19 сентября. И в тот же день на Бессарабке гитлеровцы начали грабить магазины, задерживали евреев, избивали их и

Из книги Сказки. От двух до пяти. Живой как жизнь автора Чуковский Корней Иванович

Муха-Цокотуха Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар: «Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!» Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А букашки По три чашки С молоком И

Из книги Многоточие сборки автора Андреева Юлия

Как я была редактором Говорят, что редактура – непростое дело, ведь не всякому автору априори можно говорить правду в лицо, иной за эту самую правду и тебя по лицу может. Как у классика «…ейной мордой мне в харю тычет». А мне оно надо?Тем не менее, время от времени

Из книги Почему Путин боится Сталина автора Мухин Юрий Игнатьевич

Законность при Сталине была Второй совет - вини «десталинизаторов». Это они организовывают прочную моральную основу существования подонков в правоохранительных органах и судах. Это они уже более полувека уверяют, что подонок в судьях - это хорошо, это то, что и нужно

Из книги Сто суток войны автора Симонов Константин Михайлович

18 «…материальная часть, которую вот-вот должны были сменить на современную, была истрепана во время весенних маневров. К первому дню войны половина танков была в ремонте…» Я не нашел в архивах данных именно по этой танковой дивизии, но у меня под руками данные о состоянии

Из книги Легенды Львова. Том 2 автора Винничук Юрий Павлович

В нём была жизнь Был во Львове хитромудрый адвокат, который брался за любое дело. Он также исполнял роль нотариуса. Как-то его позвали к умирающему человеку, который уже успел составить завещание и должен был его подписать в присутствии нотариуса. Однако, когда нотариус

Из книги Расставание с мифами. Разговоры со знаменитыми современниками автора Бузинов Виктор Михайлович

Встреча была – Мы с тобой остановились на литературе, из которой ты сложен. А люди и обстоятельства?– Мне совокупно очень много дала Фрунзенская коммуна – такой веселый островок посреди комсомольско-пионерского штиля. Там были, как ты помнишь, наши сверстники,

Из книги Школа жизни. Честная книга: любовь – друзья – учителя – жесть (сборник) автора Быков Дмитрий Львович

Ирина Данильянц «Муха» Наша Авторская экспериментальная школа № 47 открылась в 1991 году. Кларисса Дмитриевна работала в ней с первого дня. Это была маленькая сухая старушка в больших квадратных очках. Выражение лица всегда недовольное, губы всегда поджаты. Ученики звали

Из книги Соборный двор автора Щипков Александр Владимирович

Сложно представить, но такой, казалось бы, безобидный персонаж – Муха-Цокотуха – 90 лет назад был почти под запретом. Образ жизни и поведение героев сказки осудили с размахом, приписав истории даже намек на эротику. Однако произведение выстояло, и теперь в почете у воспитателей, режиссеров и композиторов.

История создания

Короткую, но очень заводную сказку о Мухе-Цокотухе Корней Чуковский написал на одном дыхании. Случилось это 29 августа 1923 года. По воспоминаниям автора, идея родилась задолго до этого летнего дня, но никак не желала облачаться в осязаемую форму. Зато однажды вдохновение накрыло с головой, и строки сказки начали складываться как по мановению волшебной палочки.

Муза настолько неожиданно посетила сочинителя детских произведений, что пришлось воспользоваться вместо бумаги куском обоев, которые Чуковский содрал прямо со стены. Корней Иванович позже писал в статье об истории создания произведения:

«У меня бывали такие внезапные приливы счастья, совершенно ни на чем не основанные… Такое настроение было у меня и в августе 1923 года».

Сочиняя эпизод, где насекомые пустились в веселый танец, писатель – седовласый мужчина, которому на тот момент исполнилось 42 года, – вдруг и сам принялся плясать. А потом всю жизнь сказочник вспоминал эту нелепую ситуацию с теплотой и улыбкой.

Чуковский считал произведение «Муха-Цокотуха» самым своим удачным и мелодичным трудом. В нем переплелись характеры, позаимствованные из творчества : в басне «Муравей» главный герой сражался с Пауком, а в басне «Лев и Комар» маленький представитель насекомого мира одолел повелителя лесов.


Но судьбе сказки не позавидуешь. После презентации поэмы на нее обрушился шквал негодования критиков. Жестокие идеологические нападки касались почти каждой строчки «буржуазного» произведения – автора обвинили в мещанстве, прославлении купеческого быта, а некоторые и вовсе увидели в мухе переодетую принцессу, а в комарике – принца.

Корнея Ивановича подозревали в симпатии к кулакам, которые накапливают богатства и праздно коротают свои дни, особенно возмущала строчка:

«А жуки рогатые, мужики богатые…»

Критики увидели искажение мира животных и советовали заменить фантастику на реальный природный мир (муха не может выйти замуж за комара). Родители, чьи дети ходили в детсад при Кремле, приняли резолюции против «Мухи-Цокотухи», мотивируя меру тем, что в таком виде сказка заставляет детей усомниться в «торжестве коллектива», не поднимает острых социальных проблем и вообще далека от советских реалий.


В 1924 году вышло первое издание под названием «Мухина сказка», рисунки для которого создал художник Владимир Конашевич. И даже в них узрели подвох: книга имела «неприличные» иллюстрации, где муха с комариком расположены очень близко друг к другу, герои флиртуют, а спасенное от паука насекомое «кокетничает». Но произведение читатели приняли с восторгом, и за три года оно пережило шесть изданий. А в середине 30-ых годов исчезло на два десятка лет, так как издательства отвернулись от веселой истории о Мухе.

Сюжет

Сюжет сказки прост, как и идея, которая кроется в торжестве добра над злом. Однажды Муха, гуляя по полю, нашла денежку, на радостях купила самовар и пригласила гостей на именины.


В разгар веселья на праздник является страшный Паук, который утаскивает Муху в свое логово. Гости не посмели сразиться с чудовищем, предоставив именинницу воле судьбы.

Однако «вдруг откуда не возьмись» появился Комарик – смелый «гусар» сразился с похитителем и стал женихом Мухи. Чуковский начал свое произведение веселым застольем и закончил тем же.

Экранизации и постановки

К сожалению, первая мультипликационная экранизация «Мухи-Цокотухи» не дошла до современного юного зрителя. Мультфильм по мотивам сказки Корнея Чуковского создал Владимир Сутеев в 1941 году, но в военной разрухе он затерялся. Спустя 19 лет этот режиссер вместе с коллегой Борисом Дежкиным повторил работу – на экраны вышел красивый цветной фильм, в котором, кроме предисловия, не звучит больше ни единого слова.


Очередной рисованный фильм для детей «Муха-Цокотуха» появился в 1976 году с легкой руки режиссера и сценариста Бориса Степанцева. На этом кинокарьера сказочного персонажа закончилась, если не считать еще одного появления в мультфильме « » (1985). Здесь устраивает африканским зверям спектакль, в котором использован полный текст произведения Чуковского кроме последней свадебной сцены.


Зато в копилке у Мухи-Цокотухи – россыпь театральных постановок, опер и мюзиклов. Композитор Михаил Карасев еще в далеком 1942 году подарил детворе музыкально-драматическое произведение с одноименным названием. К мотивам сказки Чуковского обращался , создав рок-оперу. А рок-группа представила своим поклонникам панк-мюзикл. С 1999 года с успехом проходит музыкальное представление с главными героями сказки в питерском кукольном театре «Бродячая собака».

  • «Цокотуха» – жаргонное слово, обозначает болтушку, тараторку, чересчур разговорчивую даму.
  • В начале 90-ых годов энтомолог Андрей Озеров представил миру новый вид мух-муравьевидок из Вьетнама, который получил название Mucha tzokotucha.

  • В Челябинске живет самая маленькая собачка в России по кличке Муха-Цокотуха. Йоркширского терьера отметили в национальной Книге рекордов за высоту и длину – 16 и 15,4 см соответственно. При этом весит животное всего 913 граммов.
  • Ситуация с идеологическими нападками на сказку породила множество анекдотов с главным героем Корнеем Чуковским.

Цитаты

«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
«Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!»
«Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
«И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
«Веселится народ –
Муха замуж идет».

В 1923 году была написана сказка в стихотворной форме «Муха-Цокотуха». Автор опубликовал ее впервые через год, правда, под другим названием. Сказка имела название «Мухина свадьба». Автором «Мухи-Цокотухи» является Корней Чуковский. Сказки «Крокодил», «Тараканище», «Айболит» и другие тоже принадлежат его перу. Он известен большинству людей как детский писатель, хотя на его счету много других работ, в том числе и критических, и научных трудов.

Биография

Детство писателя прошло под ярлыком «незаконнорожденный». Его отец был студентом, в доме которого мать Корнея Ивановича работала служанкой. Прожив вместе три года, они расстались, так как студент уехал. Женщина осталась одна с двумя детьми, была вынуждена уехать в Одессу, где жили бедно. Встреча его с отцом произошла во взрослом возрасте. Это была единственная их встреча. Чуковский не простил человека, сломавшего им жизнь, из-за которого писатель и его сестра жили с клеймом "незаконнорожденные". Чуковский взял фамилию матери, обучался самостоятельно, так как по закону «О кухаркиных детях» был исключен из образовательного учреждения. Брак самого писателя был счастливым. Дети для Чуковского - все. Кстати, именно его дети и были главными помощниками и адресатами творчества писателя.

История создания

По воспоминаниям Чуковского, он начал писать веселую сказку о мухиной свадьбе на клочке бумаги, при этом в роли жениха он представлял самого себя. Саму поэму он придумал задолго до этого. Но каждый раз, принимаясь за нее, бросал, так как не мог написать ни строчки. «Муха-Цокотуха» - стихотворение-сказка, написанное на одном дыхании. А тут вдруг слова полились из самого сердца, так что писать пришлось на полосе обоев, содранной со стены.

А когда писал про танец, то принялся и сам танцевать. Это было очень нелепое зрелище. Взрослый седоватый мужчина сорока двух лет носится по квартире с клочком обоев в руках, да еще и танцует. Всю жизнь любил сказки.

Сюжет

Сюжет произведения сводится к тому, что муха находит по дороге денежку, покупает самовар и приглашает гостей на именины. Однако во время праздника появляется паук и похищает муху. В страхе все насекомые разбегаются. И только смелый комарик спасает муху. Потом она становится его невестой, и праздник продолжается. На вопрос: "Кто написал «Муха-Цокотуха»?" - ответит сегодня любой ребенок. При изучении этой сказки ребятам задают следующие вопросы, помогающие понять не только тему, но и идею произведения: "Что стало с мухой? Кто ей помог? Как вели себя остальные гости?"

По мнению Корнея Ивановича, «Муха-Цокотуха» - одно из самых веселых и удачных его произведений. Сказка имела ошеломительный успех. Рисунки к его книге были выполнены художником Конашевичем и поначалу очень не понравились Чуковскому.

«Чуковщина»

Несмотря на небывалый успех книги, судьба у нее, да и у самого Чуковского, складывалась непросто. В обществе появилось понятие «чуковщина», против которого поднялись родители, считавшие произведения Корнея Чуковского никчемными книгами, в том числе и сказку «Муха-Цокотуха». Автор, по их мнению, не поднимает в сказках советских вопросов, не рассматривает социальные проблемы. Наоборот, развивает у детей ненужные страхи, например, произведение «Мойдодыр». В сказке «Муха-Цокотуха» автор прославляет кулаков, а в «Тараканище» формирует неправильное представление о живых существах. Были и те, кто считал сказку вовсе не безобидной поэмой, а вполне криминальным детективом, предназначенным явно не для детского восприятия.

Конечно, были дни замалчивания творчества Чуковского, критика обрушивалась на писателя. Но все же простой язык, отсутствие лишней информации сделали его произведения любимыми детскими книжками.

Поэтому в корне неверно утверждать, что сказки Корнея Ивановича Чуковского не учат ребенка добру, морали, справедливости. Сегодня все заслуги писателя зачтены, он по праву занимает свое место среди лучших детских авторов.

«Муха-Цокотуха», как и другие произведения писателя, составляет золотой фонд русской детской литературы и еще долгое время будет радовать подрастающее поколение.

Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,

А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.

Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…

«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»

Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!

«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»

Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!

А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!

А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!

Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»

Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару —
Победителю!»

Прибегали светляки,
Зажигали огоньки —
То-то стало весело,
То-то хорошо!

Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.

Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!

Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей,-
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:

«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Анализ сказки «Муха-Цокотуха» Чуковского

В 1923 году Корней Чуковский написал замечательную сказку в стихах «Муха-Цокотуха». Сюжет стихотворения одновременно простой и оригинальный.

В сюжете лежит конфликт двух сторон. Первая сторона — это Паук, а вторая — все остальные персонажи. Эти герои разделены на две группы. В первой находятся семь одиночных особей, у которых имена написаны с большой буквы: Муха-Цокотуха, Комарик, Бабочка, Пчела, Клоп, Кузнечик, Муравей с Муравьихою. Во вторую группу включены десять существ множественного числа, но они действуют, как одиночные особи. Имена написаны с маленькой буквы: тараканы, букашки, жуки, козявки, червяки, блошки, светлячки, мотыльки, сороконожки, бабочки.

Сказка делится на три части. Муха является главной в первой группе и она страдает. Наша героиня находит деньги, покупает на них самовар и приглашает к себе на день рождения гостей. Гости едят, пьют, веселятся и хвалят хозяйку за приглашения. Все были радостные, но внезапно появляется злой паук. После его появления все гости прячутся и бросают Муху в беде. Злодей мучает именинницу и хочет её погубить. Она громко зовёт на помощь, говоря, что она всех угощала, просит не оставлять её в беде, но никто не откликается на её просьбу, все сидят и боятся сдвинуться с места. Таким образом, автор подчеркивает недостойное поведение, которое отражает во взрослой жизни похожие ситуации. Чуковский помогает понять детям, как не надо себя вести.

К великой радости, появляется храбрый герой по имени Комарик. Он побеждает злодея-Паука и спасает из его лап Муху-Цокотуху и делает ей предложение руки и сердца. Она принимает его предложение. В образе Комарика выражается смелость, отзывчивость, решительность, готовность помочь. Писатель показывает, что себя нужно вести достойно и не идти на поводу у страха. Если кому-то требуется помощь, то нельзя оставлять на произвол судьбы.

Когда враг уничтожен, трусливые гости вылезают из своего укрытия. Начинается веселье. Зовут других насекомых на праздник. Тогда появляются букашки, мошкора, жуки, мотыльки и другие особи. Все очень радостные, начинаются танцы до утра. И им не стыдно, что они не помогли своему другу, но в жизни людей такая ситуация поможет определить настоящие ли друзья находятся с вами рядом. Друг проверяется временем.

Сказка Муха-Цокотуха легкая, ритмичная и яркая. Многие её за это любят, но надо понимать, что у сказки есть глубокий смысл, поняв который, вам будет легче разобраться в людях.

Сказка «Муха-Цокотуха» Корнея Ивановича Чуковского

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:


«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,

А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!


Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые -
В них застежки золотые.

Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…


«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»

Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!


«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»


Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать -
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!

А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!

А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.


Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!

Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»

Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару -
Победителю!»

Прибегали светляки,
Зажигали огоньки -
То-то стало весело,
То-то хорошо!

Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.

Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!

Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей, -
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:
«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, -
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

История создания сказки «Муха-Цокотуха»

Муха-Цокотуха, пожалуй, самое легкое произведение автора. Удивительно, что он написал его так легко.

Дело происходило летом 23 августа 1923 года. В тот день муза посетила Чуковского. Счастливый и окрыленный он ворвался в свою квартиру в Санкт-Петербурге (Ленинграде), схватил единственный чистый лист бумаги и принялся записывать сказку. Когда лист был исписан с двух сторон, а под рукой чистой бумаги не было, Корней Иванович сорвал оставшуюся в прихожей полоску обоев и продолжил писать.

Хорошо, что в тот момент никого не было дома, и ничто не отвлекало автора. Во время написания Чуковский танцевал и одновременно записывал строчки. В сказке два праздника – именины и свадьба и он их оба отпраздновал. Как только последняя строчка была написана, муза покинула Чуковского.

Вот такая удивительная история создания сказки про муху.

Иллюстрации к сказке «Муха-Цокотуха» К.И. Чуковского