История создания картины мика морозов. Описание картины «Портрет Мики Морозова» В. Серова. Описание картины Серова «Мика Морозов»

Урок по картине В.А. Серова "Мика Морозов"(1901)

Задачи:

Познакомить учащихся с жанром портрета, с творчеством В.А. Серова;

Формировать познавательные УУД на основе использования различных способов работы с информацией.

1. Актуализация знаний учащихся. Создание ситуации успеха.

    Если на картине изображен человек, как называется такая картина?

    Портреты каких людей писали художники?

Всегда ли эти люди были знаменитыми? Знакомство с жанром
живописи - портретом.

Только ли внешность человека воспроизводит художник? Может ли он показать его внутренний, духовный мир, черты характера?

2. Знакомство с выдающимся художником-портретистом В.А.Серовым.

Валентин Александрович Серов был выдающимся портретистом, во многом определившим пути развития русского изобразительного искусства в XX веке.

Уроки И.Е.Репина в детстве, занятия в Академии художеств с замечательным педагогом П.П.Чистяковым дали Серову серьезную профессиональную подготовку.

Уже ранняя его картина «Девочка с персиками», написанная в 1887 году, когда Серову было всего 22 года, явилась значительным событием в русском искусстве.

Серова привлекали детская психология, непосредственность душевных движений, детская наивность, своеобразная «неиспорченность». Эти качества выступают как незыблемые достоинства человека, неизменно ценные. Один из таких детских портретов считается одним из лучших в мировом искусстве.

3. Беседа по содержанию картины

Что вы видите на этой картине?

Как вы думаете, кто это? Что вы можете о нем сказать? (При рассматривании этого портрета учащиеся редко приходят к единому мнению: одни считают этого ребенка мальчиком, другие - девочкой. Для того чтобы споры не были беспредметными, сообщаем название картины.)

Как вы думаете, от какого имени образована ласковая форма Мика? (Это один из вариантов имени Михаил. Полностью мальчика звали Михаилом Михайловичем Морозовым, он был сыном Михаила Абрамовича Морозова, известного покровителя художников и писателей, коллекционера произведений русской и французской живописи новейшего времени),

Что происходит на этой картине?

Что мальчик мог увидеть перед собой? Увиденное его испугало, удивило или обрадовало?

Когда и где это происходит? Что позволяет вам так думать? Как это можно определить? Как вы думаете, почему художник изобразил Мику в такой одежде и позе? Какое это может быть время суток?

Сколько лет этому мальчику? (Обращаем внимание, что мальчик еще маленький. Кресло, в котором он сидит, ему явно велико. У него детское выражение лица, пухлые губки, приоткрытый рот. Зная дату рождения мальчика -1897 год - и дату написания картины - 1901- можно сказать точно, что ему всего четыре года).

Каким нам показывает мальчика художник? Опишите его лицо, позу, одежду. Мы не видим его ножек, но попробуйте определить, обут ли мальчик.

Какое настроение вызывает у вас этот портрет? С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?

Попробуйте определить, что заинтересовало художника в его герое.

Что служит фоном для фигуры мальчика?

Какие средства для создания образа героя использует художник? Каких тонов в картине больше, светлых или темных?

Интересно, может ли что-то помочь нам убедиться в том, насколько мы правильно угадали характер Мики? В книге Людмилы Третьяковой о Маргарите Кирилловне Морозовой - матери Мики Морозова - рассказывается о нескольких случаях из его детства, характеризующих его как фантазера, ребенка чрезвычайно любознательного, непосредственного, веселого, не унывающего ни при каких обстоятельствах. Например, такой эпизод: «Мику тяпнула невесть откуда взявшаяся дворняжка. ... Мика вопил во весь голос, довольный всеобщей паникой. Мать строго приказала ему замолчать и впредь не приставать к животным, если не хочет быть за это наказан. Тот мгновенно умолк. Царапину обильно залили одеколоном и по требованию потерпевшего многослойно обвязали куском полотна. Мика, вжившись в роль героя Полтавской битвы, тут же полез по лестнице на крышу показывать рану кровельщикам. Сестры его громко обсмеяли». /С.346/.

5. Анализ характера героя картины. Лексико-орфографическая подготовка.

Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом мальчике? Какие черты характера показались ему самыми важными? Какие из этих черт могли сохраниться у взрослого Михаила Михайловича Морозова? Для этого составим характеристику героя с помощью лучевой модели (вокруг центрального круга с указанием имени героя дается описание внешности героя картины, его поведения, черт характера, нашего к нему отношения.)

Итак, мы постарались определить, какие черты внешности могли сохраниться у взрослого Михаила Морозова: темные глаза, высокий лоб, кудрявые, пышные волосы, порывистые, быстрые движения. Наверное, он и взрослым сохранил свою любознательность, умение быть вдумчивым и внимательным, непосредственность и живость характера. Возможно, этот человек выбрал такую профессию, где эти качества являются необходимыми.

Сравним наши предположения с воспоминаниями знавших Морозова людей.

Действительно, Михаил Михайлович Морозов (1897-1952) стал известным критиком, переводчиком, исследователем великого английского драматурга и поэта Вильяма Шекспира.

Вот так давным-давно Валентин Серов те черты, которые человек сохранил всю свою жизнь. В таком предвидении и заключается магия большого искусства.

    Составление сравнительной характеристики.

    Составление плана сочинения. 8.Написание сочинений.

9. Презентация детских работ.

Детские сочинения

Художник Серов с детства увлекался рисованием. Он любил писать портреты семьи Морозовых. Одну из этих, картин мы рассматривали на уроке.. На одном из них изображен

На темно-зеленом фоне изображен высокий деревянный стул, на котором сидит наш герой, мальчик Мика. На вид ему около пяти лет. Из окна на него падает луч утреннего солнца. Глаза у Мики карие, большие, брови тонкие, губы розовые - бантиком, носик остренький. Волосы кудрявые, темно-русые. Характер у мальчика добрый, открытый, спокойный - это видно из образа, который создал художник.

Картина мне показалась волшебной, в ней мальчик похож на маленького принца. У него загадочные глаза, и если бы он заговорил, то и голос его был бы хрустальный. Я сравнила Мику с двоюродным братиком Андрюшкой, он очень похож на него и внешностью и своим поведением. Мне эта картина очень понравилась, я считаю, что Серов любил и умел рисовать детей.

Князевич Л.

В. Серов

«Мика Морозова»

Художник Серов часто рисовал семью Морозовых. Семья Морозовых была известна в России. И художник нарисовал маленького мальчика. Его звали Мика Морозов. Ему было около пяти лет. Он сидел на большом стуле. И держался за перила. И пытался слезть. Мика находился в мрачном помещении. Я считаю, что там делали ремонт. Мика, наверное, спал, и его разбудил лучик света. Он не понял, что это такое, и встал или увидел под елкой подарок.

У Мики были запутанные кудрявые волосы после сна. Лобик у него небольшой, открытый. Бровки тоненькие, приподнятые. Глазки карие, удивленные. Нос остренький. Щечки пухленькие, розовенькие. Маленькие ушки. Губки алые, бантиком. Одежда у Микки - беленькая пижамка вроде комбинезончика с круглым воротничком. У него такая смешная поза, он так удивленно смотрит, как будто хочет слезть со стула и побежать на улицу. Если к нему приглядеться, то характер у него подвижный, сразу видно, что шалун, но добрый и хороший мальчик.

Мне очень понравилась эта картина потому, что мальчик был, по моей версии, шалун, и поэтому очень похож на меня. Ведь я в детстве была такая же шалунья. (Поленова Вика).

Литература

Морозов М.М. Избранные статьи и переводы. Предисловие Р.М.Самарина. М., ГИХЛ, 1954.

Третьякова Л. Графская любовь. М.:Виконт-МВ, 2010. -480с.

Есть ли у нас возможность узнать, насколько правильны наши предположения? Для этого прочитаем воспоминания исследователя творчества Серова И.В.Долгополова, где рассказывается эпизод, случившийся с известным художником Николаем Соколовым (одним из Кукрыниксов): «Шла Великая Отечественная война. Художники /Кукрыниксы/ жили в Москве. Создавали «Окна ТАСС», рисовали острейшие карикатуры в газетах. Иногда в свободные дни посещали специальные среды в Центральном Доме работников искусств, где давались концерты, шли просмотры фильмов...

И вот однажды Соколов увидел здесь очень знакомого человека, но никак не мог вспомнить его имя. Пожилой мужчина с всклокоченной, вихрастой седой головой сидел в кресле, чуть привстав и слегка приоткрыв рот, внимательно слушая выступающего артиста.

Николай Александрович спросил в антракте у приятеля: «Кто этот мужчина?» Ему ответили, что это критик Михаил Морозов.

Словно молния прорезала память Соколова: «Да ведь это постаревший серовский Мика Морозов!»

В предисловии к книге М.М.Морозова Р.М.Самарин писал: «От встреч с М.М.Морозовым и от его выступлений всегда оставалось впечатление страстности, убежденности, горячей заинтересованности в том, чем он занимается. Человек деятельный и творческий, одаренный тонким пониманием искусства, блестящий лектор и стилист, он полностью нашел себя в любимой работе -многостороннем изучении Шекспира, которому и была отдана его жизнь...» /1/.

Знавшие его люди отмечали его природную одаренность и огромную эрудицию, неутомимую энергию и упорство, постоянную доброжелательность в отношении к людям и артистизм натуры, что вызывало со стороны окружающих глубокое уважение и искреннее расположение.

«Все в нем было броско и ярко: остро глядящие черные с блеском глаза, звучный голос, громкий смех...Мы неизменно узнавали в нем того жадно и пристально вглядывающегося в окружающий мир ребенка, «Мику Морозова», которого так чудесно изобразил великий художник Валентин Серов», - вспоминал хорошо знавший Михаила Михайловича С.Я.Маршак/Цит. по: с.441-442/.

«Морозова называли человеком «с талантом и огнем». Наверное, он был счастлив, поскольку видел мир как поэт и философ, не устававший восхищаться вечной красотой мира, сожалевший лишь о краткости бытия, отпущенного, чтобы насладиться ею». /С.444/.

Кто не восхищался портретом Мики Морозова кисти Валентина Серова,от которого трудно оторвать взгляд! Многим известно, что сын одного из фабрикантов огромного богатейшего рода предпринимателей России, стал впоследствии знаменитым филологом, шекспироведом мирового значения. Сотрудничество с западными филологами и его мировой авторитет учёного спасли Мику, наследника "проклятых" капиталистов, давших своей родине неимоверно много и в развитии промышленности и почти во всех областях искусства,сохранили ему жизнь и избавили от ГУЛАГа.


(фотография учёного взята отсюда В статье рассказано о многочисленных научных трудах Морозова и его вкладе в развитие русского театра)
Кто это сказал "Мы все ленивы и нелюбопытны"? Все -не все, но я, вероятно, да. Почему-то со школы решила, что Мика - сын Саввы Морозова, того самого, у которого был роман с Марией Андреевой и через неё - с революционерами, который поддерживал МХТ и давал приют, спасая от царской охранки,Николаю Бауману. Я не искала в справочниках подтверждения своего решения и уж, совершенно не думала о причине его смерти. О ней я узнала только вчера. Убирая квартиру, краем глаза и краем уха слушая и смотря по телеку передачу о Савве Тимофеевиче Морозове, услыхала, что его младшего любимого сына назвали Савва. А Мика чей же сын?-спросила я и отправилась на поиски.
Мика Морозов происходит из того же рода, что и Савва(у них общий предок), но из другой ветви. Он - сын Михаила Абрамовича Морозова, тоже предпринимателя и мецената, друга русских художников, коллекционера, собирателя полотен европейских мастеров. Картины из его коллекции составляют гордость Третьяковской галереи, Эрмитажа И музея им. Пушкина.
Портрет написан В.Серовым ( )
Пробел в моём знании был ликвидирован, но то, что я узнала о последнем дне очаровательного Мики, произвело на меня впечатление и опять заставило задуматься над жестокой иронией судьбы. Перейду сразу к цитированию статьи А.В.Летенко "ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ МИКИ МОРОЗОВА" ( ):
И всё бы шло для Мики дальше таким же спокойным и достойным порядком, если бы в 1952 году высшее руководство страны не начало вести подготовку к проведению в Москве особой конференции, на которую вознамерилось пригласить не только западных бизнесменов, но и наследников знаменитых русских купеческих фамилий - Рябушинских, Морозовых, Елисеевых, Коншиных, Чичкиных, Гиршманов, Мамонтовых, фон Мекк и др. - с целью не просто наладить отношения с эмиграцией, но и привлечь её капиталы для вложений в послевоенное восстановление и развитие советской экономики. Эта встреча, проходившая в Кремле, под названием «Совещание промышленников» действительно была проведена в 1955 году, то есть с некоторой задержкой, вызванной событиями, связанными со смертью И.В.Сталина. На ней, кстати говоря, присутствовал и мой отец - Виктор Александрович Летенко. И даже я, - тогда 14-летний мальчишка, помню лихо проносившиеся по улицам Москвы автомобили, развозившие участников Совещания. Мои сверстники, может быть, помнят, что эти ЗИМ-ы отличались от других тем, что их габаритные фонари были выкрашены голубой краской.

Однако вернёмся в 9 мая 1952 года, в одно из помещений ЦК КПСС, где велась подготовка Совещания. В процессе обсуждения неизбежно встал вопрос, а кто будет принимать гостей из русской диаспоры во время неформального общения? На кого возложить функции «hearty welcome» и «гостеприимного хозяина» - не на товарищей же Берия или Маленкова, с которыми у русских эмигрантов и их наследников вряд ли получится задушевный разговор? Здесь нужен человек, к которому гости отнеслись бы с максимальным доверием, а таких уже не осталось; вроде бы всех успели переловить и передушить. И тут кто-то вспомнил и подсказал со всех сторон подходящую (то есть интеллигент-«рафине», свободно владеет главными европейскими языками, потомок известной купеческой фамилии) кандидатуру Морозова, за которым немедленно выслали машину и доставили для беседы в кабинет члена политбюро ЦК А.И.Микояна.

Анастас Иванович обрисовал ситуацию, сформулировал задачи, которые должен решать Михаил Михайлович, и тот, недолго раздумывая, согласился. В заключение беседы Микоян поинтересовался социальным статусом и материальным положением собеседника и понял, что, если гости узнают правду о микиных: ничтожной зарплате, убогом коммунальном жилье и полном отсутствии у него других обычных и привычных для простого западного жителя благ и удобств, то может выйти немалый конфуз. Поэтому он в присутствии Мики продиктовал своему помощнику перечень необходимых вещей, «которыми следует срочно и безотлагательно обеспечить товарища М.М.Морозова». В этот перечень вошли: приличная одежда, солидная должность и хорошая зарплата, отдельная обставленная мебелью квартира где-нибудь на Фрунзенской набережной или Кутузовском проспекте, оборудованная для приёма гостей и расположенная в хорошем месте дача, персональный автомобиль и прочее, что мог ещё пожелать Михаил Михайлович, над чем ему было предложено подумать.
Буквально ошеломленный предстоящими переменами Морозов был доставлен домой в чёрном лимузине, чем несказанно удивил соседей и близких. Последние еще более были ошарашены изложением его разговора с Микояном. Затем Мика лег на диван немного отдохнуть и… умер.
Оказывается, инфаркты бывают не только от неприятностей. Их могут вызывать и весьма сильные положительные эмоции."

На картине изображен ребенок, мальчишка пяти лет. Судя по всему, это и есть тот самый известный Мика Морозов. Ребенок сидит на стульчике и позирует для художника. Все его нутро заявляет о том, что он желает подняться и помчаться на прогулку, а не находится в одном положении без движения.

Рассматривая Мику, можно подумать, что он только что открыл глаза от чудесного красивого сна. На нем белая сорочка. Его светлые волнистые волосы взлохмачены. А лицо слегка помято. Художник изображал его на не далеком расстоянии, из-за чего легко просматривается все тонкости и нюансы. На щечках мальчика заметен румянец, его детские губки немного приоткрыты, будто желают о чем-то узнать, а карие глаза устремлены вдаль, надеясь, что скоро его отпустят, и он сможет заняться своими делами. Весь его облик высказывает о доверчивости, послушании.

На темном отражении, ребенок смахивает на лучезарного ангела. Ведь вся его сущность излучает добро и нежность. Изучая его позу, начинаешь думать о том, кто его так усадил сам писатель или же ребенок уже весь от желания, стремится вперед, ему не хочется сидеть, ему хочется двигаться, бежать. Ведь он еще совсем малыш и ему охота познавать мир.

Художнику не просто получилось высказать в красках всю происходящую картину именно в эту секунду. Взгляд ребенка, поза, контраст помещения.

Сочинение по картине Мика Морозов Серова

Мика – мальчик, нарисованный на этой картине. Он тут крупным планом. Лет ему… Года три! Он такой симпатичный ребенок. Розовощекий (это не диатез, он здоров), кудрявый, рыжеватый. Глаза у него темные – карие, длинные ресницы. Хорошо, что его фамилия тут – Морозов, а то можно было б подумать, что он девочка.

Мика сидит на красивом деревянном кресле. У него ровная спина, хотя он немного наклонился вперёд, смотрит. Он крепко держится руками, хотя ручки у него ещё совсем слабые, пальцы маленькие, детские. Ему трудно было б усидеть, пока художник его рисовал. (Наверное, для того, чтоб сохранить его внимание, художник открыл окно.)

Он с любопытством и некоторым удивлением смотрит чуть мимо художника. Не прямо в «камеру», как на многих портретах. Мальчик явно наблюдает за чем-то интересным. Вот он даже немного подался вперёд. Возможно, что там, действительно, птичка в клетке. Он на неё смотрит, ещё не готов к ней подбежать или даже ей улыбнуться. Рот его чуть раскрыт, он заинтересован в том, на что смотрит.

На нем белая (ночная) рубашка. Возможно, это просто такая детская одежда. Немного кружева, поясок. Это белое очень отличается от бурого фона картины.

За спиной у Мики, на спинке стула висит что-то яркое. То ли платок, то ли какая-то яркая одежда. Возможно, это его. И ещё я вижу прямо за ним мягкую игрушку. Заяц! Такой серый с черными глазками и забавными ушами. Может быть, это игрушечный бегемот…

Внизу – справа от ребенка – тоже что-то цветное, но сложно разглядеть. Похоже на какую-то корзину.

Фон, как я уже сказал, бурый. Он похож просто на стену в комнате. Тут много темных мазков, как от штукатурки.

На главного героя падают лучи света. Да и сам он, как будто, светится!

Это красивая картина с контрастом между фоном темным и светлым ребенком. Светлым, я думаю, во всех смыслах. Вот так вот!

Сочинение описание картины Мика Морозов Серова

Знаменитый художник Валентин Александрович Серов написал много замечательных картин. Особое место в творчестве Валентина Александровича занимают портреты детей. Серов признан мастером детского портрета. Художник с доскональной точностью передавал и внешность, и характер позирующих детей. «Мика Морозов» - шедевр, одна из лучших работ В.А. Серова. На полотне запечатлен сын известного мецената М. Морозова. Картина написана в духе импрессионизма. Эта картина никого не оставит равнодушным, ведь на ней запечатлены искренность и прелесть детства.

Этот портрет очень живой, вызывает массу эмоций, возвращает в детство. На нем изображен маленький симпатичный мальчик, лет пяти, Мика Морозов. Нелегко дался Серову этот портрет, писал он его в несколько сеансов. Картина написана с близкого расстояния, именно поэтому можно рассмотреть все детали. Ребенок всем своим видом показывает, что не хочет сидеть в кресле и позировать. Скорей всего, Мика недавно проснулся, он даже не успел причесать свои пышные кудрявые волосы. Мальчик сидит на самом краю большого кресла и держится за подлокотники. Многих усилий стоит ему эта поза, но во взгляде нет ни малейшего напряжения.

Худенькое тело Мики отчетливо выделяется на темном фоне кресла, разноцветной накидки и серой стены. Этот контраст художник создал крупными плавными мазками, чтобы подчеркнуть красоту и непосредственность ребенка. Круглое выразительное лицо мальчика выражает нетерпение. Фигура мальчика освещена солнцем. Художник с точностью передал бархатистость кожи ребенка. Мика одет в свободную белоснежную рубашку, его образ такой же светлый. Художник использует белый цвет, чтобы подчеркнуть чистоту и открытость ребенка. Взгляд мальчика направлен в сторону, он выражает восторг, жизнерадостность. У ребенка большие ясные глаза. Эти карие глаза наполнены добром, дружелюбием. Мальчик беззаботен, спокоен. На щеках пылает здоровый румянец. Розовые губы слегка приоткрыты, кажется, что мальчик удивлен или задумался о чем-то, а, может быть, хочет что-то сказать.

Лицо Мики Морозова

У ребенка очень милое, нежное и по-детски наивное лицо. Сразу видно, что это любопытный, озорной ребенок, который немного заскучал. Его поза трогательно неподвижна, но он весь в движении, видно, как его руки с силой держатся за подлокотники, он только ждет подходящий момент, чтобы убежать и начать веселиться. Зрителю остается только догадываться, эта поза – замысел художника или естественная поза Мики, в ней нет ни капли наигранности.

Очаровательный ребенок с неподдельными эмоциями, изображенный на картине, заставляет вернуться в прошлое, в детство. Любуясь его непосредственностью и простой детской красотой, восхищаешься талантом художника. Серов сумел передать стремительность, динамизм в неподвижной позе, по взгляду можно понять характер ребенка, нам остается только умиляться образом главного героя. Эта легкая жизнеутверждающая картина заставляет забыть о суете, оставить только светлые мысли.

  • Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

    Одним из величайших творений выдающегося российского и советского живописца Михаила Ивановича Авилова является картина Поединок на Куликовском поле. Данное полотно принесло настоящую известность и успех художнику.

    Это очень трогательная картина. На ней изображена встреча солдата и, скорее всего, его девушки (или даже жены). Но когда узнаешь название картины, то она по-новому смотрится – ещё более трогает. Ведь тогда получается, что героиня уже

  • Сочинение по картине Левитана Осень (описание)

    Лиричный пейзаж «Осень» И. И. Левитана повествует о прекрасной листопадной поре

"Портрет Мики Морозова" Серов написал в 1901 году. От картины не отвести глаз, настолько живым получился ребенок, смотришь и страшно за него до холодка в сердце. Впереди - революция семнадцатого, голод двадцатых, расстрелы тридцатых, война сороковых... Выжил? Сгинул? Михаил Михайлович Морозов - из семьи тех самых фабрикантов Морозовых - богатейших промышленников и меценатов - образование получал в Англии, несмотря ни на что, вернулся в Россию, в двадцатых годах закончил филологический факультет Московского университета. Стал известным советским литературоведом, театроведом, переводчиком. Всю свою жизнь посвятил творчеству Шекспира, результаты его работы получили мировую известность. В 1949 году занял пост главного редактора англоязычного журнала News. Пережил Вторую Мировую, арестован не был. Чудо.
В 1952 году высшее руководство СССР захотело провести в Москве особую конференцию с участием наследников знаменитых русских купеческих фамилий - Рябушинских, Морозовых, Елисеевых, Мамонтовых и других - с целью наладить отношения с эмиграцией, а, главное, привлечь её капиталы для вложений в послевоенное восстановление и развитие советской экономики. Встал вопрос, кому встречать приглашенных? Кто сможет расположить к себе столь важных гостей - не Берия же с Маленковым... И вспомнили про Мику - про Михаила Михайловича - потомка известной фамилии, блестяще образованного, свободно владеющего европейскими языками, известного за границей ученого. Вызвали. Рассказали, в чем суть, сформулировали задачи. Михаил Михайлович без промедления согласился.
И тут поинтересовались его социальным статусом и материальным положением. Неожиданно выяснилось, что зарплата профессорская по западным меркам - копеечная, живет Михаил Михайлович в убогой коммунальной квартире, и о простых благах, знакомых любому западному гражданину, не имеет даже представления. Тут же, в его присутствии Микоян продиктовал своему помощнику перечень того, что необходимо сделать, а именно: обеспечить товарища М.М. Морозова презентабельной одеждой, достойной зарплатой, отдельной обставленной мебелью квартирой - где-нибудь в приличном месте - на Фрунзенской набережной или Кутузовском проспекте, дачей, оборудованной для приёма гостей, личным автомобилем и еще чем-нибудь, что может захотеть Михаил Михайлович.
Буквально ошеломленный всем происходящим Морозов был доставлен домой в чёрном лимузине, чем несказанно удивил соседей и близких, которые еще более были ошарашены его рассказом о предстоящих переменах. Затем Мика лег на диван немного отдохнуть и… умер. От пережитого потрясения случился инфаркт. Ему было пятьдесят пять лет.
А встреча с потомками бывших миллионеров царской России, под названием «Совещание промышленников», из-за смерти Сталина состоялась в Кремле только через три года.

Валентин Александрович Серов.МИКА МОРОЗОВ, 1901. Холст, масло. 62,3х70,6. Третьяковская галерея.

Мика Морозов – сын промышленника и мецената М.А.Морозова.
Для художника это была трудная задача – заставить четырехлетнего ребенка усидеть на одном месте. Портрет писался за несколько сеансов, каждые из которых длились около получаса, а в итоге получилась выразительная и живая картина, написанная скупыми красками. Здесь нет искусственной наигранности или напряженности, которая свойственна детям на фотографиях или портретах. Серов гениален – он смог представить портрет гиперактивного ребенка, причем в духе импрессионизма.

Перед нами ребенок, сидящий на стульчике. Белая рубашка, золотистые кудри, энергичная поза. Такими художники писали амуров и купидонов. Внимание зрителя концентрируется на лице Мики. Широко открытые, блестящие глаза, розовые щеки, полуоткрытый рот.

Герой увлечен происходящим вокруг. Судя по всему, кто-то рядом пытается удержать внимание ребенка, добиться от него неподвижности. Еще одно мгновение и он бросится навстречу чему-то новому, необычному, интересному.Поза Мики стремительная, его руки в движении, а карие глаза полны шаловливой наивности, которая умиляет.

Рот малыша слегка приоткрыт, будто он хочет что-то сказать, причем ему любопытно, почему этот человек с кистями и мольбертом оторвал его от важного занятия и посадил на одно место. Мика – это абсолютно открытый и дружелюбный ребенок, который бежит навстречу миру с распахнутыми глазами, а мир принимает его.

Серов откровенно пренебрегает окружающим интерьером, фоном, деталями. Для него важным является лишь это детское мгновение познания окружающего мира, непосредственность, естественность, открытость, - те самые качества, которые так хорошо скрывают люди взрослые.

Отличительной чертой картины «Портрет Мики Морозова» является то, что написана она не на открытом пространстве, а в помещении. Удивительно, как смог художник найти то освещение, которое передало нежную детскую кожу, пушистые курчавые волосы, ощущение изумленных горящих глаз и стремительность движения.

Эту картину считают настоящим гимном беззаботному детству, тому, которое распахнув огромные глаза, спрашивает у художника с всероссийским именем: «Дядя, а вам красить тяжело?». Это детство не «парадно-выходных» фото или портретов в мундирчиках, а домашнего уюта и атмосферой, где ребенка любят.

Знакомые Михаила Морозова говорили, что и во взрослом возрасте он походил на мальчугана на портрете, студенты пытались расспросить про Серова, а сам профессор МГУ, наверно, не раз хотел вернуться в незабываемые детские годы.

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ МОРОЗОВ.

В советские годы он литературовед, театровед, педагог, переводчик, посвятивший всю жизнь изучению творчества Шекспира, один из основателей советского научного шекспироведения.Английский язык и литературу изучал в Великобритании. Вернувшись в Россию, окончил филологический факультет Московского университета.

С 1920-х годов работал в театре как режиссёр, читал лекции по истории театра, занимался переводами. Позднее работал преподавателем английского языка, читал лекции по истории английской литературы на английском языке. Подготовил издание «Гамлета» на английском языке, кроме подробного комментария Морозов включил в книгу также специально созданный для неё словарь.

Михаил Михайлович много ездил по стране, проводя обсуждения постановок пьес Шекспира в национальных театрах. Он как-то сразу находил общий язык с актерами, постановщиками, легко схватывал местный колорит. В Грузии, в Армении, в Осетии, в Узбекистане он становится настолько своим, что иной раз трудно было отличить его от местных жителей.

М. М. Морозов обладал поразительной работоспособностью. Бывало, его просили написать статью побыстрее, указывали срок - несколько дней. Он смотрел на часы и говорил: "Можете прислать за статьей через два часа". Работал он сосредоточенно, не отвлекаясь.
Лекции он никогда не читал "по бумажке". Обладая феноменальной памятью, он с блеском мог произносить монологи Гамлета, Лира, Отелло не только на русском языке, но и на английском, который знал в совершенстве. Очень любил читать пьесы Ростана наизусть по-французски.

Ему нравился перевод пьесы "Сирано де Бержерак", сделанный Т. Л. Щепки-ной-Куперник. Особенно восхищала его строка: "Мы с солнцем в крови рождены". Очень любил он Мольера. С Т. Л. Щепкиной-Куперник ему довелось общаться и в связи с постановкой в Ермоловском театре пьесы "Как вам это понравится" в ее переводе.

Весной 1951 года Михаил Михайлович был назначен главным редактором журнала "Новости" ("News"). Журнал выходил на английском языке и освещал важнейшие события международной жизни. Он с огромным увлечением отдался и этой новой для него работе. Гордился признанием своей нужности, полезности Советской Родине.

Радовался тому, что был буквально "нарасхват", что был он нужен и театрам, и переводчикам, и студентам, и издательствам. "Если бы не было революции, из меня бы ничего не вышло", - любил повторять он. Работа была ему необходима как воздух. "Человек с огнем и талантом" - назвал его Б. Л. Пастернак.

Михаил Михайлович получал приглашения от университетов Англии и Америки, к нему обращались за советами ученые Оксфорда, Кембриджа и Колумбийского университета, зарубежные писатели. Две его книги были изданы в Лондоне на английском языке: "Метафоры Шекспира как выражение характеров действующих лиц" и "Шекспир на советской сцене" с предисловием крупнейшего шекспироведа Англии Джона Довера Уилсона, который высоко оценил творческую деятельность русского советского шекспироведа, "сумевшего в своих работах органически соединить науку о Шекспире и театр".

И сам Михаил Михайлович был самобытным, артистичным человеком. Он обладал органичным талантом перевоплощения: надевал цилиндр и брал тросточку - перед нами представал типичный европеец; чалма превращала его в араба или индуса (прабабка его была индуска, портрет ее тогда находился в частной коллекции Е. В. Гельцер). Преображался не только внешне, он и по сути своей как бы становился другим человеком. Чувство юмора было присуще ему в самой высокой степени. Смеялся от души, очень громко, с удовольствием.

По выражению С. Я. Маршака, Михаил Михайлович "совмещал в себе образы многих шекспировских героев - от Гамлета до Фальстафа". В нем была и нескончаемая доброта и трогательная нежность, очень любил он животных.

Поражал даже иностранцев глубиной и безукоризненностью знаний языков, свободно владел ими в любой аудитории, английский же просто считал вторым родным своим языком. С двухлетнего возраста он занимался с гувернанткой мисс Маквити, затем учился в летной школе в Англии. Родословную вел от англичанки Индж; кроме индусской, насчитывал в себе много различных кровей: и армянскую (Эларяны), и немецкую (Левенштейн), и, конечно же, русскую - Мамонтовых и Морозовых.

Отдыхая от работы (что бывало чрезвычайно редко), Михаил Михайлович любил посидеть за шахматами. Играл он превосходно, был мастером первой категории. Очень любил музыку; мать его, Маргарита Кирилловна, была ученицей А. Н. Скрябина, дом их всегда был наполнен музыкой. Любимым композитором Михаила Михайловича был Шуберт с его ясной и прозрачной мелодикой.

В последние годы жизни сердце Михаила Михайловича начало сильно сдавать. Пока он не был главным редактором журнала "Новости", мы подолгу жили под Москвой. Михаил Михайлович любил природу, особенно лес, здесь он успокаивался, начинал писать дневник, возобновил даже писание стихов, которыми увлекался в юности. В домашней обстановке, особенно на даче, на природе, он часто бывал очень тих, задумчив, зачитывался Эпиктетом, любимым своим философом...

Михаил Михайлович умер 9 мая 1952 года. Он сидел за письменным столом, готовил статью для своего журнала. Писал о международной солидарности рабочего класса. Жизнь оборвалась на словах: "Рабочий у станка...". Это была его последняя статья ("Первое мая". - "Новости", 1952, № 9).