История создания картины сотворение адама. Картина «Сотворение Адама. Влияние на искусство

Известная фреска Микеланджело «Сотворение Адама»базируется на сюжете Библии. Работа создавалась по заказу Юлия II. Видеть картину можно на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Начальная концепция строения включала изображение 12 апостолов, но к завершению работы появилось свыше трёх сотен фигур: герои мифов, Ветхого Завета, книги Бытия. Такой получилось Сикстинская капелла. Центральная фреска величественного сооружения - Сотворение Адама.

Сюжетная линия

Картина Микеланджело «Сотворение Адама» создана в 1511 году. Представлена история о наделении Богом жизнью первого мужчины - Адама. Жизненная искра передаётся от пальца Создателя к пальцу человека.

Описание картины Микеланджело «Сотворение Адама»

Работа расположена в прямоугольнике, размер -3х6 м. Мускулистая мужская фигура поражает красотой. Адам неспешно протягивает руку к Богу. Пожилой мужчина с бородой находится в окружении группы ангелов. Выглядит он апатичным, слабым, не может выпрямить руку полностью. Заряд жизни Создатель передаёт правой рукой. Пальцы двух мужчин находятся на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В истории искусств доселе неизвестно случая, когда Бог на картине представлен в горизонтальном положении. Образ Творца представлен величественным, но зрителям кажется, что обычный человек и высшее существо равны. Такой предстаёт работа зачастую перед посетителями.

Историки, искусствоведы по-своему трактуют Сотворение Адама – мозгони видят в выстроенных вокруг Бога фигурах. Есть мнение, что красная ткань вокруг Всевышнего - символ матки, зелёный шарф, находящийся внизу, означает пуповину. Смысл картины «Сотворение Адама» заключён в загадочной символике. Особый интерес мировых деятелей культуры вызывает присутствие дамы. Женщина по левую руку от Господа - ещё не появившаяся на свет Ева. Это тоже одно из мнений.


Контекст работы

Инициировал роспись Сикстинской капеллы Папа Юлий II. В здании должны были проходить мероприятия, обстановка предполагалась, соответствующая важности. Микеланджело ранее не делал фресок, работать с Юлием он начал по заказу гробницы. Другой ход событиям дал Браманте, конкурент Буонаротти. Он убедил Папу, что писать гробницу при жизни человека - худой знак, заказчик отказался от задумки. Браманте посоветовал Юлию сделать заказ Микеланджело на роспись потолка Сикстинской капеллы. Нужно было придать краски после реставрационного процесса. Мастер согласился.

Работать было сложно. Исполнитель работал без помощи: подбирал материалы, проектировал леса. Здесь потерял здоровье автор. «Сотворение Адама» так обошлось мастеру: артрит, сколиоз, ушная инфекция. Не обходилось без стрессовых ситуаций. Папа злоупотреблял доверием Буонаротти, несвоевременно оплачивал заказы, не всегда довольствовался полученным результатом, мастер был вынужден добавлять или переделывать, чтобы соответствовало запросам церкви. Фрески поражали посетителей красотой ещё до завершения работ. Браманте никак не успокаивался: впускал в капеллу Рафаэля для изучения фресок, пока исполнитель не видел.

Настоящие колористическое решение фресок утеряно. Копоть, грязь, несовершенные попытки реставрации - основа для утраты части работыМикеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Факт передачи энергии Бога простому человеку сделал картину популярной среди современных художников, компьютерных дизайнеров. Известная компания долго использовала компьютерное графическое изображение как рекламу. Где находится «Сотворение Адама»в изображениях ещё? Сюжет заметен в массовой культуре. Идея передачи искры жизни от Творца к человеку уникальна и многогранна. Нет прямых подтверждений божественному действию, но нет и опровержений.

До недавнего времени Микеланджело считался не идеальным колористом, но работы по реставрации восстановили начальное цветовое решение фресок. Преобразилась Сикстинская Капелла — Сотворение Адамаи другие работы приобрели насыщенные тона. По технике живописи картина находится в одном ряду с шедевральными созданиями предшественников Буонаротти - Джотто и Мазаччо.

Категория

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Даже если вы никогда не рассматривали потолок в Сикстинской капелле, как минимум 1 из 9 фресок вам знакома (особенно если вы были обладателем кнопочного телефона Nokia): тянущиеся друг к другу руки стали узнаваемым символом во всем мире. Автором этого произведения является Микеланджело Буонарроти, которому удалось не только создать настоящий шедевр, но и зашифровать в нем значение, которое меняет представление об известном библейском сюжете.

сайт внимательно изучил фреску «Сотворение Адама» и спешит раскрыть задумку художника, которая может лишить сна.

Начнем с того, что Микеланджело подставили: поручили работу, с которой он не должен был справиться

Перед тем как приступить к расшифровке одной из самых знаменитых фресок, стоит познакомиться с историей ее создания и с самим художником. Микеланджело Буонарроти больше известен как скульптор, а его статуя Давида затмила все античные, греческие и римские изваяния. Вот и сотрудничество с папой римским (Юлием II) началось не с заказа фресок, а с личной гробницы для главы католической церкви. Но недоброжелатели художника решили оставить Микеланджело без работы и сообщили папе, что строительство гробницы при жизни - затея сомнительная и может навлечь беду. Задание было отложено, но завистники на этом не успокоились. Они указали Юлию II на потолок Сикстинской капеллы и намекнули, что он требует обновления, посоветовав поручить это дело Буонарроти. По задумке, Микеланджело, который не имел опыта в росписи, должен был провалить заказ и униженным покинуть Рим. Но художник оказался не так прост: он сам выбрал материалы, спроектировал строительные леса и приступил к работе.

Фрески на потолке в Сикстинской капелле вызывают изумление даже в наши дни, и трудно поверить, что такое способен сотворить человек. Мастеру действительно пришлось нелегко: после 4 лет росписи потолка Микеланджело заработал артрит, сколиоз и инфекцию ушей из-за краски, которая попадала на лицо. Да и церковь оказалась заказчиком капризным: папа забывал вовремя оплачивать материалы, но при этом постоянно подгонял художника и вмешивался в процесс с требованием поправить цвета, чтобы смотрелось побогаче.

Когда работа закончилась, Юлий II остался доволен, а фрески с сюжетами из Бытия заставляли посетителей церкви терять дар речи. Самую большую популярность получила четвертая роспись под названием «Сотворение Адама».

Версия № 1: Микеланджело зашифровал во фреске человеческий мозг

«И сотворил Бог человека по образу Своему», - гласит Бытие 1:27. У Микеланджело была своя трактовка этой фразы, и, согласно популярной версии, художник на одну фреску с Адамом и Богом поместил еще третьего важного участника в создании разумного существа - человеческий мозг. Буонарроти как бы намекает, что человек способен выглядеть завершенным (как Адам на фреске), но у него не получится приблизиться к Творцу без способности мыслить. Или, что звучит еще более провокационно, все создано человеком, а Бог - плод его фантазии (ведь именно эта способность является главным отличием человека от животного). И такая теория уже идет вразрез с религиозной идеологией.

Напоминаем, что на дворе стоял 1511 год и за высказывание о происхождении человека с точки зрения науки можно было лишиться не только работы, но и жизни. Художник также славился своим интересом к анатомии и занимался вскрытиями . И мало того, что Буонарроти признался в любви к своему увлечению, так еще и сделал это на потолке церкви в Ватикане.

Так как художник знал строение человека в деталях, то ему ничего не мешало применить анатомию в своих работах:

  1. Многие ученые отметили сходство очертаний плаща Бога с контурами человеческого мозга .
  2. Боковая трещина Сильвио - это очень глубокая борозда, которая разделяет височную и теменную доли.
  3. Самый нижний ангел, который удерживает Бога, своими очертаниями напоминает ствол мозга .
  4. За эндокринную систему отвечает гипофиз, и на фреске он изображен в виде ноги ангела.
  5. Правая рука Бога проходит через префронтальную кору, которая является местом человеческого разума, воображения и творчества.
  6. Женский силуэт под рукой Бога формирует надкраевую извилину .
  7. Ангел, который находится у ног Творца, образует контуры угловой извилины .
  8. Развевающийся шарф - позвоночные артерии , которые имеют извилистую форму.
  9. Согнутое колено ангела - перекрест зрительных нервов , где частично пересекаются волокна зрительных нервов.
  10. Сам Творец находится на месте лимбической системы, которая является эмоциональным центром мозга и анатомическим аналогом души.

Знаменитые картины и скрытые коды, спрятанные в них:

1. Мона Лиза (Mona Lisa): настоящий скрытый код в её глазах

Интрига обычно кроется в её загадочной улыбке. Тем не менее, рассматривая картину под микроскопом, историки в Италии обнаружили, что, наведя увеличительное стекло на глаза «Моны Лизы» можно увидеть крошечные цифры и буквы.

Эксперты говорят, что едва различимые буквы и цифры представляют собой нечто из «Кода да Винчи» в реальной жизни: в правом глазу можно различить буквы LV которые вполне могут представлять собой его имя, Леонардо да Винчи (Leonardo Da Vinci), в то время как в левом глазу, также есть символы, но они не так чётко различимы. Конечно, точно определить их очень трудно, но они, кажутся латинскими буквами CE, или Е может на самом деле быть буквой B. На арке моста, виднеющейся на фоне, можно увидеть число 72, или же латинскую букву L и число 2. Кроме того, число 149, со стёртым четвертым числом, находится на задней части картины, что даёт основания полагать, что да Винчи написал её, когда был в Милане в 1490-х годах.

Следует принять во внимание, что этой картине почти 500 лет, поэтому она уже не такая чёткая и ясная, как в тот момент, когда она была создана.

2. Тайная Вечеря (Last Supper): математическая и астрологическая головоломка, плюс секретные ноты

«Тайная Вечеря» также была предметом множества гипотез, в основном насчёт якобы скрытых посланий или намёков, которые присутствуют в картине.

Информационный технолог Слависа Песчи (Slavisa Pesci), создала интересный визуальный эффект путём наложения полупрозрачного, зеркального отражения картины поверх оригинала. В результате по обоим концам стола появились две фигуры, которые выглядят как тамплиеры, в то время как какой-то человек, возможно, женщина с младенцем стоит слева от Иисуса.

Итальянский музыкант Джованни Мария Пала (Giovanni Maria Pala), также указала на то, что положения рук и буханок хлеба могут быть интерпретированы как ноты на нотном стане, и если их читать справа налево, что было характерным для метода письма Леонардо, они составляют музыкальную композицию.

Исследователь из Ватикана, Сабрина Сфорца Галитция (Sabrina Sforza Galitzia), заявила, что расшифровала математическую и астрологическую головоломку в картине Леонардо «Тайная Вечеря». Она сказала, что он предвидел конец света во «всемирном потопе», который начнется 21 марта 4006 года и завершится 1 ноября того же года. Она считала, что этот потоп ознаменует «новый старт для человечества».

3. Сотворение Адама (Creation of Adam): парящее божество в виде мозга

Картина Микеланджело (Michelangelo) под названием «Сотворение Адама» является не только самой известной частью Сикстинской капеллы (Sistine Chapel), но также и одной из немногих легендарных изображений человечества.

Микеланджело считается одним из величайших художников и скульпторов эпохи итальянского возрождения. Однако не всем известен тот факт, что он очень сильно интересовался анатомией и в возрасте 17 лет начал анатомировать трупы, которые он брал на церковном кладбище.

Пара американских экспертов в нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ - Сикстинской капелле.

Хотя некоторые могут посчитать это совпадением, эксперты предполагают, что труднее объяснить, что анатомический контекст не был в картине Микеланджело. На картине можно найти даже сложные компоненты мозга, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. Что касается броской зелёной ленты, тянущейся вдоль варолиева моста/позвоночника/человека, который поддерживает Бога, она идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.

4. Сикстинская капелла: ещё одно изображение человеческого мозга, но уже снизу

Как и в случае шедевра «Сотворение Адама», по мнению экспертов на панелях Сикстинской капеллы есть ещё одна фигура Бога с секретным кодом.

Они заметили, что горло и грудь Бога на картине изображены с анатомическими несоответствиями, которых нет в любой другой фигуре на фреске. Кроме того, в то время как свет падает на остальные фигуры по диагонали с левого нижнего угла, шея Бога освещена прямым светом. Они пришли к выводу, что она выглядит неуклюже и должна быть преднамеренной работой гения.

Наложив странное изображение шеи Бога на фотографию человеческого мозга, который изображён снизу, они показали, как точно совпадают эти два изображения. Они добавили, что странный рулон ткани, который простирается до центра Божьего одеяния, может быть изображением спинного мозга человека.

Бугристая шея на изображении Бога (А) соответствует фотографии человеческого мозга, если смотреть снизу (B), а (С) показывает различные части мозга, по-видимому, скрытые в картине.

По словам учёных, Микеланджело также изобразил другие анатомические особенности в другом месте потолка, в частности почку, вид которой был знаком Микеланджело, и которая представляла для него особый интерес, так как он страдал от камней в почках.

5. Мадонна со святым Джованнино (Madonna with Saint Giovannino): наблюдения НЛО

В дополнение к привлечению нашего внимания к твёрдым как камень мышцам Младенца Иисуса, на картине Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio) «Мадонна со святым Джованнино» также изображена интересная маленькая капля, парящая в небе над левым плечом Марии.

Над левым плечом Марии нарисован дискообразный объект, который, по-видимому, блестит. Этот объект художник изобразил очень детально, чтобы его было хорошо заметно в его произведении искусства. На правой части картины изображён человек, который держит правую руку над глазами, что указывает на то, что этот объект был очень ярким, а в верхнем левом углу изображён предмет, похожий на солнце.

«Мадонна со святым Джованнино» Доменико Гирландайо это лишь одна из многочисленных средневековых картин, на которых изображены странные, пугающие неопознанные летающие объекты.

6. Захария (пророк) (Prophet Zechariah): оскорбление религиозного авторитетного лица

Разногласия между папой Юлием II (Julius II) и Микеланджело были хорошо задокументированы. Историки отмечают, что Микеланджело изобразил портрет папы в качестве пророка Захария, и что один из ангелов расположенных позади него показывает ему крайне непристойный жест.

Прелестный маленький ребенок показывает фигу, и это не сладкий фрукт, это самая настоящая фига из пальцев и её значение далеко не так сладко, как одноимённый фрукт. Просовывая большой палец руки между указательным и средним пальцами, он делает жест, который в старом мире практически являлся аналогом демонстрации среднего пальца в наши дни.

7. Давид и Голиаф (David and Goliath): мистические знаки каббалы


Сканируя расположение фигур на огромном потолке Сикстинской капеллы, площадью в 1300 квадратных метров, авторы нашли формы, которые соответствуют еврейским буквам.

Например, фигуры Давида и Голиафа образуют форму буквы «гимель», которая символизирует «силу» в мистической традиции Каббалы.

Авторы считают, что Микеланджело получил познания в иудаизме, когда он находился при дворе Лоренцо Медичи (Lorenzo de Medici) во Флоренции, и вся Сикстинская капелла, которая, якобы построена в той же пропорции, что и Святой Храм в Иерусалиме, является «затерянным мистическим посланием всеобщей любви», которое должно было быть расшифровано.

8. «Фламандские пословицы» (Netherlandish Proverbs): в сюжете картины присутствуют 112 нидерландских идиом


«Фламандские пословицы» это картина написанная маслом на дубовой панели в 1559 году. Её автором является Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel the Elder) который изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней.

В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них, используются и по сей день, например, такие как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружён до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».

Другие пословицы отражают человеческую глупость. Некоторые фигуры, по-видимому, представляют собой более одного фигурального выражения, такие как, например, человек стригущий овцу левее центра в нижней части картины. Он сидит рядом с человеком, который режет свинью, что представляет собой выражение «кто-то стрижёт овец, а кто-то режет свиней». Это выражение означает, что один человек обладает преимуществом по сравнению с другим, но оно может также представлять собой наставление «стригите их, но не снимайте с них кожу», то есть используйте свои сбережения по максимуму, но не растрачивайте их полностью.

9. «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus): признание закона молчания для христиан


«Ужин в Эммаусе» это картина, написанная художником Караваджо в стиле итальянского барокко.

На картине изображен момент, когда воскресший, но остающийся неузнанным Иисус, показывается двоим из своих учеников, в городе Эммаус, а затем исчезает из виду.

Картина необычна из-за фигур, написанных в натуральную величину и из-за тёмного, пустого фона. На столе стоит корзина с едой, которая опасно балансирует на краю стола. На картине также присутствует поразительная тень, напоминающая по очертаниям рыбу, которая может указывать на признание закона молчания для христиан.

10. Портрет молодого Моцарта (Young Mozart"s Portrait): знаки масонов

Конечно же, художественные работы не могли не коснуться масонства. Портреты людей, которые прячут руку, могут указывать на преданность делу или на уровень в иерархии. Примером таких портретов является этот анонимный потрет Моцарта (возможно написанный художником Антонио Лоренцони (Antonio Lorenzoni)).

Тянущиеся друг к другу руки - самый известный (хотя бы по заставке телефонов Nokia) фрагмент фрески Сикстинской капеллы. Но в «Сотворении Адама» Микеланджело важнее не руки, а… мозг

ФРЕСКА «Сотворение Адама» 280 х 570 см
Годы создания: 1511–1512
Находится в Сикстинской капелле в Риме

Этот заказ сразу не понравился художнику, который предпочитал скульптуру живописи и имел мало опыта в создании фресок. Микеланджело подозревал, что идею поручить ему работу, в которой он не силен, папе римскому Юлию II подали завистники. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь, из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Скульптура же, по определению Микеланджело, - «искусство, которое осуществляется в силу убавления». И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания.

Основная часть росписи - девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» - четвертый из них. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens , когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Но у Микеланджело собственная трактовка: на фреске Адам уже способен дышать и двигаться, но еще является незавершенным творением. Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу? Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально - в виде мозга.

1. Адам . Его поза зеркально почти повторяет позу Творца - Адам подобен Богу, - только она безвольная и расслабленная. Энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.

2. Мозг . Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер первым отметил сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов. Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил...» Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума. Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами - это прежде всего мыслительный центр.

3. Борозды , разграничивающие части головного мозга. Мешбергер и его последователи полагают, что на фреске художник визуально выделил основные части мыслительного органа и линии, соответствующие боковой борозде (отделяет височные доли), глубокой центральной борозде (отделяет лобную долю от теменной) и теменно-затылочной борозде (отделяет теменную долю от затылочной).


4. Варолиев мост . Содержит проводящие пути для нервных импульсов между спинным и головным мозгом. Мастер XVI века вряд ли знал об этих функциях, но очертания варолиева моста изобразил похоже.

5. Гипофиз . Мешбергер считал, что художник выделил переднюю и заднюю доли этого органа, связанного с эндокринной системой.

6. Две позвоночные артерии . Они такие же извилистые, как и развевающаяся ткань на фреске.

7. Средняя лобная извилина . Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. В средней извилине лобной доли находится глазодвигательный центр, осуществляющий одновременный поворот головы и глаз. У Микеланджело контурам этой извилины соответствуют очертания руки Творца, которая обнажена, хотя рукава туники длинные. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1). Согласно христианской традиции, эти слова пророка - об Иисусе, новом Адаме, который придет, чтобы искупить грех праотца.

8. Надкраевая извилина . Согласно современной науке, управляет сложносоставными движениями человека. На фреске силуэт женской головы повторяет очертания этой извилины. Марша Холл считает, что художник тут изобразил Софию, Божественную Премудрость. В Библии сказано, что Премудрость была при Боге, когда тот творил мир и людей (Притч., гл. 8).

9. Угловая извилина . Ее контуры повторяют очертания головы ребенка. Искусствовед Лео Штейнберг полагает, что мальчик, до плеча которого дотрагивается Бог, - младенец Христос, предвидящий свою судьбу.

ХУДОЖНИК
Микеланджело Буонарроти

1475 - Родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье судьи.
1488–1489 - Учился живописи у Доменико Гирландайо.
1489–1492 - Занимался в школе ваяния Бертольдо ди Джованни в садах Лоренцо Великолепного.
1498–1499 - Изваял «Пьету» для собора Святого Петра.
1501 - около 1504 - Создал пятиметровую статую «Давид» из испорченной другим скульптором глыбы мрамора.
1508–1512 - Раcписывал потолок Сикстинской капеллы.
1534 - Окончательно перебрался из Флоренции в Рим.
1536–1541 - Работал над настенной росписью «Страшный суд» в Сикстинской капелле.
1564 - Умер от лихорадки в Риме. Похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.

«Сотворение Адама» (итал. La creazione di Adamo) - фреска Микеланджело, написанная около 1511 года.

Строительство Сикстинской капеллы в Риме было начато во время понтификата папы Сикста IV в 1475 году, как раз в тот год, когда недалеко от Флоренции, в маленьком городке Капрезе, в семье Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони родился второй сын, получивший имя Микеланджело. Это имя теперь известно всем и неразрывно связано с Сикстинской капеллой.

Зная детали жизненного пути гениального скульптора, художника, архитектора и поэта, нельзя не поразиться тому, какая титаническая сила была заключена в нем. Именно она позволила выстоять перед неудачами, непреодолимыми, казалось бы, преградами, а подчас и просто издевательствами судьбы, которыми изобиловал жизненный путь мастера.

В 1508 году Папа Римский Юлий II вызывает прославленного ваятеля из его родной Флоренции в Рим. За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как "Оплакивание Христа" и "Давид". Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Но нет. По наущению недоброжелателей Микеланджело, и в первую очередь уроженца Урбино архитектора Донато Браманте, который покровительствовал своему земляку, молодому Рафаэлю Санти, и хотел убрать с его пути конкурента, папа предлагает Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Потолок площадью около шестисот квадратных метров! Замысел врагов был прост.

Микеланджело. Сотворение Адама. 1511 год. Фреска плафона Сикстинской капеллы

Во-первых, отвлечь мастера от его главного дела - скульптуры. Во-вторых, навлечь на него - в случае отказа - гнев понтифика. Ну а если Микеланджело все-таки согласится, то, скорее всего, скульптор не сможет создать ничего путного, и преимущество Рафаэля станет неоспоримым. Если учесть, что Буонарроти до этого момента почти не занимался фресковой живописью, то легко понять, почему скульптор вначале просил папу перепоручить этот заказ Рафаэлю. Но, встретив жесткую настойчивость Юлия II, Микеланджело вынужден был согласиться.

Свой подвиг художник совершил всего за 26 месяцев (работая с перерывами с 10 мая 1508 года по 31 октября 1512 года). Он расписывал потолок, лежа на спине или сидя, запрокидывая назад голову. При этом глаза ему заливала краска, капающая с кисти, тело от неудобного положения разрывала нестерпимая боль. Но он создал творение, по грандиозности, содержательности и совершенству занявшее центральное место в искусстве Высокого Возрождения. Гёте писал: "Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек".

Бесспорно одна из лучших фресок плафона капеллы - "Сотворение Адама". Облокотившись на правую руку, на земле полулежит молодое и красивое, но еще неживое тело первого человека. Летящий в окружении сонма бескрылых ангелов Творец-Саваоф протягивает свою десницу к левой руке Адама. Еще мгновение - их пальцы соприкоснутся, и тело Адама оживет, обретя душу. Описывая эту фреску, искусствоведы обычно отмечают, что Саваоф и ангелы, объединенные в единое целое, очень удачно вписываются в картину, уравновешивая левую часть фрески. И все.

Сравнение фрагмента фрески Сотворение Адама и изображения головного мозга человека

Однако, вглядевшись внимательнее в создание художника, вдруг понимаешь, что Адама оживляет не Господь, а огромный мозг, повторяющий в деталях строение головного мозга человека. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Но проходил век за веком, и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мастер зашифровал в этой фреске то, что акт творения был совершен вселенским разумом. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул современникам, что он на самом деле изобразил?

Объяснение напрашивается само собой. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. А за надругательство над мертвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. И если бы семнадцатилетнего Буонарроти поймали, когда он тайно анатомировал трупы в покойницкой монастыря Санто Спирито во Флоренции, то уже на следующий день его собственный труп висел бы в проеме окна на третьем этаже дворца Синьории, и мир никогда не увидел бы будущих шедевров Микеланджело. С тех памятных дней 1492 года,когда художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески "Сотворение Адама" на плафоне Сикстинской капеллы прошло почти двадцать лет. Однако, несмотря на такой большой срок, поражает точность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека.

Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Правое плечо Саваофа - это средняя лобная извилина. Профиль одного из ангелов повторяет центральную, или роландову, борозду - границу между лобной и теменной долями мозга. И наконец, головы двух ангелов за спиной Создателя - это не что иное, как надкраевая и угловая извилины.

Интересно, что детали строения мозга угадываются и в складках одежды Саваофа на фреске "Сотворение Солнца, Луны и растений", и в очертании ткани на фреске "Отделение суши от воды и сотворение рыб".

Последними словами восьмидесятидевятилетнего Микеланджело на смертном одре были: "Как жаль, что я должен умереть, когда только начал читать по слогам в своей профессии".

Можно только с грустью добавить: "Как жаль, что только через пятьсот лет мы учимся читать по слогам то, что подарил нам великий Мастер".