История создания мастера и маргариты булгакова презентация. Презентация на тему "мастер и маргарита". Такие рукописи действительно не горят

Cлайд 1

Cлайд 2

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Cлайд 3

Время начала работы Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий: «Черный маг» «Копыто инженера» «Жонглер с копытом» «Сын В.» «Гастроль»

Cлайд 4

Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»

Cлайд 5

Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник – будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок«Фантастический роман» и варианты названий: «Великий канцлер» «Сатана» «Вот и я» «Черный маг» «Копыто консультанта»

Cлайд 6

Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась «Князь тьмы» Но уже в 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае – июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…

Cлайд 7

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, - роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках «Накануне», сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»…

Cлайд 8

Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался как «роман о дьяволе». Некоторые исследователи видят в нём апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя…

Cлайд 9

Роман «Мастер и Маргарита» Надо сказать, что при написании романа Булгаков пользовался несколькими философскими теориями: на них были основаны некоторые композиционные моменты, а так же мистические эпизоды и эпизоды ершалаимских глав. Так, в романе происходит взаимодействие трех миров: человеческого (все люди в романе) библейского (библейские персонажи) космического (Воланд и его свита)

Cлайд 10

Самый главный мир – космический, Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Два других мира – частные. Один из них – человеческий, микрокосм; другой – символический, т.е. мир библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из добра и зла, и мир библейский выступает, как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма. У человека имеются два тела и два сердца: тленное и вечное, земное и духовное, и это означает, что человек есть «внешний» и «внутренний». И последний никогда не погибает: умирая, он только лишается своего зем-ного тела.

Разделы: Литература

Цели:

  • Формирование знаний о творческой истории романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  • Развитие умений воспринимать художественное произведение с учётом авторской позиции, понимать проблематику и систему образов.
  • Воспитание интереса к жизни и творчеству М.А. Булгакова.

Вид: урок-исследование.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита», презентация о судьбе писателя.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний о жизни и творчестве писателя, изученных на предыдущих уроках.

Вопросы к пройденному материалу:

1. Где и когда родился М.А. Булгаков? (3 мая 1891 года в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии, специалиста по западным вероисповеданиям.)
2. Когда и где опубликовал первые литературные опыты? (В 1919 году во Владикавказе.)
3. Какие произведения Булгакова обрели мировую значимость? («Дьяволиада» (1924 год), «Роковые яйца» (1925 год), «Белая гвардия» (1923-25 гг.), «Собачье сердце» (1925 год), «Дни Турбиных» (1926 год).)
4. Какая тема объединяет эти произведения? (Своей главной темой в литературе Булгаков считал «изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».)

Подведение итогов беседы. Слово учителя.

Под понятием «русская интеллигенция» писатель имеет в виду рядовую массу врачей, преподавателей, студентов, т.е. людей с понятиями о чести, верой в убеждения, отвечающих за состояние «образа человеческого». Писателя волновали вопросы: что же происходит в России, пережившей столько войн и революций, социальных потрясений, и что ожидает её в будущем? В первую очередь, его как человека своей эпохи волновал вопрос о нравственном и духовном состоянии народа.

II. Основная часть

Эпиграф к уроку:

…так кто ж ты, наконец?
– Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Гёте «Фауст»

1. Слово учителя

Размышления о судьбе России и тревоги о её будущем Булгаков воплощает в романе «Мастер и Маргарита». Роман создавался с 1928 по 1940 годы, то есть около 12 лет. Булгаков мучительно искал название для своего романа. В рукописях сохранились следующие варианты: «Жонглёр с копытом», «Копыто инженера», «Копыто консультанта», «Он явился», «Сатана», «Вот и я», «Великий канцлер», «Чёрный маг», «Князь тьмы».

2. Сообщения учащихся об исторических событиях, предшествовавших появлению романа

– Партийные идеологи А.В. Луначарский, В.М. Молотов, Л.Л. Авербах и Г.Г. Ягода запрещали постановку пьес Булгакова на сцене, резко критиковали антиреволюционные произведения писателя. Сталин более 15-ти раз посмотрел «Дни Турбиных», выразил своё восхищение и обещал, что вскоре ультрареволюционные гонители испробуют результаты своей деятельности на себе.
– В 1931 году 30 мая, возобновив работу над своим романом, Булгаков обращается с письмом к Сталину: «С конца 1930 года я хвораю тяжёлой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, в настоящее время я прикончен... Во мне есть силы, но физических сил нет... Причина моей болезни – многолетняя затравленность, а затем молчание».
– Известно, что за этим письмом последовал знаменитый звонок Сталина, и писатель был принят на работу ассистентом режиссёра во МХАТ.
– Отголоски этих отношений вошли в характеры Пилата, Иешуа, Каифа и обитателей дома Грибоедова.

3. Слово учителя

Осенью 1932 года М.А. Булгаков вновь возвращается к своему замыслу, и теперь уже окончательно. В роман вводятся новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер.
Появление в романе образа Маргариты, а вместе с ним и темы великой и вечной любви, связано с женитьбой Булгакова на Елене Сергеевне Шиловской. Позднее сам писатель скажет об их удивительном знакомстве и предначертанности их соединения: «Это была судьба».

4. Рассказ ученика о любви М.А. Булгакова к Е.С. Шиловской.

Встретились Елена Сергеевна и Михаил Булгаков 29 февраля в гостях у знакомых. «Любовь поразила их как молния». Елена Сергеевна была женой крупного военачальника Московского военного округа. Целых 20 месяцев она не могла решиться покинуть своего мужа, доброго и хорошего человека. Она не отвечала на письма, звонки Булгакова. «Но, очевидно, всё-таки, это была судьба, – писала она в своих дневниках. – Потому что, когда в первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «Я тоже». Но тогда же он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с весёлыми голубыми глазами, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно…» Он сказал: «Я говорю очень серьёзно, поклянись». И в результате я поклялась…»

5. Слово учителя.

И началось счастье. 10 лет немыслимого, непредставимого обоим счастья. Елена Сергеевна напишет в своих воспоминаниях: «Это была самая светлая жизнь…»
Вскоре в его рукописях появятся записи: «На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне».
После появляется вторая запись: «Дописать, прежде, чем умереть».
Работу над романом Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он постепенно начинает терять зрение, речь. Его строки из романа «Он не заслужил света, он заслужил покой» – были пророческими. Света не было – он был слеп. Но рядом была она, его милая, добрая, верная подруга, на её руках и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услышал угасающий мастер, была клятва его «Маргариты»: «Я даю тебе честное слово, что подам его, тебя будут печатать». Едва понятно «Мастер» ответил: «Чтобы знали… Чтобы знали…»
Елена Сергеевна прожила ещё 30 лет. Что обещала мужу, всё исполнила: роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966-67-х годах в журнале «Москва».

III. Применение

1. Работа с текстом романа

– первая встреча Мастера и Маргариты;
– первая встреча читателя с сатаной;
– встреча с москвичами.

2. Определение жанра романа

– Каков же жанр романа Булгакова? (Анализ сюжетных линий позволяет говорить о совмещении писателем нескольких жанров.)

Записи в тетрадях:

Роман совмещает в себе несколько жанров: бытовой, фантастический, автобиографический, любовно-лирический.
Современные литераторы определяют его как роман-миф, роман-мистерия, мениппея.
Мениппея – (Менипп – древнегреческий философ, писатель-сатирик III века до н.э.) жанр античной литературы, характеризующийся свободным соединением стихов и прозы, серьёзности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, а также пристрастием к фантастическим ситуациям, создающим для персонажей возможность свободного от всяких условностей поведения.

IV. Обобщение

1. Судьба романа о всепобеждающей силе любви и творчества, созданного Мастером, – это в какой-то мере и судьба романа М.А. Булгакова, который стремился возвратить человеку веру в высокие идеалы, в добро и справедливость.
2. Подведение итогов.

V. Домашнее задание

1. Подготовить к пересказу главу 12 «Чёрная магия».
2. Составить характеристику на образ Воланда.

Использованная литература

1. Русская литература. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2005.
2. Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. – М., 1990.
3. Журнал «Русская литература», 2008 год.
4. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. – М., 1983.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Презентацию на тему "Мастер и Маргарита" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Михаил Афанасьевич Булгаков и его роман

«Мастер и Маргарита»

Слайд 2

Введение

«Из всех писателей 20-х – 30-х гг. наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину, сколько своими произведениями, главное из которых – «Мастер и Маргарита». Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Выдающиеся творческие умы признают роман «Мастер и Маргарита» одним из величайших творений двадцатого века. Далеко не все способны осмыслить «Мастера и Маргариту» в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам.

Слайд 3

До сих пор точно никто не смог определить, что представляет собой сатирический, философский, психологический, а в ершалаимских главах - эпический роман «Мастер и Маргарита». Но самое главное, Булгаков, предчувствуя свою смерть, осознавал «Мастера и Маргариту» как «последний закатный роман», как завещание, как свое главное послание человечеству (что самое удивительное, писал он это произведение «в стол», для себя, совсем не уверенный в перспективе публикации шедевра). История отблагодарила писателя за труд: роман все-таки вышел в свет из глубины ящика булгаковского стола, когда остались позади безнадежные сталинские времена.

Слайд 4

Немного можно назвать романов, которые бы породили столько споров, как «Мастер и Маргарита». Спорят о прототипах действующих лиц, о том, кто является главным героем произведения: Мастер, Воланд, Иешуа или Иван Бездомный (несмотря на то, что автор совершенно ясно выразил свою позицию, назвав 13 главу, в которой Мастер впервые выходит на сцену, «Явление героя») о том, наконец, в каком жанре написан роман. Последнее однозначно определить невозможно.

Слайд 5

Может быть, предпосылкой такой многоплановости жанра романа является то, что Булгаков сам долго не мог определиться в его окончательном сюжете и названии. Так, существовало три редакции романа, в которых были следующие варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Гастроль (Воланда?)» (1-ая редакция); «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг» и «Копыто консультанта» (2-ая редакция, которая носила подзаголовок «Фантастический роман» - может быть это является намеком на то, как сам автор определял жанровую принадлежность своего произведения); и, наконец, третья редакция первоначально называлась «Князь тьмы», и менее чем через год, появилось всем известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита».

Слайд 6

Слайд 7

Иешуа и Воланд. В романе «Мастер и Маргарита» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в лицах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, близкого по образу к Христу, и Воланда, сатаны в человеческом обличье. Воланд пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившее Москву. Земля изначально как бы прочно установилась между адом и раем, и на ней должно быть равновесие добра и зла. Как добро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны, и, противоборствуя, не могут обходиться друг без друга. Это похоже на то, что мы не знали бы, что такое белый цвет, если б не было черного, что такое день, если б не существовало ночи. Эта взаимосвязь в романе выражается в описаниях обоих персонажей – автор делает акцент на одни и те же вещи. Воланд «по виду – лет сорока с лишним», а Иешуа – двадцати семи; «Под левым глазом у человека (Иешуа) был большой синяк…», а у Воланда «правый глаз черный, левый почему-то зеленый».

Слайд 8

Как появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед М.А. Берлиозом и Иваном Бездомным, которые, сидя на скамейке, судят Христа и отвергают само его существование. Воланд же пытается убедить их в существовании Бога и дьявола - отрицать его значит отрицать свое существование. Совершенно ясно, что Воланд – это дьявол, воплощение зла. Но зачем же он пришел в Москву 30-х гг.? Цель его миссии заключалась в выявлении злого начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми. И в Москве, куда он прибыл творить зло, он видит, что творить уже нечего – зло и так заполонило город, проникло во все его уголки. Воланду оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью.

Слайд 9

Свита Воланда

Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большому счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению. Но еще их задача заключалась в том, чтобы делать всю «черную» работу за Воланда, прислуживать ему и в том числе, подготовить Маргариту к Великому балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя. Свиту Воланда составляли три «главных» шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.

Слайд 10

Мастер и Маргарита

Одна из самых загадочных фигур романа «Мастер и Маргарита», безусловно, Мастер. Сам автор назвал его героем, но познакомил с ним читателя только в 13 главе. Не властен над даже мир Воланда – Мастер достоин покоя, вечного дома – только там сломленный душевными страданиями Мастер может вновь соединиться со своей возлюбленной Маргаритой, которая и отправляется вместе с ним в свой последний путь. Она вступила в сделку с дьяволом ради спасения Мастера и поэтому достойна прощения. Любовь Мастера к Маргарите во многом неземная, вечная любовь. Но награда героя здесь – не свет, а покой, и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда или даже, точнее, на границе двух миров – света и тьмы, Маргарита становится поводырем и хранителем своего возлюбленного: «Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.». Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал позади оставленный ручей. Эти строки Е.С. Булгакова записывала под диктовку смертельно больного автора «Мастера и Маргариты».

Слайд 11

Понтий Пилат

Большинство персонажей Ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита» восходят к Евангельским. Но этого нельзя утверждать в полной мере о Понтии Пилате, пятом прокураторе Иудеи. Он имел репутацию «свирепого чудовища». В его образе писателем запечатлен человек, терзающийся муками совести за то, что отправил на смерть невинного. Га-Ноцри ни разу не отступил от Истины, от идеала, и потому заслужил свет. Он сам есть идеал – олицетворенная совесть человечества. Трагедия героя в его физической гибели, но морально он одерживает победу. Совесть не дает прокуратору покоя… Прокуратор Иудеи пытался склонить арестанта ко лжи, но Иешуа настаивает на том, что «правду говорить легко и приятно». Так, прокуратор заявил: «Я умываю руки» и обрек невинного человека на смерть. Иешуа совершил жертвенный подвиг во имя истины и добра, а Пилат страдал и мучился «двенадцать тысяч лун», пока Мастер не дал ему прощения и возможности договорить с Га-Ноцри.

Слайд 12

Заключение

При жизни Михаила Афанасьевича Булгакова роман «Мастер и Маргарита» не был завершен и не публиковался. Первую редакцию романа Булгаков уничтожил 18 марта 1930г. Об этом Михаил Афанасьевич сообщил в письме правительству 28 марта 1930г.: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. Роман «Мастер и Маргарита» без колебаний признан главным делом жизни Булгакова. Действительно, «Мастера и Маргариту» Булгаков создавал двенадцать лет, большую часть своей творческой жизни. Остается только удивляться самоотверженности Михаила Афанасьевича: ведь в перспективе публикации романа Булгаков далеко не был уверен. В это время автор, врач по образованию, уже чувствовал какие-то симптомы роковой болезни – нефросклероза, сгубившей его отца, а впоследствии поразившей и самого писателя. Неслучайно, на одной из страниц рукописи «Мастера…» была сделана драматическая заметка: «Дописать, прежде чем умереть!»…

Слайд 13

Когда Булгаков писал свой роман, у него возникали большие трудности с острой политической сатирой, которую писатель хотел скрыть от глаз цензуры и которая, безусловно, была понятна людям. Вероятно, Булгаков не исключал, что политические намеки, содержащиеся в «Мастере и Маргарите» принесут ему неприятности. Некоторые наиболее политически прозрачные места романа писатель уничтожил еще на ранних стадиях работы. Но, как сказал Воланд, «рукописи не горят». Булгаков, уничтоживший первую редакцию «Мастера и Маргариты», убедился, что раз написанное уже невозможно изгнать из памяти, и в результате оставил после смерти в наследство потомкам рукопись великого произведения.

Слайд 14

Список литературы:

1) Б. В. Соколов «Булгаковская энциклопедия». Изд. «ЛОКИД» - «МИФ» Москва 1997. 2) Б.В. Соколов «Три жизни Михаила Булгакова». Изд. «ЭЛЛИС ЛАК» Москва 1997. 3) И.Л. Галинская «Загадки известных книг». Изд. «НАУКА» Москва 1986. 4) В.Т. Боборыкин «Михаил Булгаков». Изд. «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Москва 1991. 5) Л.Я. Шнейберг, И.В. Кондаков. «От Горького до Солженицына» Изд. «Высшая школа» Москва 1995.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • МАСТЕР И МАРГАРИТА

    ИСТОРИЯ РОМАНА.

    ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ.

    ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА.


    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

    «Мастер и Маргарита» – главный роман в творчестве Булгакова. Это «закатный» роман.

    Время написания – с 1928 по 1940 год.

    Сделано 8 (!) редакций.

    Впервые напечатан (в урезанном виде) в журнале «Москва» (№11 за 1966 и №1 за 1967 год).

    Роман вызвал острую полемику, которая продолжается до сих пор.


    Первая публикация глав под названием «Мания Фурибунда».

    Судьба черновиков романа:

    1929 – первая редакция

    1932 – возвращение к роману


    Автобиографичность романа:

    • Обстановка травли.
    • Отсутствие средств к существованию.
    • Полное отрешение от литературной и общественной жизни.
    • Постоянное ожидание ареста.
    • Статьи-доносы. Гонения ( «Ударим по пилатчине!» - «Ударим по булгаковщине!»).
    • Преданность и самоотверженность любимой женщины.

    Прототипы героев:

    • Мастер – Булгаков
    • Маргарита – Елена Сергеевна Булгакова (Шиловская)
    • Берлиоз, глава литературного объединени МАССОЛИТ – Леопольд Авербах, литературный критик, глава литературной группировки РАПП.
    • Иван Бездомный – Демьян Бедный
    • Жорж Бенгальский – конферансье Московского мюзик-холла Георгий (или Жорж) Раздольский.
    • Александр Рюхин – «левый» поэт, член МАССОЛИТа –Владимир Маяковский

    ЖАНР РОМАНА

    • Бытовой?
    • Фантастический?
    • Философский?
    • Автобиографический?
    • Любовно-лирический?
    • Сатирический?
    • Многожанровое и многоплановое произведение

    Композиция романа

    Это «РОМАН В РОМАНЕ»

    Булгаков – Мастер – Иешуа…

    • Ряд отражений создаёт ощущение перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность…

    СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»


    МОДЕЛЬ МИРА

    в романе

    Внутреннее пространство

    Внешнее пространство

    Маргарита

    Ершалаим

    Мастер

    Москва

    Вечность

    Иван Бездомный


    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ

    Мифологическое

    Вечность

    Историческое

    Царство света и тьмы

    Ершалаим

    Москва 30-х гг.

    Финальные главы

    Ершалаимские главы

    Московские главы

    Хотя действие московского романа часто пытаются привязать к определенному году и даже точным дням (1-5 мая 1929 года, по версии Б.Соколова; 15-18 июня 1936 года, по версии А.Баркова), доминирующим в нем, кажется, является противоположный принцип: конкретность места при размытости художественного времени .

    И.Н.Сухих


    ПУТЬ ГЕРОЯ

    Мифо-поэтическое пространство

    Локальное пространство Москвы

    Потусторонний мир

    Роман о

    Исторические и бытовые реалии

    Понтии Пилате

    На балу у сатаны

    Психологические портреты героев

    История любви Мастера и Маргариты

    Вечный приют


    Москва в романе «Мастер и Маргарита»

    Москва как локальное пространство советской действительности

    Москва как место действия реальных исторических событий

    Социально-бытовая

    модель

    общества

    Москва как художественный объект

    Нравственно-эстетическая модель общества

    Индивидуально-художественная

    Москва как граница миров

    Москва как семиотическое пространство

    картина мира


    Попытка описать эпоху «торжества новой инквизиции» была для Булгакова смертельно опасной. Эта современность входит в книгу в «гомеопатических дозах и карнавально трансформируется». Точечные детали (Канта – в Соловки; «Сдавайте валюту!»; «Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно…» ) дают лишь «ощущение времени, а не его изображение». Тогда как пространство – портрет Москвы 30-х гг. – дается в романе в изобразительном ключе с точными характеристиками и наименованиями. Этот прием не только позволяет говорить об интертекстуальных связях , например, аллюзиях на «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина. Но благодаря этому приему, « роман-миф становится для Булгакова единственным убежищем, единственным способом избежать принципиального выяснения отношений с современностью, попыткой подняться над ней, обойти страшную историю на повороте».

    (По статье И.Н.Сухих «Евангелие от Михаила»).


    РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА

    Реальность

    Множество фантастических событий

    «Московские» главы

    Особое повествование подчёркивает реалистичность

    Вымысел мастера

    «Ершалаимские» главы

    • Древний мир не ушёл безвозвратно
    • он существует параллельно с современным.
    • Он более реален!

    Проблематика романа

    • Вера и религия
    • Искушение
    • Неотвратимость расплаты, овтветственность за сказанное и содеянное
    • Добро и зло, нарушение баланса между добром и злом
    • Взаимоотношения личности (Мастера) и власти
    • Духовный выбор
    • Духовная свобода
    • Духовное пробуждение
    • Любовь
    • Душевное одиночество
    • Какие проблемы поднимаются в романе?

    Образ иешуа

    «ершалаимкие» главы романа

    Философские проблемы


    «ершалаимские « главы

    • Сколько глав в романе о Понтии Пилате и Иешуа?
    • Каково краткое содержание этих глав?
    • Как они введены в роман?
    • Кто ведет повествование?

    Глава

    Повествователь

    Основное содержание

    • Заполните таблицу

    Глава

    Повествователь

    Основное содержание

    Сон Иванушки в сумасшедшем доме (от лукавого)

    Суд Пилата над Иешуа Га-Ноцри

    Маргарита (ведьма)

    Азазелло

    Погребение,

    «Спасение» Иуды, раскаяние Пилата

    Мастер, с разрешения Воланда

    Несколько строк о грозе над Ершалаимом

    Заканчивает роман одной фразой


    Образ бога или человека?

    Иисус

    Происхождение, семья

    Появление в Ершалаиме

    Иешуа

    Ученики

    Проповеди

    Мотивы поведения


    Образ бога или человека?

    Иисус

    Происхождение, семья

    Иешуа

    Сын Бога, БОГ. Богородица.

    Появление в Ершалаиме

    На осле в окружении народа

    Ученики

    Проповеди

    Не убий...

    Мотивы поведения

    Искупление людских грехов

    Последнее слово перед смертью

    Отче!

    В руки Твои

    предаю дух мой.


    Образ бога или человека?

    Иисус

    Происхождение, семья

    Иешуа

    Сын Бога, БОГ. Богородица.

    Появление в Ершалаиме

    Ученики

    Человек

    На осле в окружении народа

    Проповеди

    Один, никому не известный

    один

    Не убий...

    Мотивы поведения

    Последнее слово перед смертью

    Все люди добрые…

    Искупление людских грехов

    Смерть

    В руки Твои

    Один из самых страшных пороков - трусость

    Распят на кресте

    предаю дух мой.

    Смерть на столбе


    Иисус и иешуа

    • Кто такой Иешуа Га-Ноцри в романе Булгакова? Бог? Человек?
    • Зачем автор провёл параллель с Иисусом?
    • Каковы были мотивы у Булгакова для создания образа Иешуа Га-Ноцри?

    Иисус и понтий пилат

    • Какие истины раскрывает Иешуа Понтию Пилату? (гл. 2 «Понтий Пилат»)
    • «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…»

    Прежде всего – сострадание, сочувствие к ближнему

    • Все люди добры

    Добро изначально и всесильно

    • Рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины.

    Истина – вера.

    • Всякая власть является насилием над людьми.
    • Какова пятая истина, которую недопонял Понтий Пилат? (Сцена допроса: что предлагает игемон Иешуа?)

    Иисус и понтий пилат

    • Сцена допроса:

    что предлагает игемон Иешуа?

    • Дилемма:

    Отказаться от правды и быть помилованным

    Сказать истину и погибнуть

    Колеблется ли Иешуа?

    • Он свободен. Для него не существует власти искушения.

    Иисус и понтий пилат

    • За что же был наказан Понтий Пилат?
    • Какие проблемы раскрывает автор в сцене допроса?
    • Истина
    • Добро и зло
    • Искушение и справедливое воздаяние
    • Сила духа, которая сильнее любого насилия, любой власти

    Ответьте на вопросы:

    • Так почему же Булгакову был нужен именно такой Иешуа Га-Ноцри?
    • Можем ли мы упрекнуть автора романа за искажение Библии, за искажение истины?
    • О чем могли беседовать Пилат и Иешуа, идя по лунной дорожке к свету?

    Мастер

    человек и власть в романе «Мастер и Маргарита.


    мастер

    Мастер“ – слово, бытовавшее в обществе „свободных каменщиков“, масонов прошлого века, которые хранили «тайное знание».

    «Тайна, которой владеет Орден на своей высшей ступени, заключается „в том, что он доставляет надлежащим образом подготовленному брату практические средства воздвигнуть в человеке истинный храм Соломонов , найти утраченное слово, т. е.: Орден хочет дать посвящённому и избранному брату средства уже теперь, в этой земной жизни, добыть доказательства своего бессмертия“».

    Речь идет о так называемом Союзе Матфеевых лож. Мастер – в иерархии этого братства – третья ступень познания; первые две – ученик и подмастерье.


    Мастер и ученик

    Мастер выполняет ещё одно предназначение на земле: оставляет ученика, продолжателя . Вопросы и ответы в диалоге мастера и Ивана напоминают своеобразное посвящение, как в тайных союзах.

    Неофит на первой ступени обязан пройти стадию отречения от прошлой жизни, очищения от груза прошлых привычек, связей и т. д.

    Перед Иваном открывается вся несостоятельность его собственных поэтических опусов, он начинает думать, отрекается от литературной деятельности.

    Ступень преодолена – уходящий из реального мира мастер прощается не просто с соседом по палате, но с «учеником»


    мастер

    Мастером у раскольников и на орловском областном диалекте звался исстари учитель грамоты по церковным книгам, то есть знаток библейских сюжетов.

    Орловский диалект для семьи Булгакова был родным (дед писателя – орловский священник, отец окончил орловскую духовную семинарию).

    Мастер посвящен в тайну – эта посвященность и открылась Маргарите.


    Тема власти в романе

    Назовите ассоциации со словом ВЛАСТЬ

    • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
    • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
    • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
    • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
    • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
    • Власть политическая
    • Власть страха
    • Власть памяти
    • Власть любви
    • Власть совести

    Тема власти в романе

    Тема отношений власти и человека у Булкагова выражается через отношения власти и творца

    ЛИТЕРАТОРЫ В РОМАНЕ:

    • Мастер Берлиоз Иван Бездомный Литературные критики (Латунский) Члены общества МАССОЛИТ
    • Мастер Берлиоз Иван Бездомный Литературные критики (Латунский) Члены общества МАССОЛИТ
    • Мастер Берлиоз Иван Бездомный Литературные критики (Латунский) Члены общества МАССОЛИТ
    • Мастер
    • Берлиоз
    • Иван Бездомный
    • Литературные критики (Латунский)
    • Члены общества МАССОЛИТ

    судьба духовных ценностей

    «Грибоедов», этот «храм искусства», – ад и кумирня;

    Духовный подлог совершается и в отношении к искусству: Пушкин воспринимается Рюхиным как «металлический человек» и тем самым ассоциируется с идолами Ершалаима;

    Бессмертие стихов Пушкина вызывает приступ острой зависти при абсолютной неспособности почувствовать их гениальность: «Повезло, повезло!» Для Рюхина важно то, что есть памятник и есть слава.

    Этой же славы всеми силами добиваются посредственности из МАССОЛИТа, которые, забыв о творчестве и думая только о выгоде и «теплом месте», подменяют искусство и служение ему все тем же «золотым тельцом».

    Булгаков явственно дает понять, что традиционные духовные ценности полностью уничтожены.


    Судьба творца по м.булгакову

    Чтобы быть писателем, нужно иметь только членское удостоверение?

    НЕТ!

    «…вовсе не удостоверением определяется писатель, тем, что он пишет»


    Испытание мастера

    Травля критиков – проявление замыслов сатаны, испытание мастера.

    Критик Ариман носит имя зороастрийского духа тьмы и зла, фамилия Латунский вызывает ассоциации с латунью, «золотым» блеском – символом Воланда, секретарша Лапшённикова « со скошенными к носу от постоянного вранья глазами » носит Воландову печать во взгляде – ср. с «ведьминским косоглазием» Маргариты и дефектами глаз Воланда и Азазелло. Алоизий Могарыч – одна из проекций Иуды из Кириафа – своей «денежной» фамилией скреплен с Воландом.


    Только любовь!

    Спасти творение Мастера (он сам от него отступается!) оказалось подвластным Маргарите

    Власть любви оказывается сильнее всего


    «Я знаю, что мы оба жертвы своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе… Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы!

    Ну, что ж, согласен искать там»


    «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. Яко исчезает дым, да исчезнут».

    В пасхальную полночь исчезают все главные герои булгаковского романа: сатана со свитой, Понтий Пилат, мастер и Маргарита. Все – во вражеском стане.

    Мастер верит в бессмертие души, но не верит в спасение, потому он и обращается к сатане, потому-то он и сломлен, разбит, пуст.


    «Это рассказ о мире, который погиб, сам того не ведая… И тем самым – это пророчество о гибели, которое одновременно и сбылось, и сохранило свою актуальность на будущее – так сказать, конец света, не имеющий конца».

    Борис Гаспаров


    Свет и покой? Или свет или покой ?

    Христос Сам в Себе содержит Божественный Свет:

    «Христе, Свете истинный, освещая и просвещая всякого человека, грядущего в мир…»


    «Булгаков делает Дом средоточием духовности, находящей выражение в богатстве внутренней культуры, творчестве и любви»

    Ю.М.Лотман.


    Темы для сочинений:

    • В чём сущность любви по М.Булгакову?
    • Как автор раскрывает проблему выбора в романе?
    • Человек-творец и власть в романе «Мастер и Маргарита»
    • Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита»

    Важнейшей целью познания является обретение Истины. Процесс обретения истины Флоренский разделяет на три этапа. Первый этап логистики, когда человек пользуется способами рациональной философии. На этом этапе Истину обрести невозможно, ибо рациональная философия бессильна перед раздробленностью и множественностью мира. Второй этап этап пробабилизма, т. е. осмысление определенных качеств истины, в том случае, если она существует. На этом этапе, достигается познание главных свойств Истины, к каковым Флоренский относит следующие характеристики: Истина есть " интуиция - дискурсия ", " актуальная бесконечность ", " совпадение противоположностей " и др. И наконец, Истина предстает, как важнейший христианский догмат: " Истина … Отец, Сын, Дух … истина есть единая сущность о трех ипостасях … Троица единосущная и нераздельная ". На третьем этапе, который Флоренский характеризует понятием " подвижничество ", как данность уже полностью принимается необходимость существования Истины. В данном случае познание истины невозможно без веры и религиозно - духовной практики. С помощью веры и евангельской любви Истина утверждается как Святая Троица. Но здесь важен еще и сам процесс познания Истины совершая восхождение по этапам познания Истины, человек познает любовь и включается в связуемую любовью общность людей. Павел Флоренский








    Ершалаим. С Ершалаимом связано много характерных, присущих именно ему и в то же время объединяющих с Москвой деталей. Это палящее солнце, узкие запутанные улочки, рельефность местности. Разгадать все загадки «Мастера и Маргариты» невозможно без детального рассмотрения образов в романе.


    Мастер создаёт 5-й, более стройный, чем все новозаветные. Но главное – в его изложении эта история становится до того по земному живой, что в её реальности невозможно усомниться. И Иешуа, и Мастер восходят на свою Голгофу. Иешуа Га-Ноцри в изображении Мастера нисколько не похож на сына божьего. Это странствующий философ, несущий в себе, как и Мастер, ИСТИНУ, СВОБОДУ, НЕЗАВИСИМОСТЬ и СИЛУ. Секрет этой силы - в абсолютной независимости его разума и духа. «Злых людей нет на свете», - утверждает герой Мастера.


    Понтий Пилат - один из главных героев романа Булгакова "Мастер и Маргарита".Пятый прокуратор Иудеи в Иерусалиме, жестокий и властный человек. Пытался остановить отлаженный механизм казни за оскорбление величества, но не сумел этого сделать, о чём всю жизнь впоследствии раскаивался. В образе Пилата запечатлены черты правителей советской эпохи – Сталина, Суслова, Ягоды, Ежова и других- хорошо знакомых Булгакову организаторов и исполнителей Большого террора, арестов и допросов многих его друзей.




    Иосиф Каифа Иудейский первосвященник, президент Синедриона, осудивший на смерть Иешуа Га-Ноцри. Каифа - умный, расчетливый человек, защищающий свой народ и свои интересы от римского диктата, использующий в качестве орудия защиты обычаи отцов и собственную религию,что для него почти идентично.


    Иуда Один из молодых иерусалимских жителей, передавший Иешуа Га-Ноцри в руки Синедриона. Булгаков превратил Иуду Искариота в Иуду из Кириафа, следуя принципу транскрипции евангельских имен. Автор прежде всего подчеркнул в этом персонаже бездуховность и отсутствие всякой морали.Он бездумный юный красавец, стремящийся к легкой жизни и любви.


    Марк Крысобой Кентурион, охранник Пилата, покалеченный когда-то при битве, исполняющий обязанности конвоира, и непосредственно проводивший казнь Иешуа и ещё двух преступников. Когда на горе началась сильная гроза, заколол Иешуа и других преступников, чтобы иметь возможность покинуть место казни. Другая версия гласит, что Понтий Пилат приказал заколоть осуждённых (что не допускается законом) дабы облегчить им их страдания.


    Борьба добра со злом не прекращается и не может прекратиться. Ершалаим, придуманный Мастером,- фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным. Борьба добра со злом не прекращается и не может прекратиться. Ершалаим, придуманный Мастером,- фантастика. Но именно он выглядит в романе самым реальным.



    Действие происходит в Москве 30. х годов, которая населена обыкновенными людьми, которых автор видел вокруг себя в действительности. Но в этой Москве появляется великий Сатана, Воланд, который раз в столетие приходит на землю, чтобы посмотреть, как живут люди. Жизнь Москвы того времени становится объектом интереса не только Князя Тьмы, но и самого Булгакова Булгаковская Москва фантастична, но взгляд писателя на столицу нельзя назвать исключительно субъективным. Именно реальная Москва была тем фоном, на котором можно было воплотить авторский замысел, ибо реальность того времени мало отличалась от фантастики своей неестественностью. Надо было только взглянуть на нее с позиций общечеловеческих ценностей. И тогда становилось ясно, что в древней столице все не так, как того требуют законы нормальной человеческой жизни.


    Москва населена бездумными атеистами, верящими в безраздельное торжество разума, такими, как Берлиоз, который от всего сверхъестественного отмахивается одной фразой: «Этого не может быть». Беспощадна сатира автора в отношении московских литераторов и литературных чиновников, которых Булгаков знал не понаслышке. Писатели ассоциации МАССОЛИТ не занимаются поиском истины, не стремятся к совершенствованию, потому что они знают, что реальная правда это престижная дача, отдых на курорте, изысканная пища в ресторане, вход в который простому смертному закрыт. Критики- конъюнктурщики изображены в лице Латунского, мастера печатной ябеды. досталось в романе и руководителям театра Варьете Степе Лиходееву, Римскому и Варенухе. Они лживы, корыстны, хамоваты.


    Михаил Александрович Берлиоз Председатель МАССОЛИТа, литератор, начитанный, образованный и скептически относящийся ко всему человек. Проживал в « нехорошей квартире » на Садовой, 302- бис, куда позже на время пребывания в Москве поселился Воланд. Погиб, не поверив предсказанию Воланда о своей внезапной смерти, сделанному незадолго до неё. Ему было назначено самое суровое наказание. За неверие, проявленное во время первой беседы с Воландом, его голова попала на бал сатаны, при нем была опровергнута его теория и доказано существования дьявола и, следовательно, Бога. После этого, согласно своей теории, Берлиоз отправляется не в Ад и не в Рай, а в небытие.


    Иван Николаевич Бездомный Поэт, член МАССОЛИТа. Написал антирелигиозную поэму, один из первых героев (наряду с Берлиозом), встретившихся с Воландом. Попал в клинику для душевнобольных, также первый познакомился с Мастером. Потом излечился, перестал заниматься поэзией и стал профессором Института истории и философии.


    ВОЛАНД Сатана, посетивший Москву под видом иностранного профессора чёрной магии, « историка ». При первом же появлении (в романе Мастер и Маргарита) повествует первую главу из Романа (об Иешуа и Пилате). Основной чертой внешности являются дефекты глаз. Внешний вид: Носил обычный советский костюм, дорогие заграничные туфли, чёрный плащ, всегда при себе имел трость, на которой был вырезан пудель, один глаз был зеленый, другой чёрный, был кривой рот из - за шрама, курил трубку и постоянно носил с собой табакерку.


    Так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете " Фауст "




    Сатирические персонажи Степан Богданович Лиходеев Директор театра Варьете, сосед Берлиоза, также проживающий в « нехорошей квартире » на Садовой. Бездельник, бабник и пьяница. За « служебное несоответствие » был телепортирован в Ялту приспешниками Воланда Иван Савельевич Варенуха Администратор театра Варьете. Попал в лапы к шайке Воланда, когда нёс в НКВД распечатку переписки с попавшим в Ялту Лиходеевым. В наказание за « ложь и хамство по телефону », был превращён Геллой в вампира - наводчика. После бала был превращён обратно в человека и отпущен. По завершении всех событий, описанных в романе, Варёнуха стал более добродушным, вежливым и честным человеком. Интересный факт: наказание Варенухи было « частной инициативой » Азазелло и Бегемота.




    Нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался. Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество … Воланд подводит итоги: « Ну что же, они люди как люди … Любят деньги, но ведь это всегда было … Обыкновенные люди.. в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их … Сеанс разоблачения




    Мастер и Маргарита Мастер Писатель, автор романа о Понтии Пилате, человек, не приспособленный к эпохе, в которой живёт, доведённый до отчаяния гонениями со стороны коллег, жестоко раскритиковавших его произведение. Нигде в романе не упоминается его имя и фамилия, на прямые вопросы об этом он всегда отказывался представляться, говоря « Не будем об этом ». Известен только под прозвищем « Мастер », данным Маргаритой. Сам считает себя недостойным такого прозвания, считая его капризом возлюбленной. Мастер лицо, достигшее наивысших успехов в какой - либо деятельности, может быть, поэтому он отвергнут толпой, которая не в состоянии оценить его талант и способности.


    Маргарита Красивая, обеспеченная, но скучающая в браке жена известного инженера, страдающая от пустоты своей жизни. Случайно встретившись с Мастером на улицах Москвы, с первого взгляда полюбила его, страстно поверила в успех написанного им романа, пророчила славу. Когда Мастер решил сжечь свой роман, ей удалось спасти только несколько страниц. Далее заключает с дьяволом сделку и становится королевой сатанинского бала, устраиваемого Воландом, чтобы вернуть себе пропавшего без вести Мастера. Маргарита это символ любви и самопожертвования во имя другого человека. Если называть роман, не используя символы, то « Мастер и Маргарита » трансформируется в « Творчество и Любовь ».


    Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве. Когда на сцене один Мастер, рассказывающий Ивану горькую историю своей жизни, весь его рассказ пронизан воспоминанием о возлюбленной. Даже тогда, когда мы видим одинокую Маргариту, потерявшую своего Мастера, все ее действия оказываются подчинены заботе о возлюбленном. Маргарита, даже, начинает « оттеснять » Мастера во второй части романа: берет на себя активную роль и пытается вести борьбу с жизненными обстоятельствами, от которой отказался Мастер.


    Роман « Мастер и Маргарита » - роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Делая свой собственный выбор, помните: « Каждому будет дано по его вере ».





    Воланд и его свита связана с сатирическим аспектом в романе. Они жестоки по отношению к злу, они вскрывают его и высмеивают. Они создают фантасмагорическую картину Москвы 30- ых годов. Воланд - объективно творит добро, наказывая доносчиков, преступников, восстанавливает справедливость, возвращая Мастеру сгоревшую рукопись, давая ему покой как награду за творчество. Воланд не против Иешуа. Это сила, которая " вечно хочет зла, но творит добро ". Он показывает всё что осмеивает людей (напр. деньги на самом деле это бумажки, нет деньги). Воланд это сила которая видит будущие. Он не наказывает невинных людей, он карает тех, которые заслужили на это наказание (напр. Берлиоз умер под колесами трамвая, потому что распространял атеизм до масс, он был редактором журнала.) Нельзя распространять неверия, это его личное дело. Воланд помогает добрым лицом. Демон это падший ангел, Бог и дьявол связаны. Что было бы добро если бы не было зла? Воланд не враг мира, он так же неотделим от мира, как тень неотделима от света. Воланд не творит зла, он творит справедливость, но своими дьявольскими способами. Он мудр. Воланд помогает вернуть Мастера, в благодарность за то, что была королевой на его балу. В его руках прость с головой пуделяна, на рукояткие - чёрный пудель - знак сатаны, у него разные глаза: правый с золотую искрой на дне и левый - пустой и чёрный, кожа у него очень смуглая.


    Бегемот - входит в свиту Воланда, это огромный чёрный кот, ходящий на двух лапах и разговаривающий, но временами появляется в обличении человеческом - тогда это маленький толстяк, чьё лицо напоминает кошачью морду. Вызывает у читателей симпатию. После преображения во время полёта под лунным светом мы видим, что Бегемот это " худенький юноша ". На самом деле он был " демоном - пажом ".


    Азазелло. У него огненно - рыжие волосы. Он небольшого роста, изо рта у него торчит клык, а на глазу бельмо, он в основном исполняет поручения связанные с физической силой: спускает с лестницы Поплавского, избивает Варенуху. Даёт крем Маргарите. Это демон " безводной пустыни - демон убийца ".







    Великий бал у Сатаны - бал, который в романе " Мастер и Маргарита " дает Воланд в Нехорошей квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы, 3 мая 1929 году. Для того, чтобы вместить Великий бал у Сатаны в Нехорошую квартиру, потребовалось раздвинуть ее до сверхъестественных размеров. Как объясняет Коровьев - Фагот, " тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов ". Обильно украсив бальные залы розами, Булгаков учитывал сложную и многогранную символику, связанную с этим цветком. Писатель, без сомнения, был знаком со статьей имевшегося в его библиотеке Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона о розах в этнографии, литературе и искусстве. Там отмечалось, что в культурной традиции западноевропейских народов древности и Средневековья розы выступали олицетворением как траура, так и любви и чистоты.



    Автор в потустороннем мире поднимает проблему смысла жизни. Воланд и его свита, пришельцы из мира Тьмы, обрушивают наказание на человеческие пороки. Автор в потустороннем мире поднимает проблему смысла жизни. Воланд и его свита, пришельцы из мира Тьмы, обрушивают наказание на человеческие пороки.