Из чего состоит акварель. Рисование акварелью: состав, техника, новшества. Каким образом используют гель-краску

Сегодня я хочу рассказать о том, на что начинающие рисовать акварелью как правило не обращают внимания, а зря. Разговор пойдет о составе и свойствах акварельных красок.

В книгах, попавших в мои руки, когда я делала первые шаги в акварели, попросту не было этой информации. Не было ее и в уроках, с которых я начинала. Не часто встречается такая информация и в статьях. А ведь не зная и не понимая этих вещей довольно сложно добиться тех эффектов, которые так восхищают и завораживают в акварели.

Поэтому изучив и проанализировав эту тему, я решила написать самое основное, на мой взгляд, тут.

Основные свойства акварели

Немного общей информации.

1. Светостойкость

Отечественные краски подразделяются на три группы светостойкости (при хранении в музейных условиях):

  • +++ или *** : 100 лет
  • ++ или ** : 25-100 лет
  • + или * : 10-25 лет
  • o: 0-10 лет

Схожая маркировка есть и у зарубежных производителей.

2. Прозрачность

Акварельные краски могут быть укрывистые, полупрозрачные и прозрачные. Прозрачность краски как правило обозначается квадратиком с разной степенью закрашенности.

3. Количество и качество пигментов

Наименования пигментов обычно указываются на этикетке, в которую завернута кювета, либо на тюбике с акварельной краской. Однако, бывает, что в акварельном наборе этой информации нет, есть лишь название цвета и номер. В этом случае имеет смысл поискать информацию о пигментах на сайте производителя. Подробнее о пигментах я расскажу ниже.

Как выбрать акварельные краски?

Для того, чтобы не запутаться в обилии красок и не ошибиться с выбором, нужно следовать следующим советам:

1. Выбирать профессиональную акварель.

Конечно, ученические краски тоже можно использовать, но следует помнить, что в них используются более дешевые пигменты, имитации пигментов (с пометкой Hue), цвет достигается смешением нескольких пигментов и поэтому при создании смесей из этих красок большая вероятность получить грязь, вместо чистого цвета.

Поначалу я купила именно ученические краски AquaFine, в наборе 18 цветов в кюветах и 2 тюбика (белила и черный). Пигменты в наборе не были указаны, но была вкладка со всеми названиями цветов в порядке расположения в наборе. Из 18 цветов в 6 пометка Hue, то есть имитация цвета, однопигментных цветов в наборе всего 6.

Уже позже, когда я начала разбираться со всеми своими акварельными красками, делать выкраски и изучать состав и пигменты, я нашла в интернете документ производителя, где узнала количество и качество пигментов, входящих в состав моего набора, что помогло мне выделить цвета из этого набора, которые можно использовать, а которые не стоит.

В общем, моего ученического набора быстро стало мало, поэтому я решила купить набор Невской палитры из 36 цветов (белые ночи), а потом постепенно докупила все цвета имеющиеся у этой марки отдельными кюветами.


В итоге, у меня оказались все 57 цветов профессиональной серии НП, из которых я и собрала свою базовую палитру, точнее даже 2 палитры (большую и маленькую).

Много похожих на конфетные фантики этикеток, где содержится информация по основным свойствам каждой из красок. К счастью, тогда я уже знала, что их ни в коем случае не стоит выбрасывать и не плохо бы сделать из них цветовые карты, чтобы не путаться в названиях цветов, запомнить их расположение в палитре, и сориентироваться в свойствах имеющихся красок. Что я, собственно, и осуществила.

На данный момент я немного переформатировала свои палитры, некоторые цвета убрала из базовых наборов, составила большую выкраску по всем цветам с указанием основных свойств красок, а также новую выкраску по цветам с учетом нового расположения.

А также, поняла, каких цветов у других производителей мне не хватает для полного счастья, но об этом я расскажу отдельно в статье посвященной формированию моей личной базовой палитры.

Пока ограничусь лишь тем, что кобальт синий, церулеум и умбра натуральная у Белых Ночей не очень, их я буду заменять.

То есть принимая решение о покупке акварели, можно пойти по 2-м путям:

1) Купить набор 24 (36) цветов (можно и с 12 начать) Белых Ночей. А потом уже его форматировать: что-то выбросить, что-то докупить.

2) Проанализировать состав всех красок БН и выбрать в набор те кюветы, которые полностью устраивают по качеству, остальные необходимые вам цвета купить у других производителей, также первоначально проанализировав их свойства, отзывы, цену (что, кстати, тоже немаловажно).

Какой путь выбрать — каждый решает сам. 1-й более простой, пока не поймешь, что набор придется редактировать:). 2-й сложнее, но при таком подходе вы еще до покупки будете знать свои краски в лицо, правда, тут существует другая проблема, полагаться на чужие выкраски и маркировку не всегда можно, могут быть ошибки и разочарования.

2. Отдавать предпочтение однопигментным акварельным краскам.

Конечно, это не жесткое правило, можно вполне успешно рисовать и 2-х и 3-хпигментными красками, но всегда следует помнить, что в смесях их нужно использовать очень осторожно, и только когда вам действительно нужен сложный цвет.

Возьму для примера небольшую часть палитры белых ночей, здесь есть и однопигментные и многопигментные краски и даже 2 цвета с абсолютно идентичными свойствами (охра красная и шахназарская красная).

Сокращения цветов в названии пигментов обозначают:

W — wight (белый), Y — yellow (желтый), O — orange (оранжевый), R — red (красный), V — violet (фиолетовый), B — blue (синий), G — green (зеленый), Br — brown (коричневый), Bk — black (черный).

Для чего все это нужно знать? Дело в том, что нумерация и название цвета у каждого производителя могут отличаться (и отличаются), но названия используемых в составе краски пигментов имеют единый вид и умение их читать очень сильно облегчает жизнь при выборе цвета. К тому же сразу понятно чистый это цвет или составной. И если составной, то что он в себя включает.

Есть цвета в палитре, которые спокойно можно получить смешением однопигментных, входящих в их состав, конечно, если знать какие это пигменты и каким цветам они соответствуют.

Например, желто-зеленая (P.G.7, P.Y.3) — легко получается при смешении изумрудной (P.G.7) и лимонной (P.Y.3).

Это можно было узнать и методом проб, но ведь куда быстрее и проще взглянуть на состав и свойства выбранного цвета.

3. Учитывать прозрачность краски.

Прозрачность краски легко узнать по квадратику на этикетке. Но не стоит ограничиваться только этим знанием. Обязательно нужно сделать выкраску каждого имеющегося в палитре цвета и протестировать, как ведут себя краски при наложении друг на друга. Обычно для этого используется упражнение лессировочная решетка.

Вот, к примеру, 3 желтых цвета из белых ночей:

  • Лимонная — P.Y.3,
  • Кадмий лимонный — P.Y.35,
  • Кадмий желтый средний — P.Y.35.

Я специально выбрала эти 3 однопигментных цвета, чтобы продемонстрировать, что разные цвета могут образовываться одним и тем же пигментом. В данном случае, кадмий лимонный и кадмий желтый средний отличает прозрачность (смотрим на то, как закрашен квадратик). То есть цвета из одного и того же пигмента будут иметь разные свойства в смесях, по-разному смотреться на растяжках цвета и в лессировках. Это важный момент, который нужно знать и учитывать при рисовании акварелью.

Кюветы или тюбики

Вообще у меня всего 6 тюбиков из той же ученической серии Aquafine, что и первый набор. Покупала эти тюбики на пробу, и, если честно, пока не оценила удобства. Правда, я больших форматов не рисую, не делаю больших заливок, когда без тюбиков действительно не обойтись.

В моем случае, вполне хватает кювет, хотя не исключаю, что со временем и я к тюбикам приду. Однако, у той же Невской палитры тюбики есть всего для 12 цветов. Так что придется более подробно изучать других производителей.

На этом про акварельные краски у меня пока все 🙂

АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ

Тезисы лекции 5.

Сообщение темы.

Организационная часть занятия.

Структура занятия

Занятие 5. Лекция 2.

Вопросы для закрепления изученного материала

Дополнение 1

Подведение итогов

Обобщение материала (вопросы для закрепления материала – дополнение 1)

Преподаватель__________________________

1. какие техники работы кистью вы знаете;

2. из каких частей состоит кисть;

3. формы кистей;

4. виды волосяного пучка кисти;

Тема 2. Классификация красок для графики. Краски – водно-растворимые (акварель, гуашь), темпера (масляно-казеиновая, яичная, поливинилацитатная и т. д.), акрилы. Материалы для масляной живописи.

Цель : знакомство с техниками работы акварелью, гуашью, темперой, маслом, акрилом.

Литература: «Советы мастеров. Живопись и графика», А.С.Зайцев, Лен., Художник РСФСР, 1979

«Материалы и техники рисунка», учебное пособие, В.А.Королев, М., Изобразительное искусство, 1987

«Техника живописи», Г.Б.Никодеми, инструменты, материалы, методы, М., ЭКСМО, 2002

Вид занятия: лекция.

Метод: объяснение.

Проверка присутствия студентов на занятиях.

Классификация красок. Акварель, гуашь, темпера, масло, акрил.

3. Мотивация учебной деятельности:

Студенты должны знать: классификацию красок, особенности их использования.

4. План занятия:

  • классификация красок для графики;
  • водно-растворимые краски;
  • темпера;
  • масло;
  • акрил.

Акварельные краски относятся к группе клеевых красок. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква» - вода, так как вода является растворителем для этого вида красок.

Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи - гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество - бычья желчь, позволяющая легко разносить краску ло бу­маге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик - фенол.

Акварель - единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается не только чистотой применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков.

В тех случаях, когда необходима непрозрачность, матовость красок, пользуются смесью акварельных красок с соответствующими гуашевыми или краски разводят на мыльном растворе.


Охра светлая*

Краска холодного тона, прозрачная, но несколько глуховатого оттенка. Большим достоинством охры светлой является то, что при высыханий она сливается с бумагой и становится шелковистой.

Охра светлая относится к высокосветостойким краскам. Светостойкость- 5 баллов**. Охру не рекомендуется разводить в железной посуде, это вызывает ее позеленение.

Кадмий лимонный

Специфической особенностью краски является ее матовость в любом по интенсивности слое накраски, приближающаяся к гуаши, хотя по прозрачности и цветовой насыщенности краска на гуашь не похожа Светостойкость-4 балла.

Кадмий желтый

Краска аналогична кадмию лимонному, но более прозрачна. Светостойкость - 5 баллов.

Сиена натуральная

Краска желто-коричневого цвета. По своим свойствам аналогична охре светлой, но обладает большей световой насыщенностью. Светостойкость - 5 баллов.

Золотисто-желтая «ЖХ»

Представляет собой органический краситель. Краска очень прозрачная, теплого тона. Хорошо разносится по бумаге. Накраска отличается шелковистостью. При добавлении к краске травяной зеленой или голубой «ФЦ» можно получить оттенок индийской желтой. Светостойкость - 4 балла.

Кадмий оранжевый

Фактура краски аналогична фактуре кадмия лимонного и желтого, но более прозрачна, чем у этих красок. Специфической особенностью этой краски является возникновение агломерации (агломерация - связывание межу собой частиц пигмента) при избыточном количестве воды. Агломерация пигмента затрудняет равномерность накраски. Для предупреждения ее следует для разведения краски полкюваться незначительным количеством воды. Светостойкость.- 5 баллов.

Охра красная

Краска красно-коричневого цвета отличается высокой прозрачностью; в тонких слоях дает мягкий желтовато-коричневый оттенок; легко разносится по бумаге и хорошо смывается. Светостойкость - 5 баллов.

Сиена жженая и железная красная. .

Обе красно-коричневые интенсивные краски, отличаются друг от друга тем, что сиена жженая имеет теплый тон, а железная красная - холодный, что особенно заметно в наиболее тонких накрасках. Светостойкость - 5 баллов.

Одна из очень прозрачных интенсивных красок ярко-красного цвета, имеет теплый тон с киноварным оттенком. Следует обратить внимание на то, что эта краска при разведении быстро насыщает кисть. Работать алой краской следует осторожно, так как интенсивно окрашенные поля накраски с трудом смываются с бумаги. Светостойкость - 3 балла

Краплак красный

Одна из очень интенсивных красок красно-малинового цвета. На кисть эта краска набирается быстро, по бумаге разносится ровным слоем. Нанесенную краску трудно смыть с бумаги. Работать краплаком следует осторожно. Светостойкость - 3 балла.

Очень интенсивная краска красно-малинового цвета, прозрачная, болеее холодного оттенка, чем краплак. По своим свойствам кармин логичен краплаку красному. Светостойкость - 3 балла.

Краплак фиолетовый

Фиолетово-красная краска, По своим свойствам эта краска аналогична краплаку красному. Светостойкость - 2 балла. Краплак фиолетовый под действием ультрафиолетовых лучей приобретает коричневый тон. Светостойкость - 2 балла.

Ультрамарин

Краска из группы синих, наиболее теплого тона. Специфической особенностью

ультрамарина является его склонность к агломерации при разведении незначите.ггьным количеством воды. В связи с этим при работе ультрамарином рекомендуется разводить краску дождевой или дисцилированной водой, что несколько понижает ее агломерацию. Светостойкость.-"3 балла.

Кобальт синий

Свеженанесенная краска имеет нежный синий цвет, краска неинтенсивная; неравномерно разносится по бумаге; при сильном разведении водой склонна к незначительной коагуляции с выпадением хлопьев. Кобальт синий со временем (как на свету, так и в темном месте) склонен к позеленению и потемнению, что вызывается пожелтение бумаги.

Голубая «ФЦ» (фталоцианиновая)

Очень интенсивная синяя краска холодного тона. При легком м прикосновении влажной кисти с разведенной краской последняя быстро набирается на кисть; по бумаге разносится равномерно. При нанесении насыщенных слоев рекомендуется работать осторожно, так как краска трудно смывается с бумаги. Светостойкость - 4 балла.

Изумрудно -зеленая и зеленая травяная

Очень интенсивные зеленые краски, отличаются высокой прозрачностью.Краски - разные по цвету, но аналогичны по своим свойствам. Обе хорошо разносятся и размываются на бумаге. Специфичекая особенность их - неполная смываемость, в связи с чем работать этими красками следует очень осторожно. Светостойкость - 4 балла.

Перманент зеленый

Очень насыщенная ярко-зеленая краска, самая теплая из группы зелёных красок. Имеет высокую прозрачность, по бумаге разносится равномерно; смывается с бумаги хорошо; на кисть краска набирается быстро. Светостойкость -- 4 балла.

Умбра натуральная иумбра жженая

Умбра натуральная - холодного (табачного) оттенка; умбра жженая - теплого (шоколадного) оттенка. Краски полупрозрачные; удовлетворительно насыщают кисть и удовлетворительно смываются с бумаги. По цвету и фактуре несколько глуховаты. Светостойкость - 5 баллов.

Марс коричневый

Краска теплого тона, но более холодная, чем умбра жженая. Краска прозрачная и интенсивная; разносится, размывается и смывается с бумаги хорошо. Светостойкость - 5 баллов.

Специфической особенностью этой краски является некоторое ее цветовое изменение. В насыщенном слое она темно-коричневая с холодным оттенком, в тонких лессирующих слоях - коричневато-серая, размывается, разносится по бумаге хорошо. Светостойкость- 6 баллов.

Ганза лимонная, ганза желтая,литоль оранжевая

Все краски имеют яркий чистый цвет, оттенки от лимонно-желтого до ярко-оранжевого. Краски отличаются интенсивностью, полупрозрачны, легко набираются на кисть; по бумаге разносятся ровным слоем. Светостойкость - 4 балла.

Киноварь (имитация)

Краска очень яркая и чистая, цвет - оранжево-красный; на бумагу ложится равномерно (без полос и хлопьев), что дает возможность размывать ее с переходами от интенсивных до весьма слабо окрашенных слоев. С бумаги краска смывается хорошо, оставляя едва заметные следы. Светостойкость - 4 балла.

Лак розовый

Ярко-розовая краска холодного оттенка, отличается чистотой и насыщенностью по тону. Краска интенсивная, прозрачная, легко набирается на кисть. При нанесении тонким слоем ее следует разводить большим количеством воды. На грунт и бумагу краска наносится равномерно. При смывании с бумаги оставляет след. Светостойкость - 3 балла.

Тиоиндиго красная

По цвету краска близка к краплаку красному светлому, отличается от него большей теплотой тона; интенсивная, прозрачная. Светостойкость - 4 балла.

Лак фиолетовый

Интенсивная краска холодного тона, полупрозрачная, легко размывается и равномерно разносится по бумаге; при смывании с бумаги оставляет слабо окрашенный след. Светостойкость - 3 балла.

Антрахиноновая синяя"

Прозрачная синяя интенсивная краска холодного оттенка; хорошо размывается и разносится по бумаге; смывается удовлетворительно. Светостойкость - 4 балла.

Интенсивная прозрачная краска, цвета от синевато-черного оттенка в плотных слоях накраски до голубовато-серого - в тонких. Краска легко набирается на кисть; по бумаге разносится равномерно; смывается с бумаги удовлетворительно. Светостойкость - 2 балла.

Лазурь железная

Интенсивная, яркая прозрачная краска глубокого синего тона; четко размывается и равномерно разносится по бумаге. Смывается с бумаги не вполне удовлетворительно, оставляет слабо окрашенный след. Светостойкость - 2 балла.

Тиоиндиго коричневая

Интенсивная краска красно-коричневого цвета; прозрачная, хорошо размывается на бумаге. В плотных слоях краска склонна к агломерации частиц пигмента, но без расслаивания. При смывании водой оставляет слабо окрашенный след. Светостойкость - 4 балла.

Нейтральная черная

Краска отличается большой прозрачностью, но не обладает чрезмерной интенсивностью сажи газовой*; имеет большую цветовую насыщенность в плотных слоях, чем кость жженая. Размывается, разносится и смывается с бумаги хорошо. Светостойкость - 3 балла.

Гуашь (от франц. "гуашь" - водяная краска) - краски, а также произведения искусства, выполненные этими красками.

Гуашь, так же как и акварель, относится к клеевым водорастворимым краскам, однако по своим качествам резко отличается от акварели, хотя ее состав (красители и связующие вещества) почти такой же, как, например, у медовой акварели. Отличительной особенностью гуаши является то, что она лишена прозрачности. Это ее свойство связано со значительным количеством (по отношению к содержанию связующего вещества) пигмента и наполнителя. Кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые, баритовые), что делает высохшую краску несколько белесоватой и при этом придает ей матовость и бархатистость.

Гуашь выпускается двух видов: художественная и плакатная. Первая предназначена в основном для станковой живописи, вторая - для оформительских работ. Плакатная гуашь обладает большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью, что достигается заменой цинковых белил каолином, который меньше разбеливает краску, и делает ее более плотной, насыщенной и звучной.

Гуашь фасуется в пластмассовые, стеклянные и металлические банки разной емкости. Кроме того, в последние годы появилась высококачественная гуашь в тюбиках. Продается гуашь по отдельности или наборами в картонных коробках.

Гуашь - краска непрозрачная, плотная; высыхая она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь состоит из тонко перетертого пигмента связующего гуммиарабика, фруктовой камеди, декстрина, глицерина, служащего пластификатором, поверхностно-активного вещества, представляющего собой препарат животной желчи, ализаринового масла и антисептика-фенола.

Различие между акварелью и гуашью заключается в том, что гуашь включает в себя меньшее количество связующего и значительное количество пигмента, кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые или баритовые). Это делает высохшую краску несколько белесоватой.

Гуашью работают главным образом плакатисты и графики, а также некоторые художники-станковисты. Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют ее для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха.

Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью, что достигается заменой цинковых белил каолином, меньше разбеливающим краску и делающим ее более плотной, насыщенной и звучной.

Для декоративных работ и оформления спектаклей выпускаются флуоресцирующие гуашевые краски. Они представляют собой суспензию флуоресцентных пигментов, где связующим являются клеи с добавкой пластификаторов и антисептика (пигменты-растворы красителей и люменофоров в органических конденсационных смолах). Эти краски обладают способностью флуоресцировать под действием ультрафиолетовых и видимых фиолетовых, синих и зеленых лучей. В результате отраженные и испускаемый пигментом свет содержит желтых, оранжевых и красных лучей значительно больше, чем их есть в падающем дневном свете, за счет чего яркость и насыщенность красок увеличивается в два-три раза.

Флуоресцентная гуашь обладает свойством при искусственном освещении – облучение ультрафиолетовыми лучами - усиливать свою яркость, это используется при декорационных эффектах в темноте.

Гуашевые флуоресцентные краски разбавляют водой. Эти краски имеют низкую кроющую способность, поэтому рекомендуется наносить их на белую подложку - белый грунт, бумагу и т.п. что делает их более яркими, при этом наносятся они тонким слоем. При смешении этой гуаши с обычной яркость резко снижается.

Флуоресцентную гуашь применяют только для внутренних работ.

Трудность работы с гуашевыми красками состоит в том, что при высыхании они значительно изменяют цвет и светлоту. Светлеют: окись хрома, кадмии, кобальты, охра светлая, охра золотистая, изумрудная зеленая; темнеют с последующим высветлением: ультрамарин, краплаки, сиена натуральная, сиена жженая; темнеют: ганза желтая, оранжевая.

При работе с гуашью для определения цвета, получаемого в результате ее высыхания, пользуются заранее заготовленными колерами (накрасками).

Хранить гуашь следует при комнатной температуре, оберегая от перемерзания. Засохшую гуашевую краску разводят водой, при этом она сохраняет свои качественные показатели

По светостойкости гуашь подразделяется на три группы:

1-я группа, в свою очередь, делится на две подгруппы - А и Б. К подгруппе А относятся вполне светостойкие краски (5 баллов), обозначаемые двумя красными звездочками; к подгруппе Б - светостойкие краски (4 балла), обозначаемые двумя черными звездочками

2-я группа - умеренно светостойкие краски (3 балла), обозначаемые одной черной звездочкой.

3-я группа - слабо светостойкие краски (2 балла). На этикетке нет звездочек.

Выпускаемые нашей промышленностью гуашевые краски в основном светостойкие.

Темпера (от лат. "темпераре" - смешивать) - живопись красками, предшествующая масляной, на протяжении многих веков являющаяся основным видом живописных произведений.

Темперные краски приготовляют на основе связующих, представляющих собой природную или синтетическую эмульсию, которая и определяет вид темперной краски, яичная, поливинилацетатная, масляно-казеиновая, лаково-масляная и др.

Темперная краска занимает промежуточное положение между клеевыми (акварель, гуашь) и масляными красками. Так же как и клеевые краски, темперные разводятся водой, однако в отличие от них после высыхания образовавшаяся пленка не растворяется водой. От масляной краски темпера отличается более быстрым сроком высыхания и в отличие от гуаши - самой непрозрачной из всех красок - в тонких слоях довольно прозрачна.

Темперой можно писать на любом основании: дереве, камне, грунтованном и негрунтованном холсте, картоне и бумаге.

Темперные краски хорошо сочетаются практически со всеми материалами, применяемыми в изобразительном искусстве, что делает их очень удобным и привлекательным материалом как для живописных, так и для оформительских работ.

Наша промышленность выпускает два вида темперных красок: казеиново-маслянную и поливинил ацетатную (ПВА).

Казеиново-масляная темпера представляет собой водорастворимую краску, состоящую из тонкоперетертых пигментов, связующего вещества (эмульсия льняного масла в водном растворе казеина), эмульгатора - ализаринового масла, антисептика - фенола.

При разведении водой качество казеиново-масляной темперы значительно ухудшается. При этом может произойти растрескивание, отслаивание или меление красок, поэтому для их разведения используют снятое коровье молоко, немного разбавленное водой или специальной казеиново-масляной эмульсией.

Как и гуашь, темпера после высыхания изменяет свой тон.

Цветовая колористика работ, выполненных темперой, усиливается нанесением одного из покрывных лаков - фисташкового, акрилфисташкового, даммарного и др. Лак при этом разводят пиненом в соотношении 1:1 (добавление пинена уменьшает блеск лаковой пленки).

Казеиново-масляную темперу продают в металлических тубах, но ассортимент ее ограничен.

Поливинилацетатная темпера - высокодисперсная, пастообразная водоэмульсионная, быстровысыхающая краска (1-2 ч в лессировочных (тонких, прозрачных) слоях и 3-4 ч в корпусных).

Связующее темперы ПВА состоит из водной эмульсии, синтетической поливинилацетатной смолы с добавлением стабилизаторов и структурирующих веществ.

Эти краски разводятся водой, они эластичнее и прочнее казеиново-масляной темперы. Отличительная особенность темперы ПВА - с течением времена она совершенно не желтеет. К недостаткам ее можно отнести невозможность использования с другими водорастворимыми красками, так как составленные с ней смеси плохо разносятся по основанию, а краски при этом створаживаются.

Основанием для работы поливинилацетатной темперой служат различные материалы: бумага, картон, дерево, бетон, стекло, штукатурка, линолеум и ряд других. Этим и объясняется ее популярность, особенно в декоративно-прикладном и оформительском искусстве.

В процессе высыхания поливинилацетатная темпера изменяет свой цвет и тон.

При высыхании темпера ПВА приобретает матовость, цвета при этом немного приглушенные. Для придания звучности и насыщенности цвету темперу ПВА покрывают, так же как и казеиново-масляную, одним из покрывных лаков, разведенных пиненом в соотношении 1:1, однако это приводит к некоторому потемнению работы.

Хранить краски следует при комнатной температуре и не ниже 0°С. Гарантийный срок хранения 1 год.

Масляные краски начали применяться еще в XV вив настоящее время являются самыми употребительными в живописи. Готовят их на основе минеральных и органических красителей (тонко растертые порошки), обладающих достаточной светостойкостью и постоянным химическим составом. Связующим веществом служат специально обработанные высыхающие масла (чаще всего льняное), откуда краски и получили свое название. Для белил и красок холодной гаммы в настоящее время стали применять новое пентамасляное связующее, получаемое в результате специальной обработки подсолнечного масла.

Масляные краски получили такое распространение благодаря ряду преимуществ по сравнению с другими красками. При высыхании они не темнеют, не высветляются, сохраняют яркость и насыщенность цвета как при корпусном наложении мазков, так и при лессировке. Масляные краски высыхают медленно, что позволяет вносить поправки в процессе работы, а также добиваться мягких цветовых и тоновых переходов. Скорость высыхания красок зависит от вида применяемого пигмента (минеральный или органический) и от его маслоемкости. Применение одних пигментов ускоряет время высыхания (например, свинцовые белила), других, наоборот, - замедляет (краплак, сажа газовая). Вид применяемого пигмента существенно влияет на кроющую способность масляных красок. Одни пигменты (белила, кобальты, кадмии, черные краски, окись хрома и др.) даже в тонком слое способны перекрывать высохшие слои нижележащей краски. Другие пигменты, образующие краски (волконскоит, марсы желтые и оранжевые), а также все краски, полученные на основе органических пигментов, в тонком слое прозрачны. Разли-чаются они и по своей интенсивности: голубая и зеленая ФЦ, краплак даже в незначительном количестве сильно изменяют цвет любой другой краски, а волконскоит даже в большом количестве лишь загрязнит полученный цвет.

Работая масляными красками, необходимо помнить, что смешивать различные краски, не учитывая их химического состава, опасно, так как это может привести к появлению различных дефектов (изменение цвета, пожухание, появление трещин и др.) Например, краски из минеральных пигментов не следует смешивать с органическими. Вообще, не рекомендуется составлять сложные смеси, состоящие более чем из трех цветов.

Наша промышленность выпускает масляные краски для живописи двух видов: художественные и эскизные.

Художественные краски фасуются в металлические тубы разной емкости: 9 см 3 - туба № 3; 18 см 3 - туба № 6; 46 см 3 - туба № 10 - и применяются в основном для живописных работ.

Эскизные краски выпускаются в жестяных или пластмассовых банках и применяются для выполнения эскизных и декоративно-оформительских работ.

Акриловые краски появились около 50 лет назад и сразу же стали очень популярными. Успех этих современных красок вызван простой их применения, универсальностью и быстротой высыхания. Акриловые краски растворяются в воде, но после высыхания становятся совершенно нерастворимыми. Имеют в основе водную суспензию не желтеющих синтетических смол, к которой добавлены натуральные и синтетические красящие пигменты, коаласцентные вещества и стабилизаторы. Кроме того, они очень устойчивы к химическим и физическим воздействиям. Характерная особенность красок - быстрое высыхание, хорошая светостойкость, гибкость, упругость. Акриловые краски отлично сцепляются с любой нежирной поверхностью: картоном, бумагой, деревом, фанерой, штукатуркой, фаэзитом, глиной, тканью. Могут наноситься кистью, шпателем, а при разбавлении - и аэрографом. Акриловые краски могут быть самых разных цветов и оттенков - от классических до флуоресцентных и перламутровых. Учитывая быстроту высыхания - следует закрывать краски сразу после работы и промывать рабочий инструмент. Для акриловых красок выпускаются различные добавки, которые замедляют или убыстряют процесс засыхания, а также придают акриловым краскам блеск, матовый вид, как у темперы, или муаровый эффект, как у акварели (эти добавки выпускаются испанской фабрикой «Феррарио» и др. импортными производителями Обладая множеством преимуществ масляных и акварельных красок, а также рядом собственных достоинств, акриловые краски универсальны и удобны в обращении. Какими бы ни были вами предпочтения в живописи, стоит попробовать акриловые краски. Они основаны на пластичной синтетической смоле и могут давать как самые изысканные лессировки, так и плотную фактуру живописи.

Для акриловых красок идеальны кисти с синтетический щетиной, вполне подойдут и кисти из нейлона - натуральная щетина разбухает от влаги и становится ломкой.

Еще одна сложность при работе с акрилом - цвет. Полимерное связующее имеет полуматовый, похожий на молоко оттенок, поэтому в жидком состоянии краска светлей, чем после высыхания. Нужно принимать во внимание это несоответствие, представляя себе, каким же цвет будет в будущем.

Акриловые краски имеют меньший блеск, чем масло. Чтобы придать или усилить их блеск, необходимо использовать гель-медиум. Он представляет собой чистое полимерное связующее, которое при смешивании с краской добавляет глянец, создает прозрачность и замедляет процесс высыхания. Существуют также:

Гель для разбавления акрила и придания ему лучшей текучести и разносимости;

Гель-загуститель, создающий эффект техники корпусного письма.

Огромное разнообразие средств, с помощью которых художник, может добиться удобства в работе с акриловыми красками.

Акварель – это художественные краски на основе растительного клея, растворимые водой. Она ложиться тонким полупрозрачным слоем, что является ее особенностью. Впервые акварель была создана в Китае во II веке н.э. Акварелью рисуют на специальной акварельной бумаге, которая отличается от обычной толщиной, плотностью и фактурой, кисти обычно используются мягкие – белка или колонок. Акварель перед нанесением на бумагу разводится водой, после высыхание может храниться достаточно долгое время.

О ЧЁМ СТАТЬЯ?

Состав разных цветов

А вы знаете из чего делают акварельные краски? Для их изготовления используются анилиновые, минеральные и растительные компоненты. Однако анилиновое вещество применяется реже всего, так как оно дает устойчивый насыщенный цвет, пропитывая бумагу насквозь, не размываясь водой, что исключает самую важную особенность акварельных красок – полупрозрачное нанесение.

Одни из самых распространенных компонентов – минеральный. Его преимущество в прочности и дешевизне. Так для изготовления акварели измельченные и замешанные с водой цветовые пигменты соединяются с связующим веществом и полученную массу расфасовывают в тубу, кюветы или прессуют в форму лепешки.

В качестве вещества связующего все компоненты применяют рыбий или вишневый клей, гумми-арабик, леденцовый сахар, желатин и другие. Самую качественную акварель изготовляют с добавлением гумми-арабики, иногда с примесью леденцового сахара (от 20 до 40%), а также столярным клеем или декстрином в различных пропорциях.

Разные виды минеральных веществ соответствуют конкретному оттенку акварели.

Свинцовые белила с большим количеством примеси тяжелого шпата дают белый цвет. Белоснежный оттенок получается из свинцовых белил высшего сорта – Кремзервейс.

Желтый цвет изготавливают из крона желтого — хромовосвинцовой соли, а также применяется желтый кармин, охра, сернистый кадмий и др. Эти краски различаются по оттенкам от светло-желтого и лимонного до насыщенного оранжевого и охристого. Особенность желтых красок – изменение оттенка на солнечном свете. Если акварель сделана на основе крона следует учесть, что ее нельзя соединять с красками, в составе которых есть сера, т.е. с синими оттенками.

Красные оттенки изготавливаются из Сурика свинцового – минеральной краски, которая имеет ярко-красный цвет, высший сорт — Миньоранж. Готовый оттенок акварели зависит от степени измельчения частиц: чем тоньше, тем ярче получается цвет.

Красный цвет также получают из кармина. Однако его происхождение не минеральное, а животное, что придает такой краски специфическое свойство – нерастворимость в воде.

Оттенки синего изготавливаются из искусственного ультрамарина. Его оттенки колеблется от небесно-голубого до темно-синего. Более светлый цвет получается из минеральных компонентов тонкого разлома.

Также лазурь берлинская голубая является основой синих акварельных красок, ее цвет – темно-синий.

Индиго — темно-синий цвет с медно-красным отливом, может быть, минерального или растительного происхождения.

Зеленые оттенки получают за счет смешивания синих и желтых красок или их изготавливают из крона зеленого, ярь-медянки, киноварь зеленой, хромовой зелени, ультрамарин зеленый и др.

Процесс изготовления

Как делают акварель? Процесс изготовления акварели начинается с подбора нужного оттенка минеральной краски. Выбрать его можно из уже готового сырья или путем смешивания нескольких цветов. Если оттенок слишком насыщенный его ослабевают путем добавления белил.

Наиболее важный момент в производстве – тщательное измельчение минерального сырья. Так как минеральные краски часто не растворяются в воде, а окрашивание происходит за счет прикрепления частиц краски к бумажной поверхности.

  • Первичное минеральное сырье выпускается в кусках или порошке крупного помола.
  • Далее минеральные краски измельчаются в краскотерке, бегунах, шаровых мельницах или каменной ступке, если она изготавливается вручную. Чем мельче полученные частицы, тем выше сорт акварельной краски.
  • Затем полученную массу соединяют со связующим веществом, например, с гумми-арабиком. Так для красного цвета, изготавливающегося из кармина, подходит только раствор леденца, а раствор декстрина применяется для изумрудной зелени и хромового цвета.
  • Количество связующего вещества зависит от минерального сырья, так меньше всего его требуют белый и черный цвет, а больше всего оттенки охры.
  • После соединения минеральной краски с водным раствором связующего вещества получается глинообразное тесто и раскатывается толщиной 5-8 мм, после чего его оставляют сушиться на 12 – 20 часов.
  • Если акварель в дальнейшим будет расфасована в тубу, то помимо связующего вещества добавляется некристаллизующийся жидкий мед или глицерин.
  • В зависимости от формы выпуска жидкая фасуется в банку, полужидкая акварель — в тубу, твердая – в кювет или плитку.
  • Когда акварель достаточно затвердела ее формируют в выбранную форму. Готовая масса нарезается на соответствующие кусочки и приклеивается на плитку столярным или рыбьим клеем.

Второй способ приготовления

Глицерин заливается в реактор с дополнительными связующими элементами. Далее в дежу (специальная чаща) добавляется красящий пигмент, и вся полученная масса определенное время замешивается. Затем тонкой струей заготовка акварели поступает в краскотеручную машину, предназначенную для конкретного цвета, и перетирается. Далее масса поступает в чаны, из которых по специальным шлангам, переливается в фасовочную машину, где цвета фасуют в готовую тару для выпуска на продажу, а затем уже акварель высушивается в течение двух суток.

Пример изготовления синей краски

Минеральную краску берлинской лазури тонко измельчают, соединяют с водой и соляной кислотой, а затем доводят до кипения. После чего краска оседает, лишняя жидкость сливается. В полученную массу добавляют гумми-арабик, клей, который предварительно растворен в воде, и при измеренной температуре нагревают до получения пасты густой консистенции.

Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства этих видов красок не имеет принципиального различия и в основном проходит следующие стадии обработки: 1) смешение связующего с пигментом; 2) перетир смеси; 3) подсушка до вязкой консистенции; 4) наполнение краской чашечек или тюбиков; 5) упаковка.

Для смешения пигментов со связующим веществом применяются обычно механические смесители с опрокидывающимся кузовом. Для небольших количеств чаще всего замесы приготовляются вручную в мегаллических эмалированных бачках при помощи деревянных лопаток. В смеситель загружается связующее вещество и вводится небольшими порциями пигмент в сухом виде или водной пастой. Перетир акварельных красок производится на трехвальцовых краскотерочных машинах. Из-за чувствительности некоторых красок к железу рекомендуется применять вальцы из гранита или порфира, а стальной съемочный нож заменять деревянным.

При перетире на краскотерочной машине пигмент тщательно смешивается со связующим веществом в однородную красочную пасту.

Качество и количество перетиров зависит от смачиваемости пигментов, вязкости связующего вещества, от степени измельчения и твердости пигментов, от скорости вращения валов и величины зажатия их.

Грубодисперсный пигмент требует дополнительных перетиров, что ухудшает качество краски, загрязняя ее материалами при стирании валов и металлической пылью ножа. Для устранения этого не рекомендуется пасту перетирать более 4-5 раз. Для перетира акварельных красок необходимо иметь на группу пигментов более или менее близких по оттенку отдельные краскотерки. Одну машину для белых красок, другую машину для темно-коричневых и черных, третья машина перетирает желтые, оранжевые и красные, а четвертая - зеленые, синие и фиолетовые.

При переходе к перетиру другой краски необходимо тщательно промыть и очистить валы машины.

В производстве акварельных паст пользуются обыкновенно разбавленными растворами связующих веществ, так как при употреблении густых растворов при перетире не достигается получения однородной красочной пасты, и пигмент недостаточно насыщается связующим веществом.

Перетертая краска поступает на подсушку с целью удаления излишней влаги и получения густой пасты для фасовки в чашечки или тубы. Подсушка пасты ведется в специальных сушильных камерах или на гранитных плитах при темпера туре 35-40° С. После удаления части воды, сгустившаяся паста раскатывается в ленты толщиной в 1 см, разрезается на отдельные квадратные кусочки размером по площади кюветки и укладывается в чашечку. Сверху краска закладывается листочком целофана и, наконец, обертывается фольгой и бумагой с этикеткой. При выпуске акварельных красок в тубах, наполнение туб пастой производится автоматически тубонабивочными машинами.

Акварельные краски в чашечках удобны для пользования они легко берутся на кисть и долго сохраняют полусухую консистенцию. Недостаток этих красок состоит в том, что они легко загрязняются кистью при получении смесей, кроме того при выполнении больших работ натирание красок кистью в чашечке дает мало красочного материала и отнимает много времени.

С технологической точки зрения производство акварелей в чашечках неизбежно вызывает введение ряда добавочных операций: ручная укладка в чашечки, завертывание в фольгу, подсушивание пасты и т. п.

Краски в тубах значительно удобнее: они не загрязняются легко смешиваются с водой без длительного растирания и дают большое количество красочного материала. Можно пользоваться менее концентрированными растворами клея, что дает возможность лучше очищать гумми от посторонних механических примесей. Акварель более жидкой консистенции удобнее перетирать на краскотерочных машинах и пасту легче фасовать в тубы.

К недостаткам красок в тубах относятся: склонность к загустеванию от высыхания или действия пигментов (особенно плохо очищенных от водорастворимых солей) на связующие вещества, переводя их в нерастворимое состояние и делая их негодными к употреблению.

Часто происходит затвердение пасты изумрудной зеленой, в которой почти всегда присутствует борная кислота, коагулирующая гуммиарабик. Для устранения этого недостатка изумрудная зеленая должна быть хорошо освобождена от борной кислоты и затираться не на гуммиарабике, а на декстрине.

Стронциановая желтая, окись хрома и желтые хрома, также желатинируются, вследствие взаимодействия солей хромовой кислоты и бихроматов с гумми. В связующее этих красок также надо добавлять декстрин.

Желатинизация наблюдается также у акварельных красок, в которых имеются тонко-дисперсные пигменты с высокой адсорбционной способностью, преимущественно органического происхождения, например, крапплак.

Пигменты с большим удельным весом и плохо смачивающиеся связующим веществом иногда отделяются от связующего вещества, и красочная паста расслаивается. При взаимодействии металла туб и пигмента может изменяться оттенок краски. Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть посредством лессировок масляными красками. В акварели легче достигнуть тончайших оттенков и переходов. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.

Оттенок акварельных красок при высыхании изменяется - светлеет. Изменение это происходит от испарения воды, в связи с этим промежутки между частицами пигмента в накраске заполняются воздухом, краски значительно более отражают свет. Разница показателей преломления воздуха и воды вызывает изменение цвета высохшей и свежей накраски.

Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу, уменьшает количество связующего вещества, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место получается пересыщение связующим веществом и появляются пятна. По слегка влажной бумаге сверху рисунка наносится слой акварельной краски.

При покрытии картин, исполненных акварелью, очень важно, чтобы все краски более или менее равномерно и в достаточном количестве были насыщены связующим веществом.

Если отдельные части красочного слоя содержат недостаточное количество клея, то лак, проникая в красочный слой, создает для пигмента иную среду, не сходную в оптическом отношении с клеем, и сильно изменит ее в цвете.

Когда же краски содержат достаточное количество связующего, то при покрытии лаком восстановится их интенсивность и первоначальный блеск.

Для однотонного и равномерного покрытия бумагу надо держать не горизонтально, а под небольшим наклоном, чтобы краски медленно стекали вниз.

Глава 14. Пастель, материалы для рисунка и кисти

Слово pasta означает тесто. Такой вид имеет пастельная масса до формования в карандаши.

Пастель представляет собой вид рисунка, выполняемого цветными карандашами.

Вначале цветными карандашами исполнялись главным образом наброски к картинам, а затем в более позднее время пастель приобретает самостоятельное значение и ею пользуются выдающиеся художники.

Пастель в противоположность акварели не имеет прозрачных красок, так как она готовится с очень незначительным количеством связующего вещества, чтобы образовать из пигмента палочки карандаша без оправы для более удобного втирания краски и лучшего сцепления порошка с поверхностью.

Для приготовления пастели употребляют слабые растворы клеев траганта, гуммиарабика, декстрина, желатина, сахара, мыла, меда, сильно разбавленные эмульсией темперы, особенно восковые, молоко, отвар солода, овсяный клей и т. п. Желатин употребляется в растворах не выше 3%.

Гуммиарабик (выше 2%) образует на поверхности карандашей твердую корку и сообщает хрупкость краскам.

Введением добавок меда, леденца и глицерина можно увеличить гибкость красок.

Снятое молоко, слабые растворы мыла, меда и сильно разбавленные темперные эмульсии применяются главным образом для карандашей из каолина и цинковых белил ввиду их очень слабой вяжущей силы. Овсяный клей и отвар солода применяются для таких пигментов, которые имеют наклонность к отвердеванию, как, например, крапплак, парижская синяя и красный кадмий.

Для приготовления различных карандашей, в зависимости от качества пигмента, нужны разные связующие вещества.

Некоторые пигменты без связующего образуют плотные карандаши. Карандаши, приготовленные на гипсе или каолине, требуют очень незначительного количества связующего. Одним из лучших связующих веществ для цветных карандашей считается трагант.

Гумми трагант относится к веществам, выделяющимся при поранении некоторых растений.

Трагантовая камедь бесцветная или слабо окрашенная, в воде очень сильно набухает и употребляется в качестве связующего вещества для многих целей.

Цветные карандаши изготовляются трех сортов: твердые, полутвердые и мягкие, что зависит от свойств и качества связующего вещества и от примесей различных веществ, придающих им мягкость.

Перечислим требования, которые предъявляются к цветным карандашам: цвет по эталону; карандаш не должен крошиться и ломаться; обладать достаточной светостойкостью и легко растушевываться; хорошо держаться на загрунтованной поверхности; иметь интенсивно чистый цвет и сообщать рисунку матово-бархатистый вид; легко писать по бумаге и не скользить.

Из пигментов в пастели применяют только прочные и светоустойчивые, т. е. такие, которые входят в состав масляных красок, и тонкодисперсные, как для акварели.

В качестве белых пигментов употребляют: каолин, плавленный мел, гипс, легкий шпат, тальк и др.

Вследствие легкой изменяемости гипса и каолина при закреплении фиксативами рекомендуется их применять в смеси с цинковыми белилами в соотношении 1: 1 или 2:1.

Цинковые или титановые белила, как кроющие пигменты, вполне пригодны.

Связующее вещество для цветных карандашей состоит обычно из клея и воды и представляет собой раствор слабой концентрации не выше 3%.

Для приготовления раствора взвешивают 3 г траганта и всыпают в 100 см3 теплой воды и оставляют в покое на 8-10 часов.

Затем содержимое нагревают до тех пор, пока не образуется клейстер.

Если пигмент требует меньшей связи, например, охры, сиены (содержащие глинозем), то 3% раствор гумми разбавляют водой вдвое и втрое по объему.

Количество связующего для пигментов устанавливается в каждом отдельном случае опытным путем на основании предварительных проб, так как одни и те же по названию пигменты часто обладают различными свойствами.

Приготовление карандашей

Порошок пигмента стирают с водой в ступке в крутое тесто и затем прибавляют раствор связующего вещества

Паста немного подсушивается на воздухе, чтобы можно было формовать из нее карандаши. Тесто не должно быть сильно обезвоженным, чтобы оно не крошилось и не клеило.

Слегка обезвоженное тесто выкатывается в руках или между двух стекол (сильно нажимать не рекомендуется).

Можно также получить карандаши прессованием в гильзах, а также в металлических трубочках.

Часто масса продавливается в виде тонкой «колбаски» через матрицу винтового пресса; для этих целей можно легко приспособить обыкновенную небольшую мясорубку.

Шкала тонов получается при помощи разбавления белыми наполнителями.

Пигмент в тесте делится на две части: одна часть идет как первоначальный полный тон, к другой половине прибавляют наполнитель и раствор клея, затем перемешивают и снова делят на две части. Эту операцию повторяют до 10 раз, получая карандаши многих оттенков, содержащие различные количества наполнителя.

Некоторые пастельные карандаши например, изумрудная зеленая, скользят по бумаге; этот недостаток устраняется прибавкой в состав теста талька или стеариново-кислого кальция.

Сухие карандаши должны быть гигроскопичны и легко набирать влагу.

Если карандаши получились слишком твердые, то их надо вновь размельчить, смешать с водой и извлечь связующее вещество, а потом прибавить немного снятого молока или очень разведенного раствора мыла или овсяного клея.

Карандаши сушатся на бумаге при невысокой температуре в 20-40° С.

Термин Акварель (франц. aquarelle, англ. painting in water colours, итал. aquarelle или aqua-tento, нем. Wasserfarbengemalde, Aquarellmalerei; от лат. aqua - вода) имеет несколько значений.
Во-первых, он означает живопись специальными водорастворимыми (т.е. свободно растворяющимися в обычной воде) красками. И в данном случае принято говорить о технике акварели (т.е. определенном процессе творчества в изобразительном искусстве).
Во-вторых, его употребляют, собственно, для непосредственного обозначения самих водорастворимых (акварельных) красок. При растворении в воде они образуют прозрачную водную взвесь тонкого пигмента, входящего в основу краски, благодаря которой удается создавать неповторимый эффект лёгкости, воздушности и тончайших цветовых переходов.
И, наконец, в-третьих, так принято называть сами работы, выполненные в данной технике акварельными красками. Их отличительные особенности заключаются, главным образом, в прозрачности тончайшего красочного слоя, остающегося на бумаге после высыхания воды. При этом белила не используются, так как их роль выполняет белый цвет бумаги, просвечивающий сквозь красочный слой или вообще не закрашенный.

Во всем многообразии существующих красок, акварельные краски по праву принято считать одними из самых древнейших и любимых художниками самых разных школ и направлений.
Ученым известны образцы работ, выполненных акварелью, современные египетским папирусу и иероглифам. В византийском искусстве с помощью акварели украшали церковные богослужебные книги. Позднее ею пользовались для раскрашивания рисунков и подмалёвки на досках. Мастера эпохи Возрождения акварелью делали эскизы к своим станковым и фресковым произведениям. До наших дней дошло немало рисунков, оттушёванных карандашом и раскрашенных затем акварелью. В их числе можно назвать работы таких великих художников как Рубенс, Рафаэль, Ван Остаде, Лессюер и др.
Благодаря сравнительной простоте их использования и относительной доступности, акварельные краски получили весьма широкое употребление в изобразительном искусстве.

Состав акварельных красок.
Основой состава акварельных красок является тонко перетертый пигмент к которому в качестве связующего добавляется незначительное количество различных клеев растительного происхождения (гуммиарабика, декстрина, траганта, вишневого клея и др.). Так же в состав в определенных пропорциях входят еще мед (или сахар, глицерин), воск, некоторые виды смол (преимущественно смолы-бальзамы), благодаря добавлению которых краски обретают твердость, мягкость, пластичность, а также другие необходимые качества.
Как правило, акварель бывает твердой - в виде плиток, размещаемых в специальных маленьких емкостях (кюветах) или мягкой - в тюбиках.

Российские производители акварельных красок
Из числа крупнейших самых известных производителей акварельных красок в России существующих в настоящее время необходимо выделить два. Это московское ОАО «Гамма» и питерский ЗКХ «Невская палитра». Оба предприятия выпускают высококачественную краску, как для профессиональных художников, так и для любителей, учащихся, школьников.
Лучшей по качеству акварелью среди продукции «Гаммы» можно назвать серию «Студия» (выпускается как в кюветах, 2,5 мл., так и в тубах, 9 мл.).
У «Невской палитры» бесспорно лучшей акварелью является серия «Белые ночи» (так же выпускается в кюветах, 2,5 мл. и в тубах, 18 мл.). Лично я предпочитаю работать именно этими красками (пользуюсь в основном кюветами), но у каждого художника, естественно, свои вкусы и пристрастия.
Кроме «Белых ночей» ЗКХ «Невская палитра» выпускает акварель серий «Сонет» и «Ладога», но и та и другая заметно уступают первой.

В качестве примера приведу образцы полной палитры (выкраски) московской «Студии» и питерских «Белых ночей».
Выкраска Акварели ОАО «Гамма» (материал взят с сайта «Гамма»)

Выкраска Акварели ЗКХ «Невская палитра» (материал взят с сайта «Невская палитра»)

Кроме того, ЗКХ «Невская палитра» производит так же серию красок «Сонет». Их качество немного хуже вышеупомянутых акварелей, и палитра не такая богатая, но зато стоят они дешевле.

Зарубежные производители акварельных красок
Многие широко известные в мире зарубежные компании-производители художественных красок выпускают акварель. Как правило, каждая фирма представляет свою продукцию двумя линиями. Обычно одна из них - это дорогие, высококачественные акварельные краски, изготовленные на основе натуральных пигментов, для профессиональных художников. Такая палитра содержит большое количество цветов и оттенков, а сами краски весьма долговечны и светостойки. Другая линия предназначена для студентов, учащихся, любителей живописи. Эти краски могут изготовляться на основе синтетических заменителей, по характеристикам близки к натуральным краскам, но все же уступают им по качеству, благодаря чему значительно дешевле и более доступны. Они менее долговечны и светостойки. Палитра содержит соответственно меньшее количество цветов (оттенков).

Голландские акварельные краски
Известнейшим производителем акварельных красок в Голландии является фирма «Old Holland», берущая свое начало в середине 17-го века. Ее акварель представлена богатейшей палитрой в 160 цветов.


Другим, не менее знаменитым, производителем акварели является фирма «Royal Talens», основанная в 1899 году. Ее продукция на современном рынке представлена двумя линиями:
«Rembrandt» (палитра 80 цветов)


«Van Gogh» (палитра 40 цветов)



Английские акварельные краски
Одним из известных производителей акварели в Англии является компания «Winsor & Newton», основанная в 1832 году в Лондоне. В настоящий момент ее акварель представлена двумя линиями:
«Artists Water Colour» (палитра 96 цветов)

«Cotman Water Colour» (палитра 40 цветов)


Другим английским производителем акварели является фирма «Daler-Rowney». Ее продукция также представлена двумя линиями:
«Artists" Watercolour» (палитра 80 цветов)

«Aquafine» (палитра 37 цветов)


Итальянские акварельные краски
Известнейшим итальянским производителем акварельных красок является фирма «Maimeri». В настоящий момент ее акварель представлена двумя линиями:
«Maimeri Blu» (палитра 72 цвета)

«Venezia» (палитра 36 цветов)

Французские акварельные краски
Известный французский производитель «Pebeo», фирма основана в 1919 году. На сегодняшний день в ассортименте ее продукции представлены две линии акварельных красок:
«Fragonard extra fine watercolour» (палитра 36 цветов)