Изложение случай на границе. Изложение "случай на границе" презентация, доклад. IV. Написание изложения с элементами сочинения

Текст 1. Там, где жил Паустовский

С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности Константина Георгиевича Паустовского. Дом, в котором он жил, одноэтажный, аккуратно рубленный, с голубыми стенами, недалеко от центра города, в тупике коротенькой улицы, возле берегов Тарусы при впадении ее в Оку. Дом обычный для Тарусы. Крохотный дворик, заросший зеленью, клумба с цветами, фруктовый сад, застекленная беседка у самого берега, круто спускающегося к реке. В беседке Константин Георгиевич любил работать. В ней уютно, тихо. Только чуть слышно, как журчит вода на каменистых перекатах.

Здесь, над береговым обрывом, жил писатель подолгу, если не уезжал за границу или на юг. Отсюда ранним утром уходил он на рыбалку. Рыбная ловля была для писателя не только приятным отдыхом. В эти часы у него рождались новые мысли и темы. В окрестностях Тарусы писатель нашел то, что он любил больше всего, к чему тянулся душой: простую, милую сердцу среднерусскую природу. О Тарусе он отзывался восторженно, как о любимом месте на земле.

В доме скромно и просто. Никакой роскоши, только необходимое. Самое интересное здесь – рабочий кабинет писателя с окном в сад. Окно большое, обращенное к реке, к полям. В кабинете никакой покраски, запах дерева, много света. При жизни писателя здесь всегда были цветы. Со стен глядели на него портреты друзей его сердца, властителей его дум: Блока, Бунина, Чехова.

(М.Ростовцев)
(207 слов)

Задание. Письменно ответьте на один из вопросов.

1. Какие произведения К.Паустовского вы читали? 2. Опишите дом К.Паустовского в Тарусе. Каково убранство дома, кабинета? Почему К.Паустовский любил этот дом?

Текст 2. Там, где жил Пушкин

В пушкинском заповеднике три огромных парка: Михайловский, Тригорский и Петровский. Все они отличаются друг от друга.

Тригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление остается от него даже в пасмурные дни. Свет лежит золотыми полянами на веселой траве, зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина.

Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под черными шатрами листьев. Он полон Пушкиным и Языковым.

Михайловский парк – приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в столетние и пустынные леса.

Главная прелесть Михайловского парка – в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его крыльцо.

Петровский парк хорошо виден из Михайловского. Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь как в погреб. В лопухах пасутся стреноженные лошади. На вершинах темных деревьев гнездятся хриплые галки.

Я вспоминаю леса, озера, парки и небо. Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времен. Здешняя природа не тронута никем. Ее очень берегут. Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землей, чтобы не ставить столбов. Столбы сразу бы разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест...

(К.Паустовский)
(206 слов)

Задание. Напишите выборочное изложение – описание одного из парков.

Текст 3. Елена Андреевна

Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно, Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал словом и делом, когда это было необходимо. «Милый и добрый брат!» – так неизменно начинал он свои письма к Федору. Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.

Елена Андреевна была удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной женщиной. Она – полная противоположность своему мужу, который был человеком грубым и ограниченным.

Все женщины, когда не было дома барина, шли к Елене Андреевне за советами, лекарством. Она с каждой крестьянкой поговорит, поможет решить любую проблему.

Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепиано. Некрасов писал, что она была певицей с удивительным голосом. Ей приходилось предпринимать почти героические усилия, чтобы оградить детей от дурного влияния отца-деспота.

Маленький Николай был горячо привязан к матери. Елена Андреевна стала и первой ценительницей его ранних стихов. Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. Она посоветовала ему поступить в университет. Елена Андреевна считала, что образованность приобретается именно в университете, а не в специальных школах, куда его намеревался определить отец.

На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. В своих стихах он запечатлел ее образ. Он замечает печальный ее взор, тихий шаг, бледную руку, ласкающую его. О ней писал поэт в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», незаконченной поэме «Мать». С нежностью говорил о маме: «Ангел, ангел она у меня была. Все, что есть хорошего во мне, от нее».

(Н.Якушин)
(245 слов)

Задание. Напишите выборочное изложение о матери известного русского поэта Н.Некрасова.

Текст 4. Грибная пора

Грибов в хвойнике было изобилие. Громадные белые прятались в болотистой траве, а подосиновики, пренебрегая материнским деревом, хоронили под игольником свои красные шляпки. Грузди, волнушки, лозянки и свинухи не росли разве что на ветвях деревьев, стволы понизу они хорошо обжили.

В неразборчивой жадности грибники набили до отказа все имевшиеся емкости чем попало. Они кидались на старые свинушки и разламывающиеся в руках, черные, как сажа, изжившие свой век грузди, и белые с губчатым изжелта-зеленым исподом, и сыроежки с белесо-серыми шляпками, которые вообще не рекомендуется брать, и рыжики с легкой червоточинкой, и даже ложные белые, если уж очень хорошо притворились. Их выкинуть всегда успеется. Теперь пришлось устроить безжалостную ревизию всему сбору. Оставили меньше половины, обрезали ножки и принялись за работу по-новому. Строжайший отбор. В корзину идут только молоденькие и крепкие.

От свинух и сыроежек отказаться, черные грузди брать лишь с белой, чистой изнанкой. И опять пошел самозабвенный рыск. Мелькали ножи, подушечки пальцев обрастали темной несдираемой грибной клейковиной, похожей на вар, деревенели поясницы, тяжелели корзины, оттягивая руки, пока вновь не наполнились через край. В ход пошли полиэтиленовые мешки...

В общем радостном деле забывалась рознь, все сложности, омрачавшие жизнь, казались маленькими и не важными перед Его Величеством Грибом.

(По Ю.Нагибину)
(197 слов)

Задание. Напишите изложение о грибном изобилии и грибниках.

Подберите синонимы к слову изобилие.

Выпишите из текста все однокоренные слова существительного гриб.

Текст 5. Первое свидание

В те годы семья Чеховых жила на Садовой, в Кудрине, небольшом красном уютном домике, какие, кажется, можно встретить только еще в Москве. Это был каменный особнячок, примыкавший к большому дому, но сам составлявший одну квартиру в два этажа. Внизу меня встретили сестра Чехова и младший брат, Михаил Павлович, тогда еще студент. А через несколько минут по лестнице сверху спустился и Антон Павлович.

Передо мною был молодой и еще более моложавый на вид человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим еще характерных юношеских очертаний. В этом лице было что-то своеобразное, что я не мог определить сразу и что впоследствии, по-моему, очень метко, определила моя жена, тоже познакомившаяся с Чеховым. По ее мнению, в лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. И это было особенно привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях. Вообще в это первое свидание Чехов произвел на меня впечатление человека глубоко жизнерадостного. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы. И вместе угадывалось что-то более глубокое, чему еще предстоит развернуться, и развернуться в хорошую сторону.

(В.Короленко)
(214 слов)

Задание. Напишите выборочное изложение на тему «Антон Павлович Чехов».

Что во внешности Антона Чехова показалось В.Короленко особенно привлекательным?

Текст 6. Царица лета

По улицам города, по его бульварам разлит удивительный аромат. Подует ветерок, чуть колыхнет зеленые кроны – и сильнее ударит волной медовой свежести. Подошла душистая пора, когда цветут липы, указывая на незаметно подступивший разгар лета.

Липа – древнейшая спутница города. Целые города выросли под липами с нареченными в ее честь именами – Липецк, Лиепая, Лейпциг. А сколько в России деревень Подлипки!

Об этом дереве много преданий, сказок, легенд. Липа вековая, равнодушная к бегу времени, недоверчивая даже к приходу весны, – древний поэтический образ славян, символ мира и покоя.

Липа – целая лесная аптека. Народная мудрость сумела разгадать многочисленные лечебные тайны этого дерева. За помощью к нему обращаются при самых разных недугах: кашле, простуде, ангине, ожогах, головной боли и т.д. А липовый мед! Это кладовая различных витаминов, средство от многих болезней. Но главный носитель фармакологических свойств – липовый лист. Однако собирать и сушить его нужно умеючи, иначе и дереву навредишь, и для себя ожидаемой пользы не получишь.

Дерево это любо всем. И везде липа в почете. В городе ее стройные стволы и тенистые кроны украшают проспекты и бульвары, скверы и старые парки. Здесь липа – дерево комфорта, несущее красоту и здоровье.

Липа – одно из настоящих чудес природы.

(В.Сущеня)
(187 слов)

Задание. Напишите выборочное изложение, ответив на вопрос: почему липа всегда в почете?

Текст 7

Я нетерпеливо желал воротиться из шумного Чурасова в тихое Багрово, в бедный наш дом; я даже соскучился по бабушке и тетушке.

Но главною причиною скуки, ясно и тогда мною понимаемою, было то, что я мало проводил времени наедине с матерью.

Я уже привык к чистосердечному излиянию всех моих мыслей и чувств в ее горячее материнское сердце, привык проверять свои впечатления ее разумным судом, привык слушать ее живые речи и находить в них необъяснимое удовольствие. В Чурасове беспрестанно нам мешали и даже отвлекали от меня внимание матери, – и много новых вопросов, сомнений и предположений, беспрестанно возникавших во мне от новых людей и предметов, оставались без окончательного решения, разъяснения, опровержения иди утверждения – это постоянно беспокоило меня.

Сестрицу я любил час от часу горячее; ее дружба очень утешала меня, но я был старше, более развит и мог только сообщать ей свои мысли, а не советоваться с ней.

Не сознаваемою мною тогда причиною скуки, вероятно, было лишение полной свободы. Я знал только один кабинет; мне не позволяли оставаться долго в детской у братца, которого я начинал очень любить, потому что у него были прекрасные черные глазки, и которого, бог знает за что, называла Прасковья Ивановна чернушкой. Кроме же кабинета и детской, только на короткое время, непременно с Евсеичем, позволяли мне побегать в столовой. Прасковьи Ивановны я не понимал; верил на слово, что она добрая, но постоянно был недоволен ее обращением со мной, с моей сестрой и братцем, которого она один раз приказала было высечь за то, что он громко плакал; хорошо, что маменька не послушалась.

Итак, весьма естественно, что я очень обрадовался, когда стали поговаривать об отъезде. Видно, Прасковья Ивановна очень полюбила мою мать, потому что несколько раз откладывала наш отъезд. «Ну что тебе там делать, в этой мурье? – говорила она. – Свекровь по тебе не стоскуется, а золовки и подавно. Я тебя ничем не стесняю, а на людях веселее». Мать и не спорила; но отец мой тихо, но в то же время настоятельно докладывал своей тетушке, что долее оставаться нельзя, что уже три почты нет писем из Багрова от сестрицы Татьяны Степановны, что матушка слаба здоровьем, хозяйством заниматься не может, что она после покойника батюшки стала совсем другая и очень скучает. Он прибавлял, что молотьба и поставка хлеба идет очень плохо и что ему нечем будет жить. Прасковья Ивановна отвечала, что все это «враки», – и не пособляла моему отцу ни одной копейкой.

Наконец мы собрались совсем, и хозяйка согласилась отпустить нас, взяв честное слово с моего отца и матери, что мы непременно приедем в исходе лета и проживем всю осень.

(С.Аксаков)
(416 слов)

Объяснение слов: мурья – тесное и темное жилье, лачуга, конура; каюта под палубой парохода, судна; трюм; золовка – сестра мужа; свекровь – мать мужа; пособлять – помогать.

Задание. Озаглавьте текст, напишите выборочное изложение на тему «Жизнь в Чурасове».

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва

04.11.2011 32697 1440

Уроки № 70-71. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

Цели: развитие речи учащихся, навыка определения типа и стиля текста; составление плана по предложенному тексту.

I . Чтение текста.

НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ БЕССЛЕДНО

Кем я буду? Каким буду? Сколько сил затрачиваем мы в юности на разре­ шение этих вопросов... Мне хочется поговорить о том, как рождается мечта, как она захватывает человека и поворачивает за собой его жизнь.

Я была совсем девчонкой, когда"в Харьков, где жила наша семья, приехала Айседора Дункан. Музыка, летящая белая туника, ни на что прежде виденное не похожий танец, смелость, сила, мужество... До этого дня вопрос о моем будущем считался в доме решённым. Отец, сам медик по образованию, считал, что его дочь -прирождённый хирург. Но тут... Ещё он не кончился, этот поразительный танец, а я уже знала, что буду балериной.

Пришлось отдать меня в балетную школу. Я занималась, делала успехи и была счастлива, пока лет в 15 не наступила пора увлечения кинобоевиками. Я со­ вершенно потеряла голову. Все полетело: музыка, балет.

В те годы актёр лично, без всяких дублёров, должен был проделать всё, что происходило на экране. Звёзды самолично скакали верхом, бросались с высоты в море, выпрыгивали из горящих домов. И я с головой ушла в спорт.

И так же внезапно, ломая налаженную жизнь и установившиеся планы на будущее, вспыхнуло сумасшедшее увлечение цирком.

«Союзгосцирк» купил за границей группу леопардов, и я стала дрессиров­ щицей.

В молодости я сама удивлялась своим внезапным перевоплощениям, думала о непостоянстве своей натуры. Но с годами стала понимать, что дело совсем не в этом. Ничто не было «вдруг», каждый резкий поворот в судьбе был связан с какой- то встречей. Всякое новое увлечение - с человеком, заразившим меня своим приме­ ром. Люди, которые нас восхищают, их талант, обаяние личности, пример их жиз ни - вот, если вдуматься, истинные вехи на нашем пути, вот что даёт нам силы для неустанного движения вперед. И даже если мы прощаемся со своим увлечением, оно не исчезает бесследно...

Наши учителя, наставники - это не только те, кто давал нам уроки и ставил отметки. Так уж устроено - человек становится самим собой, преломляя в себе дру­ гих людей. Идя за ними, он постигает собственное призвание (И. Бугримова).

II . Предварительные упражнения.

1. Сгруппировать слова в соответствии с основными правилами пра­ вописания. Объяснить написание выделенных орфограмм: удивляться,
восхищаться, заниматься, приехать, скакать, выпрыгивать, затрагивать, захватывать, поворачивать, увлечение, призвание, происходило, су­
масшедший, кинобоевики, (за) границей, самолично, девчонка, налаженная
жизнь, решенный вопрос, прирожденный хирург, поразительный танец,
дрессировщица.

Составить с некоторыми словами и словосочетаниями простые и сложные предложения. Сделать словообразовательный анализ 2-3 слов (по выбору...).

2. Проанализировать текст. Сделать синтаксический разбор некоторых предложений, объяснить расстановку знаков препинания:

Я была совсем девчонкой, когда в Харьков, где жила наша семья, приехала Айседора Дункан. Музыка, летящая белая туника, ни на что прежде виденное не похожий танец, смелость, сила, мужество... До это­го дня вопрос о моём будущем считался в доме решённым. Отец, сам ме­дик по образованию, считал, что его дочь - прирождённый хирург. Но тут... Ещё он не кончился, этот поразительный танец, а я уже знала, что буду балериной.

Наши учителя, наставники - это не только те, кто давал нам уроки и ставил отметки. Люди, которые нас восхищают, их талант, обаяние личности, пример их жизни - вот, если вдуматься, истинные вехи на на­шем пути, вот что даёт нам силы для неустанного движения вперёд. И даже если мы прощаемся со своим увлечением, оно не исчезает бес­следно...

III . Работа над содержанием текста. Подготовительная работа.

1. Определить стиль и тип текста. Найти основную мысль в рассуж­дениях и воспоминаниях известной артистки цирка Ирины Бугримовой. В чем причина, по её мнению, «резких поворотов» в её судьбе и «внезап­ных перевоплощений»?

Примерный план

1) Вечные вопросы, или как рождается мечта.

2) Приехала Айседора Дункан.

3) От увлечения кинобоевиками совершенно потеряла голову.

4) С головой ушла в спорт.

5) Я стала дрессировщицей.

6) Ничто не было вдруг.

7) Кто наши учителя и наставники?

8) Неустанное движение вперед.

2. Определить, какую роль играют в тексте сочетания: с головой уш­ла в спорт, совершенно потеряла голову, вспыхнуло увлечение цирком, ло­мая налаженную жизнь, сумасшедшее увлечение, заразил меня примером, прощаться со своим увлечением, становиться самим собой, преломлять в себе других людей.

3. Проверить написание слов: Харьков, Айседора Дункан, дрессиров­ щица, перевоплощение, ничто не бывает вдруг, обаяние личности, резкие повороты в судьбе, вспыхнуло сумасшедшее увлечение цирком, так же, совсем не в этом, так уж устроено, не только.

4. Напишите сочинение о людях, которые повлияли на вашу жизнь, на увлечения и стремления.

IV . Написание изложения с элементами сочинения.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Слайд 1

Текст слайда:

Изложение Случай на границе

Слайд 2


Текст слайда:

Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушные границы.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защитить свою страну!

Слайд 3


Текст слайда:

Кто плывёт на корабле?
И тоскует о земле.
С ветром дружит и волной,
Море- дом его родной.

Слайд 5


Текст слайда:

Крепкий прочный парашют
За спиной раскрылся,
И за несколько минут
На землю он спустился.

Слайд 7


Текст слайда:

Случай на границе.

Миша жил на границе. Однажды он увидел в окно чужого.
Мальчик побежал на заставу. Пограничники нашли незнакомца. Он оказался шпионом.
За помощь пограничники наградили Мишу велосипедом.

Слайд 8


Текст слайда:

Вопросы
I 1. Где жил Миша?
2. Кого он однажды увидел в окно?
II 3. Куда побежал мальчик?
4. Кого нашли пограничники?
5. Кем он оказался?
III 6. Чем пограничники наградили Мишу за помощь?

НА ЗАСТАВЕ

ЧУЖОГО

НА ЗАСТАВУ

НЕЗНАКОМЦА

ШПИОНОМ

ВЕЛОСИПЕДОМ

Слайд 9


Текст слайда:

Случай на границе.

Миша ж л на гр ниц. днажды он увидел в кно
чуж.
М льчик п б жал на
з ставу. П гр ничники нашли незн комца. Он к зался шпион м.
За пом щ п гр ничники
нагр дили Мишу в л сипед м.

Слайд 10


Текст слайда:

Как нужно писать имя мальчика?

Как правильно оформлять начало и конец предложения?

Как по-другому называют Мишу?

он, мальчик

Начало- с заглавной буквы,
в конце ставим точку.

Слайд 11


Текст слайда:

Запомни написание слов!

НА ГРАНИЦЕ
ОДНАЖДЫ
ПОГРАНИЧНИКИ
НЕЗНАКОМЦА
ЗА ПОМОЩЬ
ВЕЛОСИПЕДОМ

Слайд 12