Изложение тройка. Картина «Тройка» В.Г. Перова: история создания и описание. Картина «Тройка»: описание

Картина "Тройка" Василия Перова - одна из самых драматичных, печальных и эмоциональных картин русской живописи. Она была написана в 1866 году и посвящена нелегкому детскому труду. Другое название картины - "Ученики мастеровые везут воду".

В те тяжелые времена народ в своей массе был беден, практически не имел никакого выбора. Голод, холод, нужда - вот что ожидало большую часть детей. Во многих семьях детей попросту не могли прокормить, даже если ребята трудились наравне со взрослыми. Считалось большой удачей, если находилась возможность отдать ребенка в подмастерье к ремесленнику в город: там ребенок получал жилье, еду, он помогал мастеровому в работе и таким образом овладевал профессией, которая впоследствии могла его прокормить.

На самом деле многие мастеровые нагружали детей таким адским трудом, что они просто не выживали, болели и умирали от адской работы. Один из таких примеров мы видим на картине художника.

Раннее морозное утро, город покрыт густым серым туманом, по снежной улице трое изможденных детей тянут на санях бочку с водой. Видно, мастер пораньше разбудил их и отправил на речку за водой.

День только начинается, но дети уже уставшие. Они продрогли, их одежда плохо защищает их от холода, но деваться некуда - надо тянуть сани. Мальчик, который впрягся с левой стороны, уже почти падает. Мороз такой, что вода, выплескиваясь, сразу замерзает в сосульки, это только подчеркивает, как замерзли юные работники. Они тянули свои сани в гору, видно, было так тяжело, что какой-то прохожий решил им помочь, подтолкнуть повозку сзади. Дальше дорога идет под горку, будет легче.

Рядом бежит собачка, но и она не добавляет радостных чувств в картину. Все написано серо-тусклыми красками, даже снег. Все подчеркивает безысходность ситуации. У этих детей явно нет будущего, они обречены.

Эта обреченность подтверждается реальной историей, связанной с картиной. Художник искал натурщиков - детей, которые ему позировали для этого произведения. В качестве натурщика для фигуры среднего мальчика, художник пригласил крестьянского мальчика Васю, крепкого и смышленого - на картине он выглядит самым сильным. Этот мальчик, натурщик, умер через несколько лет после написания картины - суровая жизнь не пощадила и его.

Картина "Тройка" - не просто произведение искусства, она - суровое свидетельство истории, правдиво рассказывающее о жизни народа. Смотреть на нее грустно, немного страшно, дети вызывают жалость, сострадание.

Как-то ранним утром к В. Г. Перову постучали. Он вышел и уви-дел на пороге сгорбленную старушку. Она молча пода-ла ему свой скромный дар - узелок с яичками - и начала плакать, произнося: «Сыночек-то мой…» Наконец, утерев глаза полой своего заскорузлого полушубка, крестьянка рассказала художнику, что не-сколько лет назад он писал картину с её сыночка Васи. Тот заболел в прошлом году и умер, а она, продав весь свой скарб, проработав зиму и скопив деньжонок, пришла купить картину, где нарисован её Ва-сенька.

Тут вспомнил художник, как бродил он однажды около Тверской заставы в поисках натуры для задуманного им произведения. Был солнечный апрельский день, по дороге шли толпы богомольцев, мас-теровые возвращались после праздника в город на работу. И вдруг в стороне, на крыльце, где особенно припекало солнце, среди отды-хающих путников художник увидел крестьянку с мальчиком, именно с таким, какого хотелось ему изобразить в картине. Перову удалось упросить мать позволить мальчику позировать ему. В то время как художник работал, женщина рассказала ему о своём горьком вдовстве и бедности крестьянской. Она схоронила мужа и детей и осталась «с одним утешением - сынком Васенькой».

И вот сейчас, одинокая и постаревшая, она вновь стояла перед ним. Она принесла свои скудные сбережения, чтобы купить кар-тину.

Потрясённый до глубины души художник объяснил ей, что кар-тина ему не принадлежит: она куплена известным собирателем П. М. Третьяковым и находится в его галерее.

Часов около девяти утра Перов повёл женщину к Третьякову. Ед-ва вошли они в зал, как старушка охнула и упала на колени. Она уви-дела своего Васю. Несколько часов простояла женщина перед карти-ной «Тройка». Наконец она повернулась к художнику. В глазах её стояли слёзы благодарности человеку, чудесное искусство которого сохранило матери образ сына. Женщина низко поклонилась художни-ку и ушла, сгорбленная и молчаливая. А Перов испытал в эти минуты неповторимое чувство радости.

(По А . Волынскому )

Задание

1. Передайте подробно или сжато содержание предложенно-го текста и озаглавьте его.

2. Расскажите о произведении искусства, которое произвело на вас особенно сильное впечатление.

(По книге: Кулаева Л. М. Диктанты и изложения по русскому языку: 9 класс. ФГОС / Л. М. Кулаева, Е. А. Влодавская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство «Экзамен», 2017. - С. 235-236.)

В. Г. Перов. «Тройка (Ученики мастеровые везут воду)». 1866 год

Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…

Работа над изложением «Вторая встреча»

(отрывок из рассказа В.Г.Перова «Тетушка Марья»)

I . Пояснения для учителя.

Изложение-эффективный вид работы по развитию речи,формирующий умение точно передавать прочитанное.Оно позволяет вести работу над умением сжато и выборочно изложить исходный материал.Упражнения в перестановке частей, включении вставок вырабатывают необходимые умения в совершен - ствовании текста. Написание изложения активизирует работу по обогащению

словаря учащихся.

Текст изложения «Вторая встреча» рассказывает об истории создания кар- тины Перова «Тройка». Изложение состоит из двух частей и ее можно написать с перестановкой материала. Для облегчения работы нужно иметь большую репродукцию картины В.Г.Перова «Тройка».

II . Слово учителя.

Картина В.Г.Перова «Тройка» известна каждому. Знаменитая картина до сих пор волнует наши сердца, вызывает жалость и сострадание к детям. Перов был смелым, прямым и отзывчивым человеком.Он горячо любил искусство,свой народ.С большой любовью он относился к детям, с болью и гневом изображал их тяжелое детство в условиях царской России.

Десятилетия спустя после картины, Перов написал рассказ «Тетушка Марья», который освещает длительный путь творческих исканий художника. В этом рассказе Перов описывает свои поиски подходящей натуры для своей картины. III. Беседа по картине В.Г.Перова «Тройка».



Ознакомьтесь с репродукцией картины В.Г Перова «Тройка». (Ученики-мастеровые везут воду ) и ответьте на следующие вопросы:

1).Где происходит действие картины?

2).Чем заняты ребята, которых вы видите на картине?

3).Кто, по вашему, эти дети?

4).В каких условиях трудятся ребятишки?

5).Как художник показал,что на детские плечи возложен непосильный труд?

6).Зачем художник изобразил впереди детей собачонку?

7).Что нравится вам в этих детях?

8).Что говорит вам картина о характере детей?

9).Почему В.Г.Перов назвал картину «Тройка?»

Такая беседа по вопросам подготовит учащихся к написанию изложения.

IV . Чтение текста. Текст размножить и раздать всем ученикам.

Вторая встреча.

Как-то ранним утром к художнику В.Г.Перову постучали.Он вышел и увидел на пороге сгорбленную старушку-крестьянку.Она молча подала свой скромный дар и начала плакать,произнося: «Сыночек-то мой...».Наконец,утерев глаза,крестьян

ка рассказала художнику,что несколько лет назад он писал картину с ее сыночка Васи.Тот заболел в прошлом году и умер, а она, продав весь свой скарб, про-

работав зиму и скопив деньжонок, пришла купить картину, где нарисован ее Васенька.

Тут вспомнил художник, как бродил он однажды около Тверской заставы в по-исках натуры для задуманного им произведения.Был солнечный день, по дороге

шли мастеровые,они возвращались после праздника в город на работу. И вдруг

в сторонке,на крыльце,где особенно припекало солнце,среди отдыхающих пут-

ников художник увидел крестьянку с мальчиком,именно таким,какого хотелось ему изобразить на картине.Перов упросил мать позволить мальчику позировать

ему.В то время как художник работал,женщина рассказала ему о своем горьком

вдовстве и бедности. Она схоронила мужа и детей и осталась с одним утеше-

нием-сынком Васенькой.

И вот сейчас,одинокая и постаревшая,она вновь стояла перед ним; она при - несла свои скудные сбережения, чтобы купить картину.

Потрясенный до глубины души художник объяснил ей, что картина ему не принадлежит:она куплена известным собирателем П.М.Третьяковым и находит-

ся в его галерее.

Часов около девяти утра Перов повел женщину в Третьяковку.Едва они вошли

в зал, как старушка охнула и упала на колени: она увидела своего Васю.Долго она простояла перед картиной «Тройка».

Наконец,она повернулась к художнику.В глазах ее стояли слезы благодарности человеку, чудесное искусство которого сохранило матери образ сына.

V . Беседа по тексту.

1).Кто и зачем приходил к художнику Перову?

2).Что вспомнил художник?

3).О чем рассказала женщина?

4).Кто такой П.М.Третьяков?

5).Почему старушка охнула и упала?

VI. C оставление плана. В случае перестановки материала последовательность плана может меняться (примерный план).

1. «Сыночек-то мой...»

2. Старушка хочет купить картину.

3. Перов в поисках натуры.

4. Горькая судьба женщины.

5. Картина в галерее П.М.Третьякова.

6. Мать упала на колени...

7. Слезы благодарности.

8. Чудесное искусство.

VII . Чтение и языковой разбор текста.


Так как в тексте говорится о событии, что совершилось, то он насыщен глаголами,обозначающими движение и состояние: постучали, вышел,увидел, плакать, вспомнил, работал и др. Во всем тексте только один случай прямой речи.Автор вводит прямую речь,потому что она особенно важна для развития действия. Для описания женщины дается подробная характеристика: сгорбленная старушка-крестьянка,вдова,одинокая и постаревшая. Говоря о своем сыне, мать употребляет следующие слова: сыночек-то мой, Васенька,одно утешение-сын Васенька.

Слова, нуждающиеся в объяснении: скарб-пожитки,всякие домашние вещи; припекало-сильно печь,греть,обдавать зноем; позировать-приняв определенную позу, служить предметом изображения художнику; вдова-женщина, у которой умер муж; утешение-тот, кто утешает, радует кого-нибудь;галерея-выставка картин, музей; образ-живое,наглядное представление о ком-нибудь

VIII . Чтение текста.Выполнение изложения.

Картина «Тройка» - это одно из самых значительных произведений художника В.Г. Перова. На ней изображены дети бедняков, везущие бочку воды по обледенелой дороге. Со времени ее написания прошло много лет. И у современников картины, и у сегодняшних зрителей работа мастера вызывает слезы на глазах и высокое чувство сострадания к людям. Автор картины «Тройка» с помощью попытался воссоздать атмосферу мрачной обреченности, царившей в мире нищих и обездоленных. В настоящее время данное произведение искусства находится в Третьяковской галерее в Москве.

Несколько слов об авторе полотна

Картина «Тройка» - это, пожалуй, одно из самых эмоциональных и известных произведений художника Василия Григорьевича Перова. Он родился в городе Тобольске. Когда его родители переехали в будущий великий мастер поступил на обучение в Арзамасское уездное училище. Там же он с перерывами учился в художественной школе, закончить которою Василию так и не удалось. Зато позже будущий художник получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. За свою жизнь мастер написал множество замечательных картин. Среди них такие работы, как «Приезд станового», «Мальчик-мастеровой», «Плач Ярославны» и многие другие.

Картина «Тройка»: описание

Данное произведение было написано автором в 1866 году. Это было сложное для России время. Крепостное право уже отменили, но это не поправило бедственного положения русского крестьянства. Жизнь его по-прежнему была нищей и обездоленной. Многих мастеров искусства тогда волновала тема бесправия и бедноты крестьян, принуждения платить «слезинкой ребенка» за некие жизненные блага.

Это и отразил в своей В центре нее изображены трое детей (учеников мастеровых), везущих огромную обледенелую бочку воды. Это два мальчика и девочка. На дворе зима, смеркается, на дороге - гололедица. Резкий холодный ветер раздувает их плохонькую одежонку. Выливающаяся из бочки вода тут же превращается в сосульки. Как холодно детям, должно быть, в такой мороз!.. Видно, что они совершенно выбились из сил. Какой-то помогает им втащить бочку на пригорок. Повозку сопровождает собака, которая бежит немного справа перед детьми. Картина написана в мрачных серо-коричневых тонах. Даже снег вокруг темный. Тем самым мастер желал показать зрителю всю серость, безысходность и ужас ситуации, когда малолетние дети вынуждены выполнять такую черную работу. Обстановку также нагнетает заледенелая пустынная улица. С чем ассоциируются герои картины у зрителей? Само название ее говорит о том, что труд этих ребятишек можно сравнить с работой лошадей. У публики рассматриваемое произведение вызывает острую жалость к бедным деткам, на долю которых выпала такая нелегкая участь.

Основная идея

Автор картины «Тройка» здесь обращается к теме детского труда в России тех лет. Сейчас нам сложно представить ситуацию, когда это было вполне законным и абсолютно нормальным, с точки зрения существовавшего тогда строя, явлением. Сколько же горечи и боли в названии произведения! Нам более привычно называть тройками группу резвых лошадей, несущихся с большой скоростью по широким бескрайним просторам России. А тут бедные и измученные дети, вынужденные тянуть непосильную ношу в морозный день. Многие городские мастеровые тогда нагружали своих учеников подобной тяжелой работой. Дети в таких адских условиях часто болели и умирали. Глядя на картину, можно живо представить себе всю безысходность ситуации. Именно на это хотел обратить внимание общества художник. Произведение никого не оставит равнодушным, заставит быть добрее к людям и не позволит пройти мимо и не увидеть рядом с собой обездоленности и нищеты.

Натурщики

Автор произведения долго искал натурщиков для своей работы. Для фигур девочки и крайнего левого мальчика он их нашел. А вот для изображения центрального героя художник никак не мог «присмотреть» подходящего ребенка. Картина «Тройка» уже была написана более, чем наполовину, когда Перов встретил однажды на улице крестьянку с сыном, которые шли из рязанской деревни в монастырь. Когда он увидел мальчика, то сразу понял, что это именно та центральная фигура, которой не достает на полотне. Разговорившись с женщиной, мастер узнал, что зовут ее тетушкой Марьей, а ее сына - Васей. Судьба ее нелегка. Она похоронила всех своих детей и мужа, умерших от болезней и нужды. Двенадцатилетний Вася - ее единственная надежда и утешение. Выслушав горькую историю, Перов предложил женщине нарисовать ее сына. Та согласилась. Так на картине появился новый персонаж.

Судьба главного героя

История эта имеет продолжение. Однажды, спустя четыре года после написания картины, к Перову пришла старушка в полушубке и грязных лаптях. В ней мастер с трудом узнал ту самую тетушку Марью. Она протянула ему небольшой узелок с яичками. «В подарок», - так объяснила женщина. Со слезами на глазах крестьянка рассказала художнику, что ее Васенька умер в прошлом году, тяжело заболев. Оставшись совершенно одна, женщина продала весь свой скарб, работала всю зиму, и, скопив немного деньжонок, пришла к Перову, чтобы на свои нехитрые сбережения выкупить у него картину, на которой изображен ее любимый сынок. Мастер объяснил бедной матери, что картина «Тройка» находится в галерее, что приобрести ее невозможно. Зато можно ее увидеть. Когда женщина оказалась перед картиной, она упала на колени и, горько заплакав, начала на нее молиться. Тронутый этой сценой, художник обещал матери нарисовать портрет ее сына. Свое обязательство он выполнил и отправил в деревню женщине свое произведение в золоченой раме.

В этой статье дано описание картины «Тройка» Перова, а также рассказано об авторе и фактах, связанных с ее созданием. Надеемся, информация будет интересна широкому кругу читателей.

«Тройка» - первая у Некрасова обобщенная картина крестьянской женской «доли» и первый эскиз народного женского образа. Это произведение стало русской песней, вошло в фольклор, что свидетельствует о его глубокой народности. Однако за исключением одной этнографической детали («алая лента… в волосах») и одного фразеологического клише («сырая могила») в стихотворении нет предметных и словесных примет устной народной поэзии. Соответствия фольклорным канонам обнаруживаются скорее в сюжетно-композиционном рисунке «Тройки», основой которого стало противопоставление девичества и замужества.

В поисках способов изображения народной жизни Некрасов не мог, и тем более поначалу, не опираться на ее фольклорные образы и в данном случае использовал устно-поэтический мотив в качестве одного из средств типизации своей картины. Фольклорные истоки сюжетно-композиционного плана «Тройки» подчеркивались и традиционно-народными образами «веселых подруг» героини (здесь характерно уже произошедшее отделение героини от своего девического круга), а затем нелюбимого мужа и злой свекрови.

Тема дороги, ямщика, тройки восходит к народным дорожным и ямщицким песням. О стереотипности поэтического образа тройки Некрасов хорошо знал. Между тем поэт вновь обратился к уже исчерпанному, казалось бы, мотиву, рассчитывая на заложенные в нем национально-демократические оттенки, а также на возможности его обновления социальной темой: близость традиционной поэтичности способствовала поэтическому освоению таких областей действительности, которые раньше поэтизации не подда^ вались и были лирике недоступны. Образно-стилистический ряд стихотворения позволяет воспринимать его как песенно-романсовое произведение; однако романсом стала лишь "первая часть стихотворения, лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом» и ее сердечной «тревоги». Романтические мотивы народной лирики переплетались здесь с любовной темой, также решенной Некрасовым в традициях романтизма, но только сложившихся на поздних этапах его литературной истории, во второй половине 1830-х гг.

В центре первой - романсовой - части стихотворения - портретное описание героини:

… Вьется алая лента игриво ^ В волосах твоих, черных, как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается легкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок. Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь.,.

Данный фрагмент всецело воспроизводит стилевую атмосферу позднеромантической лирики. Экзотичность образа, его яркая» «жгучая» цветовая живописность, своеобразный максимализм словесных приемов - все эти художественные черты выдавали в авторе «Тройки» поэта, прошедшего школу романтизма 1830-х гг.; в дальнейшем они были чужды главным тенденциям его поэтики и даже уже чужды поэтике второй части самой «Тройки».

Стихотворение «Тройка» монологично, и все романтические элементы его стиля принадлежат одному голосу автора. Задумав создать женский народный образ, Некрасов еще не знал иных возможностей его поэтического оформления, кроме приемов любовной лирики, а это повлекло за собой и всю ее новейшую поэтику. Поэтика приведенных нами строк стихотворения - это романтическое наследство, воспринятое Некрасовым в годы его вступления в литературу* с одной стороны, патетическое - «Взгляд один чернобровой дикарки, / Полный чар, зажигающих кровь»; с Другой - почти «галантерейное»: «Вьется алая лента игриво» и «Смотрит бойко лукавый глазок».

Романтическая литература создала устойчивую и повторяющуюся у разных авторов типологию женских характеров и обликов: различались два типа идеальной красавицы: восточная женщина с черными глазами и прекрасная христианка, голубоглазая и светловолосая. Оба этих образа осуществляли видение безусловной красоты и женственности. В высокой литературной культуре раннего романтизма восточный и европейский женские типы выступали зачастую равноправно, отражая трагическую неразрешимость романтического философского конфликта, сохраняя в себе, как Зарема и Мария в «Бахчисарайском фонтане» Пушкина, все большое содержание этого конфликта.

Женский образ «Тройки» был обязан своим поэтическим оформлением именно этой позднеромантической ориенталистике.

Черные, «как ночь», волосы, черные брови, смуглее лицо - все это характерные черты романтического портрета восточной красавицы, и добавление в этот экзотический облик «алой ленты» также не противоречит литературным обычаям романтизма: поэзия 1820-1830-х гг. не раз использовала наружные приметы восточного женского типа в качестве портретных характеристик русских или украинских героинь (Мария в пушкинской «Полтаве»). В поэтическом описании некрасовской крестьянки мелькнул даже отголосок философского контекста, окружавшего некогда у романтиков образ восточной женщины и со временем утраченного: «дикарка».

Формирование некрасовской поэтики в 1840-е гг. сопровождалось, как и становление творческого метода многих других писателей этой эпохи, резким отказом от романтизма.

После «Тройки» мы не найдем у Некрасова романтического женского образа, выступающего в функции образа народного.

Судьба романтического женского типа в некрасовской поэзии отражает один из значительных процессов ее эволюции: из универсальной системы средств художественного освоения жизни романтическая поэтика постепенно превращается у Некрасова в частный прием с ограниченной сферой применения. Эта эволюционная линия, прослеживаемая на протяжении всего творческого пути поэта, в известной мере была задана уже его лирикой, созданной в 1840-е гг., и стихотворение «Тройка» помимо того что давало представление о последних вспышках некрасовского романтизма, предсказывало также и пути его преобразования в позднейшей поэтической работе Некрасова. Уже здесь замысел поэта не уместился в рамки романтического образа, и этот последний был продолжен, как бы надстроен образом иного литературного родства:

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть…

Этот второй сюжет.стихотворения, развертывающий перспективу жизни крестьянской девушки, резко контрастирует с первым, что сразу и отражается на стиле. ^

Говоря о столкновении романтической и натуралистической поэтики в стихотворении «Тройка», следует, однако, подчеркнуть, что этим мы вовсе не ставим под сомнение цельность я единство созданного в нем народного образа. Складываясь из художественных элементов разной природы,.образ некрасовской героини при этом един, и единство это обусловливается характером авторского взгляда на нее, взгляда, уже увидевшего в народе первооснову национального бытия, но пока еще стороннего, не проникнутого органикой народного миросозерцания, в известном смысле меряющего народную жизнь ценностями социально чуждого ей сознания.

Натуралистическую характерность социального плана «Тройки» обнаруживает такой стилистический признак, как прозаизмы. Будучи лексикой с ослабленным, а в отдельных случаях и исключенным эстетическим значением, прозаизмы не определили всего стилистического качества «Тройки», но образовали в ее тексте Натуралистический отрезок, отличающийся прежде всего недиффиренцированностыо, неопосредованностью, первичностью жизненного материала. Здесь сказалось, конечно, не намерение поэта нарисовать отталкивающие образы народной жизни; скорее слышны отзвуки долго державшихся в литературе понятий, согласно которым народный быт не обладал эстетическим потенциалом. Некрасов боролся с "этими представлениями, и уже в «Тройке» ставилась задача их преодоления, однако практически творческое ее решение давалось не вдруг.

Подойдя к огромной и лишь первоначально затронутой предшественниками проблеме поэтического изображения народной жизни во всей ее целостности, Некрасов сразу начал искать возможностей эстетического освещения своего предмета. Поэт располагал эстетическими фондами фольклора, с одной стороны, и романтической литературой - с другой. И пользовался ими. Вместе с тем он не мог не сознавать и невозможности распространения этих методов на весь новый материал; оставалась еще реальная действительность, сквозь которую не пробивался свет готовых традиций и художественное освоение которой возможно было поначалу лишь средствами прямого натуралистического слепка. Стихотворение «Тройка» и отразило драматизм данной творческой ситуации поэта, уже нашедшего свое содержание, но еще не создавшего единого метода художественного воплощения разных его сторон. Эстетическое преображение народной жизни предстало в «Тройке» как соединение нагой «натуры» с той эстетикой, которую можно было почерпнуть из запаса художественных традиций, однако в этом соединении сохранялся заметный стык, проза и поэзия стояли рядом, но друг друга еще не ассимилировали, соседствовали, но не давали синтеза. Весь дальнейший поэтический путь Некрасова стал путем к органическому единству этих найденных в «Тройке» граней образа народного мира. Зрелый Некрасов изображает уже не поэзию и не прозу народной жизни, но поэзию ее прозы, открывая высокое в том, что до него представлялось низким.

Все сказанное менее всего означает, что «Тройка» -- не достигнувший своей цели эксперимент начинавшего свой творческий путь поэта. Без «Тройки» было бы невозможно появление некрасовского эпоса. Романтические стороны женского образа «Тройки», обособившись, отошли к дворянским героиням поэта, принцип сочетания идеальных и бытовых характеристик, впервые примененный Некрасовым в «Тройке», лег в основу его будущих женских народных образов, образов крестьянок со «взглядом цариц». Видимой границы I между идеальным и бытовым обликом крестьянской женщины здесь уже нет, идеал естественно растет из быта и не противопоставляется ему, но для того, чтобы это поэтическое открытие состоялось, необходима была первоначальная антитеза «Тройки», уместившаяся, однако, в объем одного образа.

О героине «Тройки» можно сказать и большее. Ни ее романтический портрет, ни натуралистическое описание ее судьбы сами по себе не несли еще поэзии с ярко выраженным национальным значением. Но Некрасов окружил этот свой ранний образ такими лирическими мотивами, в которых непосредственное предметное содержание было едва ли не заслонено символикой национального бытия. Именно в таком значении входили в некрасовское стихотворение дорожные мотивы и образ тройки. Свет этой символики придал героине «Тройки» поэтичность неизмеримо высшую, чем та, которая могла быть заключена в ро-мансовом лиризме или в социально-бытовой драме. В женском образе поэта рождалось национальное олицетворение, которое и было впоследствии утверждено всем образным миром некрасовской поэзии.