К чему относится патриции. Патриции и плебеи

Первоначально, по всей видимости, главы родов, составлявших коренное население Рима ; в республиканскую эпоху привилегированное сословие римской республики, которое после уравнения в правах с плебеями , образовало вместе с верхушкой плебса нобилитет .

В эпоху ранней империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия (в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций). Слово вероятнее всего связано с термином patres («отцы»), обозначавшим всех сенаторов-патрициев. Вопрос о происхождении патрициата остается дискуссионным - традиция передает, что создателем этого сословия был Ромул, однако ряд ученых полагает, что появление патрициев относится уже к республиканской эпохе, указывая на то, что сами римские цари патрициями не являлись. Некоторые патрицианские семьи (например, Клавдии) были пришлыми, но, тем не менее, не теряли своего статуса, обосновавшись в Риме.

Звание патриция приобреталось или путем рождения (agnatio), или путем натурализации (cooptatio), т. e. дарования неримским (альбанским, сабинским, этрусским) родам прав римского патрициата. Разделение патрицианских родов на «старшие» и «младшие», судя по всему, стало следствием возведения в патрициат новых родов римскими царями. В царскую и раннереспубликанскую эпоху патриции в отличие от плебеев обладали всем комплексом политических прав, а также правом пользования фондом общественной земли. Спорным остается вопрос о том, являлся ли доступ к магистратурам изначально исключительным правом патрициев или эта монополия сформировалась постепенно. В пользу второго утверждения свидетельствуют Фасты, согласно которым в первые века республики отнюдь не все консулы были патрициями.

В 445 г. до н. э. законом Канулея был отменен запрет на браки между патрицианскими и плебейскими семьями, внесенный по традиции в законы XII таблиц . В дальнейшем патриции постепенно разделили все свои исключительные права с плебеями, однако, несмотря на это, они по-прежнему сохраняли значительное влияние на римскую политическую жизнь, о чем говорит тот факт, что вплоть до 172 г. до н. э. один из двух консулов регулярно избирался из числа патрициев. Доступ в некоторые жреческие коллегии и после окончания сословной борьбы оставался открытым исключительно патрициев (фламины, салии). В эпоху поздней республики патрициат постепенно стал отмирать: к началу империи из 50 первоначальных патрицианских родов сохранилось лишь 14.

Цезарь, Август и их наследники использовали свои цензорские полномочия для того, чтобы возродить древний патрициат, даруя это звание своим преданным сторонникам. Наследственный патрициат, по всей вероятности, исчез к III в. н. э., но в эпоху поздней империи титул патриция стал использоваться императорами как личное отличие, предоставлявшееся за верную службу Империи.

Первоначально включали всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium ) и противостоявшее плебеям ; после выделения из рода знатных патриархальных семей к патрициям стала относиться лишь родовая аристократия , предки которой когда-то составляли царский сенат. Принадлежность к родовой аристократии можно было получить по праву рождения, а также путём усыновления или награждения. Это право терялось по смерти или из-за ограничения в правах.

В эпоху ранней Империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия; в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций. К этому времени старые патрицианские роды вымерли, и сословие пополнилось за счёт неофитов , «аристократии по письму», которых возвёл в патрицианское достоинство в награду за службу император (этот процесс начал ещё Цезарь).

В эпоху поздней Империи урождённых патрициев практически не осталось, а титулом патриция награждал исключительно император. Этот титул был одним из высших званий в государстве, но уже не был связан с определённой должностью.

См. также

Средневековая Германия

См. также

Библиография

  • Патриции. - Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. (в 86 тт., СПб, 1890-1907) on-line
  • Патрициат. - Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.
  • Т.С.Никулина. Проблемы патрициата ганзейских городов в немецкой историографии. - В кн: Вопросы историографии внутренней и внешней политики зарубежных стран. Межвузовский сборник научных статей, Самара 1991, - Стр. 3-29.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Патриций" в других словарях:

    - (лат.). Потомки древних римских сенаторов, высшее сословие в древнем Риме. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТРИЦИЙ лат. patricius, от pater, отец. Высшее сословие в древнем Риме; потомки лиц,… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. дворянин... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. патриций аристократ, дворянин Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ПАТРИЦИЙ, патриция, муж. (лат. patricius) (ист.). 1. В древнем Риме лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли; ант. плебей. 2. В средние века в германских городах лицо … Толковый словарь Ушакова

    ПАТРИЦИЙ, я, муж. В Древнем Риме: аристократ [первонач. вообще коренной житель римского государства, не относящийся к низшим классам (плебеям)]. | жен. патрицианка, и. | прил. патрицианский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    Патриций - (.patrician), родовой зем. аристократ в раннем республиканском Риме. После изгнания Таркви ния гос вом управляли патриции. В силу сложившихся традиций они являлись наследственными членами сената. Монополизировали все магистратуры и жреческие… … Всемирная история

    патриций - я, м. 1) В Древнем Риме: представитель родовой знати, привилегированного сословия. 2) В Средние века в Европе: представитель городской (купеческой) аристократии. Родственные слова: патрициа/нка, патрициа/нский Этимология: От латинского… … Популярный словарь русского языка

    М. 1. Лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли (в Древнем Риме). отт. Представитель родовой знати. 2. Лицо, принадлежавшее к зажиточным бюргерским родам, игравшим… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Патриций, патриции, патриция, патрициев, патрицию, патрициям, патриция, патрициев, патрицием, патрициями, патриции, патрициях (

Говоря о раннем периоде римской истории, что ещё хотелось бы сказать. Надо заметить, что она вся проходит под знаком борьбы между патрициями и плебеями , об этом я уже говорил. Итак, патриции -аристократы – это представители знатных римских родов, те, кто вместе с Ромулом основал город на семи холмах, а плебеи – это люди пришедшие, незнатные, хотя, конечно, со временем и среди них образовались свои кланы, свои фамилии, свои богатые семейства, которые тоже стремились к власти. И плебеев стало со временем много, больше, чем патрициев. И вот возникает конфликт. Рим – это патрицианская республика, но плебеи требуют свою долю власти. Они говорят: если вы хотите, чтобы мы участвовали в жизни города, чтобы мы служили в войске, нам нужны и права. Как я уже говорил, реформа Сербия Туллия допустила плебеев до участия в войске и до участия в народных собраниях.

Впоследствии на протяжении нескольких столетий (примерно 200 лет) плебеи шаг за шагом выбивали себе права. Как они их выбивали? В частности, они прибегали к такому приёму, как сецессия. Сецессия значит «Уход». В момент опасности, когда Риму угрожали враги, плебеи этим пользовались и говорили: ах вы нам не даёте права, патриции, ну тогда давайте защищайте Рим без нас. И уходили из Рима на Священную гору. Это знаменитая сецессия плебеев, то есть уход их на Священную гору под Римом. И патрициям, хочешь не хочешь, приходилось идти на поклон, они ехали к плебеям, говорили им: плебеи, вернитесь, мы вернём вам ваши права. Представитель патрициев даже однажды рассказал плебеям басню о том, как в организме человека желудок и другие части тела поспорили, и рот сказал: вот я ем, а всё достаётся желудку, не буду есть, потому что все права, все привилегии достаются желудку. И рот отказался подчиняться желудку. В результате плохо пришлось и тому, и другому: рот объявил забастовку, но умер-то не только желудок, но и сам рот тоже. Эта басня, она показывала, что плебеи – тоже часть римского государства, и если они будут его губить, то они подрубают сук, на котором сидят. В результате ожесточённой борьбы (иногда вооружённой), в результате сецессий (уходов) плебеи добились себе огромных прав.

Фактически нельзя сказать, что они стали равноправными, всё равно основная власть в Риме принадлежала патрициям и должностные лица были в основном патриции, но плебеи добились издания первых в истории Рима законов Двенадцати таблиц. Когда право записывается, это всегда выгодно для, как ни странно, низших слоёв общества, потому что до этого права толкуют знатные, аристократы, толкуют так, как им выгодно. А запись права – это некая кодификация, записывание его, это ограничение произвола власть имущих. Поэтому законы Двенадцати таблиц были одной из первых побед («двенадцати таблиц», потому что они писались на таблицах). Так вот законы Двенадцати таблиц были одной из первых побед плебеев в этой борьбе.

Важнейшим завоеванием плебеев было то, что они получили такое должностное лицо как народный трибун. Народный трибун избирался плебеями, был плебеем, и он был, во-первых, неприкосновенен, с ним ничего не могли сделать, независим. И кроме того он имел право вето. Вето значит «запрещаю». Он мог ветировать, то есть запрещать любые законодательные инициативы патрициев. Итак, народный трибун как представитель плебеев, как неприкосновенная фигура – очень важное должностное лицо в Риме, имеющее право вето. Впоследствии плебеи получили доступ и к основным должностям, в частности, консулов, и к греческим должностям, и к другим магистратурам, то есть должностям в Риме.

Но наряду с патрициями, которых ещё называли нобили («благородные»), наряду с плебеями и бедняками, были ещё всадники. Само это название этого сословия говорит о том, что это были люди среднего достатка, которые когда-то могли выставить лошадь, доспехи. Они в основном занимались финансами в Риме. То есть это было такое среднее сословие между нобилями, патрицианской верхушкой и между плебейскими низами. Самыми низами общества были вольноотпущенники (бывшие рабы, которых хозяева отправили на свободу, отпустили на свободу), и у них даже не было собственных имён, а они назывались по имени своего патрона, того, кто был их хозяином, потом благодетелем, а потом отпустил их на волю.

Вот кратко итоги борьбы патрициев и плебеев к этому примерно сводятся, и сословная структура римского общества в ранний период римской республики состояла из этих основных категорий населения: вольноотпущенники, ещё ниже, конечно, рабы, потом плебеи, потом всадники и, наконец, нобили или патриции.

Patres и patricĭi.

Patres в более тесном значении назывались первоначально сенаторы (напр., patres conscripti), a П.- потомки сенаторов; в более обширном смысле название patres относится также к П.; но никогда слово patricii не употреблялось вместо patres. Здесь будем говорить только о П. 1) До С. Туллия П. были единственными гражданами; они назывались также ingenui. Делились они на 3 трибы и 30 курий (см. Curia и Gens). Вообще их права были одинаковы с правами граждан, cives (см. Civitas); 2) с С. Туллия до Константина Великого П.- истинные аристократы в противоположность плебеям, которым С. Туллий дал права граждан. Первые обозначались по родам (потомственные граждане), вторые считались просто гражданами (новые граждане). П. остается П., даже если он находится в крайней бедности; плебей остается плебеем, несмотря на большие богатства и занимаемое им почетное место. Но П. мог сделаться плебеем по усыновлении со стороны плебея или вследствие брака с плебеянкой. Плебей мог быть зачислен в gentes П. по определению сената или курий, что и случилось с Брутом после изгнания царей. Это потом случалось так редко, что патрицианские родa сильно умалились. В конце Республики было только 50 gentes, которые несколько раз были пополняемы императорами. Что же касается прав П., то они, смотря по времени, были различны. В частных правах плебеи были сравнены с П. уже С. Туллием, но в общественных правах П. удержали за собой некоторые преимущества; напр., относительно ius honorum - право, которым владели только П. и которое они потеряли после долгой борьбы с плебеями. Прежде всего они должны были предоставить им право быть избираемыми в квесторы, затем в военные трибуны, в консулы (см. Leges Liciniae Sestiae), диктаторы, цензоры и, наконец, даже в авгуры и понтифексы (см. Lex. Ogulnia). Только должность interrex´a навсегда оставалась за П. Благодаря занимаемым плебеями почетным должностям, они проникли и в сенат и вследствие этого получали и должности судей (см. Iudex). Само собой разумеется, что только П. участвовали в comitia curiata; но скоро и это право потеряло свое значение (см. Comitia); об участии П. в comitia tributa смотри там же. Главные события во время продолжительной борьбы этих сословий следующие: учреждение должности народных трибунов, законы XII таблиц и Lex Canuleia, также законы Liciniae Sestiae и Domitia и др., которые перенесли право избрания некоторых коллегий жрецов в comitia tributa. Единственным и всегдашним законным преимуществом П. перед плебеями, кроме должности interrex´a, было то, что большая часть жреческих должностей могла быть занимаема только ими, именно должность rex sacrificulus, некоторых фламинов (flamines) и салиев (Salii Palatini). Плебеи не участвовали также в sacra gentilia и общественных играх, Iudi Troiani. To обстоятельство, что П. удерживали за собой преимущества в пользовании общественными полями (ager publicus), зависело от их больших богатств. П. не имели никаких внешних отличий (insignia), кроме особенной обуви, которая застегивалась не пряжкой, но посредством lunula. При императорах П. не получили ни одного из своих потерянных прав и наконец совершенно потеряли свое значение. Император Константин сделал патрициат личным дворянством, которое давалось только высшим сановникам, но не переходило по наследству.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Древнеримскому обществу была характерна двойственность. Особенно сильно это заметно на примере основных сословий: плебеев и патрициев. Если первые практически ничего не имели, то вторые обладали всеми правами и властью.

Социальные классы Древнего Рима

Древнеримскому обществу была свойственна строгая иерархичность. Население делилось на свободнорожденных граждан, тех, кто не обладал гражданскими правами, и рабов.

Самая большая разница была между плебеями и патрициями. Почти вся история Древнего Рима - это непрекращающаяся вражда между двумя этими классами.

Кто такие патриции? Это, прежде всего, господствующий класс в Риме. Но, кроме того, слово это имеет еще несколько значений.

Римские патриции: происхождение

Интересен перевод слова «патриции» - оно означает «отцовские», поскольку происходит от латинского pater (отец). Связано это с тем, что патриции жили по законам строгого патриархата, где наследование идет только по мужской линии. В Древнем Риме отец семейства имел над домочадцами и никто не имел права оспаривать его решения. Члена семьи он мог наказать любым способом, продать в рабство или даже убить.

Согласно традиции, в Риме было 300 патрицианских родов. Каждый представитель отдельного семейства имел родовое имя. Римляне, принадлежащие к числу представителей аристократии, носили три имени. Первое было личным, их в Риме использовалось небольшое количество. Второе - это как раз родовое имя. И третье - так называемое семейное. Например, Юлий - родовое имя одного из древних патрицианских родов.

Патриции - это также самое первое В глубокой древности племена латинов, этрусков и сабинов стали первыми полноправными жителями этого города. Со временем они превратились в привилегированное сословие и стали называться патрициями. Это слово стало синонимом «аристократии. Патриции были самыми крупными землевладельцами в стране.

Функции и обязанности привилегированного класса

Патриции - это не только господствующий класс, но и высшие чиновники Древнего Рима. Изначально только они могли избираться в Сенат и занимать должности жрецов. Проведение религиозных обрядов и церемоний тоже было исключительным правом патрициев. Из их числа избирались военачальники и судьи. Много позже, когда число патрицианских родов значительно сократилось, правителям Рима пришлось дать возможность участвовать в управлении империей и представителям низшего сословия.

Древний Рим: патриции и плебеи. Давнее противостояние

Практически вся история великой империи - это внутренние противоречия, связанные с борьбой двух его основных классов. Плебеи, которые представляли простой народ, постоянно добивались улучшения своего тяжелого положения. Так как именно они составляли основную часть римского войска, им было чем шантажировать аристократию. Несколько раз они отказывались участвовать в сражениях, если их условия не будут приняты. Патриции это не могли изменить или как-то повлиять на плебеев, и вынуждены были идти на уступки. Постепенно плебеям удалось добиться права избрания собственных должностных лиц, которые следили, чтобы их немногочисленные права не ущемлялись патрициями.

Постепенно представителей древних римских родов становилось все меньше. Сначала их число сократилось до 18, потом до 14 семейств. Этому способствовали длительные на которых гибли патриции и строгий запрет на браки не с представителями родов - основателей Рима. В конце концов, к первым годам нашей эры, древние патрицианские семейства исчезли. Если раньше стать патрицием можно было только по праву рождения, то теперь титул патриция мог дать император.