К чему приводит трусость? Шолохов, "Судьба человека": анализ произведения Шолохов судьба человека смелость трусость

М.А. Шолохов написал рассказ о судьбе бывшего военнопленного, о трагедии и силе характера человека, на долю которого выпали тяжелейшие испытания. Во время и сразу после Великой Отечественной войны солдат, вернувшихся из плена, считали предателями, им не доверяли, и для выяснения обстоятельств проводилась тщательная проверка. Рассказ "Судьба человека" стал таким произведением, которое позволяет увидеть и понять жестокую правду войны.

Слово «судьба» может быть истолковано как «история жизни» или использовано в значении «участь, доля, стечение обстоятельств». В рассказе Шолохова мы находим и то и другое, но только герой оказался не из тех, кто безропотно принимает предназначенную ему участь.

Автор показал, как достойно и мужественно вели себя русские в плену. Предателей, «трясущихся за свою шкуру», было немного. Они, кстати, в плен сдавались добровольно, при первом удобном случае. Герой рассказа «Судьба человека» во время боя был ранен, контужен и в беспомощном состоянии взят немцами в плен. В лагере для военнопленных Андрей Соколов вынес немало страданий: издевательства, избиение, голод, смерть товарищей, «нелюдские муки». Например, комендант Мюллер, обходя строй пленных, бил кулаком (а точнее, куском свинца, заложенного в перчатку) каждого второго в нос, «пускал кровь». Такой у него был способ выражения арийского превосходства, подчёркивающий ничтожность человеческой жизни представителей всех наций (в отличие от немцев).

Андрею Соколову довелось лично противостоять Мюллеру, и автор показал этот «поединок» в одном из кульминационных эпизодов рассказа.
Разговор пленного солдата с комендантом состоялся потому, что кто-то донёс немцам про сказанные Андреем накануне слова о порядках в концлагере. Едва живые пленники вручную долбили камень, и норма на человека была четыре кубометра в день. Однажды после работы, промокший, измученный, голодный, Соколов сказал: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». За эти слова он и должен был ответить коменданту.

В кабинете Мюллера за столом сидело всё лагерное начальство. Немцы отмечали очередную победу на фронте, пили шнапс, закусывали салом и консервами. И Соколова, когда вошёл, едва не вырвало (сказывалось постоянное голодание). Мюллер, уточнив слова, сказанные Соколовым накануне, пообещал, что окажет ему честь и сам лично расстреляет его. Кроме того, комендант решил проявить великодушие и предложил пленному солдату выпить перед смертью и закусить. Андрей уже взял стакан и закуску, но комендант добавил, что пить надо за победу немцев. Это очень задело Соколова: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Андрей уже не боялся смерти, поэтому поставил стакан и сказал, что он непьющий. И Мюллер, улыбаясь, предложил: «Не хочешь пить за нашу победу, тогда выпей за свою погибель». Солдат, которому терять было нечего, смело заявил, что за избавление от мук он выпьет. Опрокинул залпом стакан, а закуску отложил, хотя есть хотелось смертельно.

Какова же сила воли была у этого человека! Он не только не унижался из-за крошки сала и кусочка хлеба, но и не терял своё достоинство, чувство юмора, и это давало ему ощущение превосходства над немцами. Он предложил Мюллеру идти во двор, где немец его и «распишет», то есть подпишет смертельный приговор, расстреляет. Мюллер позволил Соколову закусить, но солдат заявил, что после первой не закусывает. И после второго стакана объявил, что не закусывает. Сам он понимал: эту отвагу он проявляет не столько для удивления немцев, сколько для себя самого, чтобы перед смертью не трусом выглядеть. Своим поведением Соколов рассмешил немцев, и комендант налил ему третий стакан. Андрей закусил как бы нехотя; очень хотелось ему доказать, что есть у него гордость, «что в скотину фашисты его не превратили».

Гордость, смелость и юмор русского солдата немцы, на удивление, оценили, и Мюллер объявил ему, что уважает достойных противников, а потому не будет расстреливать. За смелость Соколову дали буханку хлеба и кусок сала. Солдат не очень поверил в великодушие фашистов, ждал выстрела в спину и жалел, что не донесёт голодным сокамерникам неожиданно свалившееся угощение. И опять не о себе думал солдат, а о тех, кто от голода умирал. Ему удалось принести эти «гостинцы» пленным, и они разделили всё поровну.

В данном эпизоде Шолохов поднял простого человека на пьедестал героя, несмотря на то что это был военнопленный. Не было вины Соколова в его пленении, не собирался он сдаваться. И в плену не пресмыкался, не предавал своих, не менял убеждений. Он оставался преданным гражданином своей Родины и мечтал вернуться в строй, чтобы снова воевать против фашистов. Этот случай из жизни солдата оказался решающим в его судьбе: мог быть Соколов расстрелян, но сам спас себя, потому что смерти боялся меньше, чем позора. Вот и остался жив.

А «сверхчеловек» Мюллер вдруг увидел в русском солдате гордость, стремление сохранить человеческое достоинство, смелость и даже презрение к смерти, так как пленный не желал хвататься за жизнь ценой унижения и трусости. Это была одна из побед Андрея Соколова в тех обстоятельствах, какие преподносила судьба.

Каким же характером нужно обладать, чтобы не покоряться обстоятельствам? Привычки, ставшие чертами характера, были у Андрея самыми обычными для людей того времени: трудолюбие, великодушие, стойкость, мужество, умение любить людей и Родину, умение жалеть человека, сострадать ему. И был он доволен своей жизнью, потому что имел дом, работу, его дети росли и учились. Только жизнь и судьбу людей могут легко поломать политики и милитаристы, которым нужны власть, деньги, новые территории и доходы. Способен ли человек выжить в этой мясорубке? Оказывается, иногда это возможно.

Судьба была безжалостна к Соколову: в его дом в Воронеже попала бомба, погибли дочери и жена. Последнюю надежду на будущее (мечты о женитьбе сына и о внуках) он теряет в самом конце войны, когда узнаёт о гибели сына в Берлине.
Бесконечные удары судьбы не уничтожили этого человека. Он не озлобился, никого не возненавидел, понимая, что проклинать можно только фашистов, погубивших миллионы человеческих жизней по всей земле. Теперь враг побеждён, и надо жить дальше. Однако тяжёлыми были воспоминания, трудно думать о будущем. Боль долго не отпускала, и появлялось иногда желание забыться с помощью водки, но и с этим справился, переборол слабость.
Встреча Андрея Соколова с мальчишкой, сиротой бесприютным, многое изменила в его жизни. Сердце мужчины сжалось от боли, когда он увидел того, кому живётся ещё труднее и хуже, чем ему самому.

Писатель не просто показывает нам повороты судьбы, которые или ломают, или закаляют человека, Шолохов объясняет, почему его герой поступает таким образом, что может изменить свою жизнь. Андрей Соколов дарит тепло своего сердца тому, кто в этом нуждается, и тем самым выражает протест судьбе, приговорившей его к одиночеству. Возродились надежда и воля к жизни. Он может сказать себе: отбрось свои слабости, перестань жалеть себя, стань защитником и опорой более слабому. В этом особенность созданного М.А.Шолоховым образа человека с сильным характером. Его герой поспорил с судьбой, сумел перекроить жизнь, направив её в нужное русло.

Писатель Шолохов рассказал не только о жизни конкретной личности, гражданина Советского Союза Андрея Соколова. Он назвал своё произведение «Судьба человека», подчёркивая тем самым, что всякий человек, если он духовно богат и силён, как его герой, способен выдержать любые испытания, создать новую судьбу, новую жизнь, где у него будет достойная роль. Видимо, в этом и заключается смысл названия рассказа.
А в современной обострившейся обстановке мог бы М.А.Шолохов напомнить нынешним русофобам и нацистам, что Соколовы среди русских людей не перевелись.

Рецензии

М. Шолохов - Великий русский писатель, слов нет! "Судьба человека" - яркий тому пример. Просто рассказ, о простом русском мужике, но, как написан! И фильм С. Бондарчука по этому произведению тоже великолепен! Как он сыграл Соколова! Эта сцена, когда он гранёными стаканами пьёт водку, просто бесподобна! И встреча с мальчишкой-беспризорником вернула его к жизни, когда, казалось, и смысла жить дальше просто нет... Спасибо, Зоя! Р.Р.

Трусость - это человеческая слабость, которая возникает в ответственный момент. Трус боится сложностей, самостоятельного принятия решений, порой даже надеется на помощь от смелого человека. Трусость выдаёт человека: его глаза округляются от испуга, от ответственности, которая ложится на его плечи, отключается разум. Такое поведение формируется на подсознании и контролировать его очень сложно, особенно если трус уже показал себя.

В литературе много примеров о смелости, но и также много о трусости. Наделяя персонажей таким качеством, автор хотел показать, как некрасиво и стыдно быть трусом, а, главное, бесполезным для общества.

Трусостью характера обладает главный герой поэмы «Евгений Онегин». Он согласился на дуэль, хотя мог и отказаться, но тогда, общество перестало уважать его, а ему, как светскому человеку, было важно их мнение. Только мнение, а не положение каждого. Трусость Онегина заключается в том, что он не хотел признавать свою слабость, хотел быть идеальным для всех, что и закончилось для него печально.

В роман веков и поколений «Война и мир» также отражена трусость. Ярким примером является поведение Жеркова, которому дали приказ передать сослуживцам об отступлении с левого фронта. Он боялся пересекать боевую территорию, струсил, что может умереть. Его посылали туда дважды, и оба раза он не выполнил поручение генерала. Последствия его трусости были ужасными: многие роты не знали, что им делать и бросались в рассыпную, тем самым, были настигнуты врагом. Из-за трусости одного человека пострадали сотни, а то и тысячи. В данном примере трусость сыграла важную роль, она лишила жизней ни в чем невиновных солдат.

Таким образом, трусость в любом своём проявлении, не доставляет благо, а порой несёт смертельный исход. Трусливый человек - неуверенный в себе, эгоистичный, неспособный преодолеть свой страх, даже если цена его поступка - другая человеческая жизнь. Нет ни одного случая, когда трусость помогала человеку в жизни. Может, инстинкт самосохранения срабатывает, но никогда нельзя забывать о последствиях.

Напуская уверенность в себе, смелость, может быть только оболочкой, а внутри маленький трусишка, боящийся собственной тени, не говоря уже о жизненно важных поступках. С такими людьми лучше не иметь взаимоотношений, ведь трус выдаст себя и откажется от вас в самый неподходящий момент, когда помощь нужна будет по-настоящему.

В 1956 г. было написано произведение "Судьба человека". Шолохов, краткое содержание истории, которую он услышал во время Великой Отечественной войны, уместил в рассказе. Хотя по своему значению эта тема достойна даже повести. Михаил Александрович стал первым писателем, кто затронул проблему солдат, попавших в плен к немецким оккупантам. Это рассказ о безграничном человеческом горе, утратах и наряду с этим вере в саму жизнь и людей.

Начало произведения и его главные персонажи

Как строится повествование рассказа, который написал Михаил Шолохов "Судьба человека"? Анализ его показывает, что данное произведение представлено в виде исповеди. Главный персонаж - личность довольно незаурядная. Андрей Соколов - обычный труженик, работающий до войны в колхозе. Вместе со своей семьей он живет просто и размеренно, как и миллионы других семей. Но напали немцы, и все словно переворачивается.

Андрей в числе других идет защищать свою Родину. Рассказ "Судьба человека" не представляет главного персонажа в виде какой-то героической личности. И тем не менее автор на примере одного человека показывает судьбу всего российского народа. Он преклоняется перед его мужеством, выдержкой и силой воли. Ведь, пережив такую трагедию, каждый нашел в себе силы жить дальше.

Малограмотный человек или настоящий рабочий

Рассказ Шолохова "Судьба человека" раскрывает образ главного героя не сразу. Автор выдает его как будто частями. В каких-то строках произведения можно найти описание его глаз, в другом месте читатель видит слова о "большой черствой руке". Так постепенно складывается общая характеристика персонажа, которая дополняется его речевыми оборотами.

Во время того, как Андрей Соколов ведет свое повествование, можно заметить слова, которые передают настоящий русский Он часто употребляет в рассказе пословицы. Заметно, что Андрей - обычный малограмотный рабочий человек. Из-за этого он часто вставляет неправильные слова или выражения. Зато он прекрасный семьянин и во время войны остается настоящим мужчиной.

События, произошедшие с персонажем во время войны

Ученики, которые пишут сочинение на тему "Судьба человека", обязательно должны ознакомиться хотя бы с кратким содержанием произведения. Писатель описывает Соколова как простого солдата, который узнал все тяготы военного времени. А далее автор описывает, как Андрей прошел даже немецкий плен. Особенно интересны именно эти страницы произведения, которое написал Михаил Шолохов ("Судьба человека"). Анализ их раскрывает характеры многих персонажей.

Здесь присутствует солдатское единомыслие и братство, предательство и трусость. В плену Андрей Соколов совершает убийство, первое в своей жизни. Он убил пленного солдата, который хотел выдать фашистам своего командира. Затем Соколов встречает доктора. Он такой же пленный, как и остальные, но проявляет безграничное гуманное отношение к своим товарищам.

Основные качества характера главного персонажа

На чем построен сам сюжет рассказа, который написал Михаил Шолохов? Судьба человека, анализ его поступков в течение длительного периода его жизни, а также поведение главного героя во время плена. Благодаря всему этому автор показывает, как простой труженик смог сохранить не только Андрей Соколов на протяжении всего времени, что он пробыл в плену или участвовал в боевых сражениях, оставался настоящим мужчиной. Он смог сохранять спокойствие даже в самых сложных и критических ситуациях.

Михаил Шолохов стал первым писателем, который показал читателю все ужасы немецкого плена. Автор произведения достаточно ярко описал не только героическое поведение соотечественников. Он не скрыл и те факты, когда многие люди теряли самообладание и, боясь за собственные жизни, теряли мужество. Предавали товарищей и Родину. А порой и просто за кусок хлеба совершали убийства, шли на унижения. И, сравнивая характеристики различных персонажей, которые предстают перед читателем во время пленения Андрея Соколова, можно увидеть, как автор на их фоне подчеркивает силу личности своего главного героя. Он как будто становится еще выше и сильнее, а поступки его - чище и мужественнее.

Как Андрей спас себе жизнь

Есть еще один эпизод, который необходимо отметить в произведении "Судьба человека". Краткое описание его позволит читателю самостоятельно судить о характере Соколова. Однажды за неосторожно брошенную фразу в бараке, которую тут же донес кто-то из предателей до начальства, Андрея вызвали к коменданту. Звали его Мюллер. Перед тем как расстрелять Соколова, он предложил ему выпить стакан водки за победу германской армии и поесть. Но Андрей отказался.

Тогда комендант вторично поставил перед ним стакан водки и сказал выпить за свою смерть. Солдат выпил один, затем не закусывая второй. И хотя он уже едва держался на ногах, осилил и третий стакан, отломив потом маленький кусочек хлеба, чтобы закусить. Комендант с уважением отнесся к Соколову. Он ведь прекрасно понимал, насколько ужасным было питание в концлагерях.

Многие за кусок хлеба убивали друг друга. А тут такое мужество, тем более перед лицом смерти. До последнего хотел Андрей оставаться настоящим мужчиной и показать немецким оккупантам, что не весь российский народ можно сломать. Оценив такое поведение плененного солдата, Мюллер не стал расстреливать его. Более того, дал ему буханку хлеба и ломоть сала, отправив в казарму. Вернувшись в барак, Андрей разделил все между товарищами.

Побег из плена, или Новые удары судьбы

Далее рассказ "Судьба человека" повествует о том, как Андрей Соколов попал к одному немцу водителем, и как бы хорошо тот ни относился к нему, одна и та же мысль преследовала солдата. Бежать к своим. Дальше сражаться за Родину. Наконец, представился случай - и Андрею удается перехитрить фашистов. Оказавшись среди своих, он первым делом отправляет письмо жене, чтобы оповестить родных, что с ним все хорошо, жив и здоров.

И здесь этого мужественного человека ждет очередной удар судьбы. Его жена и дочери погибли, когда немецкие оккупанты совершали авиационный налет. Безгранично тяжело переживает Соколов эту потерю, но, взяв себя в руки в очередной раз, он продолжает жить. Сражаться и побеждать. Тем более есть еще сын, есть

очередного испытания

Судьба как будто окончательно хочет испытать Андрея Соколова на прочность, предоставив ему короткий миг общения с сыном. В последние дни войны его ждет последний сокрушительный удар. Сына убили. И единственное, что остается главному герою - это попрощаться с телом мертвого ребенка, последнего своего родного человека, и похоронить его на чужой земле.

Что делать дальше? Все, за кого он сражался, мысли о которых помогали Андрею выжить в немецком плену, ради чего он так цеплялся за жизнь, ничего нет! Наступает моральное и эмоциональное опустошение главного героя. Нет ни дома, ни родных, ни цели для того, чтобы жить дальше. И лишь счастливая случайность оказала огромное влияние на судьбу человека, совершенно уже отчаявшегося.

Подарок судьбы - сирота Ванюшка

Андрей Соколов встречает маленького мальчика Ванечку, который потерял на войне всех своих близких. Ребенок инстинктивно тянется к солдату. Каждому человеку нужна забота и ласка. Но здесь автор как будто подчеркивает родственность их душ. Каждый из этих персонажей испытал в своей жизни огромную боль потери близкого человека и ужасы войны. И судьба не зря подарила им эту встречу. Мальчик Ваня и Андрей Соколов находят утешение друг в друге.

Теперь мужчине есть ради кого жить, у него появляется новый смысл жизни. Необходимо заботиться об этом маленьком человечке. Воспитывать в нем все те качества, которые в будущем помогут стать ему настоящим мужчиной, достойным гражданином общества. И Андрей Соколов продолжает жить. Преодолев внутреннюю боль, он снова показывает себя как человека мужественного и целеустремленного, уверенного в собственных силах.

Последние страницы известного произведения

Если писать сочинение на тему "Судьба человека", то нельзя будет описать какие-то особенные подвиги, которые совершал главный герой во время Второй мировой войны. Он несколько раз был ранен, да и то легко. Но те эпизоды из жизни Андрея Соколова, которые описывает автор, те, что достаточно ярко демонстрируют его мужественный характер, силу воли, человеческую гордость, чувство собственного достоинства и любовь к Родине, разве не являются своеобразным подвигом?

Не потерять себя в этой жестокой войне, не разучиться любить, не потерять желание жить. Вот настоящий подвиг человека, который хотел описать Михаил Шолохов, рассказывая о судьбе своего главного персонажа Андрея Соколова.

Направление «СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Тема «Смелость и трусость» может рассматриваться в следующих аспектах:

Смелость и трусость на войне

Смелость и трусость в высказывании своей позиции, точки зрения, в отстаивании своих принципов, взглядов

Смелость и трусость человека в любви

СМЕЛОСТЬ - положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

Смелость

Смелость - это способность человека, преодолевая страх, совершать отчаянные поступки, порой рискуя собственной жизнью.

Смелость проявляет человек на войне, когда мужественно, храбро сражается с врагом, не допускает того, чтобы страх одолел им, думает о товарищах, близких, народе, стране. Смелость помогает ему преодолевать все тяготы войны, выйдя победителем или погибнув за родину.

Смелость - это качество человека, выражающееся в том, что он всегда до конца отстаивает свои взгляды, принципы, открыто может высказать в глаза людям свою позицию, если не согласен с ними. Смелые люди способны отстаивать свои идеалы, двигаться вперёд, ведя за собой других, преобразуя общество.

Профессиональная смелость толкает на риск, люди стремятся воплотить в жизнь свои проекты, мечты, порой преодолевая препятствия, которые могут чинить им представители власти.

Смелость долго может не проявляться в человеке. Даже наоборот, он иногда внешне бывает очень скромным и тихим. Однако в трудную минуту именно смелые люди берут ответственность на себя, спасая других, помогая им. И часто это бывают не только взрослые, но дети, поражающие своей решительностью и смелостью, например, спасая тонущего друга.

Смелые люди способны вершить великие дела. А если этих людей много или весь народ, то такое государство непобедимо.

Смелость проявляется и в том, что человек непримирим к любой несправедливости как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. Смелый человек не будет смотреть равнодушно или безучастно на то, так унижают, оскорбляют других, например, сослуживцев. Он всегда вступится за них, так как не приемлет любое проявление несправедливости и зла.

Смелость - одно из высших нравственных качеств человека. Необходимо стремиться к тому, чтобы в жизни быть поистине смелым во всём: делах, поступках, отношениях, думая при этом об окружающих.

ТРУСОСТЬ - одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

Синонимы : боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество. Трусость

Трусость - это такое состояние человека, когда он боится буквально всего: новой обстановки, изменений в жизни, знакомства с новыми людьми. Страх сковывает все его движения, мешая жить достойно, радостно.

В основе трусости часто бывает низкая самооценка человека, боязнь показаться смешным, оказаться в неловком положении. Человек лучше промолчит, постарается быть незаметным.

Трусливый человек никогда не возьмёт ответственность на себя, будет прятаться за чужие спины, чтобы, в случае чего, не быть виноватым.

Трусость мешает продвижению по службе, в осуществлении своей мечты, в реализации поставленных целей. Нерешительность, свойственная такому человеку, не позволит ему дойти до конца по намеченному пути, так как всегда найдутся причины, не позволяющие это сделать.

Трусливый человек делает свою жизнь безрадостной. Он всегда словно зависти от кого-то и чего-то, живёт с оглядкой.

Однако страшен трус во время трудных испытаний для народа, страны. Именно трусливые люди становятся предателями, так как они думают прежде всего о себе, о своей жизни. Страх толкает их на преступление.

Трусость - одна из самых негативных черт характера человека, необходимо стараться изживать её в себе.

Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности - от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству.

1.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Остап и Андрий — два сына Тараса Бульбы, главного героя повести Н.В.Гоголя. Оба воспитывались в одной семье, учились в одной семинарии. Обоим с детства внушались одинаковые высокие нравственные принципы. Почему же один стал предателем, а другой -героем? Что толкнуло Андрия на низкий поступок — пойти против своих товарищей, своего отца? По сути, он стал трусом, так как не смог остаться верным тому, чему его учили, проявил слабость характера. А что это, как не трусость? Остап же героически принял мученическую смерть, смело глядя в глаза врагам. Как тяжело было ему в последние минуты, так хотел он увидеть в толпе незнакомых людей близкого человека. Вот и крикнул он, превозмогая боль: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?». Отец, рискуя жизнью, поддержал сына, выкрикнув из толпы, что слышит его, своего Остапа. В основе поступков людей лежат те нравственные основы, которые составляют сущность его характера. Для Андрия всегда на первом месте был он сам. Ещё с детства пытался он увернуться от наказания, спрятаться за чужие спины. И на войне на первом месте были не его товарищи, не его родина, а любовь к молодой красавице — полячки, ради которой он предал всех, в бою пошёл на своих же. Как не вспомнить знаменитую речь Тараса о товариществе, в которой он преданность товарищам, боевым соратникам ставил на первое место. «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!» Не смог стать таким Андрий, трусливо в последние минуты жизни глядя в глаза своему отцу, которого он предал. Остап же всегда был гордым, независимым человеком, никогда не прятался за спины других, всегда смело отвечал за свои поступки, на войне оказался настоящим товарищем, которым мог гордиться Тарас. Оставаться смелым до конца, не проявлять трусость в своих делах и поступках — к такому выводу приходят читатели повести Н.В.Гоголя, «Тарас Бульба», понимая, как важно в жизни делать верные, обдуманные дела и поступки.

2. М.А.Шолохов «Судьба человека»

Война — серьёзное испытание для страны, народа, для каждого отдельного человека. Она проверяет, кто есть кто. На войне каждый раскрывается во всей своей сути. Здесь нельзя сыграть роль предателя или труса. Здесь становятся таковыми. Андрей Соколов. Его судьба — это судьба миллионов советских людей, переживших войну, выстоявших в страшнейшей схватке с фашизмом. Он, как и многие другие, остался Человеком — преданным, смелым, верным народу, близким, не потерявшим чувства доброты, жалости и милосердия к другим. В основе его поступков — любовь. Любовь к близким, стране, жизни вообще. Это чувство делает его смелым, мужественным, помогает пережить все суровые испытания, выпавшие на долю героя: смерть семьи, страшные бои, в которых он участвовал, ужасы плена, гибель товарищей. Сколько же надо иметь этой огромной любви, чтобы выстоять после всего этого!

Смелость - это возможность преодолеть страх, который, конечно, был свойственен каждому на войне. Однако не все могли этот страх побороть. Тогда в сердце закрадывалась трусость — за себя, свою жизнь. Она буквально овладевала человеком, заставляя идти на предательство. Так и один из пленных, солдат Крыжнёв, который, как и Соколов, попал в руки фашистов, решил выдать взводного командира-коммуниста («…я за тебя отвечать не намерен«), чтобы спасти свою жизнь. Он ещё не пережил ужасов плена, но страх уже сделал его трусом, а трусость привела к мысли о предательстве. Тяжело убивать своих, но Андрей сделал это, потому что этот «свой» перешёл черту, за которой - предательство, душевная гибель, смерть других людей. Оставаться человеком в нечеловеческих условиях, уметь преодолевать свой страх, проявляя смелость, отвагу, не становиться трусом и предателем — это нравственное правило, которому просто обязан следовать человек, как бы тяжело это ни было.

Смелость и трусость в любви.

Георгий Желтков - мелкий чиновник, чья жизнь посвящена безответной любви к княгине Вере. Как известно, любовь его зародилась задолго до ее замужества, но он предпочитал писать ей письма, преследовал ее. Причина такого поведения крылась в его неуверенности в себе и в страхе быть отвергнутым. Возможно, будь он смелее, то смог бы стать счастливым с женщиной, которую любит. Вера Шеина тоже боялась быть счастливой и хотела спокойного брака, без потрясений, поэтому вышла замуж за веселого и симпатичного Василия, с которым все было очень просто, но великой любви она не испытала. Только после смерти своего воздыхателя, глядя на его мертвое тело, Вера осознала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Мораль этой повести такова: нужно быть смелым не только в бытовой жизни, но и в любви, нужно рисковать, не боясь быть отвергнутым. Только смелость может привести к счастью, трусость и, как следствие, конформизм, приводит к большому разочарованию, как это и произошло у Веры Шеиной.

Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.

Произведения:

§ В.К. Железников «Чучело

§ М.А. Булгаков: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»

§ Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

§ Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»

§ А.С. Пушкин: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

§ В.В. Быков «Сотников

§ С. Коллинз «Голодный игры»

§ А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»

§ В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

§ Дж. Оруэлл «1984»

§ В. Рот «Дивергент»

§ М.А. Шолохов «Судьба человека»,

§ М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»

§ Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»

§ М. Горький «Старуха Изергиль»

§ А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

Примерные темы:

Что значит быть храбрым?

Для чего человеку нужна смелость?

К чему приводит трусость?

На какие поступки толкает человека трусость?

В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?

Нужна ли смелость в любви?

Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?

Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?

Справедливо ли высказывание «смелость - это половина победы»?

Какие поступки можно назвать смелыми?

В чем разница между наглостью и смелостью?

Кого можно назвать трусом?

Можно ли воспитать в себе смелость?








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: чтение и развитие речи

Класс: 9 "В".

Цель: дать представление о понятии мужества в разных его проявлениях.

Задачи:

Образовательные:

Формировать знания, что Великая отечественная война была справедливой войной народа за свободу и независимость своей Родины, опираясь на содержание рассказа М. Шолохова. Вспомнить реальные факты из истории войны, сопоставлять примеры мужества и героизма советских людей. Уметь читать отрывок по ролям, соблюдая правильную интонацию, пересказывать прочитанное.

Коррекционные.

Развивать у учащихся способность анализировать и сопоставлять реальные факты и события, описанные в художественном произведении. Учить слушать одноклассников и учителя, дополнять ответы товарищей. Развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство национальной гордости за свою страну, за мужество и героизм защитников Отечества в годы великой Отечественной войны, желание быть похожими на них. Воспитывать умение поддерживать на уроке доброжелательную атмосферу, умение работать в коллективе.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Предварительная работа: ознакомительное чтение рассказа "Судьба человека", беседы о великой отечественной войне, чтение художественной литературы о событиях и героях великой Отечественной войны.

Оборудование: учебник "Чтение" 9 класс для специальных (коррекционных) классов 8 вида, А.К.Аксенова, Москва "Просвещение", 2006г.; слайдовая презентация к уроку, аудиозапись песни "Священная война", видеозапись фильма "Судьба человека", карточки с тестовыми заданиями, школьный толковый словарь под ред. М.С. Лапатухина, словарь русского языка С.И. Ожегова.

Ход урока

Структурный элемент урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Настрой детей на работу на уроке:

Быть активными,

Выполнять задание быстро, но внимательно,

Слышать учителя с первого раза,

Не грубить друг другу, не обижать товарищей,

Быть сдержанным, не перебивать учителя во время объяснения, одноклассников - во время их ответа, уметь дослушать до конца и дополнить, если нужно.

Готовятся к уроку, слушают инструкцию учителя по организации работы на уроке
II. Вводная часть:

1. Дид.упр. "Найди слово"

2. Прослушивание песни "Священная война"

Дает задание: в буквенном ряду прочитать слово:

АВРОВОЙНАСТУЫЩ (война)

ССБОЭМУЖЕСТВОООЫЦЧ (мужество)

Подумайте, как связаны эти слова?

Прослушайте аудиозапись песни и скажите, какой войне посвящена эта песня? Что вы знаете об этой войне?

Выполняют задание фронтально по слайду 2. (Презентация 1.ppt)

Объясняют связь слов война и мужество.

Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы

III. Актуализация знаний.

1. Дид.упр. "Кто лишний"

Вы видите на слайде (Презентация 1.ppt)

фамилии героев Великой Отечественной войны. Кто из этих людей не является героем литературного произведения? (На слайде 3 написаны фамилии: Василий Теркин, майор Гаврилов, Андрей Соколов, Егор Дремов).

(Правильный ответ - майор Гаврилов).

Кто может рассказать об этом человеке? (Заслушивает ответы учащихся).

Почему немецкий генерал приказал своим солдатам отдать честь русскому офицеру?

Давайте вспомним изученные о войне произведения и соотнесем фамилии героев произведений с иллюстрациями.

(Представлены иллюстрации к произведениям "Василий Теркин", "Русский характер", "Судьба человека".) (Презентация 1.ppt, слайды 4 - 7)

По слайду 3 (Презентация 1.ppt) определяют, кто не является героем литературного произведения, рассказывают о нем

Отвечают на вопрос.

Соотносят иллюстрации к произведениями с фамилиями героев этих произведений (работают в парах). Объясняют свой выбор.

Отвечают на вопрос

IV. Проверка домашнего задания. Учащимся предлагается тест для самостоятельного выполнения по содержанию рассказа.

Имя главного героя рассказа:

А) Андрей Соколов

Б) майор Гаврилов

2. Герой рассказа в начале повествования находился:

А) в госпитале

Б) в плену у фашистов

3. Андрея Соколова вызвали к лагерфюреру:

А) чтобы вручить награду

Б) чтобы расстрелять

4. Что задумал Андрей Соколов, когда его определили работать шофером?

5. Как принял Андрея Соколова командир дивизии?

А) обещал представить к награде

Б) ругал за внешний вид.

Выполняют тестовые задания индивидуально, выбирая один из двух ответов.
V. Основная часть.

1. Просмотр отрывка из кинофильма "Судьба человека".

2. Беседа по содержанию отрывка.

3. Работа со словарем.

4. Выразительное чтение отрывка по ролям.

5.Дид.упр. "Буквенный лабиринт"

Предлагает посмотреть отрывок из кинофильма "Судьба человека". (Приложение 2)

Почему был вызван Андрей Соколов к коменданту? Как он вел себя в разговоре с фашистом? Было ли опасным такое поведение? Кто выиграл в этом противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов? Какие черты характера Андрея помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов? Можем ли мы в этом случае говорить о мужестве? Как вы понимаете значение слова мужество?

Давайте найдем это слово в толковом словаре и прочитаем его значение.

Задание носит индивидуально-дифференцированный характер: кто-то выполняет задание самостоятельно, кому-то называет страницу учитель, у более слабых - есть закладки в словарях.

Таким образом, мы с вами узнали, что мужество проявляется по-разному. Оно не только в героическом поступке, но и в стойкости духа.

Давайте подумаем, как мы можем передать интонацией при чтении разговора выдержку Андрея Соколова и наглость и самоуверенность лагерфюрера.

Найти на слайде 8 (Презентация 1.ppt) среди букв слова, раскрывающие черты характера Андрея Соколова.

Смотрят отрывок

Отвечают на вопросы

Находят и зачитывают значения слова "мужество":

1) храбрость, присутствие духа в опасности;

2) стойкость, храбрость, присутствие духа в опасности, в беде.

Слушают выводы и цели дальнейшей работы на уроке.

Предлагают варианты интонации.

Читают отрывок по ролям. Слушают и анализируют чтение товарищей

Выполняют задание.

VI. Итог урока. Давайте повторим, почему Андрея Соколова можно назвать мужественным человеком? Как вы понимаете, что такое мужество? Почему мы можем сказать, что мужество советских людей и их любовь к Родине помогли победить врага? Какие примеры мужества советских людей вы знаете? Почему М.Шолохов назвал свой рассказ "Судьба человека", а не "Судьба Андрея Соколова". Какой вывод вы сделали для себя из этого урока? Захотелось ли вам узнать больше о жизни Андрея Соколова? Тогда постарайтесь посмотреть фильм, а лучше прочитайте до конца книгу "Судьба человека". Участвуют в беседе, высказывают свое мнение
VII. Домашнее задание. Расспросите дома об участии в Великой Отечественной войне своих родных (деда, прадеда) и попробуйте составить рассказ "Судьба моего деда (прадеда).

Если захотите можете сделать рисунки к рассказу. Они будут оцениваться отдельно. Можете получить дополнительную оценку.

Записывают домашнее задание, уточняют, если непонятно.