Как отличить настоящий Gibson Les Paul от поддельного? Gibson Les Paul: Оригинальное издание Основные черты les Paul

Новые старые гитары  

2015 Gibson Les Paul Custom

Текст - Сергей Тынку

Практически в середине года Gibson наконец-то определились с новыми моделями Custom Shop 2015, опубликовав на своем сайте максимально полную информацию. Принципиально нового там ничего нет, да и, скорее всего быть не может. Можно отметить, что в названии многих переизданий появились слова True Historic. Это выглядит немного комично поскольку уже много лет (даже не одно десятилетие) Gibson постоянно выпускает все более и более точные (трушные) копии старых гитар.

Если так пойдет дальше, то мы со временем получим переиздания, которые будут более настоящие нежели оригинальные старые гитары. Однако, маркетологов Gibson это похоже не смущает ни коим образом. Поэтому если через какое-то время мы увидим в названиях слова total true или ultimate true - удивляться не придется. Однако, пока этого не случилось, вернемся к нашим баранам и попробуем отыскать что-нибудь реально новое и интересное в свежей линейке. Не смотря ни на что, оно все таки существует. И называется Les Paul Custom.

Так сложилось, что эта гитара давно уже перестала быть просто моделью, превратившись в большее и весьма сложное семейство разных инструментов, разобраться в которых не всегда легко. В прошлом году в каталоге Gibson была всего одна модель Les Paul Custom ($4,799) в пяти цветах - Alpine White, Ebony, Heritage Cherry Sunburst, Wine Red, Silver Burst. Каких-либо особых дополнительных названий эта модель не имела, поэтому можно сказать это была модель, которая позиционировалась как стандартный нормальный вариант LP Custom нашего времени. Что касается всех остальных моделей LP Custom (такими как например 54 Re-Issue, 57 Re-Issue и пр.), то они отсутствовали в регулярном каталоге, хотя какие-то ограниченные тиражи и специальные заказы дилеров содержали какие-то отклонения от стандартных LP Custom.




По мнению многих гитарных экспертов и просто любителей Gibson, современная версия LP Custom является одной из самых худших за всю историю. Как правило ей предъявляют две претензии. Во-первых, рабочая поверхность грифа из рыхлита вместо черного дерева. Во-вторых, облегчающие полости в корпусе. Эти две вещи для настоящих гибсоновских маньяков являются чуть ли не святотатством и причиной обращаться за “нормальными кастомами” на вторичный рынок. В этой связи 2015 год ожидался с большой долей тревоги. Боялись, что на “новые кастомы” поставят “самонастраивающиеся” колки и прочие современные ужасы из линейки “обычных” (некастомшоповских) моделей 2015 года. Однако, этого не произошло, слава богу. Более того, Gibson представили несколько новых весьма интересных моделей, дополняющих линейку “стандартных кастомов”.

Les Paul Custom Figured

Эта модель ($6,199) в двух весьма спорных цветах (Centipede Burst и Rattler Burst) полностью повторяет стандартный LP Custom. Те же датчики, полости в корпусе, рыхлит на грифе и т.д. Но почему-то почти на полторы тысячи долларов дороже. За что? Просто за цвет и рисунок клена? Очень большие подозрения, что эта модель относится к числу “одногодичных” - то есть в следующем году ее не будет, как это постоянно происходит с десятками новых моделей Gibson.


True Historic 1957 Les Paul Custom "Black Beauty"

Не смотря на то, что народ любит называть словосочетанием “Блэк Бьюти” практически любой черный LP Custom, официально эти слова закреплены за LP 1954-1960 годов выпуска, либо их переизданий. Отличительная фишка этих гитар - толстенный гриф и корпус с топом из махогани, а не из клена. Как правило эти модели более дороги и престижны. Первые официальные переиздания модели 1957 года были выпущены в 1991 году. С тех пор эту модель то снимают с производства, то заново издают. В этот раз гитара ($7,699) имеет слова True Historic в названии. Однако, отыскать в ней чего-то новое и более точное крайне затруднительно.

В частности, если сравнивать ее описания и фотографии с имеющейся на руках VOS (vintage original specs) версией 2009 года можно обнаружить отличия только в модели колков. На версии 2015 года стоят Reissue Waffle Back, в то время как на версии 2009 года - Reissue Kluson Deluxe, такие же как на переизданиях стандартов 58-59. А, кстати, если копнете поглубже, то в 90-ых были переиздания 1957 Les Paul Custom с колками Grover. То есть у переизданий этой модели постоянно были колебания по части колков. Нынешние больше всего похожи на то, что стояло на гитаре в 1957 году. Однако, крайне сложно представить, чтобы кто-то в здравом уме отказался от переиздания более ранних лет всего лишь из-за колков. Тем более колки если уж на то пошло, можно всегда поменять.

Вообще 1957 год был выбран не случайно. Это был первый год когда на Les Paul стали ставить хамбакеры. Поэтому достаточно интересен факт новых датчиков на этом переиздании. Раньше на эту модель ставили 57 Сlassic с магнитами Alnico II, а сейчас какие-то Custom Bucker с магнитами Alnico III. Новые датчики будут немного мощнее и послушать их было бы весьма интересным. Многие покупатели переизданий лесполов пятидесятых меняют родные датчики Gibson на что-то бутиковое (Lollar, Bare Knucle и т.д.). Видимо Gibson учли этот факт и попытались сделать новые “улучшенные” датчики. Насколько удачно? Это неважно. У покупателей подобных гитар всегда хватит денег на замену звукоснимателей.

1968 Les Paul Custom Re-Issue

Надо сказать, что это совсем не первая модель LP Custom со цифрой 68 в названии. И там есть своя история. В начале 2000-ых годов обычный стандартный LP Custom (и модели Plus) делали на фабрике Gibson USA (некастомшоповской), в то время как на фабрике Gibson Custom (которая находится в том же городе но на другом конце) производили переиздания 1954 и 1957 Les Paul Custom. В будущем, модель стандартного LP Custom тоже будут делать на Custom Shop, но в те времена этого не было. Поэтому в Custom Shop решили “завести” себе свой стандартный LP Custom, типа улучшенный на фоне тех LP Custom, что делали на фабрике Gibson USA. Такая вот внутренняя конкуренция фабрик и традиционный гибсоновский хаос.

В результате появилась модель 68 Les Paul Custom. За основу взяли 1957 Re-Issue, но просто сделали топ из клена. А гриф остался точно такой же. Колки стояли Grover. Датчики были разные - иногда ставили 57 Classic, а иногда BurstBucker. С тех пор было очень много сделано 68 Les Paul Custom в самых разных вариантах. Разное железо (белое, золотое), разная степень состаренности (были варианты Custom Authentic), разные цвета (вплоть до всех вариантов санберста с огненным кленом).

Весь фокус модели 68 Les Paul Custom был в том, что она не была переизданием оригинальных моделей 1968 года. Не смотря на то, что народ (по большей части неграмотный) постоянно называл ее переизданием, сами Gibson старались этого не делать и слово Re-issue в названии не было. И тому было море причин. Хотя бы просто потому что, гитара очень сильно отличалась от того, что реально было в 1968 году. Это была просто фантазия на тему LP Custom, красивая цифра в названии, которая помогала продавать гитару. Можно сказать полу-мошенничество со стороны Gibson. Хотя гитара сама по себе была замечательная и действительно по мнению многих ее можно назвать лучшим Les Paul Custom в истории.

В 2015 году Gibson решили исправить фокус и выпустили гитару, которая реально называется 1968 Re-Issue и она совсем не такая как модель 68. Чисто внешне вы сразу обратите внимание на ручки и колки. Они другие на фоне модели 68. Плюс у гитары свои особые датчики 68 Custom с магнитами Alnico II, свой профиль грифа. Это уже не модель “1957 с другим топом”. Главным конструктивным отличием является угол сочленения головы с грифом. У гитар 50-ых годов, а также инструментов девяностых и двухтысячных они соединены под углом в 17 градусов. А вот в конце 60-ых и в 70-ых годах Gibson делали гриф с головой в 14 градусов. Это сложно обнаружить на фотографиях, однако если вы держали в руках достаточно много лесполов, то тут же заметите разницу когда увидите живую гитару. Так вот у модели 68 LP Custom угол был в 17, а у 1968 LP Custom Re-Issue он 14 градусов как и у оригинальной гитары 1968 года.

Разумеется, море теоретиков считает это неправильным углом и якобы он дает другой звук. Думается это ерунда. Гитары семидесятых звучат абсолютно нормально. Если уж на то пошло, то самый знаменытый Les Paul Джеймса Хетфилда, его Iron Cross как раз 1973 года. Также можно вспомнить Джона Фрусчанте с LP Custom выпуска 1968 года. Интересно, конечно было бы сравнить три гитары - настоящий 1968, модель 68 выпуска двухтысячных и это свежее переиздание. Вслепую. Обычно Gibson Custom Shop ничем не уступает моделям семидесятых и люди часто даже спорят до потери пульса, что лучше. Если же говорить о лесполах 68-69 годов, то о них спорить крайне глупо - их было сделано так мало, что их почти никто в руках то и не держал. Хотя любителей потрепать языком всегда навалом.

1974 Les Paul Custom Re-Issue

Это невероятно интересное переиздание ($6,699), которое пытается воссоздать инструменты второй половины 70-ых, весьма сильно отличавшиеся от того, что делали до них и после них. Многие пуристы Gibson считают эти изменения кощунственными по отношению к классике. Однако, такие гитары были, и они до сих пор ходят в громадных количествах по рынку. Поэтому нет ничего удивительно в этом переиздании. В отличие от предыдущих двух моделей, этот инструмент делают в трех цветах (Ebony, Classic Vintage White и Wine Red). Но слава богу, что на этом переиздании также как и на 1957 и 1968 рабочая поверхность грифа сделана из черного дерева. И люди из Custom Shop подчеркивают этот факт в своих маркетинг материалах.


Главными особенностями переиздания 1974 является конструкция корпуса и грифа. Во-первых, кленовый топ сделан из 3 кусков а не из 2 как обычно. Во вторых основа корпуса сделана в стиле “сендвич” - вместо одного куска махогони присутствует три слоя древесины - два куску махогони с тонкой прослойкой клена между ними.

Во-вторых, гриф сделан из трех продольных кусков махогони, а не из одного как обычно. Голова грифа сочленяется под углом в 14 градусов и в месте ее сочленения находится характерный “нарост”-выступ (volute, вольют). Такие вот грифы делали в то время. Причем если говорить о второй половине 70-ых то там появятся еще и кленовые грифы, которые так любит Закк Вайлд. Но слава богу на переиздании 1974 года гриф из махогони.

Разумеется, для этой модели Gibson сделали свои собственные датчики Super 74 с магнитами Alnico III. Колки стоят Schaller M6. Выглядит все это дело вполне в духе того времени. И думается, что если вы имеете тенденцию к коллекционированию переизданий, то эта модель может вас серьезно заинтересовать.

В целом конечно, все три переиздания знаковых для модели лет 1957, 1968, 1974 - они как бы намекают на то, что если все три собрать, то это будет красота, разнообразие и радость для души. И нет сомнений в том, что на свете найдется не мало людей, которые именно так и сделают.

Решила, что ей нужна цельнокорпусная гитара для того, чтобы конкурировать с Fender Telecaster. В сотрудничестве с Лес Полом, легендарным гитаристом и изобретателем мультитрековой записи, компания Gibson создала первую модель Les Paul с неповторимым корпусом из красного дерева и прекрасным кленовым топом, похожим на модели Gibson.

В 1957 году Les Paul (и впоследствии все электрогитары) были существенно улучшены путем добавления недавно разработанного двухкатушечного звукоснимателя - хамбакера , благодаря которому наведенный шум, к чему были склонны сингловые звукосниматели , успешно подавлялся. C тех пор Gibson продолжает свою линию Les Paul"ов, экспериментируя с добавлением и комбинированием новых особенностей и инновационных разработок. Сегодня Gibson Custom Shop переиздает классические модели винтажных Les Paul"ов с бережным сохранением всех исторических особенностей.

Какой Les Paul нужен вам?

С 1952 года было выпущено 127 моделей, носящих имя Les Paul. В нашем руководстве вы найдете информацию, которая поможет вам сделать лучший выбор. Мы расскажем о следующем:

  • Почему гитары Les Paul столь популярны, и кто на них играет
  • Поведаем "фамильные истории", чтобы вы отличали Custom от Standard
  • Познакомим с функциями и характеристиками Les Paul"ов, чтобы вы могли решить, инструмент с каким набором опций вам нужен.

Почему гитары Les Paul столь популярны?

Почти каждый известный рок-гитарист использовал les Paul: от Бека (Beck), Пейджа (Page) и Клэптона (Clapton) до Слэша (Slash) и Закка Уайлда (Zakk Wylde). Но доказательством разносторонности этих инструментов является их использование в других жанрах, таких как блюз (Muddy Waters, John Lee Hooker), джаз (Les Paul конечно, John McLaughlin), и кантри (Charlie Daniels, Brooks & Dunn).Вот 4 главных причины популярности les Paul:

  1. Внешний вид
  2. Звучание
  3. Удобство игры
  4. Богатая история

Причины остановить выбор на гатаре Les Paul

Вы можете быть начинающим гитаристом, который хочет играть на знаменитом инструменте. Вы можете быть исполнителем, желающим иметь превосходно звучащую гитару. Или вы можете быть коллекционером, ценящим историчность и красоту классических Les Paul"ов. Или вы можете подходить под все 3 категории. Или вообще не подходить, просто, по непонятным причинам, вас привлекает Les Paul, - это любовь с первого взгляда.

Основные черты les Paul

Несмотря на то, что существует много модификаций и исключений, опишем основные характеристики Les Paul"ов

  • Цельнокорпусные - корпус из красного дерева с выпуклым кленовым топом
  • Вклеенный гриф
  • Палисандровая накладка
  • Полированный лак
  • 2 звукоснимателя типа хамбакер
  • Фиксированный бридж
  • 2 ручки тембра, 2 громкости
  • 3-х позиционный переключатель звукоснимателей
  • 22 лада
  • Мензура 24-3/4"

Вы, наверное, уже заметили, что есть исключения: Les Paul bass, акустика 1970 Jumbo с плоским топом, LP Junior с одним звукоснимателем, SG-style Les Paul с двойным вырезом. Но мы будем "строить" нашу гитару на основе классического набора характеристик.

Характеристики, которые позволят вам отличить Les Paul"ы друг от друга

Где и как Les Paul был сделан, какие материалы использовались, какие функциональные и декоративные особенности присутствуют, - все это поможет вам отличить друг от друга гитары les Paul.

Ниже приведены характеристики и вариации различных гитар.

  1. Top - большинство Les Paul"ов имеют выпуклый кленовый топ, выполненный в следующих стилях:
    1. Flame Top (рейтинг материала от A до -AAAA)
    2. Plain Top
    3. Quilt Top
    4. Solid Finish
  2. Цвет отделки - много вариантов, зависит от модели
  3. Гриф - обычно красное дерево
    1. Профиль - зависит от типа грифа
      1. Rounded ’50s
      2. Slim-taper ’60s
  4. Накладка
    1. Палисандр или черное дерево
    2. Инкрустация - 3 основных типа:
      1. Точки
      2. Трапеции
      3. Квадраты
  5. Два звукоснимателя (обычно хамбакеры)
    1. Современные звукосниматели Gibson: 490R, 490T, 496R, 498T, 500T
    2. Исторические хамбакеры:
      1. Burstbucker Type 1, 2, 3
      2. BurstBucker Pro
      3. ’57 Classic
      4. ’57 Classic Plus
      5. Mini-Humbucker
  6. Окантовка (если есть) - цвет и количество окантовок зависит от модели
    1. Корпус
    2. Гриф
    3. Головка грифа
  7. Фурнитура
    1. Материалы отделки
      1. Никель
      2. Хром
      3. Позолота
    2. Бридж/струнодержатель
      1. Wraparound (бридж и струнодержатель - одно целое)
      2. Струнодержатель типа Tune-o-matic/стоп-бар (stopbar)
    3. Ручки
      1. Top Hat
      2. Speed
    4. Колки
      1. Schaller
      2. Kluson
      3. Grover

Имейте в виду, что если у вас много денег, вы можете заказать гитару с любыми спецификациями в Gibson Custom Shop.

История семьи Gibson Les Paul

Есть 3 модели, стоящие у истоков истории семьи Les Paul: оригинальный Les Paul Model, Les Paul Custom, и Les Paul Special.

Хронология семьи Gibson Les Paul

  • 1952 - Les Paul Model (названная "Goldtop" из-за своей золотой отделки)
  • 1954 - Les Paul Custom and Les Paul Junior
  • 1955 - Les Paul Special
  • 1958-1960 - Les Paul Standard (часто называемый "Sunburst" ) - заменил Goldtop

Некоторые выдающиеся дополнения в линейку Gibson Les Paul

  • 1961-1962 - Les Paul SG Custom
  • 1969 - Les Paul Deluxe
  • 1976 - The Les Paul Standard Reissue
  • 1990 - Les Paul Classic

Gibson USA

Как понятно из названия, гитары Gibson Les Paul производятся в США.

На сегодняшний день в работе 3 основных линейки: Les Paul Studio , Les Paul Standard , and Les Paul Custom (грубо говоря, их можно охарактеризовать как Хорошие, Лучше и Самые Лучшие). начнем с Les Paul Standart.

Дополнительные модели

В дополнение к трем основным моделям LP, существуют еще несколько.

Вариации

Добавляя опции, которых нет в существующих моделях, Gibson выпускает новые модели своих инструментов. Например, заменив материал топа, можно создать новую модель. Заменив клен марки "АА" на клен марки "ААА", компания Gibson создала новую модель - Les Paul Standard Premium Plus . Или, после апгрейда клена "ААА" до "АААА" у LP Supreme получилась модель Les Paul Supreme Figured .

Таким образом, ключом к пониманию разнообразия "ответвляющихся" моделей является знание того, какие опции были добавлены или изменены.

Gibson Custom Shop

Gibson был первым крупным производителем гитар, который основал "ателье" (custom shop), помимо своей основной линии производства. Гитары, производимые в Custom Shop, отличаются большей тщательностью в изготовлении и делаются, в основном, вручную. Материалы, используемые в производстве, проходят тщательный отбор. Например, недавно Gibson USA получил груз из 200000 досочных футов древесины красного дерева, из которых только 14000 (или 7%) были отобраны для производства.

Переиздания VOS (Vintage Origin Spec.)

Чтобы удовлетворить запросы коллекционеров и энтузиастов Gibson, Gibson Custom Shop запустил в 2005 году серию VOS-переизданий. Инструменты этой серии имеют специальное покрытие из нитроцеллюлозы, при обработке которым наносится патина и инструмент приобретает старинный вид. С помощью ручной обработки достигается большее удобство игры и комфорт. Каждая VOS-модель имеет деку красного дерева, вклеенный глубоко в деку гриф для большего сустейна и прочности, профиль грифа соответствует году создания модели, соответствующую периоду фурнитуру и электронику.

Именные модели

Обычно гитары, созданные с учетом пожеланий известных артистов, называются "именными" (signature model). Gibson Custom Shop выпустил большое количество Les Paul"ов, созданных с точным соблюдением предпочтений известных гитаристов, начиная с Джимми Пейджа (Jimmy Page Les Paul) в 1995. Впоследствии были созданы Les Paul"ы для Закка Уайлда (Zakk Wylde Signature Les Paul - Bull’s Eye) и Билли Джо Армстронга (Billie Joe Armstrong Signature Les Paul Junior ).

Epiphone Les Pauls

Почти у каждой модели Gibson Les Paul есть "кузен", носящий на головке грифа имя Epiphone. Название Epiphone произошло от имени основателя фирмы Epaminodas Stathopoulo, известного как "Epi.". В 1930 годах Gibson и Epiphone были конкурентами в производстве полуакустических гитар и шли бок-о-бок. В 1957 Gibson приборел Epiphone. Помимо высококачественных контрабасов Epiphone, известны также линейки гитар от Epiphone, включая модель Casino, на которой играли The Beatles.

Отличия Les Paul"ов от Gibson и Epiphone

  1. Страна производства: Gibson"ы делаются в США, Epiphone - в других странах.
  2. Отделка: Gibson использует нитроцеллюлозный лак - ультра тонкий, ультра легкий (процесс лакировки занимает недели). Он позволяет дереву "дышать", со временем становится тоньше, хорошо влияет на звучание. Epiphone использует полиуретановую отделку, которая более практична: процесс занимает пару дней, не требует больших трудозатрат, отделка более прочная.
  3. Материалы: Gibson использует более высококачественные материалы, такие как красное дерево из Южной Америки. Epiphone использует более дешевые материалы или комбинирует некоторые из них, например, использует для деки ольху и красное дерево.
  4. Звучание: звук Epiphone более мрачный, преобладают низкие и средние частоты. У Gibson"а звучание более светлое.

Ценовые диапазоны

  • Недорогие инструменты: Epiphone Les Paul Junior или Epiphone LP Special
  • Средняя цена: вариации от Epiphone Les Paul Custom до Gibson Classic или Studio
  • Дорогие модели: Gibson LP Standard
  • Коллекционные модели: VOS-модели, т.е. Les Paul Custom VOS, Les Paul Standard VOS

Это гитары, которые высоко ценятся у музыкантов, и, соответственно, дорого стоят. На их популярности пытаются нажиться многие не вполне честные производители. Они производят ужасного качества реплики Les Paul"ов, которые потом продают по цене, в разы превышающие их реальную стоимость. Надо понимать, что Gibson - это дорогие гитары, поэтому палка за 300-400 долларов, на которой написано «Gibson» - это подделка. Также, у настоящих Les Paul"ов есть свое неповторимое качество, которое ни одна фальшивка не сможет подделать.

Однако если покупатель не может увидеть разницы между поддельным и настоящим Gibson"ом - тогда, возможно, не стоит тратить безумные деньги на покупку оригинала?

Так или иначе, поддельный Gibson иногда бывает сложно определить, в связи с чем придется немного углубиться в тему.

Древесина головы грифа

Гриф у большинства (не у всех, однако) Les Paul"ов сделан из одного бруска красного дерева, т.е. весь представляет собой один кусок дерева. Именно благодаря этой особенности Gibson"ов головы грифов имеют свойство ломаться.

Для изготовителей поддельных Gibson"ов изготовление аутентичной головы - это большая проблема, т.к., при такой технологии, остается очень много неиспользованного дерева, которое не является пригодным для дальнейшего использования. Поэтому, они обычно выпиливают головы грифов из меньших по размеру брусьев дерева, а недостающие части потом просто приклеивают.

Голова у поддельного Gibson"а слева склеена из двух частей: место соединения двух разных кусков дерева хорошо заметно (под верхним порожком). Однако даже у настоящих Gibson"ов левая и правая части головы часто бывают склеены из отдельных кусков дерева, что заметно на картинке справа. Подобные «уши» не являются признаком поддельной гитары.

Также хотелось бы особенно отметить разные колки: колки поддельного Gibson"а сделаны из какого-то странного металла, напоминающего своей фактурой алюминий; вертикальные полосы на них видны на всей протяженности «коробочки» колки, металлик эффект гораздо слабее выражен.

Окантовка грифа

На новых Les Paul"ах окантовка грифа немного заходит на лад на всей протяженности грифа. Такая особенность есть только у гитар Gibson. Если металлическая часть лада видна везде - вплоть до окантовки грифа - это поддельный Gibson.

Надо сказать о том, что если у инструмента меняли лады, то, скорее всего, эти кончики уберут, т.к. стоимость услуги - если их оставить - неимоверно велика.

Накладка анкерного стержня

Является универсальным способом проверить, является ли Les Paul настоящим. Выемка под регулировочный болт анкеры обычно закрывается треугольной (с изогнутыми краями) пластиковой крышкой с двумя болтами. На поддельных гитарах болта три. Также, на ненастоящих гитарах выемка сделана шире, в форме арки.

На картинке сверху выделено, что накладка не очень хорошо подходит под выемку, более того, заметно, что второй болт (который ближе к порожку) практически висит в воздухе.
Для сравнения, пример оригинальных накладок анкера, за исключением подписных и еще нескольких моделей (Traditional, например):

Гайка анкерного стержня должна закручиваться накидным ключом, тогда как у фальшивого она подходит под обычный шестигранный ключ.

Надпись Les Paul

Очевидно различие между подписями на настоящем и поддельном Gibson"ах. Края букв на настоящем Les Paul"е тоньше и изящнее, почерк в целом более приятен взгляду. На фальшивом Gibson’е надпись несимметрична: буквы «ul» уезжают вниз.

Накладка на деку

Вместо того, чтоб украшать гитары красивой (и довольно дорогой) «горящей» кленовой накладкой на деку (flame maple top), производители фальшивых Les Paul"ов просто подделывают её. «Пламя», которое можно видеть на верхней картинке, на самом деле - это просто пленка, которая наклеена на деку. Это выглядит довольно красиво, но подобный способ применяется повсеместно для производства бюджетных инструментов.

У самого края деки пленка плохо прилегает к краям, из-за чего возникает темная полоса. Это не сильно заметно.

Потенциометры

«Крутилки» громкости и тона, должно быть, правильно прикручены к темброблоку изнутри. Но, поскольку ручка потенциометра (на картинке сверху) стоит сильно криво. На настоящих же Les Paul"ах ручки резисторов всегда прямо.

Кейс

И, наконец, гитарный кейс. Ненастоящий кейс очень легко вычислить, т.к. с настоящим кейсом от Gibson его сближает только кожаная поверхность. На картинках снизу - фальшивые кейсы.

Ненастоящий кейс - это просто дешевый, совершенно обыкновенный, жесткий гитарный кейс с напечатанным логотипом Gibson. Он не такой жесткий и монолитный, как оригинальный кейс от Gibson. У него резиновая ручка, которая крепится к самому кейсу совершенно неубедительными металлическими скобами. Внутри у него - какое-то противное нейлоновое покрытие, которое смотрится крайне бедно. На левой и средней картинках видно, что материал наружной стороны кейса чем-то похож на лаковое покрытие, в связи с чем он выглядит довольно некрасиво.

Для сравнения, ниже представлены фотографии настоящих кейсов Gibson:

И напоследок, коротенькая сводка плюс еще пара пунктов:

Gibson настоящий, если:
Надпись “Gibson” сделана курсивом;
Крышка анкерного стержня плотно подходит к грифу и имеет два болта (а не три);

Полость под регулировочный болт анкера сделана в форме треугольника со сглаженными краями;

Голова грифа сильно загнута назад;

Вся распайка аккуратно и хорошо сделана;

В комплекте с гитарой идет инструкция по эксплуатации, гарантийный талон и жесткий кофр.

Признаки поддельного Gibson:
Вертикальная надпись “Gibson” на крышке анкера;

Полость под выкрашена в черный цвет;

Вместо заключения

Конечно, данное руководство не может гарантировать стопроцентную вероятность того, что вы обнаружите поддельный Gibson. Люди, которые долго и всерьез увлекаются гитарой, конечно, смогут определить разницу в звуке и в весе. Так или иначе, далеко не всегда поддельные гитары – плохие, многие из них стоят своих денег.

Использованные статьи:

Goo.gl/LjOI8
goo.gl/fw3lN

Перевод и компиляция: Дмитрий Каторжнов


Дальше котиков не читать!

Самая большая беда, которая может случиться с семьей, где завелся гитарист - это не громкая музыка и не деградация его мозга. А то, что он ломанется собирать бесконечное количество гитар. Хотя первые два пункта тоже имеют место.

Лично я за первые четыре года обучения перепробовал с тысячу инструментов, а приобретал в личное пользование 19 экземпляров. Вот полная история болезни:

2010
Fender Highway One Telecaster White Blonde ().
Gibson Les Paul Studio Cherry

2011
Fender Highway One Stratocaster Blue
Epiphone Casino Cherry (Chinna)

2012
Fender American Vintage Telecaster 1952 Reissue Butterscotch Blonde
Gibson Firebird Sinburst
2012 Gibson Custom Shop ES-330 VOS Sunburst
Gibson Custom Shop ES-335 Satin Cherry
Fender American Deluxe Stratocaster HSS Teel Green
1979 Fender Stratocaster Black
2012 Gibson Melody Maker Flying V Black

2013
2012 Fender American Standard Telecaster Red
2009 Heritage H-157 Black w/Natural Top (refinished to red)
2012 Fender American Vintage Telecaster Thinline 1972 Reissue Natural
2001 Gretsch G6128T-1962 Duo Jet Black
Traveler Guitar EG-2 White
1978 Gibson Les Paul Custom Black
2012 Gibson Les Paul Standard sunburst

2014
2004 Gibson Les Paul Custom 68 reissue burst

Зачем? Ну во-первых это весело и красиво. Во-вторых хочется попробовать все и сразу. В третьих ищешь свой звук. Но главное - пока ты не умеешь толком играть, у тебя есть мечта, что вот-вот ты найдешь гитару, на которой все будет играться само собой.

Почти четыре года прошло, прежде чем до меня доперло, что мой инструмент - банальный заурядный Les Paul. Да, он массивный, неудобный и от него спина болит, но на нем у меня в какой-то момент действительно начало играться само-собой. И он делает такие уууухххх, жжжж, трррррррр и тыгдым-тыгдым, который ничто другое не умеет произносить. Единственная беда - "Гибсоны" не умеют делать трыыыыынь! Для этого обязательно нужен телек или страт.

В итоге я оставил себе пару гитар с рычагом (Gretsch и Stratocaster) и один офисно-туристический инструмент Traveler Guitar EG-2. А в качестве основных орудий труда оставил три Лес Пола. Пару месяцев назад к ним неожиданно присоединился четвертый - в доме он возник совершенно случайно, вовремя продать не удалось, в итоге прописался в квартире. Но это долгая и мрачная история, не будем об этом.

Заиметь четыре Лес Пола может любой дурак, и даже бас-гитарист. Но современный человек - существо разумное и совестливое. И если у него есть несколько практически одинаковых инструментов, хочется придумать какое-то моральное оправдание - почему каждый из них тебе так необходим.

К тому же есть распространенная беда - если у тебя гитар много, среди рано или поздно появляются такие, на которых ты не играешь. Вот потому и поставил я себе задачу - обеспечить работой все четыре Лес Пола. И мало того - сделать их функционально различными. Ну чтоб когда жена спросит "зачем тебе столько?" ты отвечал: "Эта для блюза, это для металла, а с этой я буду ходить в синагогу... на партсобрания то есть".

Итак, решаем следующую проблему:
Распараллеливание задач для четырех гитар Les Paul

Gibson Les Gibson Custom производства 1978.

Черные "кастомы" 70-х - главный фетиш гитаристов-металлистов, так как в те годы Gibson массово ставил на Лес Полы кленовые грифы, от чего эти злые гитары становились еще более злыми. К тому же клен - прочный материал, даже очень тонкие грифы из клена не особо ломаются и не выгибаются, а потому для пилилова такая конфигурация как нельзя кстати.

Обычно народ их скупает и ставит сет активных "ежей" (чаще всего EMG 81/85) и живет себе, счастливо, пивко попивая. Собственно, это я и проделал.

Сразу говорю - с сетом 81/85 ты дохрена чего приобретаешь, но при этом столько же теряешь - классический винтажный звук становится невысекаем, что говорить, если обычный AC/DC тяжело выкрутить на лампе. Потому наличие "активного" кастома в доме подразумевает наличие и других инструментов.

К тому же этой невероятно увесистая гитара. Даже сидя давит не по-детски.

Heritage H-157

Это Les Paul Custom, но не от Gibson, а от бывшего старинного завода Gibson в Каламазу, который до сих пор делает мелкими партиями инструменты под маркой Heritage. Инструмент дико крутой, лучшие Лес Полы из всех, которые делает не Gibson. Хотя многих бесит форма головы. Но я быстро привык, к тому же когда играешь, головы все равно не видишь.

Изначально он был натурального цвета, однако мне в "Шамрае" его на удивление качественно перекрасили в полупрозрачный вишневый.

"Херитажу" я быстро нашел особое применение - поставил толстенные струны и спустил все шесть струн на тон ниже. Поставил для красоты датчики "зебры" - в неке Wolfgang EVH, а в бридже хорошо всем известный Seymour Duncan JB.

Вообще в пониженном строе интересно нарезать не только дэт-грайнд (для чего все и было затеяно), но и на легком гейне с неком какую-то тяжелую гранджеподобную альтернативу. А на клине так вообще мрак.

Gibson Les Paul Standard

Тынку всегда говорит, что использовать Gibson для чистого звука - преступление и половое извращение. Долгое время я ему не верил - красиво ведь бренчит на диване! Но не так давно купил аудио-карту для записи гитар и после долгой возни убедился, что а ведь и вправду - на клине Les Paul совершенно неубедительный инструмент, и Stratocaster или Telecaster рвет его в клочья. Вот дисторшен и хайгейн - там уже иные расклады, верно. А для клина у Gibson есть отдельные инструменты - многочисленные полуакустики ES.

Новый "стандарт" LP был мной куплен в "Музторге" по причине того, что очень уж хотелось ровно такую расцветку - чтоб был санберст, но с черными боками и задом, а не красным, как это бывает обычно. Инструмент отличался удивительно звонким, певучим звуком, к тому же имел навороченную электрику - с отсечками, байпассом и противофазой.

В какой-то момент я остался без всех своих полуакустик Gibson, потому возникло желание сделать из стандартного Лес Пола не совсем стандартный - с синглами. Я продал родной сет датчиков, а вместо них заказал в guitarsupply сет датчиков Lollar P-90 в формате хамбакеров. На первом фото (с кошкой) их хорошо видно.

Но моей задачей было сделать звук более годным для "клина", а также имитация саунда The Who, Black Sabbath и Green Day. То есть речь шла об установке датчиков типа P-90. Клин, если честно, так и остался цельнокорпусно-гибсоновым, то есть не особо интересный. А вот легкий гейн и дисторшен - типичный P-90, очень ершистый и невероятно драйвовый. На высоком гейне фонит запредельно.

Как итог опять получил особенный инструмент, никак не пересекающийся функционально с остальными имеющимися Лес Полами. В некотором смысле это тоже стандарт - только стандарт середины 50-х, когда никаких хамбакеров у Гибсона не было.

Gibson Les Paul Custom 68 reissue

"Кастомшопный" кастом, который все зовут переизданием 1968 года, хотя в реальности он не имеет с 1968 годом почти ничего общего. Это искусственно выведенная Гибсоном модель Кастома с винтажной фурнитурой, без внутренних полостей, с полосатым топом (на фото, жаль не видно) и с толстым грифом. Датчики 57 Classic.

Вот тут после долгих раздумий решено было ничего не трогать. Пускай будет самый обычный Лес Пол. Такой ведь тоже в хозяйстве нужен, верно?

Собственно, задача решена - имеем четыре Лес Пола (из них три Custom), ни один из которых ни в коей мере не повторяет остальные, и используется более, чем интенсивно.

Можно пойти дальше, конечно - завести один баритон, один Лес Пол с "качалкой" Bigsby, легкий Custom Lite чтоб спина болела и т.п., так что задел еще остается. Но я пока успокоился на достигнутом, надеюсь этого успокоения хватит надолго.

P.S. Да, наверняка будут спрашивать - слышу ли я разницу между традиционным, стандартным Лес Полом и "кастомом". Конструктивно разница небольшая, однако накладка из эбони радикально меняет работу с инструментом. Во-первых это красиво и удобно - эбони очень гладкий материал, и пальцы по нему бегают иначе, чем по палисандру. Слепые тесты тут бессмысленны - дело не в том, что слышит ухо, а в том, как реагирует гитара на действия самого гитариста. "Кастом" реагирует немного иначе, чем стандарты/традишнелы.

Ну и плюс накладка из эбони дает очень своеобразный окрас, особенно в нижних частотах - они начинают атаковать и по-артиллерийски "стрелять". Это не всегда хорошо на классик-роке, но для металлов имеет определяющее положительное значение.

Нынче эбони в США под запретом, и последние модели "кастомов" (а также гитар от других производителей, в том числе акустических) носят накладку из искусственного материала Richlite - смесь полимеров с прессованной макулатурой. Выглядит примерно так же, как эбони, но с точки зрения олдскула это совсем не тру, и - говорят - звук более "серединистый". Сам я Richlite пока не щупал, потому больше ничего не скажу.

Зато могу сказать слово в защиту накладок из печеного клена, который Gibson сейчас часто ставит на многие модели вместо палисандра. Я не солидарен со всеобщей руганью в адрес печеного клена. На мой взгляд это отличный материал и с точки зрения звука. К тому же он тупо удобный и крепкий. У меня был Flying V с накладкой из печеного клена, и я ни разу не крутил там анкер - стабильный материал, куда прочнее капризного палисандра и того же эбони.


      Дата публикации: 18 ноября 2003 г.

В начале 50-х, в свете тотальной "электрификации" гитаростроения, компания Gibson начинает осваивать цельнокорпусные инструменты (solid body). Их производство не было сопряжено с какими-то особенными технологическими трудностями, не требовало капитальных инвестиций. Процесс стартовал практически безболезненно.

С егодня проблематично со стопроцентной гарантией установить, кто же придумал гитары-"доски". Бытует мнение, идея принадлежит Rickenbacker, выбросившим на рынок в 1931-м году так называемые "сковородки" ("frying pan"), и затем в 1935-м - серию испанских гитар Electro.

События развиваются своим чередом, и как бы это ни звучало парадоксально, имя человека, который подтолкнул Gibson на выпуск цельнокорпусных гитар, - Кларенс Лео Фендер (Clawrence Leo Fender)! Если посмотреть на первые "гибсоновские" "доски", вроде Paul Bigsby, то без труда обнаружится масса откровенных заимствований и незавуалированного плагиата у Лео Фендера.

"Фендеровский" Broadcaster, представленный в 1948-м году, вызвал бурные дебаты в гитарном мире. Эксперты считали, что такие гитары - не более чем дань моде, мол, их производство не требует особых навыков от гитарных мастеров. Однако благодаря чистому звучанию, мобильности и удобствах при игре "фендеровские" solid body были высоко оценены многими гитаристами. В особенности, исполнителями музыки кантри.

В 1950-м году Gibson наконец признает solid body жизне- и конкурентоспособным направлением. Время требовало новых решений. Как вспоминает Тед МакКарти (Ted MacCarty), который в 1950-м году возглавил Gibson, "нужны были свежие идеи, и мистер Лес Пол оказался как нельзя кстати!".

ЛЕСТЕР ДАБЛ-Ю ПОЛТУС

Л ес Пол (Les Paul) - урожденный Лестер Уильям Полфус (Lester William Polfus) - появился на свет 9-го июня 1916-го года в городишке Ваукеша (штат Висконцин). Хотел стать пианистом, но любовь к гитаре оказалась сильнее.

В начале 30-х Лестер переезжает в Чикаго, где под псевдонимом Лес Пол выступает в местных бэндах, исполнявших тогдашний Top40. Заработав репутацию безупречного музыканта, Лес Пол начинает экспериментировать с усилением звука гитары, для чего используется звукосниматель от граммофона. Методом проб и ошибок удается найти оптимальное расположение датчиков и свести к минимуму эффект "обратной связи". В 1934-м году Лес Пол получает патент на свое изобретение. Его гитарные съемники оказались вполне пригодными для концертной и студийной работы.

В 1937-м году музыкант решает попытать счастья в Нью-Йорке, едет туда со своим трио, в состав которого входил Джимми Аткинс (Jimmy Atkins), брат Чета Аткинса. Благодаря таланту и изобретательности он получает признание в артистических кругах.

В 1941-м году Лес Пол договаривается с компанией Epiphone, чтобы те предоставлили ему на один из выходных мастерскую, где бы наш герой смог продолжить свои эксперименты. Так появилась The Log ("Бревно") - гитара с огромным корпусом и "гибсоновским" грифом.

В 1943-м году Лес Пол переезжает на Западное Побережье, в Лос-Анджелес, чтобы сотрудничать с Бингом Кросби (Bing Crosby). А затем связывает свою музыкальную карьеру с вокалисткой Мэри Форд (настоящее имя - Колин Саммерс (Coleen Summers).

После Второй Мировой гитарист обратился в Gibson с просьбой сделать для него инструмент в соответствии с оригинальными разработками, но там интереса не проявили. Его гитару даже назвали "шваброй"! Имидж фирмы в то время отличала напыщенная респектабельность. Gibson не могли опуститься ниже установленной ими же самими планки.

В конце 40-х записи дуэта Лес Пола-Мэри Форд, начинают подниматься в "чартах". "Lover", "How High the Moon", "Brazil"... Все они стали хитами, а Лес Пол - одним из самых популярных артистов.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОТОТИПА

П рототип появился приблизительно в начале 50-х и был назван "The Les Paul Guitar". Сделать гитару-"доску" не представляло особых трудностей, нужно лишь было подобрать материал. Проблема решилась методом "научного тыка". Пробовали даже железнодорожные рельсы!

Стандартов в то время не существовало. Для изготовления решили использовать клен и красное дерево. Эта комбинацией был найден компромисс между массой инструмента и сустейном. Обе породы склеивались, но использовались разные срезы: красное дерево распиливалось по вертикальным волокнам, а клен - по горизонтальным.

Тед МакКарти и со своей командой разрабатывали размеры прототипа таким образом, чтобы он не сильно отличался от привычных полуакустик. Для пущего филинга верхнюю кленовую часть деки сделали выпуклой (carved).

В прототипе использовался цельный гриф из красного дерева с палисандровой накладкой. Ладов было всего 20, а соединение грифа с корпусом происходило на отметке 16-го лада. Доступу к верхним регистрам способствовала адоптация венецианского выреза (Venetian cutaway).

Гитару оснастили двумя однокатушечными звукоснимателя P90 с независимой регулировкой тембра и выходного сигнала, а трехпозиционный переключатель давал возможность использовать как оба датчика по отдельности, так и оба одновременно.

Первоначальное исполнение "гибсоновских" прототипов отличает традиционный трапецевидным taipiece, что и на электроакустиках того периода.

Как-то Лес Пол заметил, что гитара должна иметь дорогой внешний вид. Однако Тед МакКарти опередил его: когда музыкант впервые увидел гитару, она уже была вскрыта золотой краской (эта отделка впоследствии стала стандартом, известным, как "gold top"). Золотое покрытие требовалось еще и для того, чтобы скрыть верхнюю кленовую часть, чтобы не "дразнить" конкурентов. Мало того, появившаяся в 1952-м каталогах модель Les Paul значилась как выполненная из красного дерева. Ни слова о клене!

После того, как прототип был готов, руководство Gibson задумалось, как увязать воедино репутацию "респектабельной компании", которая не разменивается по мелочам, с необходимостью выпуска новой модели. Нужна была какая-то веская причина, какой-то повод... И вспомнили о Лес Поле. Он был отличным гитаристом, популярным артистом, но очевидно, что, затаив обиду, он принципиально не хочет играть на гитарах Gibson! И Тед МакКартни, назначив своим финансовым советником Фила Браунштейна (Phil Braunstein), решает пустить в ход тяжелую артеллерию. Вместе с Браунштейном они едут в Пенсильванию, где записываются Лес Пол и Мэри Форд.

После краткого ознакомления с инструментом Лес Пол, по словам Теда МакКартни, сказал Мэри Форд следующее: "Знаешь, по-моему, их предложение стоящее!". Тед МакКарти предложил, чтобы новая гитара была именной, и с каждой проданной модели тот будет получать процент. Контракт был подписан тем же вечером. По условиям соглашения, Лес Пол был обязан в течении 5 лет появляться на публике исключительно с гитарами Gibson, становится эндорсером.

Затем МакКарти спросил, есть ли у Лес Пола какие-либо пожелания к гитаре? Тот предложил комбиканцию bridge-tailpiece. Конструкция представляет собой обыкновенный tailpiece c цилиндрической болванкой позади, через которую продевались струны. Предложение было принято.

Итак, контракт подписан. И первые Les Paul дебютировали весной 1952 года.

Логотип фирмы-производителя, выполненный перламутром, украсил головку. А надпись "Les Paul Model" желтыми буквами расположили перпендикулярно. И, наконец, на гитару поставили колки Kluson (в то время они производились без каких-либо обозначений) с пластиковыми шляпками-"тюльпанами".

Отдавая должное исторической справедливости, гитарные энтузиасты отмечают, что несмотря на все свои многочисленные таланты, Лес Пол все-таки мало что сделал для гитары, которое носит его имя. По словам Теда МакКарти, гитара была полностью придумана и сконструирована специалистами Gibson. За исключением tailpiece, который предложил Лес Пол. Однако сам Лес Пол во всех интервью дает ясно понять, что именно он, имея богатый опыт, участвовал в разработке легендарной модели.

Линию Les Paul дополнили 12-ваттные усилители Les Paul Amplifier, на решетке которых красовались инициалы "L.P.".

Вот как все было...

ПЕРВАЯ ГИТАРА LES PAUL MODEL

С 1952-го по 1953-й годы продажи гитар Les Paul по всем пунктам перекрывают показатели других инструментов из ассортимента Gibson, насчитывавшего около 125 моделей. Дебют удался! На протяжении 50-х будут созданы несколько вариантов и переизданий Les Paul (их было 5, если быть точным). Появится легендарный Standard.

Для первой серии (другими словами, оригинала) характерно следующее:
- два одиночных звукоснимателя с корпусами из белого пластика (известны как "мыльницы" - "soap bars"). На первых пластик тоньше, чем на последующих;
- трапецевидный бридж-струнодержатель;
- отделка "gold top". Плюс цельная конструкция "дека-гриф" из красного дерева.

Обычно первые выпуски Les Paul называют Gold Top. Этот термин употребляется для того, чтобы провести водораздел с хорошо известной моделью Sunburst, пятым и последним вариантом. Некоторые гитары были полностью вскрыты "золотом" - и гриф, и корпус. Называются Solid Gold. Однако такие модели встречаются гораздо реже, чем голд топы. Вплоть до 1953-го на гитарах Les Paul не ставились серийные номера, так как маркировка гитар-"досок" не практиковалась. Самые первые выпуски Les Paul отличают также диагональное расположение винтиков, регулирующих высоту бриджевого звукоснимателя, большие ручки потенциометров под "бледное золото" (они получили неофициальное название "hat box knobs" - "коробки из-под шляпы" или "speed knobs" - "ручки скорости") и отсутствие кантика на грифе.

Вскоре обнаружилось, что трапецевидный бридж-tailpiece создает проблемы: сложно делать глушение правой рукой. Вдобавок ко всему, те, кто любил играть, зафиксировав руку на струнодержателе, обнаружили, что струны находятся слишком низко. Таким образом, в конце 1953-го модель Les Paul была модифицирована новым струнодержателем. Вскоре он получил прозвище "stop tailpiece" или "stud" благодаря тому, что располагался под углом к пятке грифа. Конструкция была придумана таким образом, что позволяла просто сменить "старый" порожек.

Официально "stud tailpiece" появился в начале 1953-го года. Остаток первого выпуска укомплектовывались именно им.

LES PAUL CUSTOM

В самом начале 1954-го года Les Paul Model разделилась на две ветви. Модифицированные варианты получили название "шикарный" и "скромный".

"Шикарная" модель, получившая название Les Paul Custom, была оснащена накладкой грифа из черного дерева с перламутровыми позиционными маркерами - прямоугольными блоками, а дека - многослойным кантиком. Как с лицевой, так и с тыльной стороны. Всю фурнитуру вскрыли "под золото".

Как противоположность модели-предшественнику Les Paul Custom - целиком из красного дерева. Без кленовой верхушки. Подобное решение можно объяснить тремя причинами. Во-первых, как это ни странно, внешний вид. Custom был вскрыт черным лаком. Так что необходимость в текстурной верхней части из клена отпала сама по себе. Во-вторых, цена. Гитара из красного дерева стоила дешевле. В-третьих, звучание. Как известно, в сравнении с кленом красное дерево обладает "спелым", "бархатным" и "мягким" звучанием. Таким образом, Custom в основном был предназначен для джазовых музыкантов. Справедливости ради стоит заметить, что данное замечание весьма спорно, поскольку и первые голд топы были вскрыты золотой краской, под которой вряд ли можно было оценить все прелести клена. Бесспорно, второй и третий пункт заслуживают внимания. И все же заметим, что клен, который использовался для верхней части деки Les Paul Gold Top (вернее сказать, был под золотой краской) отличался великолепным качеством, шикарной фактурой и т.д. Хотя верхняя часть могла состоять из двух, трех частей. Следовательно, нет никаких оснований обвинять Gibson в экономии при изготовлении модели Custom.

Другим немаловажным новшеством модели Custom было использование пары разных типов звукоснимателей. В позиции neck был установлен датчик c шестью продолговатыми V-образными магнитами Alnico, а в позиции bridge - сингл P90, знакомый нам по Les Paul Model. Тоновая характеристика улучшалась за счет варьирования параметров датчиков.

Les Paul Custom была представлена в 1954-то году с отделкой Ebony ("непрозрачный темный"). Эта отделка получила прозвище "Black Beauty" - "Черная красавица", а благодаря низко посаженным ладам модель Custom получила неофициальное название "Fretless Wonder". Отделка, что использовалась на оригинальных моделях Custom отличается от переизданий, начавшихся после 1968-го года. Оригинал был "чернее", но не такой "глубокий". На черной краске меньше глянца. Но чем модель Custom действительное выгоднее отличалась от своих сородичей, так это бриджем tune-o-matic (на остальных гитарах серии Les Paul вплоть до 1955 года использовался stop-tailpiece).

Tune-o-matic был придуман в примерно в 1952 году Тедом МакКарти и его командой. Параметры струнодержателя были выполнены таким образом, чтобы его можно было ставить на любые типы гитар - с выпирающей верхней частью и без нее. При помощи tune-o-matic можно было точно отстраивать мензуру. Независимо от размера струн и прочих факторов. Вскоре ему было найдено применение и на других моделях.

И, наконец, головка Custom была чуть шире, чем на Les Paul Model. Там же имелась инкрустация в виде "расколотого бриллианта".

В первоначальном варианте гитара укомплектовывалась колками Kluson, что и Les Paul Model. Позже их заменили на "sealfast". Что до обозначения модели, то оно украсило собой колокольчик, прикрывающий собой анкерный стержень.

С момента выхода "Black Beauty" модель обрела многочисленных поклонников и почитателей. Среди них - Фрэнк Бишер (Frank Beecher), соло-гитарист Билла Хейлии (Bill Hailey), автора первого рок-н-ролла "Rock Around The Clock", а также многие блюзовые и джазовые музыканты.

LES PAUL JUNIOR

"Э кономичная" модель, названная Les Paul Junior, появилась в 1954-то году. Она также имеет ряд отличий от базисной модели. Прежде всего, это плоский топ. Гитара оснащена одним синглом с черным корпусом и двумя ушками-шурупами, при помощи которых можно было регулировать высоту и соотношение к струнам. Схемотехническое решение представлено двумя ручками - громкость и тембр.

Гриф и корпус - красное дерево с накладкой из палисандра. Позиционные маркеры -доты из перламутра. Гриф - чуть шире, чем у остальных "Лес Полов" - 43 мм (порожек) и 53 мм (12 лад). Использовалась та же комбинация bridge-taipiece, что и на остальных моделях. Однако логотип Gibson не головке не был выложен перламутром - самые обыкновенные желтые буквы. Надпись Les Paul Junior выполнена перпендикулярно. Колки - Kluson.

Эта модель имела отделку "темное красное дерево" с sunburst, - перетеканием от коричневого в желтое. Также имелась черная фальшпанель. В 1954-м году было принято решение использовать отделку "желтая слоновая кость", которая чуть позже станет официальной для модели TV (ее выпуск был начат в 1957-м году).

Появившийся на прилавках музыкальных магазинов Les Paul Junior начал очень хорошо продаваться, что объяснимо, главным образом, ценой.

В каталоге Gibson за 1-е сентября 1954-го года можно прочитать следующее:
- Les Paul Deluxe: $325.00
- Les Paul Model: $225.00
- Les Paul Junior: $99.50 (!).

Примечание: Custom и Deluxe - одно и то же.

Тяжелый, перегруженный тон на большой громкости был с восторгом воспринят гитаристами. Среди обладателей и ценителей этой модели - Лесли Уест (Leslie West).

LES PAUL SPECIAL

П осле "экономичной" и "шикарной" моделей руководство Gibson решило запустить на орбиту промежуточную версию. Она появилась в 1955-м году и была назван Les Paul Special.

По сути дела, модель Special представляет собой то же самое, что и Junior, но с двумя синглами, раздельными контроллерами громкости и тембра. Плюс 3-позиционный переключатель. У звукоснимателей были такие же прямоугольные корпуса, что и на Les Paul Model. Но из черного пластика.

Как и малобюджетный Junior гитара имеет плоский топ. Материалом для накладки на гриф служит палисандр с перламутровыми маркерами-дотами. Лого Gibson выложено на головке, как и полагается, перламутром, а надпись Les Paul Special - желтой краской.

Отделка инструмента получилась действительно очень "special" - соломенно-желтая. Но не оранжевая. Она получила название "limed mahogony" - "осветленное красное дерево". Очень скоро она адаптировалось как "официальная" для модели TV.

Для Special также характерным стал вырез-рожок, и, как Junior, она укомплектовывалась stud tailpiece.

О появлении инструмента было заявлено в каталогах 15-го сентября 1955-го года. На него установили цену $169.50, тогда как на Custom, Standard и Junior цены составляли - $360, $235 и $110, cоотвественно.

Примечание: Les Paul Model, которую начали выпускать во второй половине 1955-го года в несколько модернизированном виде принято называть Standard. Хотя само название было принято лишь в 1958-го году, когда появилась третье переиздание оригинала.

ПОЯВЛЕНИЕ ЗВУКОСНИМАТЕЛЕЙ-ХАМБАКЕРОВ

1957 -й год особенно важен для Gibson. Именно тогда состоялась презентация нового типа звукоснимателей - хамбакеров. Давайте подробнее расскажем об этом типе датчиков, что и сегодня, спустя столько лет, используются не только на "гибсоновских" гитарах, но и на других современных инструментах.

Кульминацией многочисленных экспериментов с однокатушечными датчиками стало появление "Alnico" с шестью регулируемыми по высоте магнитами. В 1953-м году было принято решение работать над новым типом звукоснимателей. С одной стороны, они должны были отвечать тогдашним требованиям, а, с другой, - избавить их от основного недостатка - слишком сильной чувствительности к электрическим полям.

Используя принцип, когда две катушки соединяются параллельно или в противофазу, Уолтер Фуллер (Walter Fuller) и Сет Ловер (Seth Lover) пришли к выводу: таким образом можно избавиться от вредных наводок внешних источников. Работа заняла около полутора лет, и 22-го июня 1955-го года Сет Ловер получает патент на собственное изобретение (официально оно было подтверждено 28-го июля 1959-го года), которое получило название хамбакер, от "bucking hum" - что-то вроде "сопротивляющийся шуму". И хотя официально изобретение приписывается Сету Ловеру, доподлинно известно, что до него были зарегистрированы три патента на похожую тему. Однако, никто из предшественников Ловера претензий не предъявлял, и патент был зарегистрирован на его имя в 1959-м году.

Первые хамбакеры представляли собой две бобины из черного пластика с 5 тысячами витков обыкновенной медной проволоки 42-го номера с эмалевым покрытием и темно-бордовой изоляцией. Под катушками находились два магнита, - "Alnico II" и "Alnico IV" - у одного из которых имелись регулируемые полюса. И ни одного опознавательного обозначения. Катушки укреплялись четырьмя латунными шурупами к никелированной пластине. Конструкция помещена в металлическую коробочку, которая припаивалась к нижней части, чтобы полностью экранировать блок.

И хотя работа над новым звукоснимателем была закончена в 1955-м году, официально появился он лишь в 1957-м, придя на смену P-90 и Alnico - датчикам с одной катушкой, установка которых практиковалась практически на всех моделях Gibson.

Вплоть до 1962-го года звукосниматели-хамбакеры ставились на различные модели электрогитар. На их корпусах значилась надпись "Patent Apllied For" - "Патент прилагается". Начиная с 1962-го года, на нижней площадке появляется и номер патента.

Вплоть до 1970-го года хамбакеры, которые устанавливались в позициях bridge и neck, мало чем отличались по своим спецификациям.

Небесполезным, думаю, будет в этом месте развеять мистический ореол, коим окружен "Patent Applied For" (сокращенно "P.A.F.") и считающийся лучшим типом звукоснимателей из когда-либо производившихся. С одной стороны, ностальгия, с другой, снобизм играют решающую роль в подобного рода суждениях. Однако неоспоримо одно - оригинальный дизайн выдержал испытание годами. Таким образом, "оригинальное звучание хамбакера" характеризуется относительно слабыми алнико магнитами - "Alnico II" и "Alnico IV" - и двумя катушками с 5 тысячами витков в каждой. В 1950-м году у Gibson еще не было специальных машинок со стоп-каунтером. Вот почему ранние звукосниматели отличались по своему звучанию. Порой даже менялись стандарты намотки. В катушках могло быть 5, 7, а то 6 тысяч витков! Соответственно менялось и сопротивление: с 7,8 кОм до 9 кОм.

Нельзя списывать со счетов и то, что создавая хамбакеры, Сет Ловер и Уолтер Фуллер прибегли к магнитам M-55, что использовались для синглов, и имели габариты 0,125"x0,500"x2,5". С целью облегчить конструкцию, в 1956-м Gibson начинают использовать магниты M-56 - менее длинные и менее широкие. Само собой это отразилось на характеристиках. Затем интенсивность магнитов достигла отметки V, и в 1960-м году количество витков в катушках уменьшилось, обозначив тем самым новый скачок от оригинального звучания.

И, наконец, стоит упомянуть о другом немаловажном изменении, которое произошло в 1963-м году, - улучшение качества проволоки. Диаметр проволоки остался тот же самый (номер 42), однако изоляция стала толще предыдущей. Старый провод легко определить благодаря темно-бардовому цвету, в то время как новый - черный. К тому же благодаря появлению новых станков изменилась система намотки звукоснимателей.

Все вышесказанное стало причиной различий в типах звукоснимателей "P.A.F.". Вне всяких сомнений, кому-то может показаться, что одни звукосниматели лучше других. Звукосниматели, типа "P.A.F.", стали легендой. Именно поэтому в 1980-м году Gibson выпустил точное переиздание оригинальных хамбакеров. За исключением деколя "Patent Applied For", который, впрочем, несложно подделать, оригинальные "P.A.F." можно отличить по следующих признакам:
1. специальное квадратное отверстие на верхней и нижней части катушки с колечком по периметру. Катушки, разработанные Сетом Ловером, использовались безо всяких апгрейдов вплоть до 1967-го года. С появлением нового оборудования катушки начали маркировать литерой "T" на верхней части;
2. темно-бардовый цвет оплетки и черная оплетка двух проводов выхода. Начиная с 1963-го года оплетка проволоки становиться еще темнее, а выходящий провод вместо черного - белый.

В 1957-м году на Les Paul model ставят два хамбакера, которые пришли на смену оригинальным звукоснимателям с корпусом из белого пластика. Четвертый вариант оригинальной серии существовал, начиная с середины 1957-го, заканчивая серединой 1958-го года. Один год, в общей сложности. Заметим, что несколько голд топов с белыми P-90 были произведены и в 1958-м году. В остальном модель мало чем отличалась от своей предшественницы.

Некоторые голд топы того периода производились исключительно из красного дерева, без кленовой верхушки. Вероятно, сказался как дефицит клена, так и мотивы Les Paul Custom. По мнению знатоков, результат получился ужасный.

Чуть позже, в 1957-м Les Paul Custom был модифицирован сразу тремя хамбакерами вместо двух синглов. Изменилась и система переключения датчиков. Трехпозиционный тумблер давал возможность следующего выбора звукоснимателей:
1. звукосниматель у грифа ("передний");
2. бридж и центральный датчик в противофазе;
3. бриджевый звукосниматель ("задний").

Такая система не позволяла использовать отдельно ни средний датчик отдельно, ни сразу три одновременно. В отдельных случаях вместо второй комбинации использовались центральный и нэковый звукосниматели. Однако гитара укомплектовывалась традиционным набором регуляторов - два тембра, две громкости. На некоторых редких образцах Les Paul Custom можно обнаружить всего два хамбакера. Эта версия оказалась не массовой. Гитару изготовляли на заказ. Как и прежде, отделка - "opaque black". Колки - Grover Rotomatic.

LES PAUL STANDARD

В 1958-м году Les Paul Model была вновь модифицирована. За этим пятым и последним и вариантом гоняются коллекционеры старых "гибсонов". Это, пожалуй, самый дорогой экземпляр на рынке vintage-гитар.

Прежде всего, на смену отделке "gold top" пришла "cherry sunburst" (верхняя часть деки) и "cherry red" (головка). Эти гитары - "вишня" перетекает в желтый - появились в каталогах в 1958-м году по цене $247.50. На Sunburst (как их теперь называют) верхняя часть деки выполнена из двух подогнанных кусков клена - волнистого или "полосатый тигр". Она действительно не могла кого бы то ни было оставить равнодушным. Впрочем, встречались варианты, когда верхняя кленовая часть была выполнена из одного куска. Клен, что использовался на разных гитарах, сильно отличался друг от друга. На одних гитарах волнистая отделка была очень слабо очерчена, на других - сильнее, где-то можно было найти большущие полосы...

В большинстве случаев отделка со временем немного угасла, и приобретя апельсиновый оттенок, скорее стала напоминать натуральный цвет красного дерева.

Как-то в 1960-м году случилась такая история. Владелец одного из Sunburst случайно поцарапал лак на корпусе. Поврежденное место было замазано красной краской. Чтобы не так бросалась в глаза. Со время красная краска начала тускнеть и незакрашенное место очень уж бросалось в глаза!

Об изменении отделки Les Paul Model, которая теперь получила название Les Paul Standard, сообщила в декабре 1958-м года "Gibson Gazette", корпоративное издание компании, в котором рассказывалось о новых моделях и музыкантах.

Начиная с 1960-го года, гриф Les Paul Standard становится более плоским. Парадоксально, но факт: Les Paul Standard вы не найдете в каталоге фирме за март 1959-го! Модель появилась лишь в мае 1960-го года по цене $265.00!

ПОСЛЕДНИЕ МОДИФИКАЦИИ

В 1958-м году, в том же декабрьском выпуске "Gibson Gazette", появился анонс более радикальных модификаций Les Paul Junior и TV. Как и в случае со Standard новый стиль гитар Junior и TV был запущен в производство задолго до анонсирования. Фактически, имеем дело с совершенно новой моделью, с двумя рожками, которые давали доступ к 22 ладам. Дека и гриф - все то же красное дерево с палисандровой накладкой.

Звукосниматели и контроллеры также остались без изменений. Однако, вместо отделки "Cherry" появился "Sunburst" - перетекание из коричневого в желтый. Чуть позже, в 1961-м году, она адаптируется на моделях SG. Для нового Junior характерно соединение грифа с корпусом на отметке 22-го лада, благодаря чему упростился доступ к верхним регистрам.

Модель TV испытала те же нововведения. Впрочем есть небольшие отличия в отделке - от "соломенного желтого" до "желтого банана".

Как и Les Paul Standard новые Les Paul Junior и TV появились в каталогах лишь в 1960-м году.

Версия Les Paul Junior 3/4 также имеет два симметричных рожка-выреза. У этой модели всего 19 ладов. Гриф соединяется с корпусом у 19 лада.

У первых Les Paul Special с двойным вырезом звукосниматель neck был расположен практически впритык к грифу, а тумблер по переключению датчиков - как раз напротив ручек громкости и тембра. Позже ритмовый звукосниматель переместился ближе к порожку, а селектор датчиков - за stud taipiece. Во втором варианте было 22 лада. Начиная с 1959-го, года версия 3/4 производится достаточно скромными тиражами.

На различных моделях с двумя рожками края более-менее закруглены. В промежутке между 1958-м и 1961-м годами менялась пятка грифа.

В 1959-м году в результате небольшого дефицита черных пластиковых корпусов бобин для хамбакеров начинают использоваться кремовые. Вот почему с 1959-го по 1960-й у звукоснимателей можно встретить как две черные катушки, так и две розовые, или одна черная, другая розовая. По своим техническим параметрам эти звукосниматели не отличаются друг от друга. Однако полностью черно-белые и белые бобины (они получили прозвище "Зебра") встречаются редко.

В 1960-м году, безо всяких изменений Les Paul Special и Les Paul TV переименовываются, соответственно, в SG Special и SG TV. Потеряв имя Les Paul в названии, эти модели утратили и отметку Les Paul на головке. И тем не менее эти модели всегда вспоминаются всвязи с линейкой Les Paul и редко упоминаются по своим настоящим именам - SG ("Solid Guitar"), которое было застолбили за собой серии double cutaway, которые начали выпускать в 1961-м.

КОНЕЦ ОРИГИНАЛЬНЫХ СЕРИЙ LES PAUL

В 50-х, как ни странно, лес полы пришлись не ко двору. Как красноречиво свидетельствуют статические данные, спад интереса начал наблюдаться с 1956-го года, а в 1958-1959-х упал практически до нуля. Сегодня в это сложно поверить, но причина именно во "внутренней" конкуренции между цельными моделями, которые фирма начала выпускать, начиная с 1952-го года. Не будем сбрасывать со счетов и конкурентов - Fender, Rickebacker и т.д.

В конце 1960-го года было принято решение пересмотреть линию Les Paul, что фактически привело к появлению в начале 1961 версий с двумя рожками, которые впоследствии получили название SG. Теоретически, оригинальные Les Paul продолжали издаваться и в начале 1961-го года. Однако, сегодня мы не найдем ни одного Les Paul c серийным номером 1961-го года, тогда как Custom, Junior и Special - сколько душе пожелается.

Как гласит "Gibson Book", последний оригинальный Les Paul был зарегистрирован в октябке 1961-го (Les Paul Special 3/4). Тогда уже начали производиться первые SG.

Сегодня совершенно бесполезно спорить о звуковых достоинствах и ценности "старых" Les Paul, которые музыканты, вроде Эрика Клэптона (Eric Clapton) или Майк Блумфильд (Mike Bloomfield), начали использовать с большим успехом, в результате чего оригинальные серии, с одним cutaway, начали переиздаваться семью годами позже, в 1968-м году. И совершенно нет необходимости называть всех тех, кто играл на старых Standard, Gold Top или Custom: Al DiMeola (Ол ДиМеола), Джимми Пейдж (Jimmy Page), Джефф Бек (Jeff Beck), Джо Уолш (Joe Walsh), Дьюан Аллман (Duane Allman), Билли Гиббонз (Billy Gibbons), Роберт Фрипп (Robert Fripp)...

ХРОНОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ МОДЕЛЕЙ СЕРИИ LES PAUL

1951 - Gibson начинает осваивать "solid body", взяв в эндосеры Лес Пола;
1952 - выпуск первых гитар Les Paul c комбинацией трапецевидный бридж-тэйпис (первый вариант);
1953 - Les Paul Model модифицирована струнодержателем "stud" (второй вариант);
1954 - выпуск Les Paul Custom и Les Paul Junior. Выходят первые Les Paul TV;
1955 - выход Les Paul Special. Les Paul Model модифицируется бриджем tune-o-matic (третий вариант);
1956 - выходит версия 3/4 Les Paul Junior;
1957 - модель Les Paul оборудуется хамбакерами (четвертый вариант). Их же ставят на Les Paul Custom;
1958 - Les Paul Model переименовывают в Les Paul Standard. Вместо отделки "Gold Top" появляется "Cherry Sunburst" (пятый вариант). Les Paul Junior и Les Paul TV выпускают с двумя рожками. Выход версии 3/4 Les Paul Special;
1959 - новый дизайн - double cutaway - модели Les Paul Special, а также версия 3/4 с двумя рогами этой модели;
1960 - Les Paul Special переименовывают в SG Special, а Les Paul TV становится SG TV;
1961 - оригинальную серию Les Paul снимают с производства. Вместо нее появляется модели double cutaway, которые позже будут названы SG.