Как в героине повести проявляется. Как в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показаны патриотизм и христианская нравственность героев. Мы поставили перед собой задачи

Как в героине повести «Ася» проявляется чувство влюбленности? Напишите фрагменты текста, которые бы с различных сторон характеризовали переживания Аси. И

если можно с выводом. Спасибо заранее

1. Жанр «Слова о полку Игореве» - это:

1) житие; 2) воинская повесть; 3) слово; 4) летопись?

2. Какой принцип является «лишним» для классицизма:

1) единство места; 2) единство времени; 3)единство действия; 4) единство языка?

4. Строка «Открылась бездна, звезд полна...» принадлежит:

1) Фонвизину; 2) Тредиаковскому; 3) Сумарокову; 4) Ломоносову?

5. Соотнесите произведения и литературные направления:

А) «Бедная Лиза»; б) «Фелица»; в) «Ася»; т) «Светлана».

6. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идилли ческая жизнь на лоне природы:

7. В какое произведение включено «Слово о Ломоносове»:

1) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева; 2) «Памятник» ГР. Дер­жавина; 3) «История государства Российского» Н.М. Карамзина; 4) «Капитанская дочка» А.С. Пушкина?

8. Какая характеристика не относится к романтизму:

Деление жанров на высокие и низкие;
противоречие между идеалом и действительностью;
стремление к свободе;
конфликт между личностью и обществом?
9. Жанром какого литературного направления является элегия:

10.Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно - встал здорово»:

1) Лизе; 2) Чацкому; 3) Фамусову; 4) Софье?

11. Кто написал, что в комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова «25глупцов на одного здраво­
мыслящего человека и этот человек, разумеется, в противоречии с обществам, его

Окружающим»:

1) ИА. Гончаров; 2) А.С. Грибоедов; 3) А.С. Пушкин; 4) В.Г. Белинский.

1) Г.Р. Державина; 2) Н.М. Карамзина; 3) В.А. Жуковского; 4) А.Н. Радищева?

13.Из какой страны вернулся в свое имение герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Владимир Ленский:

1) Германия; 2) Италия; 3} Англия; 4) Франция?

Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
1) анапест; 2) хорей; 3) дактиль; 4) ямб?
Как называлось имение, в котором провел свое детство М.Ю.Лермонтов?
1) Лермонтове; 2) Тарханы; 3) Болдино; 4) Стрешнево?
16. Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
является последней в хронологическом отношении:

1) «Бэла»; 2) «Максим Максимыч»; 3)«Фаталист»; 4) «Княжна Мери»?

17. Какой эпиграф взят Н.В. Гоголем для комедии «Ревизор»:
1) «О rus... О Русь!»;

«Береги платье снову, а честь смолоду*»
«На зеркало неча пенять, коли рожа крив»;
«И дым отечества нам сладок и приятен»?
18. Какое произведение не входит в петербургские повести Н.В. Гоголя:

1) «Портрет»; 2) «Женитьба»; 3) «Шинель»; 4),«Коляска»?

19. Соотнесите названия произведений и их авторов:

«Умом Россию не понять...»;
«Поэт и гражданин»;
«Нет, я не Байрон...»;
«Я пришел к тебе с приветом...»;
а) М.Ю. Лермонтов; б) Ф.И. Тютчев; в) Н.А. Некрасов; г) А.А. Фет.

Как звали героиню повести И.С. Тургенева «Первая любовь»:
1) Анастасия; 2) Зинаида; 3) Елена; 4) Татьяна?
Какого писателя называли «Колумбом Замоскворечья»:
1) А.П. Чехова; 2) Н.В. Гоголя;
3) А.Н. Островского; 4) И.С. Тургенева?

22. Как определил ФА/. Достоевский жанр «Белых ночей»:

Какое произведение является «лишним» для «маленькой трилогии» А. П. Чехова:
1) «Крыжовник»; 2) «Ионыч»; 3) «О любви»; 4) «Человек в футляре»?

Повесть о Петре и Февронии Муромских. выберет любой вопрос: 1)Как описывается в повести (а)крестьянский быт;(б)княжеский быт?Подготовьте (или подберите)

иллюстрации к отдельным описаниям. 2)Как показано в повести отношение человека Древней Руси к Богу,вере,божественным заповедям? 3)Что сближает образы змея и образы бояр и их жён? Чем эти образы различаются? 4)Найдите в повести: (а) черты легенды и предания; (б)черты фольклорных жанров (сказки,загадки). 5)Подготовьте выставку Легенда о Китеже в изобразительном искусстве используя репродукции картин Н.К.Рериха, А.М.Васнецова, М.В.Нестерова, И.С Глазунова и других художников. Помогите пожалуйста я всегда все понимал но это не могу пожалуйста прошу вас.Очень буду благодарен.

- (иноск.) главное в ней лицо, на котором особенно сосредоточен интерес повести Ср. Роман начался с описания блестящего бала, на котором являются два главные лица романа, или герой и героиня... Гончаров. Литературный вечер. 1. Ср. И Таня входит в… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Муж. героиня жен. ирой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо воин; | доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести, главное, 1 ое лицо. Геройский, славный, отважный, отчаянно смелый, доблестный … Толковый словарь Даля

- (греч. heros). В древности, воин, отличавшийся храбростью, силой, мудростью и опытностью; потом лицо полубожеского и получеловеческого происхождения, которое, после смерти, было обоготворено за оказанные услуги. По Гомеру, героями почитались цари … Словарь иностранных слов русского языка

- «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (1837 40), роман Л., его вершинное творение, первый прозаич. социально психологич. и филос. роман в рус. лит ре. «Герой нашего времени» впитал в себя многообразные творчески трансформированные на новой историч. и нац.… … Лермонтовская энциклопедия

герой - я, ж. héros m., нем. Heroe. 1. Герои или ирои назывались у многобожцев дети. рожденные от смешения богов с женою смертною, или у богинь с человеком; так же те, которые за какое важное изобретение или действо знаменитое по смерти в число богов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- «Герой должен быть один» роман, написанный в 1995 году Генри Лайоном Олди. Роман представляет собой переосмысление древнегреческих мифов о Геракле. Изначально, как продолжение «Герой должен быть один» был задуман роман «Нам здесь жить», но… … Википедия

Название повести (1840) М. Ю. Лермонтова (1814 1841). Возможно, что оно было навеяно сочинением писателя и историка Н. М. Карамзина «Рыцарь нашего времени». Иносказательно: человек, чьи мысли и дела наиболее полно выражают дух современности.… … Словарь крылатых слов и выражений

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ («Максим Максимыч», «Тамань»), СССР, к/ст им. М.Горького, 1965, цв., 83 мин. Драма. По одноименной повести М.Ю.Лермонтова. В ролях: Владимир Ивашов (см. ИВАШОВ Владимир Сергеевич), Алексей Чернов (см. ЧЕРНОВ Алексей Петрович) … Энциклопедия кино

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ - Роман М.Ю. Лермонтова. Написан в 1839–1840 гг., опубликован в 1840 г. События, описанные в романе, происходят в 30 е годы на Кавказе*, в военной крепости, на курорте, в небольшом провинциальном городке на берегу Чёрного моря*. Главный герой… … Лингвострановедческий словарь

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Книги

  • Повести и рассказы , Платонов Андрей Платонович. Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов, 1899 - 1951) - русский писатель, драматург, поэт. В качестве фронтового корреспондента Андрей Платонов был наГражданской войне.…
  • Герой нашего времени. Стихотворения , Лермонтов М.Ю.. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1814-1841) считается одним из самых совершенных художественных творений мировой прозы. При жизни автора были напечатаны два издания, и литературоведы…

Странно, что героем, одолевающим трудный путь, оказывается Шут, не правда ли? Для нас сегодня герой - существо совсем иного рода. Герой отважен, силен, он никогда не ошибается, соображает быстрее других и окружен аурой неизменного победителя. Но если обратиться к истории, то окажется, что такой герой-победитель - образ сравнительно поздний, даже если первые его образцы, как Гильгамеш, Геракл, Орион или Персей, насчитывают уже три или четыре тысячи лет. Все эти герои - мужчины, они возникли в эпоху раннего патриархата и сильно отличаются от своих предшественников, тоже нам известных. Их образы сохранились в устной традиции, в сказках и легендах. В них герой, по крайней мере, вначале, не отличается никаким особым мужеством, силой или сообразительностью. Наоборот, он всегда самый младший, самый неопытный, самый глупый. Однако, как ни странно, именно ему, этому «дурачку», удается совершить подвиг. Сценарий у всех этих легенд одинаков. Чаще всего в нем идет речь о процветавшем когда-то царстве-государстве на которое вдруг упала черная тень угрозы. Царь бросается в поисках героя, готового рискнуть жизнью и спасти государство. Обычно у самого царя три сына, и двое старших первыми берутся за дело - иногда добросовестно, иногда не очень, но всегда безуспешно. Когда же в путь отправляется самый младший, то все смеются над ним, считая, что его затея заведомо обречена на провал. Да он и сам знает, что до сих пор ничем не отличился, ни умом, ни силой. И тем не менее он берется за дело. И после множества испытаний, встреч и чудесных событий раздобывает недоступное сокровище, привозит его домой и спасает государство от гибели. Царь же ожидает победы от кого угодно, в первую очередь, конечно, от своих старших сыновей, почти таких же умных и смелых, каким он сам был когда-то, но только не от дурачка-младшего.

У этой повести есть, конечно, и «женские» варианты, где героиней становится младшая дочь, а не ее старшие (часто злые) сестры. Вспомните, например, Золушку, Психею или младшую дочь короля Лира.

Однако в этом-то и заключается соль большинства сказок всех времен и народов. Они учат, что решение самой большой проблемы и конце концов отыскивается там, где его меньше всего ждешь. Вот как объясняет это Мария-Луиза фон Франц: «Дурачок, - пишет она, - символизирует чистоту и неиспорченность личности. Это важное, чем интеллект, самодисциплина и все прочее. Именно благодари этим качествам во всех сказках ему так везет». Вот почему и в повети, которую рассказывает нам Таро, героем является Шут. Однако из этого ни в коем случае не следует, что речь в ней идет о путешествии шута. Отправляется в путь действительно шут-дурачок, но уже очень скоро он взрослеет и умнеет. Правда, к концу повести ему вновь предстоит стать шутом, но это уже шут-мудрец, простота и скромность которого совсем не те же, что вначале. Подобно Парсифалю, вышедшему в свет в платье шута, а в конце легенды благодаря своей чистоте нашедшему чашу Грааля, наш Шут в нача-II1 повествования является нам в обличье простодушного дурачка, в гонце же обретает высшую простоту души, то есть мудрость.


Шута на карте сопровождает пес, символизирующий природные инстинкты, помогающие человеку и защищающие его на трудном пути. Не подозревая об опасности, он шагает по самому краю пропасти, но мы знаем, что он не сорвется. Пес своим лаем предостережет его - или, что вероятнее, отвлечет его в другом направлении, и Шут так никогда и не узнает, что был на краю гибели. Снежные вершины на заднем плане олицетворяют высоты, которые Шуту предстоит покорить на своем пути. Это - горы, на одной из которых живет отшельник, олицетворяющий цель первой части пути по однозначным картам. Цель заключается в познании, точнее, в самопознании. Все, что необходимо Шуту на этом пути, хранится в его котомке, о содержимом которой также существует множество спекуляций. Лучше всего это выразил Шелдом Копп. Он назвал котомку Шута «кладезем невостребованных знаний».

Такое состояние не только типично для сказочного Шута, но и очень важно для нас с ними. Это - человек, который либо просто, не знает, либо знает, но этим своим знанием не пользуется. В любом случае знание, необходимое, казалось бы, в той или иной данной ситуации, не мешает ему подходить к ней непредвзято. В каком-то смысле Шут олицетворяет нашего «внутреннего ребенка», а дети, как известно, любят испытывать все новое и, играя, открывать для себя очередные Америки. Ясно, что подобная открытость и непредвзятость - лучший способ узнать и осознать нечто новое. Недаром Уэйт называл эту карту: «Дух в поисках познания».

Чем дальше мы взрослеем, тем больше привыкаем к однажды усвоенным представлениям и вложенным в нас шаблонам. Это дает нам (иллюзорную) уверенность в собственной правоте и в безошибочности наших представлений об окружающем мире, то есть, ; попросту говоря, в его неизменности. Каков этот мир в действительности и как он меняется, нас с каждым годом интересует все меньше. И мы чем дальше, тем больше начинаем жить в мире собственных представлений, гордо называя это «опытом», который на самом деле то и дело становится нам поперек дороги, когда мы в очередной раз сталкиваемся с чем-то новым. Конечно, всегда проще вернуться к старым шаблонам, ведь ими столько раз выручали нас в далеком и даже не очень далеком прошлом. Но и результат этого закономерен: жизнь все больше утоляет нас своей монотонностью, радоваться в ней становится нечему, и главным среди всех наших ощущений становится скука. И второй результат: новая, настоящая жизнь то и дело врывается в мир наших привычных представлений, заставляя нас переживать очередной кризис и ломать рамки старых шаблонов, никак в эту новую жизнь не вписывающихся.

Снежные вершины на заднем плане карты Шута, - это далекий для него пока мир Отшельника. Они олицетворяют высоты, которые Отшельник уже покорил на пути познания, Шуту же еще только предстоит одолеть их

Шут же, напротив, олицетворяет самую простую и жизнерадостную сторону нашей души, которая не задумывается, то ли и так ли она делает, а просто испытывает очередное новое ощущение, радуясь и не боясь ошибиться, осрамиться и ми показаться смешной. Не получилось - попробуем еще раз, и так до тех пор, пока дело не получится, или пока душа не утратит к нему интерес. Шут умеет радоваться всей душой и удивляться как каждому новому чуду, которое дарит ему жизнь, так и самой жизни, полной таких чудес.

Ключевые слова к карте Шута

Архетип - ребенок, наивный дурачок

Задача - непредвзятое восприятие нового, познание через игру мель - радость жизни, накопление опыта «играючи»

Риск - остаться неотесанным, неумелым, легкомысленным, глупым

Жизнеощущение - предприимчивость, привычка доверять инстинкту, удивительная открытость, ничем не замутненная радость жизни, любознательность, желание все испытать самому

НЕБЕСНЫЕ РОДИТЕЛИ

У классического героя обычно две пары родителей - земные родители и небесные. Во многих мифах герои рождаются от верховных божеств, но воспитываются в человеческой семье, хоть и в царской. При этом сам герой обычно не знает о своем происхождении, во всяком случае вначале. В принципе любая сказка, начинающаяся с сообщения о мачехе или отчиме, подразумевает наличие у героя «второй пары» родителей. В Таро обе родительские пары представлены первыми четырьмя Арканами (I-IV).

Маг и Жрица - небесные родители героя. Они олицетворяют полярность мужского и женского начала на космическом уровне, в мире идей. Везде, где здесь и далее будет говориться о «мужском» или «женском», под этим следует понимать не распределение социальных ролей и не набор мужских или женских качеств, и чисто символическое деление на ян и инь. И, подобно ян и инь, мужское начало немыслимо без женского и содержит его в себе гак же, как в женском содержится мужское, образуя единое целое. Это два полюса той дуальности, которая лежит в основе нашего мировосприятия. Вот ее примеры:

мужское - женское

активность - активность

правое - левое

верх - низ

день - ночь

солнце - луна

прилив - отлив

осознаваемое - неосознааемое

дух ― душа

логика - чувства

ощущение ― интуиция

количество - качество

иметь - быть

проницательность - проницаемость

вмешательство - невмешательство

зачатие - восприятие

напряжение - расслабление

обновление - сохранение

акция - реакция

экстраверт - интроверт

произвольно - непроизвольно

понятие - образ

логос - эрос

причинность - аналогия

абстрактное - конкретное

анализ - синтез

Эта дуальность обнаруживается и в обоих путях, ведущих человека к познанию, пути магическом и пути мистическом. Они, в свою очередь, соответствуют двум основным способам сосуществования с Природой: вмешательству и приспособлению. Путь Мага - это путь Фауста, в поисках познания вмешивающийся в Природу, проникающий в ее тайны, чтобы понять ее, а потом и овладеть ею. Этим путем пошел человек Запада - и пришел к своему теперешнему уровню жизни со всеми плюсами и минусами технической цивилизации. Это - активный путь силы, преображающей внешний мир «всеми возможными способами», а когда что-то выходит не так или мешает, то от него теми же способами отделываются. Это - энергия Мага, предполагающая активное действие, в отличие от Жрицы, идущей по мистическому пути невмешательства, того самого недеяния, которое мы в наши дни находим на Востоке в качестве основополагающей жизненной позиции. Мистический путь означает тренировку, терпение и готовность услышать божественный зов, получить веление свыше и выполнить его. Говоря проще, маг ищет, а мистик ждет, чтобы его нашли. И тот, и другой путь - это муть познания, но каждый из них соответствуют одному из двух полюсов как космической, так и человеческой дуальности, проявляющейся во всем, начиная с различной роли двух полушарий нашего мозга. При этом ни один из путей не важнее, не «правильнее» и не лучше другого. Он плох, если человек идет только им одним, И хорош, если человек соблюдает в его отношении верную меру. Поэтому и герой нашей повести, как и каждый из нас, должен пройти и тот, и другой путь, чтобы достичь цели.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение Когда мы прочитали название романа А. С. Пушкина, «Капитанская дочка» мы подумали, что в романе описывается жизнь девушки, у которой отец - капитан. Прочитав роман, мы задумались, почему он так назван. Мы думаем, первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основным сюжетом повести становится служба молодого дворянина Петра Гринева, благодаря любви его к дочери капитана Белогорской крепости Миронова. Автор уделяет большое внимание читателя на Пугачёва, тогда задаётся вопрос: почему Пушкин делает главным героям романа не Пугачёва, а Гринёва и называет его капитанская дочка? Может, Пушкин назвал свой роман «Капитанская дочка» т. к. именно капитанская дочка - Маша Миронова возлюбленная главного героя встретилась с императрицей. Так она раскрывает свой характер капитанской дочки - простой русской девушки, неуверенной в себе, необразованной, но нашедшей в себе в необходимый момент силу, твёрдость духа и решительность, чтобы добиться оправдания своего жениха.Мы обозначили

Объект исследования - повесть «Капитанская дочка».База исследования - герои повести «Капитанская дочка».Актуальность исследования состоит в том, что в повести раскрываются проблемы долга, чести и любви.Цель исследования изучить дополнительную литературу и выяснить каковы были прототипы героев и их нравственность.Мы выдвинули гипотезу о том , что чем больше мы знаем о проблемах любви, тем больше не перестаём удивляться проблемам морали и чести.

Мы поставили перед собой задачи

    Изучить дополнительный материал;

    Выявить характеристику героев;

    Выявить прототипы данных героев;

    Выяснить как прототипы, влияют на внутренний мир героев.

Наша исследовательская работа прошла следующие этапы

«Капитанская дочка» привлекает к себе внимание исследователей не только как одно из высших достижений пушкинской прозы. Этот роман — чрезвычайно важный источник для определения общественно-политической позиции Пушкина в последние годы его жизни. Ведь в нем говорится о крестьянском «бунте» и его вожаке; о дворянине, вовлеченном в антифеодальную борьбу крестьян, т. е. о тех проблемах, которые волновали Пушкина на протяжении почти всей его сознатель-ной жизни.

Герои повести

Петр Андреевич ГриневМария Ивановна МироноваЕмельян Пугачев Швабрин Савельич Архип СавельевКапитан Миронов Иван Кузьмич Капитанша Василиса Егоровна Иван Игнатьич Зурин Иван Иванович Бопре Императрица Екатерина II ВеликаяГенерал Андрей Карлович Андрей Петрович Гринев Мать Петра Гринева

Характеристика главных героев

Для нашей исследовательской работы, мы выбрали трех главных персонажей. Это два противопоставленных между собой героя - Швабрин и Гринёв и их «общая» любовь Маша Миронова.

Характеристика Петра Гринева Петр Андреевич Гринев - личность, которая стремится к самосовершенствованию. Ему не дали систематического образования, но зато нравственное воспитание он получил. Его любила маменька, но баловала в меру, поручая воспитание отцу. Андрей Гринев хотел научить своего сына дисциплине и отправил его служить в Белогорскую крепость. Савельич, слуга, был добр и предан, помогал в сложной ситуации. Потом таким же станет и Петр Гринев. Петр, вырвавшись на свободу, проиграется в карты, будет грубить слуге, но он совестлив, поэтому попросит прощения и никогда больше не станет пьянствовать и играть. Петр Андреевич умел дружить, любить, служить, держать слово, помогать людям. Он прожил достойную жизнь и может быть примером. Гринев всю жизнь следовал завету отца: береги честь смолоду. Не случайно эта пословица используется как эпиграф, а после звучит из уст отца главного героя.

Характеристика Алексея Швабрина Швабрин дан как прямая противоположность Гриневу. Он образованнее, может быть, даже умнее Гринева. Но в нем нет ни доброты, ни благородства, ни чувства чести и долга. Переход его на службу к Пугачеву вызван не высокими идейными побуждениями, а низкими своекорыстными интересами. Отношение к нему автора «записок» и писателя совершенно ясно, и у читателя он вызывает чувство презрения и негодования. В композиции романа Швабрин играет важную роль героя любви и общественной жизни, без него сюжетную линию Гринева и Маши трудно было бы построить.

Характеристика Маши Мироновой Маша Миронова - молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Что такое прототипы? Изучая дополнительную литературу мы узнали, что прототипами обычно называют тех реально существующих людей, от которых писатель шел к созданию художественного образа.

Мы не можем до конца проследить путь художника по созданию произведения искусства. Перед нами как предмет анализа находится само художественное произведение. Мы можем и должны знать действительность, которую отобразил художник в целом, но не должны стараться разбивать ее на отдельные моменты, которые будто бы геометрически точно повторяются в художественном произведении.

Прототипы Гринёва и Швабрина

Утверждали, например, что прототипом Гринева и Швабрина является один и тот же человек — Шванвич. Между тем Гринев совсем не похож на Швабрина.По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь - честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий - Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преградыПрототип Маши Мироновой

Немало и сказано было о прототипе Маши Мироновой из «Капитанской дочки». В «Русском архиве» даже утверждалось, что ее прототипом был один молодой грузин (П. А. Клопитонов), который попал в сад Царского Села и разговаривал о статуях с императрицей; утверждалось также, что этого самого грузина прозвали «капитанской дочкой». Но оказалось, что образ Маши Мироновой А. С. Пушкин писал с дворянской дочери Марьи Васильевны Борисовой, с которой познакомился и общался на рождественском балу 1829 года в городе Старица Тверской губернии. Пушкин был знатоком женских душ и, видимо, простая, наивная и непримечательная девушка всё же произвела на него впечатление своей честностью, открытостью, гордостью и твёрдостью характера. Всеми этими качествами поэт наделил капитанскую дочь Машу Миронову.

Вывод

Результаты изучения литературных источников, анализ и систематизация материалов показали, что выдвинутая нами гипотеза оказалась верной. Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Нам кажется, что это проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверно, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести - это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Это произведение научило нас тому, что необходимо в жизни искать свою правду, свой жизненный путь, оставаться верным своим взглядам и принципам, быть стойким и мужественным человеком до конца. Но каждый знает, что это трудно. Как было трудно Гриневу, Маше Мироновой, ее отцу, капитану Миронову, то есть всем тем людям, для которых честь превыше всего. И мы можем с уверенностью сказать, что эпиграф к повести «Береги честь смолоду» будет для нас и моих сверстников путеводной звездой.

Список литературы

    Белоусов А. Ф. Школьный фольклор.- М,1998.

    «Капитанская дочка»., А.С. Пушкин., 1836.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.,1984.

    Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. - М.,1984.

    Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. - М., 1980.

Интернет - ресурсы

    https://ru.wikipedia.org/wiki/

    http://biblioman.org/compositions