Как ведут себя люди в рассказе юшка. «Добрый и наивный Юшка (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»). Литературное направление и жанр

Повесть А. П. Платонова «Юшка» небольшая по объему, но довольно глубокая по содержанию. Она заставляет читателя задуматься о многих насущных вопросах и по-новому взглянуть на тему людского милосердия и сострадания. Для того чтобы лучше понять истинный смысл произведения, лучше перечитать его несколько раз. Поначалу, кажется, что речь идет всего лишь о рано состарившемся человеке, не похожем на других.

На самом деле, Юшка не просто отличался от жителей города, в котором жил, но и обладал самым добрым сердцем. Ему всего сорок, а он уже выглядел как настоящий старик. Возможно, этот физический недостаток стал еще одним поводом для людей необоснованно обижать его. Выглядел он так несчастно из-за серьезной болезни, а именно из-за чахотки, которая планомерно губила его из года в год, отбирая последние силы.

Несмотря на это, Юшка не терял веры в лучшее будущее, в людей, в красоту окружающей природы и пользу физического труда. Он работал с утра до вечера на одного преуспевающего кузнеца. У него же он жил и питался, а все заработанные деньги куда-то девал. Поговаривали, что у Юшки была дочь, к которой он время от времени ездил в деревню. Ей-то он и отдавал эти деньги, чтобы она могла оплатить обучение.

На самом деле, у героя Платонова была такая широкая душа, что он помогал девушке-сироте. Она была его «названной дочерью», но любил он ее не меньше собственной. Собственно, Юшка любил всех детей, даже когда они обзывались, кидались камнями или песком. Взрослые тоже нередко обижали его, отчего он казался еще более несчастным и никому ненужным.

В конце рассказа выясняется, что он был гораздо лучше их всех. По крайней мере, он умел проявлять милосердие и сострадание по отношению ко всему живому. Пока он был жив, никому и в голову не приходило пожалеть бедного человека, хотя бы, потому что он был серьезно болен. А когда его не стало, и не на ком было срывать свою злость, люди стали чаще ссорится друг с другом. В отличие от них, Юшка знал цену жизни.

14 марта помощник настоятеля Свято- Покровского собора по миссионерской и молодёжной работе Постыко Кирилл и зав. отделом обслуживания Детской Библиотеки им. А. П. Гайдара Синельникова Елена Ивановна провели с учащимися 7 «а» класса МБОУ СОШ №1 урок-беседу ко Дню православной книги «Доброта спасёт мир» по рассказу А. П. Платонова «Юшка». Это произведение является своего рода притчей о добре и всепрощении.

Давно, в старинное время, жил старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге подручным помощником у главного кузнеца. Звали его Ефимом, но люди называли его Юшкой. Жил он на квартире у кузнеца, кормили его хлебом, щами и кашей. Платили ему и жалованье, чтобы он покупал себе сахар, чай и одежду. Но Юшка пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены, черную и закопченную от работы. Летом босой, зимой в одной и той же паре валенок. На работу он шел рано - по нему старики будили молодых, а возвращался поздно - идет Юшка с работы, значит, всем спать пора. Подслеповатый и слабосильный, он носил воду, уголь, раздувал мехи - словом, куда пошлют. Дети дразнили Юшку, кидали в него палки и комья земли и сердились, что он не гонится за ними и не бранит их. Непослушным детям родители говорили: «Вырастешь - будешь такой, как Юшка». Взрослые люди тоже обижали Юшку, а напившись пьяными, даже били его. Стар да мал считал необходимым заявить страдальцу: «Лучше бы ты умер Юшка». Но Юшка не хотел умирать - раз уж он родился жить. И еще он полагал, что его народ любит, только без понятия любит. В июле или августе Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из города. Он любовался небом, травой, целовал цветы и гладил деревья. На природе его недуг - чахотка - отступал. Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни, и грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето прохожий осерчал на Юшку, толкнул его в грудь. Тот упал на дорогу - и больше не встал. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни. Потом Юшку похоронили и забыли его. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство. А через некоторое время в эту местность пришла юная девушка и рассказала, что Юшка (она называла его Ефимом Дмитриевичем) совершенно чужую ему сироту поместил в пансион и раз в год приходил к ней в Москву проведать ее и приносил деньги, заработанные за год. Девушка эта впоследствии стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд.

Главный герой не отвечал никогда злом на зло. И только когда его, слабого и беззащитного, забили до смерти, люди поняли, что они потеряли. А в конце рассказа открывается то, что Юшка неслучайно ходил постоянно в старой оборванной одежде: все заработанные деньги он отдавал девочке сироте, которую когда-то спас. Произведение наполнено глубоко православным содержанием. Оно ставит множество духовно-нравственных вопросов. Почему Юшка терпел издевательства? Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру? Что помогало ему жить? Можно ли назвать его терпение проявлением настоящей любви к людям? Стоит ли жертвенная жизнь Юшки того результата, к которому всё пришло? На все эти вопросы пришлось порассуждать семиклассникам. Ребята пришли к выводу, что всепрощение – это очень трудный подвиг. Но если все будут стараться прощать друг друга, гасить зло в самом начатке, то добра в мире будет больше.

Пресс-служба Покровского собора

Андрей Платонов
Юшка
Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помошником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него было мало силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.
Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье - семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверз блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.
Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел.
А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:
- Вон Юшка идет! Вон Юшка!
Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.
- Юшка! - кричали дети. - Ты правда Юшка?
Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.
Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. И они снова окликали старика:
- Юшка, ты правда или нет?
Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали - вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.
Тогда дети опяять толкали Юшку и кидали в него комьяя земли, пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова дразнили бы его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.
Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:
- Чего вы, ро"дные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза попали, я не вижу.
Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.
Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.
Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: "Вот ты будешь такой же, как Юшка! - Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!"
Взрослые пожилые люди, всретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему:
- Да что ты такой блажно"й, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?
Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.
- Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!
И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бал его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.
Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.
- Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?
Юшка гляядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.
- Это отец-мать меня родли, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.
- Другой бы на твое место нашелся, помошник какой!
- Меня, Даша народ любит!
Даша смеялась.
- У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..
- Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое.
- Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! - произносила Даша. - Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету.
- По расчету они на меня серчают, это правда, - соглашался Юшка. Они мне улицей ходить не велят и тело калечат.
- Эх ты, Юшка, Юшка! - вздыхала Даша. - А ты ведь, отец говорил, нестарый еще!
- Какой я старый!.. Я грудью с детства страдаю, это я от болезни на вид оплошал и старым стал...
По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. Никто не знал, кем они ему приходились.
Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет вдовая сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз он говорил, что идет в деревню, а в иной, что в самоё Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец.
В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.
По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.
И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.
Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. Он снова начинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его.
Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому.
Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тела и истощала его. В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
- Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее стало бы без тебя, а то я боюсь соскучиться...
И здесь Юшка осерчал в ответ - должно быть, первый раз в жизни.
- А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:
- Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!
- Я не равняю, - сказал Юшка, - а по надобности мы все равны...
- Ты мне не мудруй! - закричал прохожий. - Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!
Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
- Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой пить чай.
Полежав, Юшка повернулсяя вниз лицом и более не пошевелилсяя и не поднялся.
Вскоре проходил мимо один человек, столяр из мебельной мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черен; столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была спекшаяся кровь. Он опробовал еще место, где лежала голова Юшки лицом вниз, и почувстовал, что земля там была сырая, ее залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.
- Помер, - вздохнул столяр. - Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..
Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни.
Потом Юшку похоронили и забыли его. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.
Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?
- Какого Ефима Дмитриевича? - удивился кузнец. - У нас такого сроду тут и не было.
Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполнитьсяя слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:
- Уж не Юшка ли он? Так и есть - по паспорту он писался Дмитричем...
- Юшка, - прошептала девушка. - Это правда. Сам себя он называл Юшкой.
Кузнец помолчал.
- А вы кто ему будете? - Родственница, что ль?
- Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, - он говорил, что работал у вас двадцать пять лет...
- Половина полвека прошло, состарились вместе, - сказал кузнец.
Он закрыл кузницу и повел гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.
Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца...
С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, он ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.

Разделы: Литература

Цели урока.

Образовательные: восстановить и углубить сведения о биографии писателя;
вырабатывать умение давать характеристику литературным персонажам, главному герою;
продолжить формирование навыка работы с учебником; помочь ребятам глубже осмыслить содержание рассказа.

Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, обобщение; развитие речи; развития умения формулировать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать милосердное отношение к окружающим людям и активную гражданскую позицию к происходящему вокруг.

Оборудование: портрет А. П. Платонова, выставка книг-произведений Платонова, презентация.

Ход урока

Любовь одного человека может
вызвать к жизни талант в другом
человеке или, по крайней мере,
пробудить его к действию.
Это чудо мне известно…
А. Платонов

I. Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым. Попытаемся осмыслить содержание рассказа “Юшка”, который вы прочитали к сегодняшнему уроку. Поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, выявим те философские проблемы, которые ставит в своем произведении автор.

И начнем мы наш разговор с размышления: для чего рождается человек? Как вы считаете? (Ответы учеников.) Послушайте мнение современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.

– В каких строчках поэт выразил свое мнение о назначении человека? (Ответы учеников.)

Вот так много лет назад родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов (Климентов) Его имя нам немного знакомо по рассказам “Никита”, “В прекрасном и яростном мире…”, “Корова”, “Цветок на земле”. Платоновым переработаны народные сказки, например “Волшебное кольцо”, “Финист – Ясный Сокол” и др.

Мы узнали, что для Платонова важно многое: и животные, и растения, и природа. Но самое главное – это человек, который по-отцовски относится ко всему, что находится рядом.

Жизнь А. Платонова (Климентова А.П.) была недолгой и нелегкой.

2. Сообщение ученика о Платонове.
Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 года. Фамилия Платонов – псевдоним, образованный в 1920 году от имени отца. Настоящая же его фамилия – Климентов.
Родился Платонов в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. С малых лет знал бедность, нищету. Отец Платонова около полувека проработал машинистом паровоза, слесарем на железной дороге. Мать занималась домашней работой. Семья была большая, доходила до десяти человек, все жили на небольшую зарплату отца. Андрей – старший ребенок в семье. В неполные 14 лет он начинает трудовую деятельность, становится кормильцем, возложив на себя заботу о семье. “Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона”, он любил еще “паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу”. Работал Платонов “во многих местах, у многих хозяев”. Был разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтером. Эти “университеты” и сформировали неравнодушие Платонова к человеческим нуждам. Ненавидя страдание, он в юности дает клятву жить так, чтобы не оставить страданию места на земле.
В годы гражданской и Великой Отечественной войны он был на фронте в качестве военного корреспондента. В ноябре 1944 года Платонов прибыл с фронта с тяжелой формой туберкулеза легких. 5 января 1951 года он скончался от этой болезни. Похоронен в Москве.

Произведения А.Платонова были многим непонятны, поэтому на него обрушились беды: критика, непонимание, запреты, обыски. И только после смерти пришло признание. Писал на разные темы, но главное в произведениях Платонова – судьба человека, поиск смысла жизни: “Я человек, я живу на прекрасной живой земле … Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник”, – писал А. Платонов.

Читать произведения Платонова непросто, так как они требуют работы мысли и сердца. Но мы попробуем прожить вместе с его героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.

II. Работа с текстом.

– А сейчас мы обратимся к рассказу Платонова “Юшка ”, который вы прочитали дома.
Ребята, скажите, кто является главным героем рассказа? Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним.
– Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?

Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. “Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца , и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы”. Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он – подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую.
Он первым идет поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня.
Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка.
Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается.

– Чего не знает о нем никто? Каким никогда не видят Юшку?

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым (кажется, и болезнь отступила).

Выразит. чтение описания природы.

– Как этот отрывок помогает вам понять образ Юшки?

(Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою “любовь к живым существам”.)

– А куда каждое лето уходит Юшка?

Сокровенное неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего-навсего Юшка.

– Почему же люди потешаются над Юшкой? Чем отвечает он обидчикам? Кто прав?

Класс делится на группы ; каждой из них предлагается, сосредоточившись на определенном эпизоде, подумать над прозвучавшими вопросами. (Вопросы групповой работы см. в Презентации. )

1. Встреча Юшки с детьми (ученики приводят цитаты и комментарии).

– Как относятся к нему дети? Что влечет детей к Юшке?
– Почему Юшка не обижается на них? Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

(Терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.)

Терзать – 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

(1. Дети не дают Юшке проходу, донимая его криками, ударами, бросая в него камни и сор. Но отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Они ждут естественной, нормальной реакции – зло в ответ на зло. Для них зло – это проявление нормы. Более того, зло для детей – источник радости и веселья. Юшка радостно откликается на радость детей, он рад от сознания своей нужности. Он понимает, что дети не виноваты в том, что в их жизни нет добра.)

– Как сам Юшка объясняет поведение детей? Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?

2. Встреча Юшки с взрослыми.
– Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем отвечает им Юшка?

(Взрослые тоже вымещают на Юшке “злое горе и обиду”, лютую ярость сердца. Они не могут простить Юшке его непохожести, молчаливой кротости. “Будь как все”, – вот чего они требуют от Юшки.)

Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила еще к большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: “Лучше бы ты умер!”.

3. Юшка и девочка Даша.

– Прав ли Юшка, когда говорит Даше, что его народ любит?
– Как вы относитесь к словам Даши: “Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчету”?
– Юшка на возражения Даши ответил: “Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое ”. Как вы понимаете это выражение? (Мнения ребят.)

“Слепое сердце” бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

– А как вы понимаете слово сострадание?

“Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека”

Синонимы: сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость…

4. Юшка и веселый прохожий.

– Чем помешал Юшка веселому прохожему?

(Встреча с веселым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный Юшка не молчит, возражает обидчику.)

– Мы уже настолько привыкли к Юшке, стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, – Юшка осерчал . Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово – рассердился, разозлился, разгневался, возмутился. Почему именно осерчал? (Слово лучше соответствует его образу.)

– Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

Юшка осознает свою ценность в этом мире (“Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…”.) Платонов говорит о первозданной ценности любой человеческой жизни, неповторимости всякого человека…

– Хотел ли веселый прохожий смерти Юшки?

III. Работа с иллюстрацией.

Почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу. Какой эпизод изображен на ней?

Вывод: Нельзя одному человеку ставить себя выше других, никто не вправе судить других людей за непохожесть, тем более издеваться и убивать.

– Проститься с Юшкой пришли все люди. Возможно, чье-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго. “Однако без Юшки жить стало хуже ”. Почему?

– Какую память оставил о себе Юшка после своей смерти?

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека . После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

– Да, именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой, – Ефим Дмитриевич.
Ребята, а вы знаете, что означают имена Ефим и Дмитрий? (Сообщение подготовленного ученика.)

Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью.

Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.
Имя Дмитрия восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

И таким плодом у Андрея Платонова оказалась девочка-сирота, ставшая впоследствии врачом.

– Таким образом, какую важнейшую тему поднимает в своем рассказе А.П.Платонов? (Тему милосердия, сострадания к людям.)
– А как вы понимаете значение слов милосердие, сочувствие, сострадание, зло, добро.
Вы почувствовали авторское отношение к этому герою? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли людей за их жестокость?

(Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при этом трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью.)

Какие чувства вызывает у вас рассказ?

Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.

Чему учит нас А. Платонов?

А. Платонов учит нас жалости и состраданию, учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.

IV. Работа с высказываниями известных людей.

– Прочитайте предложенные высказывания известных людей и попробуйте выбрать то, которое больше всего подходит к нашей теме. Докажите.

Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. Писарев

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль

Великие души переносят страдания молча.
Ф.Шиллер

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
М Горький

“Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть”.
В. Распутин

“Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Библия

Подводя итог нашему разговору, я хочу, чтобы вы поняли, что добро прорастает и дает свои плоды. “Так всякое доброе приносит и плоды добрые”, – говорится в Евангелии. Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие…

V. Домашнее задание

Написать мини-сочинение на одну из тем:

  1. Легко ли быть милосердным человеком?
  2. О чем заставил меня задуматься рассказ “Юшка”.