Как выглядит новый музей русского импрессионизма. В России ещё никогда не было музея, посвященного импрессионизму. Как вы думаете, почему? Возможно, из-за того, что существование импрессионизма в России всегда было под вопросом

Борис Иосифович, с чего началась ваша история коллекционирования живописи?

— Единой точки отсчета нет, я всегда покупал недорогие картины, которые мне нравились, интересовался, читал. Знаете, дом и квартира даже живут совсем по-другому, когда в них есть живопись. Приезжая в Петербург, я обязательно иду в Русский музей или в Эрмитаж. Но в девяностых, когда я еще служил чиновником и был не бедным человеком, я все-таки считал, что заниматься коллекционированием не время. Поэтому более серьезное увлечение началось порядка шестнадцати лет назад, когда я уже вернулся в бизнес.

Когда вы сосредоточились именно на теме русского импрессионизма?

— Однажды я познакомился с известным коллекционером Леонидом Степановичем Шишкиным, сформировался определенный круг общения, я начал больше времени посвящать своему увлечению, думать, что можно было бы собрать. И тогда же столкнулся с русской манерой импрессионистического письма. В какой-то момент я осознал, что русским художникам удавались совершенно фантастические работы импрессионистического толка, и начал искать литературу по теме. К сожалению, нашел только одну американскую книгу, но она, по моему мнению, была сильно политизированной и несправедливой, и рассказывала о советском периоде импрессионизма.

А вам не кажется, что русский импрессионизм в целом недооценен в мире?

— Я абсолютно в этом убежден. О нем практически никто не знает. Даже нет понятия русского импрессионизма. Прошлой весной, к примеру, мы показывали в Венеции свою выставку в партнерстве с русско-итальянским культурным центром. Он сотрудничает с Венецианским университетом, специалисты которого считаются одними из лучших в мире в области истории искусств. Сильвия Бурини и Джузеппе Барбьери — кураторы, работавшие вместе с нами над экспозицией, — сказали, что нужно пересматривать все учебники, которые у нас выходили. Потому что в них есть русская икона, есть авангард Малевича и Кандинского, есть соцреализм и все.

Мы вообще стали одними из первых, кто системно подошел к русскому импрессионизму. Когда кураторы ко мне ехали, я сильно волновался. Думал, сейчас приедут, посмотрят на картины и скажут: «Боже мой! Какую-то ерунду собрали, и еще выставку хотят сделать! Совсем эти русские бешеные». Но когда мы открывали выставку, собралась вся Италия и половина Европы, огромный зал был полон!

Справедливость — это важнейшая вещь в жизни.

У вас в семье существовала традиция коллекционирования?

— Нет. В моей семье, к сожалению или к счастью, многое начинается с меня. Я не видел ни одного своего деда, оба погибли на войне. Но по линии матери были близкие к искусству люди. Младшая сестра моей бабушки играла в театре Мейерхольда, но ее забрали. У бабушки я в свое время не спросил, а маме было всего четыре года, когда это произошло. Она, конечно, не помнила ничего из того, что до этого было в их доме.

Как долго вы вынашивали мысль открыть музей русского импрессионизма?

— У меня есть два свойства. Первое — это некая пассионарность, мне все время что-то хочется сделать. А второе — справедливость. Я вообще считаю, что справедливость — это важнейшая вещь в жизни. В какой-то момент я пришел внутренне к выводу, что мир несправедлив по отношению к замечательным русским художникам: они создали столько шедевров, и никто их не видит. Есть два способа это исправить. Первый — открыть галерею, но это предполагает продажу. Я много чего в жизни покупаю и продаю, но только не картины. Я ни одного полотна в своей жизни не продал. Один раз попытался, но, к счастью, картина не ушла. Я привез ее домой, посмотрел на нее и спросил себя: «И зачем я ее продавать удумал?». Я понял, что галерея мне не интересна. А вот музей… В Москве вообще мало музеев. А сейчас появилась возможность делать частные. И я посчитал, что это хорошая, красивая история. Кроме того, у меня был прекрасный специалист — Юля Петрова, которая помогала собирать коллекцию. Всегда рядом нужен знающий человек. В бизнесе это называется «антрепренер». Тот, кто будет этим заниматься, что называется, фул-тайм.

Музей русского импрессионизма

Юлия Петрова стала директором музея?

— Да. Я с ней делал несколько выставок, и мне понравился наш опыт. Мне вообще по душе молодые, образованные люди, которые знают больше меня. При этом я с осторожностью отношусь к искусствоведам, потому что многие из них «блестят умом, а не светят», как говорил Ларошфуко. Они обычно произносят какие-то слова, которые простому советскому человеку трудно понять.

Как вы выбирали место для будущего музея?

— Чтобы сделать музей, нужно выбрать правильное место. Мы очень долго не могли его найти. Знаете, есть такой замечательный девелопер Сергей Гордеев. Он построил бизнес-центр «Фабрика Станиславского» (в царской России здесь располагалась золотоканительная фабрика Алексеевых — прим. ред. ). И там же расположилась «Студия театрального искусства» Сергея Женовача. Великолепный комплекс получился. Мне идея офисного центра, имеющего культурный объект, кажется очень правильной. Поэтому, когда мы купили фабрику «Большевик», я приехал туда, посмотрел и сразу понял — вот то место, где надо построить музей. Дальше мы начали создавать проект, искать людей, кто бы нас консультировал, стали ездить по музеям мира, собирать опыт.

Вы руководствовались чьими-то советами, создавая концепцию музея?

— Знаете, здесь огромную роль сыграла великая женщина — Екатерина Юрьевна Гениева, директор библиотеки иностранной литературы. Человек совершенно уникальный, выдающийся, блестящий культуролог. Она, к сожалению, умерла в прошлом году. Мы очень долго обсуждали проект музея и выработали некий концепт. Ее мнению я доверяю на сто процентов. Кроме того, мы реализовали масштабный совместный проект — привозили картины в региональные библиотеки. И эффект был фантастический. В библиотеки, которые сейчас вообще никто не посещает, приходило 600-700 человек в день, и люди просили продлить время работы.

В одном из интервью вы сказали, что не надеетесь когда-либо окупить затраты на проект. Во сколько вам обошелся музей?

— Мы вообще не ставили себе такую цель, как окупиться. Музей — это очень дорогая история. Это десятки миллионов долларов. Но главное, что его еще нужно будет содержать. Кстати, я надеюсь, что по нашему бизнес-плану музей будет зарабатывать. Но то, что он не окупится, это точно. Плюс коллекция музея будет постоянно обновляться и пополняться, а это тоже затраты.

Мне не жалко денег на картины.

Давайте поговорим о коллекции музея. Вы покупаете картины непосредственно в его фонд или она будет состоять из уже имеющихся в вашем личном собрании полотен?

— Я уже много лет покупаю, понимая, что это работы для музея. Конечно, и для дома приобретаю, например, графику, которая для музея не подойдет. Для постоянной экспозиции я передал в общей сложности около ста работ. Во время открытия мы покажем 80 из них. Будет две выставки: основная экспозиция и временная, посвященная работам Арнольда Лаховского. В свое время Лаховский уехал во Францию, а умер вообще в Америке. Но по живописи, по образованию, по духу, по стилистике это абсолютно русский художник. И до нас его никто никогда в таком объеме не показывал. А у нас получилась очень красивая выставка — в ней 54 картины.

Менее сотни работ в постоянной экспозиции... Современный зритель, по-вашему, вообще приучен к долгому и вдумчивому знакомству с искусством? На сколько хватает его внимания?

— Знаете, мы, на самом деле, из этого и исходили. Современный человек может находиться в музее полтора часа, может кто-то два, но не больше. За это время он получит и эстетическое наслаждение, и узнает что-то новое. У нас где-то тысяча метров экспозиционной площади. Тем не менее, мы лишь половину занимаем постоянной выставкой. Почему? Потому что мы хотели, чтобы получилось следующее сочетание — с одной стороны люди смотрят непосредственно живопись, с другой — есть мультимедийная часть. Мы нашли одного американского парня, который по особой технологии любую картину может по слоям «раздеть» до чистого холста. А в импрессионизме это самое интересное. Ведь импрессионизм — это объем пространства, который задается цветом. Вот смотрите вы, например, на нарисованный лес. И у вас мазок неба, если близко подойти, написан поверх деревьев. А когда вы отходите, то видите глубину. И если постепенно, слой за слоем, снимать мазки, можно увидеть, как картина формировалась.


Музей русского импрессионизма

У вас есть психологическая планка стоимости картины, за которую вы как покупатель не выйдете?

— Если вы хотите купить импрессионистическую работу Кандинского, то должны понимать, что это будет минимум от $700 тыс. А если это хорошая работа, она может стоить и два, и три миллиона. Но за десять миллионов русских импрессионистов нет. Это уже только французские: Моне, Ренуар.

Сейчас я покупаю меньше, потому что ситуация в бизнесе изменилась, и доходов таких, как раньше, нет. Теперь главное удержать зарплату и хотя бы чуть-чуть ее поднять, чтобы люди могли работать. Нужно инвестировать в бизнес, создавать подушку. Но мы надеемся, что через некоторое время рынок начнет восстанавливаться. У вас есть «мечта коллекционера»? Картина, которую вы бы очень хотели приобрести или конкретный автор, которого у вас еще нет? Серов, например?

— Нет, Серов у меня есть. Но я бы с удовольствием его еще приобрел. Так же как Кандинского и Малевича. У них есть очень хорошие импрессионистические работы, которых у меня нет. Но их очень мало на рынке. Мне не жалко денег на картины. И моя жена меня в этом смысле поддерживает.

Есть ли в вашей коллекции работы, которые были вывезены из России, а потом благодаря вам вернулись обратно на родину?

— Да, конечно. И не один десяток. Например, картина Кустодиева «Венеция». Эти работы войдут в экспозицию, и их увидит зритель.

Борис Иосифович, как вы считаете, насколько сегодня искусство востребовано у российского массового зрителя?

— Мне кажется, зритель лучше стал ходить в музеи. Во-первых, появился выбор — галереи, частные музеи, например, Зверева, «Гараж». Активнее стали работать и такие великие музеи, как Третьяковка и Пушкинский. Тот же Серов — это была великолепная выставка. Зрители пришли и увидели целую плеяду людей, которые жили на рубеже XIX-XX веков.

А Пушкинский музей. Они привозили работы Караваджо недавно. И неважно, что там было две или три работы, ведь раньше зритель их не видел. В Лондоне придешь в музей, там десять работ всего, но на них стоит очередь под дождем. У нас пока еще другая культура. Понимаете, если в этой логике находиться, нельзя делать музей русского импрессионизма, если у тебя нет портрета Коровина, выполненного Серовым, или «Девочки с персиками». Но с моей точки зрения это неправильный подход. Нельзя собрать все шедевры.

Государство сегодня занимается популяризацией искусства и, вообще, помогает таким частным инициативам вроде вашей?

— Нам не надо помогать, нам мешать не надо.

Музей русского импрессионизма вырос из домашней коллекции бизнесмена и мецената Бориса Минца (бывшего президента финансовой корпорации «Открытие», председателя совета директоров O1 Group, которая занимается условно модными бизнес-центрами). В начале нулевых он стал собирать отечественное искусство - сначала стихийно, а затем со все большим вниманием к стилистическому приему, напоминающему французский импрессионизм, но в работах художников конца XIX и начала XX века.

© Ольга Алексеенко

Коллекция доросла до того, что потребовала себе отдельное пространство, для которого пригодилось одно из зданий бывшей фабрики «Большевик» на Ленинградке (где пекут, среди прочего, печенье «Юбилейное»), развитием которого Борис Минц в то время и занимался. В качестве архитектора он выбрал именитого архитектора Джона МакАслана, недавно отметившегося реконструкцией вокзала Кингс-Кросс в Лондоне. В Москве МакАслан уже успешно конвертировал одно из приобретений Минца - фабрику Станиславского - в образцовый бизнес-центр, так что вопросов к качеству его работы не возникало. Поэтому в комплекте к работе над фабрикой ему было предложено превратить бывший мучной склад, причудливое здание-колодец с параллелепипедом на крыше, в современный музей.


© Ольга Алексеенко

Здание на тот момент находилось в плачевном состоянии - пустой колодец, отделанный от пола до потолка плиткой. Мучной склад не считался памятником, и по проекту МакАслана от исторического здания на самом деле мало что осталось - только сама форма, которую снаружи одели в перфорированные металлические панели (в оригинальном проекте своей отделкой здание должно было напоминать березку - в жизни получилось скучнее), а параллелепипед на крыше остеклили и устроили галерею. Пустой колодец поделили на три этажа - для этого внутрь здания вставили бетонный модуль с винтовой лестницей удивительной красоты.


© Ольга Алексеенко

В результате музей в колодце получился почти крошечным: всего три выставочных зала - с постоянной коллекцией (в подвале) и временными выставками. Площадь со всеми служебными и складскими помещениями оказывается меньше 3 000 кв. м - а выставочная секция составляет всего тысячу.

Наверху - как раз в том странном параллелепипеде - разместилась галерея с естественным светом, маленькое кафе и две веранды с роскошным видом на Сити. На втором этаже - малый полукруглый зал с балконом, с которого было бы очень удобно рассматривать медиаэкран на первом этаже, но, к сожалению, высота балкона к этому не располагает.

Николай Тархов. За вышиванием. Начало 1910х годов

© Ольга Алексеенко

1 из 8

Валентин Серов. Окно. 1887

© Ольга Алексеенко

2 из 8

Валерий Кошляков. Венеция. Из серии «Открытки». 2012

© Ольга Алексеенко

3 из 8

Николай Тархов. Мамина комната утром. 1910

© Ольга Алексеенко

4 из 8

Константин Юон. Ворота Ростовского Кремля. 1906

© Ольга Алексеенко

5 из 8

© Ольга Алексеенко

6 из 8

Арнольд Лаховский. Весна. (Черная речка). Частная коллекция, Москва.

© Ольга Алексеенко

7 из 8

Арнольд Лаховский. Молодая голландка и Бретонка в синем платье. Частная коллекция, Москва.

© Ольга Алексеенко

8 из 8

На первом этаже устроены лобби и гардероб. Выставок здесь проводить не планируется, но здесь и дальше может появляться современное искусство, которое будет созвучно главной тематике музея. Сейчас за него отвечает американский медиахудожник Жан-Кристоф Куэ, который как патологоанатом от искусства мазок за мазком реконструирует процесс работы «русских импрессионистов» над полотнами из коллекции музея.

Под землей - самый большой выставочный зал, с навесными потолками и ремонтом, напоминающим о районных ДК. Чистые интерьеры в эскизах проекта МакАслана выглядят совсем иначе, но в жизни имеют характерные для отечественного строительства стыки, лавки и лампы вместо белых отчего-то заменены на черные. Рядом - образовательные пространства, учебная студия и медиацентр.


© Ольга Алексеенко

Что касается основной экспозиции, следует сделать важную ремарку. Существует ли русский импрессионизм как отдельное течение - более чем спорный вопрос в искусствоведческих кругах. По поводу отдельных художников вроде Коровина достигнут консенсус, однако многие из этого ряда успели достаточно поработать во Франции - и испытали на себе влияние сложившейся в Париже школы света и цвета. Часть искусствоведов считают то, что сложилось из упражнений во французской манере у русских художников, этюдизмом, кто-то называет это русской пейзажной живописью, кто-то - короткой переходной историей от реализма к авангарду. Последнюю версию педалирует и сам музей, но придает ей общемировое значение, называя импрессионизм неизбежным моментом в развитии искусства любой страны - как переходный период от классики к современности, с «освобождением глаза и руки». Чтобы укрепить веру в этот постулат, здесь собираются читать курс лекций об альтернативном импрессионизме - английском, скандинавском и американском.


© Ольга Алексеенко

В зале с постоянной экспозицией собраны работы Серова, Коровина и Кустодиева, которые заслуживают внимания и интереса сами по себе, сюда же можно отнести и ренуаровские парафразы Тархова с его мазком в виде «парижской вермишели», как это называл Леон Бакст. Здесь есть и более странные экспонаты - например, среди прочих романтично настроенных реалистов почему-то оказывается Герасимов, который в Париже экспериментировал с живописной манерой написания бульваров, возможно, вспомнив свои годы ученичества у Коровина. Или же картина Богданова-Бельского, которая официально публиковалась в каталоге выставки передвижников. Для части художников здесь - как для Константина Юона - импрессинизм стал быстро прошедшим увлечением в определенный период времени, зато оставившее после себя живописные изображения ростовского кремля на французский манер.

Второй и третий этажи, место временной выставки, занимают работы художника русской эмиграции Николая Лаховского, который, по словам куратора и директора музея, «много путешествовал, был очень восприимчив и, приезжая в новую страну, немножко подстраивался под ее настроение и стиль». Поэтому работы структурированы не по хронологии, а по географии - на втором этаже Венеция, Франция, Бельгия, Голландия и Палестина, на верхнем - Петербург и русская провинция с козами.


© Ольга Алексеенко

Директор и куратор музея, Юлия Петрова, комментирует пристрастие к розовому цвету у Лаховского и вспоминает его современника, художника Станислава Жуковского. Последний критиковал мечтательность отечественных импрессионистов и советовал им «бросить раскрашивать русскую поэтическую скромную природу в синьку и медянку, а русского человека в мулата с острова Таити; их у нас не увидите, как ни настраивайте себя. Нам это не идет, как не идет цилиндр Маяковскому и золотой лорнет Бурлюку».

Идут ли русской природе синька да медянка, вопрос философский, в любом случае сама идея создания музея русского импрессионизма - довольно смелый шаг, учитывая, что в Москве нет музея авангарда или концептуализма, намного более бесспорных течений. Как, впрочем, нет и отдельного музея современного искусства с постоянной коллекцией. Любая частная коллекция отражает дух своей эпохи и ее интерес - и в этом отношении музей отвечает запросам времени, в конкретном случае - всенародной любви к импрессионизму. Как бы то ни было, осенью коллекция музея уедет на гастроли, а вместо нее все три этажа займут работы современного живописца Валерия Кошлякова, которого относить к импрессионизму не решаются даже сами кураторы. На вопрос о логике экспозиции Борис Минц отвечает, что импрессионизм планируется интерпретировать скорее . Рассуждая в этой парадигме, очень хотелось бы увидеть музей российской меланхолии.

Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

Заславский : В студии Григорий Заславский, добрый день. И я с удовольствием представляю нашего гостя - это директор только что открывшегося в Москве Музея русского импрессионизма Юлия Петрова. Юлия, приветствую вас в студии "Вестей ФМ", здравствуйте.

Петрова : Здравствуйте.

Заславский : Расскажите, пожалуйста, вообще, насколько я понимаю, вашему учредителю, основателю принадлежит весь этот комплекс "Большевик". Да или нет?

Петрова : Совершенно верно, да.

Заславский : Да. А как, почему вы выбрали из всех этих замечательных корпусов (каждый из них для человека с опытом ассоциируется с чем-то сладким и прекрасным, "Юбилейным" печеньем, "Земляничным", пирожные вкусные), почему из всех этих корпусов вы выбрали вот этот вот мукомольный цех в глубине квартала, к которому нужно еще идти? И, в общем, это во многом новое для Москвы такое музейное пространство внутри. Ну, может быть, это можно сравнить с таким спрятавшимся среди переулков домом Васнецова. Сейчас я начал тут же искать какие-то ассоциации.

Петрова : Идти там недалеко. И нам самим нравится, и гости уже оставляют отзывы, что "Большевик" реконструирован очень красиво, и идешь по нему, как по Лондону. Это чистая правда, он очень талантливо сейчас сделан. Выбрали это здание (круглое в плане, цилиндр, цилиндр без окон) именно потому, что собственно уличный дневной свет картинам нашим не нужен, вообще для музейных полотен он не очень полезен. И если в обычных музеях (музеях, извините, не в обычных, а в расположенных в более традиционных помещениях) сотрудники вынуждены как-то бороться со светом, вешать тяжелые гардины, то у нас такой проблемы нет. Нет окон, нет бликов, ничто не мешает восприятию живописи. Здание показалось нам в этом плане очень удобным. И кроме того, поскольку оно не имело исторической ценности, как лицевое здание на Ленинградском проспекте, которое было восстановлено буквально до детали по архивным фотографиям, по документам, наше здание, построенное в 60-е годы 20-го века, исторической ценности не имело, что, конечно, позволило нам его переоборудовать под музей практически полностью. Оно осталось в своих формах, но внутри абсолютно изменилась его планировка.

Заславский : А вот интересно, очень часто, когда делаются в России какие-то вот такие новые постройки, часто берут как аналог какую-то зарубежную, английскую или какую-то другую институцию. Есть ли какой-то образец, был ли он для Музея русского импрессионизма как по внешнему его решению, так и по внутреннему содержанию? Ну, даже, может быть, исходя из того, вот та команда, которая делала, наверняка иностранная. Или нет, да?

Петрова : Архитектор иностранный - британское архитектурное бюро John McAslan + Рartners .

Заславский : Они уже делали музеи какие-то?

Петрова : Они вообще специализируются на культурных объектах. В Москве они делали "Фабрику Станиславского" с театральной студией Сергея Женовача. И поэтому мы обратились к ним, будучи абсолютно уверены в качестве того, что получится. "Фабрика Станиславского", кто там был, знают, что изумительно сделана и качественно, и красиво.

Заславский : И офисная часть, и театральная, да, согласен, да.

Петрова : И офисная часть, и театральная, и апартаменты, которые там находятся.

Заславский : В апартаментах не был.

Петрова : Внутри тоже не была, но снаружи все это выглядит очень и очень достойно, в едином стиле и на очень высоком уровне. Поэтому к этому архитектурному бюро мы обратились безо всякой опаски. Равнялись ли они на какие-то существующие образцы? Честно говоря, не уверена.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Популярное

11.10.2019, 10:08

Очередная попытка Зеленского понравиться народу

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Это была очередная попытка понравиться народу. Зеленскому кто-то сказал, что с народом надо общаться. Кстати, правильно сказали, потому что ему надо каким-то образом поддерживать свой рейтинг. Это единственное, что у него есть. Очевидно, сказали ему и о том, что общаться надо креативно».

Архитекторы из John McAslan + Partners преобразили бывший элеватор 1960-х годов до неузнаваемости: теперь там есть залы для постоянной экспозиции и временных выставок, лекционное пространство и хранилище для частных коллекций. Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова рассказала ТАСС о том, как из частной коллекции вырос большой музей и что же такое на самом деле русский импрессионизм.


Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова

− Как отдельного, мощного течения импрессионизма в русском искусстве не было. Как в музее трактуют понятие русского импрессионизма? Какой временной период ему отводится?

− Мы фокусируемся не на именах авторов, а на стилистике произведений. Я предпочитаю говорить о феномене русского импрессионизма, а не о направлении или течении. Мы прекрасно понимаем, что это пока даже не окончательно устоявшийся термин, и порой слышим претензии в адрес нашего музея. Кто-то говорит, что русского импрессионизма не существует, другие спрашивают, кого мы имеем в виду.

− И кого же вы имеете в виду?

− Импрессионизм сказался на творчестве практически каждого из мастеров рубежа XIX-XX веков. Интересно показывать импрессионистские произведения живописцев, которые широко известны, с произведениями совсем иных направлений. К примеру, импрессионистские полотна встречаются в творчестве Александра Герасимова. У нас есть одна его работа, написанная в 1934 году в Париже. Она удивляет и потрясает тем, насколько выбивается из его собственной истории и советского искусства 1930-х годов.

− Сколько всего работ в музейной коллекции?

− В коллекции Бориса Минца сейчас порядка 250 работ, но не все они были переданы в музей. Для основной экспозиции Музея русского импрессионизма мы отобрали те экспонаты, которые стилистически соответствуют заявленной теме. В нее не вошли ни современные художники, ни прекрасная подборка графики "Мира искусства": Лансере и Добужинский не имеют отношения к импрессионизму. Возможно, мы их когда-то покажем на временных выставках.

− Что зрители увидят в постоянной экспозиции музея?

− В постоянной экспозиции музея, которая расположится на цокольном этаже, будет порядка 80 работ. Хронологически они охватывают период с 1870-х примерно до 1970-х годов.

В основной экспозиции − известные имена: Константин Коровин, Валентин Серов. У нас есть прекрасная работа Кустодиева "Венеция", которую мы показывали на выставках до открытия музея и которая меняет традиционное представление о художнике. Нам интересно показать другого Кустодиева. Конечно, мы включили в экспозицию Юрия Пименова, который сам себя считал реалистическим импрессионистом. Будет и ряд художников, менее известных широкой публике. Для меня лично было важно рассказать о каждом из них так, чтобы у наших посетителей сложилось цельное мнение и о живописце, и о человеке.

− Когда анонсировался музей, было заявлено, что в его программах и постоянной экспозиции будут принимать участие и другие коллекционеры. Есть ли уже конкретные планы?

− Конечно, договоренности существуют, но мы пока предпочли бы не раскрывать имена, так как хочется немного сохранить интригу. Работы из других частных коллекций появятся в постоянной экспозиции уже в декабре. Многие художники на арт-рынке появляются редко, какие-то ключевые для музея произведения были куплены до нас, и владельцы не собираются с ними расставаться. Поэтому мы ведем переговоры о сотрудничестве.

− Наш проект гуманитарный, это меценатская история. Борис Иосифович прекрасно понимает, что наш музей, как и любой другой, никогда не сможет окупить вложенные средства. Наше большое преимущество в том, что есть возможность приобретать новые экспонаты, и у нас идет постоянная работа по поиску и приобретению произведений искусства на аукционах, у частных коллекционеров, у наследников. И сейчас, когда мы становимся более известными, люди сами приходят к нам с предложениями.

− Есть ли у Музея русского импрессионизма консультанты?

− Определением того, подходят ли вещи для музейной коллекции, занимаюсь я. Приоритетный критерий − качество.

− Какие временные выставки уже запланированы?

− Сейчас у нас сформирован выставочный план до осени 2017 года. Мы откроемся и продолжим ряд переговоров, потому что некоторым потенциальным партнерам важно посмотреть, что в итоге здесь получится. Под крупные проекты мы готовы освобождать пространство всего музея. В этом году мы покажем три выставки. Первая откроется одновременно с постоянной экспозицией, это выставка Арнольда Лаховского, который хорошо известен специалистам, но не так хорошо публике. Мы привлекли на эту выставку очень яркие, красивые работы из 10 государственных музеев, которые с нами сотрудничают.

Осенью у нас будет выставка "Элизии" Валерия Кошлякова. Работ этого художника в коллекции Минца довольно много, но конкретно под этот проект Кошляков создает контент прямо сейчас: это будут абсолютно новые, еще не виденные никем работы. Вместе с куратором Данило Эккером, директором Туринского музея искусств, они сделают здесь нечто совершенно фантастическое. У них есть планы по переустройству выставочных залов, и я думаю, мы все будем приятно удивлены. После этот же проект отправится на биеннале в Венецию. В этот момент наша постоянная экспозиция уедет на гастроли за рубеж, в очень красивый недавно отстроенный современный музей Софии "Квадрат 500". А по возвращении, в декабре, покажем постоянную экспозицию уже обновленной.

− То есть замыкаться в пространстве музея не собираетесь?

− Да, эту работу мы начали в 2014 году, и то, что мы ее продолжим, говорит о ее важности и необходимости. Мы показали 50 работ в Венеции (на выставке "С распахнутыми глазами" в Палаццо Франкетти), потом в Музее августинцев во Фрайбурге. Нашу региональную программу мы начали с Иванова. "Венецию" в итоге увидели в Саратове, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, работы Юрия Пименова − в Воронеже и Ульяновске.

− Долго выбирали архитектурное бюро, которое делало проект музея?

− Выбор был сделан сразу. Мы знакомы с этим бюро по их работе с "Фабрикой Станиславского", где в том числе находится Студия театрального искусства Сергея Женовача. Там архитекторами было предложено очень интересное решение по изменению бывшей фабричной территории. Там, так же как и на "Большевике", есть и бизнес-центр, и апартаменты, и культурный объект.

Поскольку здание музея не имеет исторической ценности, мы смогли реорганизовать пространство и полностью приспособить его под музей. Это было основной задачей для архитекторов.

− Сейчас почти в каждом музее есть образовательные проекты, чего ждать от вашего?

− Просветительскую работу мы начали осенью 2014 года с занятий для детей и взрослых − и не только по нашей тематике. У нас предусмотрено отдельное помещение для занятий с детьми разных возрастов. Оно трансформируется, позволяет ставить столы и стулья, чтобы можно было рисовать, но их можно убрать, на это место поставить пуфы и начать беседу об искусстве. Все оборудовано для просмотра иллюстраций. Есть лекторий с возможностью кинопоказа, даже в формате 3D, где планируется показывать фильмы об искусстве и авторское кино. Летом уже будет возможность купить абонемент или билеты на разовые занятия.

Справка
Картина Бориса Кустодиева "Венеция"


. Картину Бориса Кустодиева "Венеция" была написана в 1913 году. Кустодиев Венецию очень любил, восхищался. Он ее писал немного, но с охотой и с любовью. На картине изображен вид на собор Санта-Мария-делла-Салюте и церковь Сан-Джорджо-Маджоре на месте слияния Большого канала и канала Джудекки в районе набережной Скьявоне. Главная выставка, в которой эта работа участвовала, состоялась в 1968 году уже после смерти мастера. Но это была самая фундаментальная экспозиция Кустодиева в музее Академии художеств. Картина принадлежала частному коллекционеру. Так сложилось, что она была вывезена за рубеж, в России до 2013 года не была и не выставлялась", - рассказала на открытии выставки гендиректор Музея русского импрессионизма в Москве Юлия Петрова.
В 2013 году "Венеция" была куплена бизнесменом Борисом Минцем на аукционе в Лондоне. Как сообщили ТАСС представители аукционного дома MacDougall’s в Лондоне, полотно было продано за 751,2 тыс. фунтов стерлингов.
В феврале 2016 года картна была выставлена в Екатеринбурге в библиотеке имени Герцена в рамках проекта Музея русского импрессионизма "Картина в библиотеке". Сейчас картину можно будет увидеть в Москве.