Какая страна стала родиной возрождения. Эпоха Возрождения – кратко. Что значит термин "эпоха Возрождения"

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 19.12.2016 16:20 Просмотров: 8974

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.

Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано , Джотто , Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко .

Периоды эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Краткие характеристики периодов Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими , романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио , братьями Пизано, Андреа Пизано.

Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти , Донателло , Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472) . Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.

Палаццо Ручеллаи

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.

Лоджия Ручеллаи

Высокое Возрождение

Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»

В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд» : «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.

Возрождение или Ренессанс (итал. Rinascimento, фр. Renaissance) – восстановление, античной образованности, возрождение классической литературы, искусства, философии, идеалов древнего мира, искаженных или забытых в «тёмный» и «отсталый» для Западной Европы период Средних веков. Оно было той формой, которую приняло с середины XIV до начала XVI вв., культурное движение известное под именем гуманизма (см. о нём краткую и статьи). Необходимо отличать гуманизм от Возрождения, которое есть лишь характернейшая черта гуманизма, искавшего опоры для своего миросозерцания в классической древности. Родина Возрождения – Италия, где никогда не увядала древняя классическая (греко-римская) традиция, носившая для итальянца национальный характер. В Италии никогда не чувствовался особенно сильно гнет средневековья. Итальянцы называли себя «латинами» и считали себя потомками древних римлян. Несмотря на то, что первоначальный импульс к Возрождению отчасти исходил из Византии , участие византийских греков в нём было ничтожным.

Эпоха Возрождения. Видеофильм

Во Франции и Германии античный стиль смешался с национальными элементами, которые в первом периоде Возрождения, Раннем Ренессансе, выступали резче, нежели в последующих эпохах. Поздний Ренессанс развил античные образцы в более роскошные и сильные формы, из которых и выработалось постепенно барокко. В то время, как в Италии дух Возрождения почти равномерно проникал во все искусства, в прочих странах только архитектура и скульптура испытывали на себе влияние античных образцов. Национальной переработке подверглось Возрождение также в Нидерландах, в Англии и Испании. После того как Ренессанс выродился в рококо , настала реакция, выразившаяся в строжайшем следовании античному искусству, греческим и римским образцам во всей их первобытной чистоте. Но это подражание (в особенности в Германии) привело наконец к чрезмерной сухости, которую в начале 60-х годов XIX в. старались побороть возвращением к Ренессансу. Однако это новое владычество Возрождения в архитектуре и искусстве продолжалось лишь до 1880. С этого же времени рядом с ним стали вновь процветать барокко и рококо.

История эпохи Возрождения начинается в Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Италия - родина Возрождения

Родиной Возрождения стала Флоренция , которая в XIII в. была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного количества ремесленников, организованных в цехи. Кроме того, очень многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов. Также много было юристов - адвокатов, стряпчих, нотариусов. Именно среди представителей этого сословия стали складываться кружки образованных людей, которые сделали предметом своих интересов человека и все, связанное с его жизнедеятельностью. Они и обратились к художественному наследию античного мира, к произведениям греков и римлян, создавших в свое время образ человека, не скованного догмой, прекрасного душой и телом. Поэтому новая эпоха в развитии европейской культуры и получила название «Возрождение», отразив стремление к возрождению образов и ценностей античной культуры в новых исторических условиях.

Практически до конца XV в. Возрождение было в основном только итальянским явлением. В определяющей степени этому способствовал высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торгового и финансового дела. Богатый, процветающий итальянский город стал главной базой формирования культуры Возрождения, более полно отвечающей потребностям его общественного развития. Но постепенно новые идеи проникают и в другие европейские страны, формируя феномен Северного Возрождения (Возрождения в странах, находящихся севернее Италии).

Возрождение античного наследия началось с изучения греческого и латинского языков, но позднее языком Возрождения стала латынь. Основоположники новой культурной эпохи были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли коллекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, заново переводить научные тексты, искаженные в эпоху Средневековья. Эти тексты были не только памятниками другой культурной эпохи, но и «учителями», помогавшими им открыть самих себя, сформировать свою личность.

Эту ситуацию очень хорошо передал Франческо Петрарка:

Юристы забыли Юстиниана, медики - Эскулапа.

Их ошеломили имена Гомера и Вергилия.

Плотники и крестьяне бросили свое дело

И толкуют о музах и Аполлоне.

Свою деятельность основоположники Ренессанса начали с переписывания и изучения литературных текстов, но постепенно в круг их интересов попадают и другие памятники художественной культуры античности, в первую очередь статуи. Тем более что во Флоренции, Риме, Равенне, Неаполе, Венеции сохранилось довольно много греческих и римских статуй, расписных сосудов, архитектурных построек. Впервые за тысячу лет господства христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства.

В дальнейшем произошло включение античного наследия в систему образования, и с античной литературой, скульптурой, философией познакомился широкий круг людей. Поэты и художники стремились подражать древним авторам и вообще возродить античное искусство. Но, как это часто бывает в культуре, стремление к возрождению каких-либо давних принципов и форм приводит к созданию совершенно нового. Культура Возрождения не стала простым возвращением к античности. Она ее развила и интерпретировала по-новому, исходя из изменившихся исторических условий. Поэтому культура эпохи Возрождения стала результатом синтеза старого и нового.

С самого начала люди Возрождения стремились делать лучше, чем мастера древности. Вдохновляться древними для того, чтобы созидать нечто новое, - цель эпохи. Интересно, что при этом мастера не отказывались от опыта Средневековья, хотя вслух относились к нему с пренебрежением. Прежде всего, использовался опыт романики и готики в архитектуре - в строительстве замков и соборов. Поэтому новые постройки часто лишь поверхностно напоминают о греко-римской эпохе. То же происходит и в живописи, потому что художники Возрождения владели более высокой техникой масляной живописи, а также перспективой , не известной античности. При этом в одних странах широко использовались местные традиции - византийские, в другом - романские, в третьем - готические, а, например, в Португалии - морские и экзотические. Из античности заимствовались главным образом декоративные элементы. Серьезное влияние античности связано с поиском математической формулы прекрасного, которым занимались художники высокого Возрождения, в произведениях которых восторжествовала сдержанная, ясная, гармоничная эстетика. Но это, скорее, возрождение духа античности, чем ее приемов. А когда художники Возрождения начали искать свои собственные приемы и способы выражения, что произошло в XVI в., породив течение маньеризма, это привело к торжеству антиклассического направления, эстетики манерности, ставшей непосредственным предшественником барокко.

По своему географическому положению Италия раньше, чем другие страны Западной Европы, вступила в тесные торговые связи с Востоком, и это чрезвычайно обогатило итальянские города. Генуя, Венеция, Флоренция становились торговыми, промышленными и банковскими центрами и выходили на арену международных экономических связей как независимые города-государства. Важную роль в жизни таких городов-государств играла буржуазия (третье сословие). Она могла устанавливать в городах свои порядки. Это окончательно сломило диктатуру церкви. Следовательно, возникли условия для появления светской культуры , то есть, появляется буржуазная интеллигенция (ученые и философы теперь не являются служителями церкви). Появляется интеллигенция, деятельность которой связана с культурой и искусством.

Культура гуманизма подразумевает светскую образованность, в отличие от богословской.

Во многих странах Европы борьба против феодалов закончилась объединением страны, в них устанавливалась сильная централизованная монархическая власть. В Италии было иначе: централизации и перехода к абсолютной монархии не произошло. Это означает, что деятельность третьего сословия ничто не сковывало, и оно устанавливало в городах свои порядки. Так, Флоренция стала важнейшим городом, подобно тому, как Афины в древней Греции. Развитие промышленности, торговли и банков дало силу и уверенность классу ремесленников, купцов и менял. Они оказались настолько сильными в политическом отношении, что лишили дворян избирательных и вообще политических прав. Эти события длились целое столетие (в течение ХIV века). В атмосфере этих событий формировался гений Данте.

Народившемуся новому буржуазному классу был чужд трагизм мироощущения, пафос страдания, культ нищеты (то есть, всё то, что отражалось в средневековом искусстве). Росло уважение к человеку, который побеждает. Человек ощущал полноту жизни во всем – в повседневной борьбе, в науке, в делах торговли и обогащения, в мирских наслаждениях.

Люди в изображении художников Возрождения выглядят одновременно и совсем живыми, и необыкновенными. Тем не менее в искусство не проникали современные сюжеты. Содержанием его оставалась античная мифология. Но «богоподобные» античные герои изображались как реальные люди. Человек – венец всего сущего в мире – уподоблялся Богу, а Бог наделялся чертами современного художникам реального человека.

Возрождение – это не только совокупность произведений художественной культуры, но прежде всего новый тип мышления и религиозности, особый духовный склад и образ жизни.

Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства.

Основой искусства Возрождения становится поиск индивидуальности. С эпохи Возрождения начинается утверждение принципа единственности и оригинальности каждого индивида. Возрождение соединило природного человека античности и христианское понимание личности, наделенной свыше свободой выбора.

Этический и эстетический идеал Ренессанса – образ свободного, универсального творческого человека, создающего себя самого.

Искусство Возрождения обращалось к простому человеку, но в качестве героев признавало рыцарей, святых, королей, мифологических персонажей. Но вместе с тем, огромная роль в формировании ренессансной культуры принадлежала церкви – в живописи, в архитектуре, в музыке.

В эпоху Возрождения рождалось новое мировоззрение, шедшее на смену средневековому образу мыслей. Оно по-новому объясняло жизнь, и особенно – место в ней человека. Это новое мировоззрение было обращено к человеку и творению его рук (humana studia). От этого слова образовались названия «гуманист», «гуманизм». (Но понятия «гуманист» и «гуманный человек» имеют разные значения).

Гуманисты эпохи Возрождения не были профессиональными философами. Это – поэты, художники, писатели, политики, меценаты. Гуманисты эпохи Возрождения – это по-новому мыслящие люди. Среди них были тиран Лоренцо Медичи, расчетливый и хитрый политик Никколо Макиавелли, коварный и жестокий Цезарь Борджиа. Они занимались философией, политикой, риторикой, этикой, историческими исследованиями и др., и в процессе их активной жизнедеятельности создавался новый тип мышления – ренессансный гуманизм.

Гуманисты считали, что наука должна быть открыта людям, чтобы приблизить их к познанию природы и самого человека. Наука Ренессанса не восстает против Бога, она изучает мир, созданный им, и главное его творение – человека. И наука становится явлением культуры XIV – XV вв.

Искусство Ренессанса – это и литература, и изобразительное искусство, и архитектура, и великий театр.