Каким я вижу город калинов. Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели. план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему. Несколько интересных сочинений

Театральный сезон 1859 года ознаменовался ярким событием - премьерой произведения «Гроза» драматурга Александра Николаевича Островского. На фоне подъема демократического движения за отмену крепостного права его пьеса была более чем актуальной. Ее сразу по написании буквально рвали из рук автора: законченная в июле постановка спектакля шла на петербуржской сцене уже в августе!

Свежий взгляд на российскую действительность

Явным новаторством стал продемонстрированный зрителю образ в драме Островского «Гроза». Драматург, родившийся в купеческом московском районе, досконально знал мир, презентованный им зрителю, населенный мещанами и купцами. Самодурство купцов и нищета мещан достигли совершенно уродливых форм, чему, конечно же, способствовало пресловутое крепостное право.

Реалистичная, словно списанная с жизни, постановка (вначале - в Петербурге) дала возможность закопавшимся в будничных делах людям вдруг со стороны увидеть мир, в котором они живут. Не секрет - беспощадно-уродливый. Беспросветный. Действительно - «темное царство». Увиденное было потрясением для людей.

Усредненный образ провинциального города

Не только лишь со столицей ассоциировался образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза». Автор, работая над материалом для своей пьесы, целенаправленно посещал целый ряд населенных пунктов России, создавая типовые, собирательные образы: Кострому, Тверь, Ярославль, Кинешму, Калязин. Таким образом, городской житель увидел со сцены широкую картину жизни средней полосы России. В Калинове российский горожанин узнавал мир, в котором он жил. Это походило на откровение, которое нужно было увидеть, осознать...

Было бы несправедливым не отметить, что Александр Островский украсил свое произведение одним из самых замечательных женских образов в русской классической литературе. Прототипом для создания образа Катерины для автора послужила актриса Косицкая Любовь Павловна. Ее типаж, манеру говорить, реплики Островский просто вставил в сюжет.

Не оригинален был и выбранный героиней радикальный протест против "темного царства" - суицид. Ведь не было недостатка в историях, когда в купеческой среде человека «живьем съедали» за «высокими заборами» (выражения взяты из рассказа Савела Прокофьича городничему). Сообщения о подобных самоубийствах периодически появлялись в современной Островскому прессе.

Калинов как царство несчастных людей

Образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза» действительно был подобен сказочному «темному царству». В нем жило очень мало по-настоящему счастливых людей. Если простые люди беспросветно работали, оставляя на сон всего часа три в сутки, то работодатели пытались закабалить их еще в большей степени, чтобы еще более обогатиться на труде несчастных.

Зажиточные же горожане - купцы - отгородились от сограждан высоченными заборами и воротами. Однако, по словам того же купца Дикого, нет за этими запорами счастья, ибо отгородились «не от воров», а чтобы не было видно, как «богатые… поедом едят домашних». А еще они за этими заборами «грабят родственников, племянников…». Избивают домашних так, что те «пикнуть не смеют».

Апологеты «темного царства»

Очевидно, что вовсе не самостоятельным является образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза». Самым богатым горожанином выступает купец Дикой Савел Прокофьич. Это типаж неразборчивого в средствах человека, привыкшего унижать простых людей, недоплачивать им за работу. Так, в частности, сам он рассказывает об эпизоде, когда к нему с просьбой одолжить деньги обращается мужичок. Савел Прокофьич сам не может объяснить, почему тогда он пришел в бешенство: обругал, а затем едва не пришиб несчастного…

Он также является настоящим тираном для своей родни. Его супруга ежедневно умоляет посетителей не злить купца. Его домашнее буйство заставляет домашних прятаться от этого самодура по кладовкам да чердакам.

Отрицательные образы в драме «Гроза» дополняет также богатая вдова купца Кабанова - Марфа Игнатьевна. Она, в отличие от Дикого, «ест поедом» своих домашних. Причем Кабаниха (таково ее уличное прозвище) старается полностью подчинить своей воле домочадцев. Ее сын Тихон полностью лишен самостоятельности, представляет собой жалкое подобие мужчины. Дочь Варвара же «не сломалась», однако изменилась внутренне кардинально. Ее принципами жизни стали обман и скрытность. «Чтобы все было шито-крыто», - как сама утверждает Варенька.

Невестку же Катерину Кабаниха доводит до суицида, вымогая соблюдения надуманного старозаветного порядка: кланяться входящему мужу, «выть на людях», провожая супруга. Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» пишет об этом издевательстве так: «Грызет долго и неотступно».

Островский - Колумб купеческой жизни

Характеристика драмы «Гроза» давалась в прессе начала XIX века. Островского называли «Колумбом патриархального купечества». Его детство и юность прошли в населенном торговцами районе Москвы, а будучи судебным служащим, он не однажды сталкивался с «темной стороной» быта различных «Диких» и «Кабаних». То, что раньше было скрыто от общества за высокими заборами особняков, стало явным. Пьеса вызвала существенный резонанс в обществе. Современники признали, что драматический шедевр поднимает большой пласт проблематики русского общества.

Вывод

Читатель, знакомясь с творчеством Александра Островского, непременно открывает для себя особый, не персонифицированный персонаж - город в драме «Гроза». Этот город создал настоящих монстров, угнетающих людей: Дикого и Кабаниху. Они - неотъемлемая часть «темного царства».

Примечательно, что именно эти персонажи всеми силами поддерживают темную патриархальную бессмысленность домостроя в городе Калинов, лично насаждают в нем человеконенавистнические нравы. Город как персонаж статичен. Он словно замер в своем развитии. Вместе с тем ощутимо, что "темное царство" в драме «Гроза» доживает свои времена. Рушится семья Кабанихи... Высказывает опасения о своем психическом здоровье Дикой… Горожане понимают, что красота природы Поволжья диссонирует с тяжелой моральной атмосферой города.

Александр Николаевич Островский был мастером точных описаний. Драматург в своих произведениях сумел показать все тёмные стороны человеческой души. Возможно, неприглядные и отрицательные, но без которых невозможно создать полную картину. Критикуя Островского, Добролюбов указывал на его «народное» мироощущение, видя главную заслугу писателя в том, что Островский сумел подметить те качества в русском человеке и обществе, которые способны тормозить естественный прогресс. Тема «тёмного царства» поднимается во многих драмах Островского. В пьесе «Гроза» город Калинов и его обитатели показаны ограниченными, «тёмными» людьми.

Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те пороки, которые есть в этом городе, характерны для всех городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду. Добролюбов называет Калинов «тёмным царством». Определение критика в полной мере характеризуют атмосферу, описанную в Калинове. Жителей Калинова стоит рассматривать в неразрывной связи с городом. Все обитатели города Калинова обманывают друг друга, обворовывают, терроризируют других членов семьи. Власть в городе принадлежит тем, у кого есть деньги, а власть городничего только номинальная. Это становится понятно из разговора Кулигина. Городничий приходит к Дикому с претензией: мужики жаловались на Савла Прокофьевича, ведь он обсчитывал их. Дикой совершенно не старается себя оправдать, напротив, он подтверждает слова городничего, говоря, что если купцы воруют друг у друга, то нет ничего плохого в том, что купец крадёт у простых жителей. Сам Дикой жадный и грубый. Он постоянно ругается и ворчит. Можно сказать, что из-за алчности у Савла Прокофьевича испортился характер. В нём не осталось ничего человеческого. Даже Гобсеку из одноимённой повести О. Бальзака читатель сочувствует больше, чем Дикому. К этому персонажу не возникает никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в городе Калинове его обитатели сами потакают Дикому: они просят у него денег, унижаются, знают, что их оскорбят и, скорее всего, нужную сумму не дадут, но всё равно просят. Больше всего купца раздражает его племянник Борис, ведь ему тоже нужны деньги. Дикой открыто грубит ему, проклинает и требует, чтобы тот уехал. Савлу Прокофьевичу чужда культура. Он не знает ни Державина, ни Ломоносова. Его интересует только накопление и приумножение материальных благ.

Кабаниха отличается от Дикого. «Под видом благочестия» она старается всё подчинить своей воли. Она воспитала неблагодарную и лживую дочь, бесхарактерного слабого сына. Сквозь призму слепой материнской любви Кабаниха, кажется, не замечает лицемерия Варвары, но Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, каким сделала сына. К своей невестке Кабаниха относится хуже, чем к остальным. В отношениях с Катериной проявляется желание Кабанихи всех контролировать, воспитать в людях страх. Ведь правителя либо любят, либо бояться, а любить Кабаниху не за что.
Нужно отметить говорящую фамилии Дикого и прозвище Кабанихи, которые отсылают читателей и зрителей к дикой, животной жизни.

Глаша и Феклуша – низшее звено в иерархии. Они обычные жители, которые рады прислуживать таким господам. Есть мнение, то каждый народ заслуживает своего правителя. В городе Калинове это подтверждается многократно. Глаша и Феклуша ведут диалоги о том, что в Москве сейчас «содом», ведь там люди начинают жить по-другому. Жителям Калинова чужда культура и образование. Они хвалят Кабаниху за то, что та ратует за сохранение патриархального строя. Глаша согласна с Феклушей в том, что только в семье Кабановых сохранились старые порядки. Дом Кабанихи – рай на земле, ведь в других местах всё погрязло в разврате и невоспитанности.

Реакция на грозу в Калинове больше схожа с реакцией на масштабное стихийное бедствие. Люди бегут, спасая себя, стараясь спрятаться. Всё потому что гроза становится непросто природным явлением, а символом божьей кары. Так воспринимают её Савл Прокофьевич и Катерина. Впрочем, Кулигин совсем не боится грозы. Он призывает людей не паниковать, рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот глух к просьбам изобретателя. Кулигин не может активно противостоять устоявшимся порядкам, он приспособился к жизни в такой обстановке. Борис понимает, что в Калинове мечты Кулигина так и останутся мечтами. При этом Кулигин отличается от остальных жителей города. Он честный, скромный, планирует зарабатывать своим трудом, не прося богатых о помощи. Изобретатель детально изучил все порядки, которыми живёт город; знает, что происходит за закрытыми дверями, знает об обманах Дикого, но ничего не может с этим сделать.

Островский в «Грозе» город Калинов и его обитателей изображает с негативной точки зрения. Драматург хотел показать как плачевна ситуация в провинциальных городах России, сделал акцент на том, что общественные проблемы требует немедленного решения.

Приведенная характеристика города Калинова и его жителей пригодится ученикам 10 класса при подготовке сочинения на тему «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

Краткое описание города Калинова в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Город Калинов - провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места - так и останется под слоем пыли и паутины невежества.

В этой паутине, в своем "тёмном царстве", господствуют сплошь самодуры и тираны, опутывающие город сетью обманов и лжи. Они настолько утвердили свою власть, что вторая половина жителей, так называемых - "угнетенных", ничего не препринимает для своего же собственного освобождения, и предпочитает отступить в сторону, покориться жестокой стихии.

Не нужно говорить, что в городе царит корысть и жадность; ведь именно с помощью денег угнетатели заполучили свой сомнительный авторитет. Всё: разрозненность общества, страх, алчность и уверенность в собственной силе - всё это по вине денег, которых у кого-то много, а у кого-то - слишком мало для того, чтобы упрочить свое положение. Общество прогнило насквозь, и оно не стремится, а значит - никогда не достигнет, красоты чувств и широты ума; большее пожирает меньшее, и невежды с "тёмной стороны" города тянут немногих, кто ещё сохранил в себе какую-то искренность, на дно. И те не смеют сопротивляться.

Единственное, что сохранило свою первозданную чистоту - это природа, которая здесь набирает всю свою силу, и в конце концов разражается сильнейшими грозами, словно в знак протеста против очерствевших изнутри людей.

План урока.

Тема урока: «Город Калинов и его обитатели» (А.Н. Островский «Гроза»)

Цели урока:

дидактическая: ознакомить обучающихся с предысторией возникновения замысла по написанию драмы «Гроза», используя фрагменты статьи А.Н. Островского («Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода»); проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей через прочтение, комментирование отдельных действий и явлений пьесы; просмотр видеофрагментов кинофильма «Гроза» 1933г. (постановка В. Петрова); прослушивание аудиофрагментов «Звуки природы. Грозы таинственные звуки»

развивающая: сформировать поисковый стиль мышления, развивать кругозор при работе с материалом текста; делать самостоятельные выводы; расширить представление учащихся о мастерстве писателя-драматурга; развивать познавательную деятельность, внимание; оттачивать чистоту и правильность речи при чтении

воспитательная: привить интерес к предмету, а также к пьесам А.Н. Островского; развивать целеустремленность; умение работать в команде; воспитывать у учащихся любовь к своей Родине, её культуре и традициям

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы проведения: устный (фронтальный) опрос; работа с текстом пьесы «Гроза», интерактивной доской; выполнение самостоятельной проверочной работы

Оборудование урока: учебник литературы; текст драмы «Гроза»; портрет А.Н. Островского; иллюстрации к произведению; портрет главной героини – Катерины, выполненный студенткой группы; презентация по целям и задачам урока; презентация по произведению; видеофрагменты из кинофильма «Гроза» 1933 г. (постановка В. Петрова) ; аудиофрагменты «Звуки природы. Грозы таинственные звуки»; раздаточный материал к уроку

Ход урока

    Организационный момент:

Выявление отсутствующих студентов, мобилизация внимания, проверочная беседа по готовности к уроку.

Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы и целей урока. На доске записан эпиграф: «Гроза» - картина с натуры, бойко написанная свежими, густыми, самоцветными красками…» Д.И. Писарев.

    Актуализация познавательной деятельности:

Связь с материалом прошлого урока.

Особое внимание русских писателей в 50-60-х годах привлекали три темы: крепостное право, появление на арене общественной жизни новой силы – разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была еще одна, требовавшая неотложного освещения. Это – тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту. Задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

    Изучение нового материала

В 1855 году Морское министерство России снарядило этнографическую экспедицию для изучения быта и культуры поволжских городов. А.Н. Островский также являлся членом экспедиции. Огромные впечатления, которые произвела на него эта поездка, нашли отражение во многих произведениях писателя.

На партах у ребят находится раздаточный материал – фрагменты из статьи А.Н. Островского «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». (Приложение 1).

Ребята, сегодня мы с вами, на основе прочитанного, дадим характеристику как жителям этого необычайно красивого, утопающего в зелени, города Калинова (обобщенный образ провинциальных городов России), так и тем, прежде всего, от кого зависит духовная атмосфера, царящая в городе.

Анализ действия 1, явления 1.

Вопрос к классу: - Какое впечатление оставляет Кулигин при первом знакомстве с ним? (Основной прием, с помощью которого раскрывается образ Кулигина, - его речь.)

Анализ действия 1, явления 3. – Как относится Кулигин к представителям «темного царства», к нравам, которые царят в городе? – Какой прием использует автор, рассказывая о жизни людей в городе? (Контраст). – Каковы жители, которые проживают здесь? (Сопоставление возможности получения информации в то время и на сегодняшний день. Странницы – СМИ, телевидение, радио, газеты, интернет.) Учащиеся анализируют образ Феклуши (странницы), работа с текстом пьесы. Действие 3, явление 1. Ведется просмотр фрагментов из кинофильма «Гроза". Драматург использует прием контраста (монолог Кулигина – монолог Феклуши.). Проводится обсуждение.

Студенты записывают вывод: город Калинов противоречив. С одной стороны – это чудесное место, где располагается город. Пейзаж как бы подчеркивает несоответствие между мёртвым, неподвижным бытом калиновцев и их «жестокими нравами». Жители живут замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью. Невежество и полный умственный застой характерны для быта этого города.

Особенности раскрытия характеров героев (сообщения учащихся о своих наблюдениях над тексом). Ребята зачитывают свои записи, комментируют их. Предоставление презентации студентами по произведению.

Ставится акцент на «различение» персонажей на представителей «темного царства» или «хозяев» жизни и их «жертв». Основной прием раскрытия характеров речевая характеристика героев. Обращается внимание на анализ их основных реплик.

Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»

(Речь его всегда груба, насыщена бранными, оскорбительными выражениями. Чувствует свою власть над людьми, самодур)

Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет»

(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», «точит как ржа железо")

Кудряш: «Ну значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится»

(Бойкий, ловкий, умеющий постоять за себя)

Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный»

(Живет за счет обывательской темноты и невежества)

Кулигин: «Лучше уж стерпеть»

(Олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях)

Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по- моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»

(Просто и легко смотрит на жизнь, не мучается угрызениями совести, отстаивает свою свободу, не поддается матери)

Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

(Добрый, но безвольный, пьет и мечтает вырваться из дома, по-своему любит жену, но невольно становится одним из виновников её гибели)

Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает»

(По уровню развития стоит значительно выше окружающей его среды, искренне любит Катерину, но не решителен, не способен бороться за своё счастье.)

Вопрос к классу: - Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

Чтение и анализ текста . Действие 1, явление 7 . Действие 2, явление 10. Ведется запись.

Катерина – натура поэтически-мечтательная. В родительском доме ей жилось радостно, легко и привольно, « маменька в ней души не чаяла». Жила она замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в сны наяву. Язык Катерины значительно богаче языка других персонажей драмы. Непреодолимый внутренний конфликт разъедает её душу противоречиями. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего «греха». Выразительное чтение монолога Катерины (Действие 5, явление 4.) Одновременно проходит прослушивание аудиофрагмента «Звуки природы. Грозы таинственные звуки».

Просмотр фрагментов из кинофильма «Гроза».

По-разному роль в пьесе играет гроза. Если это природное явление, то непременно происходит вторжение в сложную душевную драму героини. Наступает она в момент наиболее сильных переживаний Катерины. Идет сообщение студентов о самостоятельных наблюдениях над текстом. Анализ и комментирование. Действие 1, явление 10. Действие 4, явление 4. Выразительное чтение.

Действие 5, явление 1. Гроза в обществе – ощущение людьми каких-то изменений, возможно пробуждение самосознания и значимости.

    Закрепление материала

Для закрепления пройденного материала на уроке проводится фронтальный опрос по тексту произведения. Преподаватель называет ключевые слова, а учащиеся должны указать, о ком идет речь:

    Жестокие нравы, вражда (Кулигин)

    Благочестивый, добродетели, обетованная (Феклуша)

    Ханжа, неумолимый враг всего нового, внешне бесстрастна, сурова (Кабаниха)

    Лишний, неволя, образованный (Борис Григорьевич)

    Грубиян, озорничать, конторщик (Кудряш)

    Деньги, необузданный произвол, невежество (Дикой)

    Шито-крыто, обманщик (Варвара)

    Связанный, мучиться, ослушаться (Тихон)

Следующий этап включает в себя выполнение проверочной работы также по драме «Гроза» по вариантам.

Студентами записывается вывод: А.Н. Островский в своем произведении изобразил процесс постепенного разрушения патриархального мира, его обреченность. Гроза является олицетворением перемен в жизни общества, именно поэтому название пьесы звучит так многозначительно и символично. И.С. Тургенев в письме А.А. Фету в 1860 году отмечал, что «Гроза» - «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта…»

    Подведение итогов урока

Обсуждение преподавателем совместно со студентами о достижении поставленных целей и выполнение задач. Выставление отметок. Сообщение темы домашнего задания: законспектировать критическую статью Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

Преподаватель русского языка и литературы Татаренко Л.Г.


Домашнее задание к уроку

1. Выписать в тетрадь определение слова ремарка .
2. Посмотреть в толковом словаре трактовку слов странник, странничество .

Вопрос

Где происходит действие пьесы Островского «Гроза»?

Ответ

Действие пьесы протекает в волжском городке Калинове.

Ответ

Через ремарки.

Уже в первой ремарке содержится описание пейзажа. "Общественный сад на берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов".

Зритель как бы воочию видит красоту русской природы.

Вопрос

Кто из персонажей вводит читателей в атмосферу города Калинова? Как он характеризует город Калинов?

Ответ

Слова Кулигина: "Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! ...пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота. Душа радуется".

Вопрос

Какие законы лежат в основе жизни г. Калинова? Все ли так хорошо в городе Калинове, как кажется на первый взгляд?

Ответ

Кулигин о жителях своего города и их нравах отзывается так: "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой норы!"

Несмотря на то, что Калинов находится в красивейшем месте, каждый его житель проводит почти все свое время за высокими заборами усадеб. "И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!" – обрисовывает Кулигин картину города.

Рядом с поэзией существует совсем другая, уродливая, неприглядная, отталкивающая сторона калиновской действительности. Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю, самодуры издеваются над своими домочадцами, здесь все сведения об иных землях получают от невежественных странниц, здесь полагают, что Литва "на нас с неба упала".

Ничто не интересует жителей этого города. Изредка сюда залетит какой-нибудь невероятный слух, например о том, что родился антихрист.

Новости приносят странницы, которые давно уже не странствуют, а только передают услышанное ими где-нибудь.

Странники – распространенный на Руси род людей, отправляющихся на богомолье. Среди них немало было личностей целеустремленных, любознательных, трудолюбивых, много познавших и повидавших. Они не боялись трудностей, дорожных неудобств, скудной пищи. Были среди них интерснейшие люди, этакие философы со своим особым, оригинальным отношением к жизни, исходившие Русь пешком, наделенные зорким взглядом и образной речью. Многие писатели любили с ними поговорить, особенный интерес проявляли к ним Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, А.М. Горький. Знавал их и А.Н. Островский.

Во II и III действиях драматург выводит на сцену странницу Феклушу.

Задание

Обратимся к тексту. Прочитаем по ролям диалог Феклуши и Глаши. С.240. (II действие).

Вопрос

Как этот диалог характеризует Феклушу?

Ответ

Эта странница усиленно распространяет по городам и весям суеверные россказни и нелепые фантастические слухи. Таковы ее сообщения об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевелов, об огненном змее… Не самобытного, высоконравственного человека изобразил Островский, а корыстную, невежественную, лживую натуру, которая заботится не о душе своей, а о желудке.

Задание

Прочитаем монолог Кабановой и Феклуши в начале III действия. (С.251).

Комментарий

Феклушу охотно принимают в домах Калинова: ее вздорные истории нужны хозяевам города, странницы и богомольцы поддерживают авторитет их власти. Но и она небескорыстно разносит по городу свои «известия»: здесь накормят, тут напоят, там одарят…

Жизнь города Калинова с его улицами, переулками, высокими заборами, воротами с крепкими замками, деревянными домами с узорными ставнями, горожанами воспроизведена А.Н.Островским очень подробно. Полноправно "вошла" в произведение природа, с высоким волжским берегом, заречными просторами, с красивым бульваром.

Островский так тщательно воссоздал место действия пьесы, что мы можем очень ощутимо представить себе и сам город Калинов, каким он нарисован в пьесе. Существенно, что он находится на берегу Волги, с высокой кручи которого открываются широкие просторы и безграничные дали. Эти картины бескрайних просторов, отозвавшихся в песне «Среди долины ровныя», имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни и, с другой стороны, скованности быта в маленьком купеческом городке. Волжские впечатления широко и щедро вошли в ткань пьесы Островского.

Вывод

Островский показал город вымышленный, но он выглядит предельно достоверным. Автор с болью видел, насколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции.

Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира высочайшим забором и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Но разве можно сказать, что это уникальный русский городок, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинциальной действительности.

Домашнее задание

1. Напишите письмо о городе Калинове от имени одного из персонажей пьесы.
2. Выберите цитатный материал для характеристики Дикого и Кабановой.
3. Какое впечатление произвели на вас центральные фигуры "Грозы" – Дикой и Кабанова? Что сближает их? Почему им удается "тиранствовать"? На чем держится их власть?


Литература

По материалам Энциклопедии для детей. Литература ч. I
Аванта+ , М., 1999