Какими талантами обладал грибоедов. Восемь ярких фактов из жизни александра грибоедова. Александр Бородин - химик

Идеи А. Фрейд получили признание во многих странах мира. В своих работах она развивала поздние идеи се отца, З. Фрейда, связанные с представлением о функциях Эго. Как оказалось, не все сознательное эквивалентно Эго, могут быть и бессознательные части Эго, связанные, например, с действием защитных механизмов личности. Именно этому были посвящены первые работы А. Фрейд: акцент сместился с изучения "Оно" и его влечений к тому, что может укреплять и развивать Эго, к сложным аспектам его взаимодействий с внешней реальностью и тому, как Эго выдерживает напор из "Оно" и "Сверх-Я" .

Во время Второй мировой войны А. Фрейд совместно с Д. Берлингейм организовала специальные ясли для маленьких детей, потерявших родителей. Там они разработали подходы для лечения психического ущерба, который был причинен этим детям войной и ранней сепарацией с матерью.

После войны на базе яслей была создана знаменитая Хэмпстедская клиника, которая сейчас носит имя Анны Фрейд. Именно клиническая и фундаментальная работа, проводимая в Хэмпстедской клинике, позволили А. Фрейд существенно продвинуться в создании целого направления в психологии развития - психоаналитической психологии. Ведение подробных записей психоаналитических сессий всеми сотрудниками клиники позволило создать уникальную базу данных, на основе которой впоследствии стало возможным эмпирическое доказательство эффективности психоаналитического метода и создание специального Хэмпстедского индекса детского развития и метапсихологического профиля. А. Фрейд ввела понятие "линии развития", являющееся совместным результатом действия внутренних драйвов, Супер-Эго и ближайшего окружения ребенка. В своем исследовании она описывает требуемый уровень развития каждой из линий, делающий возможным переход на новый этап функционирования. Все это позволяет увидеть широкую вариативность нормального развития .

Важную роль в развитии Эго-психологии сыграл Э. Эриксон. Его концепция эпигенеза Эго-идентичности позволила ввести в психоанализ социокультурное измерение и выяснить его значение и связь с психосексуальным развитием для становления целостной личности человека. В своей знаменитой работе "Детство и общество" он подчеркивал неразрывную связь психосексуального развития с социальным взаимодействием ребенка .

Р. Шпиц создал серьезную научную эмпирическую базу, позволившую получить экспериментальные подтверждения некоторых базовых положений теорий развития З. Фрейда и А. Фрейд. Он фактически первым стал использовать видеозапись для наблюдения за младенцами, что позволило сделать важные теоретические выводы о развитии личности ребенка на первом году жизни. Свои результаты он представил в фундаментальной работе "Первый год жизни" . Р. Шпиц впервые описал клинически значимые феномены госпитализма и анаклитической депрессии, отметив тем самым значимость постоянства надежного внешнего объекта, ухаживающего за ребенком. Вместе с тем ряд его выводов не подтвердился в дальнейших исследованиях становления Эго в младенческом возрасте. Например, было показано, что младенец может отличать свою мать с рождения и барьер, защищающий новорожденного от внешней стимуляции и возможности ее регистрации, не так высок и непроницаем, как полагал Шпиц.

Серьезную роль в развитии идей А. Фрейд в США сыграли новаторские исследования М. Малер. Сформулированная ею теория сепарации-индивидуации, клиническое описание феноменов ранних детских аутистических и симбиотических психозов позволили по-новому взглянуть на раннее развитие ребенка. В ее фундаментальной работе "Психологическое рождение человеческого младенца: сепарация и индивидуация" дается масштабный обзор основных результатов эмпирического исследования нормально развивающихся детей раннего возраста, полученный на основании лонгитюдного, тщательно организованного наблюдения за поведением детей этого возраста в группе сверстников в присутствии и отсутствии их матерей .

М. Малер ввела понятия "сепарация" и "индивидуация", рассматривая их как основные движущие силы развития личности. Процесс развития связан с психологическим отделением ребенка от матери и с ростом его самостоятельности, становлением новых способов исследовать мир вокруг себя. Эти процессы имеют сложную структуру и последовательность фаз и подфаз, выделенных Малер на основании эмпирических данных. Малер выделяет аутистическую, симбиотическую фазы и фазу сепарации-индивидуации. Описание одной из важнейших подфаз последней фазы - подфазы воссоединения - имеет большое значение для клинической помощи детям и даже взрослым пациентам с пограничной и психотической личностными структурами.

Чрезвычайно значимым с клинической точки зрения оказалось описанное Малер состояние симбиотического психоза в раннем возрасте. Тонкая дифференциальная диагностика с учетом этого феномена позволяет разграничить патологическую сепарационную проблематику от психотического расстройства более раннего генеза. Это позволяет корректировать ход психотерапии и прогноз на выздоровление ребенка .

Отдельно в ряду известных детских психоаналитиков стоят представители французской детской психоаналитической школы Ф. Дольто и С. Лебовиси. В своих работах Дольто исследовала развитие бессознательного образа тела, сложные связи между принятием ребенком ряда ограничений, необходимых для развития, и связанной с этим способности к символизации . Она внесла также большой вклад в развитие институциональной помощи маленьким детям и их матерям, организовав специальную структуру особых детских учреждений "Зеленый дом". По сути, это было продолжением новаторских организационных идей А. Фрейд.

Выдающуюся роль в развитии детского психоанализа во Франции и во всем мире сыграл С. Лебовиси. Его внимание к младенческому возрасту, развитие представлений об особенностях детского переноса в психотерапии, внимание к семейному контексту и явлению межпоколенческой передачи, участие в разработке метода психоаналитической психодрамы способствовало развитию теории и практики детского психоанализа. К сожалению, его работы до сих пор практически не издавались на русском языке .

Таким образом, можно видеть, что современный детский психоанализ оперирует различными исходным постулатами, в зависимости от школы и направления. Вместе с тем можно выделить и наиболее важные идеи, составляющие основу глубинно-психологического понимания ребенка. Эти идеи проходили проверку временем, клинической практикой и иногда специально организованным экспериментом. Можно выделить следующие наиболее важные принципы и постулаты.

  • 1. Развитие идет по пути становления автономии ребенка, от первоначального и необходимого психического слияния с матерью к постепенному формированию чувства независимости и отдельности у ребенка. Это означает, что ребенок постепенно открывает для себя существование матери как отдельного человеческого существа, с которым можно иметь отношения, а затем обнаруживает для себя существование Другого человека, отличного от матери (обычно в этой роли выступает отец ребенка), а также тот факт, что отношения существуют не только у пего с каждым из этих людей, но и между матерью и отцом.
  • 2. Психическое развитие ребенка, его переход с одного этапа на другой связаны с решением важнейших вопросов, касающихся идентичности, чувства себя: "Откуда я появился на свет?", "Кто я такой?", "От кого я произошел?", "Что означает, что я мальчик или девочка, и в чем отличие?"
  • 3. Развитие связано с преодолением чувства первоначального иллюзорного всемогущества и с интеграцией в сообщество людей, социум. Ребенку необходимо обнаружить существование различных, разноуровневых отношений в семье, открыть систему иерархии и межпоколенческих различий. Если в семье перепутаны позиции взрослого и ребенка, нарушены связи поколений, нет четких границ, очерчивающих положение в семье каждого ее члена, если в структуре семьи есть неадекватные сдвиги, то ребенку будет трудно осознать свое место как в семье, так и в социуме.
  • 4. Развитие идет по пути символизации желаний, высшей формой которой является осмысленная речь, направленная на самовыражение и установление эмоционального контакта с другими людьми. Не все свои чувства ребенок умеет выразить с помощью слов, но очень важно, чтобы он овладевал такой способностью.
  • 5. Развитие связано с адекватным возрасту и иолу ребенка ограничением его желаний со стороны взрослых. Таким образом ребенок узнает о существовании реальности с се ограничениями и о существовании реальных людей, которые имеют собственное отдельное бытие. Процесс установления границ для желаний ребенка сложен. Он имеет постепенный характер и требует от взрослых чуткости, уважения, осознания истинных потребностей и возможностей ребенка в данный период его жизни, гибкости, твердости и последовательности.
  • 6. У каждого человека есть часть психики, которая получила название "бессознательное". Она содержит в себе различные фантазии, забытые образы прошлого, импульсы и побуждения. Эта часть психики вмещает много психического материала, временно или постоянно недоступного для того, чтобы направлять на него сознательное внимание. Несмотря на неосознанность этой сферы психики (или благодаря этому), она способна оказывать влияние на поведение, поступки, взаимоотношения, развитие и даже судьбу человека. Узнать о существовании бессознательного можно только косвенным образом.
  • 7. Развитие может быть обусловлено соотношением инстинктов жизни и смерти, привязанных к внутренним объектам. При этом инстинкт жизни понимается в контексте развития, роста, образования новых связей и отношений, в то время как инстинкт смерти, наоборот, связан с уничтожением и отрицанием вышеперечисленного. Выраженность и представленность этих инстинктов предполагается некоторыми исследователями врожденной. Зависть является производным инстинкта смерти, существует у младенца от рождения, а интенсивность ее выраженности во многом определяет направление развития и роста.
  • 8. Особенности личности взрослого человека во многом определяются тем, как проходило его развитие в детстве. Личная история складывается из всевозможных обстоятельств жизни и включает не только факты его биографии, но и то, какой внутренний отклик получили внешние события во внутреннем мире растущего ребенка. Взрослый в действительности не избавляется до конца от своего детства, он носит его в своей психике, осознанно и неосознанно.

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом - по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга ”Толкование сновидений”, в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге “Психопатология обыденной жизни”. Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догматичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей.

О том, что мыслью Фрейда правила общая логика преобразования научного знания о психике, говорит сопоставление пути, следуя которому он пришел к концепции бессознательной психики, с путями творчества других натуралистов. Отвергая альтернативу - либо физиология, либо психология сознания, они открывали особые психодетерминанты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни лишенным реального причинного значения феноменам сознания, понятого как замкнутое бестелесное “поле” субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.

Во введении в научный оборот различных гипотез, моделей и понятий, охватывающих огромную неизведанную область неосознаваемой психической жизни, и состоит заслуга Фрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.

Фрейд выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, - о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между “желаемым” и “должным”. Жизненность и практическая важность этих вопросов выгодно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, “университетской” психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.

Вместе с тем на интерпретацию выдвинутых им проблем, моделей и понятий неизгладимую печать наложила социально-идеологическая атмосфера, в которой он творил.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

Либижозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли при этом человек в посторонних объектах. Исходя из этого Фрейд выделял три больших этапа.

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества. Он писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, тают, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами происхождения основных этапов в развитии либидо.

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод - психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование, которое пациент некритично понимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной - в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры - не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в “кровь” западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике.

Грибоедов Александр Сергеевич один из самых образованных, талантливых и благородных мужей 19-го столетия. Опытный политик, потомок древнего дворянского рода. Сфера его творческой деятельности обширна. Он был не только прекрасным драматургом и поэтом, автором знаменитого «Горя от ума», но и талантливым композитором, полиглотом, владевшим десятью языками.

Родился Александр Сергеевич 15.01.1795 г. в Москве. Родители дали ему прекрасное домашнее образование. С 1803 г. воспитанник пансиона при Московском университете. В 11 лет студент того же университета. Образованнейший человек своей эпохи, ещё будучи студентом, освоил девять языков, шесть европейских и три восточных. Как истинный патриот своей Родины, пошел добровольцем на войну с Наполеоном. С 1815 г. в звании корнета служил в резервном кавалерийском полку. Это время, когда он начинает писать статьи, свою первую пьесу «Молодые супруги». После выхода в отставку зимой 1816 г. живет в Санкт-Петербурге, где работает в министерстве иностранных дел. Здесь входит круг театралов и литераторов, знакомится с Пушкиным и другими поэтами.

Творчество

К 1817 г. относятся его первые пробы пера в литературном творчестве. Это соавторские пьесы «Студент» (соавтор П.А. Катенин) и «Своя семья» (написал начало второго действия), совместная работа с А.А.Шаховским и Н.И.Хмельницким. Созданная в соавторстве с А.А.Жандром комедия «Притворная неверность» ставилась на театральных подмостках Москвы, Петербурга на протяжении 1818 г. Тогда же назначен секретарём царского поверенного русской миссии вТегеране. Это событие многое изменило в его жизни. Друзья считали назначение наказанием за участие в качестве секунданта на дуэли офицера В.Н.Шереметева и графа А.П. Завадовского из-за балерины А.И. Истоминой. Зима 1822 г. ознаменовалась назначением на новое место службы и должностью секретаря по дипломатической части под начало генерала А.П.Ермолова. Здесь, в Грузии, родились два первых акта «Горя от ума».

Весной 1823 г. Александр Сергеевич получил отпуск и выехал в Россию, где он пробыл до конца 1825 г. Время пребывания в России для Грибоедова было временем активного участия в литературной жизни. Благодаря сотрудничеству с П.А.Вяземским был создан водевиль «Кто брат, кто сестра или обман за обманом». В 1824 г. в Санкт-Петербурге работа над комедией «Горе от ума» завершена. Однако путь её оказался тяжёлым. Цензура не пропустила пьесу и она разошлась в рукописи. Изданы были некоторые части комедии. Но уже была получена высокая оценка произведения А.С. Пушкиным. Планируемое в 1825 г. поездка по Европе была отложено из-за вызова в Тифлис. А в начале зимы 1826 г. он задержан по делу о восстании на Сенатской площади. Поводом послужила дружба с К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым, издателями альманаха «Полярная звезда». Однако, вина его не была доказана, он освобождён иосенью1826 г. приступил к службе.

Последнее назначение и любовь

В 1828 году принимал участие в подписании выгодного Туркманчайского договора о мире. Заслуги талантливого дипломата были отмечены назначением его послом России в Персии. Однако, сам он был склонен рассматривать данное назначение, как ссылку. К тому же, с этим назначением множеств отворческих планов попросту рушилось. Тем не менее, в июне 1828 года ему пришлось покинуть Петербург. По дороге в Персию несколько месяцев прожил в Тифлисе, где женился на 16-летней грузинской княжне Нине Чавчавадзе. Их отношения, полные романтизма и любви, на века запечатлелись в её словах, выбитых на надгробии Александра Сергеевича: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя, любовь моя?». Всего несколько месяцев прожили они в браке, но верность своему мужу эта женщина пронесла через всю свою оставшуюся жизнь.

Гибель

В Персии английская дипломатия, которая была против укрепления позиций России на Востоке, всячески провоцировало неприязнь к России. 30 января 1829 г. русское посольство в Тегеране подверглось нападению озверевшей толпы религиозных фанатиков. Десяток казаков во главе с Грибоедовым, оборонявших посольство, были зверски убиты. Но эта смерть ещё раз показала благородство и смелость этого человека. Формальным поводом к нападению толпы на посольство послужил следующее событие. Накануне из султанского гарема сбежали две пленные армянские девушки христианки, в русском посольстве они искали спасения и были приняты. Толпа мусульман требовала выдать их на расправу. Грибоедов, как глава миссии, отказался их выдать и с десятком казаков принял неравный бой, защищая сестёр по вере. Все защитники миссии погибли, в том числе и Грибоедов. Гроб с телом доставлен в Тифлис, где его похоронили в гроте при церкви св. Давида.

Всего 34 года прожил А.С. Грибоедов. Успел создать всего одно литературное произведение и два вальса. Но они прославили его имя на весь цивилизованный мир.


Истинный талант обычно не может ограничить себя рамками одной только области науки или искусства. Он, как известно, должен проявляться «во всем». Есть много примеров, подтверждающих данный факт. Для таких личностей даже создали специальный термин. Их называют полиматами . В этом обзоре – рассказ о людях, заслуживших в истории эпитет «великих» и о тех талантах, которые остались «за кадром» их основной деятельности.

Михаил Ломоносов


Обычно, рассказывая о многочисленных талантах, приводят пример Леонардо да Винчи, который обладал, кроме художественного дара, способностями к исследованиям и изобретательству. Однако Россия может похвастаться не менее одаренным человеком. Перечисление всех талантов Михаила Васильевича Ломоносова тоже займет немало времени: энциклопедист, физик и химик, основоположник научного мореплавания, приборостроитель, географ, металлург, геолог, а еще поэт, художник, историк, филолог и генеалог, просветитель и полиглот. Причем во всех этих областях он добился впечатляющих успехов и оставил после себя богатейшее наследие.

Есть еще один его талант, о котором не часто упоминают. Известно, что во время учебы за границей, в Марбургском университете, молодой студент отлично освоил искусство фехтования и частенько применял его на практике. Так что Ломоносова с полным правом можно называть очень разносторонне развитым человеком.

Вольфганг Амадей Моцарт


Великий композитор вообще был очень увлекающейся личностью. Еще в детстве, если какое-нибудь занятие ему нравилось, он мог отдаваться ему, забывая обо всем на свете. Так, например, случилось… с математикой. Маленький Вольфганг получал домашнее образование, и когда он открыл для себя красоту точных математических законов, то был ими очарован не меньше, чем музыкой. Сохранились воспоминания о том, что стены и пол в его комнате в этот «математический» период были сплошь исписаны формулами. Позднее, с не меньшим рвением, он увлекался танцами.

Современники считали его прекрасным танцором. Он мастерски играл в кегли и очень любил бильярд, даже имел дома огромный бильярдный стол. Кроме того, практически всю свою взрослую жизнь он преподавал и был очень талантливым педагогом. Правда, на это занятие он сам ворчал, так как не любил тратить время и ходить по домам учеников.

Александр Сергеевич Грибоедов


Все помнят, что этот великий писатель и драматург служил дипломатом, однако мало кому известен тот факт, что он был еще и очень талантливым пианистом и композитором. К сожалению, из его сочинений до нас дошли только несколько небольших пьес. Одна из них, написанная для фортепиано, считается первым русским вальсом. Кроме того, этот одаренный человек был по современным меркам настоящим полиглотом, причем талан к языкам проявился у него с раннего детства – уже в шесть лет он свободно владел тремя иностранными языками, а еще через несколько лет – шестью. Кроме основных европейских языков он знал латынь и древнегреческий.

Бенджамин Франклин


Этого человека, известного всему миру благодаря портрету на 100-долларовой купюре, можно с полным правом назвать американским Леонардо. Кроме дипломатической работы и политической карьеры он известен как гениальный изобретатель, писатель, журналист и издатель. Как ученый он занимался изучением электричества, кстати, известное всем с детства обозначение зарядов «+» и «-» придумал именно он. Заодно он разработал проект полезного практического приспособления – молниеотвода. Кроме того, Франклин является автором кресла-качалки (на эту конструкцию оформлен патент), особого «пенсильванского камина», бифокальных очков и электрического двигателя. Кстати, он стал первым американским членом Российской Академии наук.

Кроме науки и политики одной из своих основных работ он считал печатное дело. Как Франклин успевал все это? – Он заодно изобрел свою систему организации времени, став, таким образом, одним из основоположников очень актуального сегодня тайм-менеджмента.

Александр Порфирьевич Бородин


Автор знаменитой оперы «Князь Игорь» был, наверное, единственным в мире музыкантом-химиком. Причем трудно даже соразмерить и сказать, какую из этих его специальностей нужно называть первой. Его достижения в химии и медицине были не менее важны, чем создание стиля эпического симфонизма в музыке.

Оба таланта буквально «разрывали» Бородина уже с детства: в 9 лет он уже играл на нескольких музыкальных инструментах и создал свое первое музыкальное произведение, а в 10 увлекся химией, и чуть не спалил весь дом, так как одним из первых его творений в этой области был самодельный фейерверк. Так он и остался в памяти потомков человеком с двумя равнозначными талантами – академиком, профессором медицины, одним из создателей Русского химического общества и в то же время – членом «Могучей кучки».

Сергей Сергеевич Прокофьев


Рассказывать о музыкальном наследии великого русского композитора, пожалуй, нет необходимости. За 60 лет жизни он успел создать более 130 произведений, которые считаются настоящими сокровищами мировой художественной культуры. Но кроме этого он оставил после себя еще и литературное наследие – рассказы, либретто, автобиографию, над которой он работал 15 лет. Современники считали, что если бы он не был композитором, то вполне мог бы стать писателем. Но была у Сергея Сергеевича и третья страсть – шахматы.

Сам композитор говорил, что «Шахматы - это музыка мысли». В 1909 году он сыграл вничью с Эмануилом Ласкером, а в 1914 года при сеансах одновременной игры с Хосе Раулем Капабланкой Прокофьев победил в одной партии и две проиграл. Чтобы успевать уделить внимание всем своим увлечениям, композитор с детства приучил себя к строгой дисциплине и научился эффективно переключаться с одного вида деятельности на другой.

Еще одного нашего великого соотечественника называют «русским Леонардо да Винчи» - это знаменитый изобретатель Иван Кулибин. Узнайте, почему его .