Какую роль играет настя в повести котлован. Основные образы повести А.П. Платонова «Котлован. Описание персонажей повести

Настя – маленькая девочка, оставшаяся сиротой, всеобщая любимица. Ее мать, дочь кафельщика, умирает на заводе своего отца, который давно уже не функционирует и полуразрушен. Чиклин забирает Настю с собой в барак. Все рабочие заботятся о девочке, она становится их смыслом жизни, символом светлого, чистого и счастливого будущего.

Значение ее имени - «воскресшая» обладает в произведении огромным значением. Вот только такое определение вступает в противоречие с судьбой девочки. Уже с самого начала она связана со смертью. Чиклин находит припрятанные крестьянские гробы и забирает оттуда два: один – под кроватку девочке, второй – для игры.

Жачев привозит Настю в деревню, девочка там простужается и умирает. Чиклин старается изо всех сил, чтобы ее вылечить, собирает все теплые вещи, укутывает девочку, но тщетно, ее не удается спасти.

Настя в повести предстает как символ строящегося символизма и умирает она от недостатка доброты и тепла, от понимания жестокости окружающего ее мира. Вторая причина становится более существенной и выходит на первый план, так как в бараке девочка-сиротка получает много внимания от рабочих. Перед смертью ее согревают Чиклин и Елисей, эти герои осознают значимость жизни девочки и понимают, что для того, чтобы она жила, мир вокруг должен быть тихим и благосклонным.

Но Настя умерла, и вместе с ней погибли вера и надежда. Эта девочка стала предвестником счастливого будущего, а с ее смертью не остается больше даже возможности этого достичь. Счастья землекопам так и не увидеть. Вощев , управляющий колхозом вместо Активиста, пытается повести за собой людей и произвести разработку котлована, чтобы увеличить его объем. Но Настя умирает, и он теряет силы и способность жить дальше и работать по намеченному плану.

Жизнь этой девочки вселяла веру во всех героев, ее смерть изменила судьбу каждого из них.

Похороны Насти становятся тем страшным событием, после которого наступает пустота. Мечты и надежды утеряны. Причем, безвозвратно. И как ни тяжело это осознавать, но нужно смириться.

Платонов сомневается, что можно построить социализм. И не верит, что когда-то возможно достичь счастья для всех без исключения людей. Это эфемерное будущее, недостижимое, ради которого не стоит тратить жизни стольких неповинных людей. Писатель демонстрирует нам, что жизнь отдельного человека также многого стоит, и нельзя так легко ее калечить, пусть и ради великой цели.

Чтобы достичь всего запланированного, необходим не только труд, но и условия, а их писатель, к сожалению, не видел.

Судьба повести . Известно, что при жизни писателя повесть не была опубликована в печати и появилась спустя уже много лет после смерти писателя в 1987 г. Платонов работал над повестью с декабря 1929 по апрель 1930 г.

Повесть Котлован является социальной притчей, философским гротеском, жёсткой сатирой на СССР времён первой "пятилетки". Произведение показывает жестокость и бессмысленность тоталитарного строя тогдашнего СССР. Роман описывает историю большевистской России времён индустриализации и коллективизации на языке той эпохи, жёстко и мрачно утончённые до гротескного сюрреализма реалии тех времён отображаются в мрачных тонах, утопия как тупик логически превращается в антиутопию. Однако, несмотря на гротескность описания, иносказания в повести прослеживаются элементы реального быта в эпоху Сталина. Повесть не была опубликована при жизни Платонова, до публикации в СССР в 1987 году распространялась самиздатом

Именно так относилась критика к стилю языка, и в конце концов его произведения были запрещены и изъяты из печати на долгие годы.

Новая интерпретация повестей и рассказов дала его произведениям другую жизнь. Иосиф Бродский в "Послесловии к повести "Котлован" пишет о языке Платонова, что "...он, Платонов, сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности, занимаясь хитросплетениями сюжета, типографскими изысками и стилистическими кружевами".

Еще одна оценка языка прозы Платонова, высказанная С. Бочаровым в статье "Вещество существования": "В прозе Андрея Платонова нас поражает ее - в широком и общем смысле - язык. Чувствуется, что самый процесс высказывания, выражения жизни в слове - первейшая внутренняя проблема для этой прозы. В том, как складывает Платонов фразу, прежде всего очевидно его своеобразие. Читателя притягивает оригинальная речевая физиономия платоновской прозы с ее неожиданными движениями - лицо не только не общее, но даже как будто неправильное, сдвинутое трудным усилием и очень негладкое выражение".

Итак, язык повестей и рассказов Платонова - намеренно неправильный, но именно такой сдвинутый, неправильный язык был выражением страшной, сдвинутой реальности, в которой жил и Платонов, и вся страна с ее многомиллионным народом.

Повесть "Котлован", по мнению исследователей, - центральное произведение писателя, в котором приметы времени выявлены очень точно "неправильным" платоновским языком.

Сюжет . Сюжет построен нелогично, но и в этом нелогичном построении отражена эпоха строительства социализма. Начали рыть котлован для будущего многоэтажного дома, где все будут жить в уже придуманном и устроенном счастье.

Но рытье котлована - занятие многотрудное, требующее человеческих жертв. Котлован все расширялся и расширялся, и стал могилой для многих, в том числе и для девочки Насти, ради которой (ради будущего) и рыли этот котлован для большого многоэтажного дома.

Конкретный сюжет переходит в символику времени и пространства и создает уже философию жизни. Нельзя построить фундамент на земле, истощенной страданиями людей. Невольно вспоминается Достоевский, считавший невозможность существования гармонии, если пролита хоть одна слезинка ребенка. Какая тут слезинка?! - Реки слез и моря крови на строительстве фундамента социализма. Котлован забрал и похоронил то, что было нажито предыдущими поколениями.

А что осталось? - Утрата смысла человеческого существования.

Герой-философ. В повести есть персонаж, который является доморощенным философом, задумывающимся над "веществом существования", пытающимся жить по совести, ищущим истину ("без истины жить стыдно"). Именно с него и начинается повествование.

Вощева увольняют с работы, потому что он задумывается "среди общего темпа труда". Но задумываться вредно, потому что это мешает выполнять уже готовый план. Реплики, которыми обмениваются Вощев и администратор завода, очень точно передают воздух эпохи:

"- О чем ты думал, товарищ Вощев?

  • - О плане жизни.
  • - Завод работает по готовому плану треста.
  • - Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка. платонов котлован повесть
  • -Ну и что ж ты бы мог сделать?
  • - Я мог бы выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность.
  • - Счастье произойдет от материализма, товарищ Вощев, а не от смысла".

В этих репликах отражена одна тонко подмеченная Платоновым идея, которая последовательно реализовывалась в течение 70 лет советской власти: малооплачиваемый труд высасывал из человека все соки, но стимулировал идею строительства коммунистического будущего, при этом человек как личность с его мыслями и чувствами растворялся в навязанной устремленности ко всеобщему счастью.

Особенности содержания. Все события, которые происходят в повести и составляют ее сюжет, не получают ни психологического обоснования, ни дальнейшего развития. Например, два работника котлована посылаются в колхоз для помощи в проведении сплошной коллективизации (коллективизация - еще одна важная примета времени), и буквально на следующей странице читатель узнает об их убийстве.

Не сообщаются ни причины, ни цели убийства. Важна реакция живых людей. Чиклин, самый ревностный строитель котлована, реагирует очень своеобразно: "Пускай хоть весь класс умрет - так я один за него останусь и сделаю всю его задачу на свете! Все равно жить для самого себя я не знаю как!..." В этой реплике ощущается зомбированность миллионов людей идеями государственности.

В повести есть одна очень важная тема - тема детства, связанная с образом Насти. Образ Насти - символ и настоящего обездоленного детства с его естественной и страшной жестокостью, и символ будущего, замешанного на крови и костях. В образ Насти писатель вкладывает очень глубокий смысл: ради нее совершают свои поступки строители котлована, но какова цель этих поступков? Чиклин вспоминает о единственной радости в своей прошлой жизни - о поцелуе хозяйской дочери на бывшем кафельном заводе.

По какому-то наитию Чиклин находит эту женщину в заброшенном помещении, уже умирающую рядом со своей маленькой дочерью Настей. Неизвестно, как попали сюда эти существа, но для автора это неважно, важна их данность, их настоящая жизнь, переведенная на метафорический язык:

"- Мама, а отчего ты умираешь - оттого, что буржуйка, или от смерти?

  • - Мне стало скучно, я уморилась, - сказала мать.
  • - Потому что ты родилась давным-давно, а я нет, - говорила девочка.
  • - Как ты только умрешь, то я никому не скажу, и никто не узнает, была ты или нет. Только я одна буду жить и помнить тебя в своей голове..."

Смерть женщины, "матери-буржуйки", - это смерть поэзии, того прекрасного, что было в прошлом, и завещание будущему (Насте) этой красоты. Чиклин, которому досталась эта девочка, прикоснувшись к губам умершей, вспомнил остатки нежности, которой не было в настоящей жизни.

Судьба Насти. Очень странный ребенок эта Настя - одновременно по-детски нежный и деспотичный. Ее речь - это сплав идей и фразеологии нового времени. Она отказывается от своей "матери- буржуйки", пророчит скорейшее уничтожение классу, из которого она вышла, но в то же время постоянно вспоминает свою мать, и эта память хоть как-то скрашивает ее жизнь. И странно, что самым близким существом для Насти оказывается медведь-молотобоец, сложный символ прошлого и настоящего, который олицетворяет для нее и память, и мечты о будущем, о счастье трудового народа.

С рытьем котлована также связана надежда на будущее пролетарское счастье в общепролетарском доме. Однако дальше рытья котлована в повести дело не идет. Котлован роют и роют, а строители новой жизни становятся "строителями могил", которые они роют для Насти и для многих других.

Вообще, в повести много страниц, при чтении которых "кровь стынет в жилах", настолько откровенно они обнажают правду о времени "сплошной коллективизации" и о времени строительства социализма.

Происходит постепенное "обесчеловечивание" жизни, символически показанное Платоновым в процессе рытья могилы для Насти. Сначала скашивается зеленая живая трава (убирается животворящее начало), потом лопаты врезаются в живой верхний (самый плодородный) слой почвы, затем уже долбят твердую мертвую глину и камень. "Гробовое

ложе Чиклин выдолбил в вечном камне и приготовил еще особую, в виде крышки, гранитную плиту, дабы на девочку не лег громадный вес могильного праха". Так он заботится о мертвом прахе девочки, а при ее жизни, когда она болела, "мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и беспрерывно думал о сплошной коллективизации".

Сцены коллективизации. Страшны сцены, в которых Платонов показывает процесс сплошной коллективизации. Писателем вводится такой условный персонаж, как медведь-молотобоец, действия которого ассоциируются со слепой стихийной силой, ничего не разбирающей в своей слепоте, зато хорошо чувствующей "классового врага".

"Из дома выскочил бедный житель с блином в руках...

Покушай, Миша! - подарил мужик блин молотобойцу.

Медведь обернул блином лапу и ударил через эту печеную прокладку кулака по уху, так что мужик вякнул ртом и повалился..."

"Ликвидировали? - говорит из снега один из раскулаченных. - Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек".

Пророческие слова, написанные в 1929 г., сбылись во время сталинских репрессий.

Отправляют всех кулаков на плоту по реке в море и далее... в полную неизвестность. Впоследствии, спустя много лет, стала известна страшная судьба раскулаченных крестьян, их жен и детей. А пока "кулачество глядело с плота в одну сторону - на Жачева; люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего счастливого человека на ней". Опять пророческие слова: "навсегда заметить свою родину" - они уже не вернулись никогда. А Жачев, счастливый человек, на самом деле был инвалидом без обеих ног.

Счастливое "будущее" в "Котловане" маячит смертью маленького ребенка, похороненного в нем, как в могиле. Котлован - могила для будущих поколений.

Зачем нужен смысл жизни? Вощев, этот доморощенный философ, "стоял в недоумении над этим утихшим ребенком - он уже не знал: где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением".

Нет верного человека, время убивает в человеке и радость и движение, поэтому будущего тоже не будет. Таков взгляд писателя на новую жизнь, в которой смешались его личная трагедия и трагедия целого поколения послереволюционных лет.

В своей книге «Волшебные дни» В. Лихоносов высказывается об А. Платонове так: «Он действительно писатель глубоко сокровенный». И действительно, какое бы произведение А. Платонова мы ни читали, будь то роман «Чевенгур» или повесть «Юве- нильное море», рассказ «Фро» или статья о Короленко, мы чувствуем мастера, умеющего и заставляющего думать.
Своим творчеством Платонов заглянул в самую сердцевину утверждавшейся тоталитарной эпохи, в частности, повестью «Котлован». Об этом произведении критик В. Малухин говорит: «Котлован» прочитывается не просто как жуткое сновидение об утопическом идеале, но и как реальная хроника его исторического оскудения и распада. В горниле «Котлована» утопия переплавляется в антиутопию».
«Котлован» - повесть А. Платонова, посвященная началу строительства нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Этот Дом - «то единое здание, куда пойдет на поселение весь местный класс пролетариата».
А. Платонов останавливается на самом начале строительства - на земляных работах, обеспечивающих успех постройки: чтобы дом был прочен, котлован должен быть надежен.
Герои повести хотят построить не простой, а «общепролетарский дом».
Котлован играет в повести роль связующего звена между человеческими судьбами и судьбой Отечества. Котлован предстает перед нами как средство, помогающее раскрыть сущность каждого отдельно взятого строителя. При этом процессе (выкапывание котлована) каждый из принимающих в нем участие думает о смысле жизни, надеется, что он не зря прожил свою жизнь, а отдал ее всю для общего дела - строительства «общепролетарского дома».
Но, с другой стороны, котлован - это могила, которую каждый, сам того не зная, роет для себя и для каждого. Котлован - это братская могила. Пример тому - смерть Насти и ее последнее пристанище. Можно привести еще имена, для кого котлован стал могилой: Сафронов и Козлов, активист.
Образ Насти несет огромную смысловую нагрузку. С ее смертью гибнет Будущее, его юная частица. И это - катастрофа вселенского масштаба, так как многие из строителей, возводя дом, никогда не думали о себе - дом строился «для масс», но не для себя, а со смертью Насти все эти массы вдруг остались без будущего...
Имена в повести имеют лишь немногие герои: Настя, Елисей, Никита, Чиклин, молотобоец Михаил. Остальные обходятся без имен. Так смогут ли эти люди, в основном безымянные, завершить строительство котлована и возвести светлый Дом? Хватит ли у них сил не только на внешнее, но и на внутреннее Устройство, на «духовную оснастку» будущего? Я считаю, что смысл названия повести заключается в этих вопросах, где автор размышляет, что все хорошее, доброе, светлое - все, что было Достигнуто и накоплено лучшими людьми российского государства, - было брошено в грязный котлован и затоптано в грязь людьми, которые в большинстве своем ничего не смыслят в том, что называется «светлые и высокие человеческие отношения».
А. Платонов прозорливо увидел, что право на существование будет лишь у одного главного человека, а если есть лишь один главный человек, то неминуемо обезличиваются все другие. Вот почему почти и нет имен у героев повести.
Задуманное как здание для вечного счастливого населения, как здание для человека, оно подмяло человека под себя, превратив его в средство, материал.
И «Котлован» сегодня звучит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем. Он ставит вопросы, которые ныне обретают для нас особый смысл.
Андрей Платонов заставляет помнить о самом главном, исходном, основополагающем.

В самом общем виде события, происходящие в «Котловане», можно представить как реализацию грандиозного плана социалистического строительства. В городе строительство «будущего неподвижного счастья» связано с возведением единого общепролетарского дома, «куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата».В деревне строительство социализма состоит в создании колхозов и «ликвидации кулачества как класса». «Котлован», таким образом, захватывает обе важнейшие сферы социальных преобразований конца 1920 – начала 1930-х гг. - индустриализацию и коллективизацию.

Сюжет повести можно передать в нескольких предложениях. Рабочий Вощев после увольнения с завода попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован для фундамента общепролетарского дома «… единое здание, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата…». Бригадир землекопов Чиклин находит и приводит в барак, где живут рабочие, девочку-сироту Настю. Двое рабочих бригады по указанию руководства направляются в деревню – для помощи местному активу в проведении коллективизации. Там они гибнут от рук неизвестных кулаков, Прибывшие в деревню Чиклин и его товарищи доводят «ликвидацию кулачества» до конца, сплавляя на плоту в море всех зажиточных крестьян деревни. После этого рабочие возвращаются в город, на котлован. Заболевшая Настя той же ночью умирает, и одна из стенок котлована становится для неё могилой.

В платоновском повествовании «обязательная программа» сюжета коллективизации изначально оказывается в совершенно ином контексте. «Котлован» открывается видом на дорогу: «Вощев… вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст, неподвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на дороге…» Герой Платонова – странник, отправляющийся на поиски истины и смысла всеобщего существования. Пафос деятельного преображения мира уступает место неспешному, с многочисленными остановками, движению «задумавшегося» платоновского героя.

Дорога приводит Вощева вначале на котлован, где он на какое-то время задерживается и из странника превращается в землекопа. Затем «Вощев ушел в одну открытую дорогу» - куда она вела, читателю остается неизвестно. Дорога вновь приводит Вощева на котлован, а затем вместе с землекопами герой отправляется в деревню. Конечным пунктом его путешествия опять становится котлован.

Маршрут героя постоянно сбивается, и он вновь и вновь возвращается к котловану. Важное значение в композиции повести получает монтаж совершенно разнородных эпизодов: активист обучает деревенских женщин политической грамоте, медведь-молотобоец показывает Чиклину и Вощеву деревенских кулаков, лошади самостоятельно заготавливают себе солому, кулаки прощаются друг с другом перед тем как отправиться на плоту в море.

Наряду с несостоявшимся путешествием героя Платонов вводит в повесть несостоявшийся сюжет строительства – общепролетарский дом становится грандиозным миражом, призванным заменить реальность. Проект строительства изначально утопичен: его автор «тщательно работал над выдуманными частями общепролетарского дома».Проект гигантского дома для его строителей могилой. Ключевое слово «Котлована» - ликвидация – является ключевым в повести, у него несколько синонимов: «устранение»; «уничтожение»; «погибель». «… Чиклин перехватил мужика поперек и вынес его наружу, где бросил в снег.

Ликвидировали? – сказал он из снега. – Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!». Мотив уничтожения людей и природы ради строительства «вечного дома» постоянно звучит в произведении. «Ликвидировав кулаков вдаль», Жачев не успокоился, ему стало даже труднее, хотя неизвестно отчего. Он долго наблюдал, «как систематически уплывал плот по снежной текущей реке, как вечерний ветер шевелил темную, мертвую воду, льющуюся среди охладелых угодий в свою отдаленную пропасть, и ему делалось скучно, печально в груди. Ведь слой грустных уродов не нужен социализму, и его вскоре также ликвидируют в далекую тишину».

Кулачество глядело с плота в одну сторону – на Жачева; «люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего, счастливого человека на ней», хотели увидеть здание человеческого счастья, за строительство которого заплачено слезами ребенка. Сама идея Дома определяется Платоновым уже на первых страницах повести: «Так могилы роют, а не дома», - говорит бригадир землекопов одному из рабочих.

Смысловой итог строительства «будущего неподвижного счастья» - смерть ребенка в настоящем и потеря надежды на обретение «смысла жизни и истины всемирного происхождения», в поисках которой отправляется в дорогу Вощев. Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем? «Я теперь ни во что не верю!» - логическое завершение стройки века.

Система персонажей в повести «Котлован»

Первым на страницах «Котлована» появляется Вощев. Фамилия героя сразу обращает на себя внимание читателя: грамматически это типично русская фамилия на -ев. Наиболее очевидна фонетическая связь фамилии Вощев со словами «вообще» (в разговорном варианте – «ваще») и «вотще». Оба «значения» фамилии героя реализуются в повести: он ищет смысл общего существования («своей жизни я не боюсь, она мне не загадка») – но его личные поиски истины, равно как и общие усилия в достижении идеала, остаются тщетными, напрасными. Имя, таким образом, задает вектор смысла; оно как бы направляет читателя – но одновременно и «впитывает» значения контекста, наполняясь новыми оттенками смысла.

Значение имени в поэтике Платонова особенно важно потому, что это едва ли не единственный источник информации о герое. В прозе Платонова практически нет портретных характеристик, его герои обитают в мире, лишенном интерьеров е вещных подробностей. Внешняя изобретательность сводится к нулю, а место портрета занимают примерно такие описания: у Козлова было «мутное однообразное лицо» и «сырые глаза», у Чиклина – «маленькая каменистая голова», у пионерок осталась на лицах «трудность немощи ранней жизни, скудность тела и красоты выражения», у прибежавшего из деревни мужика были глаза хуторского, желтого цвета». Чиклин и Прушевский вспоминают мать Насти, которую они когда-то знали, но не по чертам лица, а по ощущению поцелуя, которое бережно хранится в их памяти.

Имена персонажей в прозе Платонова привлекают внимание своей необычностью и даже нарочитой искусственностью, «сделанностью». Жачев, Чиклин, Вощев – все эти имена строятся по типичной для русских имен схеме, но не имеют «прямого» лексического значения. Вместе с тем Козлов, Сафронов и Медведев (так звали медведя-молотобойца) носят вполне привычные и весьма распространенные фамилии, значение которых не воспринимается как характеристика героя.

Особо следует сказать о том, что именами наделены не все персонажи «Котлована». Активист, поп, председатель сельсовета, «середняцкий старичок», просто «зажиточный» названы лишь по их социальному статусу. Однако в контексте «Котлована» отсутствие имени – не менее значимая для характеристики героя информация, чем буквальное значение или происхождение имени.

Традиционные русские фамилии – Козлов, Сафронов, Медведев, как может показаться, уступают по своему смысловому объему фамилии Вощев. Очевидна лишь сюжетная этимология фамилии Медведев: Медведев и есть медведь. Абсолютно реалистическая фамилия принадлежит, однако, совсем не традиционному для реалистической поэтики персонажу – медведю-молотобойцу, обладающему классовым чутьем.

Однако между именем собственным (Медведев) и нарицательным (медведь) есть несколько промежуточных звеньев: Миша («Миш» - в обращении к медведю деревенского мальчика и кузнеца), Мишка, Михаил. «Человеческие» уменьшительно-ласкательные формы в обращении к медведю подчеркивают будничность фантастики – пролетарский молотобоец Миша вместе с людьми раскулачивает зажиточных крестьян в колхозе имени Генеральной Линии. Человеческие черты особенно ярко проявляются в обращении к медведю Насти – « Медведев Мишка». Именно в восприятии Насти медведь окончательно «превращается» в человека: «Одна только Настя смотрела ему вслед и жалела этого старого, обгорелого человека». После смерти Насти Мишка снова становится только медведем: «…колхозники … возили в руках бутовый камень, а медведь таскал этот камень пешком и разевал от натуги пасть».

В противовес этим фамилиям активист на селе вообще не имеет имени. Активист – деятельная натура, он инициатор и главный участник раскулачивания «зажиточного бесчестья» в

колхозе имени Генеральной Линии. Нарицательное существительное пристало к активисту так прочно, что начало выступать в роли имени. Социально-политическая функция вытеснила в человеке живые черты, заполнила его целиком и отменила необходимость в индивидуальном имени.

Не менее значительным в повести является образ Ивана Семеновича Крестинина. Эпизод с его участием занимает несколько строчек, и более значительным оказывается имя персонажа. «Старый пахарь» Иван Крестинин – мужик вообще (в фамилии очевидна связь со словом «крестьянин»), русский человек (Иван – нарицательное имя русских людей), христианин (однокоренные слова – «крестить», «крещение»). Его участь в повести – обобщенное выражение трагической судьбы русского крестьянина в эпоху коллективизации: «Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками».

Имя Насти, также в контексте повести наполняется глубоким смыслом. С греческого имя Анастасия переводится как «воскресшая» - идея будущего воскрешения мертвых пронизывает все действия героев «Котлована». Вощев собирает в свой мешок «всякие предметы несчастья и безответственности», чтобы в будущем вернуть им тот смысл всеобщего существования, которого им так и не дано было узнать. «Утильсырье» для Вощева отнюдь не отбросы – когда он объясняет Насте, что и медведь тоже пойдет в утильсырье, он имеет в виду будущее одухотворение ветхой материи: «Я прах и то берегу, а тут ведь бедное существо!»

Однако именно смертью Насти – «воскресшей» - завершает повесть. Настя действительно однажды вернулась к жизни – Чиклин находит девочку в комнате, где умирает её мать; замуровав эту комнату, Чиклин превратил помещение в склеп для умершей. Трагический диссонанс имени и судьбы Насти – логический итог «общего дела» строителей миража. Дом остался не только не построенным – он стал ненужным, потому что в нем после смерти Насти, «будущего счастливого человека», некому жить. «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и убежденном впечатлении?» Не случайно соединение имен Вощева и Насти в финале повести: надежды на воскрешение смысла (истины) и жизни оказались тщетными как тщетны надежды на всеобщее счастье в утопическом мире.

Характеристика литературного героя Настя – маленькая девочка, сирота. Ее мать, дочка хозяина завода, умирает на этом заводе, уже давно заброшенном. Чиклин забирает Н. с тобой и приводит ее в барак к рабочим.
Н. становится всеобщей любимицей. Все заботятся о ней, видят в Н. смысл жизни.
В романе Н. является символом будущего, ради которого работают и живут все герои. Но уже с самого начала Н. связана со смертью. Когда Чиклин находит крестьянские гробы, он забирает два для Н. – один в качестве кровати, другой – для игр, в качестве “красного уголка”. В деревне, куда ее привез Жачев, Н. простужается и заболевает. Чиклин заботится о ней, как может. Но девочку не удается спасти. Она умирает. Это очень символично: те идеи, ради которых живут герои романа, не имеют будущего, они обречены на смерть.

Сочинение по литературе на тему: Настя (Котлован Платонов)

Другие сочинения:

  1. Котлован “В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа Read More ......
  2. Прушевский Характеристика литературного героя Прушевский – “не старый, но седой от счета природы человек”. Инженер, спроектировавший “общепролетарский дом” и руководящий его строительством. П. задумал переселить весь пролетариат города в свой “монументальный новый дом”. Но герой не понимает внутреннего мира рабочих. Read More ......
  3. Со страниц произведений А. Платонова перед нами встает мир странный, аномальный, неестественный. Это мир власти, направленной против человека мыслящего, “усомнившегося”, желающего самостоятельно решать свою судьбу. Насильственная унификация людей с устранением несогласных превращает общество в огромную казарму. Одной семьей, в одном Read More ......
  4. Исследователей “поражает близость” Платонова к китайскому утописту Ли Шипэю, спроектировавшему общество “равной затраты физических сил”, в котором неравенство людей преодолевается через “возрастную регламентацию работ и профессий (в 21 год все строят дороги; в 23-26 – дома; в 46-50 – все Read More ......
  5. “Виртуозы-мастера, гениальные изобретатели и самозабвенные борцы за всеобщее счастье, в изображении которых Платонов не знал ни устали, ни повторов, пройдя сквозь огненные трубы своего вдохновения и его реализации, обнаруживают тщетность своих инициатив” (И. Борисова). Как правило, они жертвы своих собственных Read More ......
  6. Первым на страницах “Котлована” появляется Вощев. Фамилия героя сразу обращает на себя внимание читателя: грамматически это типично русская фамилия на – ев, лексически – конгломерат разных, “мерцающих” значений, угадываемых на слух. Наиболее очевидна фонетическая связь фамилии Вощев со словами “вообще” Read More ......
  7. “Тогда он остановился и глянул кругом. Колхоз шел вслед за ним и не переставая рыл землю, все бедные и средние мужики работали с таким усердием жизни, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована” А. П. Платонов. В повести “Котлован” А. Read More ......
Настя (Котлован Платонов)