Какую жизнь ведет онегин в деревне. Жизнь евгения онегина в деревне. Б) Воспитание, образование

Роман «Евгений Онегин», написанный Пушкиным в период 1823 — 1831 гг., по выражению Белинского, — «задушевное произведение автора, любимое дитя его фантазии». И действительно, это произведение, которому Пушкин посвятил более времени, чем какому бы то ни было другому, является одним из самых зрелых. Не говоря уже о том, что роман отличается большим историческим интересом, он — редкий образец и в художественном отношении; написанный изящными, гармоническими стихами, он заключает в себе ряд высоко поэтических картин, иллюстрирован художественными описаниями природы и деревенской
жизни.

Прочтя этот роман, всякий, даже не бывавший в России, может составить себе верное понятие о ее природе и отчасти о деревенском быте. Все четыре времени года нашли себе воспроизведение в «Евгении Онегине» и притом воспроизведение настолько соответствующее действительности, что при чтении романа в душе возникают те же. чувства, какие испытываются при непосредственном созерцании природы.

Вот наступает осень; все стихает, и природа как бы замирает, замирает и жизнь деревенских обитателей.
Зима на Руси — время забав и веселья; катанье в санях, на коньках доступны и составляют удовольствие для всех, без различия пола и возраста. Наступают святки, а с ними и новое развлечение — гадание; гадают все:
Гадает ветренная младость,
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски …

Сколько радости и веселья, сколько тайных тревог и надежд соединено с мыслью о предстоящем гаданьи у каждой деревенской девушки; им всем известны «преданья старины глубокой», и все они одинаково верят «и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны».

Помещики вознаграждают себя за скуку тогда, когда случится бал у кого-либо из них. На него съезжаются все соседи, гремит музыка и паркет трещит под каблуками чрезмерно усердствующих танцоров. После бала,
согласно традиционному обычаю, гости остаются ночевать у хозяев.

Таков был помещичий быт; нельзя не заметить, что он отличался крайней пустотой и полным отсутствием всяких серьезных интересов, чем и объясняется его скука и снотворность.

Что касается быта простого народа, то он, находясь в крепостном состоянии, зависел от воли господ, и личным характером помещика определялась степень его благополучия. Но вообще от него требовали честности и трудолюбия; если господа были добры, то крепостным жилось далеко не плохо; помещик заботился об их благосостоянии в своих собственных интересах, резкой черты разобщения между барином и крестьянином не существовало; молодые служанки, например, работали и гадали вместе с барышнями, старые няни даже пользовались известным уважением в доме. Что касается понятий простого народа, то надо думать, что они были немногим уже, чем понятия их господ, получивших поверхностное французское воспитание.

Онегин надеялся, что деревня хоть как-то скрасит его жизнь, но после двух дней, в течение которых он развлекался и привыкал к новой обстановке, ему и там все наскучило. Чувства Онегина остыли, а вместе с чувствами уснула и душа.
После первой встречи и получения письма Татьяны Онегин изменился. Он стал думать о людях, окружающих его, об их судьбах:
«Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был;
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил…»
Даже при встрече с Татьяной в саду Онегин признается ей в братской любви:
«Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.»
Он дал Татьяне совет учиться властвовать собой, сам Пушкин одобряет его благородный поступок.
Изменился и образ жизни Онегина. Пушкин это описывает так:
«Онегин жил анахоретом;
В седьмом часу вставал он летом
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке;
Певцу Гюльнары подражал,
Сей Геллеспонт переплывал,
Потом свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирая,
И одевался…
…Вот жизнь Онегина святая;
И нечувствительно он ей
Предался, красных летних дней
В беспечной неге не считал,
Забыв и город, и друзей,
И скуку праздничных затей».
Пушкин называет жизнь Онегина в деревне «святой», чего нельзя сказать о его городской жизни.
Чувства Онегина просыпаются и после ссоры с Ленским, его мучают угрызения совести из-за несправедливого поступка. Он сомневается в том, что дуэль состоится, у него возникает мысль предотвратить ее и помириться с Ленским. Но порядки светского общества, слухи о его трусости в случае отказа от дуэли пугают его, и он решается стреляться.
После убийства Ленского Онегин, не найдя себе покоя, уезжает.

Жизнь главного героя в деревне, это вторая глава великого произведения автора. Здесь, очень глубоко, раскрываются душа и нрав героя.

После получения огромного наследства, Евгений Онегин, возвысился духом, и чувствовал себя очень энергично. Именно таким, он приезжает в деревню. Приехав в деревню, Евгений Онегин, нелегко принимает сущность жизни деревенских жителей. Ему тяжело принять жизненный уклад и суету деревни. Он не стремиться найти общий язык с соседями, что в итоге влечёт за его спиной, большие сплетни. Для окружающих, Онегин становиться интересным источником для обсуждения. Со своими высокими интересами, и взглядами на жизнь, он пытается внести радикальные изменения, в жизни деревенских жителей. Изначально, его реформа жизненного уклада, пришла сельчанам по душе, но вскоре, этот интерес проходит, и они осознают, что хорошего с этого ни чего не выйдет. Онегин, становится «белой вороной» в обществе, но находит себе собеседника, а вскоре друга Ленского.

Довольный жизнью, с заграничным образованием, помещик Ленский, был одним из сельских жителей. В отличие от Евгения, он не был травмирован жизнью, и наслаждался каждой минутой своего бытия, и такие слова как любовь и верность, для него имеют святое значение. Два приятеля, находят себя в интересах и противоречию к светской жизни. Онегин и Ленский, прекрасно понимают, что обсуждения духовности, сильно их отличает от сельчан, у которых кроме вина, сенокоса, нет ни чего в голове. Благодаря своему стойкому нраву, Ленский, в отличие от Онегина, стал другом для односельчан, не смотря на свои высокие моральные ценности. С появлением Ольги, жизнь двух друзей значительно меняться. Автор с недоумением выражает образ Ольги, как цветущий ландыш. И за этим цветком, всячески ухаживает Владимир Ленский. Она скромная и доверчивая натура, с голубыми глазами и открытой душой. Всё эти черты, отличали её от своей сестры Татьяны.

Татьяна, была тихой и грустной натурой, не похожа на своих сверстников, она не играла, в семье она была чужой. Татьяна, была упрямой натурой, и её не послушания к родительскому воспитанию, матери и отцу не давали покоя. Ни что её не привлекало к работе, ни вязания, ни помощь по дому. Их родители, были абсолютно разной духовной культуры. Отец не понимал интереса к книгам, мать же, всегда почитала литературу на высшем уровне духовности. Мать всегда подражала своим героям книг, даже пыталась одеваться как они. Мать, вела все домашние дела, работала и искала возможность заработать деньги для семьи. Муж, уважал труд жены, всячески пытался ей упростить работу, даже обедал в халате. К великому семейному сожалению, погибает отец. Его уважали односельчане, на надгробном камне, почётно писали о Дмитрии Ларине, как о простом и добродушном барине.

Именно такой, встретил эту семью Евгений Онегин. Не смотря на это, его пыл, остался таким же не зависимым и недоступным.

Несколько интересных сочинений

    Искусство… Оно способно возродить душу человека их пепла, заставить его испытывать просто невероятные эмоции и чувства. Искусство – это средство, с помощью которого авторы пытаются донести свое мысли до человека, приучить его к прекрасному.

  • Сочинение по произведению Царевна-лягушка 5 класс

    В сказке рассказывается о том, что в одном государстве царь начал думать о том, что его сыновьям пришло время жениться. Царевичей в произведении было трое и все они отправились на поиски невесты

Вторая глава романа Пушкина «Евгений Онегин», написанного в жанре романа в стихах, начинается описанием . Деревенская с трогательной любовью к ней. Далее Пушкин описывает хозяйский дом, названный Пушкиным на европейский манер, замком. В произведениях великого русского поэта нет ничего лишнего и случайного, в каждой строчке заложен глубокий смысл. Это можно заметить, анализируя вторую главу романа. (Кстати, прочесть ее краткое содержание можно ).

К примеру, называя замком господское имение, автор хотел подчеркнуть основательность и прочность дома, в котором поселился Евгений. Описание дома характеризует его бывшего владельца. Выстроив имение однажды, дядя на протяжении сорока лет в нем ничего не менял. Вел без особых нововведений свое помещичье хозяйство и «лет сорок с ключницей бранился».

Далее Пушкин показывает, как живет Онегин в дядином имении, его взаимоотношения с соседями. Это еще одна черточка к . Соседи поначалу стремились подружиться с молодым помещиком из Петербурга. Кто-то лелеял мечту сделать его своим зятем, кто-то искал общения с новым человеком, хотел узнать петербургские новости и сплетни. Но «сначала все к нему езжали». Только сам Онегин не искал ни с кем дружбы и как только видел на дороге кибитку с очередным гостем, буквально удирал на жеребце через задний двор.

Правда, здесь следует сказать о том, что приняв наследство, он заменил крестьянам барщину легким оброком. Чем еще больше оттолкнул от себя соседей. В этом его поступке отразилось настроение дворянской молодежи того времени, стремление самого Онегина к прогрессу.

Во второй главе Пушкин вводит еще одного героя – , тоже приехавшего в свою деревню почти в одно время с Онегиным. Ленский во всем противопоставляется Онегину. Если Евгений – мастер лицемерия, то Ленский честен с людьми и искренен. Того же он ждет от окружающих, а потому наивен и доверчив, как ребенок. Онегин остыл и все ему скучно, Ленский смотрит на мир широко распахнутыми глазами, влюблен в жизнь, в природу, окружающую его. Его душа не успела развратиться, как душа Онегина, он лишен скепсиса, любит людей и саму жизнь.

Образование Онегина домашнее, знания разрозненные, не имеющие логической системы. Ленский – выпускник Германского университета, имеет стройные знания, которые он готов применить на деле. По своему характеру, складу ума и пылкости души образ Ленского похож на самого Пушкина. К тому же он, как и , пишет стихи. Но Ленского Пушкин тоже писал не с себя.

Посещение могил Дмитрия Ларина и родителей – это еще один штрих к портрету Ленского. Этот эпизод свидетельствует о тонкости и душевной чуткости юного поэта.

Ленский, как и Онегин, был завидным женихом в российской глубинке, и хотя разговоры соседей о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне не вызывали в Ленском интереса, он не избегал общения с ними. От соседей Ленский узнал об Онегине, и захотел познакомиться с ним.

Молодые помещики стали часто встречались. притягивала их друг к другу, им вместе было интересно. Катаясь на лошадях, Онегин и Ленский спорили на экономические и политические темы, обсуждали вопросы науки, религии, говорили о поэзии.

Анализ 2 главы романа Пушкина «Евгений Онегин» показывает, что она построена на противоположностях. Онегину противопоставляется Ленский. В этой же главе Пушкин знакомит читателя с , которую любит Ленский. Простодушной и общительной Ольге противопоставляется ее старшая сестра – диковатая, молчаливая . Грустная и задумчивая девушка является антиподом своей младшей сестры – живой и энергичной.

Любовь Ленского и Ольги в значительной степени была им внушена родителями и общественным мнением. Ольга и Владимир росли вместе. Вероятно, родители между собою были дружны, и часто наезжали друг к другу вместе с детьми. Родители мечтали поженить своих детей. Эти разговоры и внушили послушным детям чувство привязанности, принимаемое ими за любовь. У Ольги не было других объектов обожания. Но она была способна легко увлечься другим, появись на ее небосклоне новое привлекательное лицо. А Ленский, выросший, как и Татьяна, на романах, был мечтательной натурой, и за любовь принимал желание любить и быть любимым.

Татьяна любила читать романы, была мечтательной, склонной к мистике, натурой. Даже Онегин после знакомства с сестрами, заметил Ленскому, что поэтической душе юного друга больше подходит мечтательная и задумчивая Татьяна. А Ольга мила, очаровательна, и похожа на куклу. Красота ее способна быстро надоесть, как надоела автору.

Так почему не Татьяна, а Ольга стала любовью Владимира Ленского? Ответ кроется в этих строках: «и были детские проказы ей чужды». Когда приезжали гости с детьми, она предпочитала уединяться в комнате, или где-нибудь в саду. И зная склонность Татьяны к одиночеству, добрые родители ей не докучали, предоставив ее самой себе.

Разумеется, художественное пространство в «Евгении Онегине» не исчерпывается только изображением городов. Одно из значительных мест в романе занимают образы, навеянные русской деревней. Причем это понятие с самого первого появления в романе становится в определенном смысле символичным. Об этом говорят эпиграфы, предпосланные Пушкиным второй главе: «O rus!.. (Hor.) – О Русь!» К этому знаменитому эпиграфу обращались не единожды Ю.М. Лотман, Н.Н. Скатов, В.А. Кошелев, говоря об игре слов: латинского «rus» («деревня») и русского «Русь». Пушкин дает каламбурный перевод, воспользовавшись совпадением звучания этих слов. В.А. Кошелев справедливо полагает, что «под пером русского писателя этот мнимо-шутливый каламбур неминуемо получал «расширительное» значение»131. Не менее правомерно замечание литературоведа Г.П. Макогоненко, который писал: «Петербургу с его омутом света и оторванной от национальной почвы культурой столичного дворянства противостояла Русь – хранительница национальных традиций, обрядов и нравов, высокой поэтической культуры народа, …мир русской деревни»132.
Без сомнения, в нашем восприятии пушкинское пространственное сопоставление «Русь – деревня» имеет ряд дополнительных смысловых оттенков. Известно, например, что на русскую культуру исключительно сильное воздействие оказало Просвещение, особенно та сторона этого явления, которая связана с концепцией «природного человека» Ж.-Ж. Руссо, нашедшей свое отражение в русском сентиментализме и в дальнейшем получившей свое развитие в русской литературе и философии. Возможно, не зря любимая героиня Пушкина Татьяна так увлечена европейскими сентиментальными романами: руссоистское восприятие мира и человека прочно укоренилось на русской почве. Основная оппозиция Просвещения – «Природа – предрассудок», «естественное – извращенное» получила особую интерпретацию в творчестве Пушкина. Очень верно отметил Ю.М. Лотман: «Гибельной цивилизации… противостоит естественная жизнь русского крестьянина, носителя здоровой морали и природных добродетелей… Естественное стало отождествляться с национальным. В русском человеке увидели «человека Природы», в русском языке – естественный язык, созданный самой Натурой»133.
Деревня – это образ иного стиля жизни, отличного от жизни в столицах,
а значит, и символ скуки, оторванности от общественного веселья: «…и в деревне скука та же…» (V, 32), «В глуши, в деревне все вам скучно…» (V, 70), «Деревня той порой//Невольно докучает взору//Однообразной наготой…» (V, 94) и т. д. После стремительного движения первой главы читатель оказывается в медленном, статичном и по­чти беззвучном пространстве: «Онегин шкафы отворил;//В одном нашел тет­радь расхода,//В другом наливок целый строй,//Кувшины с яб­лочной водой//И календарь осьмого года» (V, 37). «Время как будто с раз­бегу остановилось, обозначив пропасть, которая разделяет Россию петербургскую и деревенскую Русь»134, - таково тонкое наблюдение В.С. Непомнящего. Как считает В.А. Кошелев, глава, посвященная деревне, относительно других глав – «самая «неинформационная» и самая описательная; единственное сюжетно значимое событие в ней – «отповедь» Онегина, которая как бы обрывает завязавшийся любовный сюжет»135. Далее описывается повседневная деревенская жизнь героев, рисуется картина наступающей осени и зимы, и все заканчивается диалогом Онегина и Ленского: приглашением на будущие именины Татьяны. И, тем не менее, эта самая бессобытийная глава оказывается и наиболее сюжетно направленной, ведь «отповедь» Онегина получает продолжение, а приглашение в «свою семью» станет роковым: именно с него начинает разворачиваться будущая трагедия героев романа.
По точному высказыванию В.А. Кошелева, «деревня, сопоставимая с Русью, неожиданно поворачивается необычной стороной и, соединяя «скуку» и «блаженство», «обыденность» и «особенную физиономию», изменяет устоявшиеся представления и деяния»136.
Пожалуй, основным в образе деревни нужно считать то, что она прежде всего - символ «природности»:
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой…
(V, 33)

…Она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню…
(V, 163)

Описаниям природы принадлежит в романе важное место. Пейзаж присутствует в «Евгении Онегине» в виде развернутых законченных кар­тин, внешне выполняя роль своеобразных введений к отдельным главам или предваряя новые сюжетные эпизоды внутри глав. В целом пейзаж, как и быт, служит для создания в романе той реальной обстановки, в которой протекают развивающиеся в нем события. Сюжетное содержание большей части рома­на связано с деревенской тематикой, поэтому естественно, что автор уделяет большое внимание пейзажным зарисовкам. После приезда Онегина в деревню дяди следует описание природы:
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали села; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
(V, 36)

«Приют спокойствия», «прелестный уголок» - вот основной лейтмотив изображения деревенского пейзажа данной строфы романа. И соответственно общая стилистическая тональность картины не лишена элемента идилличности. Как верно отмечал исследователь Ю. Стенник, «тональность изображения природы близка к номенклатурному трафарету традиционного сентиментального пейзажа, своеобразного «приюта» изгнанника света: «уединенные поля», «сумрачная дуброва», «журчанье тихого ручья» - это все классические признаки обобщенного элегического пейзажа, восходящего в русской поэзии к сентиментализму»137. А если учесть, что частично эта номенклатурность служит раскрытию облика скучающего Онегина, то перед нами – один из приемов пушкинской характерологии. Совсем иное мы видим, когда изображение природы соотносится с образом Татьяны: ро­мантическая окрашенность пейзажа объясняется роман­тическим мировосприятием самой героини. Ее внутренняя близость к миру природы – это несомненное указание на ее органичность, нравственное здоровье. Пейзаж затрагивает самые лирические чувства в читателе, вызывая в нем глубокое сопереживание и сочувствие делам и мыслям героев, понимание чувств автора. В VII главе романа, перед отъездом в Москву, Татьяна с грустью прощается с родными местами:
«Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая природа;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…»
(V, 152)

Д.С. Лихачев писал, что «в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие… Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем… Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека»138. Опираясь на это высказывание, можно говорить о том, что «русская душою» пушкинская героиня прощается с природой как живым свидетелем ее прежней свободной, тихой жизни.
Ю.М. Лотман высказывает интересную мысль о создаваемом каждой, в том числе и русской, культурой пространственном образе мира. «Сложны отношения человека и пространственного образа мира, - пишет исследователь. – С одной стороны, образ этот создается человеком, с другой – он активно формирует погруженного в него человека»139. В узком смысле этот образ является «средой», формирующей личность, и уже неоднократно отмечалось, что Онегин и Татьяна оказались в различных условиях, что сказалось на формировании их характеров и взглядов на мир.
Мы можем сделать вывод, что через связи, которые существуют (или, напротив, не существуют) между героями и природой, автор может внутренне характеризовать их, определять их нравственную и духовную ценность. Как верно отмечал Г.Д. Гачев, «первое, очевидное, что определяет лицо народа, - это Природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. <…> Здесь коренится и образный арсенал национальной культуры (архетипы, символы), …все весьма стабильные. Нельзя ее [природу] сменить без потери своей национальной сути». Исследователь прибегает к широкому обобщению, и его высказывание подтверждает нашу мысль о том, что природа для Пушкина – одно из самых эффективных средств воссоздания картины русского мира, жизни народа, страны, движения истории.
Русская природа в романе «Евгений Онегин» - это некая основа, без которой и вне которой историческая жизнь выглядела бы как бесчеловечная и абстрактная, ничего не говорящая уму и сердцу читателя. В.Г. Белинский утверждал, что невозможно «быть оригинальным и самостоятельным, не будучи народным», и называл Пушкина подлинным художником русской литературы. Действительно, народность Пушкина состоит в органической связи с русской природой, жизнью и мировоззрением народа.