Камиль сен санс самсон и далила. Библейские сказания: Самсон и Далила. История создания и постановки

На либретто (по-французски) Фердинанда Лемера, основанное на Книге Судей.

Действующие лица:

ДАЛИЛА, жрица бога Дагона (меццо-сопрано)
САМСОН, предводитель иудеев (тенор)
ВЕРХОВНЫЙ ЖРЕЦ ДАГОНА (баритон)
АБЕМЕЛЕХ, газский сатрап (бас)
СТАРЫЙ ИУДЕЙ (бас)

Время действия: библейское.
Место действия: Газа.
Первое исполнение: Веймар (по-немецки), 2 декабря 1877 года.

Попросите любого любителя музыки наобум назвать сюжет, легший в основу наибольшего числа опер, и он, вероятно, назовет либо Фауста, либо Орфея, либо, вполне возможно, Ромео. У меня нет уверенности в том, каков должен быть правильный ответ, поскольку нет описаний сюжетов тех 28000 опер, которые хранятся в Национальной библиотеке в Париже, не говоря уж о тысячах тех, которые не попали во Францию. Но в самом начале такого списка, я уверен, был бы сюжет с Самсоном. Я обнаружил свидетельства об одиннадцати трактовках этого сюжета, существовавших до того, как к нему обратился Сен-Санс. Это не считая, конечно, генделевской интерпретации драмы Мильтона - произведения, написанного в жанре не оперы, а оратории. И отнюдь не все они принадлежат перу нынче забытых композиторов. Одна из них, например, творение Рамо, либреттистом которого в данном случае был не менее знаменитый человек - Вольтер. Другая принадлежит немцу Иоахиму Раффу. Довольно странно, что при том, что каждый из этих композиторов был не только именитым музыкантом, но также влиятельной персоной, ни одна из их самсоновских опер никогда не была поставлена.

У Сен-Санса тоже были некоторые проблемы, прежде чем он увидел исполнение своего творения в полном виде и прежде чем он смог услышать его в своей собственной стране. Его кузен Фердинанд Лемер вручил композитору либретто в 1869 году, и партитура уже значительно продвинулась, когда разразилась франко-прусская война. Она прервала работу над оперой на два года, после чего она пролежала еще два года на письменном столе композитора. Наконец произведение услышал Лист. Всегда с большим энтузиазмом помогавший молодым людям, этот аббат взял партитуру и организовал мировую премьеру оперы в Германии, в Веймаре. Она называлась «Самсон и Далила». Произошло это в 1877 году. Лишь спустя тринадцать лет она была поставлена на родине композитора в парижской «Гранд-опера» и с тех пор составляет основу репертуара этого театра, идя на его сцене один или два раза в месяц вот уже более столетия год за годом.

В англоговорящих странах она тоже медленно прокладывала себе путь. В Англии она подпадала под закон (а в Америке - предубеждение), направленный против изображения библейских персонажей на сцене. Вот почему в этих странах она была исполнена в виде оратории. В Англии она не ставилась как опера вплоть до 1909 года, а в Соединенных Штатах, несмотря на несколько отдельных представлений оперы еще в XIX веке, она вошла в постоянный репертуар «Метрополитен-опера» лишь в 1916 году. Тогда, с труппой, возглавлявшейся Карузо и Маценауэром, опера произвела такое сильное впечатление, что осталась в репертуаре на многие годы. Сегодня, однако, имеется интересное различие в стандартах постановки: публика требует - и получает - Далилу, которая тоже выглядит и поет как коварная женщина.

В 1947 году, когда опера Сен-Санса была временно снята с репертуара, в «Метрополитен» вместо нее была поставлена одноактная версия этого сюжета Бернарда Роджерса, озаглавленная «Воитель». В этой опере глаза Самсону выкалывают самым что ни на есть реалистическим образом - с помощью раскаленного железного прута, прямо на сцене по ходу действия. Руководству театра пришла в голову счастливая мысль дать этот спектакль в качестве приманки, вместе с другой одноактной оперой - «Гензель и Гретель» Хумпердинка - на субботнем утреннем представлении для малышей. Естественно, произведение бедного мистера Роджерса не имело успеха у родителей, которые привели своих чад отнюдь не на спектакль со столь устрашающим сюжетом, а на детскую оперу Хумпердинка. В результате опера Сен-Санса была восстановлена в репертуаре.

ДЕЙСТВИЕ I

В палестинском городе Газа израильтяне находятся в рабстве у филистимлян. Они собрались ранним утром на городской площади, здесь Самсон призывает их к активному сопротивлению. Иудеи, измученные издевательствами завоевателей, колеблются и сомневаются в успехе своего сопротивления, но в конце концов страстный призыв Самсона воодушевляет их. Их волнения вынуждают явиться сюда Абемелеха, сатрапа Газы, чтобы выяснить, что же здесь происходит. Его ядовитые насмешки и колкости, а также призыв оставить бога Иегову ради Дагона возбуждают у иудеев ненависть к нему. Самсон пробуждает в израильтянах столь сильное чувство негодования, что они восстают («Israel, burst your bonds» - «Израильтяне, разорвите свои оковы»). Абемелех нападает на них; Самсон выбивает у него меч и убивает его. Филистимляне в панике бегут; Самсон во главе иудеев преследует их.

Двери храма бога Дагона открыты. Из них выходит верховный жрец со своей свитой. В патетических тонах он шлет проклятье Самсону. Однако ему не удается вернуть филистимлянам уверенность в себе после того ужаса, который они недавно пережили. И когда возвращаются израильтяне, верховный жрец и все его окружение предпочитают удалиться.

Настал час великого триумфа Самсона. Именно в этот момент обольстительная жрица Далила выступает вперед из храма Дагона вместе с хором своих, столь же пленительных юных прислужниц. Они приветствуют торжествующего героя, украшая его гирляндами, обольщают его песнями и танцами. Далила шепчет ему, что он уже царит в ее сердце, и поет обольстительную арию о весне («Printemps qui commence» - «Весна начинается»). Один из иудейских старейшин предостерегает Самсона, но молодой герой, который уже имеет репутацию человека, подверженного чарам женской красоты, совершенно покорен Далилой.

ДЕЙСТВИЕ II

На долину Сорек опускается ночь. Приближается гроза. Короткое вступление ко второму действию создает впечатление, как это может сделать музыка, - что ночь будет прекрасна. Далила, одетая настолько обольстительно, насколько позволяют это нормы приличия в большой опере, ожидает в роскошном восточном саду своего возлюбленного. Она ненавидит его как врага своего народа и в полной энергии и силы арии («Amour! viens aider та faiblesse!» - «Любовь! Приди помочь, моя слабость!») молит бога любви помочь ей лишить его силы.

Верховный жрец приходит, чтобы сказать ей, что дела идут все хуже и хуже, поскольку иудеи, некогда рабы, теперь восстали против своих прежних хозяев. Зная хорошо тщеславие красавиц, он специально сообщает, что Самсон хвастался тем, что ей не удастся подчинить его себе. Но Далила и так вполне ненавидит Самсона и без этого подстрекательства. И позже, когда верховный жрец обещает щедро одарить ее, если ей удастся разведать секрет его силы, она говорит ему, что никакого вознаграждения не нужно. Она уже трижды пыталась выведать эту тайну - и все три раза терпела неудачу. Но на сей раз она клянется, что добьется успеха. Самсон, она уверена, раб любовной страсти, и теперь оба - Далила и верховный жрец - поют триумфальный дуэт по поводу их грядущей победы, в которой они не сомневаются.

Разражается ужасная буря. Верховный жрец удаляется, а Далила с нетерпением ожидает Самсона. Когда он в конце концов появляется из мрака ночи, он шепчет себе, что желает лишь одного - освободиться от чар Далилы. Он пришел проститься с нею, так как должен служить своему народу. Он не обращает внимания на ее решимость удержать его и на ее женские хитрости, которые содержат не только любовные утехи, но также сентиментальные воспоминания о наслаждениях в прошлом, гнев и слезы. Видя, что он смягчается, она поет знаменитую арию «Mon coeur s"ouvre a ta voix». В концертном исполнении она гораздо меньше впечатляет, чем в опере, поскольку в концерте, где нет сценического партнера, нельзя столь выразительно передать любовные излияния Самсона Далиле в конце каждого куплета.

Далила снова спрашивает, в чем секрет его огромной силы, но Самсон снова отказывается раскрыть его. Но когда Далила в конце концов отталкивает его, называет его трусом и выталкивает из дома, Самсон совсем теряет рассудок. В раскатах бушующей бури он в отчаянии простирает руки к небу и медленно следует за Далилой в ее дом. Из библейской истории все знают, что произошло в доме с Самсоном и его волосами. За сценой слышен удар грома. В блеске молнии видны фигуры филистимлянских воинов, тихо окружающих дом Далилы. Неожиданно она появляется в окне и призывает на помощь. Слышен вопль Самсона: он кричит, что его предали. В дом врываются воины, чтобы схватить его.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Потеряв своего могущественного вождя, иудеи скорбят, и их хор - в темнице за сценой - горько жалуется на то, что Самсон предал бога их отцов. На сцене ослепленный Самсон вращает мельничный жернов, к которому его привязали его истязатели на тюремном дворе. В агонии отчаяния он взывает к Иегове, чтобы тот принял его жизнь - лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников. Неумолимо и безжалостно хор за сценой продолжает осуждать его. В конце концов тюремщики уводят его.

Сцена 2. В храме Дагона перед огромной статуей их бога филистимляне празднуют победу. Танцующие девушки поют победный хор, который - в первом действии - они пели Самсону. Балет исполняет «Вакханалию».

Когда маленький мальчик проводит здесь ослепленного Самсона, все провожают его презрительным смехом. Далила, с бокалом вина, подходит к Самсону и, издеваясь над ним, напоминает ему о минутах, которые он провел в ее объятиях. Верховный жрец с утонченной издевкой обещает обратится в иудея, если Иегова столь могуществен, чтобы вернуть Самсону зрение. Самсон, устремив свой невидящий взор к небу, молит Господа отомстить за такую ужасающую нечестивость.

Но вот начинается самая важная часть церемонии жертвоприношения. На алтаре вспыхивает священный огонь, и - в качестве кульминации - Самсон должен пасть на колени перед Дагоном. Под звуки триумфального пения филистимлян маленький мальчик ведет Самсона между двух огромных колонн, где он должен совершить почтительный поклон. Очень спокойно наш огромных размеров герой говорит мальчику, чтобы он покинул храм. Тем временем хвалы, обращенные к Дагону, становятся все громче и громче. Наконец Самсон обхватывает две колонны, возносит молитву, чтобы в последний раз продемонстрировать свою силу, и с устрашающим воплем сдвигает колонны с места. Филистимляне в ужасе впадают в панику и пытаются выбежать из храма. Но слишком поздно: весь храм рушится, погребая под своими обломками всех, включая Самсона и Далилу.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Сен-Санс оставил свыше десяти произведений для музыкального театра (в том числе балет «Жавотта»). Но лишь одно из них удержалось в репертуаре. Это - опера «Самсон и Далила» на библейский сюжет (1866-1877, впервые поставлена в Веймаре; в Париже показана только в 1892 году).

В произведении Сен-Санса использован тот же сюжет, что и в известной оратории Генделя, но в другой трактовке. Классик ораториального творчества стремился передать прежде всего героический дух библейского сказания: в центре его внимания не погрязшие в пороке филистимляне, но страдающий иудейский народ, возглавленный могучим Самсоном на освободительную борьбу. Иное у Сен-Санса: его опера представляет собой не драматически-конфликтное действие, а скорее ряд красочных картин, где удача более сопутствовала композитору в изображении изнеженности филистимлян и обольщений Далилы, нежели суровости иудеев и героики Самсона. Именно образ коварной соблазнительницы и ее окружения стал центральным в опере.

Музыкальная характеристика Далилы отличается пластичностью, чувственным очарованием, мелодикой широкого дыхания, плавно ниспадающей. Просвечивают в ней и своеобразно преломленные «ориентализмы» (хроматика, лады дорийский, фригийский и т. п.). Эта интонационная сфера устанавливается с первого же выхода героини - на фоне прозрачно звучащего хора девушек- филистимлянок, славящих весну. Дальнейшее развитие таких музыкальных образов содержится в причудливом танце жриц храма Дагона. Кульминация I акта - трехчастная ария Далилы «Весна появилась» (E-dur) знаменует начальный этап обольщения Самсона; характер музыки еще сдержанный, мелодии проще, более песенны, чем в последующих ариях:

II акт - самый действенный в опере. Оркестровая прелюдия живописует южную ночь, близится гроза; этот тревожный фон неоднократно возникает на протяжении всего акта, завершаясь в момент высшего драматизма грозой. Второй этап обольщения закреплен также в трехчастной арии Далилы «Любовь, дай свое обаянье» (As-dur):

Драматургическая вершина оперы - большой дуэт с Самсоном (обрамлен темой грозы в оркестре). Развернутая диалогическая сцена имеет несколько разделов; один из них образует третья ария Далилы, ставшая очень популярной на концертной эстраде - «Открылася душа» (Des-dur). Здесь сосредоточено все наиболее характерное (ср. пример 208), что присуще музыкальной характеристике героини:

B III акте, как и в первом, широко выписан лагерь филистимлян; его музыка тесно связана с интонационной сферой Далилы. Наиболее впечатляют хор в храме Дагона и балетные сцены вакханалии, нередко исполняемые в симфонических концертах.

Таковы лучшие номера оперы, картинная живописность которых напоминает стиль музыкально-сценических произведений Берлиоза. Влияние последнего обнаруживается и в кантатно-ораториальных сочинениях Сен-Санса. Среди них широко развернутая, в духе симфонической поэмы, музыкальная картина «Потоп» (на библейский сюжет), кантата «Лира и арфа» (по оде Гюго).

М. Друскин

Дискография: CD - Deutsche Grammophon. Дир. Баренбойм. Самсон (Доминго), Далила (Образцова), Верховный жрец (Брузон), Старый иудей (Ллойд) - Philips. Дир. Дейвис, Самсон (Каррерас), Далила (Бальтса), Верховный жрец (Саммерс), Старый иудей (Бурчуладзе).

Опера в трех действиях (четырех картинах);
Либретто Ф.Лемера на основе библейской легенды.

Действующие лица:
Далила, жрица Дагона - меццо-сопрано
Самсон, Судья Израилев - тенор
Верховный жрец Дагона - баритон
Абимелех, газский сатрап - бас
Старый иудей - бас
Гонец филистимлян - тенор
1-й филистимлянин - тенор
2-й филистимлянин - бас
Иудеи, филистимляне, жрецы.

Действие происходит в Палестине - на западном берегу реки Иордан и в секторе Газа в эпоху Судей Израилевых (около XII в. до н.э.)

Самсон - один из Судей Израилевых - был самым сильным человеком на земле. С самого рождения не стриг Самсон волос, в них-то и заключалась чудесная сила его, дарованная Господом. Был Самсон защитником народа своего и разил врагов он беспощадно...

Действие первое.
Темная ночь спустилась на палестинский город Газа, светит луна.

На площади перед храмом бога Дагона собралась огромная толпа иудеев. Коленопреклоненные, они молятся. Звучит скорбный хор "Бог Израиля":
- Боже, услышь чад своих. На коленях молим Тебя. Отведи гнев Свой от народа Твоего. Шо мы тебе-таки сделали? Разве не приносили мы жертв тебе? Так почему же оставил Ты нас, Господи, и предал в руки проклятых филистимлян? Теперь враги пожгли родные хаты, скот угоняют, зерно отбирают... Разве для того Ты велел уйти нам из Египта, чтобы мы опять попали в рабство? Господи, ну, помоги же нам. Шо тебе, трудно, что ли?
Из толпы выходит Самсон. В свете факелов, играя бицепсами, для пущего эффекта смазанными постным маслом, он призывает народ свергнуть власть филистимлян:
- Братья и сестры! Что толку бессильно роптать? Надо действовать! Господь вложил слова Свои в мои уста! Братья, возьмемся за пращи, камни и палки и свергнем власть захватчиков. Свобода близка! Порвем оковы и принесем их на алтарь Бога Израиля!
- Напрасные слова! Безумный человек! А не слишком ли ты много за себя знаешь? - шикают на Самсона иудеи. - Как мы можем сражаться с филистимлянской регулярной армией камнями и палками? Думай, что ты говоришь!
- Братья! - не унимается Самсон, - молитвы - это хорошо. Но мало. Вспомните, что сказал Господь: око за око, зуб за зуб! Мы должны сражаться, и тогда Он поможет нам.
Однако не верит народ Самсону. Отворачиваются люди от него или открыто насмехаются. И снова Самсон призывает иудеев подняться на борьбу. И, словно услыхав его, Господь послал на землю лунное затмение. Испугались люди. А Самсон этим воспользовался и давай опять за свое: "Свергнем могучей рукою гнет вековой навсегда!". Вот тут-то поверили иудеи, что через Судью Своего сам Господь говорит. И как только поверили, стало ночное светило выходить из тени земли.
- Чудо! На борьбу! На борьбу! - поют боевой марш иудеи.
Но вот распахиваются двери храма бога Дагона, и на ступенях в сопровождении свиты вооруженных людей появляется газский сатрап Абимелех. Его лицо перекошено от гнева. Оно и понятно - всю ночь проклятые иудеи не давали никому спать своим стоном, что у них песней зовется. А теперь еще и боевые марши распевают.
- Что вы тут горланите? Вам что, заняться больше нечем? Хватит уже! Не слышит вас Бог ваш. Надоели вы ему. Лучше поклонитесь Дагону - самому всемогущему богу. И нечего тут думать о восстаниях всяких, лучше сдайтесь на милость победителей.
- Эй, а ну-ка заткни свой грязный рот, - перебивает его Самсон. - Господь наш велик, и Он нам поможет, можешь не сомневаться. Пробил час, и никому не будет пощады!
Осмелевшие иудеи поддерживают своего лидера. Они окружают отряд газского сатрапа. Самсон вырывает из рук Абимелеха поднятый меч и одной левой расправляется с ненавистным филистимлянином. Солдаты в панике пытаются бежать, но восставшие иудеи пускаются за ними в погоню.
На площадь из храма выходит верховный жрец бога Дагона и в ужасе застывает перед трупом Абимелеха.
- Что мы видим? Абимелех! Проклятые рабы! Как такое случилось, почему позволили им скрыться?
- Мне страшно! - шепчет первый филистимлянин. - Кровь стынет в жилах!
- А у меня колени дрожат, - подвывает ему второй. - Что же делать? Что же делать?
- О, великий Дагон, - призывает верховный жрец, - нашли пагубу на иудеев!
Появляется гонец филистимлян и, обращаясь к жрецу, говорит:
- Господин, восстали иудеи, и предводитель их Самсон страшен в гневе своем. Силушка у него небывалая, и никто не может справиться с ним.
- Надо уходить из города, - ноют два филистимлянина, - а то будет еще хуже, всех нас перебьют. Бежим, бежим!
- Нет, - отвечает им верховный жрец. - Призываю вас, силы небесные, отомстить Самсону. Предрекаю, придет возмездие ему от руки женщины, которую сей богатырь полюбит! Да будет так! А пока уберите труп Абимелеха.
Филистимляне поднимают на руки бездыханное тело и несут его в храм. За ними уходит и верховный жрец.

Постепенно светает. На площади появляются старейшины иудеев. Они пришли молиться Богу, чтобы не оставил Он народ свой в борьбе и покарал филистимлян. К ним присоединяются другие иудеи, которые поют хвалебные песни в честь первой победы над врагом, и славят Самсона, вставшего во главе иудейских воинов. Среди молящихся и сам славный герой, подоспевший после ночной погони.
Из ворот храма выходят филистимлянские девушки. В руках у них гирлянды из свежих цветов. Они поют песни о весне, птичках и пчелках. И конечно о любви, просыпающейся в людских сердцах.

Среди девушек выделяется своей красотой прекрасная Далила. Но не обращают на девиц никакого внимания иудеи. Тогда, обращаясь прямо к Самсону, Далила поет свою первую арию:
- Наступившая весна приносит надежду влюбленным сердцам. Ее дыхание уносит прочь все несчастья. Все горит в нашей душе, и этот сладостный огонь осушает наши слезы. Она приносит на землю сладкую тайну, плоды и цветы. Напрасно я так красива! Мое сердце полно любви, и плачет по неверному. Жду его возвращения! В моем сердце еще жива надежда и воспоминания о прошедшем счастье. В мрачной ночи я, несчастная любовница, жду и плачу. Моя грусть исчезнет, только когда он вернется ко мне. Его ждет нежность, и сладостное опьянение, и сжигающая любовь.
- О Боже, - как в бреду говорит Самсон, - какая красота, какой чудный, от природы правильно поставленный голос. Я болен, болен! Я влюблен!
- Приди ко мне, герой, - продолжает мурлыкать на ухо Самсону Далила, извиваясь в эротическом танце, - я успокою и дух твой мятежный и тело твое. Со мной забудешь ты тревоги все и узнаешь сладость любви.
- Не слушай её, - предостерегает богатыря старый иудей. - В словах её змеиный яд. Она специально хочет отвести думы твои от народа твоего.
Но Самсон уже не может контролировать себя. Он твердит лишь одно:
- Красавица! Богиня! Ангел!
Напрасно старый иудей пытается удержать Самсона от греха великого. Послушно, как кролик, зачарованный удавом, идет Самсон вслед за Далилой, не в силах сопротивляться охватившей его страсти.

Действие второе.
Домик Далилы в долине Сорек утопает в буйной тропической зелени.

Душно. Приближается гроза. На ступенях, ведущих во внутренние покои, сидит Далила. Она ждет Самсона. Но не любовью заняты мысли прекрасной филистимлянки. Далила поет свою вторую арию:
- Самсон сегодня должен быть здесь. Вот час мести, который должен удовлетворить наших богов! Любовь! Приди поддержать мою слабость. Отрави ядом мою грудь. Пусть из-за любви Самсон погибнет. Напрасно пытается он забыть меня! Может ли он погасить огонь воспоминаний? Он мой раб. Мои братья боятся его гнева. Только я среди них самая смелая и удержу его на своих коленях. Против любви его сила напрасна. И он, сильнейший среди сильных, он, кто побеждает народы - он падет, сраженный моими чарами!
Вдалеке сверкнула молния... Из-за деревьев появляется... нет, не Самсон, а верховный жрец бога Дагона.
- Можно войти, Далила?
- Заходи, святой отец. Что привело тебя ко мне? - интересуется женщина.
- Ты знаешь, что нас тревожит. Иудейские террористы совсем замучили. Покоя не дают. И вдохновляет их Самсон. От одного имени его разбегаются наши войска. Надо его извести, иначе не видать нам спокойной жизни. Послушай, Далила, если ты выведаешь, в чем заключена сила Самсона, то мы вознаградим тебя. Ты станешь очень, очень богатой!
- Да как ты смеешь говорить мне о деньгах? - искренне негодует филистимлянка. - Я так ненавижу Самсона и так сильно люблю родину, что с радостью сделаю все, что сможет помочь нам погубить богатыря.
- Вот и умница! От тебя потребуется совсем немного. Ты только должна узнать, где у Самсона спрятана батарейка, которая делает его таким сильным и непобедимым. Остальное предоставь нам. Уж мы все сделаем, как надо.
- Хорошо! - отвечает Далила. - Но не все так просто. Самсон скрытен. Даже в минуты горячих ласк он ничего мне рассказывает. Однако сегодня я выведаю его секрет.
- Да будет так! - верховный жрец благословляет женщину. - А я с солдатами схоронюсь в саду. Как только ты все узнаешь, позови нас. Смерть Самсону!
- Смерть!
Жрец уходит во тьму. Уж полночь близится, а Самсона все нет... все нет. Далила не находит себе места.
Снова сверкает молния, гром грохочет. Из темноты появляется иудейский вождь. Мрачны думы его. Все в этом месте напоминает ему о страсти и любви. Но должен он покинуть Далилу навсегда, чтобы не потерять доверие народа своего. И так уже ропщут старики, что променял он братьев своих на филистимлянскую шлюху.
Увидала его Далила. Бросившись ему навстречу, она обвила шею Самсона. Страстны ее поцелуи, но холоден герой.
- Ты пришел! Пришел! Любовь моя! Я так ждала! Как я истосковалась по тебе! О, милый мой, - ластится красавица.
- Оставь меня, - отвечает Самсон.
- Да, что с тобою, любимый? Ты не здоров?
- Пришел проститься я с тобой. Сейчас уйду и более сюда не возвращусь.
- Но, почему? Ты меня больше не любишь? Тебе противны мои ласки?
- О Боже, что за мука! Далила, прекраснее тебя нет никого на белом свете. Воспоминания о нашей любви наполняют сердце мое счастьем. Но я не могу больше встречаться с тобой. Я должен сделать выбор: или ты или мой народ. И выбор сделан, Далила. Сюда я больше не ездец.
- Как ты жесток! - плачет женщина. - Я так тебя люблю, а ты меня бросаешь! Вот плата мне за разбитое сердце. Уходи же, уходи! Иди к своим братьям...
- Не плачь. Твои слезы жгут мне сердце. Dalila! Dalila! Je t"aime! (люблю тебя, короче).
- Бог, более могущественный, чем твой, говорит моими устами. Это - бог любви, мой бог! И если тебя трогают воспоминания, напомни своему сердцу прекрасные дни, когда ты лежал на коленях возлюбленной.
- Безумная! Как ты можешь обвинять меня, когда только для тебя живет моя душа. Да поразит меня молния! И пусть я погибну в ее пламени!.. (тут сверкают молнии, и раздается очередной раскат грома). ...Для тебя я забыл даже своего Бога! За тебя умру! Dalila! Dalila! Je t"aime!
И тут Далила поет свою 3-ю (и последнюю) арию.
- Мое сердце открывается твоему голосу, как цветок открывает свой бутон с восходом зари! Возлюбленный, осуши мои слезы. Говори еще! Скажи, что вернулся к Далиле навсегда! Повтори свои нежные клятвы, которые я обожаю. Ответь моей любви. Опьяни меня!
- Dalila! Dalila! Je t"aime! - снова, как баран, талдычит Самсон.
- Как колосья в полях колышутся на легком ветру, так же дрожит моя душа при звуках твоего дорогого голоса. Стрела не так трепещет в сердце, как твоя возлюбленная в твоих руках! Ах, ответь на мою любовь!
- Поцелуями я осушу твои слезы и изгоню тревоги из твоей души.
- Dalila! Dalila! Je t"aime!
Дальше Самсон и Далила повторяют в дуэте все то же самое еще раз. И в конце Самсон снова поет немудреную фразу:
Dalila! Dalila! Je t"aime! - но уже с красивой и длинной (ну, кто как может, разумеется) ферматой на си-бемоле.
Так богатырь покорился любви. Но еще не выведана тайна его силы. Далила переходит в наступление:
- Нет, нет, я тебе не верю. Ты говоришь, что любишь меня. Но это только слова. Докажи свою любовь!
- На это я всегда готовый, - отвечает Самсон, проворно скидывая набедренную повязку.
- Я не об этом говорю...
- А что же ты хочешь от меня?
- Доверься мне. Открой мне тайну твоей чудесной силы.
Снова молния сверкает, на этот раз уже над самым домом Далилы.
- Я не могу открыть тебе эту тайну, - горестно говорит Самсон. - Моя сила от Бога.
- Так ты меня не любишь? Прочь, прочь уходи! - кричит Далила.
- Нет, постой, люблю тебя безмерно!
- Тогда скажи.
- Не могу.
- Ах, так? Тогда ты просто ТРУС. Adieu!
Далила убегает в свой дом. Буря бушует. Стоит богатырь, как громом пораженный. ТРУС. Никто никогда не смел назвать Самсона трусом! Забыв обо всем на свете, бросается он вслед за Далилой... ну, и конечно, рассказывает ей все, как есть. Что сила его в волосах, и что, обрезав их, станет он простым смертным. Далила, притворно радуясь, подносит Самсону кубок со снотворным зельем.
Засыпает герой крепким сном, а коварная обольстительница ножом срезает ему волосы и с ними бежит на балкон:
- Сюда, сюда, филистимляне!
- Измена! - страшным голосом кричит Самсон.
В дом врываются солдаты с копьями и мечами и пленяют беспомощного иудея.
Конец второго акта.

Действие третье.
Картина первая. Мрачное подземелье в газской тюрьме.

Сюда после жестоких пыток заточили филистимляне Самсона. Они выкололи ему глаза, приковали цепями к громадному мельничному жернову, заставив его вращать на благо зарождавшегося агропромышленного комплекса Палестины.
Но не боль терзает Самсона. Его томит и гложет сознание вины перед народом своим:
- Смотрите на мое ничтожество! Смотрите на мое горе! Боже, сжалься! Сжалься над моей слабостью. Я уклонился от пути, начертанного Тобой, и Ты отвернулся от меня. Я приношу Тебе мою бедную разбитую душу. Теперь я просто смешон! У меня похитили свет неба, оставив лишь горечь и страдание.
- Самсон, что сделал ты с братьями твоими? Что ты сотворил с Богом отцов твоих? - слышатся несчастному голоса иудеев.
- Увы! Мое племя в оковах, и я навлек на него беду! Боже, сжалься над моим народом, который Ты не оставлял своей благодатью. Избавь его от страданий. Ты, чье милосердие безгранично! - молит Самсон.
- Бог вверил нас твоей могучей руке, чтобы ты помог нам победить. Самсон, что сделал ты с братьями своими? - опять чудятся ему голоса.
- Братья, ваше скорбное пение, доносящееся до меня, вселяет в мое сердце смертельную тоску. Как я виноват и несчастен! Боже, если Ты гневаешься, возьми мою жизнь в жертву. Бог Израиля! Отврати удары Твои и будь милостив и справедлив.
- Ты нас предал ради женщины. Далила очаровала тебя. Ужели дочь Маноаха тебе стала дороже нашей крови и наших слез?
- Падаю к ногам Твоим, Боже, поверженный и разбитый. Но сделай так, чтобы народ Твой избежал гнева врагов!
- Самсон, что сделал ты с братьями твоими? Что ты сотворил с Богом отцов твоих?
Самсон готов отдать все, что у него осталось (а осталась у него только жизнь), лишь бы вернуть любовь и доверие народа своего.

Картина вторая.
Храм бога Дагона.

В дальнем конце святилища вздымается огромная статуя Дагона, вдоль стен расположились жертвенники. Посреди храма возвышаются две внушительные мраморные колонны, на которые опирается свод храма.
Филистимляне радостно празднуют свою победу над иудеями. Все пляшут. (Как вы помните, опера-то эта французская, поэтому в ней и не обошлось без балетного номера, именуемого Вакханалией).
В окружении свиты появляется верховный жрец. Он приказывает привести Самсона. Тот появляется в сопровождении ребенка-поводыря. Филистимляне встречают поверженного воина смехом и улюлюканьем.
- Привет, Израиля Судья! Давно не видались! Заходи, гостем будешь! - насмехается над Самсоном жрец. - Далила, подай ему вина.
Женщина подходит к несчастному слепцу с кубком. Издеваясь, она напоминает герою о минутах (а, возможно, и часах), которые он провел в ее объятьях, забыв и о своих братьях и о своем долге. И выплескивает содержимое кубка прямо в лицо своему бывшему любовнику. Лейтмотивом Далиле служит, естественно, мелодия её 3-й арии.
Слова Далилы, как ножом, ударили Самсона в самое сердце. Он готов покорно принять свою судьбу. Не страшит его смерть. Его мучит лишь одно - сознание того, что ничем не может он помочь народу своему. Тогда он погружается в глубокую молитву.
- Самсон, - продолжает жрец, - что ты там бурчишь себе под нос? Поплясал бы с нами. Или тебе ничего не видно? Смотри, не упади!
Все смеются над тем, чье имя раньше вселяло в сердца смертельный страх. Филистимляне пихают и толкают Самсона. В конце концов, он падает, но не прекращает молитвы:
- Господи, дай мне силы стерпеть все. И пошли мне знак, как могу я отомстить врагам проклятым. Не оставь меня, Господи!

Тем временем вспыхивает огонь главного жертвенного алтаря. Верховный жрец и Далила возносят хвалу Дагону и совершают разные таинственные обряды. Все дружно вместе с хором поют: "Слава, Дагон победитель - самый великий из всех богов!". Затем жрец требует, чтобы и Самсон принял участие в обряде жертвоприношения:
- Вознеси хвалу Дагону, Самсон! Дагон победил, а не твой бог. Ведите его сюда, - обращается он к страже, - сюда, в середину храма.
- Господи, не оставь меня, - продолжает молиться Самсон.
Затем, обращаясь к ребенку-поводырю, говорит:
- Подведи меня к колоннам, а сам уходи отсюда быстрее.(Интересно, как Самсон узнал о колоннах? Ведь он же слепой. Хотя, возможно, он бывал тут и раньше и твердо запомнил архитектуру храма. А вдруг пригодится, так сказать. Пригодилось!).
Самсон становится между двумя колоннами и возносит самую горячую молитву Богу:
- Господь всемогущий! Вспомни о чаде Твоем! Прости грехи мои и верни мне силу, Господи, чтобы отомстить проклятым язычникам. Молю тебя! Молю!
Услышал Бог молитву, понял задумку Самсона и вернул ему силу богатырскую. Почувствовал это силач, уперся в колонны храма, напряг все мышцы свои, и могучим усилием обвалил опоры. Рухнул свод и похоронил под своими обломками всех пировавших филистимлян. И Самсона вместе с ними. Так за один день сразил герой больше врагов, чем за всю жизнь свою!
Занавес.

Призрак Оперы, 2003.

Призрачная справка:

В 1867, двумя годами позже после сочинения своей первой оперы, Le timbre d"argent, не имея никаких ясных перспектив увидеть своего первенца на оперной сцене, Сен-Санс решил приняться за ораторию, основанную на библейском сюжете о Самсоне и Далиле. Сама идея возникла после знакомства с либретто "Самсон" Вольтера, предназначавшегося для Ж.-Ф. Рамо. Сам композитор был восторженным поклонником Генделя и Мендельсона, а также активно поддерживал вновь расцветавшую во Франции хоровую культуру. Позднее Сен-Санс писал:

Одна моя юная родственница вышла замуж за обаятельного молодого человека, который, как бы между делом, писал стихи. Я сразу осознал его одарённость и талант, и попросил поработать со мной над ораторией на библейский сюжет. "Ораторию?!" - воскликнул он; - "нет, давайте сделаем оперу!" - и тут же принялся копаться в Библии - в то время, как я намечал план работы, даже набрасывал сцены, оставляя ему только создание стихотворного текста.
По каким-то причинам я начал с музыки ко второму акту. Впоследствии я играл её дома избранным гостям, на которых она вообще не производила никакого впечатления"...

После очередного прослушивания музыки второго акта "для избранных", Сен-Санс просто забросил работу над оперой. Только после выхода его третьей оперы, "La princesse jaune", он почувствовал себя в силах возобновить труд над "Самсоном и Далилой".
Первый акт был дан при случае в концертном исполнении в Париже, но не вызвал особого интереса у публики и был жестоко раскритикован прессой. Партитура была закончена в 1876 году и - несмотря на то, что ни один французкий театр не проявил никакого интереса к опере, она была с огромным энтузиазмом воспринята Ференцом Листом, который и организовал её постановку в веймарском Grossherzoglisch Theater под управлением дирижёра Эдуарда Лассена (Ференчи пел Самсона, а Фон Мюллер - Далилу).

Но до исполнения оперы в Париже оставался ещё довольно длинный путь: вторая постановка (в Германии) состоялась в Гамбурге, в 1882 году. Границу Франции "Самсон и Далила" пересекла в 1890 году, когда была поставлена сначала в Руане, а вскоре - в Бордо, Женеве, Тулузе, Нанте, Дижоне, Монпелье и Монте-Карло - добравшись до сцены парижской Опера лишь 10 лет спустя, в 1892 году.
Ни одна из последующих опер Сен-Санса не претерпела столько страданий на пути к зрителю - но, в то же время, ни одна из них не прожила столь долгую и успешную жизнь. С тех самых давних пор "Самсон и Далила" остаётся в числе постоянно возобновляемых опер; в ней блистали Карузо, Винай, Викерс, Доминго и Хозе Кура - а в роли Далилы выступали Клауссен, Горр, Бамбри и Образцова.

Несмотря на упрёки современников в "подражании Вагнеру" (композитор был большим поклонником байрёйтского "божества", доказательства чего - точнее, определённое влияние "Голландца" и "Лоэнгрина" - совершенно определённо сквозят, например, в финале Второго акта), и в "алгебраичности", сухости музыки Сен-Санса, согласиться с ними трудно. Во-первых, Сен-Санс мастерски, с чисто "оперным" умением, управляется с большим составом оркестра (хотя появление двух офиклеидов - дальних родственников тубы и геликона - в сцене выхода Абимелеха, Бернард Шоу описывал, как "чересчур "Мейерберовские""). При большом желании музыковеды также обнаруживали "влияния" Берлиоза и Гуно. Однако партитура настолько вдохновенна и полна воображения, настолько обнаруживает безошибочное "оперное чутьё" Сен-Санса, которое составило бы честь многим оперным композиторам, что заставляет выражать восхищение даже его активных антагонистов.

На русской сцене опера впервые прошла в Киеве в сезоне 1893/1894 года; помимо этого, была исполнена французской труппой в Петербурге в 1893 году.

К. Сен-Санс опера «Самсон и Далила»

Камиль Сен-Санс – автор 13 опер, отдельные из которых с успехом ставились на европейских сценах, обретая как мгновенную популярность, так и столь же стремительное забвение. Самой жизнеспособной оказалась его третья опера, «». Но, как это часто бывает, именно ей потребовалось несколько десятилетий, чтобы найти путь к мировой славе.

Краткое содержание оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Самсон

тенор

иудейский герой

Далила

меццо-сопрано

филистимлянка

Верховный жрец Дагона

баритон

филистимлянский священник

Абимелех

баритон

газский сатрап


Краткое содержание «Самсона и Далилы»


Палестина, город Газа, библейские времена.

Филистимляне поработили иудеев. Самсон призывает соотечественников к сопротивлению. Появляется жестокий правитель Абимелех, он издевается над иудеями, среди которых растет негодование. Начинается конфликт, в ходе него Самсон убивает Абимелеха. Иудеи восстают. Верховный жрец Дагона пытается воззвать к филистимлянам, но те потеряли боевой дух, глядя на мощного и сильного Самсона. Они забирают тело сатрапа и бегут.

Иудейские старейшины благодарят бога за удачный исход. Появляются филистимлянки, среди которых – Далила. Она восхищается Самсоном, тот понимает, что чары девушки сильнее его воли.

Далила ночью ждет Самсона, но думает только о мести, её не интересует даже вознаграждение, предлагаемое Верховным жрецом. Когда приходит Самсон, Далила признаётся ему в любви и выведывает главную тайну – его невероятная сила заключена в волосах. Пока Самсон спит, Далила обрезает его волосы, а затем зовет филистимлян, которые его схватывают.


Ослеплённый Самсон томится в тюрьме. Его гнетёт, что иудеи вновь оказались под вражеским игом. Самсона приводят в храм Дагона, где филистимляне, в их числе и Далила, высмеивают его. В ярости он просит Бога вернуть ему силу. Почувствовав, что молитва услышана, он разрушает храм, погребя под обломками врагов и себя самого.


Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
45 мин. 50 мин. 35 мин.


Фото



Интересные факты

  • Восточная музыка, которая пронизывает оперу, родилась под влиянием алжирской культуры. Из-за слабых легких композитор многие зимы проводил на востоке – в Алжире и Египте.
  • «Самсон и Далила» - один из лучших образцов французской оперы на восточную тему, наравне с «Искателями жемчуга » Ж. Бизе и «Лакме» Л. Делиба.
  • «Mon coeur s’ouvre a ta voix», которую принято считать третьей арией Далилы, на самом деле является дуэтом, и слова, которые певицы в концертах поют как «Samson, je t’aime», на самом деле принадлежат Самсону, поющему: «Dalila, je t’aime».
  • Партия Самсона – одна из «визитных карточек» Пласидо Доминго.
  • Первая аудиозапись оперы была сделана еще в 1904 году.
  • Среди других известных произведений на этот сюжет – оратория Генделя «Самсон» и опера Рамо «Самсон».
  • Музыка оперы чрезвычайно популярна в программах фигурного катания. Так, её использовали: олимпийская чемпионка 2018 года Алина Загитова (сезон 2016/17, короткая программа), олимпийские чемпионы 2010 года в танцах на льду М. Дэвис и Ч. Уайт (сезон 2008/09, произвольная программа), двукратная чемпионка мира Ирина Слуцкая (сезон 2001/02, произвольная программа), чемпионы мира 1996 года в парном катании М. Ельцова и А. Бушков (сезон 1991/92, произвольная программа).

Лучшие номера из оперы «Самсон и Далила»

«Mon coeur s’ouvre a ta voix» - третья ария Далилы

«Printemps qui commence» - первая ария Далилы

История создания и постановок «Самсона и Далилы»

Изначально хотел написать ораторию. И, несмотря на то что либреттист убедил его переработать произведение в оперу, во многом «Самсон и Далила» сохранила ораториальный стиль. Тому свидетельствуют и повествовательный характер развития сюжета, и большая доля хоровых эпизодов, и то, что многие важные события, например, арест Самсона в конце второго акта, происходят за сценой. Столь явный жанровый уклон связан с тем, что в середине 19 века Европа переживала возрождение интереса к хоровой музыке. Сен-Санс высоко ценил оратории Генделя и Мендельсона и задумал создать подобное произведение, опираясь на либретто Вольтера «Самсон», написанное для французского классика Ж.Ф. Рамо.

История оперы началась в 1867 году, либреттистом был приглашен Фердинанд Лемер, муж одной из кузин супруги композитора. Его поэмы Сен-Санс уже использовал для своих вокальных сочинений. В основе либретто был положен сюжет 16 главы библейской старозаветной «Книги Судей». Вначале композитор написал музыку ко второму акту – квинтэссенции драматических отношений главных героев, с его дивными ариями и дуэтами, затем – хоровые сцены. Второй акт был полностью исполнен на приватном любительском вечере, и отзывы, которые композитор получил от присутствующих, оказались не слишком комплементарны. Кроме того, французское общество было абсолютно не готово к появлению на сцене священных героев Библии. В довершение, разразилась война с Пруссией, и Сен-Санс отправился служить в Национальную гвардию. Вследствие этих обстоятельств работа над «Самсоном и Далилой» была приостановлена на несколько лет.

В 1872 году в Веймаре композитор встретился с Ференцем Листом , который на тот момент руководил Веймарской придворной оперой. Лист, узнав о незавершенном «Самсоне и Далиле», стал его уговаривать дописать оперу и сразу предложил постановку у себя в театре. Сен-Санс вдохновился этой идеей и вернулся к сочинению. В 1876 году партитура была готова. Сен-Санс и Полина Виардо, которой предназначалась главная партия, устраивали несколько исполнений оперы и её отрывков. На этих вечерах присутствовали, в том числе и руководители театров, но, увы, никто во Франции не взял оперу к исполнению. Тогда композитор уехал в Веймар, чтобы поставить её там. И, хотя Лист уже не был первым лицом местного театра, ему удалось договориться, чтобы «Самсон и Далила» появились в репертуаре.

Премьера состоялась 2 декабря 1877 года на немецком языке и прошла с безусловным оглушительным успехом. Партия Далилы досталась местной солистке, Августине фон Мюллер, Самсона – Францу Ференци. Несмотря на значительный резонанс в Веймаре, в первые годы своего существования опера почти нигде не звучала. В 1882 её поставили в Гамбурге. На родину, во Францию, она добралась только к 1890 году – сначала в Руан, а осенью и в Париж, где была встречена очень тепло. В следующие два года «Самсона и Далилу» показали театры Нанта, Монпелье, Бордо, Тулузы и Женевы. Наконец, 23 ноября 1892 года премьера прошла и в Парижской опере – главном музыкальном театре Франции. В этой постановке впервые был исполнен «Танец жриц», не вошедший ни в один из более ранних спектаклей. Сен-Санс посвятил эту оперу своей музе, Полине Виардо, которая к моменту парижской премьеры уже вышла из возраста исполнения партии Далилы. В то же время популярность оперы в мире стала стремительно расти. В 1890-е её поставили в Монако, США, Италии, Англии. Премьера, исполненная российской оперной труппой, состоялась 19 ноября 1896 года в Мариинском театре.

В 20 веке «Самсон и Далила» никогда надолго не выпадала из мировой афиши, а партия Далилы, наравне с Кармен , стала главнейшей в репертуаре любой меццо-сопрано. Одной из её лучших исполнительниц на рубеже 21 столетия стала солистка Мариинского театра Ольга Бородина. Сегодня в мире существуют 48 постановок этой оперы, в 2016 году новые спектакли представили Мариинский театр и Парижская опера. В сезоне 2018/2019 «Самсона и Далилу» анонсировал Метрополитен-опера.

«Самсон и Далила» на видео

Познакомиться с постановками оперы в лучших мировых театрах можно не выходя из дома. На DVD выпущены:

  • Спектакль Метрополитен-опера с Пласидо Доминго и Ольгой Бородиной, 1998 год;
  • Спектакль Ковент-Гарден с Джоном Викерсом и Ширли Верретт, 1982 год;
  • Спектакль Оперы Сан-Франциско с Пласидо Доминго и Ширли Верретт, 1981 год.

Мелодии оперы звучат в фильмах:


  • «Солнечный удар», режиссер Н. Михалков, 2014;
  • «Мосты округа Мэдисон», режиссер К. Иствуд, 1995;
  • «Мираж», режиссер Ж-К. Гиге, 1992;
  • «Агата», режиссер М. Аптед, 1979.

» - настоящая находка для театров и исполнителей. Сюжет позволяет различные трактовки, временные переносы и воплощение оригинальных режиссерских идей, а многомерность характеров персонажей – свободные актерские интерпретации мотивов их поступков. В этом причина того, что новые постановки этой красивой оперы всегда очень ожидаемы публикой.

Камиль Сен-Санс «Самсон и Далила»

Герои сегодняшней истории:

Самсон - израильский богатырь, прославившийся в войнах с филистимлянами. Сила Самсона заключалась в его волосах, которые он не должен был стричь.
Однажды на него напал лев, и Самсон растерзал его голыми руками. В одной из битв с филистимлянами он избил тысячу воинов ослиной челюстью. Любовь к филистимлянке Далиле погубила Самсона.

Далила - филистимлянка, которую полюбил израильский богатырь Самсон. Филистимляне, воевавшие с израильтянами, уговорили Далилу выведать у Самсона тайну его силы.

Самсон и Далила

Влюбчивый Самсон попал в сети филистимлянки, по имени Далила, жившей в доме Сорек. Хотя Самсон вел войну с филистимлянами, убил не одну тысячу человек, этот вспыльчивый, порывистый сумасброд, отличался одной слабостью: он был необычайно влюбчив. Когда он терял голову из-за какой-нибудь своенравной бабенки, то превращался в кроткого барашка.

Микеланджело Самсон и Далила 1530 г.

Коварная Далила не стоила его любви. К ней пришли филистимские начальники и сказали: "Уговори его, и выведай, в чем великая сила его, и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его; а мы дадим тебе за то каждый тысячу сто сиклей серебра". У корыстолюбивой женщины загорелись глаза при мысли о таком богатстве.

Она дождалась ближайшей нежной встречи и с самым невинным видом спросила у своего возлюбленного, в чем секрет его великой силы. Однако Самсон, наученный горьким опытом прежней женитьбы, стал держаться осторожнее и не так легко выбалтывать секреты. Он решил подшутить над любопытной женщиной и доверил ей, якобы в величайшей тайне, что сразу потеряет всю силу, если его свяжут семью сырыми тетивами.

Предательница напряженно ждала ночи, чтобы выполнить свой замысел. Когда Самсон заснул, она связала его семью тетивами, потихоньку выскользнула из дому и привела филистимлян. Вернувшись в спальню, она крикнула, будто в испуге: "Самсон! Филистимляне идут на тебя".

Жан-Франсуа Риго Самсон и Далила 1784 г.

Богатырь вскочил, как ошпаренный, с постели, в клочья изорвал стеснявшие его тетивы и проводил издевательским смехом заговорщиков, убегающих со всех ног. Далила уверяла, будто она тоже спала и что лучшим доказательством ее невиновности является то, что она своевременно его предупредила. Самсон притворился, что верит ей, но, когда пронырливая женщина снова стала приставать, чтобы он выдал тайну своей силы, он решил позабавиться и поиграть с ней, как кошка с мышкой. Притворяясь, что он поддается ее мольбам и заклинаниям, Самсон поверял Далиле какой-нибудь с ходу придуманный им секрет и преспокойно засыпал в ее объятьях.

Хитрая женщина дулась и отказывала своему сладострастному любовнику в благосклонности, отравляла ему жизнь капризами и жалобами и в конце концов довела его до того, что ради собственного спокойствия он выболтал ей правду: "Бритва не касалась головы моей; ибо я назарей божий от чрева матери моей. Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб, и буду как прочие люди".

Далила тотчас уведомила своих земляков, чтобы пришли к ней с обещанной денежной наградой. А сама тем временем усыпила Самсона на коленях своих и приказала цирюльнику состричь семь кос с его головы.

Деталь скамьи городской ратуши в Таллине первая четверть 15 века
Альбрехт Альдорфер Самсон и Далила 1506 г.

Альбрехт Дюрер Далила отрезает волосы Самсону

Якоб Махам Самсон и Далила 1613 г.

Затем, разбудив Самсона, она с презрением оттолкнула его от себя и выгнала из дому.

Джованни Батиста Лангетти Самсон 1660 г.

В ту же минуту подбежали филистимляне. Самсон кинулся на них, не зная, что его остригли и что он лишен своей силы в наказание за нарушение назарейского обета. После короткой схватки филистимляне одолели Самсона, заковали в цепи, выкололи ему глаза и с триумфом привели на посмешище, а потом втолкнули в темное подземелье, где, прикованный к конному приводу, он должен был вращать жернова.

Юлиус фон Карольсфелд Самсон и Далила

Гверчино Самсон, схваченный филистимнянами 1619 г.

Питер Пауль Рубенс Пленение Самсона 1609-10 г.г.

Питер Пауль Рубенс Пленение Самсона 1612-15 г.г.

Антонис ван Дейк Самсон и Далила 1625 г.

Рембрандт Ослепление Самсона 1636 г.

Соломон Йозеф Соломон Самсон и Далила

Заключенный в темницу, Самсон горько раскаялся во всех своих многочисленных вольных и невольных прегрешениях, разгуле, грабежах и непристойных похождениях, и, видно, небо, в конце концов, смилостивилось над ним.
Волосы стали быстро отрастать, а вместе с ними начала возвращаться и сила. Самсон старался всячески скрыть свою возрастающую мощь: он притворялся слабым и даже немощным, еле, словно из последних сил вертел жернов своей мельницы и даже не откликался на насмешки, лишь иногда как бы угасающим голосом прося пощады. Филистимляне совсем привыкли к мысли, что их плененный и слепой Самсон беззащитен и хил.

Победу над величайшим своим врагом филистимляне решили отметить жертвоприношениями и большим пиром в храме их бога Дагона. Это было высокое здание, подпираемое крепкими столбами. Просторный двор был окружен колоннами, портиками на первом этаже и лоджиями на втором. Собралось там много гостей, все шумно веселились. Филистимляне, отчаянные любители празднеств и пирушек, пили не только вино, они были также любителями пива.

Веселье шло во всю, шум усиливался, и рабам пришлось немало набегаться, чтобы успевать вовремя наполнять кубки. Захмелевшие гости потребовали, чтобы Самсон развлекал их музыкой; его привели из подземелья и втиснули ему в руки семиструнную арфу.

Слепой великан, униженный всем, что с ним стряслось, стоял в храме между двумя колоннами и покорно наигрывал на струнах мелодию, которую ему когда-то пела мать. Но пьяные гуляки не слушали. Они привели Самсона только для того, чтобы насладиться видом его падения и отомстить ему таким образом за все минуты страха, за все обиды, какие они от него претерпели.

Ловис Коринт Самсон 1910 г.

Бледный как труп, с пустыми глазницами, Самсон терпеливо сносил издевательства и оскорбления. Казалось, он стал беспомощным и душевно сломленным. Никто и не догадывался о том, что переживает он в эту минуту.

Тихо шевеля губами, он с мольбой шептал: "Господи боже! вспомни меня, и укрепи меня только теперь, о, боже! чтобы мне в один раз отомстить филистимлянам за глаза мои". Потом он сказал отроку, который привел его из подземелья: "Подведи меня, чтобы ощупать мне столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним". Отрок исполнил его просьбу.
Тогда Самсон обхватил руками два столба и громко воскликнул: "Умри, душа моя, с филистимлянами!" В храме Дагона внезапно наступила тишина, люди повскакивали с мест и со страхом смотрели на слепого. В то же самое мгновение Самсон напряг мускулы и изо всех сил рванул на себя столбы. Храм с чудовищным грохотом рухнул, погребя под своими развалинами богатыря и три тысячи филистимлян, которые там пировали.

Ф.С.Завьялов Самсон разрушает храм филистимлян 1836 г.

Иллюстрация к Библии на немецком языке "Самсон, разрушающий храм" 1882 г.

Земляки выкупили тело героя, который предпочел погибнуть, чем жить в рабстве и унижении. Самсона похоронили в могиле его отца Маноя и с той поры с гордостью вспоминали историю его жизни.

Материалы ВИКИПЕДИИ и сайтов.

Самое значительное из оперных произведений Камиля Сен-Санса - опера "Самсон и Далила" - было окончено композитором в 1876 г.

Римский-Корсаков назвал это сочинение лучшей из современных опер на Западе, после произведений Вагнера.

Изначально, в 1868 г., когда Сенс-Санс приступил к работе над "Самсоном и Далилой", он предполагал писать ораторию. И лишь благодаря либреттисту Лемеру миру явилась одна из самых замечательных в истории музыки опер.

Библейский персонаж Самсон - израильский богатырь, который прославился в войнах с филистимлянами. Много раз враги израильтян, филистимляне, покушались убить его, но всегда безуспешно. Богатыря погубила любовь к филистимлянке Далиле. Узнав, что сила героя заключается в его длинных волосах, она во время сна остригла их, а затем передала своего любовника в руки филистимлян. Язычники, выколов Самсону глаза, посадили его в темницу.

Согласно Ветхому Завету однажды мучители привели Самсона на всенародное поругание в свой языческий храм. Самсон попросил отрока, водившего его за руку, подвести его к двум колоннам, на которых держалось все здание, чтобы прислониться к ним. Помолившись Богу, он уперся в столбы руками и сдвинул их с места. Здание обрушилось. Под развалинами здания погибли все филистимляне, бывшие там, а с ними и сам Самсон.

Первая постановка "Самсона и Далилы" состоялась 2 декабря 1877 г. в Веймаре, в немецком переводе в театре герцога.

Ж. Тьерсо писал об особой значительности лучших проявлений мелодики "Самсона и Далилы": "Пение разливается в ней широкой волной. Невольно спрашиваешь себя, откуда это странное заблуждение современников, кричавших: "Здесь нет мелодии"! И это говорится, когда перед нами развертывались страницы обольщения Далилы... Эти фразы большого дыхания, друг с другом связанные, свободно разворачиваются, создавая рисунок широких линий, замечательно оформленный, вызывающий в памяти образцы античного искусства".

САМСОН И ДАЛИЛА

Опера в трех действиях

либретто Ф. Лемера по библейской легенде

Действующие лица:

Далила............................................................................................меццо-сопрано

Самсон.........................................................................................................тенор

Верховный жрец Дагона...............................................................................баритон

Абемелех, газский сатрап..................................................................................бас

Старый иудей....................................................................................................бас

Гонец филистимлян........................................................................................ тенор

Первый филистимлянин...................................................................................тенор

Второй филистимлянин.......................................................................................бас

Иудеи, филистимляне

Действие происходит в городе Газа в Палестине в 1150 г. до н.э.

Краткое содержание

Действие первое.

Тёмная ночь спустилась на палестинский город Газы. Кажется, всё должно спать мирным и спокойным сном. Но нет, на площади перед храмом бога Дагона собралась огромная толпа иудеев. Коленопреклонённые, они горячо молятся богу, который покинул их в беде, отдав город ненавистным завоевателям - филистимлянам. Нет больше сил выносить надругательства врагов. Нет сил терпеть их владычество. Самсон, славящийся небывалой силой, призывает своих соотечественников свергнуть власть филистимлян. "Свобода близка! Браться, порвём оковы!" - восклицает он.
Народ, измученный издевательствами завоевателей, не внемлет увещеваниям Самсона, не верит в свои силы. Однако неукротимая воля богатыря, его горячие призывы к борьбе воодушевляют, наконец, соотечественников на открытое выступление против филистимлян.
Но вот распахиваются двери дворца, и на ступенях появляется в сопровождении свиты газский сатрап Абемелех. Гнев написан на его лице. Пересыпая свою речь угрозами, он советует иудеям "лучше заслужить снисхождение победителей", чем пытаться поднять восстание.
Разгневанный Самсон перебивает его. Только силой можно изгнать филистимлян из родного города. Завязывается ожесточённая схватка между толпой горожан и отрядом газского сатрапа. Бесстрашный Самсон вырывает у Абемелеха меч и поражает грозного противника. Филистимляне приходят в замешательство и под напором восставших в панике бегут. Иудеи во главе с Самсоном преследуют врагов.
Вышедший из храма верховный жрец бога Дагона в ужасе застывает перед трупом Абемелеха. Жрец призывает силы неба ниспослать иудеям гибель. А их главарю Самсону он предсказывает возмездие. Оно придёт от женщины, которую богатырь полюбит...
Постепенно светает. Отовсюду на площадь стекается ликующий народ - старики, женщины, дети. Они поют радостные песни в честь победы над врагом и прославляют возвратившихся во главе с Самсоном иудейских воинов.
Из ворот храма выходят филистимлянские девушки. Среди них прекрасная Далила. Красавицы приветствуют победителей и преподносят им венки из цветов, а Далила славит силу и мужество Самсона. Богатырь не может отвести взора от обольстительной филистимлянки. Он чувствует, что не в силах устоять перед её чарами. А девушка, танцуя, одурманивает воина нежными взглядами. На мгновенье склонившись к Самсону, она шепчет, что любит, что хочет сегодня же ночью встретиться со своим милым.
Звучит весёлая музыка. В пляске кружатся филистимлянки. Горящими взглядами следят иудейские воины за грациозными движениями девушек. Не отводит взора от Далилы и Самсон. А та всё танцует и танцует, пленяя богатыря...
Старик иудей предостерегает Самсона от пагубной страсти, подобной "жалу змеи". Но тот уже не в силах устоять перед охватившим его чувством.

Действие второе.

Дом Далилы в долине Сорек утопает в густой тропической растительности. Вечнозелёные лианы почти совсем скрывают от посторонних взоров вход. На ступенях, ведущих во внутренние покои, сидит Далила. Она ждёт Самсона. Коварное дело задумала прекрасная филистимлянка. Девушка поклялась во что бы то ни стало покорить могучего воина. Она отомстит за свой народ, предав ослеплённого любовью предводителя иудеев в руки соотечественников!
Сад озаряется холодным светом - это вдалеке сверкнула молния. Надвигается гроза. Из-за деревьев появляется верховный жрец. Увидя Далилу, он убеждает её воспользоваться силой любви Самсона и погубить заклятого недруга филистимлян. Священнослужитель обещает щедро одарить девушку, если ей это удастся.
Но Далила отвергает всякие награды. Нет, не стремление разбогатеть руководит ею, а жгучая ненависть к врагам. И она добьётся своего! Правда, очень трудно выведать у богатыря секрет его невиданной силы. Даже в минуты горячих ласк он остаётся скрытным. Но сегодня тайна Самсона будет разгадана!
Жрец благословляет девушку и оставляет её одну. Снова сверкает яркая молния, грохочет гром. Из темноты выступает Самсон. Бросившись навстречу богатырю, филистимлянка обвивает его шею руками. Она нежно уверяет Самсона в своей любви. Но сурово лицо воина. Вождь иудеев говорит девушке, что пришёл к ней проститься. Призванный служить своему народу, он должен забыть о Далиле, чтобы не лишиться доверия соотечественников.
Однако коварная филистимлянка не слушает Самсона. Слёзы появляются на её глазах: она сомневается в любви отважного иудея... Воин горячо уверяет Далилу в искренности своего чувства. Новый страшный удар грома прерывает его слова.
...Нежны объятия Далилы, горячи её поцелуи. Самсон чувствует, что Далила для него дороже всего на свете. Но нет, девушка ему не верит. Она требует, чтобы в доказательство любви богатырь открыл ей тайну своей загадочной силы.
Твёрдо сжаты губы Самсона. Видя, что он непоколебим, Далила, уходя, произносит оскорбительное слово: "трус". Подобно пощёчине прозвучало оно для вождя иудеев. Забыв обо всём на свете, он бросается в дом, вслед за Далилой...
Зловещие удары грома, один за другим, разрывают гнетущую тишину. Блеск молний вырывает из темноты движущиеся силуэты людей. Слышен приглушённый звон оружия. Филистимлянские воины устроили засаду Самсону: теперь враг не уйдёт от них!.. Вдруг из дома раздаётся громкий крик. На балкон выбегает Далила. В её руке волосы, срезанные с головы Самсона: в них-то и таилась невиданная сила богатыря. Филистимляне с шумом бросаются в дом, чтобы связать ослабевшего врага.

Действие третье.

Картина первая. Мрачное подземелье в газской тюрьме. Сюда после жестоких пыток заточили Самсона филистимляне. В звериной ненависти они выкололи вождю иудеев глаза, заковали его в цепи, заставили крутить громадные жернова.
Но не боль терзает Самсона. Его угнетает сознание вины перед своим народом. Чудятся ему голоса, проклинающие воина за измену. Он готов отдать всё на свете - даже жизнь, - лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников.

Картина вторая. Храм бога Дагона. В дальнем конце святилища вздымается огромная статуя Дагона, вдоль стен расположились жертвенные алтари. Посредине возвышаются две громадные мраморные колонны, поддерживающие свод.
Филистимляне радостно празднуют свою победу над иудеями. В окружении военачальников появляется верховный жрец. Повинуясь движению его руки, в храм вводят несчастного Самсона. Собравшиеся встречают поверженного воина презрительным смехом. С бокалом вина к пленнику подходит Далила. Издеваясь, она напоминает Самсону о минутах, которые он провёл в её объятиях, забыв о своём долге. Филистимлянка похваляется тем, как ей удалось обмануть богатыря и выведать его заветную тайну.
У Самсона нет сил слушать оскорбительные речи. В горячей молитве призывает он небесные силы помочь ему отомстить врагам за свою поруганную честь.
Вспыхивает священный огонь на жертвенниках. Начинается обряд жертвоприношений. Жрец Дагона требует, чтобы Самсон тоже принял в нём участие. Поводырь выводит слепца на середину храма, к колоннам.
Вознося свои молитвы богам, в смиренном почтении склоняются филистимляне. В то же мгновение, собрав последние силы, Самсон упирается руками в мраморные колонны и могучим усилием сдвигает их с места. Рухнувший свод скрывает под своими обломками и героя, и его врагов.