Капелла Медичи, Микеланджело: описание и фото. Описание скульптуры Микеланджело «Гробница Лоренцо Медичи Конфликт с Медичи

Капелла Медичи во Флоренции расположена на территории церкви Сан-Лоренцо и считается одним из самых прекрасных и печальных мест в городе. Благодаря великим мастерам эпохи Возрождения, роскошь земного бытия клана Медичи воплотилась в убранстве их последнего приюта. Склепы и надгробия, выполненные известными мастерами ренессанса, напоминают о тленности земного бытия и вечности мироздания.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

Старая ризница

Сакристия (ризница) служит для хранения церковных принадлежностей и подготовки священников к богослужениям, но в базилике Сан-Лоренцо она имеет иное предназначение. Старая ризница превратилась в склеп основателя рода Медичи – Джованни ди Биччи. Оформленная архитектором Филиппо Бруннелески, усыпальница представляет собой идеальное квадратное помещение, в архитектуре которого преобладают строгие геометрические линии.

Находясь под влиянием античных мастеров, Бруннелески использует в интерьере колонны и пилястры, свойственные римской архитектуре. Украшением стен служат накладки из серо-зеленого мрамора, которые в сочетании с бежевой штукатуркой подчеркивают правильные формы ризницы. Коридор под сумрачными сводами ведет к нижним погребальным помещениям и к могиле Медичи Козимо Старшего. Стены склепа украшены красным алтарным бархатом с узорами из серебряных витиеватых пластин.

Повсюду расставлены бронзовые бюсты покоящихся Медичи и драгоценная церковная утварь. Особого внимания заслуживает серебряный крест для процессий 877 г, реликварий Святых упокоенных 1715 г, золотая дарохранительница Лоренцо Дольчи 1787. Здесь же находится рака архиепископа 1622 г и сосуды со святыми мощами. Деревянные двери крипты искусно украшены резьбой.

Новая ризница

Новая сакристия или Капелла, была спроектирована и воссоздана архитектором Микеланджело по заказу Джулио Медичи папы Климента VII в 1520 году. Помещение предназначалось для захоронений великих Тосканских герцогов из рода Медичи. Микеланджело в то время находился в довольно сложном положении, являясь с одной стороны сторонником республиканцев, которые вели ожесточенную борьбу с Медичи, с другой стороны он был придворным скульптором, работающим на своих врагов.

Мастер возводил храм и склеп для семьи, которая в случае победы могла жестоко наказать своего архитектора. Дорога к Капелле Медичи ведет через всю базилику Сан-Лоренцо и поворачивает направо, где спустившись по ступеням можно попасть в комнату с гробницами.

Саркофаг герцога Неймурского

Приглушенные цвета помещения и тонкие лучи света, пробивающиеся сквозь небольшое окно в потолке, создают в родовой усыпальнице ощущение грусти и покоя. В одной из ниш на стене установлена мраморная скульптура Джулиано герцога Неймурского, младшего сына Лоренцо Медичи. Фигура молодого человека сидящего на троне, облачена в доспехи римского воина, а его голова задумчиво повернута в сторону. По обе стороны от саркофага полулежат величественные изваяния, олицетворяющие день и ночь работы Микеланджело.

Саркофаг герцога Урбинского

На противоположной стороне стены, напротив гроба Джулиано, воздвигнута скульптура Лоренцо, герцога Урбинского внука Лоренцо Медичи. Герцог Урбинский Лоренцо представлен в образе древнегреческого воина, сидящего в доспехах над своей гробницей, а в его ногах расположились величественные скульптуры воссоздающие утро и вечер.

Саркофаги братьев Лоренцо Великолепного и Джулиано

Третье захоронение Капеллы – это могилы Лоренцо Великолепного и его 25-ти летнего брата Джулиано, погибшего от рук заговорщиков в 1478 году. Надгробие выполнено в виде длинной столешницы, на которой установлены мраморные статуи «Мадонна с младенцем» работы Микеланджело, «Святой Косьма» работы Анджело ди Монторсоли и «Святой Домиан» Рафаэля ди Монтелупо. Всю композицию Капеллы объединяют стремительно бегущие мгновения жизни и бесконечное течение времени.

Капелла Принцев

Вход в Капеллу Принцев возможен с площади Мадонны дель Брандини, которая расположена с противоположной стороны от церкви Сан-Лоренцо. В этом роскошном помещении находятся шесть захоронений наследных Великих герцогов Тосканских. Проектировал Зал Принцев в 1604 году Матео Ниджетти, а украшали флорентийские ремесленники из мастерской Pietra dura, принадлежавшей семье Медичи.

Для облицовки стен использовались различные сорта мрамора и полудрагоценные камни. Тонкие каменные пластины подбирались по орнаменту и плотно крепились на стыках. Установленные саркофаги украшены родовыми гербами Медичи. Герцоги были ростовщиками и основоположниками разветвленной банковской системы Западной Европы.

На их гербе присутствует шесть шаров, которые считались величиной процентной ставки по выдаваемым займам. Мозаичные изразцы в нижней части стены представлены гербами тосканских городов. В углублениях установлено всего две скульптуры – это герцоги Фердинанд I и Козимо II. Из-за того, что Капелла не была окончательно достроена, другие ниши остались пустыми.

Что еще посмотреть

Ценнейшее собрание книг и древних рукописей находится в библиотеке Лауренциано. Здание библиотеки и ведущая к ней великолепная серая лестница – творение рук Микеланджело. Начало сбора рукописной коллекции было положено еще Козимо Старшим Медичи и продолжилось Лоренцо I Медичи, в честь которого и названо литературное хранилище. Чтобы попасть в библиотеку, необходимо пересечь ухоженный церковный двор.

Экскурсии

Правление герцогов Медичи длилось около 300 лет и завершилось в середине XVIII века. Медичи умело использовали искусство и архитектуру, чтобы продемонстрировать свое богатство и могущество. Придворные скульпторы, архитекторы и художники получали заказы на возведение дворцов и изготовление живописных полотен. В начале XV столетия, несколько семейств Медичи выбрали церковь Сан-Лоренцо в качестве места для захоронения членов своего рода.

Каждая из ответвлений династии оплачивала строительство и реконструкцию определенного участка в базилике. Кто-то из клана удостоился находиться в Капелле Принцев, а кто-то покоится в нишах крипта. Все тонкости и переплетения в биографии самой известной тосканской семьи разъяснят путешественникам грамотные гиды, имеющие богатый опыт проведения экскурсий по Флоренции и в совершенстве владеющие историческим материалом.

Загадки капеллы Медичи

Клан герцогов Медичи с XV по XVIII век творил историю Флоренции. Среди членов их семей были римские папы и две королевы Франции. Медичи были не только влиятельными правителями, но и меценатами, которые покровительствовали великим творцам эпохи Возрождения. Обладая огромной властью и несметными богатствами, герцоги Медичи, по историческим свидетельствам, пытались вначале купить, но получив отказ, предприняли несколько попыток похитить Гроб Господень из Иерусалима, чтобы поставить его посередине Капеллы Принцев.

Кто погребен в Капелле Принцев базилики Сан-Лоренцо? Какими драгоценными камнями украшена восьмиугольная усыпальница Герцогов? Кому принадлежали и как использовались ювелирные и гранитные мастерские Флоренции? Как соединялись между собой мозаичные поверхности различных пород и почему на облицовке стен не видно соединительных швов? Ответы на эти и многие другие вопросы, любознательные туристы получат, воспользовавшись индивидуальной экскурсией с профессиональным гидом.

Великие усыпальницы Медичи

Через два года после смерти папы Льва X, внук Лоренцо Великолепного папа Климент XVII, продолжил финансировать строительство капеллы в новой ризнице Сан-Лоренцо. Скульптор Микеланджело и его подмастерья работали над оформлением Капеллы Медичи более 10 лет. Любимым материалом Микеланджело был белый мрамор из Каррарских каменоломен. Мастер часто сам присутствовал при отборе глыб для своих работ.

Аллегорические скульптуры День, Ночь, Утро и Вечер, в Капелле Медичи также выполнены зодчим из белого каррарского мрамора и тщательно отполированы до блеска. Осмотреть все уголки церкви Сан-Лоренцо и не заблудиться в коридорах усыпальниц, за непродолжительный промежуток времени узнать массу интересной информации и увидеть знаковые достопримечательности Флоренции и Капеллы Медичи – это возможно только с помощью грамотных гидов и индивидуальных экскурсий.

Медичи и Возрождение

Свобода творческого выбора была возможна в республиканской Флоренции, но начиная с XV века, все талантливые мастера полностью зависели от двора Медичи. Микеланджело был сторонником республиканцев и выступал против тирании Медичи, выполняя при этом множественные заказы семейства. Боясь герцогского гнева, скульптор продолжал оформлять церковь Сан-Лоренцо, библиотеку Лауренциано и новую сакристию.

После поражения республиканцев Микеланджело укрывался от своих господ в ризнице под часовней Сан-Лоренцо и находился там до тех пор, пока римский папа не простил его бунтарство. После этих событий, в 1534 г мастер переезжает в Рим, не закончив оформление Капеллы Медичи. Работу над гробницей Лоренцо Великолепного продолжил Вазари, а скульптуры Косимо и Домиано выполнили ученики Микеланджело. Сам великий Микеланджело (1475-1564) – скульптор, поэт, живописец и инженер, похоронен в мраморной гробнице Сан-Лоренцо.

Особую роль, в оформлении базилики Сан-Лоренцо, сыграл гений скульптуры Донателло (1386-1466). Две огромные кафедры, стоящие каждая на четырех колоннах, украшены бронзовыми накладками работы мастера. Сюжетом для их оформления послужили библейские темы, которые описывают жизнь святого Лаврентия, Гефсиманский сад и Снятие с креста. Будучи человеком неприхотливым, Донателло работал не ради денег, довольствовался скромной пищей и не носил богатых нарядов.

Есть во Флоренции местечко, которое 6 лет было моей идеей фикс: капеллы Медичи. В первый наш визит они еще закрывались по понедельникам, как все музеи. Во второй - работали до 13:50 (как периодами бывает и сейчас), и после Уффици мы туда не успели. Ну, как говорится, бог любит троицу.
Собственно, капеллы Медичи (а не капелла, как иногда говорят, Cappelle Medicee, сайт , wiki) - приличных размеров комплекс при церкви Сан-Лоренцо, в целом состоящий из трех помещений: крипты, "капеллы принцев" и новой сакристии, причем только последняя - творение Микеланджело.
Крипта не очень интересная: там проходят выставки всевозможных реликвариев, по большей части поздних, когда ценились количество золота и вычурность форм, а не красота или сюжет (не могу не вспомнить реликварий в Орвието или в соборе в Генуе - какие же замечательные вещи). В крипте же находятся гробницы последнего итальянского кондотьера, родоначальника герцогов Медичи Джованни далле Банде Нере (это он сидит перед церковью в неприличной позе) и его жены. (На самом деле, у церкви Сан-Лоренцо есть еще одна крипта, где похоронены Козимо Старший Медичи и Донателло, но туда людей со стороны не пускают.)
В "Капелле принцев", конечно, никаких принцев нет - есть герцоги, а это, согласитесь, слегка другой коленкор. Зато с точки зрения декора некоторые принцы могут не просто позавидовать, а съесть свою шляпу (или там галстук, у кого что) от зависти: восьмигранная капелла с вторым по высоте в городе куполом (после купола Брунеллески самизнаетегде) облицована разноцветным мрамором, порфиром и гранитом...


Саркофаги, кроме одного, гранитного, тоже из полихромного мрамора с инкрустацией и герцогскими коронами (жалко, статуй в нишах только две - не доведено дело до конца)...

В основании пилястров гербы "подопечных" городов...

Купол наборный и расписан весьма богато...

Шикарный пол...

В общем, тот редкий случай, когда Исаакиевский собор и Эрмитаж нервно курят в сторонке. Есть повод гордиться.
Особо хочу отметить алтарь: если вы когда-нибудь видели такую инкрустацию, то я - нет.

Честно скажу, я от таких "роскошеств" был в восторге последний раз лет в 12 и с тех пор испытываю к ним лютую ненависть, но не оценить размах и мастерство у меня не хватит совести. Действительно круто.
Что касается новой сакристии (wiki) - есть еще старая (wiki), работы Брунеллески, с декором Донателло и Луки делла Роббиа, - то я себе ее представлял совсем другой. Не знаю, какой именно - может быть, более похожей на церковь, а не на запасник музея? Во всяком случае, надгробия герцогов Урбинского и Немурского, хорошо знакомые мне хотя бы по слепкам в Пушкинском музее, и тут выглядят какими-то не настоящими.

Я помню, какой испытал трепет 2 года назад в Риме, когда оказалось, что с детства знакомый Моисей на гробнице папы Юлия II - такой: желтоватый, мускулистый даже не по форме, а по структуре, когда прожилки мрамора кажутся живой человеческой кожей. Здесь же чувствуется рука мастера, но структура мрамора - не очень (даже немного странно, что Микеланджело так долго его выбирал).

Отдельно хочется сказать про женские фигуры. Для итальянского (и, в целом, европейского) искусства эпохи Возрождения вообще свойственно не уметь изображать женщин и детей. Ощущение, что так проявился запрет на тело в католичестве: даже когда живопись и скульптура ушли от готической диспропорции и обрели анатомическую точность, это коснулось только мужской фигуры, поскольку подмастерьев всегда можно было раздеть, поставить в нужную позу и рисовать часами хоть лицо, хоть тело, добиваясь грамотности расположения мышц и рефлексов.
С женщинами не так. Есть замечательные образцы: тут надо снова сказать про Филиппо Липпи и Сандро Боттичелли с их музами - и противоположные примеры у сиенцев, которым, видимо, категорически не везло с женами. Но одно дело - позировать лицом, а совсем другое - телом. Есть даже ощущение, что художники и жен-то своих не видели голыми при обычном освещении, не то что натурщиц. Так и рождались монстры с грудью на плече или на боку, по принципу "где-то там что-то там у нее есть". С детьми еще хуже: если младенец Иисус просто похож на уменьшенного восьми-десятилетку, как у Джотто, или на двадцатилетнего юношу, как на греческих иконах, - считай, повезло, может же быть и просто диспропорциональный уродец. Даже у Леонардо с его эстетством младенцы не живые - потребовался Рафаэль (пусть и стоящий на плечах Перуджино), чтобы младенцы обрели естественный вид.
Надо сказать, что с младенцами у Микеланджело порядок - он всегда, даже в ранних работах, на младенцах не экономил: видимо, как это ни прискорбно, трупы младенцев ему попадались наряду с трупами взрослых мужчин, которых он вскрывал, тщательно шифруясь от церкви. То ли трупы женщин ему не попадались, то ли слухи об ориентации - не вымысел, но с голыми женщинами, в отличие от одетых, у Микеланджело явно было не очень.
Скажем, ночь - очевидный мужчина с неумело приделанной грудью (еще и такой конфигурации, что в жизни не сыщешь).

Грудь Авроры (Утра) больше напоминает женскую, но фигура по-прежнему мужская, хотя и не столь ярко выраженная, как в случае с Ночью.

На этом фоне Мадонна Медичи на надгробии Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано, убитого во время заговора Пации, смотрится эталоном стиля и анатомической точности, хоть и построенной по классическим греко-римским образцам (скажем, лицом Мадонна явно напоминает Афину, а то и Геру, если принимать во внимание нос). Безусловно, видно, что это та же рука, что сделала Рахиль для гробницы папы Юлия II в Риме, а вот единство авторства с ватиканской "Пьетой" может вызывать вопросы: "Пьета" восхитительно современна, а здесь намеренный посыл в античность (в отличие от окружающих Космы и Дамиана, сделанных учениками по эскизам и моделям мастера - эти совсем не смотрятся древними).

В общем и целом, задачу мы выполнили, капеллы Медичи посетили. Мне лично это удовлетворения не принесло - скорее, разочарование. Хотя тут каждый видит по-своему, конечно.

Закрывая другой гештальт, мы пошопились на Mercato di San Lorenzo, прикупив обещанную Мыше пару сумок и пару кошельков. Говорите что хотите, но флорентийская кожа прекрасна, а сторговаться можно всегда. Правда. мне показалось, что ассортимент сумок слегка поуменьшился, но м.б. это только показалось.
Подняв таким образом себе настроение, мы направились в любимое место - монастырь Сан-Марко (wiki). Если вы вдруг здесь не были или путаете флорентийский Сан-Марко с венецианским, обязательно посетите: запомнится надолго, обещаю. (Кстати, в связи с тем, что опять шел дождь, у входа нас встречала девушка, ловкими и быстрыми движениями натягивавшая на наши зонты специальные полиэтиленовые чехлы, чтобы не капало. Мы нервно сглотнули.)
Монастырь был построен в XIII веке, но только в 1437 году перешел в руки доминиканцев. Заручившись поддержкой Козимо Медичи, который привлек великого архитектора Микелоццо и оплатил расходы, монастырь быстро стал одним из важнейших во Флоренции. Вдобавок Козимо организовал при монастыре первую в истории города публичную библиотеку и попросил выделить ему келью для медитаций (в отличие от других монахов, окно в келье у Козимо выходило на север, где меньше солнца, и было размером с ладонь).
Монастырь расписали местные монахи - правда, надо понимать, что это были фра Джованни (Анджелико) и фра Бартоломео. С появлением во Флоренции Савонаролы (которого, на свою голову, пригласили именно Медичи) монастырь стал его штабом, а он сам - настоятелем. Трехкомнатную (в отличие от всех прочих: даже у Козимо все две маленькие комнаты) келью Савонаролы с выставкой орудий для уничижения плоти можно посетить и сейчас.

Экспозиция музея, в основном, состоит из работ фра Анджелико: они размещены на первом этаже, у входа (бывший странноприимный дом) и в зале капитула, на втором в кельях и коридорах (включая одно из лучших "Благовещений" в истории, wiki - только посмотрите на выражение лица Марии!). Отдельно надо сказать про книжные миниатюры в библиотеке второго этажа: насколько же фра Анджелико лучше, тоньше, интереснее своего современника Заноби Строцци, насколько Строцци архаичнее!
Фотографировать в музее нельзя - в кельях за этим довольно строго следят, хотя "Благовещение" все равно массово щелкают с лестницы, где охраннику не видно. А вот внизу можно и поснимать немного, если хочется. Честно говоря, нам хотелось мало, мы ходили и в очередной раз поражались тому, насколько хорош фра Анджелико. Но одну работу частично пощелкали: это "Распятие со святыми" из зала капитула (wiki). Не верится, что это 1442 год: Вероккьо было 7 лет, а Лоренцо Великолепный, Гирландайо, Боттичелли, не говоря уж про Леонардо и Микеланджело, еще не родились. Посмотрите на эти лица и скажите мне, что фра Анджелико прост и примитивен!

Среди других представленных художников - уже упомянутый фра Бартоломео (написавший, кстати, самый известный прижизненный портрет Савонаролы), Паоло Уччелло, ученик фра Анджелико Беноццо Гоццоли, Бартоломео Капорали, Лука и Андреа делла Роббиа и многие другие. В качестве примера - "Тайная вечеря" Гирландайо (wiki): даже кажется, что за 40 лет с момента "Распятия со святыми" живопись шагнула не очень далеко, хотя на самом деле был пройден огромный путь.

В общем, Сан-Марко - место к посещению обязательное.

А для нас во Флоренции есть еще одно обязательное к посещению место: так уж получилось, что традиции зайти поесть "к дуракам" мы не изменяем, несмотря безусловный интерес к другим местам и регулярную критику знатоков, считающих Borgo San Lorenzo отвратительным туристическим районом, а рестораны, где есть русское меню и куриная грудка - не стоящими внимания. Так что - в очередной раз I Matti (сайт).
Брали: риболита, cacio e pepe (пичи с пекорино и черным перцем - просто и потрясающе вкусно, ничуть не хуже местной вкуснейшей аррабиаты), панакотту и восхитительный тирамису (местный точно входит в тройку самых вкусных из тех, что я ел). В общем, "дураки" снова не подкачали. И это хорошо, потому что день подошел только к середине, и нас ждали еще два важных места.

продолжение следует

Если вдруг, находясь во Флоренции, вам захочется посетить место упокоения последнего из рода Медичи, посетите церковь Святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo ). И пусть это суровое здание расположено не в самом престижном месте города, и, по сути, является недостроенным, оно, несомненно, заслуживает вашего внимания. Ведь в прошлом базилика Сан-Лоренцо была небольшой фамильной церквушкой великой семьи Медичи. А с архитектурной точки зрения это одна из первых церквей, принадлежащих .

Давайте вернемся немного назад и попытаемся узнать историю появления этого неоднозначного строения. Итак, в далеком 393 году н.э. миланский архиепископ Амброджио приказал заложить церковь, посвященную святому Лаврентию и первому архиепископу Флоренции святому Зиновию. Мощи последнего хранились в стенах церкви с 4 по 7 века. Именно в это время базилика Святого Лаврентия считалась Кафедральным собором. Сегодня главный кафедральный собор Флоренции – это .

В 11 веке произошло первая глобальная перестройка здания, во время которой ренессансный стиль сменился романским. В начале 15 века несколько влиятельных флорентийских горожан объединились с целью финансирования расширения церкви Сан-Лоренцо. Самым значительным было пожертвование, сделанное Джованни Медичи, желавшим таким способом войти в более высокие слои общества и укрепить свой статус.

Главным архитектором для работы над базиликой был (Filippo Brunelleschi) . Первое, к чему приступил известный итальянский архитектор – это пристройка боковой капеллы, которая впоследствии получила название Старой сакристии.

Так как в ней планировалось устроить усыпальницу для Медичи, то Джованни никогда не жалел средств на финансирование строительства.

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Возведение Старой капеллы продолжалось с 1421 по 1428 годы. Ее интерьер возрождал собой систему купола, накрывающего квадратное помещение. Внутреннее пространство отличалось простотой и четкостью.

После окончания работ над ризницей, Брунеллески приступил к общим работам над церковью. Однако закончить их он не успел. В1429 году уходит из жизни Джованни Медичи. А с его смертью иссякает и финансовый поток. В дальнейшем работы по реконструкции Сан-Лоренцо продолжились с подачи Козимо Медичи Старого, который пригласил на должность архитектора Бартоломео Микелоццо . Позднее Козимо Старший стал первым захороненным в подземной крипте, а базилика Сан-Лоренцо стала местом захоронения всех представителей известной флорентийской семьи.

В 1520 году римский папа Лев Медичи нанимает архитектора для постройки Новой Ризницы (Сакристии). В ней один из великих Медичи планировал захоронить тех из семьи, кто покинул мир в молодом возрасте (Джулиано Медичи, Лоренцо ди Пьетра). Этот проект относится к одним из важнейших в творческой жизни мастера. Например, если ранее сами гробницы и надгробные памятники было принято размещать в центре помещение, то Микеланджело не побоялся совершить архитектурный переворот, разместив усыпальницы и статуи по периметру вдоль стен.

Интересно, что работы по реконструкции фасада так и не были завершены. Согласно историческим документам, это произошло из-за разногласий между Микеланджело и римским папой Львом Х Медичи. Микеланджело настаивал на облицовке фасада каррарским мрамором, а папа предпочитал украшать фасад камнем из Пьетрасанты.

Собственно сам спор возник из-за того, что фасад должен был отразить мастерство итальянских художников и одновременно свидетельствовать о могуществе рода Медичи. А для этого свой выбор камня Лев Х считал более приемлемым. Упорство сторон и привело к незаконченному фасаду. После смерти папы, финансирование уменьшилось, и проект сам собой сошел на «нет».

Для того, чтобы великий художник не отвернулся окончательно от семьи, кардинал Джулио Медичи решил отвлечь его от фасада и поручил создание новой часовни в базилике Сан-Лоренцо. Работы над новой постройкой были начаты в 1519 году. И до сих пор, созданные им надгробные скульптуры, привлекают к себе туристов со всего мира. Кроме туристов в часовне нередко можно увидеть студентов из художественных академий. Здесь они обучаются мастерству на примере мировых шедевров.

Что посмотреть

Несмотря на внешнюю неприглядность базилики, турист, попадающий внутрь Сан-Лоренцо, вряд ли пожалеет об этом. Ведь ему представится возможность увидеть мировые произведения искусства. Например, стоит отметить бронзовые кафедры работы великого , появившиеся во второй половине 15 века. Внутренний же интерьер завораживает. Ряд колонн различного диаметра, лишенных каких-либо украшений, считается работой архитектора Васаллето. Невозможно обойти вниманием великолепный напольный рисунок, напоминающий ковер с рисунками на церковную тематику.

Старая Сакристия

Внутреннее убранство Старой Сакристии наполнено прекрасными медальонами, люнетами и барельефами авторства Донателло. Там же расположена гробница Джованни и Пьетро Медичи. Внутренняя поверхность купола украшена уникальной фреской. На ней изображено небо с дневным и ночным светилами, а также известные в то время звезды.

Новая Сакристия

В стенах Новой Сакристии хранятся саркофаги двух герцогов Медичи. Гробницы украшены различными аллегорическими скульптурами, выполненными Микеланджело. В центре находится композиция «Мадонна и младенец».

Капелла принцев (Cappella Dei Principi)

Восьмиугольное помещение Капеллы принцевимеет купол второй по величине во Флоренции. Купол украшен фресками, на которых можно увидеть изображения городских гербов Тосканского Герцогства. Роспись склепа, в котором захоронены Медичи, была выполнена в 1826 году Пьетро Бенвенути.

Лаврентьевская библиотека (Biblioteca Laurenziana)

Авторству Буонаротти принадлежит и Лаврентьевская библиотека. Ее строительством мастер занимался с 1524 по 1534 года, по распоряжению папы Климента VII Медичи.


Им же была спроектирована удивительная лестница, в виде течения расплавленной лавы, и внутреннее убранство читального зала. В библиотеке хранится множество книг и исторических рукописей. Первоначальное собрание принадлежало Козимо Старому, а позже было расширенно остальными членами большой семьи Медичи. Библиотеке принадлежат и некоторые бесценные вещи. Например, Библия, датированная 8-м веком н.э. или самая древняя римская энциклопедия (Naturalis Historia).

  • Время работы: ежедневно, кроме понедельника.
  • Стоимость входа: 3,5 евро. Не стоит забывать, что церковь действующая, и в воскресенье можно посетить мессу бесплатно.
  • Несмотря на то, что церковь Святого Лаврентия не самое величественное архитектурное сооружение, к нему ежегодно стремятся потоки туристов со всего мира. И, несомненно, фамильный приход Медичи заслуживает вашего внимания.

    ↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

    Микеланджело Буонарроти – тот редкий тип творца, чьи произведения удостоились величайшей славы еще при жизни автора. Сын обедневшего дворянина, он гордился своим происхождением. Произведения Буонарроти наложили глубокий отпечаток на всю культуру Возрождения, и также на мировое искусство в целом. Занимаясь одновременно и живописью, и архитектурой, создавая поэтические и философские произведения, в первую очередь Микеланджело все таки был гениальным скульптором. Он прожил долгую жизнь – почти девяносто лет, и пережил тринадцать Пап. Для большинства из них он выполнял различные заказы.

    Создание гробницы Медичи изначально было идеей Папы Льва Десятого (чье настоящее имя – Джованни Медичи). Она должна была стать мемориалом для брата Льва Десятого Джулиано Медичи, и его племянника Лоренцо. Оба они умерли в молодости и были знамениты тем, что первые из Медичи получили герцогские титулы. Но в конце концов заказчиком погребального строения стал следующий Папа, Климент Седьмой, также член рода Медичи. В момент создания скульптур для усыпальницы во Флоренции вспыхнула революция. Создавая образы, украшающие гробницу, творец думал скорее о гибели и разрушении родного города, чем о смерти, постигшей юных герцогов.

    Скульптура Лоренцо не имеет прямой схожести с его сохранившимися портретами; для создания этой работы Микеланджело пользовался таким художественным приемом, как идеализация. Юноша преисполнен величия и благородства, а его задумчивая, расслабленная поза подчеркивает красоту фигуры. Левая рука подпирает подбородок, а локтем опирается на копилку с монетами; правая – манерно упирается в бедро. Голова Лоренцо украшена шлемом, подобным тем, которые носили знатные древнеримские военачальники. Однако зоологическое происхождение украшений шлема и тень, отбрасываемая на лицо этим головным убором, весьма своеобразны. Как считают некоторые исследователи, морфология шлема указывает на то, что герцог Медичи умер, будучи не в здравом уме. Другие ученые утверждают, что статуи Лоренцо и Джулиано, находящиеся в ризнице, были перепутаны, и истинной статуей Лоренцо является более детально проработанная статуя Джулиано, расположенная прямо напротив. Эти работы устанавливались уже после отъезда Микеланджело из города, и потому такой поворот событий весьма вероятен. Внешне лицо второй статуи больше напоминает имеющиеся прижизненные портреты Лоренцо Медичи.

    Под статуей герцога расположены две аллегорические фигуры, символизирующие Утро и Вечер. Это мужчина и женщина идеальных пропорций, составляющие вместе со статуей Лоренцо равносторонний треугольник, но Утро и Вечер выдвинуты вперед относительно Лоренцо. Все три скульптуры имеют натуралистический размер, соответствующий размерам человеческого тела. Фигуры изображены в естественных, но весьма напряженных позах, будто бы с трудом удерживающие свои тела на крышке гробницы; на их лицах – глубокая скорбь. Утро, прекрасная женщина, с видимой неохотой пробуждается ото сна – настоящее пугает ее. Вечер, немолодой мускулистый мужчина, с уставшим видом готов отойти ко сну. Все скульптуры в гробнице Медичи изображены без зрачков.

    Флоренция, как и практически любой итальянский город, буквально наводнена достопри-мечательностями, памятниками истории, всевозможными бесценными артефактами, о которых мы немного упоминали в . Среди всего этого изобилия есть места, которые просто нельзя не посетить, и одно из таких мест – Капелла Медичи. Она входит в состав мемориального комплекса при церкви Сан-Лоренцо.

    Строго говоря, капелла состоит из трех частей – склепа с захоронением 49 не самых известных Медичи; Капеллы Принцев, где покоится прах гораздо более знаменитых представителей рода; и Новой Сакристии (Sagrestia Nuova).

    Именно над оформлением последней работал великий Микеланджело Буонарроти, и, несмотря на весьма драматическую историю реализации проекта, именно здесь талант великого Мастера отразил многие свои грани. Собственно, именно Новую Сакристию чаще всего имеют в виду, когда говорят о Капелле Медичи.

    Как добраться, режим работы

    Основной ориентир для туристов, желающих посетить Капеллу Медичи во Флоренции – это сама церковь Сан-Лоренцо. Находится она по адресу Piazza di San Lorenzo, 9.

    Капелла Медичи входит в состав комплекса Сан-Лоренцо

    Достопримечательность очень значима, присутствует во всех возможных путеводителях, поэтому найти ее не составит проблем. Рядом с церковью проходит маршрут автобуса С1. Остановка так и называется – «San Lorenzo». Можно также выйти и на следующей остановке – «Cappelle Medicee».

    Капелла Медичи открыта для посещения каждый день с 8:15 до 18:00. Регулярные выходные – каждое четное воскресенье и каждый нечетный понедельник месяца. Также капелла закрыта в самые большие праздники – 1 января (Новый год), 25 декабря (Рождество) и 1 Мая.

    Билеты в капеллу Медичи и библиотеку Лауренциана (еще один проект Микеланджело на территории комплекса Сан-Лоренцо) покупаются отдельно. Касса работает до 16:20. Детям до шести лет вход бесплатный.

    Капелла Медичи во Флоренции – очень популярное место, поэтому будет нелишним билеты заранее забронировать онлайн .

    Будучи далеко не единственной живописной усыпальницей во Флоренции, Капелла Медичи разительно отличается от других подобных объектов. Микеланджело вложил весь свой талант в то, чтобы создать в капелле атмосферу глубокого трагизма и скорби – здесь все посвящено теме смерти.

    Даже характер естественного освещения очень символичен. В самом низу, где расположены саркофаги с усопшими, темнее всего. Чем выше, тем больше света снаружи попадает внутрь здания. Это символизирует бессмертие души и ее переход в царство света после завершения земной жизни человека.

    Над усыпальницами Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано можно видеть работы Микеланджело «Мадонна с младенцем», скульптуры святых Косьмы и Домиана

    Центральный объект в Капелле Медичи – алтарь. Но отнюдь не он представляет наибольший интерес с художественной и эстетической точки зрения.

    По правой и левой стороне от алтаря находятся усыпальницы герцогов Джулиано Немурского и Лоренцо Урбинского. Прямо напротив алтаря, у противоположной стены в выступающем цоколе покоится прах еще двух Медичи – Лоренцо Великолепного и его родного брата Джулиано.

    Эти два представителя могущественного рода были в свое время гораздо более значимыми фигурами, чем их тезки, похороненные «по соседству». Но их саркофаги украшены гораздо скромнее – на склепе установлены три статуи работы Микеланджело – святых Космы и Дамиана, и «Мадонна с младенцем». Последняя – едва ли не единственная скульптура в капелле, которая лишена трагизма, а наполнена лирическим отражением близости матери и ребенка.

    Лоренцо Великолепный был видным государственным деятелем Флорентийской республики и ее руководителем в эпоху Ренессанса. У многих возникает естественный вопрос, почему его с братом усыпальница получила от Микеланджело столь минималистическое оформление.

    Ответ на самом деле очень простой. Лоренцо Урбинский и Джулиано Немурский первыми из рода Медичи получили герцогские титулы. В те феодальные времена это обстоятельство имело гораздо большее значение, чем реальная историческая роль того или иного лица.

    Аллегорические фигуры «Утро» (женская) и «Вечер» (мужская) украшают надгробие Лоренцо Урбинского

    Саркофаги герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи украшены скульптурами, которые принесли еще больше славы и без того знаменитому на тот момент Микеланджело. Это так называемые «Сутки». Скульптуры «Утро» и «Вечер» установлены на гробнице Лоренцо Урбинского, а «День» и «Ночь» – на саркофаге Джулиано Немурского.

    Еще при жизни Микеланджело скульптура «Ночь» оказывала неизгладимое впечатление на современников творца своим глубоким трагизмом. Точно такое же настроение фигура создает и сейчас, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы посетителей Капеллы Медичи.

    Фигуры «День» (мужская) и «Ночь» (женская) установлены Микеланджело над гробницей Джулиано Немурского

    Все описанное – лишь самые заметные творения Микеланджело, созданные в ходе работы над внутренним убранством капеллы. Осознание реального величия этого произведения искусства приходит по мере ознакомления с самой историей создания Капеллы Медичи.

    История создания

    Изначально планы папы римского Льва Х (Джованни Медичи) касательно обновления флорентийской церкви Сан-Лоренцо были совершенно иными.

    Папа хотел создать новый фасад для семейного храма рода Медичи и пригласил для выполнения этой масштабной задачи Микеланджело. Стояла цель воплотить в новом фасаде всю силу таланта лучших итальянских художников и засвидетельствовать таким образом могущество рода Медичи.

    Микеланджело прибыл во Флоренцию и приступил к работе в 1514 году. Однако, первое время, которое скульптор провел в мраморных карьерах, оказалось потраченным напрасно. Папа Лев Х «славился» расточительностью, и на возведение грандиозного фасада банально не хватило денег. После смерти папы проект был безнадежно заморожен.

    Фасад базилики Сан-Лоренцо и по сей день так и остался незавершенным

    Однако имя Микеланджело уже на тот момент было столь прославленным, что семья Медичи решила во что бы то ни стало возобновить сотрудничество с амбициозным скульптором. Так, по инициативе кардинала Джулио Медичи, и родилась идея достройки новой капеллы на территории церкви Сан-Лоренцо (до высоты карниза Новая Сакристия была возведена еще в конце XV века).

    Замысел и проекты

    Размещение усыпальниц герцогов Лоренцо и Джулиано в будущей Капелле Медичи во Флоренции было задумано изначально. Их Микеланджело планировал установить в самом центре часовни, но впоследствии художник все-таки склонился к более традиционной, боковой пристенной схеме размещения монументов. Согласно его замыслу, надгробия должны были быть украшены символическими скульптурами, а люнеты над ними расписаны фресками.

    Скульптуры Лоренцо и Джулиано были запроектированы как символические – они не отражали внешность своих реальных прообразов. Это было условием художника, который был известен своим не вполне объяснимым негативным отношением к портретам и другим формам воплощения в искусстве точных образов реальных людей.

    Поэтому лица фигур представились идеализированным обобщением. Аллегорические фигуры течения суток должны были стать намеком на мимолетность жизни герцогов.

    Скульптуры герцогов Медичи не передают реальной внешности своих прообразов

    Проект также предполагал наличие на полу у надгробий фигур речных богов, над надгробиями планировалось разместить доспехи, гирлянды и четыре фигуры скорчившихся мальчиков. Но, в силу целого ряда обстоятельств, из всего задуманного реализовать получилось далеко не все.

    Конфликт с Медичи

    Работу над внутренним убранством Капеллы Медичи Микеланджело начал, когда ему исполнилось 45 лет. Грандиозность замысла его совершенно не пугала. Мастер хоть и был уже, по тем временам, весьма возрастным, но к реализации проекта приступил со всем рвением. Как будто знал, что время его жизни едва только перевалило за половину (художник умер в очень преклонном возрасте – 88 лет).

    Работа над основными элементами оформления Капеллы Медичи длилась почти 15 лет. За все это время первоначальный замысел пришлось неоднократно корректировать, что очень раздражало Микеланджело, и, в конечном счете, он не был доволен результатом.

    Одновременно стремительно портились его отношения с семьей Медичи. В конце концов, в 1527 году республикански настроенная часть флорентийцев восстала против Медичи, и последним пришлось бежать. В этом противостоянии Микеланджело был на стороне восставших.

    Флоренция недолго оставалась под руководством временного правительства. Объединенные армии императора Карла и папы римского устроили осаду города. Микеланджело был назначен руководителем всех фортификаций.

    Фигуру святого Косьмы дорабатывал помощник Микеланджело Джованни Монторсоли

    Photos by: Sailko, Rufus46, Rabe!, Yannick Carer