Капитанская дочка гринев нравственный выбор. В помощь школьнику. Что скрывается в образе Швабрина

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 85 имени Героя РФ Г.П. Лячина

Дзержинского района Волгограда»

Методическая разработка урока литературы в 8 классе

Тема:

«Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести

А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин»

Разработала:

Учитель русского языка и литературы

Стретельникова Светлана Геннадьевна

Цель: проследить по тексту путь духовного становления Гринева; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благородство, чувство чести и собственного достоинства,

развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Оборудование: учебники, тетради учащихся, записи на доске, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методические приемы: слово учителя, работа с текстом: сжатый пересказ, аналитическая беседа, сравнительная характеристика, выразительное чтение эпизодов.

Ход урока:

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Эпиграфы урока: Береги честь смолоду.

Русская пословица.

Честь - это внешняя совесть, а

совесть - это внутренняя честь.

А. Шопенгауэр

Честь - это совесть, но совесть болезненно

чуткая. Это уважение к самому себе и к

достоинству собственной жизни, доведенное

до крайней степени чистоты и до величайшей

страстности.

А. Виньи

1. Вступительное слово учителя.

В своей повести «Капитанская дочка» автор размышляет о бесправии закабаленного крестьянства, о восстании, грозящем дворянскому государству, о судьбах России, о ее настоящем и будущем.

Но раздумья писателя касались не только исторического прошлого и настоящего страны, но и сложных нравственных вопросов. Вопросов свободы и независимости, чести, нравственного долга. И сегодня мы будем с вами говорить об этом. Запишите в тетради тему урока. Зачитаем эпиграфы нашего урока и подумаем над их смыслом. В конце урока мы постараемся составить кодекс чести главного героя произведения.

Итак, Пушкин проводит своих героев через испытания и трудности. Обратимся к главному герою повести Петру Гриневу, вспомним отдельные эпизоды его жизни. Обратите внимание на иллюстрации во время показа презентации к нашему уроку. Они помогут вам увидеть ту эпоху, в которой жили герои. Посмотрите на форму, которую носили в 18 веке, так выглядел офицер царской армии.

Всмотритесь в юного Петрушу Гринева. На экран проецируется слайд.

Расскажите о жизни Петруши в родительском доме.

Кто же оказал большое влияние на Петрушу? Найдите в тексте суждения отца Петруши о том, что сын его должен служить.

Вывод: Действительно, главные уроки жизни Гринев получил не от француза и даже не от Савельича, а от своего отца Андрея Петровича. Правда для старика- Гринева - это прежде всего честное служение своему Отечеству, верность императрице, тому, «кому присягаешь». Наставляя сына, он предостерегает его от корыстолюбия и карьеризма.

Что мы можем сказать о матери Гринева? (ответ ученика)

Вывод: Действительно, о ней сказано немного, но ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра. Доброта матери и весь быт семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость.

И ведь доброе отношение к крепостному слуге - это результат воспитания, полученного дома.

Нельзя сказать, что Петруша вначале полностью усвоил взгляд отца на военную службу, в голове его была невероятная путаница.

Как представлялась военная служба юному Петруше?

Второй этап формирования Гринева начинается с момента отъезда его из родного дома. Вспоминаем, что первый удар мечтам наносит отец, решая Петрушу отправить в Армию и не в Петербург, а в Оренбург. Мечта о веселой и беззаботной жизни военного исчезает после пирушки с Зуриным.

Что же произошло?

Чем заканчивается эта история?

Какой урок преподал ему Зурин?

Какое разочарование ждет Гринева в Белогорской крепости?

Каким предстает перед нами русское семейство Мироновых?

Вывод: Вспомните строки из повести, где автор пишет: «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Уклад жизни Мироновых был очень близок семье Гриневых.

Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?

Как ведут себя оба противника во время поединка? Как был ранен Гринев?

Вывод: Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар. Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин будет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок - не быть слишком доверчивым.

Что защищал Гринев на дуэли? Какие его качества проявились в истории с дуэлью?

Вывод: Он защищал честь и достоинство свои и своей любимой. Он проявил благородство, не упомянув имя Маши. Василисе Егоровне Гринев, не называя истинных причин, объяснил, что они со Швабриным поссорились «за песенку». Гринев действовал храбро и мужественно, ведь Швабрин был старше и опытнее его, в том числе и в умении драться на шпагах.

Почему Гринев помирился со Швабриным?

Из текста: «Я был слишком счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненное». Гринев решил, что Швабрин искренне раскаялся, считал, что тот клеветал из чувства «оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви», и «великодушно» простил своего «несчастного соперника».

Почему отец Гринева отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой?

Как Гринев-отец узнал о похождениях сына?

Работа по главе «Приступ»:

Какие чувства испытывают и как себя ведут перед боем с пугачевцами герои: Гринев, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша?

Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели?

(Бескорыстие, честность, верность присяге, государыне-императрице. Он жил честно, скромно, и смерть свою встретил так же достойно. Последние слова капитана: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышишь ты!»)

Как описан Швабрин в сцене казни? Какова роль этого описания?

(Швабрин описан несколькими точными штрихами: он успел не только переметнуться на сторону Пугачева, но и обстричься «в кружок» и одеться в казацкий кафтан. Кроме того, он успел что-то шепнуть Пугачеву, после чего Гринева поволокли на виселицу.)

В чем причина чудесного спасения Гринева?

Какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира героя?

Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу?

Вывод: Многое в ее поступках объясняется тем, что она - дочь Мироновых.

А что значит честь для семейства Мироновых?

Вывод: Действительно, скромно и честно жил Иван Кузьмич. И смерть свою встретил также достойно. И Василиса Егоровна до последнего момента была рядом с мужем.

Какие последние слова произносит Василиса Егоровна перед смертью? Найдите эти строчки в тексте.

Как произошло, что Гринева схватили мятежники? Какие качества проявил в этой ситуации Гринев?

Вывод: Гринев любит Савельича, как отца родного. Хотя они и стоят на разных социальных ступенях, их отношения ближе родственных: барин и слуга ссорятся, мирятся, дядька ворчит, денег барину не дает. Гриневское «мой Севельич» менее всего означает мой крепостной.

А есть ли представления о чести у Швабрина?

Что важно для формирования личности человека?

Вывод: Все мы родом из детства. И потому очень важно, в какой семье воспитывался человек. Во многом родители являются примером для своих детей. Кем были его учителя, друзья?

Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.

Попробуем составить кодекс чести Петра Гринева.

Ребята поочередно перечисляют качества главного героя. В подтверждение их слов, в дополнение к сказанному на экран проецируется слайд

Кодекс чести П. Гринева:

Бесхитростность, честность и искренность

Простодушие

Гуманное отношение к крепостному Савельичу

Великодушие

Бескорыстие в дружбе и любви

Благородство и доброта

Готовность защитить честь любимого человека вплоть до самопожертвования

Мужество

Верность воинской присяге и долгу

Верность данному слову

Чувство собственного достоинства

В. И Даль в своем словаре так определяет слово «честь» (записываем в тетради:

«Честь» - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть).

Как вы думаете, «честь» - качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите это.

Вывод: В нашем современном мире, в котором мы живем, к сожалению, эти понятия утратили ценность, стали почему-то несовременными. Но ведь если не лукавить, хотелось ли вам, мальчики, иметь такого надежного друга, как Петр Гринев, надежного и честного.

А девушки, я уверена, мечтают иметь в будущем такого мужу и отца своим детям.

Кого вы сегодня можете назвать честным, благородным человеком?

Вывод: Сегодня на уроке мы доказали с вами, что «честь» - качество не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое.

Домашнее задание: 1. Перечитать главы 8 - 12.

2. Найти в произведении все эпизоды, в которых появляется Пугачев.

Сопоставить его портреты в главах «Вожатый», «Приступ»,

Разделы: Литература

Из опыта работы

У каждого из нас свой Пушкин. И первое знакомство с ним у каждого происходит по-своему, по-разному. Всё, наверное, начинается с детства, со сказки. Помните:

У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

Как хотелось тогда, в детстве, узнать, где же оно находится, это Лукоморье, побродить там, посидеть под знаменитым дубом, послушать сказки, которые рассказывает волшебный кот.

А как хотелось поймать золотую рыбку и попросить её исполнить хотя бы одно желание! Но детство заканчивается, и ты узнаёшь, что все эти герои, эти события останутся с тобой навсегда, благодаря волшебной фантазии замечательного поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

Ты взрослеешь, а вместе с тобой “взрослеют” и его произведения. Только теперь это другие книги и иные герои, вместе с которыми размышляешь о смысле жизни, любишь, страдаешь, которым сочувствуешь и за которых переживаешь.

Произведениям Пушкина суждена долгая жизнь, ведь проблемы, которые автор ставит в них, не являются проходящими, сиюминутными. Взять хотя бы “Капитанскую дочку”. За годы работы в школе при изучении этого произведения я использовала традиционный путь разбора: по отдельным главам (по ходу действия), “по образам” (когда в центре внимания находится герой произведения). Но однажды, отступив от традиции, выбрала путь разбора произведения по проблемам. Несмотря на то, что события, описанные в романе, относятся к XVIII веку, проблемы, поставленные Пушкиным, не потеряли своей актуальности и сегодня. Это проблема чести и долга, нравственного выбора человека; проблема насилия и сострадания; проблема любви и милосердия.

Изучение “Капитанской дочки” является логическим продолжением знакомства с “Историей Пугачёвского бунта”, ставшего основой для романа, в котором главной темой являются люди, их взаимоотношения, характеры, а также вечные ценности, без которых невозможна жизнь человека.

Каждому герою романа пришлось многое испытать. И все эти испытания связаны с понятиями чести, долга, человеческого достоинства.

Главной герой “Капитанской дочки” Пётр Гринёв проходит путь от вчерашнего недоросля, гонявшего голубей да бегавшего по девичьим, до человека, ставшего честным и порядочным офицером. Нравственные понятия, сформированные в семье Гринёвых, помогают ему с честью выйти из сложных ситуаций. А необдуманные шаги, совершённые Гринёвым, привели к поступку, определившему всю его последующую жизнь.

Заячий тулуп! Какая, казалось бы, ценная вещь! Но дело не в ценности тулупа, а в человечности, в сострадании, в милосердии, наконец. Бродяга ведь тоже человек, оказавшийся в данный момент в сложной ситуации. Так что же, разве такой человек не заслуживает сочувствия? Помогая ему, Пётр Гринёв не думал о последствиях своего поступка. Просто помог. Потому что долг любого человека – помочь в беде другому. Но у бродяги оказалась хорошая память. И чувство долга ему тоже не было чуждо. Наверное, судьбе было так угодно, чтобы встретились эти два человека: дворянин и беглый крестьянин. Такие разные по происхождению, воспитанию, отношению к жизни, политике, власти. Но понятия о чести, долге, честности, просто о человеческой порядочности сближают этих людей.

Гринёв в своих поступках честен и открыт, прямо заявляет, что не может перейти на сторону Пугачёва. Не этому учил его отец, ведь главное для старика Гринёва – беречь дворянскую честь и верно служить Отечеству. Надо отдать должное, что Пугачёв понимает состояние Гринёва, не заставляет его изменить своим принципам, переступить через себя.

Но совсем не такой Швабрин, у которого свои понятия о чести, долге, человеческом достоинстве. А есть ли вообще эти качества у него? Что же двигало им, когда он перешёл на сторону Пугачёва? Сочувствие угнетённому народу, поднявшемуся против произвола властей? А может быть, совпадение политических взглядов с восставшими? Или все его поступки можно объяснить исключительно пылкой любовью к Марье Ивановне?

Но разве любовь делает людей жестокими и бездушными? Можно ли совершить преступление, даже во имя неё? Ведь любовь призвана дарить свет и тепло, делать людей добрыми, благородными, а значит, счастливыми. Именно этим и объясняется нежелание Гринёва говорить о Марье Ивановне на суде, когда решается его собственная судьба. Ведь счастье любимой девушки, её незапятнанное имя – что может быть дороже для истинной любви! Наверное, человек будет счастлив только в том случае, если он в состоянии сделать счастливыми близких ему людей. Несмотря ни на что! Даже если ему самому грозит смертельная опасность.

Можно только восхищаться смелостью и решительностью Марьи Ивановны, когда она, будучи любимой и любящей, отправляется на защиту своего жениха. Она не требует правосудия, а просит милости, милосердия.

Тема милосердия раскрывается при сопоставлении характеров двух правителей – императрицы Екатерины II и Емельяна Пугачёва, Петра III, как он называл себя. Императрица добра и заботлива, но это не мешает ей отдавать приказы, жестоко наказывая восставших. Пугачёв тоже может быть как милосердным, так и жестоким. Достаточно вспомнить захват Белогорской крепости, многочисленные казни. Но ведь они были как со стороны восставших, так и со стороны правительственных войск. Невозможно оставаться равнодушным, когда читаешь и представляешь изувеченного башкирца, казнь капитана Миронова, смерть Василисы Егоровны… Жестокость и зверство не есть проявление врождённых пороков только непросвещённых мужиков. Одна жестокость не оправдывает другую, ведь в результате такой вражды теряется самое главное – обесценивается человек, человеческие чувства, возникает угроза уничтожения главных качеств человека: чести, достоинства, долга перед своим Отечеством.

Простым людям тоже не чуждо представление о чести и долге. Савельич, преданный своему барину слуга, лучшие годы прослуживший ему верой и правдой, готовый жизнь отдать “за барское дитя”, становится ему в конце романа верным другом.

Так что же должно быть основой истинных человеческих отношений? По мнению А.С. Пушкина, необходима такая форма государственной жизни, в основе которой лежат подлинные человеческие качества: честь, совесть, уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость.

Пусть прошло уже более 170 лет, но роман не потерял своей актуальности. Ведь выбор правильного пути любого человека состоит не в том, чтобы успеть вовремя перебежать из одного лагеря в другой, а в том, чтобы в любых условиях сохранить в себе человеческое достоинство, гуманность, умение уважать и ценить жизнь других людей. Формированию таких нравственных понятий у школьников поможет изучение романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Благодаря мемуарной форме повествования в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" внимание автора (а, следовательно, и читателя) концентрируется в основном на внутреннем мире героев, а не на фактических событиях, на личностном восприятии героями происходящего, их оценку, реакцию, стиль поведения в критических ситуациях сложного нравственного выбора. Действия, описанные в произведении, не имели решающего значения в истории, но все же можно говорить о героях "Капитанской дочки" как об истинно сильных или хотя бы ярких

Характерах.

На первый взгляд, поскольку Гринев – центральный герой произведения, то и проблема выбора должна вставать только перед ним. Но это заблуждение. Роман наполнен очень различными и неординарными характерами, и выбирать приходится каждому из них.

Первым на страницах романа мы видим Петра Гринева. Он только-только вступает во взрослую жизнь, его юношеское стремление к самостоятельной жизни, к наслаждению ее прелестями комично, но и это уже – его выбор дальнейшего пути, с его неизбежными ошибками. Гринев не внемлет увещеваниями Савельича, когда тот ругает его за то, что юноша дарит бородатому бродяге

Тулуп, или за желание выплатить проигрыш. Мы видим, что молодой человек, несмотря на свою горячность и легкомысленность, обладает такими качествами, как чувство благодарности и честность.

Гринев в дальнейшем очень удивится тому, что детский тулуп, подаренный ночному вожатому, пьянице из постоялого двора, в дальнейшем спасет его от петли, а сам бродяга окажется тем, кто станет известным на всю Россию. Однако это удивление не смогло поколебать его моральных устоев. "Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу", – таков ответ молодого человека Пугачеву. Белогорская крепость захвачена, и заговорщики проводят публичные казни, предлагая в качестве альтернативы вступить в их ряды. Перед Гриневым встает тот же вопрос, что и перед остальными защитниками крепости: умереть с честью, не изменив присяге, или пойти в шайку к "разбойнику" Пугачеву. Юноша не отступает от своих принципов, предпочитая "лютую казнь" "подлому унижению". И только вмешательство Савельича спасает его от этой участи. Но другие участники обороны не избежали расправы. Так погибают комендант, его жена и многие офицеры были безжалостно убиты. Некоторые же решают эту проблему в пользу жизни, как, например, Швабрин. Он изменяет присяге, это его выбор, за который впоследствии, кстати говоря, он и поплатится.

Гринев же вышел с честью даже из такой сложной ситуации, как личное общение с Пугачевым. Даже тогда герой прямо отвечает, что не признает его царем и, если тот его отпустит, он будет вновь сражаться против заговорщиков, если прикажут.

А что же Пугачев? Гринев ожидает, что за такие вольные слова он обязательно будет убит, так же как и остальные. Но у Пугачева тоже есть свои представления о чести. В сцене казни защитников крепости он вспоминает щедрость юноши, подарившего ему свой тулуп, и отвечает добром на добро; в благодарность он сохраняет ему жизнь. Столь же благородно он поступает, отпустив Гринева, несмотря на его признание (о том, что он будет продолжать сражаться против него). Предводитель восставших мог просто не обратить внимания на молодого офицера, казнить его, так же как остальных, но обладая все же нравственными ценностями, пусть и своеобразными, он не позволяет себе ответить злом на добро.

Поскольку в романе присутствует любовная линия, проблема нравственного выбора, безусловно, касается и этой темы. Так Гринев в Оренбурге, получив письмо Маши Мироновой, должен выбрать между солдатским долгом, принуждающим его остаться, и долгом чести, зовущим на помощь любимой девушке. Естественно, побеждает последний, и Гринев отправляется на спасение. Здесь его судьба опять тесно переплетается с волей Пугачева. Тот, как мы уже знаем, умеет быть благодарным, а также не терпит несправедливости. Он прощает ту небольшую ложь о родителях Маши и помогает освободить ее от Швабрина.

Эта странная, непонятная окружающим помощь бунтовщика офицеру сбивает с толку начальников Гринева, и он попадает под следствие. Но даже под угрозой военного суда он не позволяет своей чести упомянуть имя Маши перед судьями, хотя это бы его спасло, оправдало бы пребывание во вражеском лагере. По тем временам, если на судебном процессе звучит чье-либо имя, то этим оно наверняка будет запачкано перед обществом. Гринев, исходя из своих убеждений, решает ни за что не предавать огласке свои отношения с Машей Мироновой. Достоинство, честь, человеческий долг – вот его руководство в жизни. Да и сама Маша оказывается достойной уважения, Швабрин заставляет ее выбрать: либо она выйдет за него замуж, либо он отдаст ее разбойникам (которые, скорее всего, ее убьют). Нужно отметить, что она предпочитает смерть; это уже позже ее спасают от этой участи.

Кстати, сам Пугачев также в определенный момент решает умереть, но не лишиться чести. Для него честь – не принимать "милостыню". Гринев, в благодарность за помощь, предлагает заговорщику сдаться, уповая на милость императрицы. Для Пугачева же такое предложение смешно (вспомним хотя бы, как однажды он рассказывает молодому человеку известную сказку про ворона), он слишком горд и слишком уверен в своей правоте.

И недаром в эпиграфе к роману стоит пословица: "Береги честь смолоду". Это лишний раз доказывает то, что нравственный выбор каждого из героев произведения строится на том, насколько дорога ему его честь и вообще на том, что в его понимании честь. И Пушкин, показав в романе множество разных мнений по этому вопросу, все же подводит каждого из них к тому или иному итогу, кого-то "награждая" счастливой любовью, а кого-то оставляя ни с чем, тем самым выражая свое авторское мнение.

Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. Судьба распорядилась таким образом, что оба они оказались в далекой крепости и оба влюбились в капитанскую дочку Машу Миронову. И именно в чувстве к Маше начинает проявляться различие между героями. Еще до того как Петр Гринев познакомился с Машей, Швабрин уже позаботился о том, чтобы представить ее потенциальному сопернику «совершенною дурочкою». Швабрин язвителен и насмешлив, он пытается осмеять все и всех вокруг себя. Именно поэтому Гриневу становится все труднее и труднее с ним общаться. Швабрин был очень злопамятный и после того, как Гринев оскорбил его, все время старался отомстить ему. А Гринев, наоборот, был очень добрый и не помнящий зла, когда-либо причиненного ему. Швабрин старался мстить, а Гринев все старался забыть. Швабрин был помилован Пугачевым за то, что предал Родину, предал императрицу для своих благ. А Гринев был помилован Пугачевым только благодаря большой любви и бесстрашию Савельича. Пугачев очень удивился, увидя такую большую любовь холопа к своему барину. Кроме того, Пугачеву было невыгодно отказать холопу в такой просьбе, у него был повод показать свое великодушие. Даже любили они по-разному. Швабрин любил Машу только из-за того, что ему так захотелось, ему неважно было, что Маша его не любит, он хотел на ней жениться и поэтому рушил все преграды, которые были на его пути. Рушил самым подлым образом. Например, когда они с Гриневым подрались, он сразу написал донос отцу Гринева, а когда Пугачев вошел в крепость, Швабрин сказал ему что-то на ухо, и Пугачев согласился повесить Гринева. И когда наконец Гринев ушел из крепости и Маша осталась без защитника, то Швабрин посадил ее на хлеб и воду, чтобы она, совсем оголодав, вышла за него замуж. Но и это не удалось. Когда он потерял Машу совсем, когда на защиту Маши встал сам Пугачев, Швабрин решил ее погубить: он сказал, что Маша - дочь капитана Миронова. Если он мог совершить предательство по отношению к той, которую он хотел видеть своей женой, то какая тут может быть любовь? А Гринев любил ее всем сердцем, всей своей необъятной душой. Если ради Маши Мироновой он ездит к Пугачеву, рискуя своим добрым именем, если он едет в Сибирь не каторгу только ради того, чтобы Машу не стали допрашивать, то уже из этого видно, что любит он ее не ради себя и за Марью Ивановну готов в любую минуту отдать жизнь свою. Значит, любит он ее по-настоящему.