Картина аленушка описание для детей. Описание истории создания картины аленушка васнецова. Как все начиналось

«Алёнушка» — одна из самых известных картин великого русского художника (1848-1926). Картина была написана в 1881 году, холст, масло, 173 × 121 см. В настоящее время представлена в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Картина «Алёнушка» стала одной из самых знаменитых работ Васнецова. Художник известен тем, что в необычайно реалистичной манере изображал сюжеты из русских народных сказок. Сказочные персонажи с его подачи оказывались как живые и создавали настолько сильное впечатление у русского зрителя, что на протяжении многих десятков лет этот художник является любимым для многих жителей нашей страны и зарубежья.

Картина, о которой здесь говорится, вошла в цикл сказочных произведений Васнецова. При создании данной работы великий русский живописец взял за основу сюжет сказки «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке ». «Алёнушку» Васнецов начал писать в 1880 году и закончил в 1881 году. Пейзаж картины он рисовал на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке, а на образ Алёнушки его вдохновила случайно увиденная девушка. Вот как рассказал о пришедшем вдохновении сам Виктор Васнецов: «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё . Интересно, что изначально картина называлась по другому — «Дурочка Алёнушка». В XIX веке термином «дурочка» называли сирот.

После того как работа над картиной была закончена, Васнецов представил её на Передвижной выставке, где она пользовалась огромным вниманием, а один из критиков Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) даже назвал данное произведение одной из лучших картин русской школы.

Атмосферная картина заставляет проникнуться её настроением. Девочка, глаза и весь образ которой выражают непередаваемую грусть, рассказывает о трудной судьбе героини картины. Тишина чёрного омута пруда, тоскливая темнота хвойного леса позади Алёнушки, хмурое небо лишь только подчёркивают трагедию, которая случилась с несчастной девушкой. Удивительно, но в этой картине нет ничего сказочного и потому она поражает зрителя, который под сказочной картиной или иллюстрацией привык понимать нечто фантастическое, необычное, невозможное. Глядя же на эту картину, кажется, что та самая сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» является более реальной, чем можно подумать, является историей, к которой нужно относиться серьёзно и читать её, как нечто очень важное, скрывающее некую истину о зле и добре, коварстве и любви.


Виктор Васнецов - Алёнушка. 1881. Холст, масло. 173 × 121 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

За основу сюжета была взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Аленушка, уставшая от безрезультатных поисков своего брата, сидит в сиротливой позе на большом камне у мрачного пруда, склонив голову к коленям. Тревожные мысли о братце Иванушке не покидают её. Тоскует Аленушка - не смогла уследить за братиком - а вместе с ней тоскует и природа вокруг…

Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось 3 этюда того времени.


Пруд в Ахтырке 1880 год


Алёнушкин пруд (Пруд в Ахтырке), 1880 год


Осока, 1880 год
В картине Васнецова Аленушка очень великолепно написан пейзаж в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой, которая тоже опечалена, как и наша героиня Аленушка.
В картине ни один фрагмент не отвлекает зрителя от главного, в то же время каждая деталь картины это материал для задумчивых размышлений.


Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881
Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой.

Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне. Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа.

Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы.
Сам Васнецов так отзывался о своей картине:

«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.

Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926)
Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова, принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых.
Поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» - былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором - по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Виктор Васнецов скончался в Москве 23 июля 1926 года, на 79-м году жизни. Художник был похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.

Мы уже вспоминали как то про, а вот еще одна картина и одна тайна.

Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.

Вот как это было...

Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.


Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.

Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».

Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.


Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.


Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

Картина «Аленушка» является самым популярным произведением русского живописца В.М. Васнецова. Он изобразил раннюю осень или конец лета, поскольку камыш и листочки на деревьях не слишком зеленые. Хотя уже можно увидеть багровые и золотистые листья, которые упали на поверхность воды.

Краткая биография художника

Виктор Васнецов знаком каждому по выдающимся иллюстрациям к русским сказкам. Он появился на свет в Вятке, а начальное образование получил в духовной семинарии. Живописец в 1868 году поступил учиться в Академию художеств, которую закончил в 1873. После этого юный художник отправился за границу.

Начиная с 1869 года, Васнецов стал выставлять свои произведения на передвижных и академических выставках. Творчество живописца многостороннее, в него входят:

  • Религиозные и исторические сюжеты
  • Народный эпос
  • Жанровые сцены

По картинам этого мастера созданы избушка на курьих ножках и церковь в Абрамцеве, а еще создан фасад Третьяковской галереи. Полотно «Аленушка» является очень популярным, Васнецов его написал по сюжету сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

История картины

Художник в 1880 году рисовал пейзажи в Ахтырке, правда, из его головы не выходил образ сказочной печальной и большеглазой девочки. Но он не мог сложить его воедино до тех пор, пока не увидел однажды простую девушку. Она поразила художника своим русским духом.

Эта встреча с незнакомкой помогла живописцу воплотить образ в картину. Виктор впервые продемонстрировал ее в 1881 году на Передвижной выставке, на которой она получила самые восторженные и высокие отзывы.

Описание картины

В композицию произведения входит лишь одна героиня — русоволосая и юная девушка, одетая в русское народное платье. По сказке у нее не было родителей, а самым близким человеком для нее был братец Иванушка. Вот почему сначала это полотно художник хотел назвать «Дурочка Аленушка», ведь раньше так называли сирот.

На картине можно увидеть, как темный лес окружил ее со всех сторон. Он не желает отпускать героиню из своего плена. Слезы девушки капают в воду. Вероятнее всего, художник этим хотел предостеречь об опасности, которая случится с ее братом или уже произошла. Аленушка сидит в старом сером сарафане, с растрепанными волосами и босая.

Она полна раздумий об Иванушке, вдруг баба-яга превратила его в козленка. Художнику удалось прекрасно описать пейзаж произведения, который отлично сочетается с персонажем. Зрителя ничто не может отвлечь от Аленушки.

Глядя на гениальную картину, кажется, что героиня находит утешение у этого пруда. Девушка как бы растворяется в ярких красках и становится частью картины. Ее смирение и оцарапанные ноги не только привлекают публику, но и зачаровывают к ее чистому образу.

В соответствии с народными приметами, в конце дня природа приобретает способность передавать человеческие эмоции. Задний фон срисован с пруда Ахтынки, художник изобразил зловещие темно-зеленые ели и свинцово-серое небо. Под ногами девушки расстилается очень мрачный пруд, который пугает людей своей глубиной, он прикрыт желтыми листочками.

Это произведение Васнецова навивает тоску, ведь любому становится жалко бедную героиню. Живописцу удалось нарисовать реалистичное и проникновенное событие. Для ее написания он использовал в основном зеленую краску. Полотно получилось такое яркое, что создается впечатление будто пруд, лес и Аленушка оживет и предстанет перед зрителем. В те времена критики считали картину лучшей.

Виктор Васнецов - прекраснейший живописец рубежа веков, он успешно творил в конце 19 - в начале 20 веков, поэтому постоянно менялся тот жанр, который он выбирает. Сначала это были полотна, в которых их жанр больше относился к бытовому направлению, потом он перешел к портретам, и лишь только потом перешел к устному народному творчестве, которому и посвятил всю свою оставшуюся жизнь. Это произошло после прочтения художником былин и сказок, которые настолько сильно поразили художника, что он решил все это воспроизвести в своих картинах.

Известно, что свою картину «Алёнушка» художник написал в 1881 году, в основу сюжета которого легли события русской народной сказки, которая известна всем. Виктор Васнецов был поражен образом молодой девушки, которая осталась одна, без родителей, продолжая воспитывать брата. Его поразило и ее трудолюбие, и чувство ответственности. Поэтому он и решил показать главную героиню русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Девушку художник поместил на центральное место в своей картине. На Аленушке надето простое, легкое и цветастое платье. Красивая и грустная героиня одиноко и печально сидит на большом камне серого цвета. Руками она крепко обхватила свои ноги. Обуви на ногах у нее нет. Свою голову девушка печально опустила на колени, волосы ее волнистые и светлые успели растрепаться и выбиться из косы. Выражение лица трудолюбивой героини доброе, но очень печальное, так как зритель видит и как широко и грустно раскрыты глаза, и чуть приоткрыт рот, и немного дрожат губы. Сильнейшая тоска и грусть читается во всем ее прелестном образе.

Скорее всего, в этот момент все ее мысли были о братике, который напился из лужи, не послушав сестру, и вот теперь он превратился в маленького и белоснежного козленочка. Из-за этого она так грустна и печальна, ведь девушка не знает, как ему помочь. И этот образ грусти и печали живописец изобразил на фоне прекрасной и ранней осени. Девушка сидит на берегу реки, поэтому на переднем плане изображена темноватая и неподвижная вода речки, по спокойной глади которой плывут небольшие желтые листочки. Девушка, сидящая на камне, прямо на берегу реки смотрит в воду и отчетливо видит свое изображение.

Рядом с Алёнушкой в воде растут высокие и стройные камыши, листья которых тонкие и ярко-зеленые. Они стоят в воде и кругом, куда не глянь, везде камыши. Видно, что на эту речку в лесу люди практически не приходят. И вот только девушка, которая переживает за своего братика, зашла сюда случайно.

На заднем плане картины, за девушкой, виден темный лес. В нем растут невысокие белоствольные березки и осинки с тонкими стволами. На деревьях листья уже начинают желтеть и они, словно пытаясь подержать девушку, тоже печальны и дрожат от легкого ветерка. На одной, более крепкой веткой, примостилась и стайка птиц. Но они тоже невеселы: сидят спокойно, не прыгают и не резвятся, как это обычно делают птицы, не слышно их веселых и задорных песен.

Чуть дальше виднеется густой и непроходимый лес. В этой чащобе уютно расположились ели, которые всегда зеленого цвета. И их темный цвет добавляет в картину Виктора Васнецова еще больше печали, грусти и даже мрачности. Вся лесная природа находиться в напряженном периоде увядания, словно она, как и героиня картины, грустит. Но не только мрачен лес на картине живописца. Неприглядное и серое небо пугает своими темными цветами. На нем не проглядывает солнышко и даже не выскользнет и не блеснет хотя бы один маленький лучик. Небесный свод мрачен и печален.

Вся композиция васнецовской картины поражает своим единым замыслом и тем, какую цветовую гамму подбирает художник, чтобы отобразить грусть и печаль в жизни девушки. Вся природа сопереживает ее горе и трагедию вместе с ней. Но тут же Виктор Михайлович пользуется и приемом контраста, так как на фоне всей этой мрачной и темной природы, где в основном используются различные оттенки зеленого цвета, выделяется девушка. Для изображения ее лица, светлого и нежного, живописец использовал лишь только светлые краски.

Настроение самого художника Васнецова прекрасно чувствуется: он сочувствует Аленушке и переживает за ее судьбу. Вся живописная васнецовская картина вызывает у любого зрителя сочувствие и сострадание к самой девушке с нелегкой судьбой. Грустно и печально смотреть на героиню картины, которая попала в такую трагическую ситуацию, поэтому хочется ей как-то помочь, убрать из ее жизни все невзгоды и неприятности. Художник, используя зеленые цвета, смог внести в свое полотно реалистичность. Кажется, вот еще одно мгновение и все оживет на картине: лес зашумит и начнет легко дрожать своими листочками, а девушка вдруг оживет, поднимает голову, посмотрит и попросит помощи. Эта картина художника Виктора Васнецова была признана самой лучшей его работой.