Кем был сотников до войны. Повесть Быкова "Сотников": главные герои. Отношение к товарищу

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Связано это было с тем, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Прозвище же позволяло легко выделить в обществе человека. Это было очень удобно, поскольку запас прозвищ был поистине неисчерпаем. Источниками могли быть: указание на особенности характера или внешности человека, обозначение национальности или местности, выходцем из которой был человек. Иногда прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах.

Фамилия Сотников ведет свое происхождение от прозвища Сотник, которое содержит указание на род занятий предка. Сотником называли командира казачьей или стрелецкой сотни.

Наиболее известный представитель данной фамилии - Владимир Михайлович Сотников (1960), русский прозаик, автор романа "Покров", составитель книг о А.С.Грибоедове, Д.И.Фонвизине, Н.Г.Чернышевском. Сотник, со временем получил фамилию Сотников.

Версия 3

Сотник - военачальник сотни (у стрельцов, казаков). Родственные фамилии: Сотницкий, Сотницын .
А вот Сотсков, Соцков родились от слова сотский (сотской) - младший полицейский надзиратель, выбранный самими же крестьянами. Об их житье-бытье говорит присловица: «В попах сидеть - кашу есть, а в сотских - оплеухи».
Сотсков Борис Степанович (1908-72) - ученый, член-корреспондент АН. Ему принадлежат основополагающие труды по разработке автоматической и телемеханической аппаратуры, теории надежности.

Как пишется фамилия Сотников на английском языке (латиницей)

Sotnikov

Заполняя документ на английском, следует писать сначала имя, потом отчество латинскими буквами и уже потом фамилию. Написание фамилии Сотников по-английски вам может понадобиться при заявление на загран паспорт, заказе зарубежного отеля, при оформление заказа в английском интернет-магазине и так далее

Кадр из фильма «Восхождение» (1976)

Зимней ночью, хоронясь от немцев, кружили по полям и перелескам Рыбак и Сотников, получившие задание добыть продовольствие для партизан. Рыбак шёл легко и быстро, Сотников отставал. Ему вообще не следовало отправляться на задание - он заболевал: бил кашель, кружилась голова, мучила слабость. Он с трудом поспевал за Рыбаком.

Хутор, к которому они направлялись, оказался сожжённым. Дошли до деревни, выбрали избу старосты.

Здравствуйте, - стараясь быть вежливым, поздоровался Рыбак. - Догадываетесь, кто мы?

Здравствуйте, - без тени подобострастности или страха отозвался пожилой человек, сидевший за столом над Библией.

Немцам прислуживаешь? - продолжал Рыбак. - Не стыдно быть врагом?

Своим людям я не враг, - так же спокойно отозвался старик.

Скотина есть? Пошли в хлев.

У старосты взяли овцу и не задерживаясь двинулись дальше.

Они шли через поле к дороге и внезапно уловили впереди шум. Кто-то ехал по дороге. «Давай бегом», - скомандовал Рыбак. Уже видны были две подводы с людьми. Оставалась ещё надежда, что это крестьяне, тогда все обошлось бы. «А ну, стой! - донёсся злой окрик. - Стой, стрелять будем!» И Рыбак прибавил в беге. Сотников отстал. Он упал на склоне - закружилась голова. Сотников испугался, что не сможет подняться. Нашарил в снегу винтовку и выстрелил наугад. Побывав в добром десятке безнадёжных ситуаций, Сотников не боялся смерти в бою. Боялся только стать обузой. Он смог сделать ещё несколько шагов и почувствовал, как ожгло бедро и по ноге потекла кровь. Подстрелили. Сотников снова залёг и начал отстреливаться по уже различимым в темноте преследователям. После нескольких его выстрелов все стихло. Сотников смог разглядеть фигуры, возвращавшиеся к дороге.

«Сотников! - услышал он вдруг шёпот. - Сотников!» Это Рыбак, ушедший уже далеко, все-таки вернулся за ним. Вдвоём под утро они добрались до следующей деревни. В доме, куда они вошли, партизан встретила девятилетняя девочка.

Как мамку зовут? - спросил Рыбак.

Демичиха, - ответила девочка. - Она на работе. А мы вчетвером тут сидим. Я самая старшая.

И девочка гостеприимно выставила на стол миску с вареной картошкой.

Мамка идёт! - закричали дети.

Вошедшая женщина не удивилась и не испугалась, только в лице её что-то дрогнуло, когда она увидела пустую миску на столе.

Что вам ещё надо? - спросила она. - Хлеба? Сала? Яиц?

Мы не немцы.

А кто же вы? Красные армейцы? Так те на фронте воюют, а вы по углам шастаете, - зло выговаривала женщина, но тут же занялась раной Сотникова.

Рыбак глянул в окно и отпрянул: «Немцы!». «Быстро на чердак», - распорядилась Демичиха. Полицаи искали водку. «Нет у меня ничего, - зло отругивалась Демичиха. - Чтоб вам околеть». И тут сверху, с чердака, грохнул кашель. «Кто у тебя там?» Полицаи уже лезли наверх. «Руки вверх! Попались, голубчики».

Связанных Сотникова, Рыбака и Демичиху повезли в соседнее местечко в полицию. В том, что они пропали, Сотников не сомневался. Мучила его мысль о том, что они оказались причиной гибели вот для этой женщины и её детей... Первым на допрос повели Сотникова.

Вы думаете, я скажу вам правду? - спросил Сотников у следователя Портнова.

Скажешь, - негромко сказал полицай. - Всё скажешь. Мы из тебя фарш сделаем. Повытянем все жилы, кости переломаем. А потом объявим, что всех выдал ты... Будилу ко мне! - приказал следователь, и в комнате появился буйволоподобный детина, огромные его ручищи оторвали Сотникова от стульчика...

Рыбак же пока томился в подвале, в котором неожиданно встретил старосту.

А вас-то за что посадили?

За то, что не донёс на вас. Пощады мне не будет, - как-то очень спокойно ответил старик.

Какая покорность! - думал Рыбак. - Нет, я все-таки за свою жизнь ещё повоюю.

И когда его привели на допрос, Рыбак старался быть покладистым, не раздражать зря следователя - отвечал обстоятельно и, как ему казалось, очень хитро. «Ты парень вроде с головой, - одобрил следователь. - Мы проверим твои показания. Возможно, сохраним тебе жизнь. Ещё послужишь великой Германии в полиции. Подумай». Вернувшись в подвал и увидев сломанные пальцы Сотникова - с вырванными ногтями, запёкшиеся в сгустках крови, - Рыбак испытал тайную радость, что избежал такого. Нет, он будет изворачиваться до последнего. В подвале их было уже пятеро. Привели еврейскую девочку Басю, от которой требовали имена тех, кто её скрывал, и Демичиху.

Дверь подвала отворилась: «Выходи: ликвидация!» Во дворе уже стояли полицаи с оружием на изготовку. На крыльцо вышли немецкие офицеры и полицейское начальство.

Я хочу сделать сообщение, - выкрикнул Сотников. - Я партизан. Это я ранил вашего полицая. Тот, - он кивнул на Рыбака, - оказался здесь случайно.

Но старший только махнул рукой: «Ведите».

Господин следователь, - рванулся Рыбак. - Вы вчера мне предлагали. Я согласен.

Подойдите поближе, - предложили с крыльца. - Вы согласны служить в полиции?

Согласен, - со всей искренностью, на которую был способен, ответил Рыбак.

Сволочь, - как удар, стукнул его по затылку окрик Сотникова.

Сотникову сейчас было мучительно стыдно за свои наивные надежды спасти ценой своей жизни попавших в беду людей. Полицаи вели их на место казни, куда уже согнали жителей местечка и где сверху уже свешивались пять пеньковых петель. Приговорённых подвели к скамейке. Рыбаку пришлось помогать Сотникову подняться на неё. «Сволочь», - снова подумал про него Сотников и тут же укорил себя: откуда у тебя право судить... Опору из-под ног Сотникова выбил Рыбак.

Когда все кончилось и народ расходился, а полицаи начали строиться, Рыбак стоял в стороне, ожидая, что будет с ним. «А ну! - прикрикнул на него старший. - Стать в строй. Шагом марш!» И это было Рыбаку обыкновенно и привычно, он бездумно шагнул в такт с другими. А что дальше? Рыбак провёл взглядом по улице: надо бежать. Вот сейчас, скажем, бухнуться в проезжающие мимо сани, врезать по лошади! Но, встретившись с глазами мужика, сидевшего в санях, и почувствовав, сколько в этих глазах ненависти, Рыбак понял: с этим не выйдет. Но с кем тогда выйдет? И тут его, словно обухом по голове, оглушила мысль: удирать некуда. После ликвидации - некуда. Из этого строя дороги к побегу не было.

Пересказал

Образы Сотникова и Рыбака в повести В.Быкова «Сотников»

Повести В.Быкова о войне считаются самыми правдивыми и психологичными во всей литературе 20 века. Именно он сумел показать ее "лицо" так, как никто другой. Немалую роль сыграло то, что сам писатель был участником войны. Повесть про двух 26-летних бойцов одного партизанского отряда, которую изучают в 11 классе, сложна и разнопланова тематически и композиционно. Анализ идейного содержания, главных образов повести “Сотников” целесообразно начинать с истории создания произведения, которая затрагивает биографию самого автора.
Повесть «Сотников» Василь Быков написал в 1969 году. В основе сюжета была положена реальная история встречи Быкова с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. Двадцать лет прошло с момента встречи до воплощения сюжета в творчестве автора.
В августе 1944 года, проезжая мимо румынского села, лейтенант Василь Быков увидел в группе пленных немцев человека, с которым когда-то служил в одном полку. В ходе разговора с пленным удалось узнать, что после ранения он попал в концлагерь, там – временно, как ему казалось, – согласился сотрудничать с власовцами и все эти годы прожил в ожидании удобного случая, надеясь сбежать.
Случай так и не представился, и бывший однополчанин изо дня в день «увязал в отступничестве». Эта встреча заставила будущего писателя задуматься, на что же способен человек «перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств» .
В письме к Алесю Адамовичу Быков рассказывал, что, «кожей и нервами» почувствовав историю, в которой люди напрочь лишены возможности влиять на ситуацию, он выбрал «сходную модель на материале партизанской войны (вернее, жизни в оккупации)»: «….Я взял Сотникова и Рыбака и показал, как оба обречены, хотя оба – полярно противоположные люди, – такова сила обстоятельств. Не скрою, здесь замысел – от экзистенциализма, каким я его представляю» .
Первоначально повесть была названа “Ликвидация”, однако позже автор акцентировал смысл названия на главном герое.
Сюжет повести Быкова “Сотников” взят из реальной жизни: после встречи писателя в 1944 году с однополчанином, считавшимся погибшим. Оказывается его боевой товарищ попал в плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество.
Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, “посмертно” его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб. И вот в конце войны он оказался в плену, как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетенный. Товарищ честно рассказал Быкову, что поначалу думал, что удастся сбежать, не стрелял в людей, не проявлял жестокости, пытался выжить. Цена такого выбора слишком страшна, чтобы до конца жизни быть предателем.
Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с боевого друга и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.
В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны. Быков не дает окончательных оценок персонажам, оставляя это право за читателем…….
В повести «Сотников» Василь Быков противопоставляет двух главных героев – Рыбака и Сотникова.
Рыбак – бывший армейский старшина, который выглядит более приспособленным к борьбе, чем его напарник. В его воспоминаниях о прошлом нет ничего, что предвещало бы возможность предательства перед лицом смерти. Сущность персонажа выявляется постепенно, исподволь, в «процессе самопроявлений». Так, Рыбаку непонятна логика Сотникова, который, несмотря на простуду, все-таки пошел на задание; Рыбак после перестрелки с полицаями возвращается к раненому напарнику не по закону взаимовыручки, а из-за мыслей об ответе перед партизанами; он тайно питает надежду, что, находясь в полицейских застенках, Сотников умрет и тогда «его, Рыбака, шансы, значительно улучшатся» .
Сотников до 1939 года работал учителем в школе; в армии был командиром батареи. Критики, оценивая интеллигентность героя, усматривают в повести заочную полемику с романом Фадеева »Разгром» .
Финал повести показателен: измученный Сотников, с трудом взбираясь на стоящую под виселицей подставку, испытывает последнее чувство вины перед теми, кого он подвел под петлю: старостой Петром и Демчихой. Он и Рыбака пожалел за то, что «неплохой парень покатился в пропасть, не сумел умереть, сохранив достоинство и честь» .
Для писателя то неожиданное чувство, с которым Сотников уходил из жизни, стало открытием новой, высшей ступени человечности. Задумавшись над природой этого чувства, Быков закономерно пришел к мысли, что даже готовность к самопожертвованию не дает права не считаться с чужой жизнью, что человеческая жизнь представляет собой абсолютную ценность.
Василь Быков, отвечая на вопрос о том, почему, увидев приближающихся к дому Демчихи полицейских, Сотников не повел себя столь же решительно, как прежде, ответил, что его герой был сломлен первым боем; лишь в полиции он «находит в себе силы, чтобы умереть достойно» .
«Процесс самопроявлений» касается не только Сотникова и Рыбака – он затрагивает и Демчиху, вынужденную «переступать через естественное для нее материнское чувство самосохранения», и старосту Петра, которого казнят не только из-за выданной партизанам овечьей тушки, но и из-за не выданной полицаям еврейской девочки Баси.
С первых глав кажется, что активный, хитрый Рыбак более приспособлен к условиям войны, чем болезненный малоинициативный Сотников. Однако с раскрытием персонажей становится понятно, что Сотников обладает большей нравственностью, духовной силой. До самой смерти он остается верен своим принципам, в отличие от Рыбака, который становится врагом самому себе.
В ситуации, которая касается жизни, “каждый за себя”, именно так решает Рыбак, пытаясь оправдать свою позицию. Инстинкт самосохранения, моральная незрелость, жажда жизни – что-то не дает герою сделать последний шаг, тот, который мог бы спасти его от совести. Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берется осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.
Осуждать и оценивать – это не то, чему учит нас повесть; сделать выбор и нести ответственность за его последствия, перешагнуть грань, за которой человек теряет себя или погибнуть – вот суть и идея произведения. Быков показывает двух молодых людей, которые воспитаны в одинаковых условиях, они росли и формировали свои характеры, зрели и учились жизни.
В некоторых критических статьях к повести можно встретить следующую трактовку образов: «….в плену Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, а его товарищ сломался, предал своих, стал палачом своим товарищам». Однако сама проблема и ситуация нравственного выбора значительно сложнее. И даже сам автор произведения, возможно именно потому, что это Писатель с большой буквы (в отличие от многих поверхностных критиков и даже режиссера Ларисы Шепитько, снявшей по этой повести фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько) не делает однозначных выводов, не расставляет всех точек над «I».
Вспоминаются в данном контексте слова писателей братьев Стругацких в конце 20-го столетия о том, что писатель не может и не должен заниматься исправлением, лечением нравственных проблем общества, он лишь вскрывает, показывает в своем произведении наиболее острые из них. В этот мастер слова скорее сродни художнику, чем философу-моралисту. Указывая на злободневные проблемы, вскрывая язвы современного общества, писатель заставляет читателя прежде всего думать самостоятельно, преломляя сюжетную нить произведения через собственную эмоционально-нравственную составляющую. Василь Быков в повести «Сотников» оставляет читателя именно в такой ситуации, не навешивая однозначных ярлыков на достаточно сложные характеры персонажей, не идеализируя одного как героя и не втаптывая в грязь как предателя другого. Сложность и неоднозначность как характеров героев, так и развития самой ситуации, в итоге приведшей к трагическому концу, прослеживается через все повествование.
Главные герои повести – партизаны Сотников и Рыбак – в обычных условиях (даже в условиях реального боя), возможно, и никогда бы не оказались перед подобной проблемой нравственного выбора, и Рыбак бы остался честным мужественным человеком, хорошим товарищем и отличным бойцом. При этом в повести нет откровенной идеализации образа Сотникова и нельзя сказать, как это определяется в ряде критических оценок, что Рыбак на протяжении сюжета совершал несколько мелких предательств. Пока они не переросли в одно большое, после которого нет пути назад.
Разберем это на примере самого текста повести.
Изначально Сотников пошел на задание в деревню за провизией и медикаментами для отряда не только потому, что все остальные отказались (как он ответил на вопрос Рыбака, почему тот больной пошел с ним), но еще и, со слов автора, «…узнав, что предстоит сходить в село за продуктами, даже обрадовался, потому что все эти дни был голоден, к тому же привлекала возможность какой-нибудь час погреться в домашнем тепле».
Далее, как это неоднократно говорилось на протяжении повести «Больше всего он (Сотников) боялся из напарника превратиться в обузу, хотя и знал, что, если случится наихудшее, выход для себя найдет сам, никого не обременяя». В итоге в первой половине повести он только и делал, что был обузой и обременял. Именно из-за него Рыбак не смог выполнить задание (принести в отряд провизию), именно его болезненное состояние привело к необходимости искать прибежище в деревне, тем самым обременяя и подставляя под смерть ее жителей (Демчиху и ее детей, а, возможно, и всю деревню). Именно из-за кашля Сотникова они были обнаружены полицаями. Староста пострадал также из-за Сотникова. Если бы не его болезненное состояние, он смог бы вместе с Рыбаком не попасться на глаза полицейскому отряду или как минимум уйти от них вместе с тушей барана. Но из-за его слабости пришлось отстреливаться, убить полицая (по фильму – немца), что привело к массовому поиску партизан в деревне и обнаружению еврейки Баси в доме старосты (помимо тушки барана, которую также пришлось бросить и которая была опознана как собственность старосты). То есть, как видим, Сотников в первой половине повести отнюдь не был идеализирован. Более того, образ Рыбака кажется если не лучше, то более приспособленным к войне. В то время как Сотников – только обуза и причина несчастий самого Рыбака, старосты, Демчихи и ее детей, оставшихся без матери, еврейской девочки Баси. Как раз то, чего он внутренне боялся, при этом не имея моральных сил решить проблему: вернуться в отряд после сожженного хутора, чтобы не тормозить и не подвести Рыбака (так как что бы он тогда сказал в отряде?!); отказаться заходить в деревню и оставаться в избе Демчихи (знал ведь, что ставит их под угрозу… На слова Рыбака: «Мы с ним не можем дальше идти» был ответ Демчихи: «Ну сюда же как-то пришли»).
Рыбак как мог пытался бороться со сложившейся ситуацией, но экзистенциональная обреченность героев повести была основана на ситуации нравственного цугцванга. Так, Рыбаку пришлось идти на задание с хворым Сотниковым, потому что остальные отказались (один промок, у других также были объективные причины). На сожженном хуторе вынуждены были идти дальше в деревню, хотя было очевидно, что Сотников не помощник. Болезнь привела к неспособности Сотникова скрыться от полицаев, в результате чего он был ранен. В свою очередь Рыбак также не мог бросить раненного Сотникова. Дальше все развивалось как снежный ком. Раненого Сотникова нужно было где-то на время оставить, и они вынуждены были искать прибежища в избе у Демчихи, где кашель Сотникова выдал их месторасположение на чердаке, и т.д.
Но перед ликвидацией во время осознанного нравственного выбора Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти в силу своей слабости характера запутывается и начинает обманывать самого себя, предавая раненого товарища, а тем самым и Родину… ради спасения своей жизни, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом своему народу и самому себе. Личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Его храбрость во время реального боя, где фактически нет места и времени нравственным колебаниям, уступает инстинкту самосохранения, не пройдя проверку его чести и гражданской совести.
Изначально, идя на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем ослабленный болезнью Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь “ухитрялся найти какой-нибудь выход”, внутренне готов к компромиссу со своей совестью, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина. “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу”.
В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: “Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии”. Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю, опять же идя на компромисс со своей совестью: «якобы расположение и численность отряда Дубовицкого итак всем известно».
Сотников даже во время пытки не потерял человеческий облик (как то предрекал следователь особенно не в самой повести, а в фильме «Воскрешение» по его мотивам), он все время терял сознание (из-за слабости, которая у него была из-за болезни, это многом и спасло его), но не сказал ничего.
Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и получив отказ, обратился к начальнику полицаев, заявив: “– Я партизан. Это я ранил вашего полицая, – не очень громко сказал Сотников и кивнул в сторону Рыбака. – Тот здесь оказался случайно – если понадобится, могу объяснить. Остальные ни при чем. Берите одного меня”. Но это признание не возымело никакого действия и их повели дальше к месту казни. В варианте фильма это выглядело более ярко и героично со стороны Сотникова, когда он объявляет себя командиром, берет все на себя, просит его одного расстрелять, так как другие тут не при чем, даже Рыбак и тот случаен. Но это все оказывается бессмысленным.. И на мерзкое, подошедшего к нему вплотную, портновское «что даааальше», последняя попытка Сотникова достучаться до человеческого в душе следователя: «Сделай что-нибудь для них» на его усмешку и аналогичный вопрос «Это все…, гражданин Иванов?». Сотников ответил ярко, дерзко и смело:
- Не-е-ет. Не Иванов. Я Сотников. Командир Красной Армии. Родился в 17-м году. Большевик. Член партии с 35-го года. По профессии я учитель. С начала войны командовал батареей. Бил вас, гадов! Жаль, что мало. Сотников меня зовут, Борис Андреевич. У меня есть отец, мать, Родина». Это был своего рода ответ на монолог Портнова о человеческой сущности, о той мелкой, по словам следователя, ничтожной мрази, сидящей в каждом и хватающейся за соломинку жизни. Так вот такой ничтожной мразью оказывается не Сотников, как то предрекал Портнов перед его пыткой. После этих слов Сотникова, бывший учитель музыки и советский агитатор медленно отводит в сторону лицо, подавляя в себе остатки человеческого… «Гер майор, ничего существенного». И как-то более мелко и гадко выглядит в фильме образ Рыбака, начавшего после этих слов чуть не на коленях умолять следователя взять его в полицаи.
Всего этого нет в самой книге. Ни просьбы Сотникова, ни его предсмертного рассказа-лозунга о себе. Все более просто и реалистично. Рыбак не так жалок в своем предательстве, а Сотников остается больным, чуть слышно говорящим и еле держащимся на ногах, уж явно не способным ударить связанными руками Рыбака и сбить его с ног.
При анализе образов Сотникова и Рыбака не случайно уделяется в данной работе столько внимания сопоставлению повести с вариантом, предложенным в фильме режиссером Ларисей Шепитько. В фильме более ярко прописана сила характера Сотникова, его человечность, а также цепь мелких предательств Рыбака, которые в итоге приводят его к последней грани, когда он теряет самого себя, теряет свой народ, свою Родину.
Образы в книге не столь просты и однолинейны и, может, именно поэтому не имеют и столь сильного эмоционального воздействия. Поэтому и оценка их для читателя, и особенно школьников старших классов представляется более сложной.
Если в повести в последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. То измученный пытками и болезнью практически умирающий Сотников в фильме находит в себе силы ударить предавшего свои нравственные принципы и поправшего человеческие идеалы, сбить его в снег связанными руками как ту самую мразь, о которой говорил на допросе Портнов.
Что же случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали (на допросе у него сняли ремень), и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что “подобрал еще одного предателя”. Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины. Но тут уже вопрос нравственного выбора самого читателя. Для автора повести, писавшего образ с прототипа, оставшегося до конца с полицаями, решение судьбы Рыбака очевидно. Он уже смирился. Он уже предал не только товарища, Родину, но и самого себя.

Основные политические события, произошедшие в двадцатом веке, носили трагический характер. В суть проблем, которые они породили, и пытались вникнуть писатели того времени. В центре их внимания оказались личности и судьба нации, в том числе и во время Второй мировой войны. Писатели размышляли о характере человека и исследовали человеческую натуру. К таким произведениям можно отнести и повесть В. Быкова «Сотников».

Главные герои

В повести, как и в большинстве своих произведений, автор поднимает проблему личной ответственности за судьбу других людей, выясняет причины нравственного падения и предательства одних и духовного величия и благородства других. Писатель исследует и показывает, на что способен человек, когда возможности защитить жизнь исчерпаны до конца. Центральное место в повести писатель отводит партизанам Сотникову и Рыбаку.

Главные герои, Сотников и Рыбак, - оба не новички в борьбе с врагом. Сотников - сын командир батареи, воевавший на фронте, чудом вырвавшийся из плена. Он продолжил борьбу в партизанском отряде. Рыбак - старшина стрелковой роты, также воевал на фронте, попал в окружение и принял участие в партизанском движении. Но писателю важно проверить нравственный потенциал своих героев и их дух.

Два партизана

Рыбак родился и вырос в крестьянской семье. Чувство долга для него характерно, но непрочно и стихийно. Положительные начала этого героя существуют только на чувственном уровне и не стали частью его индивидуальной этики. Соединяясь с его жизнелюбием, они и предопределяют возможность предательства. Сознание Рыбака недостаточно развито для того, чтобы осмыслить опыт и поведение людей, с которыми он сталкивался на жизненном пути. И он неспособен совершить жизненный выбор.

Главный герой Сотников - учитель, интеллигент. Он отличается от Рыбака тем, что обладает более развитым сознанием, способен самостоятельно анализировать различные ситуации и поведение людей. Духовно Сотников более сильный и стойкий. В экстремальной ситуации эта разница должна проявиться. Поэтому автор и ставит героев в условия, в которых раскроется их сущность, и им придется сделать

Дорогою войны

Героев повести сблизила общая задача - добыть припасы для партизан. Отправляясь на выполнение задания, они по-разному представляют опасность, ожидающую их. Внешне кажется, что больной и слабый Сотников не способен на подвиг, а крепкий, сообразительный и энергичный Рыбак просто создан для героического поступка.

Уже в начале повести между ними намечен контраст. Рыбак - хозяйственный, физически сильный и С присущим ему жизнелюбием он думает о девушках, видит во сне хлеб. Главный герой Сотников, напротив, физический слабый и болезненный, относится к себе равнодушно, - отправился на задание больной, с температурой, не удосужился даже «разжиться полушубком».

По-разному ведут они себя и в дороге. Рыбак подбадривает больного Сотникова, делится с ним хлебом. Все внимание Сотникова сосредоточено только на том, чтобы не потерять темп, посильный ему, «не сбиться с шага». Противопоставления героев в экспозиции повести создают иллюзию. На первый взгляд Рыбак больше приспособлен к тяжелым условиям, чем Сотников.

Последнее задание

Автор поставил цель - раскрыть и понять внутреннее состояние главных героев «Сотникова». Быков неумолимо ведет их к последнему пристанищу - дому Демчихи - и ставит их перед выбором, который они должны совершить. Последнее свое задание героям повести выполнить не удалось - они наткнулись на подводу с немцами и попали под обстрел.

Добравшись до деревни, партизаны скрываются на чердаке дома Демчихи, многодетной матери. В хату в поисках водки нагрянули с обыском немцы и полицаи. И кашель Сотникова, раздавшийся с чердака, выдает беглецов. Они попадают в плен. Вместе с ними забирают и Демчиху. В подвале, куда их бросили, сидит и еврейская девочка Бася. Туда же брошен и староста, скрывавший ее у себя.

Перед лицом смерти Рыбак и Сотников ведут себя соответственно своим характерам и убеждениям. Сотников до последнего вздоха остается верным своему долгу. А Рыбак, ухитрявшийся найти выход из любой ситуации, внутренне уже готов был к предательству.

Сотников

Главный герой повести смиряется с обстоятельствами только внешне. Сотников понимает, что не в его силах что-то изменить. Но внутренне он ищет силы для противостояния. Прежде всего, он вспоминает и анализирует события из личной жизни и поведение других людей. Писатель показывает, что сила этого человека заложена в его способности к самоанализу и переосмыслению, при помощи которых и формировались его нравственные ценности.

Его подвергают страшным пыткам, но Сотников с честью переносит тяжелые испытания и остается человеком, верным своим идеалам. Он, безусловно, предпочел бы погибнуть в бою и «уже завидовал» тем, кто нашел свою смерть на поле боя. Но Сотников думает не о себе. Его мысли заняты тем, как спасти Демчиху, которая из-за них оказалась в этом подвале. Сотников требует следователя, которому говорит, что он - партизан, а остальные тут ни при чем. Но на палачей его признание не подействовало. Утром из пяти приготовленных для пленных виселиц свободной осталась только одна.

Рыбак

Рыбак, напротив, полный желания выжить, стремится преодолеть обстоятельства и поэтому идет на компромисс, - соглашается стать полицаем. Нет, в мирной жизни он не был негодяем, предателем или врагом. Но сейчас ситуация совершенно иная: перед лицом смерти он любыми возможными средствами хочет сохранить себе жизнь. Он уверен, что обманув врагов, сможет сохранить жизнь и уйти к партизанам, чтобы продолжить там борьбу с фашистами.

Однако, шаг за шагом, он угождает врагам, лукавит и юлит, и, наконец, думая только о себе, катится в духовную бездну. Рыбак понимает чудовищность своего поступка и пытается покончить с собой. Но этому помешали обстоятельства. И тогда он всячески оправдывает свои действия, обвинив в этом и жестокие условия, и ненавистную войну, и даже Сотникова, болезнь которого послужила, по его мнению, причиной плена.

Вывод

Произведение В. Быкова названо именем главного героя - «Сотников». Эта повесть - глубокое размышление о человеческом долге и гуманизме, несовместимыми с любыми проявлениями эгоизма. Анализ действий, мыслей и слов героев - одна из определяющих черт произведения.

Духовная сила Сотникова в том, что он, поставленный перед выбором, сумел принять смерть и показал несокрушимость характера и величие человеческого духа. Без этих качеств невозможно преодолеть обстоятельства.

Размышляя над проблемой предательства и героизма, автор уверен, что человеку в качестве опоры необходимы индивидуальная духовная культура и нравственность. Без этих начал личность не способна различить границы добра и зла. В итоге незаметно для себя она окажется на территории зла. Что и произошло с Рыбаком, одним из главных героев Быкова.

Сотников не исключителен, то есть его способность к самопожертвованию и его поведение, поскольку точно такой же выбор совершили и многодетная мать Демчиха, и староста, и даже маленькая еврейская девочка, отказавшаяся назвать имена тех, кто ее прятал.

Таким образом, автор поднимается до философского анализа войны. Прежде всего его интересуют не внешние ее обстоятельства, а внутренние: состояние человека и борьба в его душе. Писатель уверен, что преодолеть тяжелые, нечеловеческие обстоятельства можно только опираясь на нравственные и духовные ценности.

Повесть «Сотников» Быков написал в 1969 году. Первоначальное название произведения – «Ликвидация». В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны. Быков не дает окончательных оценок персонажам, оставляя это право за читателем.

Главные герои

Сотников – бывший командир артиллерийского батальона, до войны закончил учительский институт; красноармеец, партизан; был повешен полицаями.

Рыбак – бывший старшина пехоты; красноармеец, партизан; чтобы избежать смерти, согласился стать полицаем.

Другие персонажи

Петр Качан – староста села Лясины, поневоле стал прислуживать немцам.

Авгинья Демчиха – мать четырех детей; спрятала Сотинкова и Рыбака, из-за чего попала к полицаям и была повешена.

Портков – следователь у полицаев, который допрашивал пленников.

Глава 1

Рыбак и Сотников шли лесом, «по глухой, занесенной снегом дороге» . Сотников едва тащился: он был сильно простужен, кашлял. Рыбак спросил, почему тот согласился идти на задание. Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались» .

Глава 2

После недавнего перехода шоссе, когда Рыбаку и Сотникову выпало прикрывать отход отряда, красноармейцы сблизились и последние дни держались вместе.

Глава 3

Мужчины вышли к деревне. Женщина, жившая в крайней избушке, сказала, что деревня называется Лясины и показала, где живет местный староста – Петр Качан. Рыбак и Сотников, не стучась, зашли в дом старосты. Хозяин не был удивлен. На вопрос Рыбака служит ли он немцам, Качан ответил, что «приходится» . На стене в доме висела фотография сына старосты, который ушел на фронт. Рыбак отметил, что староста опозорил своего сына, боровшегося против немцев.

Жена старосты накрыла на стол. Сотников отказался есть, он чувствовал себя очень плохо. Рыбак же с охотой поел. Красноармейцев удивило, что в доме старосты была Библия.

Глава 4

Рыбак сказал хозяину выйти с ним на улицу. Хозяйка начала причитать, но Сотников не поддавался на это. Красноармеец помнил, как в прошлом году «чрезмерная доверчивость к такой же вот тетке едва не стоила ему жизни»: та женщина предложила его накормить, и пока солдат ел, позвала полицаев.

Рыбак забрал у старосты овцу.

Глава 5

Мужчины выдвинулись обратно. У Рыбака появилось легкое недовольство напарником: без него он бы ушел далеко. Мужчины долго шли по полю, но нужной дороги все не было. Рыбак заметил приближающихся людей и скомандовал Сотникову бежать. Рыбак не успел сориентироваться и оказался на той дороге, по которой ехали полицаи. С овцой на спине он еще быстрее побежал вперед, преодолел пригорок, оставив Сотникова позади.

Преследователи начали стрелять. Рыбак спешил вперед, но в последний момент опомнился, бросил овцу и решил вернуться к товарищу.

Глава 6

Сотников, пытаясь убежать, был подстрелен в бедро. Сев на снегу, мужчина начал стрелять в преследователей, пытаясь их задержать. Он не боялся смерти – «страшно было стать для других обузой» . Сотникову становилось все хуже, как он неожиданно услышал рядом голос Рыбака.

Глава 7

Рыбак и Сотников поползли к кустарнику. Рыбак, помогая товарищу, сам начал выбиваться из сил. Они едва вышли к дороге и направились в сторону рощи.

Глава 8

Сотников не чувствовал стопы, бедро мучительно болело, но он продолжал идти. Мужчины вышли к деревенскому кладбищу, зашли в ближайшую избу. Дома были только четверо детей. Дочь хозяйки сказала, что мамы Демчихи нет дома, угостила мужчин картошкой и огурцами.

Глава 9

Рыбак злился на Сотникова, так как не мог оставить раненого товарища на детей, и приходилось ждать прихода хозяйки. Вернувшись домой, Демчиха сердилась на незваных гостей, но увидев, что Сотников ранен, сделала ему перевязку. Рыбак заметил в окно троих полицаев. Демчиха сказала партизанам спрятаться на чердаке.

Когда полицаи обыскивали избу, Сотников начал громко кашлять. Партизанам пришлось сдаться.

Глава 10

Сотников не боялся, что его могут убить, но «мучительно переживал оттого, что так подвел Рыбака да и Демчиху» . За то, что женщина спрятала «бандитов» полицаи ее тоже арестовали. По дороге Рыбак «проклинал себя за неосмотрительность» . Он «уже отчетливо сознавал, что, если бы не Сотников, не его простуда, а затем и ранение, они наверняка добрались бы до леса».

Глава 11

«В том, что они пропали, Сотников не сомневался ни на минуту». Сотникова отвели к следователю Портнову, начали допрашивать. Пленник понял, что полицаи знают об их визите к старосте. Несмотря на напор следователя, Сотников отказался давать сведения о своем отряде. Тогда Портков вызвал Будилу – «здешнего полицейского палача» .

Глава 12

Рыбака и Демчиху заперли в подвале. В камере, куда посадили красноармейца, находился староста Петр. Рыбак старался придумать способ если не избежать, то хотя бы оттянуть наказание.

Рыбака вызвали на допрос. Он начал правдоподобно врать, назвав фамилию капитана другого отряда и сказав, что якобы их отряд находится в лесу. Довольный допросом Портнов сказал, что возможно помилует Рыбака, поможет ему вступить в полицию и служить Германии.

Глава 13

«Сотникова спасала его немощность: как только Будила начинал пытку, он быстро терял сознание». Пленному ломали кости рук, срывали ногти. Через полчаса пыток Сотникова бросили в камеру к старосте и Рыбаку. Рыбак подумал, что «если Сотников умрет, то его шансы значительно улучшатся. Он сможет сказать что вздумается» .

Рыбак попытался договориться с Сотниковым о том, чтобы они давали одинаковые показания, но тот отказался. Сотников, понимая, что товарища зовут в полицию, сказал: «Это же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрет тебя в порошок!» .

Глава 14

После допроса Петр рассказал, что его просили выведать у Рыбака и Сотникова про отряд, но он отказал. После допроса к ним в камеру бросили еврейскую девочку и Демчиху.

Глава 15

Рыбак начал понимать, что «теперь выхода не было» , хотя «всегда и всюду он ухитрялся найти какой-нибудь выход» . «Нет, на гибель он не мог согласиться, ни за что он не примет в покорности смерть».

Глава 16

Сотников решил, что «завтра он скажет следователю, что ходил в разведку» . Ему приснился отец, который, как показалось Сотникову, цитировал Библию.

Глава 17

Утром пятерых пленников вывели на улицу. Сотников крикнул вышедшему начальству: «Я партизан. Это я ранил вашего полицая. <…> Остальные ни при чем. Берите одного меня» . Но полицаи никак не отреагировало на его слова.

Рыбак заметил среди начальства Портнова и лично обратился к нему со словами, что ни в чем не виноват. Портнов подозвал Рыбака к себе, спросил, согласен ли он вступить в полицию. Рыбак согласился. «Сволочь!» – крикнул Сотников.

Глава 18

Сотникову было обидно за то, что он собирался спасти других.

На перекладине уличной арки висело «пять гибких пеньковых петель» . По одному пленников «начали разводить вдоль виселицы» . Сотников взошел на стоявший под петлей чурбан. Рыбак придерживал в это время подставку. Полицай накинул ему на шею петлю, радом громко плакала Демчиха. Рыбак сказал товарищу: «Прости брат!» – «Пошел к черту! – коротко бросил Сотников» .

Глава 19

«Рыбак выпустил подставку и отшатнулся – ноги Сотникова закачались рядом, сбитая ими шапка упала на снег». После казни немцы начали расходиться «в бодром, приподнятом настроении, как после удачно оконченного, <…> интересного занятия» .

Увидев стоящего на тротуаре Рыбака, старший полицай приказал ему стать в строй. На минуту смешавшись, Рыбак присоединился к колонне. Он понял, что «из этого строя дороги к побегу уже не было» и «этой ликвидацией его скрутили надежнее, чем ременной супонью» . «Теперь он всем и повсюду враг. И, видно, самому себе тоже».

Во время перекура Рыбак зашел в нужник, надеясь повеситься на ремне, но только сейчас вспомнил, что ремень забрали еще перед допросом. Вчерашняя мечта стать полицаем обернулась для него катастрофой. «Такова судьба. Коварная судьба заплутавшего на войне человека».

Заключение

В повести «Сотников» Василь Быков противопоставляет двух главных героев – Рыбака и Сотникова. С первых глав кажется, что активный, хитрый Рыбак более приспособлен к условиям войны, чем болезненный малоинициативный Сотников. Однако с раскрытием персонажей становится понятно, что Сотников обладает большей нравственностью, духовной силой. До самой смерти он остается верен своим принципам, в отличие от Рыбака, который становится врагом самому себе.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2478.