Клевета картина боттичелли описание анализ. Клевета картина боттичелли описание. Описание картины клевета сандро боттичелли

Одна из наиболее интересных картин великого флорентийца «Клевета». Боттичелли хотел воссоздать несохранившуюся картину античного художника Апеллеса, известную по описанию Лукиана.

Леон Батиста Альберти «Трактате о живописи» приводит рассказ Лукиана: «Картина эта изображала человека с огромными ушами, а рядом с ним по обе стороны стояли две женщины; одна из них называлась Невежество, другая — Подозрение.

Со стороны подходила Клевета. Это была на вид очень красивая женщина, но с лица уж очень коварная; в правой руке она держала зажженный факел, а другой волокла за волосы юношу, который высоко вздымал руки к небесам. Был там и бледный мужчина, некрасивый, весь покрытый грязью, с недобрым выражением лица, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани.

Г. С. Дунаев Сандро Боттичелли

Как утверждает Джордже Вазари, Боттичелли написал эту картину для своего друга, Антонио Сенъи. Ее сюжет он позаимствовал у греческого художника Апеллеса, жившего в W веке до нашей эры. История оригинала такова — живописец-соперник обвинил Апеллеса в предательстве, совершенном по отношению к его покровителю, египетскому царю Птоломею IV Филопатору.

Противостоять клевете Апеллес решил художественными средствами, написав картину «Клевета».

Самара-бота Апеллеса не сохранилась, но было хорошо известно ее подробное описание у Лукиана (тс. 120 — ок. 190). Это описание и использовал Боттичелли, создавая свой «римейк».

Прокомментируем его сюжет. На троне сидит царь Ми-дас, получивший свои ослиные уши в отместку от Аполлона за то, что присудил победу в музыкальном соревновании Пану, а не ему. Стоящие рядом Подозрительность и Неведение что-то нашептывают царю.

Клевета Апеллеса. Деталь

Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком. Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио.

В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи. в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.

Первые самостоятельные произведения Боттичелли - несколько изображений Мадонн - по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны:

«Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем»

(1465-1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).

Сандро Боттичелли

  • 1 Биография
    1. 1.1 Происхождение и обучение
    2. 1.4 Талантливый портретист
    3. 1.3 Двор Лоренцо Медичи
    4. 1.2 Первые произведения
    5. 1.6 «Весна» или «Примавера».
    6. 1.7 Смерть
    7. 1.5 «Вигнанка» Боттичелли
  • 2 Забытый художник
  • 3 Возвращение художника в истории искусства
  • 4 Избранные произведения Боттичелли в музеях мира
  • 5 Избранные иллюстрации Боттичелли к Божественной комедии Данте Источники (итал.
  • Краткое описание картины Сандро Боттичелли рождение Венеры и работы над ней

    Перед зрителями предстает открытое пространство, море и небо, художник изобразил раннее утро, когда уже рассеялась мгла ночи и мир увидел прекрасную Венеру, которая только что родилась из морской пены.

    Sandro Botticelli ; 1 марта 1444 или 1445 — 17 мая 1510) — итальянский живописец флорентийской школы. Настоящее имя — Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi) Родился в семье ремесленника, отец обрабатывал кожи. Боттичелли — прозвище, один из старших братьев Сандро был очень гладкий, и его прозвище перешло и на Сандро.

    Эта богиня Красоты стоит на морской раковине, а подгоняет ее по волнам бог ветров Зефир и помогает ей подплыть к берегу.

    Появление этой богини на земле триумфально – к ее ногам летят розы, а богиня Ора преподносит юной богине Красоты драгоценный плащ, чтобы укрыть ее. А плащ украшен вышитыми нежными цветами. Образ героини представлен живописцем с идеально красивыми чертами, в которых поражает безупречность и гармония. Лицо богини, будто овеяно тенью печали, кротости, на ее плечи спадают длинные пряди прекрасных золотистых волос, которые развивает ветер.

    В картине присутствует ясная и четкая композиция.

    Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции.

    Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

    С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых.

    Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470-1472 он пишет диптих об истории Юдифи. «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

    На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре .

    чем объясняется её вытянутый формат. Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно «Поклонение волхвов», на котором помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя.

    Живопись Сандро Боттичелли

    Начало творческого пути художника эпохи итальянского Возрождения Сандро Боттичелли.

    Учеба в мастерской Фра Филиппо Липпи, влияние творчества Андреа Верроккьо и первые работы. Сюжеты картин художника: «Весна», «Рождение Венеры», «Мадонна с гранатом». , тонкость и выразительность ее стиля. Энергичные охристые тени для передачи телесного цвета как характерная черта стиля художника. Чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры, прославление чистоты и непорочности. Анализ жизненного пути и творческой деятельности Сандро Боттичелли — известного итальянского художника.

    Композиция и особенности картины «Спящая Венера», которая ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения, и с сюжетом «Коронования Девы». Флорентийский неоплатонизм. Творчество Сандро Боттичелли.

    Описание картины клевета сандро боттичелли

    Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli. 1 марта 1445 - 17 мая 1510) - прозвание флорентийского художника Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал.

    Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi), который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения.

    Глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана. однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, - «Весна » и «Рождение Венеры ».

    Долгое время Боттичелли находился в тени работавших после него гигантов Возрождения, пока не был в середине XIX века переоткрыт британскими прерафаэлитами. которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства.

    Боттичелли Сандро (1445-1510)

    Родился во Флоренции в семье кожевника. Первоначально его отдали в обучение к некоему Боттичелли, золотых дел мастеру, от которого Алессандро Филипепи и получил свою фамилию.

    Но стремление к живописи заставило его в 1459-65 учиться у известного флорентийского художника Фра Филиппе Липпи. Ранние произведения Боттичелли («Поклонение волхвов», «Юдифь и Олоферн» и особенно мадонны - «Мадонна Корсини», «Мадонна с розой», «Мадонна с двумя ангелами») написаны под влиянием последнего. Позднее Боттичелли примкнул к направлению А.

    Вероккьо и А. Поллайоло, о чем свидетельствуют его аллегория «Сила» (ок. 1469), выполненная в ряду семи других картин для украшения спинок судейских кресел в Трибунале Торгового суда, и полотно «Св.

    , Флоренция

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). К:Картины 1495 года

    «Клевета» (итал. Calunnia ) - картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли , написанная им в 1495 году.

    «Клевета» изначально была написана для друга Сандро - Антонио Сеньи. Сюжет картины происходит из трактата Лукиана , именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса . Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры - аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета - красивая девушка с обличием невинности - и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Возле Клеветы её спутницы - Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния - одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.

    Фрагменты картины

      Sandro Botticelli 023.jpg

      Царь-судья Мидас как аллегория Глупости в окружении похожих друг на друга Подозрения и Невежества

      Sandro Botticelli 022.jpg

      Клевета, тянущая за волосы Невинность, в сопровождении своих спутниц - Коварства и Лжи

      Sandro Botticelli 024.jpg

      Истина, олицетворяющая своей наготой чистоту, и Раскаяние, которая своим вопрошающим и злобным взглядом скорее есть Зависть

    Напишите отзыв о статье "Клевета (картина Боттичелли)"

    Литература

    • Giorgio Vasari. Vite de" più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani, da Cimabue insino a" tempi nostri , 1568.
    • G. Cornini, Botticelli , in Art e Dossier, n. 49, settembre 1990, pp. 3-47.
    • F. Strano, Botticelli , in Gedea Le Muse, VI, Novara, Ist. Geografico De Agostini, 2004.
    • Sandro Botticelli e la cultura della cerchia medicea , Storia dell’arte italiana, II, diretta da Carlo Bertelli, Giuliano Briganti e Antonio Giuliano, Milano, Electa, 1990, pp. 292-299.
    • Ilaria Taddei, Botticelli , Firenze, Ministero per i Beni e le Attività culturali, 2001.
    • Bruno Santi, Botticelli , in I protagonisti dell’arte italiana , Scala Group, Firenze 2001. ISBN 8881170914

    Ссылки

    • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме «Клевета»
    • (итал.)

    Отрывок, характеризующий Клевета (картина Боттичелли)

    – Ты вернул меня, Боже? – восторженно спросил воин.
    – Кем ты есть, человече? И почему рекёшь меня Господом? – удивился старец.
    – Кто же другой мог совершить подобное? – прошептал человек. – И живёшь ты почти, что в небе... Значит ты Бог.
    – Я не Бог, Я потомок его... Благо – истинный... Заходи, коль пришёл, в нашу обитель. С чистым сердцем и чистым помыслом ты пришёл жизнь пращать... Вот и возвратили тебя. Радуйся.
    – Кто возвратил меня, Старче?
    – Они, радимые, «стопы господние»... – указав на дивные цветы, качнул головой Старец.
    Вот с тех пор и пошла легенда о Цветах Господних. Говорят, они всегда растут у обителей Божьих, чтобы путь указать пришедшим...
    Задумавшись, я не заметила, что осматриваюсь вокруг... и буквально тут же очнулась!.. Мои удивительные чудо-цветы росли лишь вокруг узенькой, тёмной щели, зиявшей в скале, как почти невидимый, «природный» вход!!! Обострившееся вдруг чутьё, повело меня именно туда...
    Никого не было видно, никто не выходил. Чувствуя себя неуютно, приходя непрошенной, я всё же решила попробовать и подошла к щели. Опять же, ничего не происходило... Ни особой защиты, ни каких либо других неожиданностей не было. Всё оставалось величественным и спокойным, как от начала времён... Да и от кого было здесь защищаться? Только от таких же одарённых, какими были сами хозяева?.. Меня вдруг передёрнуло – но ведь мог появиться ещё один такой же «Караффа», который был бы в какой-то степени одарённым, и так же просто бы их «нашёл»?!..
    Я осторожно вошла в пещеру. Но и здесь ничего необычного не произошло, разве что, воздух стал каким-то очень мягким и «радостным» – пахло весной и травами, будто я находилась на сочной лесной поляне, а не внутри голой каменной скалы... Пройдя несколько метров, я вдруг поняла, что становится всё светлее, хотя, казалось бы, должно было быть наоборот. Свет струился откуда-то сверху, здесь внизу распыляясь в очень мягкое «закатное» освещение. В голове тихо и ненавязчиво зазвучала странная, успокаивающая мелодия – ничего подобного мне никогда раньше не приходилось слышать... Необычайное сочетание звуков делало мир вокруг лёгким и радостным. И безопасным...

    , Флоренция

    К:Картины 1495 года

    «Клевета» (итал. Calunnia ) - картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли , написанная им в 1495 году.

    «Клевета» изначально была написана для друга Сандро - Антонио Сеньи. Сюжет картины происходит из трактата Лукиана , именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса . Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры - аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета - красивая девушка с обличием невинности - и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Возле Клеветы её спутницы - Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния - одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.

    Фрагменты картины

      Sandro Botticelli 023.jpg

      Царь-судья Мидас как аллегория Глупости в окружении похожих друг на друга Подозрения и Невежества

      Sandro Botticelli 022.jpg

      Клевета, тянущая за волосы Невинность, в сопровождении своих спутниц - Коварства и Лжи

      Sandro Botticelli 024.jpg

      Истина, олицетворяющая своей наготой чистоту, и Раскаяние, которая своим вопрошающим и злобным взглядом скорее есть Зависть

    Напишите отзыв о статье "Клевета (картина Боттичелли)"

    Литература

    • Giorgio Vasari. Vite de" più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani, da Cimabue insino a" tempi nostri , 1568.
    • G. Cornini, Botticelli , in Art e Dossier, n. 49, settembre 1990, pp. 3-47.
    • F. Strano, Botticelli , in Gedea Le Muse, VI, Novara, Ist. Geografico De Agostini, 2004.
    • Sandro Botticelli e la cultura della cerchia medicea , Storia dell’arte italiana, II, diretta da Carlo Bertelli, Giuliano Briganti e Antonio Giuliano, Milano, Electa, 1990, pp. 292-299.
    • Ilaria Taddei, Botticelli , Firenze, Ministero per i Beni e le Attività culturali, 2001.
    • Bruno Santi, Botticelli , in I protagonisti dell’arte italiana , Scala Group, Firenze 2001. ISBN 8881170914

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Клевета (картина Боттичелли)

    Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
    – Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
    – Да отчего же? – сказала княжна.
    Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
    – Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
    Никто не отвечал.
    Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
    – Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
    – Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
    – Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
    – Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
    Но голос ее заглушали голоса толпы.
    – Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
    Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
    – Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
    Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями. Обернувшись назад, вся в слезах, она с крайне пристыженным видом глядела украдкой на приближающуюся Истину». (Lucian, De calumnia, 5.) Сцена изображена на фоне архитектуры с видами моря в проемах. На троне восседает Мидас, ему нашептывают Невежество и Недоверие, а Клевета с факелом тащит к трону юношу. Хитрость и Обман величают ее, перед ней изображена Зависть в темных лохмотьях. Позади – Раскаяние,в виде старухи, последняя — нагая и прекрасная Истина.

    Первый проект Сандро выполнил уже в 1470 году, а его работа предназначалась для зала суда. Дела у Боттичелли пошли как нельзя хорошо, и в скором времени он стал востребованным мастером, слава о котором постепенно начала доходить до королевского дворца. Первый собственный шедевр Боттичелли создал в 1475 году. Им стала картина, получившая название «Поклонение волхвов». Заказчик был достаточно богатым и влиятельным банкиром, имеющим связи с тогдашними правителями города, с которыми он познакомил талантливого парня.

    Сандро Боттичелли , (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя — Алессандро ди Мариано Филипепи Alessandro di Mariano Filipepi; 1445 г. - 17 мая 1510 г.) - итальянский живописец тосканской школы. Представитель Раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», около 1477-1478; «Рождение Венеры», около 1483-1484) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений 1490-х годов искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495).

    В середине XIX века творчество Сандро Боттичелли было заново переосмыслено и высоко оценено британскими прерафаэлитами. которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства. Творчество Сандро Боттичелли наполнено чертами утонченности и аристократической изысканности, картины черезвычайно эмоциональны, пронизаны

    Боттичелли, Сандро (Филипепи, Алессандро ди Мариано)

    Около 1464 Сандро поступил в мастерскую знаменитого художника фра Филиппо Липпи по рекомендации своего соседа, главы семьи Веспуччи. Там Боттичелли оставался до начала 1467. Есть сведения, что с весны 1467 он начал посещать мастерскую Андреа Верроккьо. а с 1469 работал самостоятельно, первоначально дома, а затем в арендованной мастерской. К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици).

    Аллегория на тему «Клеветы» кисти греческого художника Апеллеса (IV век до н. э.) была известна ренессансным гуманистам по описанию Лукиана; сама картина, как и другие работы Апеллеса, не сохранилась. Художников вдохновляла идея (частая в русле общего движения по возрождению классической античности) воссоздать картину по оставленному описанию.

    Они нашептывают ему на ухо дьявольский совет.

    «Приближается Клевета. Она изображается в виде красивой женщины, она вне себя от страсти, готовой разразиться безумием и гневом.

    олицетворяет Зависть, которая может вести Клевету или стоять в нищенских одеждах перед судьей. Две женские фигуры, сопровождающие Клевету, — Коварство и Обман. Последняя, у которой может быть маска в качестве атрибута, вплетает цветы в волосы Клеветы, чтобы сделать ее более привлекательной в глазах судьи.

    к последней из фигур — Правде, стоящей обнаженной и указующей на небо. Но последние две фигуры пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность.

    14 символов, зашифрованных в «Венере» Боттичелли

    Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Талло «следила» за весной и поэтому считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК - символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ - это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ - растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и поэтому считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ - символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА - символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН - символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле.

    Описание картины Сандро Боттичелли «Клевета»

    Царь Мидас слушает любую Клевету, потому что руководит мыслями царя Злоба. Волосы у Клеветы захватили два персонажа и стараются заплести ей косы.

    Эти два персонажа являются Завистью и Ложью. Внешне красивые, но коварные, они хотят символами красоты: белыми лентами и розами себя таким образом отожествить с чистотой. Тем временем Клевета вцепилась мертвой хваткой в обманутую, обнаженную для того чтобы ее поняли, и молящую о пощаде Жертву в образе юноши.

    С именем Апеллеса связано несколько поучительных историй и крылатых латинских выражений. Плиний Старший рассказывает («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84 — 85): «Он выставлял на балконе законченные произведения на обозрение прохожим, а сам, скрываясь за картиной, слушал отмечаемые недостатки, считая народ более внимательным судьей, чем он. И рассказывают, когда какой-то сапожник, порицавший его за то, что на одной санадалии с внутренней стороны сделал меньше петель, а на следующий день этот же сапожник, гордясь исправлением, сделанным благодаря его вчерашнему замечанию, стал насмехаться по поводу голени, он в негодовании выглянул и крикнул, чтобы сапожник не судил выше сандалий – и это тоже вошло в поговорку».

    Сцена у Боттичелли помещена в архитектурное пространство, вполне соответствующее упоминавшемуся уже klassischer Idealstil: это не какое-то конкретное античное здание, а своего рода стилизация. Художнику блестяще удалось на небольшом пространстве картины создать впечатление монументальности и величественности. Ощущение торжественности архитектуры создается тремя кесоннированными арками, через которые открывается вид на голые дали и небо; отсутствие в открывающейся перспективе каких бы то ни было построек как раз и содействует этому ощущению идеальности. Внутреннее пространство богато декорировано скульптурами, очень напоминающими, как не раз отмечалось искусствоведами, скульптуры Донателло.
    Отбор персонажей для скульптур и сцен в барельефах требует отдельного разговора, и полное их описание не возможно в рамках этой статьи. Но хотя бы о нескольких изображениях следует сказать, чтобы наглядно показать, сколь продуманной и стройной является вся концепция картины. Тщательность, с которой все они прописаны, свидетельствует о том, что художник придавал большое значение этим «второстепенным деталям».
    Так, крайняя правая фигура в нише - статуя Юдифи с головой Олоферна. Юдифь была выбрана Боттичелли отнюдь не случайно: на картине, олицетворяющей обман, помещен персонаж апокрифического Ветхого Завета (Юдифь), одержавший победу над противником (Олоферном) именно путем обмана. Притворившись, будто она покинула своих соплеменников и перешла на сторону ассирийского царя Олоферна, Юдифь в тот момент, когда царь после пира, на который она была приглашена, был пьян, отсекла ему голову мечом. На барельефе над скульптурой Юдифи помещен своеобразный визуальный комментарий к этой главной фигуре - сцена, когда Юдифь со своей служанкой прячут отсеченную голову Олоферна в мешок. Изображения Юдифи известны со времен Средневековья. Тогда она олицетворяла добродетель, побеждающую порок. Во времена же Боттичелли трактовка ее поступка изменилась, и теперь это стало аллегорией несчастья мужчины, оказавшегося в руках замышляющей коварство женщины. Безусловно, именно этот смысл имел в виду Боттичелли, отбирая Юдифь в качестве фигуры декора аллегории Клеветы. Но и это еще не все. В нижнем ряду барельефов мы находим античную параллель этой ветхозаветной героине - изображение Афины Паллады с головой Медузы.
    Даже этот по необходимости только один пример расшифровки заключенного в декоре картины содержания обнаруживает, сколько дополнительных смысловых «обертонов» таят в себе эти, казалось бы, второстепенные детали.
    Вазари не слишком подробно, но все же упоминает об этой картине: «Той же величины, что и названная доска с волхвами (Поклонение волхвов.), доска его же работы, принадлежащая мессеру Фабио Сеньи, флорентийскому дворянину, на которой изображена Клевета Апеллеса, прекраснее коей и быть не может. Под доской этой, которую он сам подарил Антонио Сеньи, закадычнейшему своему другу, мы читаем ныне следующие стихи названного мессера Фабио:
    Чтоб не могли оскорбить клеветой владыки земные,
    Малая эта доска памятью служит всегда.
    Точно такую поднес Апеллес владыке Египта -
    Дара достоин был царь, дар был достоин царя»
    (Перевод А. И. Венедиктова)

    В Словаре Дж. Холла приведены сведения о тех сюжетах, которые получили распространение в живописи и имели не одно воплощение в изобразительном искусстве. Поскольку этот сюжет включен в Словарь, можно ожидать встретить его у разных художников. Так оно и есть. Боттичелли был первым, и его картина стала самой известной. Но были и другие художники, писавшие на этот сюжет.
    Андреа Мантенья. Интерес к «Клевете» проявил Андреа Мантенья. Он сделал лишь рисунок, намереваясь, по-видимому, впоследствии написать картину. Как это естественно для эскиза, он подписал каждую из фигур.

    Мантенья. “Клевета” Апеллеса. 2-я половина XV века. Лондон. Британский музей.
    Совершенно очевидно, что между картиной Боттичелли и рисунком Мантеньи существует глубокое родство. Впоследствии такое родство мы обнаружим у обоих этих произведений с рисунком Питера Брейгеля Старшего (см. ниже). Действие на рисунке Мантеньи разворачивается слева направо. Это позволило художнику в точности держаться описания Лукиана. У царя ослиные уши, но Подозрение и Невежество ничего в них не нашептывают, а предстают просто свитой царя. Клевета коварно-надменно выступает перед царем, держа в правой руке (как у Лукиана и сказано) зажженный факел. Правда, крайняя правая фигура, предстает здесь в одеждах, она, так же, как у Боттичелли, указывает перстом на небо, хотя здесь ее жест менее патетичный.
    Франчиабиджо. (Франческо ди Кристофано) (ок. 1482-1525). Его картина на этот сюжет находится в галереи Питти.
    Федерико Цуккари (1543 - 1609). В Лондоне в королевском замке Хамптон Корт хранится реплика (более свободное, чем копия, воспроизведение оригинала) с картины на сюжет «Клеветы» Апеллеса кисти этого мастера. Оригинал, написанный в сатирическом ключе, в свое время был причиной временного изгнания художника из Рима.
    Альбрехт Дюрер. В 1521 -1522 годы художник делал эскизы для росписей Нюрнбергской ратуши. Среди сюжетов, которые он отобрал для этой работы, была и «Клевета» Апеллеса. Сами фрески были выполнены другими художниками. Спустя почти сто лет они были реставрированы и до сих пор украшают Большой зал Ратуши.
    Питер Брейгель Старший. В 1959 году галерея Кольнаги представляла на аукционе Сотби рисунок Питера Брейгеля Старшего «”Клевета” Апеллеса» (1565). (Рисунок был приобретен Британским музеем).

    Этот рисунок необычайно интересен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, он демонстрирует безусловное знакомство с первым опытом иллюстрирования этого сюжета - картиной Боттичелли. Аллегорические фигуры почти все подписаны (по-латински) и их композиция схожа с той, что у Боттичелли. Во-вторых, художник вносит в композицию свои, типично брейгелевские, черты. При всей схожести с Боттичелли, имеющиеся у Брейгеля отличия тоже очевидны. Трактовка самого сюжета у Брейгеля менее драматичная, персонажи ведут себя не столь агрессивно. Царь демонстрирует большее достоинство, он меньше похож на Мидаса (уши у него большие, но не ослиные). Непосредственный взгляд на рисунок не дает основания считать царя здесь аллегорической фигурой Глупости. Сопровождающие его Подозрение и Невежество, хотя и расположены ближе всех к нему (как у Боттичелли), но уже ничего не нашептывают ему на ухо. Фигура Зависти явно мужская (хотя встречается противоположное утверждение), и вызывает в памяти образы «Кухни нищих», гравюры исполненной двумя годами ранее (1563). Если мы правы и фигура эта действительно мужская, то она вполне может считаться указанием на действительного хулителя Апеллеса, а не просто быть аллегорией. Клевета - в противоположность Лукиану и в соответствии с Боттичелли - держит факел в левой руке, а правой тащит за волосы мальчугана, который должен символизировать Невинность. Но видеть в мальчике оклеветанного Апеллеса (что резонно у Боттичелли) было бы в данном случае большой натяжкой. Коварство и Ложь никак не прихорашивают здесь Клевету, они просто устремлены в общем порыве к царю. Фигура Раскаяния, по-видимому, вполне может быть и такой, как здесь. Что же касается крайней левой на рисунке фигуры, которой должна быть, согласно Лукиану, Правда, то подпись под фигурой гласит: «Caritas», что значит Любовь или - в свете христианской доктрины - Милосердие. Это существенное отличие и от Лукиана и от Боттичелли.
    Петер-Пауль Рубенс. Известна гравюра по рисунку Рубенса с сюжетом «”Клевета” Апеллеса».


    Здесь Рубенс очень далеко отходит от трактовок своих предшественников. Вся сцена у него приобретает фантасмагорический характер, в особенности, фигура Зависти. Она предстает в образе получеловека-полузмеи. Переосмыслены также фигуры Клеветы и Невинности. Причем последняя «вобрала» в себя черты прошлых изображений Истины: это единственная обнаженная фигура, она, кажется, стремится избежать этого судилища. Между Клеветой и Невинностью на заднем плане видна, если применить здесь обсуждавшуюся выше иконографическую схему, фигура Лжи. Кадуцей в ее руке заставляет думать о Гермесе. Одно из значений Гермеса было быть олицетворением красноречия, что необходимо Клевете, чтобы ей поверили. Это одно из возможных объяснений его появления в этой трактовке сюжета. Кадуцею Гермеса слева соответствует копье в руке Афины Паллады справа. Она выполняет здесь функцию Правды - останавливает руку неправедного судьи (с ослиными ушами). Чрезвычайно любопытно, что эта фигура «перекочевала» на гравюру Рубенса с… картины Боттичелли, где мы ее уже видели и о ней говорили.