Когда был написан вишневый сад. История создания «Вишневого сада. «Вишневый сад» в жизни А. П. Чехова. История создания пьесы

«Вишневый сад»- вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.

Основная тема пьесы автобиографична - обанкротившееся семейство дворян продает с аукциона свое родовое имение. Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом. Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:

  • люди прошлого - дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
  • люди настоящего - их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
  • люди будущего - прогрессивная молодежь того времени (Петр Трофимов и Аня).

История создания

Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьезными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелегким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.

Анализ пьесы

Описание произведения

Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).

Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы - разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадеживает ее обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.

Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.

Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют - они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.

Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.

Главные герои

Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.

Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен - в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.

Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.

Петя Трофимов

Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.

Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.

87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.

Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.

Структура произведения

Структура пьесы довольно проста - 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия - несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором - нарастание напряжения, в третьем - кульминация (продажа имения), в четвертом - развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.

(Сцена из современной постановки )

В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.

Итоговый вывод

Последняя пьеса Чехова, можно сказать - его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.

В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.

Истоки произведения

Очень часто встаёт вопрос, что же положено в историю создания «Вишневого сада» Чехова? Для того чтобы разобраться в этом, необходимо вспомнить, на рубеже каких эпох творил Антон Павлович. Он родился в XIX веке, менялось общество, менялись люди и их мировоззрение, Россия шла к новому строю, который бурно развивался после отмены крепостного права. История создания пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова – итогового произведения его творчества – начинается, пожалуй, с самого отъезда юного Антона в Москву в 1879 году.

С ранних лет Антон Чехов увлекался драматургией и, будучи учеником гимназии, пытался писать в этом жанре, но известно об этих первых пробах пера стало уже после смерти писателя. Одна из пьес называется «Безотцовщина», написана примерно в 1878 году. Очень объёмное произведение, было поставлено на сцене театра лишь в 1957 году. Объем пьесы не соответствовал чеховскому стилю где «краткость – сестра таланта», однако уже проглядывают те штрихи, которые изменили весь русский театр.

Отец Антона Павловича имел небольшую лавку, располагавшуюся на первом этаже дома Чеховых, на втором жила семья. Однако с 1894 года дела в магазине шли все хуже и хуже, и в 1897 году отец разорился окончательно, вся семья была вынуждена после продажи имущества, переехать в Москву, в которой уже обосновались к тому времени старшие дети. Поэтому с ранних пор Антон Чехов узнал, что такое, когда приходиться для расплаты с долгами расставаться с самым дорогим – своим домом. Уже в более зрелом возрасте Чехов не раз сталкивался со случаями продажи дворянских имений на аукционах «новым людям», а современным языком – бизнесменам.

Оригинальность и своевременность

Творческая история «Вишневого сада» начинается в 1901 году, когда Чехов впервые в письме своей супруге сообщает о том, что задумал новую пьесу, непохожую на те, что были написаны им раньше. С самого начала он задумывал ее как некий комедийный фарс, в котором все было бы очень легкомысленно, весело и беззаботно. Сюжетом пьесы стала продажа старинного помещичьего имения за долги. Эту тему Чехов уже старался раскрыть ранее в «Безотцовщине», но на это ему потребовалось 170 страниц рукописного текста, а пьеса такого объема не могла бы вместиться в рамки одного спектакля. Да и не любил Антон Павлович вспоминать свое раннее детище. Отточив мастерство драматурга до совершенства, он вновь взялся за нее.

Ситуация продажи дома была близка и знакома Чехову, и после продажи отчего дома в Таганроге он был заинтересован и взволнован психическим трагизмом подобных случаев. Таким образом, основой пьесы стали и его собственные тягостные впечатления, и история его знакомого А.С Киселева, имение которого так же ушло с аукциона, а он стал одним из директоров банка, и именно с него во многом был списан образ Гаева. Так же перед взором писателя прошли многие заброшенные дворянские усадьбы в Харьковской губернии, где он отдыхал. Действие пьесы происходит, кстати, именно в тех краях. Такое же плачевное состояние имений и положение их хозяев Антон Павлович наблюдал и в своем имении в Мелихове, и будучи гостем в усадьбе К.С. Станиславского. Наблюдал он за происходящим и осмысливал происходящее более 10 лет.

Процесс обнищания дворян длился долго, они просто проживали свои состояния, неразумно растрачивая их и не задумываясь о последствиях. Образ Раневской стал собирательным, отобразив гордых, благородных людей, которые с трудом приспосабливаются к современной жизни, из которой исчезло право владения человеческим ресурсом в виде крепостных крестьян, работающих на благосостояние своих господ.

Пьеса, рожденная в муках

От начала работы над пьесой до ее постановки прошло около трех лет. Это было вызвано рядом причин. Одна из основных – плохое самочувствие автора, и даже в письмах друзьям он жаловался, что работа продвигается очень медленно, иногда получалось написать не более четырех строк в день. Однако, несмотря на плохое самочувствие, он старался писать легкое по жанру произведение.

Второй причиной можно назвать желание Чехова уместить в свою пьесу, предназначенную для постановки на сцене, весь итог раздумий о судьбе не только разорившихся помещиков, но и о таких типичных для той эпохи людях, как Лопахин, вечный студент Трофимов, в котором чувствуется революционно настроенный интеллигент. Даже работа над образом Яши потребовала огромных усилий, ведь именно через него Чехов показал, как стирается историческая память о своих корнях, как меняется общество и отношение к Родине в целом.

Работа над персонажами велась очень скрупулёзно. Чехову было важно, чтоб актеры смогли полностью донести до зрителя идею пьесы. Он в письмах подробно описывал характеры героев, давал подробные комментарии каждой сцене. И особо отмечал, что его пьеса не драма, а комедия. Однако В. И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский ничего комедийного рассмотреть в пьесе так и не сумели, чем очень расстроили автора. Постановка «Вишневого сада» далась сложно и постановщикам и драматургу. После премьерного показа, состоявшегося 17 января 1904 года, в день рождения Чехова, разгорелись споры между критиками, но никто не остался к ней равнодушным.

Художественные методы и стилистика

С одной стороны, история написания комедии Чехова «Вишневый сад» не так уж и длинна, а с другой – Антон Павлович шел к ней всю свою творческую жизнь. Образы собирались десятилетиями, художественные приемы, показывающие обыденную жизнь без пафоса на сцене, оттачивались тоже не один год. «Вишневый сад» стал еще одним краеугольным камнем в летописи нового театра, которая началась во многом благодаря таланту Чехова – драматурга.

С момента первой постановки и до сегодняшнего дня у режиссёров этого спектакля нет единого мнения по жанровой принадлежности этой пьесы. Кто-то видит глубокий трагизм в происходящем, называя ее драмой, некоторые воспринимают пьесу как трагикомедию или трагедию. Но все едины во мнении, что «Вишневый сад» давно стал классикой не только в российской, но и общемировой драматургии.

Краткое описание истории создания и написания знаменитой пьесы поможет ученикам 10 класса подготовить конспект и уроки во время изучение этой замечательной комедии.

Тест по произведению

Великий русский писатель Антон Павлович Чехов - автор незабываемых литературных шедевров. Такие произведения для сцены, как "Чайка", "Три сестры", пьеса "Вишневый сад", уже более ста лет включаются в репертуары театров всего мира и пользуются неизменным успехом у публики. Однако передать подлинный персонажей получается далеко не в каждом зарубежном театре. Пьеса "Вишневый сад" - это последняя работа Чехова. Писатель собирался продолжить творчество на ниве театрального искусства, но помешала болезнь.

"Вишневый сад", история создания пьесы

Драматургия русского театрального искусства конца 19 века отличалась самоотверженностью авторов. Писатель плодотворно работал до последнего дня. Умер в 1886 году, на 63-м году жизни, от нервного истощения. Антон Павлович Чехов, будучи уже неизлечимо больным, работал, не покидая кабинета, создавая свои неповторимые шедевры. Чувства, обостренные недомоганием, повышали художественный уровень произведений.

Пьеса великого русского драматурга Антона Павловича Чехова "Вишневый сад", история создания которой связана с неблагоприятным периодом в жизни писателя, увидела свет в 1903 году. Перед этим на сцене столичного Художественного театра сыграли драму "Три сестры", которая имела небывалый успех. Тогда же Чехов решил приступить к работе над следующей пьесой. В письме к своей супруге - актрисе Ольге Леонардовне Книппер, он писал: "...а вот следующая пьеса, которую напишу, непременно будет смешная...".

Совсем не весело

Могла ли стать "смешной" последняя пьеса писателя, которую он создал перед самой смертью? Вряд ли, а вот грустной - да. Драма "Вишневый сад", история создания которой не менее трагична, чем сама пьеса, стала квинтэссенцией всей недолгой жизни великого драматурга. Персонажи в произведении прописаны с высокой художественной достоверностью, а события, хотя и разворачиваются в несколько неожиданном направлении, никакой особой интриги при этом не содержат. Приблизительно с середины спектакля ощущается фатальная неотвратимость.

Любовь Андреевна Раневская

История разорения усадьбы пожилой помещицы вызывает двойственные чувства. Относительное благополучие Любови Андреевны Раневской не вызывает сомнений, хотя это впечатление подкрепляется только косвенно. Ее имение продается за долги, однако остается возможность возвращения в Париж. Раневская расстается с вишневым садом, который составляет часть ее жизни, но наряду с этим будущее пожилой героини вырисовывается обнадеживающим. Писатель не стал переводить эпизод приобретения усадьбы купцом Лопахиным с последующей в категорию трагической безысходности. Хотя, безусловно, стук топора, вырубающего деревья, это удары по судьбе Раневской и ее родных.

Пьеса "Вишневый сад", история создания которой отражает желание Антона Павловича Чехова как можно глубже показать издержки того времени, выявляет разорение и запущенность помещичьих владений. Умирающие дворянские усадьбы, за которыми стояли сломанные судьбы людей, были показаны писателем с пугающей откровенностью. Трагичность событий, происходящих в жизни обитателей дворянских гнезд, - это часть российской действительности того времени, мрачной и непредсказуемой.

Итог всей творческой жизни

Пьеса которой взяты писателем из жизни, - последняя работа драматурга Чехова. Ее сюжет в чем-то переплетается с жизнью самого писателя. В свое время семья Антона Павловича вынуждена была продать дом в Таганроге. А знакомство драматурга с помещиком А.С. Киселевым - хозяином имения Бабкино, расположенного под Москвой, дало возможность глубже понять проблемы обедневших дворян. Имение Киселева было продано за долги, и бывший помещик поступил на службу в один из банков Калуги. Таким образом, Киселев стал прототипом персонажа Гаева. Остальные образы в пьесе "Вишневый сад" также были взяты из жизни. Персонажей рассматриваемого произведения можно встретить где угодно. Это обыкновенные простые люди.

Творчество и болезнь

Пьеса "Вишневый сад", история создания которой связана с мучительным недомоганием и преодолением болезни, была написана за несколько месяцев. Премьера состоялась 17 января 1904 года, в день рождения Антона Павловича Чехова. Московский художественный театр чествовал своего автора. Тяжело больной писатель нашел в себе силы и прибыл на премьеру. Никто не ожидал увидеть Чехова в театре, зрители устроили ему овацию, в зале собралась вся артистическая и литературная Москва. Рахманинов и Шаляпин, Горький и Брюсов - весь цвет творческого бомонда Москвы почтил Чехова своим присутствием.

Пьеса "Вишневый сад", герои и персонажи

Действующие лица театральной постановки 1904 года:

  • Главный персонаж - помещица Любовь Андреевна Раневская.
  • Ее дочь Аня, 17 лет.
  • Брат Раневской - Гаев Леонид Андреевич.
  • Приемная дочь Любови Андреевны Варя, 24 года.
  • Студент - Трофимов Петр.
  • Помещик, сосед - Борис Борисович Пищик.
  • Купец - Ермолай Алексеевич Лопахин.
  • Гувернантка - Шарлотта Ивановна.
  • Конторщик - Епиходов Семен Пантелеевич.
  • Горничная - Дуняша.
  • Старый лакей - Фирс.
  • Молодой лакей - Яша.
  • Почтовый чиновник.
  • Прохожий.
  • Прислуга.
  • Гости.

Пьеса "Вишневый сад" - чеховский шедевр - создана в последний год жизни писателя, и поэтому может по праву считаться прощальным обращением великого драматурга к людям.

Бессмертная пьеса "Вишневый сад" Чехова стала достойным завершением творческого пути писателя и драматурга. Вот ее краткое содержание.

Имение помещицы Раневской с великолепным вишневым садом должно быть продано за долги. Сама Любовь Андреевна последние пять лет живет за границей вместе со своей дочерью Аней семнадцати лет. Брат Раневской (Гаев Леонид Андреевич) и Варя (приемная дочь Любови Андреевны) обитают пока в имении, которое уже не спасти. Дела Раневской идут из рук вон плохо - шесть лет прошло, как умер муж. Потом погиб маленький сын (утонул в реке). Тогда-то Любовь Андреевна и уехала за границу, чтобы как-то забыться. Завела любовника, за которым потом пришлось ухаживать по причине его болезни.

Возвращение домой

И вот теперь, накануне торгов, хозяйка имения вместе с дочерью Аней возвращается домой. На станции путешественниц встречают Леонид Андреевич и Варя. Дома их ждет давний знакомый купец Лопахин и горничная Дуняша. Позже приходит конторщик Епиходов, чтобы отчитаться.

К усадьбе подъезжают экипажи, встреча радостная, но каждый говорит только о своем. Сама Любовь Андреевна в слезах ходит по комнатам, вспоминает былые годы и на ходу выслушивает новости. Дуняша делится с барыней радостью о том, что Епиходов сделал ей предложение.

Любовь Андреевна останавливается, чтобы перевести дух, и тут Лопахин напоминает ей о том, что имение вот-вот будет продано, однако его еще можно спасти, если сад вырубить, а землю раздать по частям в аренду дачникам. Мысль вполне здравая, если не считать глубокую ностальгию Раневской по прошлому. Предложение Лопахина ее ужасает - как можно уничтожить вишневый сад, ведь в нем вся ее прошлая жизнь!

Друг семьи Лопахин

Разочарованный Лопахин уходит, а вместо него появляется Петя Трофимов - "вечный студент", прыщавый молодой человек, бывший когда-то учителем сына Раневской. Он слоняется по гостиной без всякого толка. Гаев, оставшись наедине с Варей, начинает строить планы о том, как спасти имение от разорения. Вспоминает тетку в Ярославле, о которой никто ничего не слышал в последние пятнадцать лет, но при этом все знают, что она очень богата. Леонид Андреевич предлагает написать ей письмо с поклоном.

Вернулся Лопахин. Он вновь принялся уговаривать Раневскую и ее брата отдать имение в аренду, хотя те его не слушают. Отчаявшись в чем-то убедить этих "странных, не деловых, легкомысленных" людей, Лопахин собирается откланяться. Любовь Андреевна просит его остаться, поскольку "с ним веселее". Петя завладел всеобщим вниманием и принялся поносить интеллигенцию, которая любит философствовать, а с людьми обращается как со скотиной. Лопахину удается ввернуть несколько слов о том, как вокруг мало порядочных людей. Затем его перебивает Раневская и напоминает, что скоро день торгов.

Стук топора как финал всей жизни

Наступает 22 августа - день, на который назначены торги. Накануне вечером в имении устраивается бал, приглашены музыканты, заказано угощение. Но никто не пришел, кроме почтового чиновника да начальника станции, а ведь когда-то на паркете гостиной танцевали генералы и знатные вельможи.

Раневская беседует с Петей Трофимовым и признается ему, что ее жизнь потеряет смысл, если не будет вишневого сада. Потом делится с учителем сокровенным: оказывается, ей каждый день присылают телеграммы из Парижа от бывшего любовника, в которых он слезно умоляет ее вернуться. Как говорится, нет худа без добра. Петя осуждает ее за потакание "ничтожеству, мелкому негодяю". Раневская сердится, называет Петю "чудаком, чистюлей и занудой". Они ссорятся.

Приходят Лопахин с Гаевым и объявляют, что имение продано, и что его купил Лопахин. Купец счастлив, ведь ему удалось обставить на торгах самого Дериганова, обойти его на целых девяносто тысяч рублей. И теперь Ермолай Лопахин сможет вырубить вишневый сад, разделить землю на участки и сдать их в аренду дачникам. Слышен стук топора.

Разорение помещичьих усадеб

"Вишневый сад", тема которой была столь злободневной для конца 19 века, отличается максимально реалистичным отображением событий. Дворяне жили на широкую ногу, постоянно одалживали деньги, а залогом для ссуды всегда было имение. И вполне закономерно, что оно затем шло с молотка. У Раневской Любови Андреевны вырубили вишневый сад, пройдясь топором по ее душе. А другие помещики, разорившись, кончали жизнь самоубийством, и это случалось довольно часто.

Характеристика "Вишневого сада" как публичной театральной пьесы может быть сведена к короткой формулировке: вишневые сады как смысл чьей-то жизни уязвимы и обречены на гибель в условиях великосветского общества и помещичьих долговых расписок.

А.П.Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Задачи урока: – вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П.Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произведениях писателя; – развивать мышление учащихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие; – воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни писателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.П.Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои.

Задачи урока:

– вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П.Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произведениях писателя;

– развивать мышление учащихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие;

– воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни писателя.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Целевая установка .

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Пусть за окном не

очень тёплая и хорошая погода, но в классе у нас уютно и тепло. Поэтому всё у вас сегодня получится, все хорошо ответят и получат хорошие оценки.

Как вы думаете, какие задачи будем решать на сегодняшнем уроке? (ответы ребят: узнаем, как была создана пьеса Чехова, определим жанр пьесы, познакомимся с героями, будем учиться правильно и красиво говорить.)

В тетрадях запишите число, тему урока (урок 8 по творчеству А.П.Чехова, но первый по данной теме), по ходу урока делайте необходимые записи в тетради.

  1. Основная часть.

1. Просмотр фрагмента спектакля «Вишнёвый сад».

2. - Вы прочитали пьесу «Вишнёвый сад», сейчас посмотрели отрывок из спектакля. Какие чувства вызвала пьеса? (ответы ребят)

3. - А какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание - вишнёвый сад? Запишите их в тетрадь. (Вишневый сад – почему-то мне кажется: страна детства, беззаботной юности, влюблённости. Белые цветы как символ чистоты. Место, где можно укрыться от мира и попасть в счастье. Реальный показатель времени: осенью – печальный, зимой – сказочный, весной – волшебный, летом – алый) Можно ли ваши ассоциации соотнести с названием пьесы А.П.Чехова? Каким образом? Какое место принадлежит вишнёвому саду в системе образов пьесы? (Ответы ребят.)

4. Индивидуальные задания учащихся.

А) История создания пьесы «Вишнёвый сад» (7 марта 1901 года к жене О.Книппер он признаётся: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу». «Ему чудилось, - вспоминает Станиславский, - раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артём уже сделался лакеем, а потом ни с того ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги»). Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.

Б) Жанр пьесы «Вишнёвый сад». (Как определить жанр пьесы «Вишнёвый сад»? А.П.Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс… Вся пьеса весёлая, легкомысленная». Театр поставил её как тяжёлую драму русской жизни. К.А.Станиславский: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…». Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. У ребят на столах распечатки с определениями комедии, трагедии, драмы.)

Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность – недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.

В) Сообщения учащихся о Шарлотте Ивановне и Епиходове.

(Шарлотта Ивановна не знает своего настоящего имени, не знает, откуда она родом, не знает своих родителей, своего прошлого. У неё только отрывочные воспоминания, вызывающие жалость и сострадание у всех. Но сразу же за такими фразами она предпринимает действия, которые вызывают только смех, чем и снижается образ героини.

Епиходов Семён Пантелеевич – конторщик, играет на гитаре. Его называют

«двадцать два несчастья», поскольку с ним постоянно приключаются разного рода неприятности: то он опрокидывает стул, то роняет букет и т.д. Речь его чрезвычайно витиевата, так что трудно бывает понять, что он, собственно, хочет сказать. «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется: жить мне или умереть…»)

Г) Презентация учащегося о главных героях пьесы: Раневской, Гаеве, Лопахине, Трофимове, Ане.

IV. Работа с текстом пьесы.

  1. Знакомство с действующими лицами: какие ассоциации вызывают их фамилии.
  2. Чтение по ролям текста пьесы.

В чём комичность образов Раневской и Гаева?

В чём их драматичность?

Так можно ли соотнести ваши ассоциации, вызванные словосочетанием «вишнёвый сад», с названием пьесы А.П.Чехова?

  1. Рефлексия. Итог урока.

Что было непонятно на уроке?

Добились поставленных целей?

Что вызвало затруднение?

  1. Оценки за урок.
  1. Домашнее задание.

Ответить на вопрос: «Как герои пьесы относятся к вишнёвому саду»?


О замысле написания пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехов впервые упоминает в одном из писем, датированном весной 1901 года. Поначалу она задумывалась им “как смешная пьеса, где бы черт ходил коромыслом”. В 1903 году, когда продолжается работа над “Вишневым садом”, А. П. Чехов пишет друзьям: “Вся пьеса веселая, легкомысленная”. Тема пьесы “имение идет с молотка” – отнюдь не была новой для писателя.

Ранее она была затронута им в драме “Безотцовщина” (1878-1881). На протяжении всего творческого пути Чехова интересовал и волновал

Психологический трагизм ситуации продажи имения и утраты дома. Потому в пьесе “Вишневый сад” отразились многие жизненные впечатления писателя, связанные с воспоминаниями о продаже отчего дома в Таганроге, и знакомством с Киселевыми, которым принадлежало подмосковное имение Бабкино, где семья Чеховых гостила летом 1885-1887 годов.

Во многом образ Гаева был списан с А. С. Киселева, ставшего членом правления банка в Калуге после вынужденной продажи имения за долги. В 1888 и 1889 годах Чехов отдыхал в имении Линтваревых, близ Сум Харьковской губернии. Там он воочию увидел запущенные и умирающие дворянские

Усадьбы.

Такую же картину Чехов мог детально наблюдать и в 1892-1898 годах, живя в своем имении Мелихове, а также летом 1902 года, когда он жил в Любимовке – имении К. С. Станиславского. Все более крепнущее “третье сословие”, которое отличалось жесткой деловой хваткой, постепенно вытесняло из “дворянских гнезд” их разоряющихся хозяев, бездумно проживавших свои состояния. Из всего этого Чехов и почерпнул замысел пьесы, где впоследствии отразились многие подробности жизни обитателей умирающих дворянских усадеб.
Работа над пьесой “Вишневый сад” требовала от автора чрезвычайных усилий. Так, он пишет друзьям: “Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями”. Чехов, постоянно борющийся с приступами болезни и бытовыми неурядицами, пишет “бодрую пьесу”.
5 октября 1903 года известнейший русский писатель Н. К. Гарин-Михайловский сообщает в письме одному из своих корреспондентов: “Познакомился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона.

Прекрасный день, ласка, покой, и дремлют в нем море, горы, и вечным кажется это мгновение с чудным узором дали. А завтра… Он знает свое завтра и рад, и удовлетворен, что кончил свою драму “Сад вишневый”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Впервые о замысле написания этой пьесы А. П. Чехов упоминает в одном из писем весной 1901 года. Она задумывалась им как комедия, “как смешная пьеса, где бы черт ходил коромыслом”. В 1903 году, в разгар работы над “Вишневым садом”, А. П. Чехов писал друзьям: “Вся пьеса веселая, легкомысленная”. Тема ее – “имение идет с молотка” […]...
  2. В основу сюжета “Вишневого сада” положены хорошо известные автору проблемы: продажа дома за долги, попытка одного из друзей отца выкупить дом Чеховых, наконец, “освобождение” Ани сродни состоянию писателя после “таганрогского плена”. Замысел пьесы появился еще в начале 1901 года, но работа над “Вишневым садом” начнется только в 1903 году и будет завершена за несколько месяцев […]...
  3. Замысел пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехова относят к весне 1901 года. Так, в марте драматург в письме своей жене О. Л. Книппер-Чеховой упомянул о работе над очень смешной пьесой. А осенью этого же года Чехов поделился отдельными заметками с актерами Московского художественного театра: “Ветка цветущих вишен, влезавшая из сада прямо в комнату через раскрытое […]...
  4. План Определение жанра пьесы А. П. Чеховым Споры о жанровой принадлежности “Вишневого сада” Определение жанра пьесы А. П. Чеховым Уже при первом упоминании о начале работы над новой пьесой в 1901 году, А. П. Чехов сообщил своей супруге, что задумал он новую пьесу, причем такую, в которой все будет перевернуто вверх дном. Именно это предопределило […]...
  5. Пьеса “Вишневый сад” – последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени “дворянских гнезд”. В письме к Н. А. Лейкину Чехов признавался: “Ужасно я люблю все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка”. Драматургу было дорого все то, что связано с усадебной жизнью, она символизировала теплоту семейных […]...
  6. План Истоки произведения Оригинальность и своевременность Пьеса, рожденная в муках Художественные методы и стилистика Истоки произведения Очень часто встает вопрос, что же положено в историю создания ” Вишневого сада ” Чехова? Для того чтобы разобраться в этом, необходимо вспомнить, на рубеже каких эпох творил Антон Павлович. Он родился в XIX веке, менялось общество, менялись люди […]...
  7. В начале XX века Горький обращается к драматургии. Он пишет свои первые пьесы почти одновременно. “На дне” была задумана раньше, чем “Мещане”, замысел “Дачников” обозначился еще до первой премьеры “На дне”. Работа над пьесой началась в 1900 году. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: “Затеял еще одну пьесу. Босяцкую. Действующих лиц человек двадцать. Очень […]...
  8. Пьеса Чехова “Вишневый сад” стала самым знаменитым произведением мировой драматургии ХХ века, к ее постижению обращались и обращаются театральные деятели всего мира, но больше всего сценических интерпретаций чеховской комедии создано на родине писателя – в России. Как известно, премьера “Вишневого сада” состоялась на сцене МХТ в 1904 году, режиссерами были К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. […]...
  9. Герои пьесы “Вишневый сад” не несут никакой символической нагрузки. Чехов переносит метафорическое ударение на предмет неодушевленный – сад, который приобретает символический смысл. Сад в этой пьесе не декорация, а сценический образ. Он символизирует собой меру труда, меру человеческой жизни. Сад у Чехова воплощает долгую мирную жизнь, преемственность поколений, долгий неустанный труд в расчете не на […]...
  10. Чехов настаивал на том, что “Вишневый сад” – комедия. Первые режиссеры-постановщики Московского Художественного театра прочитали ее как трагедию. Спор о жанре пьесы продолжается по сей день. Диапазон режиссерских интерпретаций широк: комедия, драма, лирическая комедия, трагикомедия, трагедия. Ответить однозначно на этот вопрос невозможно. Трагическое в “Вишневом саде” постоянно сбивается на фарс, а сквозь комическое проступает драма. […]...
  11. Пьеса “Вишневый сад” была написана А. П. Чеховым в 1903 году, на рубеже эпох. В это время автор полон ощущения того, что Россия находится в преддверии огромных перемен. Как любой человек, Чехов мечтал о будущем, о новой жизни, которая принесет людям что-то светлое, чистое и прекрасное. Именно этот мотив ожидания лучшей жизни звучит в пьесе […]...
  12. Новаторство в литературе – это разрушение канонов, воспринимаемых в определенный момент как норма. Отступление от канонов диктуется особенностями того жизненного материала, на основе которого писатель-новатор создает свои произведения. А жизненный материал несет на себе печать своего времени. Есть “идеи времени”, то есть и “формы времени”, в которых эти идеи раскрываются. Писатель-новатор отступает от сложившихся правил […]...
  13. 1. Вишневый сад как место действия и основа сюжета пьесы. 2. Значение вишневого сада в настоящем, прошлом и будущем персонажей пьесы. 3. Сопоставление вишневого сада с Россией. Название пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” представляется вполне закономерным. Действие происходит в старом дворянском имении. Дом окружен большим вишневым садом. Более того, развитие сюжета пьесы связано с […]...
  14. В трехчастной системе персонажей пьесы Чехова “Вишневый сад” Варя является одной из фигур, символизирующих настоящее время. В отличие от Раневской, своей приемной матери, которая не может порвать со своим прошлым, и сводной сестры Ани, живущей в далеком будущем, Варя – человек, полностью адекватный времени. Это позволяет ей достаточно здраво оценивать сложившуюся ситуацию. Строгая и рациональная, […]...
  15. 1. Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 2. Тема счастья в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”. 3. “На краю обрыва в будущее” (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 4. Когда за окнами – другая жизнь… (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 5. Будущее в представлении чеховских героев […]...
  16. План Проблема тематики пьесы “Вишневый сад” Главная тема пьесы Система образов как средство раскрытия темы произведения Проблема тематики пьесы “Вишневый сад” В последней пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” темой стала обычная на рубеже веков ситуация – продажа имения и когда-то роскошного Вишневого сада разорившихся дворян. Однако продажа сада – это то, что лежит на […]...
  17. Вспомним чеховские рассказы. Лирический настрой, пронзительная грусть и смех… Таковы и его пьесы – пьесы необычные, а тем более казавшиеся странными чеховским современникам. Но именно в них ярче и глубже всего проявилась “акварельность” чеховских красок, его проникновенный лиризм, его пронзающая точность и откровенность. Драматургия Чехова имеет несколько планов, и то, что говорят герои – отнюдь […]...
  18. Это произведение Чехов задумывал как комедию, как смешную пьесу, “где бы черт ходил коромыслом”. Но К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, высоко оценив работу, восприняли ее как драму. Внешний сюжет “Вишневого сада” – смена владельцев дома и сада, продажа рядового имения за долги. Деловой и практичный купец Лопахин противостоит здесь прекрасным, но абсолютно не […]...
  19. 5 октября 1903 года Н. К. Гарин-Михайловский писал одному из своих корреспондентов: “Познакомился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона. Прекрасный день, ласка, покой, и дремлют в нем море, горы, и вечным кажется это мгновение с чудным узором дали. А завтра… Он знает свое завтра […]...
  20. Пьеса “Вишневый сад” – последнее произведение Чехова. В восьмидесятые годы Чехов передавал трагическое положение людей, утративших смысл своей жизни. Пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 году. Наступает двадцатый век, и Россия становится окончательно капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс ускорился с освобождением крестьянства Александром П. Черты нового относятся […]...
  21. Пьеса “Вишневый сад” – последнее про- изведение А. П. Чехова. Она была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 го- ду. Наступает XX век, и Россия становится капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс ус- корился после освобождения крестьянства. Черты нового относятся не только к экономи- ке, но и к обществу, меняются […]...
  22. Тогда человек станет лучше, когда Мы покажем ему, каков он есть. А. П. Чехов Как понятны были конфликты в классических пьесах до Чехова: Гамлет и Клавдий, Чацкий и Фамусов, Катерина и Кабанова. У Чехова все не так. Не знаешь, кому сочувствовать. Все они вроде бы неплохие люди: Раневская, Лопахин, Трофимов. Но почему же они не […]...
  23. “Вишневый сад” – название емкое и многозначное, как и сам этот образ. Неверно понимать его только как место действия пьесы. Продажа вишневого сада лежит в основе ее сюжета, и можно сказать, что по отношению к нему характеризуются все герои комедии. Но еще важнее то, какой смысл вкладывается в образ вишневого сада. Известно, что вначале Чехов […]...
  24. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему: Главные герои пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехова: образы, характеристика героев, жизненная беспомощность А. П. Чехов изобразил переломный ХХ век Российской империи в Жизни помещиков, крепостных, интеллигенции. Главные герои пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехова выступают представителями разных слоев общественного строя: феодального (Л. А. Раневская, Гаев, Анна) и буржуазного […]...
  25. “Вишневый сад” была последней и, можно сказать, итоговой пьесой Антона Чехова. Он написал ее незадолго до смерти, 1904 года, на стыке эпох, когда предчувствие изменений в обществе было особенно заметным. Накануне социального взрыва он как творческий человек, не мог не ощущать общего расположения духа, неуверенность момента почти невольно вызвала потребность осмыслить современную ему действительность из […]...
  26. Споры о жанре “Вишневого сада” не утихают до сих пор, но начало им было положено руководителями МХТа и самим автором. Станиславский и Немирович-Данченко видели в пьесе “тяжелую драму русской жизни”, а Чехов утверждал: “Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс”. Он настаивал на том, чтобы в спектакле не было “плачущего тона”. Действительно, […]...
  27. 1. Какие традиционные для русской литературы темы и образы нашли отражение в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”? Традиционная тема разорения дворянских гнезд, обреченности дворянства, приход на смену ему буржуазии. Вишневый сад – типичное дворянское гнездо. 2. Какую роль в системе образов пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” играет Гаев? Гаев – обломок вырождающегося дворянства, […]...
  28. Все Пьесы А. П. Чехова представляют собой интересные многоплановые картины, которые проникают в самые отдаленные уголки души читателя. Они лиричны, откровенны, трагичны… В них есть и веселый смех, и грустные нотки. Именно это делает произведения автора особенными и необычными. Очень часто определить к какому жанру относятся произведения Чехова, становится трудной задачей. “Вишневый сад” Автор относит […]...
  29. “Вишневый сад” была последней и, можно сказать, итоговой пьесой Чехова. Он написал ее незадолго до смерти, на переломном стыке эпох, когда предчувствие изменений в обществе было особенно заметным. Накануне социального взрыва он, как творческий человек, не мог не ощущать общего расположения духа, неуверенность момента почти невольно вызвала потребность осмыслить современную ему действительность с позиций прошлого […]...
  30. Пьеса “Вишневый сад” написана Чеховым незадолго до его смерти. Невозможно представить себе человека, который не знал бы этой пьесы. В этом трогательном произведении Чехов как бы прощается с миром, который мог бы быть милосерднее и человечнее. Изучая произведение Чехова “Вишневый сад”, хотелось бы отметить одну особенность его героев: все они – обычные люди, и ни […]...
  31. В пьесе Чехов обобщает тему гибели дворянских гнезд, рас­крывает обреченность дворянства и приход ему на смену новых общественных сил. Россия прошлого, Россия вишневых садов с их элегической красотой представлена образами Раневской и Гаева. Это оскол­ки поместного дворянства. Они нерешительны, не приспособ­лены к жизни, пассивны. Единственное, что они могут, – это произносить напыщенные, как Гаев, речи […]...
  32. Каждому человеку судьбу создают его нравы. Античный афоризм “Вишневый сад” – последняя пьеса А. П. Чехова. Когда он держал в руках ее печатные оттиски, жить ему оставалось недолго, несколько считанных месяцев. Как и любая пьеса, она населена различными действующими лицами: среди них – главные, второстепенные, эпизодические. Ho все характеры, созданные зрелым Чеховым, почти всегда открывают […]...
  33. У А. П. Чехова не бывает “лишних”, случайных фраз, слов. Каждая деталь всегда крепко и логично связана с основным содержанием. Поэтому декорации второго действия пьесы “Вишневый сад” символичны: “старая, покосившаяся, давно заброшенная часовенка…”, “камни, когда-то бывшие могильными плитами…”, “неясно обозначенный город, который бывает виден только в очень хорошую погоду…”. Понимание героями прошлого и будущего проявляется […]...
  34. В прежних чеховских пьесах молчаливым участником событий был дом, обиталище, способное многое поведать о хозяевах. Чем дальше развертывалось действие, тем понятнее становились участники и тем меньше внимания отдавал зритель подсобному красноречию интерьеров. Предполагалось: уйдут в свой срок нынешние владельцы и под той же кровлей зазвучат иные голоса. Совсем иное в последней пьесе: под кровлей Гаевых […]...
  35. 15 сентября 1903 г. Чехов писал жене Станиславского, М. П. Алексеевой (Лилиной): “Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс…” Прочитав пьесу, Станиславский отвечал Чехову: “Это не комедия, не фарс, как Вы писали. Это трагедия…” С тех пор не умолкают споры о жанре “Вишневого сада”. Школьникам было предложено ответить на традиционный вопрос: “Почему […]...
  36. “Вишневый сад”… Невозможно найти человека, который не знал бы этой пьесы Антона Павловича Чехова. Есть что-то удивительно трогательное в самом звучании этих слов – “вишневый сад”. Это лебединая песня писателя, последнее “прости” миру, который мог бы быть человечнее, милосерднее, красивее. “Комедия в четырех действиях”. Вспоминаются разговоры на уроке о том, что Чехов настойчиво рекомендовал ставить […]...
  37. У Чехова нет “лишних”, случайных фраз, слов. Каждая деталь всегда крепко и логично связана с основным содержанием. Поэтому декорации второго действия символичны: “Старая, покосившаяся, давно заброшенная часовенка…”, “камни, когда-то бывшие могильными плитами…”, “неясно обозначенный город, который бывает виден только в очень хорошую погоду…”. Понимание героями прошлого и будущего будет проявляться не только в направленных монологах, […]...
  38. План Социальные статусы героев пьесы – как одна из характеристик Краткие характеристики главных действующих лиц Краткие характеристики второстепенных персонажей Социальные статусы героев пьесы – как одна из характеристик В заключительной пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” нет разделения на главных и второстепенных действующих лиц. Они все главные, даже кажущиеся эпизодическими роли несут огромное значение для […]...