Когда основан квн. Основатель КВН. История создания, ведущие и лучшие команды КВН. — И ни один из них не имел отношения к журналистике

08.02.2012 - 15:09

Всем известно, что у нас без юмора прожить нельзя. На телевидении эту истину осознали давно, и с каждым годом появляется все больше передач и сериалов этого направления. К сожалению, количество не всегда переходит в качество, но есть программа, которая уже много лет держит марку и радует нас не просто смешными, но действительно остроумными и интеллектуальными шутками. Не составит труда догадаться, что это за передача. Конечно, это КВН!

Начало начал

Эта игра существует много лет и пользуется такой популярностью, что Международный день КВН, который по предложению президента клуба Александра Маслякова отмечают с 2001 года, не нуждается в официальном утверждении. Датой праздника выбрано 8 ноября - день, когда в 1961 году состоялась первая игра Клуба Веселых и Находчивых.

Клуб возник не на пустом месте: за четыре года до первой игры появилась передача, которая стала прообразом сегодняшнего КВН. В 1957 году в эфир вышла программа «Вечер веселых вопросов», созданная по образу чешской викторины «Гадай, гадай, гадальщик».

Первый сценарий к ней написали Михаил Яковлев и Андрей Донатов. Никаких команд в то время не было - в студии, причем в прямом эфире, задавали вопросы, а зрители отвечали, и чем остроумнее, тем лучше. Это была первая передача, где зрители участвовали наравне с профессионалами. Успех был сногсшибательным.

В первом выпуске ведущими стали Никита Богословский и Маргарита Лифанова, а уже со второго отделения их место заняли Альберт Аксельрод и Марк Розовский, бывшие в то время еще студентами. Зрителей на сцену вызвали при помощи различных приемов, например, ведущий запускал в зал парашютик и счастливчик, поймавший его, оказывался на сцене.

Передача предполагала веселые розыгрыши, по итогам которых выявлялся победитель. На первой передаче было дано задание привезти в студию седьмой том Джека Лондона, фикус в горшке и черепаху. Такой набор найдется дома не у каждого, поэтому победителей было немного (двадцать человек на три приготовленных подарка), а вот на третьей передаче вышла более серьезная осечка…

Следуя народной мудрости «Готовь телегу зимой, а сани летом» было решено предложить зрителям приехать в студию в тулупе и валенках. Но в наших краях это слишком просто даже летом, поэтому чтобы усложнить задание, требовалось найти еще и номер газеты от 31 декабря предыдущего года. Но именно об этом «ограничительном» задании в эфире и забыли…

Сначала всем было весело: в студию стали врываться самые расторопные зрители в зимней одежде, по улицам теплым сентябрьским днем на всех видах транспорта и пешком люди в шубах и валенках спешили к зданию МГУ. Но вскоре давка у проходной достигла катастрофических масштабов и стало не до смеху: прорвавшиеся в студию люди превратились в неуправляемую толпу, полетели вниз декорации, эфир пришлось прервать… На тысячах телевизионных экранов появилась заставка «Перерыв по техническим причинам».

Вообще-то на случай срыва прямого эфира был приготовлен резервный художественный фильм, но тут образовалось одно закулисное обстоятельство. Молодой человек, отвечавший за фильм, отпросился у программного режиссера Ксении Марининой на свидание и увез с собой ключи от сейфа, где хранились резервные пленки. Так что пустить в эфир заготовленный фильм оказалось невозможным. Конечно, был скандал, конечно, передачу закрыли, но к счастью, перерыв «по техническим причинам» продлился всего четыре года.

Интеллектуальный футбол

Новая передача под редакцией Елены Гальпериной, которая и предложила на свой страх и риск возродить дух «Вечера веселых вопросов», называлась КВН, что кроме всем известной расшифровки было еще и маркой телевизора «КВН-49». Сначала передачу вели Светлана Жильцова и Альберт Аксельрод, которого со временем заменил Александр Масляков. Вскоре он превратился в единственного ведущего, который уже много лет был и остается лицом передачи.

На первую игру, состоявшуюся 8 ноября 1961 года, пригласили две команды - ИнЯз и МИСИ. В каждой команде было по 11 человек и по 2 запасных. На сцену участники выходили под футбольный марш. Сначала КВН был викториной, где без подготовки надо было ответить на ряд специальных вопросов, желательно правильно, но можно и с юмором. Большая часть программы - это был экспромт, заранее была известна лишь тема домашнего задания, которое появилось тоже не сразу. Постепенно набор конкурсов расширялся, все больше появлялось шуток, быстро становившихся народными.

Создатели передачи с удовольствием вспоминают различные эпизоды, например конкурс болельщиков, когда требовалось станцевать в поддержку своей команды. И вот от одной команды есть прекрасный танцор, а их соперникам некого выставить. Вдруг на сцену выходит рыжий парень и без всякого чувства ритма начинает выплясывать. Это было уже само по себе смешно, но когда на вопрос ведущего: «Где вы учились?», рыжий ответил «Я самородок», в зале не могли разогнуться от смеха.

Популярность программы росла, а вместе с ней росла популярность учебных заведений, чьи команды принимали участие в КВН. И такое мнение поддерживали не только студенты, но и преподавательский состав. После победы команды Физтеха, Капица-старший сказал: «Вы знаете, у нас много хорошего в институте, но самое главное, что мы победили в КВН, мы стали чемпионами КВН!»

Немного о цензуре

Разумеется, шутки, которых в программе становилось все больше, не могли оставаться нейтральными. Команды все чаще иронизировали по поводу советской действительности и идеологии. И именно такие шутки были самими популярными. Поэтому через некоторое время передача стала идти на телеэкранах в записи: «некорректные» шутки вырезали, цензура усиливалась, а потом программой заинтересовался КГБ.

Тексты стали тщательно просматривать, капитанов вызывали к начальству, выходить с бородой на сцену было нельзя - насмешка над Лениным или Марксом, про евреев - нельзя, с картавой речью - нельзя…

Недоброжелатели были и в самом коллективе: руководитель центрального телевидения Сергей Лапин давно хотел закрыть КВН. Но в течение двух лет он не закрывал, а всячески дискредитировал и саму передачу и ее участников. Конкурсы, по словам Гусмана, приобрели характер «кто дальше плюнет» и «кто громче хрюкнет», а потом прокатилась волна слухов про КВНщиков, которые отправляют бриллианты в Израиль. Вскоре передача вновь была закрыта.

Но дух КВН проник глубоко. До закрытия передачи играли почти в каждом ВУЗе, в каждой школе, чуть ли не дворовыми командами. Такую народную любовь нелегко погубить даже самыми умелыми приемами. Все чаще Лапину, как члену Верховного Совета, избиратели стали задавать вопросы о судьбе любимой передачи.

Через 3-4 года после закрытия к Белле Сергеевой, бывшей режиссером программы, поступило предложение вновь начать выпускать в эфир КВН. На это предложение Сергеева ответила: «Я соглашусь, только, если вернут Гюльбекяна, дадут мне Маслякова и Жильцову, а без них не могу». «Лапин очень просит», - уговаривал Беллу Юрий Замыслов, но режиссер была неумолима: «Да пусть хоть на колени встанет». Лапин на колени не встал, состав творческого коллектива не восстановили, а потому вопрос о возрождении КВНа был отложен на много лет.

С началом перестройки появилась возможность вновь запустить передачу. Под старой вывеской планировалось создать новую программу, в которой все должно быть по-новому. Однако «крутые» нововведения не продержались дольше третьего сезона. Прижилась только новая песня Клуба «Снова в нашем зале...», написанная В.Я.Шаинским на стихи Б.А.Салибова, а в остальном развитие КВНа пошло эволюционным путем.

Начать все сначала было не так-то просто: традиции были прерваны, и в середине 80-х играть в КВН никто не умел. Но у новых команд, подавших заявки на участие было огромное желание, прекрасное чувство юмора и готовность работать. Первая игра обновленного КВНа между командами Московского и Воронежского инженерно-строительных институтов вышла в эфир 25 мая 1986 года и с тех пор продолжает радовать новыми шутками и помогает нам жить.

  • 5113 просмотров

8 ноября 1961 года в эфир вышел первый выпуск программы КВН («Клуб Веселых и Находчивых»). В истоках и замыслах игры КВН стоял не Масляков, а журналист Сергей Муратов, который изначально придумал и вел передачу «Вечер веселых вопросов», идея которой была позаимствована с чешской передачи «Гадай, гадай гадальщик»…

Берите в руки карандаш,
Мы начинаем вечер наш,
Мы ждем вас, друзья!
– этой песней начиналась популярнейшая телевизионная передача «КВН». Сначала она называлась «ВВВ» - «Вечер веселых вопросов» по образцу чехословацкого «ГГГ» - «Гадай, гадай, гадальщик».
В ней телезрители отвечали на вопросы ведущих, причём особенно приветствовался юмор. Идея была совершенно новой для того времени. Впервые в советской телепередаче участвовали не только ведущие, но и зрители. К тому же «Вечер» шел в прямой трансляции. Производила передачу «Фестивальная редакция ЦТ», первая на советском телевидении молодёжная редакция, основанная Сергеем Муратовым в 1956 году.


«Вечер веселых вопросов» пользовался большой популярностью, но вышел в эфир всего три раза. На третьей передаче был обещан приз всем, кто приедет в студию в шубе, шапке и валенках (дело было летом) и с газетой за 31 декабря прошлого года. Объявляя об этом, ведущий – композитор Никита Богословский, забыл упомянуть о газете.
В результате в студию хлынули толпы людей в шубах и валенках, смели милиционеров, начался полный хаос. Трансляцию прекратили, но передачу ничем не заменили. До конца вечера телевизоры показывали заставку «Перерыв по техническим причинам». Передачу и редакцию закрыли. Но потребность в подобной программе осталась.
Через четыре года, 8 ноября 1961 года, некая Елена Гальперина позвонила Сергею Муратову и предложила создать новую телепередачу, аналог прошлой. Бывший создатели передачи «Вечер веселых вопросов» собрались вместе и выпустили новую передачу КВН! Аббревиатура КВН расшифровывалась как “Клуб Веселых и Находчивых”, а еще это была марка тогдашнего телевизора – КВН-49.


Первым ведущим ее был Альберт Аксельрод, а в 1964 году его сменил студент МИИТ Александр Масляков. С тех пор он постоянный ведущий этой передачи уже почти 50 лет. Несколько поколений веселых и находчивых почтительно называют его «Хранитель» и весело - «Ал-Вас-Мас». Сам он скромно именует себя «человеком в уголке». В отличие от большинства телешоу, подиум ведущего - в самом углу. Оттуда «дирижер КВН» наблюдает, поддерживает, подыгрывает со своей неизменной фирменной улыбкой.
Именно этой улыбкой 23-летний студент когда-то покорил отборочную комиссию, решавшую, кто будет вести самую популярную передачу тех лет. Маслякову достаточно было переступить порог и сказать: «Здравствуйте».
Традицией в то время было парное ведение программ. В пару ко вчерашнему студенту утвердили Светлану Жильцову - ведущую гораздо опытнее его. Разнокалиберный тандем оказался неожиданно слаженным. Телевизионные премудрости молодой ведущий хватал, что называется, на лету.


«Получал удовольствие от того, что происходит: я с такими умными и остроумными ребятами рядом, и выяснилось, что мне еще 20 рублей платят за каждую передачу, и родные и близкие видят. Ощущение юного парня, который оказался в известном смысле в центре событий», - вспоминает Александр Масляков.
Удивительно, но задачей непременно рассмешить у кавээнщиков той поры не было. Речь шла прежде всего о викторине, и вполне серьезные ответы на вопросы не считались чем-то абсурдным. И вопросы часто были соответствующими. А если не знали, как ответить правильно, отвечали остроумно.
Вот, например, как проходил финал 1965 года. Разминка, вопросы - ответы, 15 (а не 30, как сейчас) секунд на обдумывание. «Почем фунт лиха?» - интересуется одна команда.­ «Это величина, обратная фунту изюма, там - сладко, здесь - горько!» Зрители явно засчитывают ответ как остроумный - улыбаются, аплодируют.


Следующий вопрос: «Что в мешке?» Ответчики оглядывают предложенную к осмотру громоздкую котомку, заглядывают внутрь и оглашают свой вердикт: «Спальный мешок!» Представьте себе такой ответ в наше время - ни жюри, ни зал не простили бы. Но это еще не все!
Команда, задававшая вопрос, начинает кипятиться: «Ну а в спальном-то мешке что?» «А это уже второй вопрос!» - победоносно отрезают ответчики. «Но мы же не спрашивали, какой мешок, мы спрашивали, ЧТО в мешке?!» Начинается словесная перепалка, зрители недовольно гудят, ведущая пытается успокоить конфликтующие стороны - хорошо, что до драки не доходит.
КВН, как и «Вечер веселых вопросов», пользовался огромной популярностью. Вскоре и по всей стране возникло КВН-движение. В подражание передаче, игры КВН устраивались в школах, пионерских лагерях и т.д. Отборочные турниры КВН проходили в вузах по всей стране, на телевидение попадали лучшие команды.


Поскольку команды часто иронизировали над советской действительностью и идеологией, вскоре к программе было привлечено внимание КГБ, который начал давить на руководителя центрального телевидения Сергея Лапина. Передачу начали пускать в эфир уже только в записи и весьма “порезанной”, хотя изначально она шла в прямом эфире.
Теленачальство стало править тексты номеров, «прорабатывать» на личных беседах капитанов команд. Параллельно пускались слухи о том, что кавээнщики якобы погрязли в криминале, причастны к махинациям с валютой и драгоценностями.
К тому же и в самом КВН наметился раскол. В молодежной редакции ЦТ хотели, чтобы передача оставалась сугубо импровизационной, а большая группа игроков дрейфовала в сторону театрализации процесса, то есть подготовки сценок, сюжетов, даже фильмов непосредственно конкурсу.


Чисто технически выпуски «старого» КВН отличались от современных, как горбатый «Запорожец» от «Феррари». Взять хотя бы то, что поначалу программа шла в прямом эфире, и не потому, что кто-то так решил, просто в те годы на отечественном ТВ технически не существовало такого понятия, как запись!
- КВН жил своей особой жизнью, - вспоминает Светлана Жильцова. - В то время дикторам на телевидении категорически запрещалось произносить какие-то слова, кроме написанных, за оговорку могли уволить. К этому привыкли. А в КВН все об этом забывали! Ведь это был прямой эфир, нельзя было ничего поправить.
Да, позже появилась возможность записывать передачи. Но показывать их могли только полностью! Все потому, что в то время еще не научились монтировать. И острые шутки, которые, как предполагалось, могут не понравиться власти, нельзя было вырезать. Поэтому эти шутки звукорежиссеры захлопывали аплодисментами.


Как-то я сидела дома, смотрела КВН, и в передаче наступил момент, когда, как я помнила, должна была быть отличная шутка. И вдруг вместо шутки - бурные овации…
Со временем цензура ужесточилась вплоть до того, что на сцену нельзя было выходить с бородой – это считалось намеком на Карла Маркса. В конце 1971 года передачу закрыли. Однако страна уже вовсю играла в КВН и без телевизора. Ни одна пионерская смена, ни один школьный «Голубой огонек» или студенческий новогодний вечер не обходился без веселья и находчивости. КВН находился в рейтинге выше танцев и намного опережал викторины.
Сам Масляков остался не только на экране, но и в центре внимания. «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, девушки», «Веселые ребята» - все эти программы после первых же выпусков, если говорить сегодняшним языком, показывали высокие рейтинги. Тогда о рейтингах не знали. Был хохот на всю страну, любовь зрителей и безусловное первое место «самого народного» телеведущего.

И только через 15 лет, в 1986 году, в самом начале перестройки КВН возродили благодаря инициатору и капитану КВН МИСИ Андрею Меньшикову. Ведущим, как и до закрытия, стал снова Александр Масляков.
КВНщики шутят о нем почтительно и осторожно. Авторитет Маслякова непререкаем. Последнее слово всегда остается за ним. Но правоту его решений неизменно доказывает главный зритель - зал. И на репетициях все шутки КВНщики давно уже выверяют именно по этому безошибочному индикатору.
«Все, конечно, следят боковым зрением, а как же Александр Васильевич отреагировал. Потому что если он - даже не говорю, что он сильно смеется - если он просто улыбнется на шутку, значит, послезавтра зал просто ляжет», - рассказывает телеведущий, капитан команды КВН «Новые армяне» в 1997-2002 годах Гарик Мартиросян.


После возрождения основателей КВН пригласили сначала в жюри, а затем в качестве почётных гостей. Постепенно начало возникать движение КВН. Игры начали устраивать даже в Западной Европе, в США и в Израиле.
Самые знаменитые участники команд КВН:
- в 60-е и 70-е годы - Юлий Гусман, Михаил Задорнов, Геннадий Хазанов, Леонид Якубович, Аркадий Инин;
- в 80-е годы - Валдис Пельш, Алексей Кортнев, Михаил Марфин, Сергей Сивохо, Александр Гуревич;
- в 90-е годы - Бахрам Багирзаде, Татьяна Лазарева, Михаил Шац, Сергей Белоголовцев, Гарик Мартиросян, Александр Пушной, Андрей Рожков, Дмитрий Брекоткин;
- в 00-е годы - Тимур Батрутдинов, Михаил Галустян, Александр Аа Ревва, Игорь (Гарик) Харламов, Семён Слепаков, Сергей Светлаков, Павел Воля, Тимур Родригес, Наталья Еприкян и много других..

Все чемпионы «старого» КВН
1961 - 1962 Московский инженерно-строительный институт
1962 - 1963 Московский физико-технический институт
1963 - 1964 Московский горный институт
1964 - 1965 Команда города Фрязино
1965 - 1966 Команда города Горький
1966 - 1967 Команды Одессы и Московского медицинского института
1967 - 1968 Команда Баку
1968 - 1969 Рижский институт гражданского воздушного флота
1969 - 1970 Команда Баку
1970 - 1971 Белорусский политехнический институт
1971 - 1972 Одесский институт народного хозяйства

Сколько лет КВН? Впервые идея создания юмористической телевизионной программы с участием телезрителей возникла более полувека назад. В 1957 году на экраны вышла телепередача «Вечер весёлых вопросов» - в то время никто и не предполагал, что новая развлекательная программа будет пользоваться успехом и перерастёт в нечто большее.

«Вечер весёлых вопросов» завоевал внимание телезрителей с первого выпуска. Необычный формат проведения телепередачи вызывал интерес, тем более что шоу транслировалось в прямом эфире.

В то время ведущими были выбраны Никита Богословский и Маргарита Лифанова - известные деятели культуры. К сожалению, «Вечер весёлых вопросов» пришлось закрыть после третьего выпуска. Причиной послужила ошибка ведущего - руководство программы приняло решение выдать приз человеку, который придёт на следующую передачу в зимней одежде, несмотря на то, что выпуск приходится на летний период. Одним из главных условий получения приза было наличие при госте новогодней газеты за прошлый год. К сожалению, ведущие забыли упомянуть об этой детали и новый выпуск «Вечера весёлых вопросов» закончился беспорядками, что и привело к закрытию программы.

Первый ведущий КВН

Альберт Аксельрод

Спустя четыре года после закрытия «Вечера весёлых вопросов» стало ясно, что телезрителям не хватает юмористической передачи такого формата. В результате создатели «Вечера» вновь решились на выпуск телевизионной программы, которую обозначили как «Клуб весёлых и находчивых». Таким образом, задаваясь вопросом, сколько лет КВН, отсчёт стоит начинать вести именно от этой даты.

Первый ведущий КВН - Альберт Аксельрод - пробыл на своём посту относительно недолго. Он ушёл из программы спустя три года после её начала. Вместе с ним из проекта вышли основатель юмористического шоу Сергей Муратов и сценарист передач Михаил Яковлев.

Несколько десятилетий спустя Альберт Аксельрод как человек, который вел первый КВН, приглашался в качестве члена жюри во время проведения Высшей лиги. Однако можно сказать, что после его ухода с поста ведущего для Клуба начинается новая эра.

Новая эра КВН - ведущий Александр Масляков

На смену Альберту Аксельроду пришли люди, которые по праву носят звание «первые ведущие КВН», ведь вместе с ними игра приобрела всеобщую известность и популярность. Новыми ведущими стали Александр Масляков - простой студент Московского государственного университета путей сообщения, а также известный советский диктор Светлана Жильцова.

Александр Масляков и Светлана Жильцова

Во время их работы в качестве ведущих Клуб распространил своё влияние не только на телевидении, но и в институтах, школах, различных организациях - повсюду проводились аналоги игры меньшего масштаба.

Как и сегодня, шутки того времени не были ограничены жёсткими рамками и могли затрагивать политику, идеологию советского общества, а также простую действительность. Естественно, это не нравилось многим руководителям, поэтому на передачу были наложены первые ограничения - прямую трансляцию заменили записью, из которой вырезались все неуместные, по мнению цензоров, шутки. Со временем цензура ожесточалась, и в итоге в 1971 году КВН закрыли.

Но, несмотря на это, идея телевизионного шоу не была забыта и чуть позже возродилась вновь.

Новая эра КВН

Александр Масляков

Понадобилось 15 лет для того, чтобы «Клуб весёлых и находчивых » вновь появился на экранах телезрителей, а ведущий КВН Александр Масляков вновь занял свой пост. Поскольку в его работе был большой перерыв, у многих людей возникают сомнения в ответе на вопрос, с какого года Масляков ведёт КВН. Естественно, дать однозначный ответ просто невозможно. Если брать во внимание начало работы известного ведущего, то это будет 1964 год. Однако в том виде, в котором Клуб весёлых и находчивых радует зрителей сейчас, телевизионная передача стала выходить в 1986 году. Именно в это время Александр Масляков стал значительно влиять на организацию конкурса, привнося свой индивидуальный стиль.

Мало сказать, что возрождение КВН «под предводительством» Маслякова было просто успешным. Именно к этому периоду относятся все знаменитые команды КВН . Уровень распространения игры достиг небывалых масштабов. Команды создавались не только по всей России, но также и за рубежом. Была основана Западно-Европейская Лига, собраны команды Израиля и США. Проводились международные конкурсы, в которых участвовали страны СНГ, Германия, Америка и Израиль.

На фоне этого ошеломительного успеха Масляков основал творческое объединение «АМиК», которое и производит телепередачу, а также связанные с ней проекты. Несмотря на новый статус, известный ведущий не ушёл со своего поста.

Династия Масляковых и КВН

Александр Масляков — младшый

С того момента, как Александр Масляков связал свою жизнь с Клубом Весёлых и Находчивых в 1964 году, прошло уже довольно много времени. С выходом очередного юбилейного выпуска программы телезрители стали интересоваться, сколько лет Масляков ведёт КВН. Оказывается, с момента первого выхода на экраны Александра Васильевича в качестве ведущего прошло уже 53 года, а со времени возрождения популярной передачи прошёл уже 31 год. Однако до сих пор Клуб связан с семьёй Масляковых, а дело Александра Васильевича продолжают его потомки.

В 1980 году у известного ведущего родился сын, которого назвали Александром, как и его отца. С 2000 года он заменил своего отца в качестве ведущего Первой лиги, а уже в 2003 году вёл Премьер-лигу. К сожалению, многие критики отметили, что он не столь хорошо «вписывается» в формат проведения передачи, как его отец, поэтому Александр Васильевич продолжает выступать в качестве ведущего на основных играх сезона, а сын занимается делами ООО «ТТО АМиК» в качестве генерального директора.

Детский КВН

Таисия Маслякова

Новое веяние Клуба Весёлых и Находчивых в 2017 году распространится на детей, ведь на экраны телезрителей выйдет новое шоу «Детский КВН». Естественно, в нем будут сохранены все лучшие традиции основного формата программы, а одной из ведущих станет Таисия Маслякова - внучка Александра Васильевича. Помогать ей будет известный участник программы и, по совместительству, танцор Алексей Королёв.

Клуб Весёлых и Находчивых завладел экранами телезрителей более чем 50 лет назад, однако до сих пор не потерял своей популярности и расширяет сферу своего влияния. Не так давно каждый человек знал, как зовут ведущего КВН, ведь Александр Васильевич Масляков не покидал свой «пост» в течение десятилетий. Однако с наступлением XXI века ответ на этот вопрос не столько однозначен, ведь сейчас уже есть трое ведущих из династии Масляковых, деятельность которых неразрывно связана с Клубом.

Первые юмористические программы на советском телевидении стали появляться уже в 1950-е годы. Прообразом КВН-а стала передача «Вечер весёлых вопросов», организованная журналистом Сергеем Муратовым по образцу чешской передачи «Гадай, гадай, гадальщик». Телезрители в борьбе за призы должны были с юмором отвечать на вопросы ведущих - можно сказать это был первый «интерактив» в отечественном «зомбоящике». Передача шла в прямом эфире (опять же неслыханное дело для тех лет), но век её был недолог: всё сломалось неожиданным образом. На третьей передаче, транслировавшейся летом, был обещан приз всем, кто приедет в студию в шубе, шапке и валенках и с газетой за 31 декабря прошлого года. Но ведущий передачи, композитор Никита Богословский, по рассеянности забыл упомянуть о газете и потому в студию приехали и ворвались в студию толпы людей, смявших дежурных милиционеров на входе. Трансляцию этого «штурма» сразу же прекратили, а передачу прикрыли по закрытому постановлению самого ЦК КПСС.

Лишь через четыре года создателю «Вечера весёлых вопросов» Сергею Муратову удалось добиться выхода в свет новой программы - того самого КВН в формате соревнования двух студенческих команд. Первым ведущим КВН стал Альберт Аксельрод, в дальнейшем ставший как врачом-реаниматологом так и режиссёром театра и телевидения. В 1964 году он вместе с Муратовым покинул программу и с тех пор ведущим стал Александр Масляков, в те годы - студент МИИТ.

Разумеется, даже в «оттепельные» 1960-е никак нельзя было шутить ни про первых лиц партии и государства, ни про коммунистическую идеологию, но совсем обойтись без иронии над теми или иными проявлениями советской действительности - например, того же вечного дефицита и ненавязчивого сервиса всё равно никак не получалось, а потому цензурный пресс на КВН год от года только усиливался. С какого-то момента передачи стали передавать не в прямой трансляции, а в записи и сомнительные с идеологической точки зрения шутки вырезали. Студентов даже заставляли бриться, чтобы наличие бороды не создавало ненужных аллюзий с Карлом Марксом или Фиделем Кастро. Но и в кастрированном виде передача продолжала раздражать тогдашнего руководителя советского телевидения, известного реакционера Сергея Лапина и всесильный КГБ. В конце-концов в 1971 году КВН просто закрыли на 15 лет - до 1986 года, когда над страной вновь подули ветры перемен.

Другие мои, кто-нить помнит из вас, что такое настоящий КВН? Помните хоть, как расшифровывается аббревиатура? Совершенно верно, «клуб веселых и находчивых»...

Изначально - именно находчивых. Соревнования студенческих команд, оттачивающих чувство юмора, как сказали бы сейчас, в он-лайне. На сцене студенческих домов культуры и в прямом телевизионноим эфире.

Кстати, и аббревиатура-то с телевидения. Названия телевизорам на заре телевизионной эры давали, как самолетам (ILYUSHIN-62, TUPOLEV-154), по именам конструкторрв. Первый телевизор в СССР, КВН-49 , создавался в 1949 году ленинградскими конструкторами Кенигсоном, Варшавским, Николаевским. В народе название сподобились расшифровывать так: купил, включил, не работает. Что не удивительно: собирали его уже не в городе Петра, а на родине опричников - в Александровской Слободе.

Некоторые из моих френдов еще помнят эту штуковину (выпускалась она до 1962 года). Во всяком случае когда я первый раз привел к Андрею Бильжо в клуб «Петрович» и она увидела там телевизор КВН-49 (с приставной глицериновой линзой для увеличения экрана), поэтесса вспомнила, что в детстве у нее дома тоже такой стоял.

Так вот, студенческий КВН как раз и появился тогда, когда в каждом (или далеко не в каждом - ходили в гости «на телевизор»!) доме стоял КВН-49. Появился студенческий КВН в 1961 году. Предварительной записи студенческих встреч не было. Видеомагнитофоны, даже студийные, оставались непозволительной роскошью. КВН был ярким зрелищем прямого эфира, наполненным экспромтом, бойким словом и искрометным юмором. Впрочем, и такой вид соревнований, как «домашнее задание», тоже присутствовал.

Не знаю, писали сатирики специально для КВН или студенты выдергивали цитаты, но знаменитая фраза Григория Горина «рояль в кустах » пошла в народ именно со сцены Телевизионного театра на площади Журавлева («Останкина» еще в помине не было). Кстати, Телевизионный театр - это бывший Дом культуры МЭЛЗ (Московский электроламповый завод, на станции «Электрозаводской», естественно). Если я не ошибаюсь, фраза про «рояль в кустах » прозвучала в домашнем задании Горьковской команды КВН, с финала сезона 1965/66 годов.

С закатом Хрущевской оттепели начался закат эпохи КВН. Сатира и свободомыслие уже были не в чести. Передачи стали предварительно записывать, потом - кромсать, а такие элементы соревнования, как «приветствие команд», «домашнее задание» стали проходить жесткую предварительную цензуру.

Начиналась эпоха застоя, в которую КВН уже не вписывался. Последним (перед похоронами КВН) был финал 1971/72 годов. Как-то так вышло, что в финал в тот год пробилась команда еще не уехавших одесских евреев (что не удивительно) и команда башкир (что было весьма удивительным). Поэтому результат финала был предопределен заранее - одесситы (команда Одесского института народного хозяйства) победила уфимскую (команду Башкирского университета) с разгромным счетом...

В 1972 году КВН был официально закрыт по всей стране специальным закрытым постановлением ЦК КПСС. Помню, отец моего однокашника по журфаку МГУ, Оськи Гальперина, руководивший региональной журналистской организацией и читавший не только газету «Правда», говорил мне осенью 1972 года об этом так:

Сегодня в «Правде» между строк окончательно похоронили КВН!

КВН умирал долго и мучительно, в конвульсиях, оживая лишь раз в году, 1-го апреля. Именно в этот день участники последнего финала проводили свои «Юморины»: одесскую «Юморину» и ту, на которой соревновались студенты уфимских вузов, осколки уфимской сборной...

Связывает ли что-нибудь нынешний шоу-бизнес под названием КВН с соревнованием студенческих команд шестидесятых годов? Пожалуй, ничего не связывает, разве что Масляков... Правда, из пребывавшей долгие годы в летаргическом сне одесской команды (окуклившейся «Юморины») потом вылупилась команда одесских джентльменов, но где теперь джентльмены и где КВН?

____________________________

Музыка: «В урочный день, в урочный час мы снова рады видеть вас...»

На АМиКе нигде не нашёл информации, какие команды были чемпионами того, самого первого телевизионного КВН, прикрытого по закрытому постановлению ЦК КПСС в 1972 году. Полазив по своим архивам, выкладываю эту информацию здесь. Сезоны тогда проводились по системе «осень-весна», собственно, так же, как проходит учебный год.

Чемпионы КВН:

1961/1962 - Московский инженерно-строительный институт (МИСИ)

1962/1963 - Московский физико-технический институт (МФТИ)

1963/1964 - Московский горный институт (МГИ)

1964/1965 - Команда КВН г.Фрязино (Московская обл.)

1965/1966 - Команда КВН г.Горький

1966/1967 - Команды КВН г.Одесса и Московского медицинского института

1967/1968 - Команда КВН г.Баку

1968/1969 - Рижский институт инженеров гражданской авиации (РКИИГА)

1969/1970 - Команда КВН г.Баку

1970/1971 - Белорусский политехнический институт (БПИ)

1971/1972 - Одесский институт народного хозяйства (ОИНХ)

Буду очень признателен всем, кто сообщит, какие команды КВН играли в этих 11 финалах.

Легендарному Клубу Веселых и Находчивых исполнилось 50 лет

Сегодня в КВН играют чуть ли не во всем мире. Телеигра, зародившаяся на советском телевидении ровно пятьдесят лет назад, стала одной из самых популярных и любимых у телезрителей. Даже четырнадцатилетний вынужденный перерыв не повлиял на популярность КВН. В незамысловатую и веселую викторину играли и тогда, когда она была строго-настрого запрещена руководством Советского Союза, а ее создатели считались персонами нон грата.

Не многие помнят, что легендарный КВН родился благодаря не менее популярному телепроекту — Вечер веселых вопросов (ВВВ). По крайней мере, «родители» у них одни — Альберт Аксельрод, Михаил Яковлев и Сергей Муратов . Именно Муратову пришла в голову идея основать на советском телевидении молодежную редакцию, а затем сделать веселую телевикторину. Четыре года сценарии КВНа писала знаменитая тройка авторов. Потом один за другим они покинули проект, но всю жизнь продолжали его опекать. «КВН — это как болезнь», — признается Сергей Муратов .

«Моими единомышленниками стали врач Альберт Аксельрод и инженер Михаил Яковлев»

— Официально КВН празднует свое пятидесятилетие, хотя на самом деле его история началась на четыре года раньше…

— Вы имеете в виду проект ВВВ? Было такое дело… В Москве в 1957 году проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Незадолго до этого я выступил на комсомольском собрании Центрального телевидения. Я был активным молодым человеком. Сказал, что это странно: в Москве состоится фестиваль молодежи и студентов, а на нашем телевидении нет даже молодежной редакции. И вот меня, так сказать, за инициативу самого и назначили ее создавать. Вначале не было ни комнаты редакционной, ни студии, ни стола. Помню, с авторами беседовал на подоконниках, в буфете.

— Тогда ведь и Останкино еще не было?

— Конечно! Все происходило на Шаболовке, 53. Я выпускал ежемесячный журнал под названием «Фестивальный». Там собирались интересные продвинутые студенты со многих вузов Москвы. Но кроме этого надо было еще что-то делать. И я нашел единомышленников — Альберта Аксельрода, Михаила Яковлева.

— И ни один из них не имел отношения к журналистике.

— Никакого! Аксельрод был начинающим врачом, а Миша — инженер электролампового завода. Но у обоих было потрясающее чувство юмора и удивительный слог. Они-то и стали соавторами моей первой передачи под названием ВВВ, где я был редактором. Все недоумевали, что это за название такое. Очень просто, говорили мы, вечер веселых вопросов. Следующий выпуск программы назывался ВВВВ — второй Вечер веселых вопросов. Успех был совершенно феноменальный! Мы, конечно же, выходили в прямой трансляции. В зале сидели зрители и отвечали на вопросы ведущих. Особенно приветствовался юмор. Последний выпуск передачи вышел в сентябре, после фестиваля молодежи и студентов.

— С этим была связана забавная история. Расскажите.

— Это сейчас она кажется забавной, а тогда нам было не до смеха. Ведущим ВВВ был известный всем композитор Никита Богословский. Не знаю, по какой причине, но Никита допустил оплошность при оглашении одного из конкурсов. Приз был обещан тем, кто придет в студию в шубе, шапке и валенках. Но Никита забыл добавить, что при этом надо иметь при себе газету за 31 декабря прошлого года. Собственно, это условие и должно было выдать шуточность задания, но Никита про газету забыл. Можете себе представить, в день съемки в здание МГУ, где снимали ВВВ, попасть было практически невозможно. Толпы людей стояли в валенках и шубах. Они смели милицейскую охрану (МГУ считался режимным объектом), и начался полный хаос! Меня, правда, в это время не было в Москве. Ребята все рассказывали в подробностях по телефону. В результате трансляцию прекратили, но передачу ничем решили не заменять. Так до конца вечера на телеэкранах и стояла заставка: перерыв по техническим причинам. Это был последний выпуск ВВВ.

«Сегодня никакого клуба по интересам нет, остался только коммерческий проект»

— Было ведь даже постановление ЦК КПСС по поводу вашего проекта.

— Его опубликовали уже после перестройки. Очень смешно описано все, что происходило на третьем эфире. Говорили, что мы прославляем буржуазный образ жизни, задаем дурацкие вопросы, к примеру, как кошка слезает с дерева — головой вверх или вниз? К сожалению, после этого постановления нашу молодежную редакцию закрыли, а я уволился с телевидения вместе с 30-ю сотрудниками. Заявление было написано с формулировкой «по собственному желанию»… Но через четыре года, в 1961-м, мне позвонили с телевидения опять. За это время так и не появилась программа, которая бы стала столь же популярной, как ВВВ. Редактор Елена Гальперина предложила: «А не сделать ли нам такую же программу, как была ВВВ? Я говорю: «Вы не забывайте, чем все это может закончиться». Она: «Я всю ответственность беру на себя». Это было совсем другое дело…

— Тут же позвонил Алеку и Мише. Через месяц мы представили сценарий новой программы. Только накануне спохватились, что у нее нет названия. Стали думать. В то время самым распространенным телевизором в СССР был КВН-49. Мы творчески начали расшифровывать эту аббревиатуру. Так и получилось: Клуб Веселых и Находчивых. Название оказалось очень удачным, снискав сумасшедшую популярность. КВН выходил в эфир каждый месяц. Впервые на нашем телевидении появились живые люди, участники программы, не читавшие по бумажке.

— Тяжело писались сценарии КВН?

— Что вы, это было самое замечательное время! Наверное, благодаря тому, что мы трое обожали встречаться друг с другом. Выбирали, у кого будем заседать в очередной раз, собирались вечером и, бывало, засиживались за чашкой чая до самого утра. Сами хохотали, как сумасшедшие, иногда даже нарывались на недовольство соседей.

— Кто же был первым ведущим КВН?

— Ведущие постоянно менялись. Сначала мы хотели, чтобы это была пара, потом стали приглашать по одному актеру. Помню, ведущей КВН была даже Наталья Фатеева. Где-то через полгода после первого эфира ведущим стал Алек Аксельрод, и это был правильный выбор. Альберт блестящий импровизатор! К тому же он был одним из авторов сценария. Потом к нему присоединилась Светлана Жильцова. Года полтора они бессменно вели КВН. Надо признать, программы более популярной в 60-е годы в СССР не было. Имена капитанов команд сразу становились всем известны.

— Почему же вы все-таки покинули проект?

— Всему виной стал уход Аксельрода. Руководству стало казаться странным, что человек с фамилией Аксельрод столь популярен у зрителей. Ему предложили уйти с роли ведущего и просто писать сценарии КВН. Алека страшно это оскорбило, и он ушел. Мы с Мишей в качестве протеста тоже написали заявления об уходе. После нас сценарии сочиняли другие, а мы лишь помогали командам, с которыми стали дружны. Впрочем, в те годы писать сценарии КВН было не таким уж сложным делом. Все шло по накатанной. Была система (разминка, битва капитанов), остальное на нее лишь нанизывалось.

— Никогда не жалели о том, что покинули КВН?

— Честно говоря, если бы не поступок Аксельрода, наверное, мы бы никогда этого не сделали. Позже даже обратились в бюро защиты авторских прав: мол, признайте нас авторами проекта со всеми вытекающими финансовыми моментами. Нам посочувствовали, но не более… А со временем КВН стал мало напоминать то, что мы создавали. Ведь изначально это был клуб — часто встречались с капитанами команд на какой-нибудь квартире или в ресторане, обсуждали игры. Это был именно клуб по интересам. А сегодня никакого клуба нет, есть коммерческий проект, из которого извлекают деньги, коммерчески-торговая передача. Поэтому и желания смотреть ее у меня нет.

«Игрокам запретили выходить на сцену с бородой — считалось, что это насмешка над Карлом Марксом»

— А ведь именно вы пытались спасти КВН, когда программу закрыло руководство Центрального телевидения.

— Это случилось, когда Центральное телевидение возглавил Сергей Лапин. КВН его явно раздражал. Цензура ужесточилась, программой стало заниматься КГБ. Дошло до того, что игрокам запрещали выходить на сцену с бородой — считалось, это насмешка над Карлом Марксом. Полный бред! И это несмотря на то, что генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев КВН очень любил. Но Лапин смог «дожать» и его. В конце концов передачу закрыли. Тогда появилась шутка: чем телевидение отличается от сумасшедшего дома? Тем, что в сумасшедшем доме здоровое руководство… Четырнадцать лет КВНа не было. Он возобновился лишь в 1986 году. Мы, кстати, вновь пришли туда с Алеком и Мишей, получив статус «родительского комитета». Но возродить былое настроение клуба нам не удалось.

*Александр Масляков вначале играл в одной из команд КВН, а потом ему предложили стать ведущим — партнером Светланы Жильцовой

— Сейчас КВН ассоциируется прежде всего с его ведущим — Александром Масляковым.

— Саша был сначала участником одной из команд. Когда руководство попросило «уйти» Аксельрода, стали усиленно искать, кто же станет новым ведущим. Масляков оказался довольно способным молодым человеком. Многие сегодня вообще полагают, что он и придумал КВН. Но Саша не имел к этому никакого отношения! Масляков сделал КВН семейным бизнесом. 12 ноября будут праздновать 50-летний юбилей КВН, меня тоже пригласили, но я вряд ли пойду. Признаться, мне сегодня «не вкусно» смотреть это шоу. Хотя бы потому, что нашим главным условием было то, что передача должна быть непредсказуема! А сейчас, если я собираюсь ее посмотреть, знаю, что произойдет дальше. Чем больше в программе предсказуемости, тем меньше в ней КВНа.

— Программа сделала вас богатым человеком?

— Шутите?! Ни в коей мере! Если бы я жил на Западе, став автором подобного проекта, уже давно озолотился. В России все иначе. Увы… Никаких денег КВН нам не принес. Лишь приятные (и не очень) переживания. Потому что «болеть» КВНом можно всю жизнь…