Когда разум с сердцем не в ладу. "ум с сердцем не в ладу" - сочинение. Несколько интересных сочинений

Нельзя оспорить истину, что человек познает мир двумя способами: через разум и чувства. Человеческий разум отвечает за то познание мира, которое характери­зуется устойчивыми целями, мотивами деятельности, склонностями и интересами. Однако, познавая действи­тельность, человек чувственно относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к дру­гим людям, к своей личности. Одни явления действи­тельности его радуют, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают его... Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев - все это различные ви­ды субъективного отношения человека к действитель­ности, переживания им того, что на него воздействует... Но жить только чувствами нельзя, «голова должна вос­питывать сердце», ведь ощущения и восприятия отра­жают преимущественно отдельные стороны явлений, а разум дает возможность установить связи и отношения между предметами, чтобы осуществлять разумную дея­тельность.

И все же в нашей жизни бывает так, что мы поступа­ем либо по велению сердца, либо по подсказке разума, достигая компромисса только тогда, когда «набьем шишки». По этому поводу напрашивается пример из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в частности, образ Александра Андреевича Чацкого. Заметим, что именно после беседы об уме и глупости, состоявшейся между служанкой Лизой и Софьей, и напоминанием о том, что Софью и Чацкого некогда связывали теплые отношения, появляется на сцене Чацкий. Характери­стика герою уже дана, и ей Чацкий соответствует на протяжении всего действия комедии. Человек неза­урядного ума (он предпочитает служить «делу, а не ли­цам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»), твер­дых убеждений (о нем не скажешь ни при каких обстоятельствах: «И золотой мешок, и метит в генера­лы»), он настолько сильно поддался своему чувству, что потерял способность объективного восприятия окру­жающей среды. Ни холодный прием Софьи, ни ее реак­ция на падение Молчалина с лошади не смогли открыть глаза герою на очевидное: сердце Софьи занято другим. Умом-то он понимал, что все кончено, нет больше былой привязанности, Софья изменилась, теперь она не та чистая невинная девушка, какой была раньше, а дос­тойная дочь своего недостойного отца. Но сердце... серд­це не хочет этому верить и цепляется за последнюю на­дежду, как цепляется за соломинку утопающий.

И только сцена тайного свидания Молчалина и Со­фьи позволила убедиться в том, что прежних чувств у Софьи больше нет. Чацкий наконец постигает то, что должен быть понять с первых минут пребывания в доме Фамусова: он здесь лишний. В своем последнем моноло­ге он горько сознается, что его надежды не оправдались: он спешил к Софье, мечтал обрести с ней свое счастье, но, «Увы! Теперь мечтанья те погибли в полной красо­те...» (М. Лермонтов) Он винит Софью в том, что она да­ла ему ложную надежду и не сказала прямо, что их дет­ская влюбленность для нее теперь ничего не значит. А ведь только этими чувствами он и жил все эти три года разлуки! Горько его разочарование в Софье; в Фамусове, который выбирал в женихи дочери человека не по уму, а по кошельку; в московском обществе, далеко не умном, неискреннем, циничном. Но теперь он не сожалеет о разрыве, так как осознает, что в фамусовском обществе ему не место. Он уезжает из Москвы.

Еще трагичнее сложилась судьба Настены - героини повести В. Распутина «Живи и помни». Случилось так, что в последний военный год в далекое село на Ангаре тайком возвращается с войны местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встре­тят с распростертыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается. Настена выходила замуж не по любви, в замужестве не была счастлива, но была му­жу предана и благодарна за то, что он освободил ее от тяжкого житья в работницах у тетки. В повести так и сказано: «Настена кинулась в замужество как в воду - без лишних раздумий, все равно придется выходить, без этого мало кто обходится - чего же тянуть?» И вот те­перь она готова красть для Андрея еду, лгать родным, прятать его от чужих глаз по зимовьям, потому что так велит ее сердце. Умом она понимает, что через пособни­чество мужу-дезертиру сама становится преступницей, но с чувствами справиться ей нелегко, и она отдается им полностью. Тайные отношения с мужем делают ее сча­стливой. И только на деревенском празднике по поводу Великой Победы ее вдруг настигает неожиданная злость: «Из-за него, из-за него не имеет она права, как все, порадоваться победе». Вынужденная скрывать свои чувства, сдерживать их, Настена все больше выматыва­ется, ее бесстрашие превращается в риск, в чувства, растрачиваемые понапрасну. Это состояние подталкива­ет ее к самоубийству, тут уж точно «ум с сердцем не в ладу», и в порыве отчаяния она бросается в Ангару. Ан­дрей не убийца, не предатель, он всего-навсего дезертир, но как человек умный, он должен был осознавать, ка­ким будет финал этой истории. Он должен был не толь­ко жалеть себя, но и беспокоиться о родителях, жене, будущем ребенке. Однако и в этой ситуации «ум с серд­цем не в ладу» был.

«УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ».

ПУТЬ ЧАЦКОГО К «СУМАСШЕСТВИЮ».

(ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ КОМЕДИИ А.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».)

Ширшова И.А.

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №22

г. Иваново, Россия

Читатель комедии подчас обременен такими же духовными проблемами, что и герой А.С.Грибоедова. Современные драматургу, да и сегодняшние критики либо жалеют Чацкого, либо ставят его в оппозицию к фамусовской Москве. Заметим, и те, и другие лишь констатируют реальность. Для этого критики изучают, ссылаясь на Грибоедова, «философские, социально-политические, нравственно-этические, национально-культурные и семейно-бытовые аспекты» комедии (1). (Крупчанова А.Л. Грибоедов. М.:МГУ, 2001.) За пределом литературоведческого исследования, как мы видим, остается духовный аспект этого произведения.

«Горе от ума» - комедия с нарушенными жанровыми и сюжетно-композиционными канонами классицистских пьес. Грибоедов решился на такой шаг для того, чтобы сформулировать проблему «умный человек и общество». Рядом с проблемой ума поставлены не менее важные проблемы внутренней свободы, любви, дружбы, служения Родине. Исходя из грибоедовского понимания, по которому ум, питающийся общепринятыми стереотипами, уже не ум, а глупость, мы придем лишь к узкому, социальному пониманию комедии. Неужели так прост был Грибоедов в замысле своей комедии? Нет, не прост, как не просты проблемы, поставленные в этом произведении. Чацкий не справился с испытанием жизнью: не сбылись отношения с обществом, с любимой девушкой, не нашлось промыслительного для его натуры дела, случился конфликт с самим собой. Произошла беда в человеке и с человеком. Давайте постараемся взглянуть на эту трагедию с христианской точки зрения, вне социального, национального и бытового аспектов, которые, как бы мы с этим не спорили, оправдывают изломы судеб, ошибки, преступления, а вовсе не дают шанса на выход из порочного круга безвыходности, по которому один за одним двигались многие герои многострадальной русской классической литературы: одни - к разочарованию, другие – к гибели (Печорин, Онегин, Обломов, Базаров…).

«Чацкий, например, помимо положительных качеств - ума, чести, мужества, разносторонней образованности – обладает и отрицательными – излишней горячностью, самоуверенностью и бесцеремонностью. Софья, так безжалостно и бесчестно оклеветавшая Чацкого, умна, свободолюбива и решительна.»(2) Мы привели лишь небольшой отрывок критической статьи, который, в принципе, отражает традиционную точку зрения на героев и их характеры, но содержит глубинные смысловые погрешности в определении некоторых понятий. Ум и мужество называются положительными качествами. Тогда как ум – это энергия души, ее сущность(3), мужество – состояние души («омертвевший ум лечат мужеством») (4).Увы, нами утрачено истинное понимание этих и многих других категорий, определяющих человеческое составляющее. Отсюда искажаются смыслы и появляются интерпретации. Попробуем посмотреть на грибоедовских героев с православной точки зрения, а следовательно, и в понимание вышеприведенных характеристик следует вложить кардинально отличающееся от мирского, бытового, православное основание.

Первое упоминание о Чацком мы слышим из уст Лизы: «Кто так чувствителен, и весел, и остер…». Причем, девушка восхищается чувствительностью, веселостью и остротой языка этого человека. София поддерживает свою служанку: «Он славно/ Пересмеять умеет всех;/ Болтает, шутит…»; «Остер, умен, красноречив…». Далее Лиза домысливает (хотя считает, что «молва нехороша»), что Александр Андреевич лечился на водах «от скуки». Вскоре Чацкий появляется и озвучивает следующее: «Ум с сердцем не в ладу». Это диагноз, который главный герой комедии ставит себе сам. Ясно, что речь идет не о плотском сердце, а о духовном. По словам Св. Макария, «сердце – поистине непостижимая бездна». Митрополит Иерофей (Влахос) называет сердце «центром человеческой личности и духовного мира».(4) Святые отцы (святитель Григорий Палама, блаженный Диадох Фотикийский, Феолипт, митрополит Филадельфийский) говорят о неразрывной связи ума и сердца через чистоту помыслов, поступков, соблюдение заповедей. У Чацкого такая связь нарушена – нет лада.

Первый симптом болезни – София, вернее, человеческое воображение Александра Андреевича о том, что девушка непременно его любит. Но София связана с ним всего лишь детскою дружбой, да и то выросшей из привычки «вместе быть день каждый неразлучно». Любви со стороны Софии по отношению к Чацкому изначально нет, а он требует этого чувства, потому что в его сердце уже поселился дьявольский прилог – иллюзия, которая разрушает сознание, ибо мечта не реализуется. Справедливости ради отметим, что Чацкий задает Софии вопрос: «Не влюблены ли вы? Прошу мне дать ответ…» Хотя незадолго до этого сам же ответил себе: «Ни на волос любви!» Но ответы ему по сути не нужны. Он не хочет знать правду (может быть, боится?), ему нужна какая-нибудь точка опоры, так как он «падал сколько раз». Точка опоры – любовь, пусть даже и выдуманная. Чацкий «верст больше седьмисот пронесся» - это в его понимании подвиг, за который от Софии и требует награды. Но девушка не понимает, почему ее преследуют «вопросами быстрыми и любопытным взглядом», она «рада» Чацкому и помнила о нем. Но такая радость главного героя комедии не устраивает. Мы видим, что три года отсутствия только усугубили его состояние – «растерялся весь» (это еще один симптом болезни). Именно растерянность и в дальнейшем не позволяет герою вести диалог с людьми. Он никого, кроме себя, не слышит. В действии I явлении 7 Чацкий задает вопросы и сам же на них отвечает. Ни об одном человеке он не может сказать доброго слова. Это обстоятельство только отталкивает Софию еще сильнее. А каково же чувство самого Чацкого? Он любит Софию «все-таки» и «без памяти». Заметим, на вопрос Фамусова «не хочешь ли жениться?», Чацкий горделиво парирует: «А вам на что?» Как же так, ведь он любит(?) дочь этого московского вельможи, и вопрос последнего как отца правомочен?

Чацкий свои внутренние страсти назвал любовью. Они кипят в этом человеке, захлестывая здравый ум, трезвость суждений и заботу о «любимой» девушке. Он, стремящийся доказать всем свою уникальность, судит об этом чувстве преступно («Судьба любви – играть ей в жмурки»; «Но чтоб иметь детей, // Кому ума недоставало»). Александр Андреевич поступает непорядочно по отношению к Софье, пытаясь выведать правду о том, кого она любит: «Раз в жизни притворюсь». Разве можно быть немножко подлым, солгав единожды, остаться честным? Мы видим, что в Чацком присутствует греховная основа. Давая извинительную характеристику Молчалину, главный герой спрашивает: «Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та? // Чтоб, кроме вас, ему мир целый // Казался прах и суета?» А вот что происходит в душе самого Александра Андреевича: «… теперь во мне кипит, волнует, бесит…». Вот источник бед Чацкого – его «бесит», он пылок и страстен!!! Только лукавый может надоумить человека требовать от любимой девушки признания отнюдь не в христианской любви к ближнему. А ведь совсем недавно главный герой называл себя «другом», «братом» Софии. Действительно, ум Чацкого помрачен. В этом человеке нет ни кротости, ни милосердия, ни чистоты, он заранее знает, что сделает в случае, если София откажет:

Не думать о любви, но буду я уметь

Теряться по свету, забыться и развлечься.

Могут ли такие действия излечить ум главного героя? Конечно, нет, так как последние три глагола («теряться», «забыться», «развлечься»), означающие поступки, не ведут к снисканию добродетелей и трезвению ума, а провоцируют человека на еще более глубокое духовное падение. Поврежденный ум Чацкого овладел и душой. София же, в противовес другу детства, использует иную лексику: «истина в догадках ваших есть»; «что притворяться?»; «зачем же быть, скажу вам напрямик, / Так невоздержну на язык?». Девушка ошибается в людях, она наивна по отношению к Молчалину. Но София естественна в своем чувстве. Мы же вспомним, как Чацкий после страстных разговоров с любимой девушкой увлеченно осыпает хвалебными словесами Наталью Дмитриевну:

Полнее прежнего, похорошели страх.

Моложе вы, полнее стали;

Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах.

Эта женщина прерывает излияния уместной репликой: «Я замужем». Нельзя не почувствовать раздражения Чацкого: «Давно бы вы сказали!» Мы видим, что Александр Андреевич, пусть и не в такой гиперболической форме, как светское общество, но так же активно играет в игры света.

Как только главный герой, притаившись за колонной, узнает правду о Софии и Молчалине, сразу же заявляет: «…с вами я горжусь разрывом». Он упивается местью:

Теперь не худо б было сряду

На дочь и на отца,

И на любовника-глупца,

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

О какой любви может идти речь, если Чацкий переполнен местью, раздражением, злобой. Все это только мертвит и иссушает его сердце. Прощение, милосердие, терпение – вот основные источники, питающие реку настоящей, жертвенной любви. Главному герою комедии недоступен сей труд души, которой ведет к внутреннему христианству, к настоящей живой вере, добрым отношениям с людьми. Он только кричит, подобно безбожникам: «Распни!» На глазах зрителя комедия превращается в трагикомедию. Чацкого жаль, ибо никакое общество не способно отнять у человека «по образу и подобию», основанное на христианской морали (всего десять заповедей!). Грибоедов шаг за шагом показывает путь хорошего, одаренного человека к сумасшествию. Ни в одном своем поступке главный герой не обращается к «Я», а это самообман: виноваты все, «весь мир». И «Я» к концу пьесы слепнет и глохнет окончательно.

Посмотрим, насколько Чацкий несамодостаточен. В оценке своей личности как от эталона он отталкивается от Молчалина(!): «Что я Молчалина глупее?» София, сама не ведая своей психологической прозорливости, советует Александру Андреевичу вспомнить детство:

Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?

Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?

Хоть не теперь, а в детстве, может быть?

Корни поврежденности Чацкого, вероятно, и следует искать в детстве. Именно тогда закладываются в человеке уважение к окружающему миру, терпимость, бережность. Что-то (может быть, отсутствие семьи?) было нарушено в этот период жизни, ведь наш герой признается:

Я в чудаках иному чуду

Раз посмеюсь, потом забуду…

Люди для него «чудаки», их мысли, поступки – «чудо», над которым можно разве что посмеяться «раз» и «забыть». С трудом верится в искренность такого легковесного отношения к окружающим. Скорее, это похоже на защиту от людей. Смех – обманчивая штора, отделяющая один мир от другого. Такое заграждение неминуемо приведет героя к одиночеству. И. Медведева указывает, что «немыслящие и злы на Чацкого, потому что его «никто простить не хочет». (1).И.Медведева. Три драматурга //Библиотека Всемирной литературы. А.Грибоедов «Горе от ума». М., 1974. С. 9. 2) Ответ П.А.Катенину по поводу «Горя от ума». // А.С.Грибоедов. Сочинения в стихах. Л., 1967. С.481.) Мы видим, что между Чацким и обществом есть водораздел - зло. Откуда оно взялось? Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Репетилов, Загорецкий и другие – «немыслящие». Но разве Чацкий, критикующий всех и вся, использующий обидные, резкие эпитеты, сравнения, метафоры («черномазенький, на ножках журавлиных», «наш клад», «тот чахоточный», «француз, подбитый ветерком»), не слышащий никого и ничего, может называться мыслящим человеком? За что им не прощать того, кто по сути такой же, как и они? А вот за что – за гордыню. Герой считает себя образованным и воспитанным (хотя на всякий случай замечает: «…и в ком не сыщем пятен?»), а московское общество порочным и развращенным. «Начал свет глупеть», и Чацкий не знает, что делать со своим умом. Александр Андреевич, попутешествовав, возвращается в общество, которое не может его ничем обогатить. Его ума хватает на то, чтобы пользоваться, увы, тривиально греховным инструментом воздействия на тех, кто, по его мнению, несовершенен. Раздражение, едкость, осуждение, противопоставление всему свету – вот что выдает ум главного героя. Старуха Хлёстова «по-христиански» считает, что Александр Андреевич «жалости достоин». Понятно, что «хриcтианство» в понимании Хлёстовой имеет иное смысловое качество, нежели в библейском контексте. Именно поэтому фраза «по-христиански … он жалости достоин» несёт автономную от Хлёстовой энергийность значения.

Может быть, у Александра Андреевича есть дело, которым бы он промыслительно для души мог заниматься? Герой заявляет, что «служить бы рад». Встаёт вопрос: «Кому служить?» Родине, отечество? По замечанию самого же Чацкого, всё это «скоро надоест». Патриотизм героя зиждется только на ложном «дыме отечества».Значит, дела, как и любви, тоже нет. Отсутствует и вера, которая даёт высший смысл жизни, нет доброты и красоты души, крепости духа и любви к ближнему? Сумасшествие – вот что «бог ему судил», по словам той же Хлёстовой. Беда в том, что Чацкий принимает на себя не юродство во Христе (как духовный подвиг), а становится гонимым обществом и «общественным мненьем».

Действительно, Чацкому требуется исцеление, но для этого нужно пройти крестный путь. Хлёстова, сама того не ведая, прогнозирует исцеление – «полечат, вылечат». А пока Андрей Андреевич получает от людей то, чем и сам грешен: смех, злость, нелепость, сплетни, осуждение «нескладных умников», «лукавых простаков», «старух зловещих», «стариков дряхлеющих».

Болезнь вышла на поверхность – «оскорблённое чувство». Фамусовская Москва – лишь скальпель, вскрывающий нарыв. Чацкий обижен, унижен, оскорблён. Значит, страстен и грешен. В дальний путь на страницах пьесы он отправляется не странником с посохом, а беглецом в карете. Цель его пути – поиски уголка для «оскорбленного чувства». Чацкому неведомо, что попытки мыслить категориями географии приведут к тщетным попыткам обрести душевный покой. Об этом предупреждает классик. Как мудрый А.С.Пушкин оставляет Онегина в критический момент жизни одного, так и А.С. Грибоедов, ставя диагноз человеческой поврежденности, думается, знает, как и по какому пути идти его герою к исцелению. Поставить же диагноз – самое сложное. Грибоедов справился с этой задачей. Об этом и для этого написана комедия, ибо Чацкий скрывается в каждом из нас. В зеркало посмотреть и увидеть истинное лицо полезно, хотя это занятие и требует от человека подвига.

Список использованной литературы

1. Крупчанова А.Л. А.С.Грибоедов. М., 2001.

2. Митрополит Иерофей (Влахос) Православная психотерапия. Свято-

Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 124.

3. Там же. С. 138.

4. Там же. С, 159.


Выбранная мною тема раскрывает противостояние сердца и ума. чувств и разума. Что же такое разум, и что такое чувства? Должны ли они быть неразлучны или могут действовать по отдельность? Кто из героев литературных произведений относится к высказыванию, данному в теме? Эти и другие вопросы помогут в полной мере раскрыть суть проблемы и понять ее. Разум - способность логически и творчески мыслить. (толковый словарь Ожегова). Чувства - способность ощущать, испытывать. воспринимать внешние воздействия. (толковый словарь Ожегова). Чаще всего происходит так. что чувства и разум не согласованы друг с другом. Эти два качества борются в человеке, и побеждает что-то одно. Тема противопоставления чувств и разума - одна из самых важных и.

до сегодняшнего дня актуальных тем, поэтому ее поднимают в своих произведениях многие писатели, в том числе, и Л. Н. Толстой "Война и мир", В. Шекспир "Ромео и Джульетта", И. Гончаров "Обломов", И. С. Тургенев "Отцы и дети" и "Ася", Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание", А. С. Пушкин "Евгений Онегин".

Я бы хотела остановиться на произведении А С Пушкина "Евгений Онегин". Автор затрагивает данную тему на примере отношений Татьяны Лариной и главного героя - Евгения Онегина. Татьяна полюбила Евгения сразу с первой встречи, но тот сначала не ответил ей взаимностью, и только через несколько лет понял, что любит Татьяну, но было уже поздно. Татьяна была замужем. В один вечер Онегин встретил Татьяну на балу, и в сердце у девушки вновь вспыхнули чувства к Евгению, но она не стала им предаваться, потому что не может изменить своему мужу. Татьяна понимает, что должна поступить разумно и быть верной мужу. Разум в данном случае победил чувства в Татьяне, и она отказалась от любви.

Еще одно произведение, которое хотелось бы выделить, это "Война и мир" Л. Н. Толстого. Наташа Ростова любила Андрея Болконского и ждала их скорой свадьбы, но случилось так, что девушка на своем жизненном пути встретила Анатоля Курагина, к которому тоже испытывала сильные чувства. Девушка сбежала от Болконского к Курагину, предпочтя чувства разуму. Порой, чувства могут быть настолько сильны, что человек не замечает, как катится в пропасть. Наташа могла бы поступить разумно и справедливо, если бы осталась с Андреем, ведь до их свадьбы оставалось меньше года, но девушка все-таки решила поддаться чувствам.

Итак, разум и чувства совсем противоположные понятия. Они непохожи друг на друга и, в большинстве случаев, у них нет одного общего мнения. Борьба между чувствами и разумом может закончиться по разному, и, если чувства на самом деле настоящие, то согласовать их с разумом практически невозможно. С одной стороны стоит желание любить, а с другой - преданность, верность и справедливость. Человек либо поддается сильным светлым чувствам и слушает свое сердце, либо рассуждает, сопоставляет все "за" и "против" и принимает решение, исходя из разумных выводов. Выбор этот очень сложный, но все же, приходится принимать решение.

"Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств" - Михаил Михайлович Булгаков.

Урок литературы в 11 классе. Подготовка к итоговому сочинению.

«Когда ум с сердцем не в ладу»

Цели Тема урока: Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по тематическому направлению «Разум и чувство».

Тип урока: урок развития речи

Деятельностная цель:

Формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию материала по заданной теме и к написанию сочинения.

Содержательная цель:

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся.

Задачи урока:

предметные

    формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе;

    формировать умение строить высказывание по предложенным литературным блокам

регулятивные

    формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе

коммуникативные

    развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

личностные

    формировать культуру речи;

    воспитывать умение нравственно-этической ориентации в потоке литературных произведений.

Методы:

по характеру познавательной деятельности

    частично-поисковый

по степени активности учащихся

    продуктивные;

    творческие

стимулирования и мотивации

    познавательные;

    эмоциональные

интеллектуальные

    сравнения

    классификации материала

по организации деятельности:

    индивидуальные

    фронтальные

Оборудование: Клип с исполнением стихотворения, распечатанный дидактический материал.

I . Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слово учителя.

Приветствие.

Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе.

Актуализация личностного осмысления учащимися деятельности на уроке

II . Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

Цель: мотивация учащихся.

Слово учителя.

Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению «Разум и чувства».

Наша цель – за урок составить план и понять, что в какой части надо писать. А само сочинение вы будете писать дома.

Это сочинение надо будет написать с привлечением одного литературного источника – стихотворения Марины Цветаевой «Тоска по родине»

Понимание актуальности данной работы.

III .Актуализация знаний

Цель: проверка теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе.

Составление плана.

Вспомните, что вы знаете об условиях написания этого сочинения.

Условия написания?

Критерии проверки?

Направления этого года?

Сколько вам будет дано тем? Как может выглядеть тема?

Вспомним, какой вид деятельности представляет сочинение.

Сколько должно быть частей плана? О чем они?

Как должно выглядеть вступление к теме « Когда ум с сердцем не в ладу? О чем надо рассуждать? Сколько слов должно быть во вступлении?

Если тема «Когда ум с сердцем не в ладу», то о чем надо писать во вступлении?

У учащихся есть памятка (приложение1)

Ответы учащихся по памятке:

5 тем

Тема вопрос

Тема суждение

Тема понятие

Сочинение состоит из 3 частей: 1.Вступление, 2.Основная часть с привлечением аргументов.

3.Заключение.

Во вступлении примерно 50 слов.

Устное составление вступления

IV . Автор стихотворения

Цель: подойти к пониманию текста через биографию поэта

Для написания сочинения мы используем поэтический текст. Стихотворение Марины Цветаевой. Чтобы лучше понять стихотворение, давайте вспомним, что вы знаете об этом поэте.

Когда она жила? Дата рождения? Относилась ли к каким-нибудь литературным направлениям? Вспомните, какие вехи из ее биографии вы знаете? Сколько лет она провела за границей? Как ей там жилось?

Посмотрите, какая дата стоит под стихотворением. Где Жила Цветаева в 1934 году?

Ответы на вопросы

    Погружение в тему через эмоциональное восприятие

Цель: Эмоциональное включение и восприятие текста

Давайте просмотрим небольшой клип с замечательным исполнением этого стихотворения Алисой Фрейндлих.

Учащиеся слушают

    Работа с текстом. Поиск аргументов.

Цель: Научиться подбирать аргументы к заявленным позициям: Разум и чувство

Итак, о чем это стихотворение?

Из каких строк это видно?

С кем разговаривает поэт? Кому она все это говорит?

Какова композиция стихотворения? Сколько в нем строф?

О чем говорит Цветаева в каждой строфе? Какие слова повторяются?

Кроме слова «родина» есть однокоренные слова, которые напоминают о ней?

Еще какая тема звучит?

В каких словах?

Есть здесь противопоставление? Кому противопоставляет себя Цветаева?

Почему Цветаева противопоставляет себя читателям?

Зачем поэт использует противопоставление

С кем говорит поэт? Зачем Цветаева все это говорит сама себе? Что в ней разговаривает – разум или чувство?

Почему так часто повторяется, что ей «все равно»?

Давайте подберем группу глаголов, которые будем использовать в тексте сочинения, чтобы не повторять слово «говорит»

И такой же ряд, чтобы не повторять слово «Цветаева»

А что говорит чувство?

Как перекликаются две последние строчки и первая?

(У учащихся есть текст. Приложение2)

О тоске по родине

Ответы по тексту

Сама с собой

10 строф

Слова «мне все равно», «мне безразлично», «мне все равны», «все равно», «все едино».

«языком родным»,

«роднее бывшее», «родимого пятна»

Одиночество.

«Совершенно одинокой», «из людской среды быть вытесненной»

«в себя, в единоличье чувств». Бревно, оставшееся от аллеи.

Она – пленный лев, который ощетинивается,

Камчатский медведь без льдины.

«Двадцатого столетья - он – а я до всякого столетья».

Потому что читатель – «газетных тонн глотатель, доилец сплетен». Он не интересуется поэзией.

Противопоставление усиливает впечатление одиночества.

Разум говорит, что ей все равно, где жить.

Она пытается убедить сама себя (разумом)

Уверяет, настаивает, утверждает, …

Что она тоскует о родине.

Это чувство нельзя (или трудно) описать словами.

    Включение нового знания в систему понятий учащихся

Цель: Пополнить базу теоретических знаний учащихся.

Посмотрите на текст стихотворения, как вам кажется, было ли у автора стремление как-то приукрасить текст, сделать его более поэтичным?

И все-таки на одно средство выразительности хочу обратить ваше внимание. Взгляните на следующие строки:

Где совершенно одинокой

Быть , по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной

Мне все равно, каких среди
Лиц
ощетиниваться пленным
Львом
, из какой людской среды

Так край меня не уберег
Мой,
что и самый зоркий сыщик

Кроме инверсии в этих стихах есть еще одна особенность:

Разрыв фразы. Перенос части фразы с одной строки иногда на другую строку, а иногда и на другую строфу.

Такой прием называется « анжамбеман»

Наиболее органическая для Цветаевой стихотворная форма – страстный и потому сбивчивый, нервный монолог. Соответственно и самый стих ее по большей части прерывист, неровен, изобилует внезапными ускорениями и замедлениями, паузами и резкими перебоями.

Обычно в стихах пауза приходится на конец строки, а у Цветаевой пауза, как правило, смещена, сплошь и рядом приходится на середину строки или на начало следующей. Поэтому стих как бы «спотыкается» на бесчисленных «анжамбеманах» (enjambements), то есть «переносах», отмечающих несовпадение метрических и членений стиховой речи.

Что дает использование переносов?

Нет, текст стихотворения скорее похож на искренний разговор с самим собой.

Инверсия

Этот прием создает впечатление прямой, сбивчивой речи человека, который волнуется.

    Работа над логикой построения текста

Цель: понять логику построения текста сочинения

Повторите, о чем вы будете писать во вступлении. Как теперь логично перейти к аргументам? Где будет находиться «мостик»?

Как, по какой логике пойдут дальнейшие размышления?

Надо ли рассказать историю создания стихотворения, чтобы было понятно, почему такая тоска по родине? (Цветаева к 34 году уже 12 лет живет в эмиграции. 20-е годы она жила в Праге, а в начале тридцатых годов семья переехала в Париж).

О чем надо писать в заключении? Каким предложением – «мостиком» можно начать заключение?

Во вступлении- рассуждения о том, как сосуществуют разум и чувства в человеке.

В начале второго абзаца предложение - «мостик».

Примерное предложение для перехода: «Примером того, как могут бороться в человеке чувства и разум, может быть стихотворение М.Цветаевой «Тоска по родине».

Написать, когда и как это стихотворение было написано.

Что она говорит сама себе, пытается сама себя уверить, что ей все равно.

Перечислить, что ей «все равно».

Написать какие образы использовала поэтесса. (см. выше)

Написать, какими словами она говорит об одиночестве и кому себя противопоставляет.

Как последние строчки опрокидывают все предыдущие уверения.

О том, что ум и разум могут противоречить друг другу. И кто из них сильнее и чаще побеждает?

    Итог урока.

Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения

Теперь у нас есть представление, что надо написать во вступлении, в основной части и в заключении.

Повторение учащимися информации о композиции итогового сочинения.

    Домашнее задание.

Дома вы должны написать сочинение на тему «Когда ум с сердцем не в ладу», используя текст стихотворения Цветаевой .

    Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

Слово учителя.

Достигли ли мы цели урока? Остались какие-нибудь вопросы?

Сможете ли вы самостоятельно написать сочинение?

Всем спасибо за урок!

Надеюсь, что у вас все получится!

Единственной безотносительной реакцией человека на реальность видится героям Чехова непроизвольный, бессознательный, рефлекторный способ чувствования, отличный от абсолютизированной литературой рефлексии, размышлений, исполненных сомнений. Система компромиссов, составляющая существо страдательного персонажа первой половины века, психологический самоанализ, противоречивые самооценки отвергаются естественностью воплощений причинно-следственных связей мира в неприукрашенных эмоциях: «На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость – негодованием, на мерзость – отвращением».

Сюжетный финал Чацкого – требование кареты, олицетворяющей стремление к перемене мест, подальше от тех, кто не желает слушать его революционные лекции. Пушкин лишает Онегина последнего слова, которое могло бы стать метафорическим знаком определенного типа бытийного самочувствия, каким стал финал Татьяниной отповеди или признание Печорина о возможной смерти где-нибудь на дороге. Базаров под занавес жизни произносит нелепейшую фразу о лопухе и белой избе мужика. Прощаясь с миром, Андрей Болконский постигает природу высшего чувства («...божеская любовь не может измениться... Она есть сущность души»), отказывается от заблуждений разума. Чеховский Андрей Ефимыч охладевает в неподвижном молчании, решив для себя дилемму жизни: «Мне все равно...». Идея разума, намечающаяся инструментом анализа противоречивого мироздания, изживается, уходит вместе с ее носителями, мифологизирует тютчевской формулой «Умом Россию не понять...» пути самоопределения персонажей и культуры.

Контраргументом рацио выдвигается ассортимент неясных эмблем, среди которых значимое место занимают «странная любовь» лирического героя Лермонтова, тургеневский мотив смирения перед властью природы, «положительно прекрасный» человек Достоевского, толстовское стремление «возвратить мiръ к миру», метафилософские выводы Чехова, воплощенные в мировоззренческой позиции героев-идеологов. Иные, более зрелищные формы нравственно-этического идеала русской словесности персонифицированы в женском характере. Его генезис принято обнаруживать в пушкинской Татьяне, возводимой к Ярославне; бедная Лиза Карамзина, Софья Фамусова традиционно относятся к эстетически ангажированным героиням и поэтому не учитываются в этической типологии литературы. Непрописанность характеров Лизы и Софьи отчуждает их от мифологизируемой на протяжении всего XIX века сферы чувствования и поведения. Но в контексте «умственной» проблематики культуры образ Софьи, пожалуй, должен возглавлять женскую тему: героиня начитанна, горда, своенравна, недостаток проницательности компенсируется в ее характере решительностью. Именно Софья интуитивно находит способ нейтрализовать агрессивные выпады Чацкого, проговариваясь-предполагая, что «он не в своем уме». Самоотверженность, с которой она защищает возлюбленного, во многом предваряет тему самопожертвования, выраженную в Татьяне Лариной. Пушкин, создавая портрет героини, отказывается от классических образцовых моделей, преодолевает принципы конструирования характера, известные по просветительскому роману. Элементы романтизма, декорированные национальным колоритом, практически исчерпывают образ, хотя повествователь отмечает непохожесть Татьяны на Ольгу, излюбленную героиню романтического искусства; сестры Ларины – иллюстрации различных амплуа байронических натур – лицемерной красоты и жертвенной загадочности. О реализме характера можно говорить лишь условно, учитывая не столько поведенческий рисунок персонажа, но эстетику художественной организации портретирования характера.

Мотив ума оказывается избыточным и нелогичным в авторских аттестациях героини. Поэтому Пушкин в экспозиции рассказа о «дикарке» отмечает: «Задумчивость, ее подруга... теченье сельского досуга мечтами украшала ей». Близкий вариант решения образа был предложен Грибоедовым: задумчивость Софьи, увлечение романами привели к внесословному чувству. Как ни странно, Татьяна, читавшая те же книги (подобное предположение оправданно – девическая библиотека русской литературы исчерпывалась «обманами» «Ричардсона и Руссо»), не влюбилась в святочно нагаданного Агафона, а выбрала Онегина. Автор объясняет это предпочтение тем, что «пора пришла», перечисляются имена потенциальных женихов, напоминающих персонажей Фонвизина и не обладающих риторическими талантами Онегина. Показательная деталь в письме Татьяны: в нем лейтмотивом проходит образ слова («чтоб только слышать ваши речи, вам слово молвить...», «в душе твой голос раздавался...», «я тебя слыхала...», «слова надежды мне шепнул»), ставший причиной поражения витийственного Чацкого. Отношение к риторике перспективных избранников – любовного преследователя (Чацкий), загадочного избранника (Онегин) – и становится различием между Софьей и Татьяной. Грибоедовский герой произносит монологи, не предназначенные для дамского слуха, но ориентированные на понимание читателя, за что и наказан нереализованностью любовных претензий. Онегин, можно предположить, цитирует героев модных романов, чем озвучивал некогда молчаливо прочитанный девушкой текст. Сюжет обольщения, намеченный «Евгением Онегиным», станет богатейшим наследством героев Лермонтова и Тургенева. Материализация слова-поступка Печориным, Рудиным вызовет однозначную реакцию героинь, приуготованных к благосклонному и восторженному приятию «героя века».

Лермонтов попытается создать идеальный образ умной Мери, но юная красавица проиграет на фоне мудро покоряющейся неизбежности Веры. Автор «Героя нашего времени» компенсирует лакуну в пушкинском описании светских прелестниц, остроумных и гордых, обладающих природной интуицией, используемой в качестве оружия обольщения и словесной игры. Создание сюжетной пары Мери-Вера будет художественно интерпретировано Тургеневым в «Отцах и детях» в опосредованных сопоставлениях сестер Одинцовых. Возраст разграничит женские характеры на импульсивную, категоричную, но не лишенную здравого смысла юность и мудрую зрелость, скрывающую за холодом обращения и налетом скепсиса знание людей, достигнутое опытом утрат и разочарований. В Одинцовой воплощена идея материнского ума, носителем которой в «Евгении Онегине» была няня, а в «Герое» – отеческий вариант душевного сострадания – Максим Максимыч. Материнское всепонимание, бытийная мудрость окажутся невостребованными младшим поколением героинь Тургенева, самостоятельно устраивающих свое счастье.

Ослабленное влияние родительского начала, выражающегося, как правило, в сострадательной (Максим Максимыч), консультативной (няня), интеллектуально назидательной (мать Мери) функциях, приводит к катастрофическому любовному выбору героинь, которым авторы отказывают во владении умом. К примеру, Тургенев пишет о Лизе Калитиной: «Училась... хорошо, то есть усидчиво: особенно блестящими способностями, большим умом ее бог не наградил: без труда ей ничего не давалось...». Далее следует очень странная для культурной традиции ремарка – «Читала она немного; у ней не было "своих слов", но были свои мысли». Вслед за этим пассажем появляется мотив отца: «Недаром походила она на отца: он тоже не спрашивал у других, что ему делать». Тема недостатка слов, требуемых для оформления мысли, т. е. рисунок психологического состояния Татьяны Лариной, наследуется и Лизой. В результате любовный выбор и здесь оказывается случайным и бесперспективным. Иное развитие характера рассматривается писателем на примере образа Елены Стаховой, максимально развивающей сюжет гипотетических отношений Софьи и Чацкого. Тургенев находит совсем не девичье применение уму Елены, отвечающее, однако, морально-идеологической моде эпохи. Одаренность натуры, ум, чувство экспортируются за пределы Отечества – в сюжетику, настолько экзотическую и далекую, что драматическая развязка неизбежна, как и неестественное решение автора перевести природно-интеллектуальные таланты Елены в сферу революционной борьбы. Нескончаемые эксперименты с женским умом в русской литературе завершаются неприемлемыми гротескными формами самовоплощения героинь. Писатели находятся в недоумении, не зная, на что можно употребить дар, который персонажи-мужчины успешно тратят на салонные дискуссии, обольщение или на то, чтобы умереть.