Когда впервые африканские скульптуры попали в европу. Когда африканские рабы появились в европе. «Вид из окна»

Вопрос об отношении к африканскому искусству является частью вопроса об отношении к самобытным культурам, которые склады-вались вне сферы влияния европейской цивилизации. Это вопрос о том, могут ли быть найдены точки соприкосновения между раз-личными культурами, возможно ли установление подлинного глубо-кого взаимопонимания между народами разных наций, рас, кон-тинентов.

Сторонники превосходства европейской культуры, так же как и приверженцы негритюда, исходя из якобы существующего коренного различия между «культурой черных» и «культурой белых», говорят об особом пути развития африканского искусства, не имеющего, по их мнению, ничего общего с историей искусства других народов. Не прекращаются споры о том, какое место в мировом искусстве зани-мает искусство народов Африки и какую роль оно играет в совре-менной художественной практике.

А пока идут споры, вопросы решаются самой жизнью, сфера взаимопонимания в области культуры медленно, но неуклонно рас-ширяется.

Европейский миф о примитивности африканского искусства

Почему же африканские маски и статуэтки, расцениваемые ныне как непревзойденные образцы пластического искусства и вот уже почти полвека оспариваемые друг у друга крупнейшими музеями мира, составляющие гордость всякой художественной коллекции, ха-рактеризовались еще в XIX в. как «грубые поделки дикарей», «при-близительные и неумелые изображения людей, гениев и богов»?

В середине и второй половине XIX в. африканское искусство в Европе не могло быть признано ни теоретически, ни практически. Такое «неприятие» было обусловлено, с одной стороны, научной, с другой — эстетической ограниченностью того времени. По удач-ному выражению французского африканиста-искусствоведа Жана Лода, «Европа в эвфории своей первой индустриальной революции вырабатывает понятие прогресса, следуюндего по прямой, бесконечно восходящей линии. Это понятие, взятое "ИЗ области техники, было непосредственно перенесено в область морали, социальных отноше-ний, искусства. Технический прогресс является условием прогресса морального, развития искусства и литературы. Уровень развотия неевропейских цивилизаций определяется по уровню их технического развития».

Общими характеристиками произведений африканского искусства являются: сильный драматический и отсутствие натурализма. Талантливый искусствовед В. Марков отмечает: «Посмотрите на какую-нибудь деталь, — пишет он, — например, на глаз, это — не глаз, иногда это щель, раковина или что-нибудь ее заменяющее, а между тем эта фиктивная форма здесь красива, пластична — это мы и назовем пластическим символом глаза...». Искусство негров обладает неисчерпаемым богатством пластических символов и практически нигде нет реальных форм.

Открытие африканского искусства

Африканское искусство в Европе долгое время считалось просто модным увлечением.

Так пазы-ваемое негрофильство, в Западной Европе достигло своего апогея в начале 30-х годов XX в. В то время ювелиры имитируют африкан-ские украшения, джаз становится характернейшим фоном времени, обложки книг и журналов украшаются изображениями африканских масок. Африканскую скульптуру разыскивают и скупают не только ее настоящие ценители и «первооткрыватели» — поэты, писатели и худож-ники. Африканские изделия активно приобретают обыкновенные коммерсанты, снобы и все увлеченные остро-той новизны.

Можно себе представить их удивление и разочарование, если бы они узнали, что первые коллек-ционеры африканской скульптуры появились в Европе в 15 веке и выставлялисб в так называемых "кабинетах курьезов". Среди находившихся там предметов было немало африканских художественных изделий. Художественные изделия африканских ма-стеров пользовались в то время в Европе большим спросом. Они даже превратились в особый предмет импорта, и португальские торговцы заказывали в Африке всевозможные предметы из слоновой кости, которые наперебой раскупались европейскими королевскими дворами. Основную массу их составляли резные, богато украшенные рельефами кубки, перечницы, солонки, ложки, вилки и т. п. Приобретались также и отдельные предметы искусства.

Основная масса изделись были явным образом европеизированы. так как изготовлялись африканскими ремесленниками по заказам европейских каторговцев. Естественно, что в таком приглаженном виде, приспособленном к европейским вкусам, изделия были более приемлемы для коллекционеров, чем традиционное африканское искус-ство. Они занимало значительно большее место в домаш-них музеях XV—XVH вв., нежели деревянные идолы, культовое назначение которых затрудняло их приобретение, а непривычный облик и простой материал (дерево) не способствовали их сохране-нию. И все же от этих коллекций кое-что осталось. Некоторые вещи сохранились в музеях Ульма и Дрездена (старая коллекция Вейде-мана). Но мы почти ничего не знаем о том, где и когда они были приобретены.

В 1906 г. Пикассо начал писать большую картину, названную позднее «Авиньонские девушки». В том же году возвращавшийся с этюдов Вламинк, зайдя в бистро на берегу Сены, вдруг обратил внимание на небольшую скульптуру, стоявшую на стойке среди бутылок. Деревянная скульптура, поразившая его своей необык-новенной пластичностью, оказалась африканской статуэткой. Откры-тием Вламинка живо заинтересовались Матисс, Дерен и другие художники; в то же время Матисс приобретает несколько африкан-ских масок... С этого момента африканские статуэтки и маски ста-рательно разыскиваются и скупаются художниками и коллекционе-рами, среди последних много молодых поэтов и писателей, имена которых теперь известны всему миру. В числе нескольких самых первых ценителей африканской скульптуры был и известный русский коллекционер Сергей Щукин, которому наши собрания традицион-ного искусства обязаны несколькими редкими деревянными статуэт-ками, поступившими в его знаменитую художественную коллекцию до 1914 г.

Осенью 1907 г. Пикассо заканчивает «Авинь-онских девушек». Освистанная при своем появлении не только прес-сой и широкой публикой, но и художниками, спустя несколько деся-тилетий картина стала рассматриваться специалистами как одно из крупных событий в истории западного искусства. Эту картину называют иногда «холст-перекресток». В ней скрещиваются и синтезируются существенные элементы различных стилей от Эль Греко и Гогена до Сезанна и африканской скульптуры. Причем ярче всего выражено именно по-следнее—не случайно этот и последующий периоды творчества Пикассо известны как «негритянская эпоха».

Немецкие экспрессионисты по-своему восприняли уроки афри-канского искусства. С одной стороны, поверхностное знакомствос «примитивным» искусством провоцирует их иа создание довольно туманных теорий относительно «необходимости возврата к инстинк-тивному творчеству»; с другой — они чаще всего попросту воспроиз-водят в своих работах африканскую или океанийскую скульптуру, используя ее в качестве элементов натюрморта или заменяя изобра-жение человеческих лиц красочным изображением масок.

Африканская скульптура явилась источником вдохновения для творчества представителей немецкого экспрессионизма — Э. Нольде, Э. Хирхнера и др. Способность к синтезу, которая характеризует искусство Черной Африки, до сих пор является одним из направлений художественных поисков мировой культуры. Чарам африканской культуры подвержены были такие поэты и писатели, как Гийом Апполинер, Жан Кокто и др., а художественные круги с энтузиазмом встретили сборники мифов, поэзии и легенд, собранных на Черном континенте Лео Фробениусом, а затем опубликованных в многочисленных книгах и статьях.

Искусство и быт

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с историей и культурой африканских народов, — это то, что художественное твор-чество пронизывает весь быт африканцев и так органично сливается с утилитарной деятельностью, что порой эти стороны невозможно отделить одну от другой. Танцы и пение не являются здесь исключительно привилегией праздника, досуга, они сопровождают различные ритуальные церемонии и полевые работы н даже похо-роны.

Изобразительное искусство также не составляет особой области, изолированной от повседневной деятельности. Утилитарные предметы —это в то же время предметы искусства. Вот, например, выре-занные из дерева человеческие головы, фигуры птиц и животных — их вполне можно принять за мелкую пластику (чем они в известном смысле и являются); оказывается, это детали ткацкого станка. Литые бронзовые, необыкновенно тонко моделированные фигурки черепах, ящериц, рыб, крокодилов — гирьки для взвешивания золота. Чаши, различные инструменты, табуретки, подголовники — все это утилитар-ные предметы большой художественной ценности, а может быть, произведения искусства, имеющие утилитарное назначение? Скорее, последнее.

Африканское искусство существует в связи с повседневным отношением к жизни, использующим символы для защиты от дурного глаза и вторжения «неведомых», чуждых сил, злых или добрых. Подход африканца к произведениям искусства - фетишизм. Именно эту черту уловил Пикассо, когда он впервые соприкоснулся с африканским искусством во Дворце Трокадеро: «Я понял, для чего негры использовали свои скульптуры. Зачем было творить именно так, а не как-нибудь иначе? В конце концов, они же не были кубистами! Ведь кубизма просто не существовало... Но все фетиши использовались с одной целью. Они были оружием. Чтобы помочь людям не попасть вновь под влияние духов, чтобы помочь им стать независимыми. Это орудия. Придав духам форму, мы обретаем самостоятельность. Духи, подсознательное (об этом в то время не очень-то рассуждали), эмоции — все это вещи одного порядка».

Скульптура и Маски

Обращаясь же собственно к скульптуре и скульптурной резьбе, следует для удобства ознакомления с нею распределить ее произведения по трем основным жанровым группам. Первую группу составляют резные скульптуры из дерева. Это в основе своей изображения различных духов, предков или определенных исторических лиц, а у племен с развитой мифологией — и богов. Вторую группу составляют маски, употребляемые в обрядах посвящения юношей и девушек в члены племени. В эту же группу входят маски колдунов, танцевальные маски и маски тайных союзов. Наконец, третью группу составляет скульптурная резьба, украшающая самые разнообразные предметы культа и домашнего обихода.

Особенности африканской скульптуры . Характерно для своеобразного понимания законов художественного обобщения формы (то есть выделения главного, самого существенного в образе) отношение мастеров африканского искусства к вопросу о передаче пропорций человеческого тела. Вообще мастер способен к верной передаче пропорций п, когда считает нужным, вполне удовлетворительно справляется с задачей. Обращаясь к изображению предков, художники часто создают достаточно точные по пропорциям изображения, поскольку в этом случае желательно наиболее точно и полно передать все характерное в строении человеческого тела. Однако чаще всего африканский скульптор исходит из того положения, что наибольшее значение в образе человека имеет голова, в частности лицо, могущее приобрести огромную экспрессивную выразительность, поэтому он с наивной прямолинейностью концентрирует внимание на голове, изображая ее непомерно большой. Так, например, в фигурах баконго, представляющих духов болезней, головы занимают до двух пятых размера всей фигуры, что давало возможность с особой силой впечатлять зрителя устрашающей экспрессией лица грозного духа.

По сравнению с головой туловище трактуется упрощеннее. На нем тщательно отмечается лишь то, что существенно с точки зрения мастера: признаки пола и татуировка. Что же касается деталей одежды и украшений, то они изображаются редко. Функция деталей носит в основном ритуальный характер, помогающий «узнаванию» того или другого персонажа. Отсюда и та свобода, с которой эти детали приобретают сами стилизованную декоративную трактовку или вплетаются в общую заостренно выразительную по своим ритмам композицию целого. Сила африканских скульптур обусловлена не только и не столько этими реалистическими деталями. Большое значение имеет убедительность ритмов скульптуры , передающих характер и суть движения. Другое свойство - повышенная экспрессия в передаче общего эмоционального состояния образа: устрашающий гнев, спокойствие, мягкая гибкость движения или же его напряженная порывистость и т. д.

Африканская скульптура редко окрашивается. Обычно она сохраняет естественный цвет дерева. Материалом для скульптуры почти всегда служит так называемое красное или черное дерево, то есть наиболее плотные и твердые породы. Обрабатывать мягкие породы деревьев легче, но зато они нестойки. Фигурки, изготовленные из мягких пород деревьев, ломки, хрупки и подвержены нападению муравьев — термитов. Резные изображения, сделанные из твердых пород дерева, по-видимому, никогда не раскрашиваются, напротив, сделанные из легких пород почти всегда полихромны. Может быть, это связано каким-либо образом с попыткой предохранить их от разрушения.
Хотя статуэтки раскрашивались довольно редко, но зато почти всегда их украшали или, точнее, дополняли одеждой и украшениями. На руки фигурок надевали кольца, на шею и туловище — бусы, на бедра надевали передник. Если статуэтка представляла собой духа, к которому обращаются с просьбами, то нередко ему в дар приносили бусы, раковины каури, которые сплошь закрывали все изображение.

В африканской палитре существует только три цвета: белый, черный и красно-коричневый. Основанием для белых красок служит каолин, для черной — уголь, для красно-коричневой — красные сорта глины. Лишь в полихромных скульптурах некоторых племен встречается желтый цвет, или, как его называют, «цвет лимона». Голубой и зеленый цвет встречаются только в скульптуре и росписях Дагомеи и южной Нигерии. В связи с этим небезынтересно отметить, что в большинстве африканских языков существуют обозначения только для черного, белого и красно-коричневого цвета. Все темные тона (в том числе и темно-синее небо) называются черными, светлые (в том числе и светло-голубое небо) — белыми.

Символизм африканской маски . В начале 20 в. в европейской драматургии произошло возвращение к маске-типуи было связано с театральными поисками новых универсалий в изображении человека. Так, А.Блок в драме Балаганчик (1906) на основе трио масок итальянской народной комедии (Арлекин - Пьеро - Коломбина), изменив сюжетное соотношение масок и их ролевые функции, создал философские маски символизма. Экспрессионистический вариант драматургии «театра масок» предложил Л.Андреев в Жизни человека (1906): главный персонаж этой драмы Человек лишен не только личного имени и родовой фамилии, но и всех прочих индивидуальных качеств и представляет, вероятно, один из наиболее обобщенных драматургических типов-масок - всякого человека, человека вообще. «Театр социальной маски» создал В.Маяковский в Мистерии-буфф (1917): персонажи этой пьесы делятся на две группы «социальных масок» - «чистых» и «нечистых», иными словами - «эксплуататоров» и «угнетенных», а каждое действующее лицо по отдельности представляет лишь вариант этих двух основных «социальных масок». Идею «театра социальной маски» развивал в первой половине 1920-х В.Э.Мейерхольд, объединивший вокруг своего театра ряд авторов (С.Третьяков, А.Безыменский и др.), работавших в тех же формально-эстетических принципах, что и он сам.

В Африке каждая маска создается для оосбой цели, чаще всего - для особого танца, который должен проявить ее характер и подчеркивают ее доброе или злое начало. Маска племени ньоро надевалась в танце, изображавшем борьбу против духа Каумпули - бога чумы. Маска народа торо показывала людоеда, который охотился за маленькими детьми. Костюмы и маски концентрируют внимание на духовной сущности танца. Личность танцора совершенно безразлична, а его мастерство второстепенно по сравнению с религиозным смыслом исполняемых им движений.

Вера танцоров в силы, которые проявляют себя через маску, порой настолько сильна, что исполнители отождествляют себя с изображаемым духом и на время впадают в транс. Этого момента ждут старшие. Каждый по-своему, они начинают толковать движения танцора, в которого "вселился" дух маски.

В сознании африканцев всегда присутствует религия. В скульптурах и масках, с их точки зрения, материализуется дух умерших предков или богов. Африканские маски, по мнению Громыко, не просто предмет искусства, а окна в другой мир, позволяющие общаться с предками, а при их помощи — уже с «высшей силой».

Испокон веков люди затевают маскарад не просто, чтобы повеселиться. Это сложный обманный ритуал, задача которого, во-первых, перевоплотиться в это самое божество или хотя бы его наместника, а во-вторых — скрыться от всевидящих глаз божества, убедить его, что ты исчез или умер, чем и ушел от наказания.
Маскарад - обязательный элемент ритуалов тайных военно-мистических обществ, которыми так богата Африка. Интересно, что есть как мужские общества (например, Поро), так и женские (Санде, Бунду), у каждого — свои боги и предки. И свои маски, которые одевают во время обрядов инициации, праздников. Исполнять образ Бога-Предка на празднике — большая ответственность. Если танцор оступится и упадет — его казнят. Но все искупает восторг зрителей, который достигает пика, когда маска сбрасывается: вместо грозного духа, зрители видят милые черты соплеменника.

Необходимо обратить внимание на еще одну характеристику искусства Черной Африки, а именно: искусство является исключительно делом мужчин. Маски, повсеместно используемые в Африке в развлечениях, танцах и обрядах, принадлежат только мужчинам и их, подобно ритуальным предметам, запрещено касаться женщинам. Сейчас нам известно значение многих масок. Так, маски, на которых видим комбинацию анималистических форм: пасть гиены, клыки дикого кабана, рога антилопы, хвост хамелеона, образующие целое, означают хаос в мире. Тайные негритянские союзы использовали маски во время выполнения своих судебных церемоний.

Антропоморфные маски чаще всего связаны с культом предков. Они отличаются тонкой моделировкой, гладкой черненой фактурой, оригинальным зигзагообразным орнаментом. Зооморфные и зооантропоморфные маски используются в обрядах плодородия. Зооморфные маски-шлемы, изображающие обезьян, буйволов, слонов, леопардов, в известном смысле противоположны антропоморфным маскам-личинам, так как они представляют дикий, первозданный мир бруссы, противостоящий возделанным, окультивированным землям селений.

Почти всегда маска делается из одного куска дерева. Ее укрепляют на голове в различных положениях. Она может быть укреплена на темени, может закрывать всю голову, может закрывать только лицо. Настоящие старинные маски производят впечатление высокой художественности. Даже в том случае, когда перед нами маска с весьма причудливой трактовкой звериной морды, она производит впечатление своей выразительностью: открытый рот, устремленные на зрителя глаза невольно приковывают внимание. Для того чтобы усилить выразительность масок этого типа, художники прибегают к весьма своеобразным приемам. Например, глаза и рот трактованы в виде цилиндров, выступающих вперед с плоской поверхности лица. Нос соединяется со лбом, и надбровные дуги дают тени вокруг глаз. Таким образом лицо получает исключительную выразительность. Маскам, как правило, присущ определенный внутренний ритм; они создаются, так сказать, в определенном «эмоциональном ключе».

В последние десятилетия скульптуры и маски в связи с постепенным преодолением восходящих к первобытным временам верований и обычаев теряют свой магический и религиозный характер. Во все большей степени они производятся на рынок для заезжих и местных любителей искусства. Культура их исполнения, естественно, при этом падает.

Наскальное искусство

Эфиопия . Тем же периодом датируются фрагменты наскальной живописи в Эфиопии, находящиеся на территории Эритреи, в гротах Каррора и Баати-Суллум, изображающие быков с длинными, причудливо изогнутыми рогами. Стройные стилизованные фигуры этих животных располагаются плотными рядами один за другим, составляя обширные композиции, покрывающие снизу доверху стены пещеры. Человеческие изображения очень различны. Иногда это массивные фигуры на коротких ножках, иногда - неестественно вытянутые и суженные в талии фигуры вооруженных людей. Встречаются сцены охоты, сражения, танца, жанровые сценки. Искусство Эфиопии следует той же стилистической эволюции, что и в других районах: поздние изображения становятся все более схематичными и постепенно превращаются в символические знаки, в которых с трудом можно узнать фигуру животного или человека.

ТАТЬЯНА СДВИЖКОВА

Обзор

Несмотря на то, что эпоха географических открытий была в XV-XVI веках, к XIX-му веку практически никто в Европе не представлял, что такое африканское искусство. И только в конце XIX – начале XX века художники открыли для себя Африку и Японию. Про Японию и импрессионистов известно много, поэтому сегодня я хочу рассказать про Африку, которая часто остается в тени. К началу XX века художники устали от классики и начали искать какого-то отдыха. Для многих источником вдохновения стало как раз примитивное искусство. Давайте посмотрим, как Африка из чего-то странного и экзотического превратилась для художников в то, без чего сложно представить искусство.

«Фрукты и бронза»

Наш первый герой – Анри Матисс. В 1906 году он впервые поехал в Африку, чтобы, как он сам говорил, «увидеть своими глазами пустыню». Конечно, художник был восхищён. Освежить воспоминания помогла выставка африканской скульптуры, проходившая в Париже в 1910 году. Собственно, африканскую скульптуру мы и видим на этом натюрморте. Но корректно ли вообще называть эту картину натюрмортом? Ведь натюрморт в переводе с французского – «мёртвая природа». Картина «Бутылка схидама » больше похожа на классический натюрморт, правда? Чем отличаются эти две работы?

Анри Матисс, «Фрукты и бронза» (1909-1910).

Анри Матисс, «Бутылка схидама» (1896).

Что меняется:

  • Художник всё предельно упрощает;
  • Цвета становятся ярче;
  • Появляются африканские мотивы;
  • Композиция картины становится более ритмичной благодаря ткани;
  • Исчезает трёхмерность;
  • Художник отказывается от теней;
  • Отсутствует перспектива;
  • Изображение становится похоже на орнамент;
  • Появляется ощущение «беседы» между предметами.

Получается, что картина «Фрукты и бронза» не очень похожа на натюрморт в его классическом понимании: нет строгости и реалистичности.

Матисс по-прежнему ищет новых средств изображения. И в этом он не одинок.

На работы какого художника похожи «Фрукты с бронзой»? На Гогена. Гоген изображает культуру Азии, а Матисс вдохновляется скорее Африкой, однако многое берёт у Гогена. Кроме того, если вспомнить, похожие фрукты можно увидеть у Сезанна. Мне кажется, что картины Сезанна находятся где-то «между» «Фруктами и бронзой» и «Бутылкой схидама». Он не настолько углубился в цвет, как Матисс, но зато много работал с формой.

Цвет и линия – главные художественные средства Матисса. Этим он близок к первобытным культурам. Он вообще говорил, что в равновесии цвета и линии и заключена тайна творения. Художнику не важна передача полного сходства настоящего яблока с яблоком нарисованным. Пара мазков – и зритель может понять, что изображено. Такая вот первобытная примитивность и максимальное упрощение.

МАРОККАНСКИЙ ТРИПТИХ

«Вид из окна»

Первым бросается в глаза, конечно цвет. Синий наполняет все три картины, но везде играет разные роли. Посмотрим поближе на «Вид из окна». Очень многое здесь написано синим цветом. Но разве из-за этого становится непонятно, что изображено? Художник играет с цветом и оттенками. По сравнению с «Фруктами и бронзой» цвет здесь более сложен.

Что на картинах должны обозначать такие яркие оттенки синего? Синий здесь – контрастный по отношению к желтому цвет. Он будто бы заливает желтый и, несомненно, передаёт тень. Но пока ещё утро, зной не так силён, и мы не видим, как свет слепит глаза. Посмотрим, что будет твориться ближе к вечеру, когда жара станет совсем невыносимой.

Анри Матисс, «Вид из окна» (1912-1913).

«Вход в Касбу»

Что здесь изменилось, по сравнению с предыдущей картиной?

Синий стал немного более глухим, он будто бы обгорел на солнце. Вместе с тем, желтый почти превращается в белый и немного розоватый. Уже вечер. Тем не менее, от жары все дрожит. На картине уже нет свежести «Вида из окна». Всё превращается в какой-то мираж, и силуэт человека слева едва различим.

Африка для Матисса – удивительная экзотическая тайна, занавес которой он нам чуть-чуть приоткрывает. Ему нравится писать вещи, типичные для арабов, но необычные для него самого. Как, например, те цветы на подоконнике, или типичные простые белые марокканские постройки. Ещё Матиссу явно по душе причудливые арки. На этой картине она похожа на замочную скважину, через которую мы видим новый, чудесный мир.

Анри Матисс, «Вход в Касбу» (1912-1913).

«Портрет Зоры»

Картина вновь заполнена синим и голубым, но в этом случае цвет – вовсе не главное. Матисса увлекает необычный узор костюма девочки. Мы не видим здесь портретного сходства, то есть черты лица общие, и художник мог бы изобразить меня так же, как и эту девочку. Почему же Матисс не назвал картину «Портрет Зоры»? Потому что, несмотря на то, что лицо её больше похоже на маску, она сама уникальна благодаря необычному узору костюма. Костюм, по сути – единственное, что заботит Матисса на этой картине. Многие критики сильно удивлялись и ругали художника за то, что он с меньшим вниманием прописывает, например, руки. С перспективой и фоном тут тоже не всё идеально, но Матисса это и не заботит.

Анри Матисс, «Зора на террасе» (1912-1913).

Скульптура «Ягуар, пожирающий зайца»

В 1899 году Матисс начал ходить на вечерние курсы по скульптуре. И вот перед нами самая первая его работа, «Ягуар, пожирающий зайца». Больше всего художника привлекала возможность показать в объеме экспрессию и дикость существа. Все линии резкие и четкие, мышцы животного напряжены. Если мы посмотрим на скульптуру эпохи Возрождения, увидим, что мастер старается разделить одежду от кожи и земли с помощью разной шлифовки и полировки. Здесь же ягуар и заяц неотделимы друг от друга и от земли. Незаметно даже, где кончаются ноги ягуара, и где начинается земля. Матисс показывает, что ягуар и заяц – такие же дикие, как и природа. Скульптурная техника Матисса очень похожа на технику Родена – такая же грубая фактура материала. От африканской культуры Матисс ничего не берёт, даже сюжет он взял у другого французского скульптора (Антуана-Луи Бари).

Завершая разговор про Матисса, можно сказать, что его интересуют не традиции африканского искусства, а африканские сюжеты. Художника цепляет экзотика и непривычный для него быт.

Анри Матисс, «Ягуар, пожирающий зайца» (1899-1901).

«Дама с веером»

Пикассо очень дружил с Матиссом и даже прятал некоторые его полотна в свой банковский сейф. Несмотря на это, Матисс писал: «мы с Пабло разные, как Северный и Южный полюс». Это хорошо заметно, если посмотреть на их картины. Перед нами «Дама с веером», это ранний кубизм. Можно заметить, что сюжет, в отличие от работ Матисса, совсем не африканский. Но вот исполнение… Давайте рассмотрим поподробнее. Что здесь от Африки, как вам кажется?

  • Лицо-маска
  • Грубые линии
  • Вырубленные очертания предметов
  • Внутренняя напряженность.

Здесь гораздо больше африканских черт, чем у Матисса. Удивительно, но Пикассо, как и Матисс, заинтересовался Африкой после того, как увидел африканскую скульптуру. Поэтому, как мне кажется, лицо женщины так похоже на африканскую, выдолбленную из дерева маску. Пикассо поразило то, что африканское искусство стремится воплотить мысли и идеи с помощью самых примитивных средств. Он увидел, что африканское искусство – это то, к чему применима известная поговорка «краткость – сестра таланта». Хотя африканская скульптура – не Поликлет , она тоже несёт в себе много идей, и европейцам есть чему поучиться у Африки. Вот о чем говорит Пикассо в «Даме с веером».

Пабло Пикассо, «Дама с веером» (1909).

Теперь посмотрим, что изменилось к середине ХХ века.

Голова лошади на желтом фоне и юноша с цветком

Следующий художник – француз Фернан Леже. В своих работах он опирается на кубизм, но, конечно, меняет его. Что изменилось по сравнению с Пикассо?

  • Яркий цвет
  • Контур, как у Матисса
  • Более плавные линии, чем у Пикассо

Леже был другом Пикассо, но, понимал кубизм немного иначе. Его кубизм иногда называют «тубизмом» , потому что он вдохновлялся механикой, машинами и трубами. Он даже снял фильм «Механический балет», который представляет из себя танец разных деталей. По поводу этой ленты он писал: «Ошибка в живописи – сюжет, ошибка в кино – сценарий». Поэтому мы не видим сюжета на рельефах, это просто сидящий юноша и просто лошадь.

На самом же деле, Леже никогда не вдохновлялся Африкой и не интересовался ей. Просто к пятидесятым годам Африка стала уже неотъемлемой частью европейского искусства. Даже если художник не интересуется Африкой, она на него влияет.

Фернан Леже, «Голова лошади».

Фернан Леже, «Фигура с цветком и птица», «Цветок с птицей».

А что происходит в Африке сейчас? Для того, чтобы это понять, можно посмотреть, например, на экспозицию музея современного африканского искусства Зейтс (Zeitz) в ЮАР. Видно, что африканские мастера работают с такими традиционными сюжетами, как, например, охота, но все же европейское влияние сильно возросло. Два континента влияют друг на друга, с этим не поспоришь. Тем не менее, в каждой работе виден и художник, и его личный стиль. Можно сказать, что африканское искусство стало более индивидуальным.

.

Скульптура народов Африки давно уже привлекает ценителей всего мира своей самобытностью и непохожестью на привычные произведения традиционного Западного искусства. Несомненным достоинством произведений африканских мастеров является их своеобразное понимание реальности изображения, а также сакральный характер всего искусства.


Магические статуэтки - самая многочисленная группа скульптур в тропической и южной Африке. Для африканцев эти скульптуры являются воплощением сил природы, они способны накапливать энергию жизни и высвобождать ее. Чаще всего представляют собой небольшие фигурки человека с большими рогами, между которых размещается маска (обычно, это изображение вождей племен, шаманов, целителей и других людей, обладающих сильной энергией).


Африканские маски составляют львиную долю музейных коллекций африканской культуры в Европе и Америке. Маска - непременный атрибут большинства магических ритуалов, праздничных шествий и ритуальных танцев. Чаще всего встречаются маски, сделанные из дерева, реже из слоновой кости. Несмотря на то, что для африканских масок характерно необыкновенное разнообразие, каждая из них выполнена в соответствии со строгими канонами племен.

Скульптура в традиционной африканской культуре тесно связана с культом предков. В работах мастеров читается особенный взгляд на мир, стремление выразить эмоциональный мир человека, особенная эстетика, определяющая красоту, как близость к природе, целесообразность и гармонию.


Представления об эстетике в Африке отличаются от европейских. Часто, с точки зрения европейца, скульпторы слишком пристальное внимание уделяют половым органам изображаемых людей. Однако, в рамках культа плодородия это естественный и непременный прием. Абстрактность и схематичное изображение тела и черт лица также можно объяснить особенным вниманием к внутреннему миру, а также связью с культом предков. Всякое скульптурное изображение тесно связано с миром умерших, который сильно отличается от мира живых и представляет собой изображение внутренней сути вещей в представлении мастера, выраженный сложным кодовым языком.

Кроме изображений людей и богов, множество скульптур представляют собой изображение тотемных животных, а также зооморфные изображения. полны самых настоящих шедевров африканской скульптуры народов Конго, Мали, Кот-д"Ивуара и т. д.


Особенная пластика, линии и эмоциональность африканских скульптур в конце 19 века оказали сильнейшее влияние на появление новых направлений в европейской живописи. Такие мастера как , Брак, Матисс, вдохновленные абстракцией африканских скульптур, создали лучшие свои работы.

Современные африканские скульпторы работают в традиционной манере, но используют современные материалы, включая пластик, но основным материалом остается дерево и слоновая кость. По традиции скульптуры из слоновой кости - атрибуты королевских дворцов, поэтому выполнены они особенно тщательно и изысканно.

История "африканского зарубежья" исчисляется столетиями. В Европе африканцы появились вместе с войсками Священной Римской империи в 1210 году, в Америке в 1619 году. Главным источником формирования африканской диаспоры было рабство. Именно из числа невольников вышли первые получившие европейское образование интеллектуалы. Жоао Латино (1516-1594), эрудит, ученый, музыкант, был привезен в Испанию в двенадцатилетнем возрасте вместе с матерью. В университете в Гренаде он изучал музыку, поэзию и медицину. Ж. Латино первым из африканцев был удостоен ученой степени бакалавра (1546 г.) и звания профессора (1577 г.).

В Лондоне в XVIII веке вышли в свет первые из известных историко-философских трактатов, написанных африканцами: "Мысли и переживания о злодействах и дьявольских грузах рабов и торговле человеческими особями" Оттоба Кугуано (1787 г.) и "Занимательное повествование о жизни Олауды Эквиано или Густавуса Вассы, африканца" (1789 г.). Их авторы в 1735 году в возрасте 10-12 лет были похищены и проданы в рабство и только после его отмены в Великобритании (1772 г.) обрели долгожданную свободу. Оба играли роль предтечей по отношенеию к негритюду, панафриканизму и афроцентризму. Африканские философы, историки, литературоведы, педагоги, социологи считали их родоначальниками африканской науки.

История литературы "африканского зарубежья" связана с именами Игнатиуса Санчо (1729 - 1780)и Филлис Уитли (1753 - 1784), поэтессы, снискавшей славу в Лондоне. "Письма" И. Санчо (1782 г.), опубликованные спустя два года после его смерти, рассматривались как свидетельство большого литературного дарования автора. Ф. Уитли родилась в Сенегале, в 1761 году в качестве рабыни попала в Бостон. Она писала оды в стиле неоклассицизма. В 1773 году ее произведения были впервые опубликованы в Лондоне. Одним из почитателей ее таланта был генерал Д. Вашингтон, будущий президент США. Ему она посвятила следующие строки:

"В итоге ты величие обретешь
И покровительство богинь во всем найдешь,
Венец правителя и трон
Твоими будут, Вашингтон".

Во Франции в XVIII веке военному делу учился прадед А.С. Пушкина - Абрам Петрович Ганнибал. Он приехал в Париж в 1717 году, бедствовал. Чтобы платить за учебу, квартиру, еду требовались средства, и Абрам вступил в ряды французской армии. Служил в инженерных частей, участвовал во взятии испанских крепостей, был ранен и за отличия пожалован чином инженер-поручика. Его военные заслуги, героизм и чин были приняты во внимание, так что он был принят студентом и затем стал выпускником высшей военной инженерной школы, куда ранее доступ иностранцам был закрыт.

В Германии в XVIII веке обрел изестность уроженец Золотого Берега (нынешней Ганы) поэт, философ, правовед Антоний Вильгельм Амо. Он изучал философию и юриспруденцию в университете в Халле (1727-1734), получил профессорскую кафедру, занимал должность государственного советника в Берлине, однако в 1740 году вернулся на родину. А. В. Амо написал две диссертации: "Права африканцев в Европе" (1729 г.) и "О беспристрастности человеческого сознания" (1735) - и трактат "Об искусстве философствовать трезво и грамотно" (1738 г.). и

В XIX веке число африканцев за пределами Африки продолжало расти. На рубеже XIX - XX веков мировую славу снискал живший в Великобритании музыкант и композитор Сэмьюэл Тэйлор (1875 - 1912).Он работал с лучшими оркестрами и хорами,много гастролировал, а его поездка в США вызвала настоящий триумф. Его вклад в развитие концертной музыки сравним с деятельностью И. Брамса и Э. Грига. Подобно им Тэйлор интегрировал народные африканские мотивы в классическую концертную музыку.

Африканские ученые, поэты, музыканты воспитывались в Европе и в Америке, но все же Африка жила в их воспоминаниях. Африканская культура была для них абстракцией или почвой для реабилитации черноты. Между тем именно они заложили основу для развития культуры "африканского зарубежья" во второй половине ХХ века.


^ Развивающие задачи:

  • формировать навык коммуникативной и дискуссионной культуры;

  • дать толчок для последующей, углубленной мысли учащихся, наедине с собой, заставить задуматься;

  • способствовать пониманию и продуктивному взаимодействию между учащимися.

  • позволить учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности.

  • создать базу для новых типов человеческой деятельности
Воспитывающие задачи:

  • Формировать:
1) межконфессиональную и межэтническую толерантность, уважение к существующим религиям;

2) интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в философии мировых религий;

3) осознанность нравственного поведения, показать роль семьи в этносоциальном воспитании

Образовательные и дидактические задачи:


  • расширить и обобщить знания основ мировых религий;

  • развивать умения судить о фактах, связанных с межрелигиозными вопросами;

  • развивать рефлексивное мышление;

  • учить формировать проблемы, аргументировать свою точку зрения.

Креативная задача: создать продукт самостоятельного детского творчества.

Образовательная технология:технология встречных усилий, технология развития критического мышления.

План работы:


  1. Организация занятия.

  2. Работа в группах.

  3. Защита выработанных версий.

  4. Обсуждение.

  5. Создание образовательного продукта

  6. Рефлексия.

  1. Организация занятия. Актуализация.
Учитель: Эта английская притча показалась мне любопытной.

Подумайте, о чем эта притча? В чем её смысл?

Это была одна из самых холодных зим. Много животных умерли из-за сильного холода в ту пору. Ежи, которые уже не могли сидеть в холодных норах, выбрались наружу и увидели, что снаружи еще холоднее. Они начали понимать, что их ждет участь замерзших зверей. Тогда ежи собрались вместе и стали думать, как избежать смерти. Немного подумав, они решили, что им надо группироваться ближе друг к другу, чтобы согреться теплом от тел. Они стали собираться в группы, прислоняться друг к другу. Но это оказалось не так-то просто, их иглы больно ранили. И даже самые близкие друзья и родственники не могли согреться, как они ни старались согреть друг друга, потому что они все же старались сторониться и держать дистанцию, чтобы не пораниться.
^ Выслушиваем ответы ребят.

Учитель На доске понятия и термины:

семья

государство

традиции

нация

толерантность

Учитель: А как это согласуется с нашей темой?

Версии выслушиваем.

Формулируем тему, проблему.

^ Учитель: Как называется качество человека, способное терпимо относиться друг к другу?

Толерантность (от лат. Tolerantia – терпение) – терпимость, снисходительность к кому-, чему-либо – записано на доске.

^ Учитель: Как формируется это качество? (воспитание, семья, СМИ)

Мы будем говорить о толерантности в отношении к другим нациям, национальным проявлениям.

Нация (понятие) Нация (от лат. natio - племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.

Религия(понятие)

Презентация(многонациональное Поволжье) учи тель географии

У каждого народа, нации свои традиции, обычаи.

Учитель: Что такое традиции? Как они формируются?

Тради́ция - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

^ Итоги соцопроса (1 мин) (опережающее задание)

Традиции моей семьи

Для чего нужно соблюдать традиции.Зачем традиции нужны мне:


  • боюсь их не выполнить, т.к. могут осудить окружающие;

  • если я не буду участвовать в ней, то это будет расценено окружающими как неуважение;

  • учусь действовать так, как действовали мои предки;

  • уважаю своих родителей, бабушку, дедушку, хочу быть как они;

  • не хочу обидеть;

  • не хочу жить по правилам, обычаи мне не нужны

  • хочу сохранить особенности нашей семейной атмосферы;

  • они создают особый уклад жизни, присущий только нашему государству;

  • позволяют человеку не задумываться, как поступить;

  • облегчают нашу жизнь, так как предлагают нам путь правильного действия;

  • чувствую, что они мне не нужны, но объяснить не могу

Вопрос к Жуковой Ангелине.

Ваша подруга Алина? Она по национальности татарка. Вы знаете какие нибудь традиции татарской семьи?

^ Традиции русской семьи . Рассказ ученика.Самая главная традиция нашей семьи- Чтить память предков. Рассказ о дедушке.

Традиции Многонациональной семьи .


  • Из поколения в поколение происходит сосуществование представителей разных религий, всегда ли это мирное сосуществование? (НЕТ)

  • - Существуют ли конфликты между представителями разных религий? (ДА)

  • Раз существуют такие конфликты, значит, есть причины, по которым они произошли. Чтобы понять суть конфликтов, нужно ли нам выяснить настоящие его причины? (ДА)

Актуальность: Ребята,вы определили проблему, котораяв современном мире остается глобальной - проблема отношений между людьми, исповедывающими разные религии. Войны, рост межрелигиозной вражды.

Вот эти проблемные вопросы, на которые вы попробуете сегодня дать ответы


  • В чем причины межрелигиозных конфликтов?

  • Какие ценности заложены изначально в основах Мировых религий?

  • Ведут ли они изначально к конфликту?

  • Можно ли разрешить меж конфессиональные конфликты?

  • Какая роль семьи в решении этих вопросов

  1. Работа в группах.

Учитель. Итак, вы работаете в группах, выполняете задания, затем выступаете. Вывод, ключевую фразу записываете на отдельном листе бумаге маркером (для помощи детям ключевые фразы подчеркиваю в заданиях). Затем, в конце урока из листов на магнитной доске складываем мозаику, и таким образом формируются выводы по уроку.
^ 1 группа – Этические ценности религий (анализ таб. 3-4 мин., вывод групп 1 мин.)

проанализируйте этические ценности религий и сделайте вывод: заложены ли в их философиях идеи вражды к другим верам.


^ Этические идеи христианства.

Этические ценности буддизма.

Этические ценности Ислама.

3.1Заповеди Моисея:

  1. Я, Господь твой, и да не будет у тебя других богов.

  2. Не сотвори себе кумира.

  3. Не произноси имени господа своего понапрасну.

  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а день седьмый – Господу Богу своему.

  5. Почитай отца и матерь свою.

  6. Не убивай.

  7. Не прелюбодействуй.

  8. Не кради.

  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

  10. Не желай жены ближнего своего, ни осла его, ни всего того, что есть у ближнего.
Библейские истины:

Нет перед Богом иудея и эллина.

Да возлюбите друг друга


^ 4 Благодатных истины:

- Жизнь есть страдание.

Причины страданий наши эгоистические желания.

Избавление от страданий в их преодолении, т.е саморегуляции.

Путь к нирване - восьмеричный путь.

3.2 Восьмеричный путь:


  1. Праведное знание (осознание жизни).

  2. Праведная решимость (намерения)

  3. Праведные слова.

  4. Праведные дела.

  5. Праведный образ жизни:
- обуздай гнев;

  • не кради;

  • обуздай половые влечения;

  • избегай лжи;

  • воздержись от пьянства и наркотиков.

  • Праведное усердие.

  • Праведные помыслы.

  • Праведное созерцание (медитация, путь к совершенству, просветлению).

  • 5 столпов ислама:

    1. Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его.

    2. Молитва – не менее 5 раз в сутки.

    3. Милосердие.

    4. Священный месяц Рамазан (Великий пост).

    5. Хадж – паломничество к святым местам в Мекку.
    Нормы ислама:

    1. В исламском государстве – теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви. Нет разделения церкви и государства.

    убийство (кара- смерть) Мстить можно было только убийце, а не его родственникам. Вору – отрубали руку.

    3. Среди пророков, в которых веруют мусульмане библейские персонажи: Адам, Ной,

    Моисей, Иисус Христос..


    Этические принципы крупнейших мировых и национальных религий:

    • Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.

    • Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

    • Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай того другому.

    • Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю – своей потерей.

    • Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе

    • Христианство: Поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
    2 группа. Прочитайте документы и ответьте на вопрос.
    Какие существуют проблемы в межнациональных отношениях в современном мире.

      1. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что для России неприемлем тезис о неудаче сосуществования различных культур.
    "Нам нельзя дать себя спровоцировать на рассуждения по поводу краха мультикультуры", - сказал он в пятницу, 11 февраля, на встрече с руководителями национальных культурных объединений и учеными-этнографами Башкортостана в пятницу.

    Медведев отметил, что сейчас в Европе на тему краха мультикультуры много рассуждают: "Если говорить о крахе мультикультуры, то можно уничтожить традиции, а это опасная вещь и в европейских государствах это тоже должны понимать".


      1. Президент Франции признал провальной политику мультикультурализма которая была направлена на сохранение и развитие в Пятой республике культурных и религиозных различий.
    В Европе из-за близкой к катострофической демографической ситуации, поддерживалась политика превлечения мигрантов из бывших стран-колоний или суверенов.. Этих переселенцев привлекали как дешевую и низкоквалифицированную рабочую силу, при этом им оставляли право на субкультуру, национальные традиции и обычаи. Их не пытались ассимилировать и растворить в обществе. В итоге эти диаспоры на столько выросли и окрепли, что стали навязывать свои традиции и образ жизни коренным жителям, при том зачастую очень агрессивно.

      1. В России же, эти этнические группы не являются мигрантами, а являются коренными жителями, живут на своих национальных территориях и были включены в состав РФ.На сегодня РФ тоже столкнулась с такой проблемой - большими кавказско-азиатскими диаспорами народов бывших республик СССР, живущих в больших городах, которые тоже не ассимилирутся, а наоборот относятся к коренным жителям враждебно, что приводит к конфликтным ситуациям, как,например, в г. Кондопога.

      2. А кто определяет национальность? (сам человек и его родители. Человек должен сам чувствовать к какой национальности он принадлежит.)
    «Национальность - это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутренним, духовным.

    Говорить о какой-то хорошей или плохой нации - значит поступать некорректно. Если вспомнить знаменитую библейскую историю о Вавилонской башне, то там сказано, что сам Бог разделил людей на «различные языки». В чем был умысел Божий - нам, людям, судить трудно, а может быть, и невозможно. Если же исходить из научных представлений, то на развитие наций повлияли многие условия - географические, экономические, исторические, культурные. Нет на свете плохих или хороших наций - есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.

    Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриотическими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Н астоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов . В противном случае это уже не патриотизм, а шовинизм, от которого недалеко и до фашизма. А личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом».

    3 группа

    Когда первые африканские скульптуры попали в Европу, к ним отнеслись как к курьезу: странноватые поделки с непропорционально большими головами, вывернутыми ногами и короткими руками.

    Путешественники, побывавшие в странах Азии и Африки, нередко говорили о негармоничности музыки туземцев.

    Первый премьер-Министр Индии Неру, получивший блестящее европейское образование, признавался, что когда впервые услышал европейскую музыку, она показалась ему забавной, вроде пения птиц.

    В наше время этническая музыка стала неотъемлемой частью западной культуры, как и западная одежда, вытеснившая во многих станах традиционную одежду.

    По мнению специалистов, в ближайшее десятилетие тенденция к взаимопроникновению и взаимообогащению культур сохранится, чему будет способствовать легкость получения и рапространения информации. Но произойдет ли это в результате слияния нациий, превратится ли население планеты в единый этнос земли? На этот счет существовало много мнений.

    Политические события конца 20-начала 21 века, связанные с обособлением этносов и формированием национальных государств, показывают, что формирование единого человечества-далекая и призрачная перспектива.

    Вопросы


    1. Укажите причины сохранения тенденции к взаимопроникновению и взаимообогощению культур?

    2. Реалистична ли, по вашему мнению, перспектива превращения населения планеты в единый этнос земли? Своем мнение поясните.
    В чем опасность реализации этой перспективы?