Композиторы романтики 1 половины 19 века. Русская музыка романтизма. Жанры в музыке романтизма

Прав был Цвейг: столь прекрасного поколения, как романтики, Европа не видела со времён Возрождения. Дивные образы мира грёз, обнажённые чувства и стремление к возвышенной духовности, – такими красками нарисована музыкальная культура романтизма.

Появление романтизма и его эстетика

В то время как в Европе вершился промышленный переворот, в сердцах европейцев крушились надежды, возложенные на Великую французскую революцию. Культ разума, провозглашённый эрой Просвещения, был низвергнут. На пьедестал взошёл культ чувств и естественного начала в человеке.

Так появился романтизм. В музыкальной культуре он просуществовал чуть больше века (1800-1910), тогда как в смежных сферах (живописи и литературе) его срок истёк на полстолетия раньше. Пожалуй, в этом «виновата» музыка – именно она была на вершине среди искусств у романтиков как наидуховнейшее и наисвободнейшее из искусств.

Впрочем, романтики, в отличие от представителей эпох античности и классицизма, не выстраивали иерархию искусств с её чётким делением на виды и . Романтическая система была универсальной, виды искусств могли свободно переходить друг в друга. Идея синтеза искусств была одной из ключевых в музыкальной культуре романтизма.

Эта взаимосвязь касалась и категорий эстетики: прекрасноесоединялось с безобразным, высокое – с низменным, трагическое – с комическим. Такие переходы связывала романтическая ирония, она же отражала универсальную картину мира.

Всё, что имело отношение к прекрасному, обрело новый смысл у романтиков. Природа стала объектом поклонения, художника боготворили как высшего из смертных, а чувства превозносились над разумом.

Бездуховная реальность противопоставлялась мечте, прекрасной, но недостижимой. Романтик с помощью воображения строил свой новый, непохожий на другие реальности, мир.

Какие темы избирали художники романтизма?

Интересы романтиков ярко проявились в выборе избираемых ими тем в искусстве.

  • Тема одиночества . Недооценённый гений или одинокая личность в обществе – эти темы были основными у композиторов этой эпохи(«Любовь поэта» Шумана, «Без солнца» Мусоргского).
  • Тема «лирической исповеди» . Во многих опусах композиторов-романтиков присутствует налёт автобиографичности («Карнавал» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза).
  • Тема любви . В основном это тема неразделённой или трагической любви, но не обязательно («Любовь и жизнь женщины» Шумана, «Ромео и Джульетта» Чайковского).
  • Тема пути . Её ещё называют темой странствий . Душа романтика, раздираемая противоречиями, искала свой путь(«Гарольд в Италии» Берлиоза, «Годы странствий» Листа).
  • Тема смерти . В основном это была духовная смерть (Шестая симфония Чайковского, «Зимний путь» Шуберта).
  • Тема природы . Природа в глазах романтика и оберегающая мать, и сопереживающий друг, и карающий рок («Гебриды» Мендельсона, «В Средней Азии» Бородина). С этой темой связан и культ родной земли (полонезы и баллады Шопена).
  • Тема фантастики . Воображаемый мир для романтиков был намного богаче реального («Волшебный стрелок» Вебера, «Садко» Римского-Корсакова).

Музыкальные жанры эпохи романтизма

Музыкальная культура романтизма дала толчок развитию жанрам камерной вокальной лирики: балладе («Лесной царь» Шуберта), поэме («Дева озера» Шуберта) и песням , часто объединяемым в циклы («Мирты» Шумана).

Романтическая опера отличалась не только фантастичностью сюжета, но и прочной связью слова, музыки и сценического действия. Происходит симфонизация оперы. Достаточно вспомнить «Кольцо нибелунгов» Вагнера с развитой сетью лейтмотивов.

Среди инструментальных жанров романтики выделяют фортепианную миниатюру. Чтобы передать один образ или минутное настроение, им достаточно небольшой пьесы. Несмотря на свой масштаб, пьеса бурлит экспрессией. Ею может быть «песня без слов» (как у Мендельсона), мазурка, вальс, ноктюрн или пьесы с программными названиями («Порыв» Шумана).

Как и песни, пьесы порой объединяются в циклы («Бабочки» Шумана). При этом части цикла, ярко контрастные, всегда образовывали единую композицию за счёт музыкальных связей.

Романтики любили программную музыку, соединявшую её с литературой, живописью или другими искусствами. Поэтому сюжет в их сочинениях часто управлял . Появлялись одночастные сонаты (си-минорная соната Листа), одночастные концерты (Первый фортепианный концерт Листа) и симфонические поэмы («Прелюды» Листа), пятичастная симфония («Фантастическая симфония» Берлиоза).

Музыкальный язык композиторов-романтиков

Синтез искусств, воспетый романтиками, повлиял на средства музыкальной выразительности. Мелодия стала более индивидуальной, чутко реагирующей на поэтику слова, а сопровождение перестало быть нейтральным и типичным по фактуре.

Гармония обогатилась невиданными красками, чтобы поведать о переживаниях героя-романтика.Так, романтические интонации томления отлично передавали альтерированные гармонии, усиливающие напряжение. Романтики любили и эффект светотени, когда мажор сменялся одноимённым минором, и аккорды побочных ступеней, и красивые сопоставления тональностей. Новые эффекты обнаруживались и в , особенно когда требовалось передать в музыке народный дух или фантастические образы.

В целом мелодия у романтиков стремилась к непрерывности развития, отвергала любую автоматическую повторность, избегала регулярности акцентов и дышала выразительностью в каждом своём мотиве. А фактура стала настолько важным звеном, что её роль сравнима с ролью мелодии.

Послушайте, какая замечательная мазурка есть у Шопена!

Вместо заключения

Музыкальная культура романтизмана рубеже XIX и XXвеков пережила первые признаки кризиса. «Свободная» музыкальная форма начала распадаться, гармония одерживала верх над мелодией, возвышенные чувства души романтика уступили место болезненному страху и низменным страстям.

Эти разрушительные тенденции привели романтизм к концу и открыли путь модернизму. Но, завершившись как направление, романтизм продолжил жить и в музыке XX века, и в музыке века нынешнего в разных своих составляющих. Прав был Блок, говоря о том, что возникает романтизм «во все эпохи человеческой жизни».

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №8

Реферат:

«Этапы развития русского романтизма XIX - нач. XX веков»

Выполнила:

преподаватель фортепианного отделения

Лучкова Светлана Николаевна

Ульяновск

2016

Оглавление

1. Введение.

2. Период раннего романтизма.

3. Творчество М.И. Глинки.

4. «Могучая кучка».

5. Творчество П.И. Чайковского.

6. «Серебряный век» русского романтизма.

Заключение.

1. Введение

На формирование и развитие романтизма в художественной культуре России первой трети XIX века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции и национальный подъем русского самосознания.

Романтизм в чистом виде – это явление западноевропейского искусства. В отличие от западноевропейского искусства, который утверждался в борьбе с Просвещением, русский романтизм ему не противостоял, а развивал и углублял задачи Просвещения, развиваясь параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".

Романтическое мировоззрение обрело систематическое воплощение во всех видах искусств. Этот этап отмечен высоким расцветом художественной культуры как цельного и самобытного явления. Именно тогда в искусстве сформировалась определенная система духовно-эстетических ценностей, которые воплотились в литературе и театре, в живописи и музыке. Музыкальное искусство не осталось в стороне от жгучих вопросов современности.

Жанровое своеобразие русской музыки тесно связано с порождённой эстетикой реализма главенствующей ролью слова. Ведущим жанром музыки в это время является опера – историческая, эпическая, лирическая, драматическая. Продолжают развиваться и другие синтетические музыкальные жанры – романс, песня. Вокальная музыка пополняет собой «музыкальную энциклопедию» русской поэзии, обогащая ее социально-обличительными и лирико-психологическими образами.

Инструментальная музыка этой эпохи также тяготеет к конкретике литературного первоисточника. Это выразилось, в частности, в том особом значении, которое приобретает у русских композиторов программная инструментальная музыка. Она черпает свои темы из всей мировой литературы от традиционных пушкинских текстов до сочинений Шекспира, переосмысливая их с позиции современности. Кульминацией в развитии инструментальной музыки стало создание русской многочастной симфонии, свидетельствующее о высокой зрелости отечественного симфонизма – лирико-драматического у П.И.Чайковского и эпического у А.П.Бородина. Получили развитие и другие виды симфонической музыки – инструментальные концерты А.Г.Рубинштейна, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, увертюры, фантазии, симфонические картины.

Приметой многожанрового расцвета музыки становится рождение классического русского балета, в котором драматическая сущность сюжета раскрывается симфоническими средствами.

2. Ранний романтизм

В XIX веке в России сформировалась национальная композиторская и исполнительская школа. К периоду раннего романтизма в русской музыке относятся такие композиторы 19 века, как А. Варламов, А. Алябьев, А. Верстовский, А. Гурилев.

Начало XIX в. – это годы первого и яркого расцвета жанра романса. Александр Александрович Алябьев (1787-1851) писал искренние лирические романсы на стихи многих поэтов. Александр Егорович Варламов (1801-1848) писал музыку к драматическим спектаклям, но больше мы его знаем по известным романсам.

Александр Львович Гурилев (1803-1858) -- композитор, пианист, скрипач и педагог. Самое видное место занимают романсы Глинки. Никто другой тогда еще не достигал такого естественного слияния музыки с поэзией Пушкина и Жуковского.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) передаёт многогранные психологические образы в своей опере «Русалка» и многочисленных романсах.

3.Творчество М.И. Глинки

Творчество великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) - начало новой эпохи развития музыкального искусства.

В произведениях Глинки ощущается нерасторжимая связь музыки с народной почвой, художественное переосмысление народных образов. В творчестве Глинки прослеживается связь с мировой музыкальной культурой, которую мы можем услышать в переработках мелодий Италии, Испании, Франции, востока ("Арагонская хота", "Тарантелла").

Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов. Их художественное совершенство, полное и гармоничное слияние музыки и текста, зримость, живописность музыкальных образов, эмоциональная приподнятость, страстность и тонкий лиризм делают романсы Глинки непревзойденными образцами музыкального творчества ("Ночной смотр", "Сомнение", "Я помню чудное мгновенье", "Вальс-фантазия").

Глинка также является реалистом, основоположником русской музыкальной симфонической школы ("Камаринская"), в которой проявились лучшие черты русской реалистической музыки, соединенные с яркими чертами романтического мироощущения: могучей страстностью, мятежностью духа, свободным полетом фантазии, силой и яркостью музыкального колорита.

Высокие идеалы русского искусства предстают перед нами в операх Глинки. В героико-патриотической опере "Иван Сусанин" (оригинальное название этой оперы "Жизнь за царя") композитор стремится показать типические черты, образ мыслей и чувств народа. Новаторством было появление на оперной сцене в качестве главного трагического героя костромского крестьянина. Глинка показывает его типичность и индивидуальность, опираясь при этом на народную песню в его музыкальной характеристике. Опера "Руслан и Людмила" - торжественный гимн свету, добру, красоте, былинно-эпическая трактовка юношеской поэмы Пушкина. В музыкальной драматургии мы услышим принцип картинных сопоставлений, контраста, присущего природе русских сказок и народного эпоса. Музыкальные характеристики героев сказочно-яркие. Музыка Востока в опере органично сочетается с русской, славянской музыкальной линией.

4. «Могучая кучка»

В конце 1850-х-начале 1860-х годов в Санкт-Петербурге образовалось творческое содружество, которое возглавил Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) , а идейным вдохновителем был Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) . Содружество вошло в историю как Новая музыкальная школа, или «Могучая кучка». Кружок составили начинающие композиторы, нашедшие в М.А. Балакиреве своего главного наставника: Цезарь Анатольевич Кюи (1835-1918), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908).

Основополагающими принципами для композиторов «Могучей кучки» были народность и национальность. Тематика их творчества связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами. Мусоргский, наиболее радикальный из членов «Могучей кучки» по своим художественным убеждениям, с огромной силой воплотил в музыке образы народа, многие его произведения отличаются открыто выраженной социально-критической направленностью. Вместе с тем, у композиторов «Могучей кучки» проявлялась тенденция к известной романтизации национального прошлого. В древних, исконных началах народной жизни и мировоззрения они стремились найти опору для утверждения позитивного нравственного и эстетического идеала.

Одним из важнейших источников творчества служила для композиторов «Могучей кучки» народная песня. Их внимание привлекала главным образом старинная традиционная крестьянская песня, в которой они усматривали выражение коренных основ национального музыкального мышления.

Творческая деятельность «Могучей кучки» - важнейший исторический этап в развитии русской музыки. Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, композиторы - «кучкисты» обогатили её новыми завоеваниями, особенно в оперном, симфоническом и камерном вокальном жанрах. Такие произведения, как «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова, принадлежат к вершинам русской оперной классики. Общие их черты - национальная характерность, реалистичность образов, широкий размах и важное драматургическое значение народно-массовых сцен. Стремление к живописной яркости, конкретности образов присуще симфоническому творчеству композиторов «Могучей кучки», отсюда большая роль в нём программно-изобразительных и жанровых элементов.

Бородин и Балакирев явились создателями русского национально-эпического симфонизма. Римский-Корсаков был непревзойдённым мастером оркестрового колорита, в его симфонических произведениях преобладает картинно-живописное начало.

В камерном вокальном творчестве «кучкистов» тонкий психологизм и поэтическая одухотворённость сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом и эпической широтой.

Менее значительное место в их творчестве занимают камерные инструментальные жанры. В этой области произведения выдающейся художественной ценности были созданы только Бородиным, автором двух струнных квартетов и фортепианного квинтета. Уникальное место в фортепианной литературе по оригинальности замысла и колористическому своеобразию занимают «Исламей» Балакирева и «Картинки с выставки» Мусоргского.

В своей новаторской устремлённости «Могучая кучка» сближалась с передовыми представителями западноевропейского музыкального романтизма - Р. Шуманом, Г. Берлиозом, Ф. Листом. Высоко ценили композиторы - «кучкисты» творчество Л. Бетховена, которого они считали родоначальником всей новой музыки. Эстетические принципы и творчество «Могучей кучки» оказали большое влияние на многих русских композиторов более молодого поколения.

5. Творчество П.И. Чайковского

Вершиной музыкального романтизма является творчество П.И. Чайковского (1840-1893).

Творчество Чайковского вобрало и сфокусировало всеобъемлющую информацию о человеке, психологии его чувств, динамике страстей. Оно запечатлело диалектику естественных порывов к счастью и невозможность изменить трагическую сущность земного Бытия. Гений Чайковского сформировался в пореформенную эпоху. Он был свидетелем высокого подъема и упадка народнического движения в русской культуре, современником композиторов «Могучей кучки».

Стиль музыки Чайковского сложился в контексте нетрадиционных представлений композитора о природе национальной самобытности. В трактовке «национального» и «народного» он шел иным путем, нежели приверженцы «кучкизма». Русский фольклор не был для него универсальным источником, первоосновой музыкального языка. Композитор не ставил своей задачей использовать в музыке конкретные жанры подлинного крестьянского фольклора, а обращался к «интонационному словарю» окружающего его городского музыкального быта. Привычные городские интонации в сочетании с эмоциональной открытостью, искренностью и мелодичностью сделали музыку Чайковского понятной и доступной самому широкому слушателю и в России, и за границей. Именно поэтому произведения Чайковского быстро завоевали симпатии европейцев, способствовали международному признанию русской музыки во всем мире.

Феномен творчества Чайковского как явления глубоко русского заключается в том, что композитор, воплощая личное, сумел выразить общезначимое, рассказывая языком музыки о своих душевных переживаниях – подняться на уровень обобщения философских и нравственных идей, которые являются ключевыми в культуре России. Среди них извечные проблемы жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти. Не менее органично произведения Чайковского вписываются и в достижения европейского искусства, в стилистику романтизма.

Чайковский полагал, что «европейская музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит что-нибудь свое на общую пользу». Композитор говорил самобытным, но в то же время универсальным музыкальным языком, восприняв романтизм именно как общую художественную идею. Романтическое мироощущение открыло безграничные возможности для проявления лирического дара композитора. Лучшие страницы его сочинений окрашены в эмоциональные тона, придающие музыке характер исповедального высказывания.

Диапазон творческих интересов композитора необычайно широк. В его наследии десять опер («Евгений Онегин», «Ундина», «Кузнец Вакула», «Пиковая дама» и др.); три балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), семь симфоний, более десяти оркестровых сочинений, инструментальные концерты, хоровая и фортепианная музыка, камерно-вокальные произведения. В каждой области Чайковский был новатором, хотя к реформаторству никогда не стремился. Используя традиционные жанры, композитор находил возможности для их обновления. Он создал лирико-драматическую оперу, симфонию-трагедию, обогатил одночастную программную увертюру и симфоническую поэму.

Творчество Чайковского оказало огромное влияние на современников. Его имя уже тогда ассоциировалось с величайшими представителями русской культуры. В последующие десятилетия ни один из музыкантов не миновал воздействия мощного симфонизма Чайковского и его оперного стиля. Художественное и гуманистическое значение его музыки не потеряло своей актуальности и в наши дни. На фоне глобальных экологических катастроф, войн, разрушений и духовных кризисов вспоминаются слова композитора: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

6. «Серебряный век» русского романтизма

Конец 19 и начало 20 века называют «серебряным веком» в русском музыкальном искусстве. Это был период необычайно быстрого, стремительного развития и выдвижения новых сил и течений, что связано с всеобщей переоценкой ценностей, пересмотром многих утвердившихся в предыдущую эпоху представлений и критериев эстетической оценки. Процесс этот протекал в острых спорах и столкновениях различных, иногда сближавшихся, иногда антагонистичных тенденций, казавшихся непримиримыми и взаимоисключающими. Но именно это многообразие и интенсивность исканий определяют особое богатство данного исторического периода – одного из самых интересных и плодотворных в отечественном искусстве. Выдающиеся достижения и открытия в разных областях художественного творчества, которыми было ознаменовано время, обогатили его новым содержанием, новыми формами и выразительными средствами. Тенденции культуры «серебряного века» глубоко изменили облик музыкального искусства. Романтизм в России дал неожиданный взлет тогда, когда на Западе это направление казалось уже отошедшим в прошлое. Два композитора XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871-1915) и Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) вновь воскресили такие черты романтизма, как безудержный полет фантазии и задушевность лирики.

К композиторам, чья музыка имела романтическую направленность, относятся также Танеев Сергей Иванович (1856-1915), Аренский Антон Степанович (1861-1906), Гречанинов Александр Тихонович (1864-1956), Ляпунов Сергей Михайлович (1850-1924), Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1884).

Заключение

Вопрос о смысле существования и своеобразии культуры России отражен в полемике двух музыкальных объединений: «консерваторов», включающих русское музыкальное искусство в общеевропейское движение, и «кучкистов», утверждающих его национальную специфичность. Поскольку в сюжетах музыкальных произведений каждая из противостоящих сторон обращалась к ценностям романтического мировоззрения, закономерным явилось дальнейшее их объединение в единую русскую национальную композиторскую школу.

Основные характеристики романтического мировоззрения проявлялись в русской музыкальной культуре на протяжении всего XIX столетия, сочетаясь с чертами других направлений. При этом и у некоторых композиторов классического периода в сочинениях можно заметить элементы романтизма, а у композиторов романтического периода – элементы классицизма. Это был синтез противоположных начал: классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма, соединившихся в новую художественно-синтетическую реальность. Если же говорить о композиторах, то их объединяло одно общее направление, а следовали они каждый своей дорогой, стараясь найти свои собственные, неповторимые средства музыкальной выразительности.

Романтизм в России нашел благодатную почву, поскольку был близок русскому национальному характеру как мировоззрение, основанное на противопоставлении идеала и реальной действительности. Романтическая идеализация прошлого выражена в концепциях славянофилов. Мечты романтиков о будущем свободном обществе содержатся в идеях русской революционной общественно-политической мысли, а романтика индивидуалистического бунта выражается в русском анархическом сознании.

Конкретные условия каждой страны порождали свой национальный романтизм, окраска которого зависела от собственных традиций и особенностей культуры.

Список литературы:

1. Асафьев Б.В. «Русская музыка от начала XIX в.» Л., 1979 г.

2. «Большая Советская энциклопедия», М., 1967 г.

3. Келдыш Ю. «История русской музыки» ч.2.

4. Келдыш Ю. « Композиторы второй половины 19 века».

5. Www. belkanto.ru.

6. Wikipedia. org.

7. Реферат «Русская музыкальная культура в 60-х-70-х годах 19 столетия» www . roman .

I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

- (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

Содержание 1 Исторические аспекты 2 Литература 2.1 Зарождение 2.2 Реализм … Википедия

В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

Корни Н. м. уходят в глубокую древность. Данные археологич. исследований свидетельствуют о существовании у др. герм. племён различного рода дух. инструментов (луров), изготовление к рых относится к бронзовому веку. Лит. и историч.… … Музыкальная энциклопедия

Особенности формирования муз. культуры США, начавшегося в кон. 17 в., во многом определялись колониальным типом развития страны. Перенесённые на амер. почву муз. традиции Европы, Африки, позднее Азии усваивались и, взаимодействуя,… … Музыкальная энциклопедия

Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… … Музыкальная энциклопедия

Истоки Ф. м. восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Нар. песенное иск во, а также галло римская культура стали фундаментом развития Ф. м. Древние лит. и… … Музыкальная энциклопедия

1

В статье исследуется проблема проявления музыкального романтизма в истории культуры Европы XIX века. Автор указывает на то, что музыка занимала особое место в эстетике романтизма, которая способна передать внутренний мир и чувства людей. В качестве одних из ярких представителей рассматривается творчество польского композитора-романтика Фридерика Шопена, который стремился отразить национальный дух польского народа. Темы свободы, любви к Родине, человеку были центральными для Шопена. Исследователи видят в его музыке огромное психологическое богатство духовного мира человека. Романтическое начало было ярко выражено и в творчестве Роберта Шумана, немецкого композитора, музыкального критика, которого по праву считают выразителем эстетики романтизма. Для текстов своих произведений Шуман выбирал творения лучших поэтов – романтиков своего времени. Такие темы как одиночество, трагическая любовь, скорбь и ирония становятся выражением романтического строя чувств. Представителем романтизма был также французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз. Берлиоз смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии, тяготел к театрализации симфонической музыки, к грандиозным масштабам сочинений. В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного симфонического романтизма. Именно в симфоническом жанре Берлиоз впервые раскрывает сложный и противоречивый мир романтического героя. Ференц Лист – венгерскоий композитор, пианист и дирижер, в творчестве которого отражены идеи романтизма. Он содействовал созданию многих музыкальных национальных школ. Его творческое наследие огромно. Так, им созданы оратория «Фауст-симфония», 13 симфонических поэм, 19 рапсодий, вальсов, этюдов и около 70 иных музыкальных произведений. В его игре виртуозность сочеталась с поэтичностью и драматизмом. Таким образом, любовь к природе, человеку, преклонение перед ним, а затем и их обожествление направляли творческое вдохновение художника. Романтики стремились к постижению духовного, они разуму противопоставляли чувство, пламенное воображение, свободную игру фантазии. Свобода – бог данной эпохи, благодаря которой, по мнению романтиков, человек способен возвыситься над собой и окружающими.

вдохновение

симфония

ференц лист

гектор берлиоз

роберт шуман

фридерик шопен

романтизм

1.Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2005. 940с.

2.Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.607с.

3.Рубинштейн А.Г. Литературное наследие: В 3 т.Т.1. – М.: Музыка, 1986.222с.

4.Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006.495с.

5.Шевчук М. А. Романтизм в культуре и русской музыке первой половины XIX века. – СПб: Инфо-да, 2003.356с.

В статье исследуется проблема проявления музыкального романтизма в истории культуры Европы XIX века. Автор указывает на то, что музыка занимала особое место в эстетике романтизма, которая способна передать внутренний мир и чувства людей. В качестве одних из ярких представителей рассматривается творчество польского композитора-романтика Фридерика Шопена, который стремился отразить национальный дух польского народа. Темы свободы, любви к Родине, человеку были центральными для Шопена. Исследователи видят в его музыке огромное психологическое богатство духовного мира человека. Романтическое начало было ярко выражено и в творчестве Роберта Шумана, немецкого композитора, музыкального критика, которого по праву считают выразителем эстетики романтизма. Для текстов своих произведений Шуман выбирал творения лучших поэтов - романтиков своего времени. Такие темы как одиночество, трагическая любовь, скорбь и ирония становятся выражением романтического строя чувств. Представителем романтизма был также французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз. Берлиоз смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии, тяготел к театрализации симфонической музыки, к грандиозным масштабам сочинений. В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного симфонического романтизма. Именно в симфоническом жанре Берлиоз впервые раскрывает сложный и противоречивый мир романтического героя. Ференц Лист - венгерскоий композитор, пианист и дирижер, в творчестве которого отражены идеи романтизма. Он содействовал созданию многих музыкальных национальных школ. Его творческое наследие огромно. Так, им созданы оратория «Фауст-симфония», 13 симфонических поэм, 19 рапсодий, вальсов, этюдов и около 70 иных музыкальных произведений. В его игре виртуозность сочеталась с поэтичностью и драматизмом. Таким образом, любовь к природе, человеку, преклонение перед ним, а затем и их обожествление направляли творческое вдохновение художника. Романтики стремились к постижению духовного, они разуму противопоставляли чувство, пламенное воображение, свободную игру фантазии. Свобода - бог данной эпохи, благодаря которой, по мнению романтиков, человек способен возвыситься над собой и окружающими.

Ключевые слова: Романтизм, музыка, Фридерик Шопен, Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, соната, симфония, вдохновение.

Под «романтизмом» (пер. с франц. «romantisme») принято понимать идейное и художественное направление в европейской духовной культуре конца XVIII - первой половины XIX вв., пришедшее на смену классицизму. Переоценка общественных ценностей, разочарование в идеалах прошлого характерны для мировоззрения романтизма, обратившегося к судьбе человека в меняющемся мире. Основные черты романтизма: подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека; изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, свободной духом, непримиримой с миром, чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей; культ чувств, природы и естественного состояния человека; отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности; существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности, между которыми существует непоправимое несоответствие, что приводит художников - романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби»; обращение к народным сюжетам, фольклору; заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания.

Романтизм как явление культуры отличался исключительной многогранностью, проявив себя в форме особого направления в живописи, литературе, музыке и театре. Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX века, то в музыке существование романтизма было продолжительнее. Музыка занимала особое место в эстетике романтизма. Отвергая культ разума, романтики стремились воздействовать на чувства, а это лучше достигается музыкой. Не подражая никакой другой форме, музыка лучше всякого другого вида искусства способна выразить желание, настроение, сумятицу чувств, эмоциональные переживания, духовный мир человека . Бурное конфликтное развитие общества, нарастующий драматизм, а также тонкий лиризм личных чувств находили свое выражение в различных музыкальных жанрах человека . Основной для музыкального романтичекого искусства является проблема личности, ее конфликт с окружающим миром. На первом плане в музыкальной культуре романтизма выступает песня как жанр, более других подходивший для выражения сокровенных мыслей художника. В соответствии с этим подвергается изменениям вся система музыкальных жанров: отныне песня подчиняет себе оперу, симфонию, сонату, которые продолжают свое существование, но уже в интонационном наполнении. Интимно - доверительный тон высказывания преображает эти жанры, и они становятся более миниатюрными. На интонационную сторону музыки романтизма в целом влиял поэтический слог. Поэтому многие музыкальные жанры, появившиеся в XIX веке, обязаны своим происхождением поэзии, ее стихотворным формам, например, сонеты, песни без слов, ноктюрны, баллады. Великие имена музыкальной культуры Европы 19 века: Роберт Шуман и Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Фридерик Шопен, Франц Шуберт.

Творчество польского композитора-романтика Фридерика Шопена связано с традициями польского народа, со стремлением отразить национальный дух польского народа. Темы свободы, любви к Родине, человеку были центральными для Шопена. Образ Родины преобладает в произведениях композитора, что слышится в звучании его мазурок и полонезов. Композитор использует ритм и характер движения народных танцев для передачи довольно сложных чувств и создания разных музыкальных образов. Шопен создал новые жанры фортепьянной музыки: ноктюрны, фантазии, прелюдии, экспромты, а также романтические музыкальные миниатюры. В них передается тонкость и глубина чувств, мелодическая красота, яркая образность музыки, виртуозность и проникновенность, присущая исполнительскому мастерству Шопена. Польский композитор написал 2 концерта, 3 сонаты, 4 баллады, скерцо, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов и песен. Ф.Шопен в отличие от других композиторов создавал произведения только для фортепиано. Исследователи видят в его музыке огромное психологическое богатство духовного мира человека. «Трагизм, романтика, лирика, героическое, драматическое, фантастическое, задушевное, сердечное, мечтательное, блестящее, величественное, простота - вообще все возможные выражения находятся в его сочинениях…» . Романтическое начало было ярко выражено и в творчестве Роберта Шумана, немецкого композитора, музыкального критика, которого по праву считают выразителем эстетики романтизма. Роберт Шуман является создателем фортепьянных циклов («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пьесы», «Крейслериана»), лирико-драматических вокальных циклов, оперы «Геновена», оратории «Рай и Пери», а также многих других произведений. Цикл на стихи Гейне «Любовь поэта» представляет собой слияние музыки и поэзии, в нем нашли точное отражение поэтические образы, созданные великим поэтом, выражена романтическая ирония Шумана .Его сочинениям присущ романтический прорыв и страстность. Для текстов своих произведений Шуман выбирал творения лучших поэтов - романтиков своего времени. Такие темы как одиночество, трагическая любовь, скорбь и ирония становятся выражением романтического строя чувств. Идеи романтизма в музыке прослеживаются и в творчестве известного австрийского композитора Франца Шуберта, создателя романтических песен, баллад, фортепьянных миниатюр, симфоний, отличающихся глубиной воплощения чувств. Музыке композитора присуще богатство мелодий, яркая образность, практически зримость музыкальных образов. Его наследие отличается огромным разнообразием различных музыкальных форм. Песни Шуберта представляют собой шедевры музыкальной миниатюры лирико - психологического содержания («Аве Мария», «Серенада», «Лесной царь»). Шубертом создано около 600 песен на стихи И.В. Гете, Ф. Шиллера, Г. Гейне, В.Скотта и Шекспира, которые отличаются тонкостью передачи неуловимой смены чувств одинокого, страдающего человека. «Песенность» слышится и в его симфонических произведениях, в частности, «Неоконченной симфонии», особенностью которой является новизна построения (она имеет две части вместо четырех), задушевность, доверительность и контрастность музыкальных образов.

Представителем романтизма был также французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз, которому принадлежат музыкальные произведения «Фантастическая симфония», «Реквием», «Траурно-триумфальная симфония», опера - дилогия «Троянцы». Берлиоз смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии, тяготел к театрализации симфонической музыки, к грандиозным масштабам сочинений. Так, на улицах Парижа он разучивал с народом революционные песни, в частности, обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного симфонического романтизма. Именно в симфоническом жанре Берлиоз впервые раскрывает сложный и противоречивый мир романтического героя. Ференц Лист - венгерскоий композитор, пианист и дирижер, в творчестве которого отражены идеи романтизма. Он содействовал созданию многих музыкальных национальных школ. Его творческое наследие огромно. Так, им созданы оратория «Фауст-симфония», 13 симфонических поэм, 19 рапсодий, вальсов, этюдов и около 70 иных музыкальных произведений. В его игре виртуозность сочеталась с поэтичностью и драматизмом. Лист придал оркестровое звучание фортепиано, превратив его из салонно - камерного инструмента в инструмент для массовой аудитории. Один из современников композитора следующим образом описывает исполнение Листа на одном из концертов: «Манера его игры была неистовой, очень стремительной, однако, сквозь потоп мрачного вдохновения время от времени сверкали молнии гения… их можно было бы сравнить с золотыми звездами, непрестанно вырывающимися из чудовищного огня страсти» . Романтическое направление представлено в творчестве немецкого композитора, дирижера, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера. Он является автором оперных либретто, драм, музыкально - теоретических работ, исследований по истории искусства, статей по вопросам политики и философии. Широко известны такие его оперы, как «Риенци», «Тангейзер», «Летучий голландец», «Тристан и Изольда» и другие музыкальные произведения. Шпенглер О. пишет о Вагнере: «Краски звездной полуночи, тянущихся облаков, осени, жутко - унылых утренних сумерек, неожиданные виды залитых солнцем далей, мировой страх, близость рока, робость, порывы отчаяния, внезапные надежды, впечатления, которые ни один из прежних музыкантов не счел бы достижимыми, - все это он с совершенной ясностью живописует несколькими тонами одного мотива» .

Особенностью музыкантов прошлого было то, что они видели в сущности духовных основ музыки - ее будущее. Р.Вагнер, представляя искусство будущего как синтетическое, как мистерию, рассматривал природу музыки как путь от бессознательного к сознательному. Он видел данный процесс как жизненный путь художника - творца, отражающего мир. Эта тенденция продолжилась в романтизме, сформировавшем духовный образ «центрального человека мира», идеальную личность творца, гения.

Любовь к природе, человеку, преклонение перед ним, а затем и их обожествление направляли творческое вдохновение художника. Романтики стремились к постижению духовного, они разуму противопоставляли чувство, пламенное воображение, свободную игру фантазии. Свобода - бог данной эпохи, благодаря которой, по мнению романтиков, человек способен возвыситься над собой и окружающими. Заметим, что композиторы эпохи романтизма являются гордостью как европейской, так и мировой культуры.

Библиографическая ссылка

Магафурова Л.С. МУЗЫКАЛЬНЫЙ РОМАНТИЗМ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ XIX ВЕКА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17355 (дата обращения: 24.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Скрябина Светлана Анатольевна

МБОУ ДОД ДШИ г. Уварово, Тамбовской обл.

Преподаватель

Реферат

«Фортепианные произведения композиторов - романтиков»

Введение.

2. Романтизм в музыке.

4. Влияние романтического стиля на фортепианное творчество Ф. Листа.

5. Заключение.

6. Список литературы.

Введение.

Романтизм, как художественное течение, сформировался в конце XVIII, начале XIX веков сначала в литературе (в Германии, Великобритании и других странах Европы и Америки), затем в музыке и других видах искусства. Романтический стиль самобытен, фантастичен и возвышенный.

Эпоха романтизма сыграла огромную роль в развитии музыкальной культуры. Романтизм охватил все сферы культуры: философию, эстетику, театр, литературу, музыку и другие гуманитарные науки. В связи с различными национальными традициями и историческими аспектами, романтизм, развиваясь в разных странах, приобретал своеобразные национальные черты: у немцев - в мистике, у англичан - в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению, у французов - в необычных историях. Для романтического стиля характерно обращение к внутреннему миру человека, стремление к эмоциональности, этим определилось главенство литературы и музыки в романтизме.

Актуальность данной темы заключена в том, что Романтизм явился опорой для многих композиторов, и сыграл огромную роль в развитии музыкальной культуры, а также подтолкнул к развитию фортепианного творчества композиторов-романтиков.

Цель данной работы – определить основные черты романтизма и изучить их отражение в фортепианном творчестве композиторов – романтиков путём решения следующих задач:

  1. Рассмотреть основные черты романтизма;
  2. Выявить проявления романтизма в музыке;
  3. Изучить стилевые особенности романтизма в фортепианном творчестве;
  4. Охарактеризовать фортепианное творчество Ф. Листа.

Для воплощения в жизнь своих замыслов композиторы - романтики обращались к новым формам: фортепианные миниатюры, баллады, ноктюрны, полонезы, экспромты, лирические песни, большую роль приобрели программные произведения. Возникло более свободное применение сонатно-симфонической и вариационной форм, создание новых крупных одночастных форм – сонаты, концерта, симфонической поэмы, использование особых приёмов развития – лейтмотивов, монотематизма, вокальной декламации, колористичности.

1. Истоки романтизма и его черты.

В связи с буржуазной революцией во Франции изменились взгляды и идеи народа. Исторические события отложили свой отпечаток в душе каждого, кто оказался свидетелем революционных потрясений. Для художников, писателей и музыкантов стали близки идеи равенства, братства, свободы. Таким образом, завершилась эпоха Просвещения. Но новый общественный порядок не оправдал ожидания того общества и наступило разочарование и стало необратимым возникновение новой мировоззренческой системы – Романтизма.

Романтизм – это идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - первой половины 19века, пришедшее на смену классицизму. В содержании искусства, в движении эстетической мысли, в характере художественных образов происходят глубокие сдвиги.

В центре мира романтизма находится личность человека, устремленная к полной внутренней свободе, к совершенству и обновлению. Свое отношение к жизни, окружающему миру он выражает через лирику душевных переживаний и чувств. В лиризме художественных образов сказался поворот искусства, который направлял его развитие, связи с прошлым, движение в будущее.

Основой романтизма явилась концепция двоемирия (мира мечты и мира реального). Разлад между идеалом и действительностью, характерный и для предшествующих направлений, приобретает в романтизме необычайную остроту и напряжённость.

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм. Сдержанность и смирение были отвергнуты, им на смену пришли сильные эмоции, нередко доходящие до крайностей. У романтиков человеческая психология была облечена мистикой, в ней преобладали моменты иррационального, неясного, загадочного.

Романтики обращались к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Отвергая повседневную жизнь современного цивилизованного общества как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народные предания и народное творчество вообще.

Герой романтизма – это, прежде всего, индивидуалистический сверхчеловек. Человек для романтиков - малая вселенная, микрокосмос. Напряжённый интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к «ночной» её стороне, тяга к интуитивному и бессознательному - сущностные черты романтического искусства.

2. Романтизм в музыке.

Во втором десятилетии XIX века проявился музыкальный романтизм, который возник под влиянием литературного искусства. Это было исторически новое явление, хотя и обнаруживались глубокие связи с музыкальной "классикой". Изучая и исполняя произведения композиторов-романтиков, ощущается приподнятость душевного строя и возвышенность чувств, драматическая контрастность, углубленная патетика, искренний лиризм.

Родоначальниками эпохи романтизма являются такие композиторы как: Лист, Шопен, Шуман, Григ. В более поздний период зародился музыкальный "импрессионизм" Дебюсси, Равеля, Скрябина.

Фортепианные миниатюры Шуберта, "Песни без слов" Мендельсона, фортепианные циклы, ноктюрны, прелюдии Шумана, баллады Шопена - все это богатство преобразило старые жанры и формы, оно вошло в музыкальную сокровищницу мира и приобрело значимость в классической музыке.

Господствующее место занимает тема любви, именно это душевное состояние наиболее многосторонне и полно отражает все глубины и нюансы человеческой психики. Любовь человека к своему дому, к своему отечеству, к своему народу - сквозной нитью проходит через творчество всех композиторов - романтиков.

У романтиков образ природы, тесно и неразрывно переплетающийся с темой лирической исповеди. Подобно образам любви, образ природы олицетворяет душевное состояние героя, так часто окрашенное чувством дисгармонии с действительностью.

Тема фантастики нередко соперничает с образами природы и это порождено стремлением вырваться из плена реальной жизни. У композиторов романтической школы сказочные, фантастические образы приобретают национальную неповторимую окраску. Баллады Шопена вдохновлены Балладами Мицкевича, Шуман, Мендельсон, создают произведения фантастического гротескного плана, символизирующего как бы изнанку веры, стремящиеся переломить идеи страха перед силами зла.

Поздний период жизни и творчества последнего великого композитора-классика Людвига ван Бетховена совпал расцвет творчества первого великого композитора-романтика Франца Шуберта. Это знаменательное совпадение свидетельствует о тесной связи между классическим и романтическим музыкальным искусством. Несмотря на преемственную связь между двумя этими наследиями существуют важные различия, типичные для соотношения творчества композиторов-классиков и композиторов-романтиков. Главное различие - особый акцент в романтической музыке на воплощении мечтательных лирических и взволнованных лирико-патетических образов и настроений.

Композиторы-романтики стали проявлять большой интерес к национальному своеобразию отечественной музыки, а также музыки других народов. В связи с этим началось внимательное изучение народного музыкального творчества - музыкального фольклора. Одновременно усилился интерес к национальному историческому прошлому, к старинным легендам, сказаниям, преданиям, что явилось почвой для возникновения увлекательных фантастических образов. Овладевая новыми темами и образами, романтическая музыка усилила взаимодействие с романтической поэзией и романтическим театром. Это определило высокий расцвет в XIX веке романтической оперы - жанра, в котором происходит синтез всех видов искусства. Одна из самых ярких романтических опер - «Волшебный стрелок» немецкого композитора Карла Марии фон Вебера.

Романтическое музыкальное искусство выдвинуло многих выдающихся композиторов, которые нередко являлись также замечательными исполнителями-концертантами.

3. Стилевые особенности эпохи романтизма в фортепианном творчестве.

В стилистике музыки эпохи романтизма очень важную роль приобретают средства ладовые и гармонические. Первый из этих процессов - динамика - это насыщение аккордов в пьесах альтерациями и диссонансами, что обостряло их неустойчивость, усиливало напряжение, требовавшее разрешения в дальнейшей игре. Такие свойства исполнения произведений композиторов-романтиков выражало типичное для этого стиля "томление", поток "бесконечно" развивающегося чувства, что с особенной полнотой воплотилось в произведениях Шопена, Шумана, Грига. Разнообразие колоритности, красочности звука извлекались из натуральных ладов, с помощью которых подчеркивался народный или архаический характер музыки. При изображении фантастических, сказочных или причудливых образов огромная роль отводилась целотонной и хроматической гаммам.

В романтической мелодике действовали следующие тенденции: стремление к широте и непрерывность развития фразировки. У многих композиторов романтической эпохи в произведениях встречается "бесконечная мелодия" с огромными многотактовыми лигами. Особенно это прослеживается в произведениях Шопена, Чайковского, раннего периода 80х - 90х годов Рахманинова («Элегия», «Мелодия», «Романс», «Серенада» и другие его произведения).

Огромное значение при знакомстве с музыкой композиторов-романтиков имеет звукоизвлечение, чувство "стиля", здесь очень важно отметить, что в работе над фразировкой в той или иной пьесе необходимо, чтобы фразы подхватывали одна другую, цеплялись друг за друга, образуя гирлянды, но вместе с тем не наслаивались друг на друга.

Рассказывая о стилевых особенностях исполнения на фортепиано музыкальных произведений композиторов-романтиков, профессор Ленинградской консерватории В.Х.Разумовская писала: "Я борюсь с симметрией, стараюсь преодолеть метр и скрыть "синтаксические швы", благодаря такой фразировке и нюансировке получается текучесть и певучесть звука и легато чувств".

Необходимо в исполнении лирических произведений чувствовать дыхание, оно может ощущаться через прикосновение: полный воздуха фон, дышащие басы, аккуратная педаль.

О стилевых особенностях музыки Ф. Шопена Лист сказал следующее: "Его музыка напоминает цветок вьюнка, который покачивает своими венчиками на необычно тонком стебле. Эти венчики необыкновенной красоты из такой благоуханной и нежной ткани, что рвется при малейшем прикосновении". Шопен является "вершиной" исполнительского искусства эпохи романтизма.

Исполняя музыкальные произведения эпохи романтизма, нужно помнить, что для достижения нужного "звука" - бархатного и неземного необходим и особый дар и трудолюбие, и чувство стиля. Как говорил Нейгауз: "Звук - это святыня, берегите звук как золото, как драгоценность, он зарождается в предзвуковой атмосфере, его рождение - таинство, очень важно найти необходимую "меру звука".

На первый план выдвигается мелос. Мелодика обновляется интонационно и композиционно. Появляются два разных источника интонационного обновления: фольклор и речевые интонации. То, что отступает от классической нормы, прежде всего и привлекает внимание. У классицистов была речитация (ораторская), но у романтиков она более интимная, лирическая, открытая, эмоциональная.

5. Влияние романтического стиля на фортепианное творчество Ф. Листа.

«Лист, как виртуоз, феномен из числа тех,

что являются однажды в несколько столетий»,

Писал Серов

В творчестве Ф. Листа фортепианные произведения составляют лучшую долю его творческого наследия.

Художественные индивидуальности Листа, как пианиста и композитора в сочетании помогли открыть новые пути в музыкальном искусстве.

Все свои помыслы, грёзы, страдания и радости он доверял фортепиано. И именно поэтому Лист раньше всего находил новые методы композиции и средства выразительности в области фортепианной музыке.

Ф. Лист был гениальным пианистом и своим исполнением мог убедить и увлечь тысячи слушателей. Так же и в композиторской практике добивался рельефного и доходчивого изложения музыкальных мыслей. С другой стороны, как непрестанно ищущий художник, одаренный гениальным творческим чутьем, он обновил весь строй и характер звучания фортепиано, сделав из него, по меткому выражению Стасова, «неведомую и неслыханную вещь - целый оркестр».

В современное исполнительство и творчество композитор привнёс Симфоническую трактовку фортепиано. Он в своих разработках добился мощного оркестрового звучания инструмента и обогатил его колористическими возможностями. В одном из писем Лист указывал, что цель его - «...приобщить дух пианиста-исполнителя к оркестровым эффектам и в ограниченных пределах фортепиано сделать чувствительными разнообразные инструментальные звуковые эффекты и оттенки». Лист осуществил это, насытив фортепианные произведения тембрами и мелодическим складом. В фортепианных пьесах Листа часто встречаются авторские указания – quasi tromba (как бы труба), quasi flauto (как бы флейта) и т.д., имитация виолончели (например, в «Долине Обермана»), валторны (этюд «Охота»), колокола («Женевские колокола»), органа и т.д. Лист расширил выразительные ресурсы пианизма, на первый план, выдвинув мощь, блеск и красочность звучания.

Ф. Лист открыл новые приёмы фортепианной техники. Он старался использовать все регистры фортепиано: применял басы, звучащие сочно и глубоко, мелодию переносил в средний, «виолончельный» регистр, а в верхнем регистре раскрывал прозрачное, кристально-чистое звучание. При сопоставлении регистров, композитор пользовался пассажами, он насыщал их аккордовыми комплексами в широком расположении. Лист широко использовал оркестровые эффекты тремоло, аккордовые трели или октавы martellato, для более выпуклой и броской передачи драматических или динамических моментов. Особое внимание он уделял распределению звукового материала между двумя руками, их переносу и переброске в разные регистры фортепиано. Среди других излюбленных Листом технических приемов пассажи октавами, двойными нотами, виртуозно используемую технику репетиций. Эти приемы повлияли на развитие многослойной фактуры «листовских» произведений. Их развитие дается в нескольких динамических и колористических планах, как в оркестровых сочинениях.

Лист, как великий реформатор фортепианной игры учил пианистов, чтобы они «привыкали делать акценты и группировать мотивы, выставляли вперед то, что важнее, и подчиняли ему менее важное, одним словом, ставили себе нормою оркестр».

Черты фортепианного стиля Листа сформировались не сразу, их можно разделить на четыре этапа. Первый этап (20-е - середина 30-х годов) связан с изучением возможностей фортепиано, с подражанием бравурной манере современных виртуозов, во втором (конец 30-х - 40-е годы), Лист вырабатывает индивидуальный стиль, обогащая свою технику и музыкальный язык новейшими достижениями композиторов-романтиков (Паганини, Берлиоз, Шопен). Третий этап (конец 40-х - 60-е годы) - вершина мастерства Листа - характеризуется оправданностью всех технических приемов требованиями выразительности и содержательности, отсутствием виртуозных «излишеств», четвёртый этап (70-80-е годы) ознаменован новыми исканиями: отказ от монументальных замыслов, поиски камерного звучания, тонкой колористичностью.

Традиция «листовского» концертного пианизма получила развитие в искусстве А.Г. Рубинштейна, А. Зилоти и в особенности С. Рахманинова.

Заключение.

Романтизм как метод и направление в искусстве был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко найти черты, объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и Кипренского.

К важнейшим сферам творчества композиторов-романтиков относятся: лирика, фантастика, самобытность в исполнении характерных национальных мотивов (пример Э.Григ). Начиная с Шуберта и Вебера, композиторы вовлекают в общеевропейский музыкальный язык интонационные обороты старинного, преимущественно крестьянского фольклора своих стран.

Новое содержание музыки потребовало и новых выразительных средств. Это, прежде всего огромное мелодическое богатство, а также мелодическая насыщенность развитого фактурного изложения, возросшая сложность и красочность гармонического языка.

Список литературы.

  1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. ― М.: Академия, 2004. ― 336 с.
  2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. ― М.: ВЛАДОС, 2000. ― 336 с.
  3. Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. - М.: Музыка, 2004.
  4. Друскин, М.С. История зарубежной музыки. Выпуск 4: Вторая половина 19 века / М.С. Друскин. ― СПб.: КОМПОЗИТОР-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2007. ― 632 с.
  5. Жабинский, К.А. Энциклопедический музыкальный словарь / К.А. Жабинский. ― М.: Феникс, 2009. ― 474 с.
  6. Лебедева, О.В. Развивающее музыкальное образование / О.В. Лебедева. ― Кострома: КГУ, 2001. ― 69 с.
  7. Минакова, А.С. Минаков, С.А. История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления / А.С. Минакова, С.А. Минаков. ― М.: Эксмо, 2010. ― 544 с.

Холопова, В.Н. Теория музыки: Мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопова. ― М.: Лань