Компьютерная певица из японии. Восходящая голограмма шоу-бизнеса. Что такое «Вокалоид»

Сегодня 16-летняя японская певица Хатсуне Мику дала очередной триумфальный концерт в Токио. Мы бы вряд ли стали об этом рассказывать, если бы девушка была настоящей. Но она полностью синтезирована компьютером, включая внешность, голос и танцы. Даже саму ее фигуру во время концертов рисуют лазерами в воздухе.

Раскрутить новую звезду японским электронщикам и продюсерам удалось буквально за несколько недель. И теперь мировой шоу-бизнес гадает: может быть, это и есть будущее? И живые исполнители больше не нужны?

Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов тоже попытался понять.

Она появляется из-под сцены, и сотни фанатов взрываются воплями восторга. Первая в мире звезда-голограмма, у которой все синтетическое, а не только какие-то части. Хатсуне Мику!

Армия поклонников виртуальной певицы стремительно растет. Сначала это были только японцы, а теперь, судя по блогам и продажам ее музыки в Интернете, еще и американцы, австралийцы, европейцы.

Технология, которая позволяет синтезировать пение, когда в компьютер закладываешь текст, существовала давно. Но в этом проекте она, во-первых, была усовершенствована, а, во-вторых, для создания образа объединились художники, композиторы и несколько настоящих певиц, которые отдали тембры своих голосов.

Саки Фудзита, певица: «Мне не важно, что ее, виртуальную, любят и знают больше, чем меня, настоящую. Главное, звучит здорово и людям нравится!»

Клипами Хатсуне Мику уже полон «Ютьюб» (YouTube), причем фанатскую любовь подстегивает то, что у программы «Вокалоид», которая синтезирует ее голос, есть бесплатная упрощенная версия, и фактически пользователи Интернета могут сами спеть ее голосом все, что захотят. Тут есть даже финская полька в исполнении новой звезды.

Хироюки Ито, руководитель проекта по созданию виртуальной певицы: «Мику откроет новые возможности для композиторов, художников и музыкантов по всему миру, ведь компьютерный синтез позволит им воплощать свои идеи без проблем, связанных с продюсером, деньгами и поисками реального исполнителя».

Музыкальный критик Борис Барабанов смотрит запись японского шоу с любопытством, но без восторга. Говорит, что идея звучит привлекательно, но настоящим кумиром надолго может стать только реальный исполнитель. К придуманному быстро пропадает интерес.

Борис Барабанов, музыкальный обозреватель издательского дома «Коммерсант»: «Есть Garillaz, есть эти японские персонажи. Можно еще вспомнить какую-нибудь нашу Масяню или Глюкозу, которая поначалу тоже была чисто мультипликационным персонажем. Просто один из видов аттракционов, это одна из форм поп-культуры, но она не заменит живое общение».

Первая российская виртуальная певица Глюкоза вспоминает, что по тем же причинам быстро превратилась в настоящую Наталью Ионову.

Наталья Ионова (Глюкоза), певица: «Нарисовали один клип, второй. Зритель стал гадать, всем, конечно, хотелось посмотреть, кто же поет, как же она выглядит на самом деле. Оживление проекта и выхода конкретно меня на сцену было неизбежно».

Впрочем, технологии развиваются. Синтезированный голос все реальнее, трехмерные пляски тоже. А как все это выгодно для боссов шоу-бизнеса! Такая звезда никогда не потребует поднять ей зарплату, не будет капризов, детей, мужей, проблем с алкоголем. Хотя для пиара, наверное, все это тоже придумают.

Год выхода: 2019

Жанр: махо-сёдзё, драма, музыкальный

Тип: ТВ

Количество серий: 13 (25 мин.)

Описание: Мира людей, каким он был на протяжении веков, уже не существует. Всюду снуют жуткие монстры. Они разрушают все, что было создано людьми, и мир кардинально меняется. Сами люди вынуждены были покинуть свои насиженные места. Цивилизация оказывается на грани тотального уничтожения. Это вопрос времени, но есть ещё одно обстоятельство, которое удерживает остатки мира и не позволяет им исчезнуть с лица Земли. И это особые способности группы лиц. Несколько человек обладают умением пробуждать мощные силы, заключенные в очень древних реликвиях. Этот способ пока не дает сбоя.

Звуковая частота, которую удается извлечь из реликвий, оказывает на монстров ощутимое влияние. Натиск оных удается сдерживать. Человечество получает передышку. Люди могут заняться кое-чем отдыхающим. Проходит концерт популярных исполнителей. И в разгар мероприятия происходит нападение монстров. Хибики Тачибана растерялась. Она не успела попасть в укрытие. Жизнь девушки висела на волоске, но спасло её появление Канаде. Обладательница сверхспособностей стала спасительницей школьницы. Хибики проникается личностью своей спасительницы. Будущее же предоставит девушкам массу приключений.

Мику Хацунэ (Hatsune Miku) – японская виртуальная певица, созданная компанией Crypton Future Media 31 августа 2007 года. Для синтезации её голоса используется технология семплирования голоса живой певицы, а именно – программа Vocaloid компании Yamaha. Голосовым донором послужила японская сейю Саки Фудзита. Впервые была выпущена на движке Vocaloid2, позже добавлен Append (Sweet, Dark, Soft, Light, Vivid, Solid), также была перевыпущена на движке Vocaloid3. Диски с песнями Мику завоёвывали первые позиции в японских чартах. Также, благодаря технологии лазерной 3D-голографии, она даёт и живые концерты.

Мику Хацунэ 16 лет, при росте 1 м 58 см она весит 42 кг. Цвет волос и глаз – зелёно-голубой.

Имя Хацунэ Мику состоит из трех слов: Первая (Хацу), Звук (Нэ) и Будущее (Мику). Приблизительно это можно перевести как «Первый Звук из Будущего».

Для того, чтобы понять все аспекты появления Мику, нужно уяснить тот факт, что сначала она появилась как некий талисман программы Вокалоид, и только потом, с возрастанием популярности, отправилась в «свободное плавание», став наполовину самостоятельным персонажем, оставаясь, тем не менее, маскотом Vocaloid. Теперь об этом подробнее.

Программа Vocaloid по сути является синтезатором человеческого пения. Поначалу она не пользовалась популярностью, пока компания Crypton Future Media не решила создать для продуктов следующего поколения официального маскота (маскот – любой узнаваемый персонаж, олицетворяющий собой школу, спортивную команду, сообщество, воинское подразделение, мероприятие или бренд). Само собой, маскот от Crypton должен был реализовать основную концепцию компании – петь. Таким образом родилась Хацуне Мику.

Задача придумать изображение Мику была дана художнику Кей Гаро. Когда Кей взялся за внешность Хацуне, его единственными ориентирами было то, что она андроид и ее цветовая схема должна основываться на сигнатурах бирюзового цвета синтезатора Yamaha. Первоначально Мику могла иметь различные прически, но Кей остановился на косичках после перебора различных вариантов. Компания Crypton официально создала «паспорт» Мику. Однако, в нем содержатся лишь ее физические и технические параметры. Специалисты Crypton решили не прорабатывать личностные характеристики Мику, что позволяет им теперь создавать ситуативные черты, которые лучше всего подходят к той или иной песни или концерту.

Каждый новый голос для программы Vocaloid создавался на основе голосов живых певцов и певиц. Те перед микрофоном повторяли все звуки, которые затем программа должна была складывать в песни, подобно тому, как складывают мозаику из кусочков. Но простое механическое складывание звуков не сможет дать хорошего результата и «достоверного» пения.

Программа Vocaloid, кроме сопряжения звуковых фрагментов, умеет автоматически или в ручном режиме изменять по ходу песни множество параметров голоса - от высоты тона до вибрато. Благодаря этому, например, Vocaloid способен брать более высокие ноты, чем человек, давший ему свой голос.

Начальные продажи Vocaloid под «патронатом» маскота Хацунэ Мику были настолько высоки, что возможности Crypton даже отставали от спроса. В первые 12 дней продаж было продано около 3000 копий программы. В мировом масштабе это приблизительно одна из 250 продаж в индустрии музыкального программного обеспечения. 12 сентября 2007 года Amazon.co.jp сообщила о продажах Хацунэ Мику на общую сумму 57 500 000 иен, что делало ее номер один по продажам программного обеспечения того времени.

Несмотря на то, что английская версия программы так и не появилась, и Хацунэ Мику поет только на японском, певица становится популярной и в англоязычном мире. Она, например, открывала концерты Lady Gaga во время ее мирового турне в 2014 году.

В 2007 г. в Японии родилась певица, которая не отменяет концерты по причине болезни, потому что вообще не болеет. Все эти 10 лет она не ест, не спит и при этом не устаёт. К тому же работает на своих создателей, не получая при этом гонораров, хотя только за первые 5 лет своей жизни принесла своим владельцам более чем 10 млрд японских иен, или 120,3 млн долл. Она выступала в вечернем шоу Дэвида Леттермана на американском ТВ и на разогреве у Леди Гага , но при этом не даёт интервью и автографов. И ей всегда будет 16 лет. Дело в том, что одну из самых популярных (уже не только в Стране восходящего солнца, но и в некоторых других странах мира) поп-звёзд Хацунэ Мику создали при помощи компьютерных технологий. Она — мультяшный персонаж, а точнее — вокалоид.

Так называют виртуальных исполнителей, нарисованных в традициях японской анимации аниме и поющих при помощи одноимённой (Vocaloid) компьютерной программы, разработанной компанией «Ямаха». У Хацунэ Мику порядка 70 виртуальных «братьев и сестёр»: Прима, Соника, Лили, Мерли, Кибер Дива . Есть даже вокалоид Катюша , созданная пока только в качестве прикола (в Сети гуляет видеоролик, где она исполняет «Катюшу» на русском с сильным японским акцентом). Но самая известная и популярная, конечно, Хацунэ Мику.

В её раскрутку вложены серьёзные деньги. Её образ задействован в рекламе, компьютерных играх, анимационных фильмах, комиксах, она продаётся в виде игрушечной куклы. Самое поразительное — она даёт концерты, на которых всегда аншлаги. За 10 лет Хацунэ дала всего 50 концертов по всему миру. Поскольку выступает она нечасто, её концерт — всегда событие для поклонников.

Выступление виртуальной артистки — сложное с точки зрения техники зрелище, в котором музыканты на сцене играют на живых музыкальных инструментах, а вокалистка Хацунэ проецируется при помощи 3D-проекторов на экран, установленный на сцене. Изображение певицы получается объёмным. Певица-голограммма не фальшивит, не общается со зрителями, а отрабатывает концерт, как заведённая компьютерная кукла. Но это не смущает зрителей — они аплодирует ей с диким восторгом. «Думаю, что популярность Хацунэ Мику базируется на том, что она может петь в любом стиле (рок, поп, опера, японские романсы — энка и даже любительские песни) и у неё широкий вокальный диапазон, которым не обладает ни один живой артист в мире», — сказала «АиФ» японка, сотрудница Дальневосточного федерального университета Ясуэ Ямана .

Благодаря доступности программы «Вокалоид» (стоимость последней, 4-й версии всего 10 тыс. руб.), в репертуаре Хацунэ Мику 100 тыс. песен в разных жанрах. Любой человек, освоивший программу «Вокалоид», пополняет репертуар певицы.

Что такое «Вокалоид»?

Программа «Вокалоид» синтезирует живой человеческий голос из вокальных фрагментов, взятых у живых исполнителей-«доноров» (или «сэйю» по-японски — актёры озвучки). «Донорами» голоса для вокалоидов могут быть как популярные в Японии исполнители, так и известные лишь узкому кругу японские актёры. Но чаще всего «доноры» предпочитают оставаться анонимными. Свой голос Хацунэ Мику подарила японская актриса озвучки Саки Фудзита .

Создатели максимально «оживили» поп-звезду, помимо возраста наделив её даже весом и ростом. Она весит 42 кг при росте 142 см. Японский пользователь, скрывающийся под ником Negipoyoc, разработал программу (MikuMikuSoine), позволяющую поклонникам даже спать (не заниматься сексом) вместе с Хацунэ Мику. Всё это, конечно, условно. Не условны только бешеные деньги, которые Хацунэ приносит создателям и при этом не капризничает, как живые артисты. Не это ли будущее шоу-бизнеса? Имя певицы так и расшифровывается: «хацу» — «первый», «нэ» — «звук», «мику» — «будущее», то есть «первый звук будущего». Ведь как удобно — нарисовал артиста на компьютере, записал с помощью программы «Вокалоид» его песни и отправил новую звезду в гастрольный чёс по городам и весям. Ну и что, что артист не имеет души, зато поёт круче любых живых исполнителей.

Идея создания виртуального артиста, конечно, ненова. Можно вспомнить фильм «Кто подставил кролика Роджера» (1988 г.), в котором наряду с обычными живыми актёрами «сыграл» мультяшный кролик Роджер. Или научно-фантастическую киноленту «Симона» (2002 г.) с Аль Пачино , где по сюжету режиссёр Тарански с помощью компьютерной программы создаёт виртуальную актрису Симону, которая становится безумно популярной. Не вытеснят ли вокалоиды со временем живых артистов, если их всё больше будут популяризировать и они будут приносить огромные деньги?

Сначала Хацунэ Мику завоевала Японию, на очереди завоевание США, Мексики и Китая.

Подивились и забыли?

«Люди ходят на шоу Хацунэ Мику по той же причине, по которой ходят посмотреть на себя в аттракционе кривых зеркал или покататься на колесе обозрения, — заявил „АиФ“ музыкальный продюсер Леонид Бурлаков , приложивший руку к раскрутке „Мумий Тролля“ и Земфиры . — Можно также сравнить интерес к ней с феноменом Tokyo Hotel. Песен не было, но был „живой инопланетянин“, на которого все хотели посмотреть. Посмотрели, подивились и... забыли. А чтобы заменить живых артистов, нужны реальный талант, песни. Так как за спиной у этой артистки-голограммы стоят те же композиторы, которые пытались сначала продавить свою музыку с живыми вокалистами, и, видимо, не очень получалось, они решили использовать эту технологию. Очередной Курт Кобейн (вокалист и гитарист группы „Нирвана“) или Земфира выметут из головы слушателей весь этот псевдоновый технологический продукт с помощью всего одной настоящей песни».

Как знать? Ведь существует шоу с Майклом Джексоном в виде голограммы. Те, кто не видел выступление поп-короля, когда он был жив, с удовольствием ходят на эти представления. А между тем в апреле 2017 г. в Токио планируется постановка первого вокалоид-балета «Dr. Coppelius» с Новым японским филармоническим оркестром, где не будет ни одного живого балетного артиста. Может быть, придут времена, когда любого любимого артиста можно будет заказать на дом в виде виртуальной голограммы. И это будет гораздо дешевле, чем сходить на его живой концерт.

Аниме про рок-группу или метал является относительно редким жанром, если брать во внимание всю анимационную индустрию целиком. Хотя сама составляющая музыкального жанра довольно-таки часто присутствует в сериалах, интересную история о певце или гитаристе можно увидеть не часто. Рассмотрим на наиболее популярных и интересных представителей этого интересного жанра.

BECK: Mongolian Chop Squad (Бек)

Танака Юкио обычный школьник, который не имеет каких-либо ярких увлечений и не стремится к чему-либо. Случайная встреча с Минами Рюсукэ меняет всю его жизнь. Рюсуке мечтает создать свою рок-группу и на пути к своей цели набирает команду, в которую неуверенно и постепенно вливается Юкио, не занимавшегося до этого роком и вообще музыкой.

Аниме сосредоточенно на неспешном и медленном становлении рок-группы и совершенствовании главного героя как певца и гитариста, где основою часть повествования можно разделить на репетиции и концерны, школьную жизнь и внутренние конфликты группы. Одно из лучших музыкальных аниме

Detroit Metal City (Детройт, город метала)

Пародийное аниме про метал от студии Studio 4°C. Соити Нэгиси - безобидный юноша и примерный сын, мечтающий стать поп-певоцом. Однако, приехав к большой город, после окончания студенческой жизни обстоятельства заставляют его выступать в роли вокалиста дет-метал группы. Так примерный Соити в обычный жизни, на сцене превращается в великого и ужасного Краузера-саму - воплощение адского короля метала, который является идолом среди японских фанатов дес-матела. В надежде когда-нибудь стать известным попсовым певцом, Нэгиси ничего не остается кроме как продолжать свою музыкальную карьеру в набравшей известность группе - DMC (Detroit Metal City), сочиняя абсурдные и жесткие тексты песен и выступая на сцене в ужасающем гриме.

Отличное пародийный сериал, одно из лучших в свое жанре аниме про рок-группы и метал. Жесткий и черный юмор, который будет воспринят не всеми, действительно заставляют смеяться. Абсурдные и нелепые повседневные ситуации, с которыми сталкивается Соити и разбирается с ними в лице Краузера-самы, являются одними из самых смешных в аниме.

NANA (Нана)

История о двух девушках с одинаковым именем Нана, которые по случайности знакомятся в поезде. Несмотря на то, что они разные, как огонь и вода, девушек объединяет музыка, без которой они не могут представить свою жизнь. Аниме повествует о героинях, их личной жизни и проблемах, взлетах и падениях.

Kaikan Phrase (Чувственные слова)

44-ех серийное седзе аниме про рок-группу. Аниме повествует о малознакомой уличной группе и пути ее становления в мире музыки и j-рока(японского рока). Неспешное повествование разбавленное личной жизнью главных героев, множеством повседневных проблем и конфликтов на протяжении всей истории.

The Legend of Black Heaven (Столоначальник Одзи)

Фантастическая музыкальная комедия. Главным действующим персонажем аниме является Танака Одзи - обычный офисный планктон, который терпеть не может свою работу. А еще у него постоянно гнетущая его жена и небольшого возраста сын. Переживая кризис среднего возраста Одзи вспоминает свое молодые дни, когда он был в рок-группе.

Однако, жизнь Танаки резко меняется с появлением очаровательной Лейлы - новой сотрудницы. Ведь красотка оказывается никем иным, как инопланетным агентом, которая должна завербовать протагониста. Ведь только звучание его гитары может остановить вражескую силу пришельцев, готовую стереть все живое с лица Земли.

K-On! (Кэйон!)

Аниме не про рок-группу, а про команду девчонок играющих более легкую музыку (что-то вроде поп-рока). Главные героини- школьницы, которые увлекаются игрой на музыкальных инструментах. Рицу Тайнака, в надежде сохранить клуб легкой музыки набирает команду единомышленниц, которые объединяются в единый коллектив и начинают репетировать.

Несмотря на то, что Кэйон не является аниме про рок или метал его стоит отнести в данный список хотя бы из-за редкости появления подобных сериалов как таковых. С другой стороны аниме является ничем иным, как прародителем жанра про девочек мило... (вставьте слово)